Шағын индустриялық аймақтарды құру және олардың жұмыс істеу ережесін бекіту туралы

Қазақстан Республикасы Индустрия және инфрақұрылымдық даму министрінің 2019 жылғы 3 қыркүйектегі № 693 бұйрығы. Қазақстан Республикасының Әділет министрлігінде 2019 жылғы 9 қыркүйекте № 19355 болып тіркелді.

      "Қазақстан Республикасындағы арнайы экономикалық және индустриялық аймақтар" 2019 жылғы 3 сәуірдегі Қазақстан Республикасының Заңы 11-бабының 20) тармақшасына сәйкес БҰЙЫРАМЫН:

      1. Қоса беріліп отырған шағын индустриялық аймақтарды құру және олардың жұмыс істеу ережесі бекітілсін.

      2. Қазақстан Республикасы Индустрия және инфрақұрылымдық даму министрлігінің Индустриялық даму және өнеркәсіптік қауіпсіздік комитеті:

      1) осы бұйрықты Қазақстан Республикасы Әділет министрлігінде мемлекеттік тіркеуді;

      2) осы бұйрық Индустрия және инфрақұрылымдық даму министрлігінің интернет-ресурсында орналастыруды қамтамасыз етсін.

      3. Осы бұйрықтың орындалуын бақылау Қазақстан Республикасының Индустрия және инфрақұрылымдық даму министрлігінің жетекшілік ететін орынбасарына жүктелсін.

      4. Осы бұйрық алғаш ресми жарияланған күнінен кейін он күнтізбелік күн өткен соң қолданысқа енгізіледі.

      Министр Р. Скляр

      "КЕЛІСІЛДІ"

      Қазақстан Республикасының

      Қаржы министрлігі

  Қазақстан Республикасының
Индустрия және
инфрақұрылымдық
дамуының министрінің
2019 жылғы 3 қыркүйектегі
№ 693 бұйрығымен
бекітілген

Шағын индустриялық аймақтарды құру және олардың жұмыс істеу қағидалары

      Ескерту. Қағидалар жаңа редакцияда - ҚР Өнеркәсіп және құрылыс министрінің 01.08.2024 № 287 (алғашқы ресми жарияланған күнінен кейін күнтізбелік он күн өткен соң қолданысқа енгізіледі) бұйрығымен.

1 тарау. Жалпы ережелер

      1. Осы шағын индустриялық аймақтарды құру және олардың жұмыс істеу қағидалары (бұдан әрі – Қағидалар) "Қазақстан Республикасының арнайы экономикалық және индустриялық аймақтар туралы" Қазақстан Республикасы Заңының (бұдан әрі – Заң) 11 бабының 20) тармақшасына сәйкес әзірленді және шағын индустриялық аймақтарды құру және олардың жұмыс істеу тәртібін айқындайды.

      2. Қағидаларда келесі негізгі ұғымдар қолданылады:

      1) әлеуметтік-кәсіпкерлік корпорация (бұдан әрі – өңірлік институт) – облыстардың, республикалық маңызы бар қалалардың, астананың жергілікті атқарушы органдарының шешімі бойынша құрылған, акцияларының бақылау пакеті мемлекетке тиесілі, өңір экономикасының дамуына жәрдемдесуді жүзеге асыратын акционерлік қоғам нысанындағы өңірлік даму институты;

      2) жергілікті атқарушы орган (әкімдік) – өз құзыреті шегінде тиісті аумақта жергілікті мемлекеттік басқаруды және өзін-өзі басқаруды жүзеге асыратын, облыстың, республикалық маңызы бар қаланың және астананың, ауданның (облыстық маңызы бар қаланың) әкімі басқаратын алқалы атқарушы орган;

      3) комиссия – консультативтік-кеңесші орган ретінде өңірлік үйлестіру кеңесінің базасында тиісті жергілікті атқарушы органның шешімімен бекітілген және жұмыс істейтін шағын өнеркәсіптік аймақтарды құру және олардың жұмыс істеуі жөніндегі комиссия;

      4) шағын индустриялық аймақ – шағын және орта кәсіпкерлік субъектілерін орналастыру үшін инженерлік-коммуникациялық инфрақұрылыммен және пайдалануға берілген өндірістік және өзге де үй-жайлармен (шағын өнеркәсіптік аймақтар) қамтамасыз етілген аумақ;

      5) шағын өнеркәсіп аймағын құруға өтініш беруші (бұдан әрі – өтініш беруші) – шағын өнеркәсіп аймағын құруды жүзеге асыратын кәсіпкерлік субъектісі;

      6) шағын өнеркәсіптік аймақтың резиденті – шағын өнеркәсіптік аймақтың аумағында өңдеуші өнеркәсіпте кәсіпкерлік қызметті жүзеге асыратын шағын немесе орта кәсіпкерлік субъектісі.

      3. Шағын индустриялық аймақтар пайдалануға берілген дайын өндірістік үй-жайлардың (шағын өнеркәсіптік аймақтардың) учаскелерінде құрылады, олар Қазақстан Республикасының заңнамасына сәйкес шағын және орта кәсіпкерлік субъектілеріне беріледі.

2 тарау. Шағын индустриялық аймақтарды құру тәртібі

      4. Шағын индустриялық аймақты құру туралы ұсынысты жергілікті атқарушы органға өңірлік кәсіпкерлер палатасы немесе мемлекеттік немесе мемлекеттік емес заңды тұлға шағын индустриялық аймақты құру тұжырымдамасын қоса бере отырып енгізеді.

