"Авиациялық оқу орталықтарына қойылатын сертификаттық талаптарды бекіту туралы" Қазақстан Республикасы Инвестициялар және даму министрінің міндетін атқарушының 2015 жылғы 24 ақпандағы № 158 бұйрығына өзгерістер енгізу туралы

Қазақстан Республикасы Көлік министрінің 2024 жылғы 12 тамыздағы № 274 бұйрығы. Қазақстан Республикасының Әділет министрлігінде 2024 жылғы 13 тамызда № 34926 болып тіркелді

      БҰЙЫРАМЫН:

      1. "Авиациялық оқу орталықтарына қойылатын сертификаттық талаптарды бекіту туралы" Қазақстан Республикасы Инвестициялар және даму министрінің міндетін атқарушының 2015 жылғы 24 ақпандағы № 158 бұйрығына (Нормативтік құқықтық актілерін мемлекеттік тіркеу тізілімінде № 10554 болып тіркелген) мынадай өзгерістер енгізілсін:

      көрсетілген бұйрықпен бекітілген Авиациялық оқу орталықтарына қойылатын сертификаттық талаптарында:

      3 және 4-тармақтар мынадай редакцияда жазылсын:

      "3. Осы сертификаттық талаптарда мынадай терминдер мен анықтамалар пайдаланылады:

      1) авиациялық оқу орталығы – авиация персоналын даярлауды, қайта даярлауды және олардың кәсіби деңгейін қолдауды жүзеге асыратын заңды тұлға (бұдан әрі – АОО);

      2) авиациялық оқу орталығының нұсқаушысы – өз біліктілігіне сәйкес тікелей азаматтық авиация саласының мамандарын кәсіптік даярлау жөніндегі қызметті жүзеге асыратын тұлға;

      3) авиациялық персоналды кәсіптік даярлау – кәсіптік деңгейді бастапқы даярлау, қайта даярлау және қолдау;

      4) азаматтық авиация саласындағы уәкілетті ұйым (бұдан әрі – уәкілетті ұйым) – жарғылық капиталына мемлекет жүз пайыз қатысатын, Қазақстан Республикасының азаматтық авиация саласын орнықты дамытуды, ұшу қауіпсіздігі мен авиациялық қауіпсіздікті қамтамасыз етуге бағытталған қызметті жүзеге асыратын акционерлік қоғам;

      5) аралас оқыту – кәсіптік даярлықты әртүрлі оқыту нысандарын біріктіру арқылы өткізу;

      6) аудит немесе аудиторлық тексеру – бұл ұйымның, жүйенің, процестің, жобаның немесе өнімнің қызметін тәуелсіз бағалау рәсімі;

      7) бастапқы даярлау – құжаттарды бере отырып, авиациялық кәсібі немесе мамандығы жоқ адамды, сондай-ақ авиациялық жаңа кәсіпті және мамандықты игерту мақсатында авиация персоналын кәсіптік оқыту процесі;

      8) белгіленген үлгідегі құжат (куәлік, сертификат) – авиациялық оқу орталығы және/немесе азаматтық авиация ұйымы әзірлеген, уәкілетті ұйыммен келісілген авиациялық персоналды кәсіптік даярлау бағдарламалары бойынша оқуды аяқтағанын куәландыратын, азаматтық авиация жүйесінде жұмыс істеуге рұқсат беру рәсімдері шеңберінде қызметтің белгілі бір түрін орындауға құқық беретін құжат;

      9) біліктілік – ұйғарылған деңгейдегі міндеттер мен функцияларды тиімді орындау үшін талап етілетін білімнің, дағды мен іскерліктің үйлесімі;

      10) біліктілік белгісі – куәлікке жазылған және оның бір бөлігі болып табылатын жазба, онда осы куәлікке қатысты ерекше шарттар, құқықтар мен шектеулер көрсетіледі;

      11) біліктілік талаптары – арнайы даярлау деңгейі мен бейінін айқындайтын талаптар, сондай-ақ жұмыс өтіліне қойылатын талаптар;

      12) даярлау мен бағалаудың біліктілік жүйесі – оқытылатын персоналды даярлау мен бағалау жүйесі, оған нәтижелерге бағдарлану, операцияларды орындау тиімділігінің стандарттарын айқындау және сақтау, сондай-ақ белгіленген тиімділік стандарттары негізінде оқу курсын әзірлеу тән;

