"Тарифтерді қалыптастыру қағидаларын бекіту туралы" Қазақстан Республикасы Индустрия және инфрақұрылымдық даму министрінің 2019 жылғы 30 наурыздағы № 171 бұйрығына өзгерістер мен толықтырулар енгізу туралы

Қазақстан Республикасы Индустрия және инфрақұрылымдық даму министрінің 2021 жылғы 2 желтоқсандағы № 629 бұйрығы. Қазақстан Республикасының Әділет министрлігінде 2021 жылғы 6 желтоқсанда № 25552 болып тіркелді

      БҰЙЫРАМЫН:

      1. "Тарифтерді қалыптастыру қағидаларын бекіту туралы" Қазақстан Республикасы Индустрия және инфрақұрылымдық даму министрінің 2019 жылғы 30 наурыздағы № 171 бұйрығына (Нормативтік құқықтық актілерді мемлекеттік тіркеу тізілімінде № 18470 болып тіркелген) мынадай өзгерістер мен толықтырулар енгізілсін:

      2-тармақ мынадай мазмұндағы 12) тармақшамен толықтырылсын:

      "12) тарифті саралау тәртібі.";

      83-тармақ мынадай редакцияда жазылсын:

      "83. Уақытша өтемдік тарифтің қолданылу кезеңінде табиғи монополия субъектісі Заңға сәйкес тарифті бекітуге арналған өтініммен уәкілетті органға жүгіне алады.

      Бұл ретте жаңа тариф деңгейінің негіздемесіне қабылданған табыс табиғи монополия субъектісі өзінің реттеліп көрсетілетін қызметтерін тұтынушыларға өтеуін шегере отырып, шешім қабылданған күнге Қазақстан Республикасы Ұлттық Банкінің базалық мөлшерлемесін ескере отырып, негізсіз алынған табыс сомасына азайтылады.

      Бұл ретте тарифтік сметада тарифтік сметаның және (немесе) инвестициялық бағдарламаның орындалмау сомасы жеке жолмен көрсетіледі.

      Уәкілетті орган табиғи монополия субъектісінің жаңа тарифті бекітуге арналған өтінімін қараған кезде уәкілетті орган Қазақстан Республикасы Ұлттық Банкінің базалық мөлшерлемесін ескере отырып, негізсіз табыс сомасын анықтаған кезде оны жаңа тарифтің деңгейін негіздеуге қабылданған табыстан алып тастайды.";

      86 және 87-тармақтар мынадай редакцияда жазылсын:

      "86. Табиғи монополия субъектісі жол берген бұзушылықтар кезеңі:

      1) осы Қағидалардың 73-тармағының 1) тармақшасында – табиғи монополия субъектісі уәкілетті орган бекіткен тарифтен асатын құны бойынша төлем алған кезең;

      2) осы Қағидалардың 73-тармағының 2), 3) және 4) тармақшаларында көзделген жағдайларда – уәкілетті орган табиғи монополия субъектісінің реттеліп көрсетілетін қызметтеріне тарифтік сметаны бекіткен жыл болып табылады.

      87. Осы Қағидалардың 73-тармағының 1) тармақшасында көзделген жағдайда негізсіз алынған табыс (НК1) мынадай формула бойынша айқындалады:

      НК1= (Т1 – Т) * V1,

      ондағы:

      Т1 – табиғи монополия субъектісі нақты қолданған көрсетілетін қызметтердің құны, теңге;

      T – шешім қабылданған күнге уәкілетті органның ведомствосы бекіткен тариф, теңге;

      V1 – табиғи монополия субъектісі бұзушылықтарға жол берілген кезеңде нақты көрсеткен реттеліп көрсетілетін қызметтердің көлемі.";

      89-тармақ мынадай редакцияда жазылсын:

      "89. Осы Қағидалардың 73-тармағының 3) тармақшасында көзделген жағдайда негізсіз алынған табыс (НК3) мынадай формула бойынша айқындалады:

      НК3 = SИПi,\ ондағы:

      ИПi – тарифтерді бекіту кезінде ескерілген инвестициялық бағдарламаның толық немесе ішінара орындалмаған i. іс-шараларын іске асыруға инвестициялық бағдарламада көзделген шығындар, теңге.";

      98-тармаққа орыс тілінде өзгеріс енгізілді, қазақ тіліндегі мәтін өзгермейді;

      113-тармақ мынадай редакцияда жазылсын:

      "113. Уәкілетті орган ұсынылған сәттен бастап күнтізбелік 30 (отыз) күннен аспайтын мерзімде тарифті көтермей бекітілген тарифтік сметаны өзгерту туралы өтінішті қарайды.