      5. Шағын индустриялық аймақты құру тұжырымдамасы мыналарды қамтиды:

      1) шағын индустриялық аймақты құру мақсаттары;

      2) шағын индустриялық аймақ жобаларын іріктеу критерийлерінің тізбесі;

      3) болжалды қаржылық-экономикалық және әлеуметтік салдары;

      4) шағын индустриялық аймақтың орналасу схемасы;

      5) әрбір компонент және тікелей және түпкілікті нәтижелерге қол жеткізу мүмкіндігі бөлінісінде іс-шараларды іске асыруға қаржыландыру көлемін есептеу;

      6) шағын индустриялық аймақты дамыту жоспарының жобасы.

      6. Өңірлік үйлестіру кеңесі (бұдан әрі – ӨҮК) ұсыныс тіркелген күннен бастап 10 (он) жұмыс күні ішінде тұжырымдаманы қарау негізінде шағын индустриялық аймақты құрудың орындылығы туралы ұсыныс шығарады.

      7. Шағын индустриялық аймақты құру туралы шешімді ӨҮК оң шешімінен кейін жергілікті атқарушы орган қабылдайды.

      8. Шағын индустриялық аймақ құруды қаржыландыру шағын өнеркәсіптік аймақтар құрылысын қаржыландыру есебінен жүзеге асырылады.

      9. Жергілікті атқарушы орган шағын индустриялық аймақ құрылған сәттен бастап 10 (он) жұмыс күні ішінде бұл туралы бірыңғай үйлестіру орталығын хабардар етеді.

      10. Шағын индустриялық аймақты құру үшін жер учаскелерін беру индустриялық аймақтарды құру үшін жер учаскелерін беру тәртібін реттейтін Қазақстан Республикасы Жер кодексінің нормаларына сәйкес жүзеге асырылады.

3-тарау. Шағын индустриялық аймақтардың жұмыс істеу тәртібі

      11. Шағын индустриялық аймақ құрылатын мемлекет меншігіндегі жер учаскелері Қазақстан Республикасының жер заңнамасына сәйкес шағын индустриялық аймақтың басқарушы компаниясына уақытша өтеулі жер пайдалануға (жалға алуға) беріледі.

      12. Шағын индустриялық аймақ құрылатын жер учаскелері жергілікті бюджет және (немесе) Қазақстан Республикасының жер заңнамасында тыйым салынбаған өзге де көздер есебінен инфрақұрылым объектілерімен қамтамасыз етіледі.

      13. Дайын өндірістік үй-жайларды салуды немесе реконструкциялауды қаржыландыру тәртібі осы қағидалардың 4-тарауымен реттеледі.

4-тарау. Шағын және орта кәсіпкерлік субъектілері үшін өндірістік және өзге де ғимараттарды (үй-жайларды) құру тәртібі

      14. Шағын өнеркәсіптік аймақтар шағын және орта кәсіпкерлік субъектілері үшін өндірістік және өзге де ғимараттар (үй-жайлар) бола отырып, шағын индустриялық аймақтардың бөлігі болып табылады және мынадай мақсаттарда құрылады:

      1) шағын және орта бизнес субъектілерін инфрақұрылымдық қолдау, жаппай кәсіпкерлікті дамыту үшін оңтайлы орта құру;

      2) шағын өнеркәсіптік аймақтар базасында бәсекеге қабілетті өнеркәсіптік өндірістерді құру және дамыту;

      3) жұмыспен қамтуды қамтамасыз ету және жергілікті халықтың табысын арттыру;

      4) өңірдің және елдің экономикасындағы шағын және орта кәсіпкерліктің үлесін арттыру арқылы экономикалық ортаны тұрақтандыру;

      5) салық базасын ұлғайту.

      15. Шағын өндірістік аймақтар келесі жолдармен құрылады:

      1) жаңа өндірістік үй-жайлар салу;

      2) өтініш берушінің балансындағы тоқтап тұрған өндірістік үй-жайларды реконструкциялау;

      3) өтініш берушінің балансындағы қолданыстағы өндірістік үй-жайды немесе жылжымайтын мүлік объектілерінің кешенін кеңейту.

      16. Шағын өнеркәсіптік аймақтар өтініш берушінің меншігіндегі не өтініш берушіге тиесілі жер учаскелерінде, оның ішінде арнайы экономикалық аймақтардың, республикалық немесе өңірлік маңызы бар жеке не мемлекеттік индустриялық аймақтың аумақтарында жер пайдалану құқығы негізінде құрылады.

      Шағын өнеркәсіптік аймақты құру үшін жер пайдалану құқығының қолданылу мерзімінен артық қаржыландыру мерзімі жер пайдалану құқығын берген жергілікті атқарушы органның келісімі бойынша ғана берілуі мүмкін.

      17. Шағын өнеркәсіптік аймақ:

      1) белгіленген шекаралары бар аумақ;

      2) құрылыс болған жағдайда және жаңа шағын өнеркәсіптік аймақтарды салу, сондай-ақ оның ауданы кемінде 1500 (мың бес жүз) шаршы метр жылжымайтын мүлік объектілерінің қолданыстағы кешенін кеңейту кезінде;

      3) шағын өнеркәсіптік аймақтардағы өндірістік үй-жайлардың ауданына қарамастан, алаңның кемінде 80% шағын өнеркәсіптік аймақтардың әлеуетті резиденттерін орналастыру үшін берілуге тиіс;

      4) ауыртпалықтар (несие ұйымының кепілін қоспағанда) мен заңды талаптардың болмауымен пайдалануға жарамды;

      5) елді мекенге тікелей жақын жерде немесе көлікке қол жетімділігі бар жерде орналасқан.

