В соответствии с подпунктом 31) пункта 2 статьи 6 Закона Республики Казахстан от 23 апреля 2014 года "Об органах внутренних дел Республики Казахстан", ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Утвердить Программу по развитию в городах систем мониторинга общественной безопасности (далее - Программа), согласно приложению к настоящему приказу.
2. Департаменту технической службы (Ахметов Т.Т.) до 20 января 2019 года разработать типовое техническое задание по внедрению в городах системы мониторинга общественной безопасности интегрированной с системами других государственных органов с последующим направлением в региональные департаменты полиции.
3. Начальникам департаментов полиции городов Астана, Алматы, Шымкент и областей, по согласованию с местными исполнительными органами в срок до 15 февраля 2019 года разработать и утвердить акимами регионов аналогичные Программы и реализовать в рамках дорожных карт по цифровизации регионов.
4. Штаб-департаменту (Суйнбаев С.К.), Комитету административной полиции (Лепеха И.В.), Департаменту технической службы (Ахметов Т.Т.) Министерства внутренних дел в рамках компетенции обеспечить контроль за реализацией Программы.
5. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя министра внутренних дел генерал-майора полиции Тургумбаева Е.З.
6. Настоящий приказ вступает в силу со дня его подписания.
Министр | К. Касымов |
Приложение | |
Утверждена приказом МВД №897 от "10" декабря 2018г. |
Программа
по развитию в городах систем мониторинга общественной безопасности
1. Общие положения
Продолжающаяся тенденция к урбанизации населения с сохранением высоких социальных и техногенных рисков, а также отсутствие единого подхода и различные технические требования к системам обеспечивающим поддержание общественной безопасности обуславливают необходимость разработки единых требований к обеспечению городов системами мониторинга общественной безопасности.
2. Цель и задача создания системы мониторинга общественной безопасности
Целью создания системы мониторинга общественной безопасности является повышение уровня общественной безопасности, правопорядка и безопасности среды обитания, за счет улучшения координации и взаимодействия служб ответственных за решение этих задач, путем последовательного расширения и совершенствования имеющегося технического обеспечения, создания единой координирующей платформы.
Основными задачами системы мониторинга общественной безопасности является наблюдение и своевременное информирование заинтересованных служб о зафиксированных событиях и состоянии общественной безопасности, формирование на основании имеющейся оперативной информации краткосрочных и долгосрочных прогнозов, а также оперативное маневрирование и координация заинтересованных служб и подразделений.
3. Основание для обеспечения городов системами мониторинга общественной безопасности
В настоящее время, по развитию и унификации существующих систем мониторинга общественной безопасности, имеется ряд поручений Главы государства, а также ряд мероприятий, закрепленных в программных документах системы государственного планирования:
1) Общенациональный план мероприятий по реализации Послания Главы государства народу Казахстана от 5 октября 2018 года "Рост благосостояния казахстанцев: повышение доходов и качества жизни" (утвержден Указом Президента Республики Казахстан от 12 октября 2018 года №772):
- пункт 35.1 "Разработка стандартов и требований к оснащению организаций дошкольного и среднего образования системами видеонаблюдения";
- пункт 67 "Обеспечение городов системами мониторинга общественной безопасности".
2) Общенациональный План мероприятий по реализации Послания Главы государства народу Казахстана от 10 января 2018 года "Новые возможности развития в условиях четвертой промышленной революции" (утвержден Указом Президента Республики Казахстан от 09 февраля 2018 года. № 633):
- пункт 95 "Активное внедрение интеллектуальных систем видеонаблюдения и распознания на улицах и местах массового пребывания граждан, контроля за дорожным движением";
- пункт 96 "Формирование на основе имеющегося опыта г. Астаны и иных населенных пунктов "эталонного" стандарта "Смарт Сити".
3) План мероприятий по реализации Реформы 4 "Правовое государство без коррупции" Стратегического плана развития Республики Казахстан до 2025 года (утвержден Указом Президента Республики Казахстан от 15 февраля 2018 года № 636):
- пункт 50 "Принятие мер по развитию интеллектуальных систем безопасности, внесению в законодательство и строительные нормативы изменений и дополнений, устанавливающих требования к оборудованию объектов массового посещения людей и жилых комплексов современными средствами дистанционного электронного контроля";
- пункт 58 "Проработка вопроса создания геоинформационной платформы специального назначения для определения местонахождения в реальном времени подозреваемых (обвиняемых)".
4) План мероприятий по реализации Государственной программы "Цифровой Казахстан" (утверждена постановлением Правительства Республики Казахстан от 12 декабря 2017 года № 827):
- пункты 64-69 "Реализация компонентов "Smart City" согласно концепции".