      Егер тарифті жоғарылатпай бекітілген тарифтік сметаны өзгерту туралы өтінішті қарау кезінде қосымша ақпарат қажет болған жағдайда, уәкілетті орган оны қуаттылығы аз табиғи монополия субъектісінен мерзімді белгілей отырып, жазбаша түрде, бірақ кемінде 5 (бес) жұмыс күні сұратады. Мұндай жағдайда қуаттылығы аз табиғи монополия субъектісінің бекітілген тарифтік сметасын өзгерту туралы ұсынысты қарау мерзімі күнтізбелік 30 (отыз) күннен аспайтын мерзімге ұзартылады, бұл туралы қарау мерзімі ұзартылған күннен бастап күнтізбелік 3 (үш) күн ішінде өтініш берушіге хабарланады.

      Бекітілген тарифтік сметаға өзгерістерді қарау мерзімін уәкілетті органның басшысы ұзартады.";

      139-тармақ мынадай редакцияда жазылсын:

      "139. Табиғи монополия субъектісі ағымдағы жылдың 1 (бірінші) қарашасына дейін тарифті көтермей бекітілген инвестициялық бағдарламаны өзгерту туралы өтінішпен уәкілетті органға жүгінеді.

      Мемлекеттік бағдарламаларды іске асырған жағдайда табиғи монополия субъектісі уәкілетті органға бекітілген инвестициялық бағдарламаны өзгерту туралы өтінішпен жүгінеді.

      Осы тармақтың талаптары уәкілетті орган инвестициялық бағдарламаны өзгерту жөніндегі өтінішті пысықтауға қайтарған кезде табиғи монополия субъектісіне қолданылмайды.

      Табиғи монополия субъектісі инвестициялық бағдарламаны пысықтайды және оны уәкілетті орган инвестициялық бағдарламаны өзгерту жөніндегі табиғи монополия субъектісінің өтінішін қайтарып алған сәттен бастап күнтізбелік 10 (он) күн ішінде уәкілетті органға қайта қарауға жібереді.

      Табиғи монополия субъектісінің инвестициялық бағдарламаны өзгерту туралы өтінішін қарауды, оның ішінде табиғи монополия субъектісінің инвестициялық бағдарламаны өзгерту туралы пысықталған өтінішін қайта қарауды уәкілетті орган осы Қағидалардың 127-тармағында көзделген мерзімде жүзеге асырады.";

      258-тармақ мынадай редакцияда жазылсын:

      "258. Осы Қағидалардың 252-тармағының 3), 5) және 6) тармақшаларында көзделген жағдайларда тариф бекітілетін кезде уәкілетті орган ол бекітілгенге дейін күнтізбелік 10 (он) күннен кешіктірмей жария тыңдаулар өткізеді.";

      мынадай мазмұндағы 15-тараумен толықтырылсын:

      "15-тарау. Тарифті саралау тәртібі

      1-параграф. Әуежайлар қызметтеріне сараланған тарифтерді есептеу тетігі

      307. Индекстеу әдісін қоспағанда, осы Қағидаларға сәйкес табиғи монополиялар салаларын тарифтік реттеу әдістерін ескере отырып, әуежайлар саласындағы табиғи монополиялар саласындағы тарифтерді есептеу тетігіне сәйкес есептелген әуежайлар қызметтеріне арналған тариф тұрақты және тұрақсыз рейстерді жүзеге асыратын тұтынушылар топтары үшін сараланады және оны уәкілетті орган әрбір топ үшін жеке бекітеді.