      18. Шағын өнеркәсіптік аймақтарды құру осы Қағидаларға 1 қосымшаға сәйкес нысан бойынша шағын өнеркәсіптік аймақты құру туралы өтініш (бұдан әрі – Өтініш) түрінде ресімделетін шағын өнеркәсіптік аймақты құруға мүдделі өтініш берушінің бастамасы бойынша шағын өнеркәсіптік аймақты құру тұжырымдамасын (бұдан әрі – Тұжырымдама) қоса бере отырып, өңірлік институттың атына жүзеге асырылады.

      19. Шағын өнеркәсіптік аймақты құру тұжырымдамасы мыналарды қамтиды:

      1) шағын өнеркәсіптік аймақты құру мақсаттары;

      2) шағын өнеркәсіптік аймақтың әлеуетті жобаларының тізбесі (бар болса);

      3) шағын өнеркәсіп аймағын салуға қажетті қаржыландыру есебі;

      4) шағын өнеркәсіптік аймақтың орналасу схемасы;

      5) шағын өнеркәсіптік аймақ аумағының эскиздік жобасы.

      20. Өңірлік институт ұсынылған құжаттардың толықтығы мен дұрыстығына шағын өнеркәсіп аймағын құру туралы өтінішті қарайды және өтініш тіркелген күннен бастап 20 (жиырма) жұмыс күні ішінде мынадай іс-шараларды жүзеге асыру жолымен мәлімделетін шағын өнеркәсіп аймағын құрудың орындылығына талдау жүргізеді:

      1) өтініш келіп түскен күннен бастап 3 (үш) жұмыс күнінен аспайтын мерзімде шағын өнеркәсіптік аймақ құру ниеті және әлеуетті резиденттерді іздеу туралы өңірлік институттың ресми интернет ресурсында орналастыру;

      2) тиісті облыстың (қаланың) жергілікті атқарушы органы жүзеге асыратын кәсіпкерлік ортаны, инвестициялық ахуалды және жеке кәсіпкерлікті дамыту инфрақұрылымын талдау қорытындыларын салыстыру (зерделеу) жолымен әлеуетті резиденттерді іздеу;

      3) өңдеу өнеркәсібінің әлеуетті резиденттерінің тізімін олардың шағын өнеркәсіптік аймаққа қатысу ниеті туралы хаттарын қоса бере отырып қалыптастыру;

      4) шағын өнеркәсіптік аймақта өңдеу өнеркәсібіндегі салалық бағытқа байланысты әлеуетті резиденттердің сегменттелген орналасу схемасын жасау;

      5) құрылатын шағын өнеркәсіптік аймақта әлеуетті резиденттердің жобаларды іске асыруы үшін инженерлік-инфрақұрылымдық қуаттар туралы ақпарат дайындау;

      6) өңірдегі өндірістік үй-жайлардың нарықтық құнына салыстырмалы талдау жүргізу;

      7) өңірдегі өндірістік үй-жайлардың ағымдағы жағдайы бойынша, оның ішінде болуы, толтырылуы және бос алаңдары бойынша ақпарат дайындау.

      21. Жүргізілген талдау қорытындылары бойынша өңірлік институт талдау жүргізу аяқталғаннан кейін 3 (үш) жұмыс күні ішінде жергілікті атқарушы органның атына шағын өнеркәсіптік аймақты құрудың орындылығы туралы қорытындыны, Өтініш пен Тұжырымдаманы қоса бере отырып, хатпен ресімделетін ұсыныс енгізеді.

      Шағын өнеркәсіп аймағын құру туралы шешімді жергілікті атқарушы орган қабылдайды.

      Оң шешім өңірлік институтқа жазбаша растау Жолдау арқылы жүргізілген талдау қорытындылары бойынша шағын өнеркәсіп аймағында қажеттілік анықталған жағдайда қабылданады.

      Теріс шешім шағын өнеркәсіптік аймаққа қажеттілік болмаған жағдайда дәлелді бас тартуды өңірлік институттың атына жіберу жолымен қабылданады, бұл туралы өтініш беруші осындай шешім келіп түскен күннен бастап 3 (үш) жұмыс күні ішінде хабардар етіледі.

      22. Жергілікті атқарушы органның оң шешімі болған кезде өңірлік институт оң шешім алған күннен бастап 3 (үш) жұмыс күні ішінде шағын өнеркәсіп аймағын құру туралы оң шешімді қоса бере отырып, өтінішті Өнеркәсіпті дамыту қорының (бұдан әрі – кредиттік ұйым) мекенжайына, Өтініш пен Тұжырымдамамен жібереді.

      23. Кредиттік ұйым 20 (жиырма) жұмыс күні ішінде кредиттік ұйымның ішкі ережелеріне сәйкес өңірлік институттың өтінішін қарайды.