5) Поручение Заместителя Премьер-Министра Республики Казахстан Жумагалиева А.К. по вопросу внедрения и использования биометрии в Казахстане (№ 11-3/И-435 от 10 сентября 2018 года).
4. Международный опыт создания систем мониторинга общественной безопасности
В процессе подготовки Программы был изучен опыт Российской Федерации и Республики Беларусь, как стран, имеющих наиболее схожие с Казахстаном показатели социального развития, состояния общественной безопасности, а также развития технических средств мониторинга и обеспечения общественной безопасности.
Так, создание и развитие государственной системы мониторинга общественной безопасности ведется в Российской Федерации с 2013 года, в Республике Беларусь – с 2017 года.
В указанных странах создание системы мониторинга общественной безопасности подразумевает собой создание на технической и административной базе имеющихся дежурных и диспетчерских служб заинтересованных государственных органов, единой межведомственной многоуровневой автоматизированной информационной системы наблюдения
за состоянием общественной безопасности, предназначенной для выявления, прогнозирования и оценки угроз общественной безопасности.
Задачами систем мониторинга общественной безопасности в Российской Федерации и в Республике Беларусь является наблюдение за состоянием общественной безопасности в целях обеспечения правопорядка, профилактики, выявления (раскрытия) и пресечения преступлений, других правонарушений, розыска лиц их совершивших, предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций, а также оперативное информирование о зафиксированных событиях путем автоматизации процессов сбора, обработки, анализа, хранения информации и ее передача на средства отображения информации для всех пользователей.
При этом, основными компонентами системы мониторинга общественной безопасности являются:
- системы видеонаблюдения правоохранительных и специальных органов за состоянием общественной безопасности;
- системы автоматической фиксации нарушений ПДД;
- системы распознавания и розыска лиц, а также криминального транспорта и т.д. ("Поток", "Рубеж", "Кордон" и т.д.)
- интеллектуальные системы видеонаблюдения с функциями выявления брошенных, бесхозных предметов, формирования групп лиц, пересечение условного охранного периметра и т.д.;
- локальные негосударственные (частные) системы видеонаблюдения (либо элементы систем) подключенные к системе мониторинга общественной безопасности.
5. Текущая ситуация и перспективы создания системы мониторинга общественной безопасности в Казахстане
На сегодняшний день наиболее оптимальным решением по созданию в городах систем мониторинга общественной безопасности является совершенствование существующих Центров оперативного управления (далее – ЦОУ) органов внутренних дел, с интеграцией к ним иных диспетчерских и дежурных служб заинтересованных органов, систем видеонаблюдения всех организаций независимо от форм собственности, а также иных средств контроля за состоянием общественной безопасности.
ЦОУ создавались в Казахстане начиная с 1999 года, во исполнение Указа Главы Государства "О мерах по реализации Стратегии развития Казахстана до 2030 года". Для этого МВД была разработана и реализована Программа комплексного технического перевооружения и информационного обеспечения служебной деятельности органов внутренних дел (далее - Программа).
В рамках Программы в течение 20 лет построены 21 ЦОУ в городах Астаны, Алматы, Шымкент и областных центрах, а также в 5-ти малых городах – Жанаозен (2013г.), Хромтау, Рудном, Щучинске и Семей (2014 году).
Создание систем мониторинга на базе существующих ЦОУ имеет ряд значительных преимуществ, это наличие:
- аппаратно-программного комплекса (далее – АПК) ЦОУ, который предназначен для автоматизации приҰма, обработки и учета оперативной информации, необходимой для оперативного управления силами и средствами дежурных нарядов полиции, координации действий служб и подразделений по оперативному реагированию на преступления, происшествия, массовые беспорядки, стихийные бедствия и другие осложнения оперативной обстановки, выработки и реализации управленческих решений при возникновении кризисных ситуаций;
- специальных оперативных планов на случай осложнения оперативной обстановки или иных кризисных ситуаций, разработанных с учетом территориальных особенностей населенного пункта, количества и состава приданных сил, а также возможности взаимодействия с иными заинтересованными государственными органами;
- сил и средств для обеспечения общественной безопасности и поддержание правопорядка. В настоящее время, ЦОУ осуществляет координацию комплексных сил полиции, своевременно ориентирует их о совершенных преступлениях, похищенных вещах, разыскиваемых преступниках, их приметах и вероятных маршрутах движения, а также иных происшествиях, связанных с угрозами общественной безопасности входящих в компетенцию ОВД;
- унифицированной материальной и административной базы. На сегодняшний день из всех имеющихся систем мониторинга общественной безопасности (видеосистемы, не принадлежащие ОВД, системы распознавания и видеоаналитики и т.д.) унифицированные требования к техническим характеристикам и единая политика развития имеется только у органов внутренних дел. Функции и ответственность операторов также унифицированы и закреплены соответствующими нормативно-правовыми актами;
- наличие правовой базы. Так, Законом Республики Казахстан "Об органах внутренних дел" за органами внутренних дел закреплена компетенция по осуществлению комплекса мер по охране общественного порядка. Кроме того, имеются "Правила организации деятельности Центров оперативного управления и дежурных частей органов внутренних дел Республики Казахстан" утвержденные приказом Министра внутренних дел от 17 июля 2014 года № 439.
