"Аэронавигациялық қызмет көрсетуді берушіні сертификаттау және оған сертификат беру қағидаларын, сондай-ақ аэронавигациялық қызмет көрсетуді берушілерге қойылатын сертификаттау талаптарын бекіту туралы" Қазақстан Республикасы Инвестициялар және даму министрінің 2017 жылғы 26 маусымдағы № 384 бұйрығына өзгерістер енгізу туралы

Қазақстан Республикасы Индустрия және инфрақұрылымдық даму министрінің м.а. 2023 жылғы 2 наурыздағы № 131 бұйрығы. Қазақстан Республикасының Әділет министрлігінде 2023 жылғы 10 наурызда № 32041 болып тіркелді

      ЗҚАИ-ның ескертпесі!
      Осы бұйрықтың қолданысқа енгізілу тәртібін 4 т. қараңыз

      БҰЙЫРАМЫН:

      1. "Аэронавигациялық қызмет көрсетуді берушіні сертификаттау және оған сертификат беру қағидаларын, сондай-ақ аэронавигациялық қызмет көрсетуді берушілерге қойылатын сертификаттау талаптарын бекіту туралы" Қазақстан Республикасы Инвестициялар және даму министрінің 2017 жылғы 26 маусымдағы № 384 бұйрығына (Нормативтік құқықтық актілерді мемлекеттік тіркеу тізілімінде № 15468 болып тіркелген) мынадай өзгерістер енгізілсін:

      көрсетілген бұйрықпен бекітілген Аэронавигациялық қызмет көрсетуді берушіні сертификаттау және оған сертификат беру қағидаларында:

      16, 17, 18 және 19-тармақтар мынадай редакцияда жазылсын:

      "16. Сертификаттық зерттеу - қарау нәтижелер бойынша комиссия Өтініш берушінің ұйымдастырушылық құрылымы, процестері мен құжаттамасының нақты жай-күйін, тұжырымдарын, ұсынымдарын және сертификат беру (беруден бас тарту) мүмкіндігі туралы қорытындысын көрсете отырып, осы Қағидаларға 6-қосымшаға сәйкес нысан бойынша екі данада сертификаттық зерттеп - қарау актісін (бұдан әрі - акт) жасайды.

      Актіге барлық комиссия мүшелері қол қояды және өтініш берушіге танысуға жіберіледі. Акт комиссияның барлық мүшелері актіге қол қойған күннен бастап 3 үш жұмыс күні ішінде хабарламалы тапсырыс хатпен пошта байланысы арқылы не хабарламалардың кепілді жеткізілуін қамтамасыз ететін электронды байланыс арналары арқылы электронды түрде не қолма-қол жіберіледі.

      Өтініш берушіге зерттеп-қарау актісі жіберілген күннен бастап сертификаттау мерзімін өтініш беруші уәкілетті ұйымға қол қойылған актіні ұсынғанға дейін тоқтатылады.

      Сертификаттық зерттеп - қарау актісінде сертификатты беру мүмкін еместігі туралы қорытынды көрсетілген жағдайда, уәкілетті ұйым осы Қағидаларға 7-қосымшаға сәйкес нысан бойынша аэронавигациялық қызмет көрсетуді берушіге қойылатын сертификаттау талаптарына сәйкес келмеушіліктер тізбесін қосымша қоса береді.

      Сертификаттық зерттеп-қарау кезінде анықталған сертификаттау талаптарына сәйкессіздіктер үш деңгейге: 1-денгей, 2- денгей және 3- денгей болып бөлінеді.

      1 - деңгейге қызметті жүзеге асыруға кедергі келтіретін сертификаттау талаптарына сәйкессіздік жатады.

      2 - деңгейге уәкілетті ұйыммен келісілген мерзімдерде жойылған немесе шектеулер енгізілген жағдайда қызметті жүзеге асыруға кедергі келтірмейтін сертификаттау талаптарына сәйкессіздік жатады.

      3 - деңгейге қызметті жүзеге асыруға кедергі келтірмейтін және өндірісті жетілдіру кезінде ол жойылуға тиіс сертификаттау талаптарына сәйкессіздік жатады.

      17. 1 - деңгейдің сертификаттау талаптарына сәйкессіздіктер өтініш берушінің техникалық және қаржылық мүмкіндіктеріне сүйене отырып, адамның өмірі мен денсаулығын, қоршаған ортаны қорғауды, ұшу қауіпсіздігі мен авиациялық қауіпсіздікті қамтамасыз етуге өтініш берушінің қабілетсіздігімен сипатталады.

      1 - деңгейдің сертификаттау талаптарына сәйкессіздік кезінде уәкілетті ұйым сертификатты беруден бас тартады не өтініш беруші анықталған сәйкессіздіктерді жойған кезге дейін Қазақстан Республикасының әуе кеңістігін пайдалану және авиация қызметі туралы Қазақстан Республикасының заңнамасында белгіленген жағдайларда және тәртіппен сертификаттың қолданысын шектейді.

      18. 2- деңгейдің сертификаттау талаптарына сәйкессіздік кезінде уәкілетті ұйым:

      1) анықталған сәйкессіздікті жою үшін ол анықталған кезден бастап үш айдан аспайтын мерзімді келіседі. Өтініш беруші анықталған сәйкессіздікті жою жөніндегі түзету іс-қимылдарының жоспарын әзірлейді және сертификаттық зерттеп-қарау нәтижелерімен танысқан кезден бастап 10 (он) жұмыс күні ішінде уәкілетті ұйымға ұсынады;

      2) өтініш беруші ұсынған анықталған сәйкессіздікті жою жөніндегі шараларды бағалау негізінде түзету іс-қимылдарының жоспарын келіседі не оны негіздемесімен қоса пысықтауға қайтарады.

      Түзету іс-қимылдарының жоспарында көрсетілген мерзім өтініш беруші оны өзгерту қажеттілігі туралы негіздемені ұсынған кезде, уәкілетті ұйым оны ұзартады.

      19. Уәкілетті ұйым өтініш берушінің түзету іс-қимылдарының жоспарын ұсынуын және (немесе) жоспарда белгіленген мерзімдерде түзету іс-қимылдарын орындауын зерттеп - қарау жолымен бақылайды.