      24. Ұсынылған құжаттар топтамасы кредиттік ұйымның қаржыландыруды мақұлдау және кейінге қалдырылатын талаптарды орындауы туралы оң шешімі сәйкес және толық болған кезде, кредиттік ұйым 3 (үш) жұмыс күні ішінде өңірлік институтпен осы Қағидалардың 27-тармағында көзделген талаптармен шағын өнеркәсіптік аймақ құруға арналған қарыз шартын жасасады.

      25. Шағын өнеркәсіптік аймақты құруға арналған қарыз шартын жасасу кезінде өңірлік институт кредиттік ұйыммен қарыз шартын жасасқаннан кейін 5 (бес) жұмыс күні ішінде осы Қағидалардың 28-тармағында көзделген талаптарда өтініш берушімен қарыз шартын жасасады.

Параграф 1. Шағын өнеркәсіптік аймақтарды құруды қаржыландыру

      26. Шағын өнеркәсіп аймақтарын құруға арналған қарыз шартында кәсіпкерлік субъектілерінің 3%-ға одан әрі кредиттеу үшін жоба құнының кемінде 10% мөлшерінде араластыру шартымен ӘКК үшін сыйақы мөлшерлемесі – 1%. Бұл ретте кәсіпкерлік субъектілерінің жоба құнының кемінде 10% мөлшерінде өз қатысуы.

      27. Кредиттік ұйым өңірлік институтпен қарыз шартын жасасады, онда:

      1) қарыз валютасы – теңге;

      2) қаржыландыру мерзімі – 7 жылға дейін;

      3) жеңілдікті кезең – бірінші жыл (кредиттік ұйыммен келісім бойынша);

      4) қарызды өтеу тоқсан сайын жүргізіледі;

      5) қарыз шарты шеңберінде қаражат шағын өнеркәсіптік аймақтарды құруды қаржыландыру мақсаттарына ғана бағытталады;

      6) кредиттік ұйымның шешімі бойынша өтініш беруші кредиттік ұйымның талаптарына сәйкес келетін қамтамасыз етуді ұсынуы тиіс;

      7) қарыз шартының өзге де талаптары кредиттік ұйымның талаптарына сәйкес және/немесе тараптардың келісімі бойынша белгіленеді.

      28. Өңірлік институт өтініш берушімен қарыз шартын жасасады, онда:

      1) қарыз валютасы – теңге;

      2) қаржыландыру мерзімі – 7 жылға дейін;

      3) жеңілдік кезеңі – бірінші жыл;

      4) қарызды өтеу тоқсан сайын жүргізіледі;

      5) қарыз шарты шеңберінде қаражат шағын өнеркәсіптік аймақтарды құруды қаржыландыру мақсаттарына ғана бағытталады;

      6) өңірлік институттың талабы бойынша өтініш беруші өңірлік институттың талаптарына сәйкес келетін қамтамасыз етуді ұсынуға тиіс;

      7) қарыз шартының өзге де талаптары тараптардың келісімі бойынша белгіленеді.

Параграф 2. Шағын өнеркәсіптік аймақтардың жұмыс істеу тәртібі

      29. Шағын өнеркәсіптік аймақты жалға алу құнын алғашқы 7 (жеті) жылдағы Комиссия анықтайды, ол несие берушінің алдындағы шығындарды жабуға және шағын өнеркәсіптік аймаққа қызмет көрсетуге жеткілікті болуы керек.

      30. Жалдау ақысының құны өтініш беруші мен шағын өнеркәсіптік аймақтың әлеуетті резиденті арасындағы тұрғын емес үй-жайларды жалдау шартында көрсетіледі.

      31. Шағын өнеркәсіп аймағын құруға арналған қарыз шарты бойынша міндеттемелерді мерзімінен бұрын орындау тұрғын емес үй-жайларды жалдау шартының қолданылуына байланысты жалдау ақысының құнын өзгерту үшін негіз болып табылмайды.

      32. Шағын өнеркәсіптік аймақтың әлеуетті резиденті осы Қағидаларға 2 қосымшаға сәйкес шағын өнеркәсіптік аймақтың резиденті болуға өтінімді (бұдан әрі – өтінім) жергілікті атқарушы органның атына мынадай құжаттар топтамасын қоса бере отырып жібереді:

      1) заңды тұлғаны мемлекеттік тіркеу (қайта тіркеу) туралы анықтама (заңды тұлға үшін);

      2) мемлекеттік кірістер органында жүргізілетін берешектің жоқ (бар) екендігі туралы мәліметтер;

      3) жобаның бизнес-жоспары.

      33. Жергілікті атқарушы орган қоса берілген құжаттармен бірге әлеуетті резиденттің өтінішін алған күннен бастап 5 (бес) жұмыс күні ішінде өтінімде қамтылған мәліметтердің толықтығы мен дұрыстығын тексеруді жүзеге асырады және шағын өнеркәсіптік аймақтардың әлеуетті резиденттерінің тізіліміне енгізеді және жергілікті атқарушы органның ресми интернет-ресурсында орналастырады.