Таким образом, ЦОУ ОВД имеют достаточный потенциал и ресурсы для обеспечения общественной безопасности и развитие на их базе в городах систем мониторинга общественной безопасности обоснованно.
6. Предстоящие задачи по развитию систем мониторинга общественной безопасности
Организация системы мониторинга общественной безопасности подразумевает собой создание единой координирующей, информационной и технической платформы для всех органов и организаций, участвующих в решении задач по обеспечению общественной безопасности, независимо от форм собственности.
В этой связи, требуется объединение всех имеющихся административных и технических ресурсов на базе ЦОУ. В частности, необходимо провести модернизацию АПК центров оперативного управления с учетом развития информационных и телекоммуникационных технологий.
Для решения задач, возлагаемых на системы мониторинга общественной безопасности, программное обеспечение и техническое оснащение ЦОУ должно обеспечивать:
1. Централизованный мониторинг угроз общественной безопасности и правопорядка, а именно:
− прием и регистрацию всех сообщений об угрозах общественной безопасности по доступным каналам связи, включая телефонную и средств экстренной связи;
− возможность подключения и управления всеми периферийными системами видеонаблюдения, независимо от формы их принадлежности;
- интеграцию с информационной системой "Единый реестр досудебного расследования ГП РК" с выводом статистических сведений о количестве зарегистрированных уголовных и административных правонарушений на карте преступности;
2. Управление и координацию взаимодействия, а именно:
− формирование поручений комплексным силам полиции, службам оперативного реагирования и спасения, по определенным сценариям реагирования в соответствии с категориями событий;
− оперативное информирование ответственных лиц о статусе события и данных поручениях комплексным силам полиции, службам оперативного реагирования и спасения;
− отображение на интерактивной карте полной информации о происшествии, включая просмотр статусов событий и выданных поручений.
3. Поддержку принятия и моделирование решений, а именно:
− категоризацию событий и соответствующих алгоритмов реагирования для комплексных сил полиции, экстренных оперативных и спасательных служб, определҰнных регламентами, нормативными и правовыми документами;
− моделирование различных сценариев возникновения потенциальных угроз, включая построение прогнозов их развития и отображение на электронной карте результатов моделирования.
4. Информирование и оповещение населения с использованием средств информирования и связи, в том числе: громкоговорителей, информационных табло, смс-рассылок, мобильных приложений, электронной почты, радио и телевидения, интернет-портала и иных средств информирования.
5. Возможность управления и визуализации на электронные карты местности информации по:
- детализации события. Вся информация о событии, которая поступила от заявителя либо добавлена диспетчером, должна собираться и становится доступной в системе. Эта информация может включать сведения, полученные от звонящего, включая адрес (номер дома, улицу, распространенное название, перекресток и т.п.) и данные о звонящем абоненте, а также другие сведения, собранные диспетчером;
- анализу и сопоставлению события с другими источниками данных. В т.ч. с аналогичными прошлыми событиями в этом же районе, по этому же адресу и телефонными номерами, фактами совершения правонарушений по данным адресам, совершением ДТП на конкретных участках дорог, прибытием карет скорой помощи, и служб противопожарной защиты и т.д.;
- текущему расположению комплексных сил полиции и иных экстренных служб. На электронные экраны кроме мест совершения правонарушений и их описания должна выводиться в он-лайн режиме информация о месте нахождении дежурных и патрульных подразделений ОВД, служб спасения и экстренного реагирования. При этом должна отображаться информация о текущем статусе подразделения: на задании, не на задании и т.п.;
- расположению имеющихся камер видеонаблюдения. В настоящее время потребность в камерах видеонаблюдения составляет порядка 70 тыс. ед., кроме того дополнительно требуется создание более 30 ЦОУ в малых городах.
При этом, все создаваемые и существующие ЦОУ должны быть объединены в одну единую сеть управления и мониторинга общественной безопасности с построением вертикальной архитектуры управления "Республика – Область – Город – Район".