      Өтініш беруші түзету іс-қимылдарының қолайлы жоспарын ұсынбаған немесе уәкілетті ұйыммен келісілген мерзімдерде түзету іс-қимылдарын орындамаған жағдайда, 2-деңгейдегі сертификаттау талаптарына сәйкессіздік 1-деңгейдегі сертификаттау талаптарына сәйкессіздікке айналады және уәкілетті ұйым сертификатты беруден бас тартады немесе бұрын берілген сертификатты қайтарып алады.

      3 - деңгейдің сертификаттау талаптарына сәйкессіздік кезінде түзету іс-қимылдарының жоспары талап етілмейді.";

      20-1, 21 және 22 - тармақтар мынадай редакцияда жазылсын:

      "20-1. Мемлекеттік қызметті көрсетуден бас тарту үшін негіздер анықталған кезде көрсетілетін қызметті беруші көрсетілетін қызметті алушыға алдын ала шешім бойынша позициясын білдіру мүмкіндігі үшін мемлекеттік қызметті көрсетуден бас тарту туралы алдын ала шешім, сондай-ақ тыңдауды өткізу уақыты мен орны (тәсілі) туралы хабарлайды.

      Тыңдау туралы хабарлама Қазақстан Республикасы Әкімшілік рәсімдік–процестік кодексінің (бұдан әрі – ҚР ӘПК) 73-бабына сәйкес мемлекеттік қызмет көрсету мерзімі аяқталғанға дейін кемінде 3 (үш) жұмыс күні бұрын жіберіледі. Тыңдау хабардар етілген күннен бастап 2 (екі) жұмыс күнінен кешіктірілмей жүргізіледі.

      Тыңдау нәтижелері бойынша көрсетілетін қызметті беруші аэронавигациялық қызмет көрсетуді берушінің тиісті сертификатын беру туралы шешім қабылдайды не осы Қағидаларға 12-қосымшаға сәйкес нысан бойынша мемлекеттік қызмет көрсетуден дәлелді бас тартуды қалыптастырады.

      21. Сертификаттық зерттеп - қарау нәтижелері бойынша сәйкессіздіктер болмаған не 3-ші деңгейдің сәйкессіздіктері болған жағдайда, уәкілетті ұйым өтініш беруші қол қойған актіні ұсынған күннен бастап 2 (екі) жұмыс күні ішінде осы Қағидаларға 8-қосымшаға сәйкес нысан бойынша аэронавигациялық қызмет көрсетуді берушінің сертификатын ресімдейді.

      22. Актіде көрсетілген 2-ші деңгейдің сәйкессіздіктері болған кезде уәкілетті ұйым өтініш беруші осы Қағидалардың 19-тармағында көрсетілген анықтаманы және растаушы құжаттаманы ұсынған күннен бастап 2 (екі) жұмыс күні ішінде оларды тексереді және ескертулер болмаған жағдайда, осы Қағидаларға 8-қосымшаға сәйкес нысан бойынша аэронавигациялық қызмет көрсетуді берушінің сертификатын ресімдейді.";

      24-тармақ мынадай редакцияда жазылсын:

      "24. Сертификаттық зерттеп - қарау процесінде авиация инспекторлары табиғи немесе техногендік сипаттағы төтенше жағдайлардан, құралдардың істен шығуын немесе ақауын жоюдан туындаған не ұшу қауіпсіздігін басқару жүйесін енгізу жоспарының орындалуымен, не тұрақты қадағалау процесінде уәкілетті ұйыммен келісілген түзету іс-қимылдары жоспарының болуымен байланысты (қайта сертификаттау кезінде) сертификаттық талаптардан ауытқуларды анықтаған жағдайда, комиссия сертификаттық талаптарға сәйкессіздіктерді жою кезеңіне белгіленген деңгейге балама ұшу қауіпсіздігі деңгейін қамтамасыз ететін өтініш беруші қабылдаған қосымша шараларды көрсете отырып, сертификат беру мүмкіндігін белгілейді.

      Сертификаттық талаптарға сәйкессіздіктерді жою кезеңін уәкілетті ұйым айқындайды, бірақ ол екі жылдан аспайды.

      Сертификаттық талаптарға сәйкессіздіктерді жою кезеңіне сертификат беру мүмкіндігі тиісті негіздемесімен сертификаттық зерттеп - қарау актісінде көрсетіледі.

      Сертификаттық талаптарға сәйкессіздіктерді жою кезінде актіге қол қойылған күннен бастап бес жылдан аспайтын мерзімге ұзартылады.";

      1-қосымша осы бұйрыққа 1-қосымшаға сәйкес жаңа редакцияда жазылсын;

      5-қосымша осы бұйрыққа 2-қосымшаға сәйкес жаңа редакцияда жазылсын;

      11 және 12-қосымша осы бұйрыққа 3 және 4-қосымшаға сәйкес жаңа редакцияда жазылсын.

      2. Қазақстан Республикасы Индустрия және инфрақұрылымдық даму министрлігінің Азаматтық авиация комитеті заңнамада белгіленген тәртіппен:

      1) осы бұйрықты Қазақстан Республикасы Әділет министрлігінде мемлекеттік тіркеуді;

      2) осы бұйрықты Қазақстан Республикасы Индустрия және инфрақұрылымдық даму министрлігінің интернет-ресурсында орналастыруды қамтамасыз етсін.

      3. Осы бұйрықтың орындалуын бақылау жетекшілік ететін Қазақстан Республикасының Индустрия және инфрақұрылымдық даму вице-министріне жүктелсін.

      4. Осы бұйрық алғашқы ресми жарияланған күнінен кейін күнтізбелік алпыс күн өткен соң қолданысқа енгізіледі.