      34. Осы Қағидалардың 32 тармағына сәйкес ұсынылған құжаттар топтамасын қарау қорытындылары бойынша жергілікті атқарушы орган мынадай шешімдердің бірін қабылдайды:

      1) ұсынылған құжаттар топтамасы толық және дәйекті болған жағдайда, осы Қағидалардың 32 тармағына сәйкес құжаттар топтамасы қоса берілген өтініш шағын өнеркәсіптік аймақта инвестициялық жобаны іске асыруға шарт жасасу үшін өңірлік институттың атына және тұрғын емес үй-жайды жалдау шартын жасасу үшін өтініш берушіге осындай шешім шығарылған күннен бастап 2 (екі) жұмыс күні ішінде жіберіледі, сондай-ақ осы Қағидаларға 3 қосымшаға сәйкес шағын өнеркәсіптік аймақтар резиденттерінің тізіліміне енгізіледі;

      2) өтініш қабылданбаған жағдайда, мұндай өтініш 3 (үш) жұмыс күні ішінде дәлелді бас тартуды қоса бере отырып, әлеуетті резидентке жіберіледі.

      35. Өтінішті қабылдамау үшін шағын өнеркәсіптік аймақта инженерлік-коммуникациялық инфрақұрылымның аудандарының және/немесе қажетті қуаттарының болмауы негіз болып табылады.

  Шағын индустриялық
аймақтарды құру және олардың
жұмыс істеуі қағидаларына
1 Қосымша

Шағын өнеркәсіп аймағын құру туралы мәлімдеме

      ____________________________________________________

      (ұйымдық-құқықтық нысаны көрсетілген заңды тұлғаның толық атауы)

      шағын өнеркәсіп аймағын құру тұжырымдамасын қоса бере отырып осы өтінішті жолдайды:

      _________________________________________________________________________

                        (тұжырымдама)

      Заңды тұлға туралы мәліметтер:

      _______________________________________________________

      (заңды тұлғаның мекенжайы (орналасқан жері), салық төлеушінің бизнес-сәйкестендіру нөмірі,

      мемлекеттік тіркеуді жүзеге асырған органның орналасқан мекенжайын көрсете отырып,

      Заңды тұлғалардың бірыңғай мемлекеттік тізіліміне мәліметтерді енгізу фактісін

      растайтын құжаттың деректері, заңды тұлғаның байланыс деректері - телефон, факс нөмірі,

      электрондық пошта мекенжайы)

      Қосымшалар: _______ парақта ________ данада

      Ұсынылған мәліметтердің толықтығы мен дұрыстығына кепілдік береміз.

      Басшы ______________ /____________________

      (транскрипциясы бар қолтаңба)

      Бас бухгалтер (заңды тұлға үшін)__________ /__________________

      (транскрипциясы бар қолтаңба)

      Күні ______________________

      Мөр орны (бар болса)

  Шағын индустриялық
аймақтарды құру және олардың
жұмыс істеуі қағидаларына
2 Қосымша

Шағын өнеркәсіптік аймақтың резиденті болуға өтінім __________________ (шағын өнеркәсіптік аймақтың атауы)

      _________________________________

      (заңды немесе жеке тұлғаның атауы)

      сізден "_______________________________" (жобаның атауы) жобаны

      _____________________ шағын өнеркәсіптік аймақ аумағында іске асыру мүмкіндігін қарауды сұрайды.

      Қосымшалар:

      1) мемлекеттік тіркеу/қайта тіркеу туралы анықтама _________ парақта, ______ данада;

      2) мемлекеттік кірістер органында жүргізілетін берешектің жоқ (бар) екендігі туралы мәліметтер ______ парақта, _______ данада;

      3) жобаның бизнес-жоспары _______ парақта, _______ данада.

      Күні: "____"____________202_ жыл

      Мөр орны (бар болса)

      __________________

      Қолы

  Шағын индустриялық
аймақтарды құру және олардың
жұмыс істеуі қағидаларына
3 Қосымша

Шағын өнеркәсіптік аймақтар резиденттерінің тізілімі

Шағын өнеркәсіптік аймақтың атауы

Шағын өнеркәсіптік аймақтың заңды мекен-жайы

Меншігінде шағын өнеркәсіптік аймақ орналасқан заңды тұлғаның атауы

Шағын өнеркәсіптік аймақ резидентінің атауы

Тұрғын емес үй-жайды жалдау шартының нөмірі мен күні

1

2

3

4

5

6








Об утверждении Правил создания и функционирования малых индустриальных зон

Приказ Министра индустрии и инфраструктурного развития Республики Казахстан от 3 сентября 2019 года № 693. Зарегистрирован в Министерстве юстиции Республики Казахстан 9 сентября 2019 года № 19355.

      В соответствии с подпунктом 20) статьи 11 Закона Республики Казахстан от 3 апреля 2019 года "О специальных экономических и индустриальных зонах" ПРИКАЗЫВАЮ:

      1. Утвердить прилагаемые Правила создания и функционирования малых индустриальных зон

      2. Комитету индустриального развития и промышленной безопасности Министерства индустрии и инфраструктурного развития Республики Казахстан в установленном законодательством порядке обеспечить:

      1) государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан;

      2) размещение настоящего приказа на интернет-ресурсе Министерства индустрии и инфраструктурного развития Республики Казахстан.

      3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на курирующего вице-министра индустрии и инфраструктурного развития Республики Казахстан.

      4. Настоящий приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.

      Министр Р. Скляр

      "СОГЛАСОВАН"
Министерство финансов
Республики Казахстан

  Утверждены приказом
Министра индустрии и
инфраструктурного развития
Республики Казахстан
от 3 сентября 2019 года № 693

Правила создания и функционирования малых индустриальных зон

      Сноска. Правила - в редакции приказа Министра промышленности и строительства РК от 01.08.2024 № 287 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования)

Глава 1. Общие положения

      1. Настоящие Правила создания и функционирования малых индустриальных зон (далее – Правила) разработаны в соответствии с подпунктом 20) статьи 11 Закона Республики Казахстан "О специальных экономических и индустриальных зонах в Республике Казахстан" (далее – Закон) и определяют порядок создания и функционирования малых индустриальных зон.