      Әуежайлар қызметтеріне сараланған тарифтер формулалар бойынша айқындалады:

      1) тұрақты рейстерді орындайтын тұтынушылар үшін (Ттұрақты):

      Ттұрақты = Тқолд. тұрақты * k,

      онда:

      Тқолд. тұрақты – тұрақты рейстер үшін әуежайлардың қызметтері саласындағы табиғи монополия субъектісінің реттеліп көрсетілетін қызметтеріне арналған қолданыстағы тариф;

      k – Қазақстан Республикасының ішкі нарығында тариф белгілеудің әлеуметтік-экономикалық факторлары негізінде айқындалған, тұрақты рейстерге арналған әуежайлардың қызметтері саласындағы табиғи монополия субъектісінің реттеліп көрсетілетін қызметтеріне тарифтің өзгеру коэффициенті;

      2) тұрақсыз рейстерді орындайтын тұтынушылар үшін (Ттұрақсыз):

      Ттұрақсыз = (Т * V – Ттұрақты * Vтұрақты)/Vтұрақсыз,

      онда:

      Т – осы Қағидаларға сәйкес табиғи монополиялар салаларын тарифтік реттеу әдістерін ескере отырып, әуежайлар саласындағы табиғи монополиялар саласындағы тарифтерді есептеу тетігіне сәйкес айқындалған әуежайлар қызметтері саласындағы табиғи монополия субъектісінің реттеліп көрсетілетін қызметтеріне арналған тариф;

      V – реттелетін қызметтің жоспарланған жылдық көлемі;

      Ттұрақты – тұрақты рейстерге арналған әуежайлардың қызметтері саласындағы табиғи монополия субъектісінің реттеліп көрсетілетін қызметтеріне арналған тариф;

      Vтұрақты – тұрақты рейстер бойынша реттелетін қызметтің жоспарланған жылдық көлемі;

      Vтұрақсыз – тұрақсыз рейстер бойынша реттелетін қызметтің жоспарланған жылдық көлемі.".

      2. Қазақстан Республикасы Индустрия және инфрақұрылымдық даму министрлігінің Азаматтық авиация комитеті заңнамада белгіленген тәртіппен:

      1) осы бұйрықты Қазақстан Республикасының Әділет министрлігінде мемлекеттік тіркеуді;

      2) осы бұйрықты Қазақстан Республикасы Индустрия және инфрақұрылымдық даму министрлігінің интернет-ресурсында орналастыруды қамтамасыз етсін.

      3. Осы бұйрықтың орындалуын бақылау жетекшілік ететін Қазақстан Республикасының Индустрия және инфрақұрылымдық даму вице-министріне жүктелсін.

      4. Осы бұйрық алғашқы ресми жарияланған күнінен кейін күнтізбелік он күн өткен соң қолданысқа енгізіледі.

      Қазақстан Республикасының
Индустрия және инфрақұрылымдық даму министрі
Б. Атамкулов

      "КЕЛІСІЛДІ"

      Қазақстан Республикасы

      Ұлттық экономика министрлігі

О внесении изменений и дополнений в приказ Министра индустрии и инфраструктурного развития Республики Казахстан от 30 марта 2019 года № 171 "Об утверждении правил формирования тарифов"

Приказ Министра индустрии и инфраструктурного развития Республики Казахстан от 2 декабря 2021 года № 629. Зарегистрирован в Министерстве юстиции Республики Казахстан 6 декабря 2021 года № 25552

      ПРИКАЗЫВАЮ:

      1. Внести в приказ Министра индустрии и инфраструктурного развития Республики Казахстан от 30 марта 2019 года № 171 "Об утверждении правил формирования тарифов" (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 18470) следующие изменения и дополнения:

      пункт 2 дополнить подпунктом 12) следующего содержания:

      "12) порядок дифференциации тарифа.";

      пункт 83 изложить в следующей редакции:

      "83. В период действия временного компенсирующего тарифа субъект естественной монополии может обратиться в уполномоченный орган с заявкой на утверждение тарифа в соответствии с Законом.

      При этом доход, принятый в обоснование уровня нового тарифа, уменьшается на сумму необоснованно полученного дохода с учетом базовой ставки Национального Банка Республики Казахстан на день принятия решения за минусом уже возмещенного субъектом естественной монополии потребителям его регулируемых услуг.

      При этом, отдельной строкой в тарифной смете указывается сумма неисполнения тарифной сметы и (или) инвестиционной программы.