      13) даярлау мен бағалаудың құзыреттілік жүйесі – нәтижелерге бағдарланумен, операцияларды орындау тиімділігінің стандарттарына және осы стандарттарды өлшеуге ерекше назар аударумен сипатталатын авиациялық персоналды даярлау және бағалау жүйесі, сондай-ақ белгіленген тиімділік стандарттарының негізінде оқу курсын әзірлеу;

      14) емтихан алушы – уәкілетті ұйым белгілейтін біліктілік талаптарына сәйкес келетін авиация персоналының біліктілік деңгейін айқындауға құқығы бар жеке тұлға;

      15) жаттығу құрылғысында даярлау – авиация персоналын кәсіптік даярлау процесінің кезеңі, одан өткен кезде білім алушы азаматтық авиация саласындағы уәкілетті ұйым бекіткен имитациялайтын құрылғылардың көмегімен практикалық дағды мен машықты игереді, ұстайды және жетілдіреді;

      16) ИКАО – Халықаралық азаматтық авиация ұйымы;

      17) кәсіптік даярлаудың үлгілік бағдарламалары – авиациялық оқу орталығы үшін бағыттардың, мамандықтар мен қызметтің ерекшеліктерін көрсететін оқу бағдарламаларын өз бетімен жасау мүмкіндіктерін сақтау арқылы кәсіптік даярлаудың бірізді тәсілін қамтамасыз ететін бағдарламалар;

      18) кәсіптік деңгейді ұстау – авиация персоналын оқытудың ғылыми-техникалық, әлеуметтік-экономикалық дамумен және азаматтардың жеке қажеттілігімен негізделген процесі, оның мақсаты кәсіптік білімді, машық пен дағдыны жаңарту, кеңейту және тереңдету болып табылады, белгіленген үлгідегі құжаттар беріледі;

      19) кешенді (үлгілік) оқыту – кәсіптік даярлықты белгіленген кезеңдегі оқытудың бүкіл бағдарламасын бір мезгілде іске асыру арқылы өткізу;

      20) куәлік, сертификат, диплом – бекітілген бағдарлама бойынша оқудың тәмамдалғанын куәландыратын және біліктілік белгісін алуға немесе тағылымдамадан сәтті өткеннен кейін қызметтің нақты түрін орындауға құқық беретін құжат;

      21) қайта даярлау – авиация персоналы мен авиация инспекторларын оқытудың жаңа (қосымша) кәсіптік білім, дағды, машық (оның ішінде біліктілік белгілерін) алуға және авиациялық техниканы зерделеуге бағытталған процесі, белгіленген үлгідегі құжаттар беріледі;

      22) құзыреттілік – белгілі бір жұмыстың сәтті орындалуын сенімді болжау үшін қолданылатын адамның мүмкіндіктерін өлшеу. Құзыреттілік белгілі бір жағдайларда қызметті жүзеге асыруға немесе міндеттерді орындауға тиісті білімді, дағдыларды және көзқарастарды жұмылдыратын әрекеттер арқылы көрінеді және байқалады.

      23) модульдік оқыту – кадрларды даярлаудың кезеңдік жүйесін пайдаланатын үздіксіз білім беру әдісі, мұнда әрбір саты (модуль) алынған білім мен дағдыны бақылаудың және бағалаудың рейтингтік жүйесі бар аяқталған цикл болып табылады;

      24) оқыту сапасы – белгілі бір стандарттар шеңберінде белгіленген немесе болжамды талаптарға сай келетін даярлық нәтижесі;

      25) оқыту техникасы – білім мен дағдыны барынша тиімді беру мен бақылау үшін оқыту процесінде пайдаланылатын тәсілдер мен әдістер;

      26) практикалық даярлық – авиация персоналы мен мемлекеттік авиация инспекторларын кәсіптік даярлау процесінің кезеңі, одан өткен кезде білім алушы әуе кемесінде, пайдалану объектілерінде, жаттығу құрылғыларында, интерактивтік оқыту құралдарында, зертханалық және стендтік жабықтарда, сондай-ақ жекелеген құрылғылармен, агрегаттармен және құрамдауыштармен жұмыс істеудің тәжірибелік дағдысы мен машығын игереді, ұстап тұрады және жетілдіреді;

      27) сапа – көрсетілген немесе болжанған қажеттіліктерді қанағаттандыру қабілетін анықтайтын өнімнің немесе қызметтің ерекшеліктері мен сипаттамаларының жиынтығы;

      28) сапаны қамтамасыз ету – барлық оқу іс-шараларының белгіленген стандарттар мен талаптарға сай келетініне сенімділікті қалыптастыру үшін қажетті барлық жоспарланған және жүйелі іс-қимыл;