      Қазақстан Республикасы
Индустрия және инфрақұрылымдық
даму министрінің міндетін атқарушы
А. Бейспеков

      "КЕЛІСІЛДІ"

      Қазақстан Республикасы

      Цифрлық даму, инновациялар

      және аэроғарыш өнеркәсібі министрлігі

  Қазақстан Республикасы
Индустрия және
инфрақұрылымдық даму
министрінің міндетін атқарушы
2023 жылғы 2 наурыздағы
№ 131 Бұйрыққа
1-қосымша
  Аэронавигациялық қызмет
көрсетуді берушіні
сертификаттау және оған
сертификат беру қағидаларына
1-қосымша

      Нысан

Аэронавигациялық қызмет көрсетуді беруші сертификатын алуға өтініш

      __________________________________________________________________

      __________________________________________________________________

      (өтініш берушінің толық атауы, бизнес сәйкестендіру нөмірі)

      ___________________________________________________________________

      ___________________________________________________________________

                        (сертификат алу)

      мақсатында сертификаттау жүргізуіңізді сұраймын.

      Аэронавигациялық қызмет көрсетудің мәлімделген түрі (кіші түрі, ескертпе):

      ____________________________________________________________________

      (қаланы, ауданды көрсете отырып)

      ____________________________________________________________________

      Өтініш беруші:

      1. Сертификаттау рәсімдерін орындауға;

      2. Қойылатын сертификаттық талаптарға жауап беруге;

      3. Өтініш беруші әуе кеңістігін пайдалану және авиация қызметі саласындағы Қазақстан Республикасы заңнамасының және нормативтік құқықтық актілерінің талаптарын мойындауға және оларды орындауға, азаматтық авиация саласындағы уәкілетті ұйымның аэронавигациялық қызмет көрсетуге бақылау мен қадағалау жүргізуді жүзеге асыруына мүмкіндік беруге міндеттенеді.

      _________________ ______________________________________________

      (лауазымы, қолы) (тегі, аты, әкесінің аты (бар болған жағдайда), күні)

      Қосымша:

  Бұйрыққа
2-қосымша
  Аэронавигациялық қызмет
көрсетуді берушіні
сертификаттау және оған
сертификат беру қағидаларына
5-қосымша

      Нысан

Аэронавигациялық қызмет көрсетуді берушінің сертификаты сұралған, сертификаттауға жататын аэронавигациялық қызмет көрсету түрлері (кіші түрлері)

Қызмет көрсету

Қызмет көрсету түрі

Қызмет көрсетудің кіші түрі

Ескертпе

1

2

3

4

Әуе қозғалысына қызмет көрсету (ATS)

Әуе қозғалысына диспетчерлік қызмет көрсету (ATS)

Аудандық диспетчерлік қызмет көрсету


Қонуға жақындағанда диспетчерлік қызмет көрсету


Әуеайлақты диспетчерлік қызмет көрсету


Ұшу-ақпараттық қызмет көрсету (FІS)

OFІS деректерін тарату


Консультациялар мен ақпараттарды ұсыну


Дауыстық деректерді қолдануға негіздеген (дауыстық ATІS), әуеайлақ маңында ақпаратты автоматты тарату қызметі


Әуеайлақ ауданында ақпаратты деректерді тарату желісі (D – ATІS) арқылы автоматты тарату қызметі


VOLMET радиохабарларын тарату


Авариялық хабар беру (AL)



Әуеайлақтық ұшу-ақпараттық қызмет көрсету AFІS)



Әуе кеңістігінің дизайнын, әуе трассаларын және әуеайлақтық схемаларды әзірлейтін қосалқы қызмет көрсету



Байланыс, навигация және бақылау жүйесін беру (CNS)

Байланыс (С)

Авиациялық радиобайланыс (әуе-жер байланысы)

Ұшу-ақпараттық қызмет көрсету үшін

Аудандық диспетчерлік қызмет көрсету үшін

Қонуға жақындағанда диспетчерлік қызмет көрсету үшін

Әуеайлақтық диспетчерлік қызмет көрсету үшін

Авариялық-құтқару және іздестіру-құтқару жұмыстарына арналған авариялық радиобайланыс үшін

Авиациялық электр байланысы (жер-жер байланысы)

ӘҚҚҚ органдарының өзара іс- қимылын қамтамасыз ету үшін

Әуежай ішіндегі электр байланысы үшін

Тіркелген авиациялық электр байланыс желісі үшін (AFTN)

ӘҚҚ хабарламаларын өңдеу жүйесі (AMHS)

Навигация (N)

Әуе кеңстігінде NDB дабылын қамтамасыз ету


Әуе кеңістігінде VOR дабылын қамтамасыз ету


Әуе кеңістігінде DME дабылын қамтамасыз ету


Әуе кеңістігінде ІLS дабылын қамтамасыз ету

І санат

ІІ санат

ІІІ санат

Әуе кеңістігінде GBAS дабылын қамтамасыз ету


Бақылау (S)

Бір жақты шолу радиолокаторы деректерін ұсыну


Екі жақты шолу радиолокаторы деректерін ұсыну

Mode A/C

Mode S

ADS-B деректерін ұсыну


MLAT деректерін ұсыну


Әуе қозғалысын автоматты басқару құралдары

Әуе қозғалысын басқарудың автоматтандырылған жүйесі (ӘҚБ АЖ)

Әуе қозғалысын басқарудың құралдарын автоматтандырылған құралдар кешені (ӘҚБ АҚК)

Әуе қозғалысын басқарудың автоматтандырылған жұмыс орны (ӘҚБ АЖО)

Байланыс, навигация және бақылау жүйесін беру (жалпы функциялары)

Радиолокациялық ақпаратты, ұшу қауіпсіздігін қамтамасыз ететін диспетчерлік қызметтер мен лауазымды тұлғалардың сөйлесулерін құжаттау жабдығы

Бақылау құралдарының ақпаратын құжаттау жабдығы

Диспетчерлік қызметтердің, операторлар мен ұшуды қамтамасыз етуші тұлғалардың сөйлесулерін құжаттау жабдығы

Ұшуды метеорологиялық қамтамасыз ету

Әуеайлақтық метеорологиялық ұйым

Метеорологиялық қамтамасыз ету
4 (А) (ҰҚЖ класы) кодтық белгілерімен ҰҚЖ үшін қонуға аспаптар немесе көзбен шолып кіру бойынша қонуға кіру талаптарына сәйкес келеді


Метеорологиялық қамтамасыз ету
4 (Б) (ҰҚЖ класы) кодтық белгілерімен ҰҚЖ үшін қонуға аспаптар немесе көзбен шолып кіру бойынша қонуға кіру талаптарына сәйкес келеді