      При рассмотрении уполномоченным органом заявки субъекта естественной монополии на утверждение нового тарифа, уполномоченным органом при выявлении суммы необоснованного дохода с учетом базовой ставки Национального Банка Республики Казахстан, исключает ее из дохода, принятого в обоснование уровня нового тарифа.";

      пункты 86 и 87 изложить в следующей редакции:

      "86. Периодом допущенных субъектом естественной монополии нарушений считается в случае, предусмотренном:

      1) подпунктом 1) пункта 73 настоящих Правил – период, в течение которого субъект естественной монополии взимал оплату по стоимости, превышающей тариф, утвержденный уполномоченным органом;

      2) подпунктами 2), 3) и 4) пункта 73 настоящих Правил – год, на который уполномоченным органом утверждена тарифная смета на регулируемые услуги субъекта естественной монополии.

      87. В случае, предусмотренном подпунктом 1) пункта 73 настоящих Правил, необоснованно полученный доход (НД1) определяется по формуле:

      НД1 = (Т1 – Т) * V1,

      где:

      T1 – фактически применявшаяся субъектом естественной монополии стоимость оказываемых услуг, тенге;

      T – тариф, утвержденный ведомством уполномоченного органа на день принятия решения, тенге;

      V1 – объем фактически оказанных субъектом естественной монополии регулируемых услуг за период, в котором допущены нарушения.";

      пункт 89 изложить в следующей редакции:

      "89. В случае, предусмотренном подпунктом 3) пункта 73 настоящих Правил, необоснованно полученный доход (НД3) определяется по формуле:

      НД3 = SИПi,

      где:

      ИПi – затраты, предусмотренные в инвестиционной программе, на реализацию полностью или частично неисполненного i.-го мероприятия инвестиционной программы, учтенные при утверждении тарифов, тенге.";

      пункт 98 изложить в следующей редакции:

      "98. Субъект естественной монополии малой мощности при изменении тарифа на величину, не превышающую уровень индексации тарифа, определенную уполномоченным органом, руководствуется порядком индексации тарифа согласно главы 13 настоящих Правил.

      Субъект естественной монополии малой мощности при изменении тарифа на величину, превышающую уровень индексации тарифа, определенную уполномоченным органом, представляет заявку в уполномоченный орган в электронной форме.

      К заявке прилагаются:

      1) пояснительная записка, раскрывающая необходимость утверждения тарифов, и содержащая анализ финансово-хозяйственной деятельности субъекта естественной монополии малой мощности за период, прошедший с момента последнего утверждения тарифов в разрезе годов по регулируемым видам услуг;

      2) отчет об исполнении тарифной сметы на регулируемые услуги по форме, согласно приложению 4 к настоящим Правилам;

      3) проект тарифа и тарифной сметы на регулируемые услуги по форме, согласно приложению 5 к настоящим Правилам;

      4) финансовая отчетность в соответствии с законодательством Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности;

      5) расчеты потребности численности персонала, сырья, материалов, топлива, энергии, произведенные на основе типовых норм и нормативов, действующих в соответствующей отрасли (сфере);

      6) проект годовых смет затрат, направляемых на текущий и капитальный ремонты и другие ремонтно-восстановительные работы, не приводящие к росту стоимости основных средств субъекта естественной монополии малой мощности;

      7) годовые сметы затрат, направляемых на проведение капитальных ремонтных работ, приводящих к увеличению стоимости основных средств;

      8) расчет амортизационных отчислений с указанием сроков эксплуатации основных средств;

      9) данные о проектной мощности сетей (оборудования) субъекта естественной монополии малой мощности и фактическом ее использовании;

      10) документы, подтверждающие планируемый объем регулируемых услуг (протоколы намерений, договоры);

      11) документы, подтверждающие цены закупок товаров, работ и услуг;

      12) сведения о результатах последней переоценки основных средств (при наличии);

      13) расчет прибыли;

      14) документы, подтверждающие фактические данные о затратах и об объемах регулируемых услуг за четыре квартала, предшествующие представлению заявки, и за предыдущий календарный год.";

      пункт 113 изложить в следующей редакции:

      "113. Уполномоченный орган рассматривает заявление об изменении утвержденной тарифной сметы без повышения тарифа в срок не более 30 (тридцати) календарных дней с момента представления.