      29) сертификаттау талаптары – авиациялық персоналды даярлаудың ұйымға, мазмұнына, деңгейіне және сапасына сәйкестігін белгілеу мақсатында қойылатын авиациялық оқу орталықтарына қойылатын талаптар;

      30) сыртқы аудит – авиациялық оқу орталығының қызметіне объективті баға беру мақсатында шарттық негізде тәуелсіз аудиторлық ұйым (аудитор) өткізетін аудит;

      31) тағылымдама – мамандықты тәжірибеде игеру, қызмет көрсету мен басқару объектілеріне бейімделу, сондай-ақ жұмыс орнында жылдам бағдарлану және жұмыстың жаңа тәсілдерін игеру мақсатында оқытуды қамтамасыз ететін тұлғаның жетекшілік етуімен жұмыс орнында оқыту;

      32) теориялық даярлық – кәсіптік даярлау процесінің кезеңі, одан өткен кезде білім алушы өту кезінде арнайы теориялық білім алады, сондай-ақ оларды бекітілген оқу бағдарламаларына сәйкес қолдайды және жетілдіреді;

      33) ұшуға даярлық – ұшқыштар құрамын кәсіптік даярлау процесінің бір кезеңі, одан өткен кезде білім алушы ұшуды орындауға дағдыланады және машықтанады әрі оны жетілдіреді.

      34) ішкі аудит – менеджментке тәуекелдерді анықтау мен бағалауға және тәуекелдерді азайтуға және жүйелер мен процестердің тиімділігін арттыруға бағытталған шараларды орнатуға көмек беретін басқарушы бағытталған корпоративтік қызмет.

      4. Кәсіптік даярлау (сертификат алу) жөніндегі қызметті жүзеге асыру үшін АОО осы сертификаттық талаптарға сәйкес мынадай құжаттаманы әзірлейді және уәкілетті ұйымда (қағаз немесе электрондық түрде) келіседі:

      1) персоналды даярлау және рәсімдер жөніндегі басшылық;

      2) сапа жөніндегі басшылық (бұдан әрі – СЖБ);

      3) Қазақстан Республикасы Көлік және коммуникация министрінің 2013 жылғы 28 қыркүйектегі № 764 бұйрығымен бекітілген Ұшу қауіпсіздігін қамтамасыз етуге қатысатын авиация персоналын кәсіптік даярлаудың үлгілік бағдарламаларына сәйкес әзірленген кәсіптік даярлау бағдарламалары;

      4) қызмет көрсету барысында әуе кемелерінің ұшуын орындаумен байланысты қызметті жүзеге асыру кезінде ұшу қауіпсіздігін басқару жөніндегі басшылық.";

      41-тармақ мынадай редакцияда жазылсын:

      "41. Ұшуды имитациялаудың тек тренажерлік құрылғыларын пайдалана отырып, ұшу экипажы мүшелерін кәсіптік даярлауды АОО жүзеге асыру кезінде ТҚКБ әзірлеу және енгізу талап етілмейді.";

      49-тармақ мынадай редакцияда жазылсын:

      "49. Осы сертификаттау талаптарының 54-тармағында көрсетілген оқу тренажерларын осы құралдардың кәсіптік даярлау бағдарламаларын іске асыру, тестілеу немесе дағдыларды тексеру кезінде оларды пайдалану үшін жарамдылығы туралы қорытынды бере отырып, уәкілетті ұйым бекітеді.";

      52, 53 және 54-тармақтар мынадай редакцияда жазылсын:

      "52. Ұсынылған құжаттардың негізінде уәкілетті ұйым оң немесе теріс қорытынды беру үшін мәлімделген оқу тренажеріне бағалау жүргізу туралы шешім қабылдайды.

      53. Ұшақтың немесе тікұшақтың ұшуын имитациялайтын пилотаждық тренажерлердің біліктілік деңгейін және жарамдылығын айқындау "Азаматтық авиациядағы ұшуды имитациялаудың тренажерлік құрылғыларын бағалау жөніндегі қағидаларды бекіту туралы" Қазақстан Республикасы Инвестициялар және даму министрінің 2017 жылғы 4 шілдедегі № 436 бұйрығына және ИКАО Doc 9625 құжаты "Пилотаждық тренажерлерді біліктілік бағалау критерийлері бойынша басшылық" (I және II Том) сәйкес жүзеге асырылады.