Метеорологиялық қамтамасыз ету
4 (В) (ҰҚЖ класы) кодтық белгілерімен ҰҚЖ үшін қонуға аспаптар немесе көзбен шолып кіру бойынша қонуға кіру талаптарына сәйкес келеді


Метеорологиялық қамтамасыз ету
2 (Г) (ҰҚЖ класы) кодтық белгілерімен ҰҚЖ үшін қонуға аспаптар немесе көзбен шолып кіру бойынша қонуға кіру талаптарына сәйкес келеді


Метеорологиялық қамтамасыз ету
2 (Д) (ҰҚЖ класы) кодтық белгілерімен ҰҚЖ үшін қонуға аспаптар немесе көзбен шолып кіру бойынша қонуға кіру талаптарына сәйкес келеді


Метеорологиялық қамтамасыз ету
3 (Г) (ҰҚЖ класы) кодтық белгілерімен ҰҚЖ үшін қонуға аспаптар немесе көзбен шолып кіру бойынша қонуға кіру талаптарына сәйкес келеді


Метеорологиялық қамтамасыз ету
3 (Д) (ҰҚЖ класы) кодтық белгілерімен ҰҚЖ үшін қонуға аспаптар немесе көзбен шолып кіру бойынша қонуға кіру талаптарына сәйкес келеді


Метеорологиялық қамтамасыз ету
1 (Е) (ҰҚЖ класы) кодтық белгілерімен ҰҚЖ үшін қонуға аспаптар немесе көзбен шолып кіру бойынша қонуға кіру талаптарына сәйкес келеді


Метеорологиялық қамтамасыз ету ИКАО І санаты бойынша қонуға нақты беттеу талаптарына сәйкес келеді


Метеорологиялық қамтамасыз ету ІІ санаты бойынша қонуға нақты беттеу талаптарына сәйкес келеді


Метеорологиялық қамтамасыз ету ИКАО III (А) санаты бойынша қонуға нақты беттеу талаптарына сәйкес келеді


Метеорологиялық қамтамасыз ету ИКАО III (В) санаты бойынша қонуға нақты беттеу талаптарына сәйкес келеді


Метеорологиялық бақылау органы



Аэронавигациялық ақпарат беру

Аэронавигациялық ақпарат жинағын шығару



NOTAM шығару



Ұшу алды ақпарат бюллетеньдерін шығару (PІB)



Іздестіру-құтқаруды қамтамасыз ету


Іздестіру және құтқару үйлестіру орталығының қызметін ұсыну


  Бұйрыққа
3-қосымша
  Аэронавигациялық қызмет
көрсетуді берушіні
сертификаттау және оған
сертификат беру қағидаларына
11-қосымша

Уәкілетті ұйымды хабарландыруға жататын әуе қозғалысын ұйымдастырудың функционалдық жүйелеріндегі өзгерістер тізбесі

      Хабарландырылуға жататын әуе қозғалысын ұйымдастырудың функционалдық жүйелеріндегі өзгерістерге:

      1) әуе кеңістігінде немесе әуеайлақта қолдануға жататын ұшып шығу және ұшып келу қағидаларын қоса алғанда, ұшуды жүргізудің жаңа енгізілген пайдалану рәсімдері; (PBN, SІD/STAR, параллельді немесе түгел паралельді ұшу-қону жолағындағы (бұдан әрі - ҰҚЖ) операциялар));

      2) ӘҚҚ маршруттарының құрылымын өзгерту:

      маршрутты (маршруттарды) алып тастау;

      жаңа маршруттың (маршруттардың) ашылуы;

      кедергілерді ұшып өтудің ең төменгі абсолюттік биіктігін өзгерту;

      маршруттың (маршруттардың) төменгі және (немесе) жоғарғы шекарасын өзгерту;

      маршруттың негізгі нүктесін (нүктелерін) белгілеу және (немесе) алып тастау;

      маршруттың (маршруттардың) спецификациясын өзгерту;

      маршруттың (маршруттардың) крейсерлік эшелондарының бағытын өзгерту.

      3) әуе кеңістігі құрылымының өзгеруі (әуеайлақтардың аудандары шекараларының өзгеруі, ресекторизациялау);

      4) әуеайлақта ҰҚЖ және/немесе рульдік жол конфигурациясының физикалық өзгеруіне байланысты ӘҚҰ рәсімдері;

      5) байланыс, бақылау жабдығының және басқа да жабдықтардың ұшуда қауіпсіздігі үшін мәні барларының, соның ішінде жаңа функциялар және/немесе мүмкіндіктерін қамтамасыз ететін жаңа жүйелерді пайдаланудан шығару және/немесе енгізу жатады:

      авиациялық радиобайланыс ("ауа – жер" байланысы), оның ішінде ЖЖЖ (өте жоғары жиіліктер) және ЖЖ (жоғары жиіліктер) диапазондарының радиобайланыс аппаратурасы, әуеайлақ ауданындағы ақпаратты автоматты беру жабдығы (ATIS), ЖЖЖ цифрлық байланыс желісі (VDL), деректер беру желісі бойынша "диспетчер – пилот" байланысы (CPDLC);

      мамандандырылған жабдықты, дауыстық диспетчерлік байланыс коммутаторларын, авиациялық электр байланысы желілерін (ATN), ОВ-Line Data Interchange (oldi) қоса алғанда, ӘҚҚ органдары арасындағы авиациялық жерүсті электр байланысы ("Жер-жер" байланысы) ;

      авиациялық тіркелген электр байланысы желісі, ӘҚҚ хабарламаларын өңдеу жүйелері (AFTN), есептеу және байланыс құралдары кешені, ӘҚҚ хабарламаларын өңдеу бойынша қызметтер (AMHS)ұсыну үшін;

      жетек радиостанцияларын (NDB) қоса алғанда, әуе кемелерінің радионавигациясын қамтамасыз ету, көп бағытты АЖЖ радиомаяк (VOR), қашықтық өлшегіш жабдық (DME), аспаптар бойынша қону жүйесі (ILS), жерүсті функционалдық толықтыру жүйесі (GBAS), қону жүйелерінің жабдығы (ОСП), маркерлі радиомаяк (МРМ);