      2. В Правилах используются следующие основные понятия:

      1) социально-предпринимательская корпорация (далее – региональный институт) – региональный институт развития в форме акционерного общества, созданный по решению местных исполнительных органов областей, городов республиканского значения, столицы, контрольный пакет акций которого принадлежит государству, осуществляющий содействие развитию экономики региона;

      2) местный исполнительный орган (акимат) – коллегиальный исполнительный орган, возглавляемый акимом области, города республиканского значения и столицы, района (города областного значения), осуществляющий в пределах своей компетенции местное государственное управление и самоуправление на соответствующей территории;

      3) комиссия – комиссия по созданию и функционированию малых промышленных зон, утвержденная и функционирующая решением соответствующего местного исполнительного органа, на базе регионального координационного совета, как консультативно-совещательный орган;

      4) малая индустриальная зона – территория, обеспеченная инженерно-коммуникационной инфраструктурой и введенными в эксплуатацию производственными и иными помещениями (малыми промышленными зонами) для расположения субъектов малого и среднего предпринимательства;

      5) заявитель на создание малой промышленной зоны (далее – заявитель) – субъект предпринимательства, осуществляющий создание малой промышленной зоны;

      6) резидент малой промышленной зоны – являющееся субъектом малого или среднего предпринимательства осуществляющее предпринимательскую деятельность в обрабатывающей промышленности на территории малой промышленной зоны.

      3. Малые индустриальные зоны создаются на участках, введенных в эксплуатацию готовых производственных помещений (малых промышленных зон), которые передаются субъектам малого и среднего предпринимательства в соответствии с законодательством Республики Казахстан.

Глава 2. Порядок создания малых индустриальных зон

      4. Предложение о создании малой индустриальной зоны вносится в местный исполнительный орган региональной палатой предпринимателей или государственным или негосударственным юридическим лицом с приложением концепции создания малой индустриальной зоны.

      5. Концепция создания малой индустриальной зоны включает следующее:

      1) цели создания малой индустриальной зоны;

      2) перечень критериев отбора проектов малой индустриальной зоны;

      3) предполагаемые финансово-экономические и социальные последствия;

      4) схему расположения малой индустриальной зоны;

      5) расчеты объема финансирования на реализацию мероприятий в разрезе каждого компонента и возможности достижения прямого и конечного результатов;

      6) проект плана развития малой индустриальной зоны.

      6. Региональный координационный совет (далее – РКС) в течении 10 (десять) рабочих дней со дня регистрации предложения выносит рекомендацию о целесообразности создания малой индустриальной зоны на основании рассмотрения концепции.

      7. Решение о создании малой индустриальной зоны принимается местным исполнительным органом после положительного решения РКС.

      8. Финансирование создания малой индустриальной зоны осуществляется за счет финансирования строительства малых промышленных зон.

      9. Местный исполнительный орган в течение 10 (десять) рабочих дней с момента создания малой индустриальной зоны информирует об этом единый координационный центр.

      10. Предоставление земельных участков для создания малой индустриальной зоны осуществляется в соответствии с нормами Земельного Кодекса Республики Казахстан, регулирующими порядок предоставления земельных участков для создания индустриальных зон.

Глава 3. Порядок функционирования малых индустриальных зон

      11. Земельные участки, находящиеся в государственной собственности, на которых создается малая индустриальная зона, предоставляются во временное возмездное землепользование (аренду) управляющей компании малой индустриальной зоной, в соответствии с земельным законодательством Республики Казахстан.

      12. Земельные участки, на которых создается малая индустриальная зона, обеспечиваются объектами инфраструктуры за счет местного бюджета и (или) иных не запрещенных законодательством Республики Казахстан источников.

      13. Порядок финансирования строительства или реконструкции готовых производственных помещений регулируются главой 4 настоящих правил.

Глава 4. Порядок создания производственных и иных зданий (помещений) для субъектов малого и среднего предпринимательства

      14. Малые промышленные зоны являясь производственными и иными зданиями (помещений) для субъектов малого и среднего предпринимательства являются частью малых индустриальных зон и создаются в следующих целях:

      1) инфраструктурной поддержки субъектов малого и среднего бизнеса, создания оптимальной среды для развития массового предпринимательства;

      2) создания и развития на базе малых промышленных зон конкурентоспособных промышленных производств;

      3) обеспечения занятости и повышение доходов местного населения;

      4) стабилизации экономической среды путем повышения доли малого и среднего предпринимательства в экономике региона и страны;

      5) увеличения налогооблагаемой базы.

      15. Малые промышленные зоны создаются путем:

      1) строительства новых производственных помещений;

      2) реконструкции простаивающих производственных помещений, находящихся на балансе заявителя;

      3) расширения действующего производственного помещения или комплекса объектов недвижимого имущества, находящихся на балансе заявителя.

      16. Малые промышленные зоны создаются на земельных участках, находящихся в собственности заявителя либо принадлежащий заявителю на основании права землепользования, в том числе на территориях специальных экономических зон, частной либо государственной индустриальной зоны республиканского или регионального значения.