      54. Тренажерлік дайындық мынадай тренажерларда жүзеге асырылады:

      1) ұшуды имитациялайтын тренажер құрылғылары;

      2) кабиналық рәсімдердің тренажерлері;

      3) кешенді пилотаждық тренажерлер;

      4) авариялық-құтқару рәсімдері бойынша тренажерлер;

      5) диспетчерлік тренажерлер.";

      58, 59-тармақтар мынадай редакцияда жазылсын:

      "58. АОО тиісті дайындық қажеттілігін қамтамасыз ету үшін ұйымдық құрылымды дербес анықтайды және кадрларды іріктеуді жүзеге асырады.

      АОО нұсқаушылық құрамының орындалатын функцияларын айқындау мақсатында орындалатын функцияларға сәйкес біліктілік санаттарының мынадай белгілері қолданылады:

      1) теориялық дайындықты жүзеге асыратын нұсқаушы;

      2) практикалық дайындықты жүзеге асыратын нұсқаушы;

      3) оқу курстарын әзірлеуші.

      59. АОО-да оқитын авиациялық персоналдың санаттарына байланысты тікелей қызметті жүзеге асыратын персоналға қатысты жалпыға ортақ талаптардан басқа, әртүрлі біліктілік талаптары қалыптастырылады:

      1) авиациялық персонал куәлігін алу және иеленушілер үшін кандидаттарды кәсіптік даярлау және біліктілік бағалау бойынша;

      2) басқа мамандықтардың авиациялық персоналын кәсіптік даярлау бойынша жүзеге асырылады.";

      59-1-тармақ алып тасталсын:

      62-1-тармақ алып тасталсын:

      69-1, 69-2 және 69-3-тармақтар мынадай редакцияда жазылсын:

      "69-1. АОО теориялық даярлық нұсқаушысы мынадай талаптарға сәйкес келеді:

      1) жоғары білім;

      2) пән бағыты бойынша бастапқы даярлау және (немесе) қайта даярлау;

      3) азаматтық авиация саласындағы жұмыс тәжірибесі кемінде үш жыл.

      Осы тармақтың бірінші бөлігінде белгіленген талаптар жалпы техникалық, іргелі, экономикалық, гуманитарлық, Медициналық және (немесе) жаратылыстану-ғылыми пәндер бойынша АОО теориялық даярлау жөніндегі нұсқаушыларға қолданылмайды, тиісті салада жоғары немесе орта білімнің болуы және сатып алынған мамандық бойынша кемінде үш жыл жұмыс тәжірибесі бойынша талаптар қойылады.

      69-2 Практикалық дайындық нұсқаушылары АОО мынадай талаптарға сәйкес келеді:

      1) жоғары білім;

      2) пән бағыты бойынша бастапқы даярлау және (немесе) қайта даярлау;

      3) игерілген авиациялық кәсіп немесе мамандық бойынша азаматтық авиация саласындағы жұмыс тәжірибесі кемінде үш жыл.

      69-3. АОО оқу курстарын әзірлеуші мынадай талаптарға сәйкес келеді:

      1) АОО нұсқаушысы ретінде кемінде үш жыл жұмыс тәжірибесі;

      2) курстарды әзірлеушілерді даярлау бағдарламасы бойынша оқуды сәтті аяқтау.";

      3-қосымша осы бұйрыққа қосымшаға сәйкес редакцияда жазылсын.

      2. Қазақстан Республикасы Көлік министрлігінің Азаматтық авиация комитеті заңнамада белгіленген тәртіппен:

      1) осы бұйрықты Қазақстан Республикасы Әділет министрлігінде мемлекеттік тіркеуді;

      2) осы бұйрықты Қазақстан Республикасы Көлік министрлігінің интернет-ресурсында орналастыруды қамтамасыз етсін.

      3. Осы бұйрықтың орындалуын бақылау жетекшілік ететін Қазақстан Республикасының Көлік вице-министріне жүктелсін.

      4. Осы бұйрық алғашқы ресми жарияланған күнінен кейін күнтізбелік он күн өткен соң қолданысқа енгізіледі.

      Қазақстан Республикасының
Көлік министрі
М. Карабаев

  Қазақстан Республикасының
Көлік министрінің
2024 жылғы 12 тамыздағы
№ 274 Бұйрыққа
қосымша
  Авиациялық оқу орталықтарына
қойылатын сертификаттау
талаптарына
3-қосымша

АТТЕСТАТТАУ ХАТТАМАСЫ ______________________________________ № ____ (теориялық оқытуды жүзеге асыратын нұсқаушының, практикалық дайындықты жүзеге асыратын нұсқаушының, курстарды әзірлеушінің)

      Өткізу орны _____________________________________________________________

      Хаттаманың бекітілген күні "___" _____ 20___ жыл

      Аттестаттау түрі (бастапқы, мерзімді, қайталама)

      __________________________________________________________________________

      (Аттестатталушының) тегі, аты, әкесінің аты (бар болса)

      _________________________________________________________________________

      Туған күні "___"_______________жыл.