      ӘҚҚ органдары үшін радиопеленгация функцияларын қамтамасыз ету - автоматты радиопеленгатор (АРП);

      бастапқы радиолокаторды (PCR), қайталама радиолокаторды (ВРЛ), ұшу алаңын көру радиолокациялық станциясын (Альп РЛС), радиохабарлық Автоматты тәуелді бақылауды (ADS-B), сигналдардың келу уақытының айырмасын бағалау бойынша әуе кемелерінің орналасқан жерін анықтаумен көп позициялы қабылдау жүйесін (MLAT)қоса алғанда, ӘҚҚ органдарының бақылау функцияларын қамтамасыз ету;

      әуе қозғалысын басқарудың автоматтандырылған жүйесін (ӘҚБ АЖ), әуе қозғалысын басқаруды автоматтандыру жүйелерінің кешенін (ӘҚБ АЖ), әуе қозғалысын басқарудың автоматтандырылған жұмыс орнын (ӘҚБ АЖО), жердегі қозғалысты басқарудың автоматтандырылған жүйесін (АЖ ЖҚБ) қоса алғанда, әуе қозғалысына қызмет көрсету функцияларын автоматтандыру;

      автоматтандырылған метеорологиялық өлшеу жүйесі (АМӨЖ) - әуе кемелерінің ұшуы мен қонуына әсер ететін метеорологиялық параметрлерді нақты уақытта алудың, өңдеудің, таратудың және көрсетудің кешенді автоматты жүйесі;

      метеорологиялық көріну қашықтығының қашықтық датчиктері;

      бұлттардың төменгі шекарасының биіктік датчиктері (тік көріну);

      жел параметрлерінің сенсорлары;

      атмосфералық қысым датчиктері;

      ауа температурасы мен ылғалдылық датчиктері;

      метеорологиялық ақпаратты көрсету құралдары (индикация блоктары);

      берілетін метеорологиялық ақпаратты тіркеу құралдары;

      метеорологиялық радиолокатор (МРЛ), лидар;

      ӘҚҰм жүйесі шеңберінде аэронавигациялық деректерді және кепілді сападағы аэронавигациялық ақпаратты уақтылы жинауды, өңдеуді, сақтауды, интеграциялауды, айырбастауды және жеткізуді қамтамасыз ету мақсатында Жабдықтар, Бағдарламалық қамтамасыз ету;

      аэронавигациялық деректер мен аэронавигациялық ақпаратты беретін ұшу алдындағы ақпараттың автоматтандырылған жүйелері;

      бағдарламалық қамтамасыз ету ИКАО "Әуе кемелерінің ұшу өндірісі (Doc 8168 OPS/611)" құжатында көрсетілген кедергілердің ұшу өлшемдерін (оның ішінде кедергілерді есепке алу аймағының ені) қолдануды қамтамасыз ететін әуеайлақ схемаларын құрудың автоматтандырылған құралдары. II Том көрнекі ұшу және аспаптар бойынша ұшу схемаларын құру";

      ұшуды іздестіру-құтқару қамтамасыз етудің автоматтандырылған жабдықтары.

  Бұйрыққа
4-қосымша
  Аэронавигациялық қызмет
көрсетуді берушіні
сертификаттау және оған
сертификат беру қағидаларына
12-қосымша

      Нысан

ҚАЗАҚСТАННЫҢ АВИАЦИЯЛЫҚ ӘКІМШІЛІГІ Мемлекеттік қызметті көрсетуден бас тарту туралы ХАБАРЛАМА

      Өтінімнің №

      Өтініш беруші:

      Мемлекеттік қызмет: Аэронавигациялық қызмет көрсетуді берушінің сертификатын

      Түрі:

      Беру уақыты:

      Статус:

      Негіздеме:

      Осы хабарлама рұқсат құжаты болып табылмайды, мемлекеттік қызметті көрсетудің статусын және рұқсат құжаттары бойынша қажетті мәліметтерді беру үшін арналған.

      Уәкілетті ұйымның басшысы не ол уәкілеттік берген адам

      ____________________________________________

      (қолы, тегі, аты, әкесінің аты (бар болған жағдайда)

О внесении изменений в приказ Министра по инвестициям и развитию Республики Казахстан от 26 июня 2017 года № 384 "Об утверждении Правил сертификации и выдачи сертификата поставщика аэронавигационного обслуживания, а также сертификационных требований, предъявляемых к поставщикам аэронавигационного обслуживания"

Приказ и.о. Министра индустрии и инфраструктурного развития Республики Казахстан от 2 марта 2023 года № 131. Зарегистрирован в Министерстве юстиции Республики Казахстан 10 марта 2023 года № 32041

      ПРИКАЗЫВАЮ:

      1. Внести в приказ Министра по инвестициям и развитию Республики Казахстан от 26 июня 2017 года № 384 "Об утверждении Правил сертификации и выдачи сертификата поставщика аэронавигационного обслуживания, а также сертификационных требований, предъявляемых к поставщикам аэронавигационного обслуживания" (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 15468) следующие изменения:

      в Правилах сертификации и выдачи сертификата поставщика аэронавигационного обслуживания, утвержденных указанным приказом:

      пункты 16, 17, 18 и 19 изложить в следующей редакции:

      "16. По результатам сертификационного обследования комиссией составляется акт сертификационного обследования (далее - акт) в двух экземплярах по форме, согласно приложению 6 к настоящим Правилам с указанием фактического состояния организационной структуры, процессов и документации Заявителя, выводов, рекомендаций и заключения о возможности (невозможности) выдачи сертификата.

      Акт подписывается всеми членами комиссии и направляется заявителю для ознакомления. Акт направляется в течение 3 трех рабочих дней с даты подписания Акта всеми членами комиссии, посредством почтовой связи заказным письмом с уведомлением либо в электронном виде посредством электронных каналов связи, обеспечивающих гарантированную доставку сообщений либо нарочно.

      С даты направления заявителю акта исчисление срока сертификации приостанавливается до представления заявителем подписанного акта в уполномоченную организацию.