Таким образом, каждое вышестоящее звено Центра должно иметь полный доступ к аппаратно-программному комплексу, системам видеонаблюдения и интерактивному экрану нижестоящих ЦОУ, в т.ч. с возможностью просмотра и управления данными, а также осуществления координирующих и управленческих функций. Внедрение данной системы управления потребует решение вопросов:
- создания программного обеспечения позволяющего в автоматическом режиме систематизировать и представить на интерактивный экран всех имеющихся информационных потоков как в текстовом, табличном так в графическом виде;
- интеграции АПК ЦОУ с автоматическими системами фиксации нарушений ПДД, и камерами надзора за транспортными потоком, установленными на СКП "Рубеж", автовокзалах и аэропортах. На сегодняшний день на дорогах республики установлено 3,4 тыс. автоматических камер фиксации нарушений ПДД, которыми зафиксировано 1,2 млн. нарушений ПДД (или 40% от общего числа нарушений ПДД). При этом, данные камеры имеют техническую и программную возможность распознавания регистрационных номеров автотранспорта и сопоставления их с базами данных криминального автотранспорта. Вместе с тем, требуется их интеграция с ЦОУ для оперативной передачи информации на пульт АПК ЦОУ о проезде криминального автотранспорта;
- выработка единых технических требований к периферийным средствам наблюдения, сбора и обработки информации. В настоящее время в стране имеется более 170,3 тыс. камер видеонаблюдения. Вместе с тем, из этого достаточно большого числа видеокамер всего лишь 6 тыс. установлены по инициативе департаментов полиции и еще 27 тыс. интеллектуальных камер с функциями аналитики установленные по программам взаимодействия МИО с коммерческими организациями (СКОЖ, "Smart City", "Сергек", "Безопасный двор", "АИС БДД" и т.д.) имеют интеграцию с ЦОУ.
Оставшиеся 137,3 тыс. камер видеонаблюдения принадлежат частным структурам (КСК, развлекательные комплексы, гостиницы и т.д.) и интеграция их с ЦОУ затрудняется, т.к. все они имеют разные технические параметры. Поэтому все устанавливаемые камеры видеонаблюдения должны соответствовать требованиям приказа МВД № 774 от 27.11.2017 года
"Об утверждении единых технических требований к системам видеонаблюдения органов внутренних дел Республики Казахстан";
- создание Единой дежурно-диспетчерской службы "112" при местных исполнительных органах, для обеспечения взаимодействия и информационного обеспечения всех дежурно-диспетчерских служб.
Концентрация в единой службе всей оперативной информации, поступающей как от непосредственно дежурно-диспетчерских служб, так и от граждан позволит более оперативно реагировать на нарушения общественной безопасности, за счет повышения взаимодействия всех служб и обеспечения полноты информации по инцидентам. При этом, ЦОУ должны иметь полный доступ ко всей информации поступающей в Единую дежурно-диспетчерскую службу "112", касающейся сферы общественной безопасности;
- закрепление на законодательном уровне и в строительных нормативах требований по оснащению объектов массового посещения людей и жилых комплексов системами видеонаблюдения.
В настоящее время Министерством по инвестициям и развитию вносятся необходимые изменения и дополнения в ряд государственных нормативов, регламентирующих вопросы проектирования и строительства объектов с массовым пребыванием людей и жилых комплексов.
Кроме того, министерствами внутренних дел и образования и науки разрабатываются стандарты и требования к оснащению организаций дошкольного и среднего образования системами видеонаблюдения.
В перспективе при строительстве новых объектов массового посещения, либо их оснащения системами видеонаблюдения обязательным условием должно стать подключение этих систем к ЦОУ;
- использование местными исполнительными органами унифицированных минимальных требований к системам безопасности, внедряемым в рамках совместных с коммерческими организациями проектов (СКОЖ, "Smart City", "Сергек", "Безопасный двор", "АИС БДД" и т.д.).
Данные требования разработаны Акционерным обществом "Национальный инфокоммуникационный холдинг "Зерде"" по согласованию с министерствами внутренних дел, информации и коммуникаций и определяют минимальные требования к основным компонентам программ "Smart-Безопасность". Важным условием при реализации местными исполнительными органами проектов "Smart-Безопасность" должно стать обеспечение оперативного взаимообмена между ЦОУ и службами "Smart-Безопасность" информацией об инцидентах в сфере общественной безопасности, в т.ч. путем доступа к системам видеонаблюдения.
7. Основные условия для развития систем мониторинга общественной безопасности
Обеспечение общественной безопасности является приоритетной задачей органов внутренних дел.