      Атқаратын лауазымы _______________________________________________________

      1. Білімі және кәсіптік даярлығы туралы мәліметтер (білімі туралы құжат бойынша

      мамандығы мен біліктілігі, курстың және оқу орнының атауы, оқу кезеңі)

      __________________________________________________________________________

      __________________________________________________________________________

      __________________________________________________________________________

      2. Регламенттеуші құжаттарды білу

Құжат

Игеру деңгейі

Жалпы идеясы бар

Негізгі элементтерді тізімдейді

Мазмұнын түсіндіреді

Практикалық қызметте қолданады

Ескертпелер

Қызметкерлерді даярлау және рәсімдер бойынша нұсқаулық






Сапа бойынша нұсқаулық






Ұшу қауіпсіздігін басқару жөніндегі нұсқаулық (бар болған жағдайда)






АОО-ның өзге де нұсқаулықтары






ИКАО (өзге халықаралық ұйымдардың) құжаттары






ҚР нормативтік құқықтық актілері





 
Жүктеу

      3. Оқу-әдістемелік, таныстыру және бағалау (тест және емтихан) материалдарының мазмұнына (кәсіптік даярлау бағдарламаларына сәйкес), құрылымына, ресімделуіне қойылатын талаптарға сәйкестігі

Іске асырылатын курс (модуль, тақырып, пән)


Бағаланатын элемент

Бағалау критерийлері

Ескертпелер

Жоқ/ жаңартылмаған

Бағдарлама мазмұнының аспектілерін толық қамтымайды

Бағдарлама мазмұнының барлық аспектілерін көрсетеді

Әдістемелік безендіру (1-ден 5-ке дейін, мұнда 1-нашар, 5-өте жақсы


Оқу жоспары және бағдарламасы






Тыңдаушыларға арналған оқу материалы






Таныстыруматериалы






Жаттығу (қажет болса)






Бағалау материалдары






Бағдарламаны іске асыру үшін қажетті өзге де материалдар






      4. Тағылымдамадан өткен маманның ескертулері мен ерекше белгілері:

      __________________________________________________________________________

      __________________________________________________________________________

      5. Бақылау сабағын өткізуді бақылау нәтижесі:

      __________________________________________________________________________

      __________________________________________________________________________

      __________________________________________________________________________

      6. Өздігімен жұмысқа жіберу туралы қорытынды (оқу сабақтарын өткізуге рұқсат

      етіледі, қайта аттестаттауға жатады, өзге де шешім)

      __________________________________________________________________________

      (тегі,аты, әкесінің аты, лауазымы /қолы)

      Аттестаттау жөніндегі шешіммен таныстым

      __________________________________________________________________________

      (аттестатталатын маманның тегі, аты, әкесінің аты /қолы)

      "____" ___________ 20 __ жыл.

О внесении изменений в приказ исполняющего обязанности Министра по инвестициям и развитию Республики Казахстан от 24 февраля 2015 года № 158 "Об утверждении сертификационных требований к авиационным учебным центрам"

Приказ Министра транспорта Республики Казахстан от 12 августа 2024 года № 274. Зарегистрирован в Министерстве юстиции Республики Казахстан 13 августа 2024 года № 34926

      ПРИКАЗЫВАЮ:

      1. Внести в приказ исполняющего обязанности Министра по инвестициям и развитию Республики Казахстан от 24 февраля 2015 года № 158 "Об утверждении сертификационных требований к авиационным учебным центрам" (зарегистрированный в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за № 10554) следующие изменения:

      в Сертификационных требованиях к авиационным учебным центрам, утвержденных указанным приказом:

      пункты 3 и 4 изложить в следующей редакции:

      "3. В настоящих сертификационных требованиях используются следующие термины и определения:

      1) авиационный учебный центр – юридическое лицо, осуществляющее подготовку, переподготовку и поддержание профессионального уровня авиационного персонала (далее – АУЦ);

      2) инструктор авиационного учебного центра – лицо, осуществляющее непосредственную деятельность по профессиональной подготовке специалистов отрасли гражданской авиации в соответствии со своей квалификацией;

      3) профессиональная подготовка авиационного персонала – первоначальная подготовка, переподготовка и поддержание профессионального уровня;