      В случае указания в акте сертификационного обследования заключения о невозможности выдачи сертификата, уполномоченной организацией дополнительно прилагается перечень несоответствий сертификационным требованиям к поставщику аэронавигационного обслуживания по форме согласно приложению 7 к настоящим Правилам.

      Несоответствия сертификационным требованиям, выявленные при сертификационном обследовании, подразделяются на три уровня: уровень 1, уровень 2 и уровень 3.

      К уровню 1 относится несоответствие сертификационным требованиям, препятствующее осуществлению деятельности.

      К уровню 2 относится несоответствие сертификационным требованиям, не препятствующее осуществлению деятельности при условии его устранения в сроки, согласованные с уполномоченной организацией, или введения ограничений.

      К уровню 3 относится несоответствие сертификационным требованиям, не препятствующее осуществлению деятельности и подлежащее его устранению при совершенствовании производства.

      17. Несоответствия сертификационным требованиям уровня 1 характеризуются неспособностью заявителя обеспечить охрану жизни и здоровья человека, окружающей среды, безопасность полетов и авиационную безопасность, исходя из технических и финансовых возможностей заявителя.

      При несоответствии сертификационным требованиям уровня 1 уполномоченная организация отказывает в выдаче сертификата либо ограничивает действие сертификата в случаях и порядке, установленных законодательством Республики Казахстан об использовании воздушного пространства Республики Казахстан и деятельности авиации, до момента устранения выявленных несоответствий заявителем.

      18. При несоответствии сертификационным требованиям уровня 2 уполномоченная организация:

      1) согласовывает срок для устранения выявленного несоответствия, не превышающий трех месяцев с момента его выявления. Заявитель разрабатывает план корректирующих действий по устранению выявленного несоответствия и представляет в уполномоченную организацию в течение 10 (десяти) рабочих дней с момента ознакомления с результатами сертификационного обследования;

      2) на основе оценки мер, предложенных заявителем по устранению выявленного несоответствия, согласовывает план корректирующих действий либо возвращает его на доработку с обоснованием.

      Срок, указанный в плане корректирующих действий, продлевается уполномоченной организацией при условии предоставления заявителем обоснования о необходимости его изменения.

      19. Уполномоченная организация контролирует представление заявителем плана корректирующих действий и (или) выполнение корректирующих действий в установленные планом сроки путем проведения проверки.

      В случае, не представления заявителем приемлемого плана корректирующих действий или не выполнения корректирующих действий в сроки, согласованные уполномоченной организацией, несоответствие сертификационным требованиям уровня 2 становится несоответствием сертификационным требованиям уровня 1 и уполномоченная организация отказывает в выдаче сертификата или отзывает ранее выданный сертификат.

      При несоответствии сертификационным требованиям уровня 3 план корректирующих действий не требуется.";

      пункты 20-1, 21 и 22 изложить в следующей редакции:

      "20-1. В случае выявления оснований для отказа в оказании государственной услуги услугодатель уведомляет услугополучателя о предварительном решении об отказе в оказании государственной услуги, а также времени и месте (способе) проведения заслушивания для возможности выразить услугополучателю позицию по предварительному решению.

      Уведомление о заслушивании направляется не менее чем за 3 (три) рабочих дня до завершения срока оказания государственной услуги согласно статьи 73 Административного процедурно-процессуального кодекса Республики Казахстан (далее – АППК РК). Заслушивание проводится не позднее 2 (двух) рабочих дней со дня уведомления.

      По результатам заслушивания услугодатель принимает решение о выдаче соответствующего сертификата поставщика аэронавигационного обслуживания либо формирует мотивированный отказ в оказании государственной услуги по форме согласно приложению 12 к настоящим Правилам.

      21. При отсутствии несоответствий либо наличия несоответствий уровня 3 по результатам сертификационного обследования уполномоченная организация в течение 2 (двух) рабочих дней со дня предоставления подписанного заявителем акта оформляет сертификат поставщика аэронавигационного обслуживания по форме согласно приложению 8 к настоящим Правилам.

      22. При наличии несоответствий уровня 2, указанных в акте, уполномоченная организация в течение 2 (двух) рабочих дней со дня предоставления заявителем справки и подтверждающей документации, указанных в пункте 19 настоящих Правил, проверяет их, и в случае отсутствия замечаний, оформляет сертификат поставщика аэронавигационного обслуживания по форме согласно приложению 8 к настоящим Правилам.";

      пункт 24 изложить в следующей редакции:

      "24. В случае выявления авиационными инспекторами в процессе сертификационного обследования отступлений от сертификационных требований, вызванных чрезвычайной ситуацией природного или техногенного характера, устранением отказов или неисправностей средств, либо обусловлено выполнением плана внедрения системы управления безопасностью полетов, либо при наличии плана корректирующих действий, согласованного с уполномоченной организацией в процессе постоянного надзора (при повторной сертификации) комиссией устанавливается возможность выдачи сертификата на период устранения несоответствий сертификационным требованиям, с указанием принятых заявителем дополнительных мерах, обеспечивающих уровень безопасности полетов, эквивалентный установленному.

      Период устранения несоответствий сертификационным требованиям определяется уполномоченной организацией, но не превышает двух лет.

      Возможность выдачи сертификата на период устранения несоответствий сертификационным требованиям указывается с соответствующим обоснованием в акте сертификационного обследования.

      При устранении несоответствий сертификационным требованиям сертификат продлевается на срок, не превышающий пяти лет со дня подписания акта.";

      приложение 1 изложить в новой редакции согласно приложению 1 к настоящему приказу;

      приложение 5 изложить в новой редакции согласно приложению 2 к настоящему приказу;

      приложения 11 и 12 изложить в новой редакции согласно приложению 3 и 4 к настоящему приказу.

      2. Комитету гражданской авиации Министерства индустрии и инфраструктурного развития Республики Казахстан в установленном законодательством порядке обеспечить:

      1) государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан;

      2) размещение настоящего приказа на интернет-ресурсе Министерства индустрии и инфраструктурного развития Республики Казахстан.

      3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на курирующего вице-министра индустрии и инфраструктурного развития Республики Казахстан.

      4. Настоящий приказ вводится в действие по истечении шестидесяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.