      Срок финансирования для создания малой промышленной зоны более срока действия права землепользования может быть предоставлен только по согласованию с местным исполнительным органом, предоставившим право землепользования.

      17. Малая промышленная зона:

      1) имеет в наличии территорию с установленными границами;

      2) при наличии сооружения и строительства новых малых промышленных зон, а также расширении действующего комплекса объектов недвижимого имущества ее площадью не менее 1500 (тысяча пятьсот) квадратных метров;

      3) вне зависимости от площади производственных помещений в малых промышленных зонах, не менее 80% площади должны предоставляться для размещения потенциальных резидентов малых промышленных зон;

      4) пригодна к эксплуатации, с отсутствием обременений (за исключением залого кредитной организации) и юридических притязаний;

      5) располагается в непосредственной близости к населенному пункту либо в местности с налаженной транспортной доступностью.

      18. Создание малых промышленных зон осуществляется по инициативе заявителя, заинтересованного в создании малой промышленной зоны, оформляемой в виде заявления о создании малой промышленной зоны по форме согласно приложению 1 к настоящим Правилам (далее – Заявление) в адрес регионального института с приложением концепции создания малой промышленной зоны (далее – Концепция).

      19. Концепция создания малой промышленной зоны содержит:

      1) цели создания малой промышленной зоны;

      2) перечень потенциальных проектов малой промышленной зоны (при наличии);

      3) расчеты необходимого финансирования на строительство малой промышленной зоны;

      4) схему расположения малой промышленной зоны;

      5) эскизный проект территории малой промышленной зоны.

      20. Региональный институт рассматривает заявление о создании малой промышленной зоны на полноту и достоверность представленных документов, и в течение 20 (двадцати) рабочих дней со дня регистрации заявления проводит анализ целесообразности создания заявляемой малой промышленной зоны, путем осуществления следующих мероприятий:

      1) размещение на официальном интернет ресурсе регионального института о намерении создания малой промышленной зоны и поиске потенциальных резидентов в срок не более 3 (трех) рабочих дней со дня поступления заявления;

      2) поиск потенциальных резидентов путем сопоставления (изучения) итогов анализа предпринимательской среды, инвестиционного климата и инфраструктуры развития частного предпринимательства, осуществляемого местным исполнительным органом соответствующей области (города);

      3) формирование списка потенциальных резидентов обрабатывающей промышленности с приложением их писем о намерении в участии в малой промышленной зоне;

      4) составление сегментированных схем расположения потенциальных резидентов в зависимости от отраслевого направления в обрабатывающей промышленности в малой промышленной зоне;

      5) подготовка информации об инженерно-инфраструктурных мощностях для реализации проектов потенциальными резидентами в создаваемой малой промышленной зоны;

      6) проведение сравнительного анализа рыночной стоимости производственных помещений в регионе;

      7) подготовка информации по текущей ситуации производственных помещений в регионе, в том числе по наличию, заполняемости и свободным площадям.

      21. По итогам проведенного анализа региональный институт в течении 3 (трех) рабочих дней со после завершения проведения анализа вносит в адрес местного исполнительного органа предложение, оформляемое письмом с приложением заключения о целесообразности создания малой промышленной зоны, Заявления и Концепции.

      Решение о создании малой промышленной зоны принимается местным исполнительным органом.

      Положительное решение принимается в случае выявления необходимости в малой промышленной зоне по итогам проведенного анализа путем направления письменного подтверждения в адрес регионального института.

      Отрицательное решение принимается в случае отсутствия потребности в малой промышленной зоне путем направления мотивированного отказа в адрес регионального института, о чем уведомляется заявитель в течении 3 (трех) рабочих дней со дня поступления такого решения.

      22. При положительном решении местного исполнительного органа, региональный институт в течение 3 (трех) рабочих дней со дня получения положительного решения, направляет заявление в адрес Фонда развития промышленности (далее – кредитная организация), с приложением положительного решения о создании малой промышленной зоны, Заявлением и Концепцией.

      23. Кредитная организация в течении 20 (двадцать) рабочих дней рассматривает заявление регионального института в соответствии с внутренними правилами кредитной организации.

      24. При соответствии и полноте предоставленного пакета документов, положительного решения кредитной организации об одобрении финансирования и исполнении региональным институтом отлагательных условий, кредитная организация в течение 3 (трех) рабочих дней заключает с региональным институтом договор займа на создание малой промышленной зоны на условиях, предусмотренных пунктом 27 настоящих Правил.

      25. При заключении договора займа на создание малой промышленной зоны, региональный институт в течение 5 (пяти) рабочих дней после заключения договора займа с кредитной организацией заключает договор займа с заявителем на условиях, предусмотренных пунктом 28 настоящих Правил.

Параграф 1. Финансирование создания малых промышленных зон

      26. В договоре займа на создание малых промышленных зон ставка вознаграждения – 1% для СПК с условием микширования в размере не менее 10% от стоимости проекта для дальнейшего кредитования под 3% субъектов предпринимательства. При этом собственное участие субъектами предпринимательства в размере не менее 10% от стоимости проекта.

      27. Кредитная организация заключает договор займа с региональным институтом, в котором:

      1) валюта займа – тенге;

      2) срок финансирования – до 7 лет;

      3) льготный период – первый год (по согласованию с кредитной организацией);

      4) погашение займа производится ежеквартально;

      5) в рамках договора займа, средства направляются только на цели финансирования создания малых промышленных зон;

      6) по решению кредитной организации, заявитель должен предоставить обеспечение, соответствующее требованиям кредитной организации;

      7) иные условия договора займа устанавливаются в соответствии с требованиями кредитной организации и/или по соглашению сторон.