      4) уполномоченная организация в сфере гражданской авиации (далее – уполномоченная организация) – акционерное общество со стопроцентным участием государства в уставном капитале, осуществляющее деятельность, направленную на обеспечение устойчивого развития отрасли гражданской авиации Республики Казахстан, безопасности полетов и авиационной безопасности;

      5) комбинированное обучение – проведение профессиональной подготовки путем совмещения различных форм обучения;

      6) аудит или аудиторская проверка – это процедура независимой оценки деятельности организации, системы, процесса, проекта или продукта;

      7) первоначальная подготовка – процесс профессионального образования лица, не имеющего авиационной профессии или специальности, а также авиационного персонала с целью освоения новой авиационной профессии и специальности с выдачей документов;

      8) документ установленного образца (свидетельство, сертификат) – это документ, удостоверяющий завершение обучения по разработанным авиационным учебным центрам и/или организацией гражданской авиации согласованным с уполномоченной организацией программам профессиональной подготовки авиационного персонала, дающей право на выполнение определенного вида деятельности в рамках процедур допуска к работе в системе гражданской авиации;

      9) квалификация – сочетание умений, знаний и установок, требуемых для эффективного выполнения задачи и функций на предписанном уровне;

      10) квалификационная отметка – запись, сделанная в свидетельстве и являющаяся его частью, в которой указываются особые условия, права или ограничения, относящиеся к этому свидетельству;

      11) квалификационные требования – требования, определяющие уровень и профиль специальной подготовки, а также требования к стажу работы;

      12) квалификационная система подготовки и оценки – система подготовки и оценки обучаемого персонала, для которой характерны ориентация на результаты, определение и соблюдение стандартов эффективности выполнения операций, а также разработка учебного курса на основе установленных стандартов эффективности;

      13) компетентностная система подготовки и оценки – система подготовки и оценки авиационного персонала, для которой характерны ориентация на результаты, особое внимание к стандартам эффективности выполнения операций и измерению этих стандартов, а также разработка учебного курса на основе установленных стандартов эффективности;

      14) экзаменатор – физическое лицо, имеющее право определять уровень квалификации авиационного персонала, которое соответствует квалификационным требованиям, устанавливаемым уполномоченной организацией;

      15) тренажерная подготовка – этап процесса профессиональной подготовки авиационного персонала, при прохождении, которого обучаемый приобретает, поддерживает и совершенствует практические навыки и умения с помощью имитирующих устройств, утвержденных уполномоченной организацией;

      16) ИКАО – Международная организация гражданской авиации;

      17) типовые программы профессиональной подготовки – программы, обеспечивающие единообразный подход к профессиональной подготовке с сохранением возможности для авиационного учебного центра самостоятельного создания учебных программ, отражающих особенности направлений, специальностей и деятельности;

      18) поддержание профессионального уровня – процесс обучения авиационного персонала, целью которого является обновление, расширение и углубление профессиональных знаний, навыков и умений, обусловленный научно-техническим, социально-экономическим развитием и индивидуальными потребностями граждан, с выдачей документов установленного образца;

      19) комплексное (типовое) обучение – проведение профессиональной подготовки путем единовременной реализации всей программы обучения за установленный период;

      20) свидетельство, сертификат, диплом – документ, удостоверяющий завершение обучения по утвержденной программе и дающий право на получение квалификационной отметки или выполнение определенного вида деятельности после успешной стажировки;

      21) переподготовка – процесс обучения авиационного персонала, направленный на приобретение новых (дополнительных) профессиональных знаний, навыков, умений (в том числе квалификационных отметок) и изучение авиационной техники, с выдачей документов;

      22) компетентность – измерение возможностей человека, используемое для достоверного прогнозирования успешного выполнения конкретной работы. Компетентность проявляется и наблюдается через действия, которые мобилизуют соответствующие знания, навыки и установки на осуществление деятельности или выполнение задач при определенных условиях.

      23) модульное обучение – метод непрерывного образования, использующий поэтапную систему подготовки кадров, в которой каждый этап (модуль) представляет собой законченный цикл с рейтинговой системой контроля и оценки полученных знаний и навыков;

      24) качество обучения – результат подготовки, отвечающий установленным или предполагаемым требованиям в рамках определенных стандартов;

      25) техника обучения – приемы и методы, используемые в процессе обучения для максимально эффективной передачи и контроля знаний и навыков;

      26) практическая подготовка - этап процесса профессиональной подготовки авиационного персонала, при прохождении, которого обучаемый приобретает, поддерживает и совершенствует практические навыки и умения работы на воздушном суде, объектах эксплуатации, тренажерах, интерактивных средствах обучения, лабораторном и стендовом оборудовании, а также с отдельными устройствами, агрегатами и компонентами;