      В случае, если при рассмотрении заявления об изменении утвержденной тарифной сметы без повышения тарифа необходима дополнительная информация, уполномоченный орган запрашивает ее у субъекта естественной монополии малой мощности в письменном виде с установлением срока, но не менее 5 (пяти) рабочих дней. В таком случае сроки рассмотрения предложения об изменении утвержденной тарифной сметы субъекта естественной монополии малой мощности продлеваются не более чем на 30 (тридцать) календарных дней, о чем сообщается заявителю в течение 3 (трех) календарных дней со дня продления срока рассмотрения.";

      пункт 139 изложить в следующей редакции:

      "139. Субъект естественной монополии обращается в уполномоченный орган с заявлением об изменении утвержденной инвестиционной программы без повышения тарифа до 1 (первого) ноября текущего года.

      В случае реализации государственных программ субъект естественной монополии обращается в уполномоченный орган с заявлением об изменении утвержденной инвестиционной программы.

      Требования настоящего пункта не распространяются на субъект естественной монополии при возврате уполномоченным органом заявления по изменению инвестиционной программы на доработку.

      Субъект естественной монополии дорабатывает инвестиционную программу и направляет ее на повторное рассмотрение в уполномоченный орган в течение 10 (десяти) календарных дней с момента получения возврата уполномоченным органом заявления субъекта естественной монополии по изменению инвестиционной программы.

      Рассмотрение заявления субъекта естественной монополии об изменении инвестиционной программы, в том числе повторное рассмотрение доработанного заявления субъекта естественной монополии об изменении инвестиционной программы, осуществляется уполномоченным органом в сроки, предусмотренные пунктом 127 настоящих Правил.";

      пункт 258 изложить в следующей редакции:

      "258. При утверждении тарифа в случаях, предусмотренных подпунктами 3), 5) и 6) пункта 252 настоящих Правил, уполномоченным органом проводятся публичные слушания не позднее чем за 10 (десять) календарных дней до его утверждения.";

      дополнить Главой 15 следующего содержания:

      "Глава 15. Порядок дифференциации тарифа

      Параграф 1. Механизм расчета дифференцированных тарифов на услуги аэропортов

      307. Тариф на услуги аэропортов, рассчитанный в соответствии с механизмом расчета тарифов в сфере естественных монополий в области аэропортов с учетом методов тарифного регулирования сфер естественных монополий согласно настоящим Правилам, за исключением метода индексации, дифференцируется для групп потребителей, осуществляющих регулярные и нерегулярные рейсы, и утверждается уполномоченным органом отдельно для каждой группы.

      Дифференцированные тарифы на услуги аэропортов определяются по формулам:

      1) для потребителей, выполняющих регулярные рейсы (Трег):

      Трег = Тдейст.рег * k,

      где:

      Тдейст.рег – действующий тариф на регулируемые услуги субъекта естественной монополии в области услуг аэропортов для регулярных рейсов;

      k – коэффициент изменения тарифа на регулируемые услуги субъекта естественной монополии в области услуг аэропортов для регулярных рейсов, определенный на основании социально-экономических факторов тарифообразования на внутреннем рынке Республики Казахстан;

      2) для потребителей, выполняющих нерегулярные рейсы (Тнерег):

      Тнерег = (Т * V – Трег * Vрег)/Vнерег,

      где:

      Т – тариф на регулируемые услуги субъекта естественной монополии в области услуг аэропортов, определенный в соответствии с механизмом расчета тарифов в сфере естественных монополий в области аэропортов с учетом методов тарифного регулирования сфер естественных монополий согласно настоящим Правилам;

      V – планируемый годовой объем регулируемой услуги;

      Трег – тариф на регулируемые услуги субъекта естественной монополии в области услуг аэропортов для регулярных рейсов;

      Vрег – планируемый годовой объем регулируемой услуги по регулярным рейсам;

      Vнерег – планируемый годовой объем регулируемой услуги по нерегулярным рейсам.".

      2. Комитету гражданской авиации Министерства индустрии и инфраструктурного развития Республики Казахстан в установленном законодательством порядке обеспечить:

      1) государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан;

      2) размещение настоящего приказа на интернет-ресурсе Министерства индустрии и инфраструктурного развития Республики Казахстан.

      3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на курирующего вице-министра индустрии и инфраструктурного развития Республики Казахстан.

      4. Настоящий приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.

      Министр индустрии
и инфраструктурного развития
Республики Казахстан
Б. Атамкулов

      "СОГЛАСОВАН"
Министерство национальной экономики
Республики Казахстан