      Исполняющий обязанности министра
индустрии и инфраструктурного развития
Республики Казахстан
А. Бейспеков

      "СОГЛАСОВАН"
Министерство цифрового
развития, инновации
и аэрокосмической промышленности
Республики Казахстан

  Приложение 1 к приказу
Исполняющий обязанности
министра индустрии и
инфраструктурного развития
Республики Казахстан
от 2 марта 2023 года № 131
  Приложение 1
к Правилам сертификации и
выдачи сертификата поставщика
аэронавигационного обслуживания
  Форма

      Заявление на получение сертификата поставщика аэронавигационного
                              обслуживания

      Прошу провести сертификацию
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
      (полное наименование заявителя, бизнес идентификационный номер)
с целью
______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
                        (получения сертификата)
Заявленный вид (подвид, примечание) аэронавигационного обслуживания:
_______________________________________________________________________
                  (с указанием города, района)
________________________________________________________________________
Заявитель обязуется:
1. Выполнять процедуры сертификации;
2. Отвечать предъявляемым сертификационным требованиям;
3. Признавать и выполнять требования законодательства Республики Казахстан и
нормативных правовых актов в сфере использования воздушного пространства и
деятельности авиации, предоставлять возможность уполномоченной организации в
сфере гражданской авиации осуществлять контроль и надзор за предоставлением
аэронавигационного обслуживания.
__________________             ___________________________________________
(должность, подпись)             (фамилия, имя, отчество (при его наличии), дата)
Приложение:

  Приложение 2 к приказу
  Приложение 5
к Правилам сертификации и
выдачи сертификата поставщика
аэронавигационного обслуживания
  Форма

            Виды (подвиды) аэронавигационного обслуживания, для которого
            запрашивается сертификат поставщика аэронавигационного
                        обслуживания подлежащее сертификации

Обслуживание

Вид обслуживания

Подвид обслуживания

Примечание

1

2

3

4

Обслуживание воздушного движения (ATS)

Диспетчерское обслуживание воздушного движения (ATS)

Районное диспетчерское обслуживание


Диспетчерское обслуживание подхода


Аэродромное диспетчерское обслуживание


Полетно-информационное обслуживание (FIS)

Передача данных OFIS


Предоставление консультации и информации


Служба автоматической передачи информации в районе аэродрома, основанная на использовании речевых данных (речевая ATIS)


Служба автоматической передачи информации в районе аэродрома по линии передачи данных (D – ATIS)


Радиовещательная передача VOLMET


Аварийное оповещение (AL)



Аэродромное полетно-информационное обслуживание (AFIS)



Вспомогательное обслуживание, заключающееся в разработке дизайна воздушного пространства, воздушных трасс и аэродромных схем



Предоставление систем связи, навигации и наблюдения) (CNS)

Связь (С)

Авиационная радиосвязь (связь воздух – земля)

Для полетно–информационного обслуживания

Для районного диспетчерского обслуживания

Для диспетчерского обслуживания подхода

Для аэродромного диспетчерского обслуживания

Для аварийной радиосвязи для аварийно-спасательных и поисково-спасательных работ

Авиационная электросвязь (связь земля – земля)

Для обеспечения взаимодействия органов ОВД

Для внутриаэропортовой электросвязи

Для сети авиационной фиксированной электросвязи (AFTN)

Для систем обработки сообщений ОВД (AMHS)

Навигация (N)

Обеспечение сигналов NDB в воздушном пространстве


Обеспечение сигналов VOR в воздушном пространстве


Обеспечение сигналов DME в воздушном пространстве


Обеспечение сигналов ILS в воздушном пространстве

Категория I

Категория II

Категория III

Обеспечение сигналов GBAS в воздушном пространстве


Наблюдение (S)

Предоставление данных первичного обзорного радиолокатора


Предоставление данных вторичного обзорного радиолокатора

Mode A/C

Mode S

Предоставление данных ADS-B


Предоставление данных MLAT


Средства автоматизации управления воздушным движением

Автоматизированная система управления воздушным движением (АС УВД)

Комплекс автоматизации средств управления воздушным движением (КСА УВД)

Автоматизированное рабочее место управления воздушным движением (АРМ УВД)

Предоставление систем связи, навигации и наблюдения (общие функции)

Оборудование документирования радиолокационной информации, переговоров служб ОВД, операторов и должностных лиц, обеспечивающих безопасность полетов

Оборудование документирования информации средств наблюдения

Оборудование документирования переговоров диспетчерских служб, операторов и должностных лиц, обеспечивающих безопасность полетов

Метеорологическое обеспечение полетов

Аэродромный метеорологический орган

Метеорологическое обеспечение соответствует требованиям захода на посадку по приборам / или визуальным заходам на посадку для ВПП с кодовым обозначением (ВПП класса) 4 (А)


Метеорологическое обеспечение соответствует требованиям захода на посадку по приборам / или визуальным заходам на посадку для ВПП с кодовым обозначением (ВПП класса) 4 (Б)


Метеорологическое обеспечение соответствует требованиям захода на посадку по приборам / или визуальным заходам на посадку для ВПП с кодовым обозначением (ВПП класса) 4 (В)


Метеорологическое обеспечение соответствует требованиям захода на посадку по приборам / или визуальным заходам на посадку для ВПП с кодовым обозначением (ВПП класса) 2 (Г)


Метеорологическое обеспечение соответствует требованиям захода на посадку по приборам / или визуальным заходам на посадку для ВПП с кодовым обозначением (ВПП класса) 2 (Д)


Метеорологическое обеспечение соответствует требованиям захода на посадку по приборам / или визуальным заходам на посадку для ВПП с кодовым обозначением (ВПП класса) 3 (Г)


Метеорологическое обеспечение соответствует требованиям захода на посадку по приборам / или визуальным заходам на посадку для ВПП с кодовым обозначением (ВПП класса) 3 (Д)


Метеорологическое обеспечение соответствует требованиям захода на посадку по приборам / или визуальным заходам на посадку для ВПП с кодовым обозначением (ВПП класса) 1 (Е)


Метеорологическое обеспечение соответствует требованиям точного захода на посадку по I категории ИКАО