      27) качество – совокупность особенностей и характеристик продукта или обслуживания, определяющих его способность удовлетворять указанные или предполагаемые потребности;

      28) обеспечение качества – все запланированные и систематические действия, необходимые для создания уверенности в том, что все учебные мероприятия отвечают установленным стандартам и требованиям;

      29) сертификационные требования – требования к авиационным учебным центрам, предъявляемые с целью установления соответствия организации, содержания, уровня и качества подготовки авиационного персонала;

      30) внешний аудит – это аудит, проводимый независимой аудиторской организацией (аудитором) на договорной основе с целью объективной оценки деятельности авиационного учебного центра;

      31) стажировка – обучение на рабочем месте под руководством лица, обеспечивающего обучение, в целях практического овладения специальностью, адаптации к объектам обслуживания и управления, а также быстрого ориентирования на рабочем месте и освоения новых приемов работы;

      32) теоретическая подготовка - этап процесса профессиональной подготовки, при прохождении которого обучаемый приобретает специальные теоретические знания, а также поддерживает и совершенствует их в соответствии с утвержденными программами обучения;

      33) летная подготовка – этап процесса профессиональной подготовки летного состава, при прохождении которого обучаемый приобретает и совершенствует навыки и умения выполнения полета.

      34) внутренний аудит - управленческий ориентированная корпоративная деятельность, которая помогает менеджменту выявлять и оценивать риски и вырабатывать мероприятия, направленные на снижение риска и повышение эффективности систем и процессов;

      4. Для осуществления деятельности по профессиональной подготовке (получения сертификата) АУЦ разрабатывает согласно настоящим сертификационным требованиям и согласовывает (в бумажном или электронном виде) в уполномоченной организации следующую документацию:

      1) руководство по подготовке персонала и процедурам;

      2) руководство по качеству (далее – РпК);

      3) программы профессиональной подготовки, разработанные в соответствии с Типовыми программами профессиональной подготовки авиационного персонала, участвующего в обеспечении безопасности полетов, утвержденные приказом Министра транспорта и коммуникаций Республики Казахстан от 28 сентября 2013 года № 764;

      4) руководство по системе управления безопасностью полетов, при осуществлении деятельности, которая связана с выполнением полетов воздушных судов в ходе предоставления услуг.";

      пункт 41 изложить в следующей редакции:

      "41. При осуществлении АУЦ профессиональной подготовки членов летного экипажа с использованием только тренажерных устройств имитации полета, разработка и внедрение СУБП не требуется.";

      пункт 49 изложить в следующей редакции:

      "49. Учебные тренажеры, указанные в пункте 54 настоящих сертификационных требований утверждаются уполномоченной организацией с выдачей заключения о пригодности данных средств для их использования при реализации программ профессиональной подготовки, тестировании или проверке навыков.";

      пункты 52, 53 и 54 изложить в следующей редакции:

      "52. На основании представленных документов уполномоченная организация принимает решение о проведении оценки заявляемого учебного тренажера для выдачи положительного или отрицательного заключения.

      53. Критерии определения квалификационного уровня и пригодности пилотажных тренажеров, имитирующих полет самолета или вертолета, осуществляется в соответствии с приказом Министра по инвестициям и развитию Республики Казахстан от 4 июля 2017 года № 436 "Об утверждении Правил по оценке тренажерных устройств имитации полета в гражданской авиации" и документом ИКАО Doc. 9625 "Руководство по критериям квалификационной оценки пилотажных тренажеров" (Том I и II).

      54. Тренажерная подготовка осуществляется на следующих тренажерах:

      1) тренажерные устройства имитации полетов;

      2) тренажеры кабинных процедур;

      3) комплексные пилотажные тренажеры;

      4) тренажеры по аварийно-спасательным процедурам;

      5) диспетчерские тренажеры.";

      пункты 58 и 59 изложить в следующей редакции:

      "58. АУЦ самостоятельно определяет организационную структуру и осуществляет набор персонала, чтобы обеспечить соответствующую потребность в подготовке.

      С целью определения выполняемых функций инструкторского состава АУЦ применяются следующие обозначения квалификационных категорий согласно выполняемым функциям:

      1) инструктор, осуществляющий теоретическую подготовку;

      2) инструктор, осуществляющий практическую подготовку;

      3) разработчик учебных курсов.