      28. Региональный институт заключает договор займа с заявителем, в котором:

      1) валюта займа – тенге;

      2) срок финансирования – до 7 лет;

      3) льготный период – первый год;

      4) погашение займа производится ежеквартально;

      5) в рамках договора займа, средства направляются только на цели финансирования создания малых промышленных зон;

      6) по требованию регионального института заявитель должен предоставить обеспечение, соответствующее требованиям регионального института;

      7) иные условия договора займа устанавливаются по соглашению сторон.

Параграф 2. Порядок функционирования малых промышленных зон

      29. Стоимость арендной платы малой промышленной зоны определяется Комиссией на первые 7 (семь) лет, которая должна быть достаточной для покрытия расходов перед кредитором и обслуживания малой промышленной зоны.

      30. Стоимость арендной платы указывается в договоре аренды нежилых помещений между заявителем и потенциальным резидентом малой промышленной зоны.

      31. Досрочное исполнение обязательств по договору займа на создание малой промышленной зоны не является основанием для изменения стоимости арендной платы в силу действия договора аренды нежилых помещений.

      32. Потенциальный резидент малой промышленной зоны, направляет заявку на становление резидентом малой промышленной зоны согласно приложению 2 к настоящим Правилам (далее – заявка), в адрес местного исполнительного органа с приложением следующего пакета документов:

      1) справка о государственной регистрации (перерегистрации) юридического лица (для юридического лица);

      2) сведения об отсутствии (наличии) задолженности, учет по которым ведется в органе государственных доходов;

      3) бизнес-план проекта.

      33. Местный исполнительный орган в течение 5 (пяти) рабочих дней с даты получения заявления потенциального резидента с приложенными документами, осуществляет проверку полноты и достоверности сведений, содержащихся в заявке, и включает в реестр потенциальных резидентов малых промышленных зон и размещает на официальном интернет-ресурсе местного исполнительного органа.

      34. По итогам рассмотрения представленного пакета документов согласно пункту 32 настоящих Правил, местным исполнительным органом принимается одно из следующих решений:

      1) в случае полноты и достоверности представленного пакета документов, заявление с приложением пакета документов согласно пункту 32 настоящих Правил направляется в течение 2 (двух) рабочих дней со дня вынесения такого решения в адрес регионального института для заключения договора на реализацию инвестиционного проекта на малой промышленной зоне и заявителя для заключения договора аренды нежилого помещения, а также вносится в реестр резидентов малых промышленных зон согласно приложению 3 к настоящим Правилам;

      2) в случае отклонения заявления, такое заявление направляется потенциальному резиденту с приложением мотивированного отказа в течение 3 (трех) рабочих дней.

      35. Основанием для отклонения заявления является отсутствие площадей и/или необходимых мощностей инженерно-коммуникационной инфраструктуры на малой промышленной зоне.

  Приложение 1
к Правилам создания и
функционирования малых
индустриальных зон

Заявление
о создании малой промышленной зоны

      ______________________________________________________________________

      (полное наименование юридического лица с указанием организационно-правовой формы)

      направляет настоящее заявление с приложением концепции создания малой промышленной зоны:

      _________________________________________________________

                                    (концепция)

      Сведения о юридическом лице:

      ___________________________________________________________________________ (адрес (местонахождение) юридического лица, бизнес-идентификационный номер налогоплательщика, данные документа, подтверждающего факт внесения сведений в Единый государственный реестр юридических лиц, с указанием адреса местонахождения органа, осуществившего государственную регистрацию, контактные данные юридического лица - номер телефона, факса, адрес электронной почты)

      Приложения: на _______ листах в ________ экземплярах

      Полноту и достоверность представленных сведений гарантируем.

      Руководитель ______________ /____________________

                        (подпись с расшифровкой)

      Главный бухгалтер (для юридического лица) __________ /__________________

                                                (подпись с расшифровкой)

      Дата ______________________

      Место печати (при наличии)

  Приложение 2
к Правилам создания и
функционирования малых
индустриальных зон

Заявка
на становление резидентом малой промышленной зоны

______________________________________________
(наименование малой промышленной зоны)

      _____________________________________________________________________

      (наименование юридического либо физического лица)

      просит Вас, рассмотреть возможность реализации проекта "_______________________________" (наименование проекта) на территории малой промышленной зоны _________.

      Приложения:

      1) справка о государственной регистрации/перерегистрации на ____ листах, в ____экземплярах;

      2) сведения об отсутствии (наличии) задолженности, учет по которым ведется в органе государственных доходов на ___ листах, в ____экземплярах;

      3) бизнес-план проекта ____ листах, в ____экземплярах.

                                                Дата: "____"____________202_ год

                                                Место печати (при наличии)

                                                ____________________

                                                Подпись

  Приложение 3
к Правилам создания и
функционирования малых
индустриальных зон

Реестр резидентов малых промышленных зон

Наименование малой промышленной зоны

Юридический адрес малой промышленной зоны

Наименование юридического лица, в собственности которого находится малая промышленная зона

Наименование резидента малой промышленной зоны

Номер и дата договора аренды нежилого помещения

1

2

3

4

5

6