Метеорологическое обеспечение соответствует требованиям точного захода на посадку по II категории ИКАО


Метеорологическое обеспечение соответствует требованиям точного захода на посадку по III (А) категории ИКАО


Метеорологическое обеспечение соответствует требованиям точного захода на посадку по III (В) категории ИКАО


Орган метеорологического слежения



Предоставление аэронавигационной информации

Выпуск Сборника аэронавигационной информации



Выпуск NOTAM



Выпуск бюллетеней предполетной информации (PIB)



Поисково-спасательное обеспечение


Предоставление услуг Координационного центра поиска и спасания


  Приложение 3 к приказу
Приложение 11
к Правилам сертификации и
выдачи сертификата поставщика
аэронавигационного обслуживания

Перечень изменений в функциональных системах организации воздушного движения, подлежащих уведомлению уполномоченной организации

      К изменениям в функциональных системах организации воздушного движения, подлежащих уведомлению, относятся:

      1) новые вводимые эксплуатационные процедуры производства полетов, включая правила вылета и прибытия, подлежащие применению в воздушном пространстве или на аэродроме; (PBN, SID/STAR, операции на параллельных или почти параллельных взлетно-посадочных полос (далее - ВПП));

      2) Изменения структуры маршрутов ОВД:

      исключение маршрута (маршрутов);

      открытие нового маршрута (маршрутов);

      изменение минимальной абсолютной высоты пролета препятствий;

      изменение нижней и (или) верхней границы маршрута (маршрутов);

      установление и (или) удаление основной точки (точек) маршрута;

      изменение спецификации маршрута (маршрутов);

      изменение направления крейсерских эшелонов маршрута (маршрутов).

      3) изменение структуры воздушного пространства (изменение границ районов аэродромов, ресекторизация);

      4) процедуры ОВД, связанные с физическими изменениями конфигурации ВПП и/или рулежных дорожек на аэродроме;

      5) внедрение и/или снятие с эксплуатации систем оборудования связи, наблюдения и других, имеющих значение для безопасности полетов систем и оборудования, в том числе обеспечивающих новые функции и/или возможности:

      авиационной радиосвязи (связь "воздух – земля"), включая аппаратуру радиосвязи ОВЧ (очень высоких частот) и ВЧ (высоких частот) диапазонов, оборудование автоматической передачи информации в районе аэродрома (ATIS), ОВЧ линия цифровой связи (VDL), связь "диспетчер – пилот" по линии передачи данных (CPDLC);

      авиационной наземной электросвязи (связь "земля – земля") между органами ОВД, включая специализированное оборудование, коммутаторы голосовой диспетчерской связи, сети авиационной электросвязи (ATN), On-Line Data Interchange (OLDI) для координации и передачи текущих полетных данных между смежными органами ОВД;

      для сети авиационной фиксированной электросвязи, систем обработки сообщений ОВД (AFTN), комплекс вычислительных и связных средств, для предоставления услуг по обработке сообщений ОВД (AMHS);

      обеспечения радионавигации воздушных судов, включая приводные радиостанции (NDB), всенаправленный ОВЧ радиомаяк (VOR), дальномерное оборудование (DME), система посадки по приборам (ILS), наземную систему функционального дополнения (GBAS), оборудование систем посадки (ОСП), маркерный радиомаяк (МРМ);

      обеспечения функций радиопеленгации для органов ОВД - автоматический радиопеленгатор (АРП);

      обеспечения функций наблюдения органами ОВД, включая первичный радиолокатор (PCR), вторичный радиолокатор (ВРЛ), радиолокационную станцию обзора летного поля (РЛС ОЛП), радиовещательное автоматическое зависимое наблюдение (ADS-B), систему многопозиционного приема c определением местоположения воздушных судов по оценке разности времени прихода сигналов (MLAT);

      автоматизации функций обслуживания воздушного движения, включая автоматизированную систему управления воздушным движением (АС УВД), комплекс систем автоматизации управления воздушным движением (КСА УВД), автоматизированное рабочее место управления воздушным движением (АРМ УВД), автоматизированную систему управления наземным движением (АС УНД);

      автоматизированная метеорологическая измерительная система (АМИС) - комплексная автоматическая система получения, обработки, распространения и отображения в реальном времени метеорологических параметров, влияющих на взлет и посадку воздушных судов;

      дистанционные датчики метеорологической дальности видимости;

      датчики высоты нижней границы облаков (вертикальной видимости);

      датчики параметров ветра;

      датчики атмосферного давления;

      датчики температуры и влажности воздуха;

      средства отображения метеорологической информации (блоки индикации);

      средства регистрации выдаваемой метеорологической информации;

      метеорологический радиолокатор (МРЛ), лидар;

      оборудование, программное обеспечение в целях обеспечения своевременного сбора, обработки, хранения, интеграции, обмена и доставки аэронавигационных данных и аэронавигационной информации гарантированного качества в рамках системы ОрВД;

      автоматизированные системы предполетной информации, предоставляющие аэронавигационные данные и аэронавигационную информацию;

      автоматизированные средства построения аэродромных схем, программное обеспечение которых обеспечивает применение критериев пролета препятствий (в том числе, ширина зоны учета препятствий), указанных в документе ИКАО "Производство полетов воздушных судов (Doc 8168 OPS/611). Том II Построение схем визуальных полетов и полетов по прибора";

      автоматизированное оборудование поисково-спасательного обеспечения полетов.

  Приложение 4 к приказу
Приложение 12
к Правилам сертификации и
выдачи сертификата поставщика
аэронавигационного обслуживания
  Форма

            АВИАЦИОННАЯ АДМИНИСТРАЦИЯ КАЗАХСТАНА

                              УВЕДОМЛЕНИЕ

                  об отказе в оказании государственной услуги

                              № заявки

      Заявитель:
Государственная услуга: Выдача сертификата поставщика аэронавигационного обслуживания
Вид:
Дата подачи:
Статус:
Основание:
Настоящее уведомление не является разрешительным документом, а служит только для
передачи необходимых сведений о разрешительном документе или статусе оказания
государственной услуги
Руководитель уполномоченной организации либо уполномоченное им лицо
__________________________________________________
подпись, (фамилия, имя, отчество (при его наличии)