При этом, как показывает опыт ряда стран (США, Китай, Сингапур и т.д.) наиболее эффективным решением по обеспечению правопорядка является повышения контроля за общественной безопасностью, путем полного охвата территории населенных пунктов сетью современных интеллектуальных камер с функциями аналитики и распознавания.
Вместе с тем, несмотря на очевидную необходимость развития технических средств, применяемых в сфере обеспечения общественной безопасности, в большинстве регионов Казахстана отсутствует устойчивое финансирование со стороны местных исполнительных органов на решение этих вопросов.
Как показывает практика, даже при наличии конкретных поручений руководства страны, либо соответствующих мероприятий в утвержденных программных документах, вопросы выделения финансовых средств из республиканского и местных бюджетов не всегда решаются положительно.
К примеру, МВД в рамках реализации Программы по дальнейшей модернизации правоохранительной системы, было запланировано строительство ЦОУ в 35 малых городах со сложной криминогенной обстановкой.
В 2015 году в целях реализации Программы обеспечена готовность зданий в 5-ти малых городах Степногорск, Капшагай, Риддер, Жезказган и Темиртау для установки аппаратно-программного комплекса ЦОУ. Однако, в связи с сокращением бюджетных расходов на 2015 год финансирование в сумме 2 млрд. 280 млн. тенге поддержано не было (для введения в эксплуатацию 1 Центра требовалось в среднем 570 млн. тенге).
Также, в 2017 году Главой Государства в Стратегии национальной безопасности Республики Казахстан на 2017-2020 годы поставлены задачи совершенствовать Центры оперативного управления и создавать ЦОУ в малых городах со сложной оперативной обстановкой (п. 85 Плана реализации Указа Президента Республики Казахстан №408 от 11.01.2017г.)
В этой связи в рамках Государственной программы "Цифровой Казахстан" предусмотрено в 2018 – 2020 годах строительство ЦОУ в 12 малых городах, для чего планировалось выделить 6 млрд. 270 млн. тенге (пункт 69, на 12 ЦОУ с 2018 по 2020 год).
В 2018г. – в городах Степногорск, Риддер, Капшагай, Темиртау, для чего планировалось выделить 2 млрд. 280 млн. тенге, где здания уже готовы, но денежные средства не выделены. Эти же города перенесены на 2019 год.
Однако, согласно решения РБК от 28 августа 2018 года №18 заявленные расходы не поддержаны.
8. Ожидаемые результаты от развития систем мониторинга общественной безопасности
Внедрение систем мониторинга общественной безопасности будет способствовать дальнейшему комплексному развитию системы обеспечения общественной безопасности.
Так, развитие координирующих и технических возможностей ЦОУ, в т.ч. по централизации сведений о состоянии общественной безопасности из всех источников информации, а также по применению современных интеллектуальных камер с функциями аналитики, распознавания криминальных лиц и предметов и т.д., позволит:
- повысить чувство защищенности и безопасности у законопослушных граждан и обеспечить значительный профилактический и "сдерживающий" эффект в отношении потенциальных нарушителей;
- способствовать раскрытию "по горячим следам" большего числа преступлений и пресечению административных правонарушений, и как следствие соблюдению принципов "неотвратимости наказания" и "нулевой терпимости" к правонарушениям;
- сократить количество полиции на улицах и других общественных местах, а высвободившиеся ресурсы перенаправить на несение службы на участках населенных пунктов, не оборудованных системами видеонаблюдения;
- за счет внедрения интеллектуальных систем видеонаблюдения с функциями аналитики снизить нагрузку и потребность в дальнейшем увеличении числа операторов систем видеонаблюдения, оставив за ними только принятие управленческих и координирующих решений;
- за счет интеграции с камерами, имеющими функцию распознавания регистрационных номеров транспортных средств, применяемыми для автоматического выявления нарушений ПДД и контроля транспортного потока на СКП "Рубеж", вокзалах, аэропортах и т.д. осуществлять розыск криминального транспорта и общий контроль за дорожной ситуацией;
- принимать более эффективные управленческие и координирующие решения, в т.ч. в сфере гражданской защиты и противодействия чрезвычайным ситуациям, где эффективность принимаемых мер напрямую зависит от координации действий всех экстренных и оперативных служб (службы спасения, медицинской помощи, подразделений полиции и т.д.).
Таким образом, применение указанных подходов благоприятно скажется на состоянии общественной безопасности, способствует техническому развитию органов внутренних дел и будет соответствовать лучшим мировом практикам в сфере обеспечения общественной безопасности.