      59. В зависимости от категорий авиационного персонала, обучаемых в АУЦ, формируются различные квалификационные требования, помимо общих, в отношении персонала, осуществляющего непосредственную деятельность:

      1) по профессиональной подготовке и квалификационному оцениванию кандидатов для получения и обладателей свидетельства авиационного персонала;

      2) по профессиональной подготовке авиационного персонала других специальностей.";

      пункт 59-1 исключить;

      пункт 62-1 исключить;

      пункт 69-1, 69-2 и 69-3 изложить в следующей редакции:

      "69-1. Инструктор теоретической подготовки АУЦ соответствует следующим требованиям:

      1) высшее образование;

      2) первоначальная подготовка и (или) переподготовка по направлению дисциплины;

      3) опыт работы в сфере гражданской авиации не менее трех лет.

      Требования, установленные в части первой настоящего пункта не распространяются на инструкторов по теоретической подготовке АУЦ по общетехническим, фундаментальным, экономическим, гуманитарным, медицинским и (или) естественно-научным дисциплинам предъявляются требования по наличию высшего или среднего образования в соответствующей области и опыту работы по приобретенной специальности не менее трех лет.

      69-2 Инструктор практической подготовки АУЦ соответствует следующим требованиям:

      1) высшее образование;

      2) первоначальная подготовка и (или) переподготовка по направлению дисциплины;

      3)опыт работы в сфере гражданской авиации не менее трех лет по освоенной авиационной профессии или специальности.

      69-3. Разработчик учебных курсов АУЦ соответствует следующим требованиям:

      1) опыт работы в качестве инструктора АУЦ не менее трех лет;

      2) успешное завершение обучения по программе подготовки разработчиков курсов.";

      приложение 3 изложить в редакции согласно приложению к настоящему приказу.

      2. Комитету гражданской авиации Министерства транспорта Республики Казахстан в установленном законодательством порядке обеспечить:

      1) государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан;

      2) размещение настоящего приказа на интернет-ресурсе Министерства транспорта Республики Казахстан.

      3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на курирующего вице-министра транспорта Республики Казахстан.

      4. Настоящий приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.

      Министр транспорта Республики Казахстан М. Карабаев

  Приложение к приказу
Министра транспорта
Республики Казахстан
от 12 августа 2024 года № 274
  Приложение 3
к сертификационным
требованиям к авиационным
учебным центрам

ПРОТОКОЛ
аттестации ___________________________ № ____
(инструктора осуществляющего теоретическую, инструктора осуществляющего
практическую подготовку, разработчика курсов)

      Место проведения __________________________________________________________
Дата утверждения протокола " ___ " _____ 20___ года
Вид аттестации (первичная, периодическая, повторная)
_____________________________________________________________
Фамилия, имя, отчество (при его наличии) (аттестуемого)
_____________________________________________________________
Дата рождения " ___ "_______________год.
Занимаемая должность _________________________________________
1. Сведения об образовании и профессиональной подготовке (специальность и квалификация по
документу об образовании, наименование курса и учебного заведения, период обучения)
_____________________________________________________________
_____________________________________________________________
_____________________________________________________________
2. Знание регламентирующих документов

Документ

Уровень освоения

Имеет общее представление

Перечисляет основные элементы

Поясняет содержание

Применяет в практической деятельности

Примечания

РППиП






РпК






РУБП (при наличии)






Прочие инструкции и руководства АУЦ






Документы ИКАО (иных международных организаций)






Нормативные правовые акты РК






      3. Соответствие учебно-методических, презентационных и оценочных (тестовые и экзаменационные) материалов требованиям к содержанию (согласно программам профессиональной подготовки), структуре, оформлению

Реализуемый курс (модуль, тема, предмет)


Оцениваемый элемент

Критерии оценки

Примечания

Отсутствует / не актуализированы

Не полностью включает аспекты содержания программы

Отражает все аспекты содержания программы

Методическое оформление (от 1 до 5, где 1 – плохо, 5 – отлично


Учебный план и программа






Учебный материал для слушателей






Презентационный материал






Упражнения (при необходимости)






Оценочные материалы






Прочие материалы, необходимые для реализации программы






      4. Замечания и особые отметки специалиста, проводившего стажировку:
______________________________________________________________
______________________________________________________________
5. Результат наблюдений за проведением контрольного занятия:
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
6. Заключение о допуске к самостоятельной работе (допускается к проведению
учебных занятий, подлежит повторной аттестации, прочее решение):
_____________________________________________________________
(фамилия, имя, отчество, должность/подпись)
С решением по аттестации ознакомлен (а) ___________________________________________
                        (фамилия, имя, отчество аттестуемого специалиста/подпись)

      "____" ___________ 20 __ год.