Сноска. Отменено решением Павлодарского областного маслихата от 11.07.2024 № 134/14 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).
Павлодарский областной маслихат РЕШИЛ:
1. Внести в решение Павлодарского областного маслихата "Об утверждении Правил содержания и защиты зеленых насаждений Павлодарской области, Правил благоустройства территорий городов и населенных пунктов Павлодарской области" от 14 марта 2018 года № 220/21 (зарегистрировано в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за № 5927) следующее изменение:
приложение 1 к указанному решению изложить в новой редакции согласно приложению к настоящему решению.
2. Настоящее решение вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.
Секретарь областного маслихата | Е. Айткенов |
Приложение к решению Павлодарского областного маслихата от "29" сентября 2021 года № 74/7 |
|
Приложение 1 к решению Павлодарского областного маслихата от "14" марта 2018 года № 220/21 |
Правила содержания и защиты зеленых насаждений Павлодарской области Глава 1. Общие положения
1. Настоящие Правила содержания и защиты зеленых насаждений Павлодарской области (далее – Правила) разработаны в соответствии с Гражданским кодексом Республики Казахстан (Особенная часть), Земельным кодексом Республики Казахстан, Экологическим кодексом Республики Казахстан, кодексом Республики Казахстан "Об административных правонарушениях", законами Республики Казахстан "Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Казахстан" (далее – Закон), "О местном государственном управлении и самоуправлении в Республике Казахстан" и иными нормативными правовыми актами.
Действие Правил не распространяется на зеленые насаждения, произрастающие на участках государственного лесного фонда и особо охраняемых природных территориях республиканского и местного значения, территориях индивидуального жилого дома и личного подсобного хозяйства, на дачных участках.
2. Правила определяют порядок и регулируют отношения в сфере содержания и защиты зеленых насаждений Павлодарской области.
3. В настоящих Правилах используются следующие понятия:
1) благоустройство – совокупность работ (по инженерной подготовке и обеспечению безопасности территории, устройству дорог, развитию коммуникационных сетей и сооружений водоснабжения, канализаций, энергоснабжения, устройству покрытий, освещению, размещению малых архитектурных форм и объектов монументального искусства, проектированию озеленения, снижению уровня шума, улучшению микроклимата, охране от загрязнения воздушного бассейна, открытых водоемов и почвы) и услуг (по расчистке, уборке, санитарной очистке, осушению и озеленению территории), осуществляемые в целях приведения той или иной территории в состояние, пригодное для строительства и нормального пользования по назначению, созданию здоровых, удобных и культурных условий жизни населения;
2) вырубка деревьев – работа по вырубке деревьев, осуществляемая по разрешению уполномоченного органа в соответствии с пунктом 159 приложения 2 Закона Республики Казахстан "О разрешениях и уведомлениях" (далее – Закон о разрешениях);
3) формирование кроны – обрезка ветвей и побегов, отдельных деревьев, кустарников и линейных насаждений, поддающихся формовке, не приводящая их к гибели, с целью придания им определенной эстетичной формы и омолаживания зеленых насаждений;
4) дендрологический план – план размещения зеленых насаждений, с указанием количественного и видового составов существующей и проектируемой к посадке зеленых насаждений древесно-кустарниковой растительности, в сочетании с открытыми участками газонов, площадок, дорожек, водоемов, с учетом зоны застройки;
5) земли общего пользования – земли занятые и предназначенные для занятия площадями, улицами, тротуарами, проездами, дорогами, набережными, парками, скверами, городскими лесами, бульварами, водоемами, пляжами, кладбищами и объектами, предназначенными для удовлетворения нужд населения (инженерные системы общего пользования);
6) омолаживание – сильное укорачивание скелетных и полускелетных ветвей, прореживание и регулирование побегов, обрезка стволов на высоте не менее 3,5 метров у взрослых деревьев, пригодных для омолаживания со здоровыми штамбами и стволами, потерявшими свои декоративные качества вследствие усыхания вершин и ветвей;
7) зеленый массив – озелененная территория, насчитывающая не менее 50 экземпляров деревьев на территории не менее 0,125 га, независимо от видового состава;
8) зеленые насаждения – древесно-кустарниковая и травянистая растительность естественного происхождения и искусственно высаженные, которые в соответствии с гражданским законодательством являются недвижимым имуществом и составляют единый городской зеленый фонд;
9) уничтожение зеленых насаждений – повреждение зеленых насаждений, повлекшее их гибель;
10) содержание и защита зеленых насаждений – система правовых, административных, организационных и экономических мер, направленных на создание, сохранение и воспроизводство зеленых насаждений (в том числе компенсационное восстановление зеленых насаждений взамен вырубленных), озелененных территорий и зеленых массивов;
11) сохранение зеленых насаждений – комплекс мероприятий, направленный на сохранение особо ценных пород насаждений, попадающих под пятно благоустройства и строительных работ;
12) лесопатологическое обследование зеленых насаждений – специальное обследование на наличие вредителей (насекомых), выявление наличия признаков и очагов болезней, признаков поражения грибковыми заболеваниями (паразитами) стволов, корневой системы и кроны. Если насаждения поражены болезнями более чем на 50 (пятьдесят) %, то они подлежат обязательной вырубке;
13) инвентаризация зеленых насаждений (подеревный перечет) – комплекс мероприятий по учету объектов озеленения с подробным описанием количественных и качественных характеристик, а также графическое отображение каждого элемента озеленения на плановой основе;
14) реестр зеленых насаждений – свод данных о типах, видовом составе, размере площади, состоянии и расположении зеленых насаждений;
15) индивидуальный жилой дом – дом, предназначенный для личного (семейного) проживания, расположенный на усадебном участке и находящийся в собственности гражданина вместе с хозяйственными и другими строениями и зелеными насаждениями;
16) озелененные территории – участок земли, на котором располагается растительность естественного происхождения, искусственно созданные садово-парковые комплексы и объекты, бульвары, скверы, газоны, цветники;
17) уход – уход за почвой и подземной частью растений (подкормка, полив, рыхление и прочие действия);
18) план компенсационной посадки – план посадки деревьев, которые подверглись вырубке, включающий в себя количественную часть, породный состав, объем, календарные сроки посадки, а также графическую схему размещения посадок с привязкой к плановой основе;
19) компенсационная посадка – посадка взамен вырубленных деревьев на специальных участках определенных уполномоченным органом в соответствии с дендрологическим планом;
20) проезд – элемент дороги, обеспечивающий подъезд транспортных средств к жилым и общественным зданиям, учреждениям, предприятиям, объектам застройки внутри микрорайонов, кварталов, населенных пунктов;
21) санитарная обрезка – удаление больных, усыхающих, сухих и поврежденных ветвей, создающих аварийные ситуации (лежащих на линиях электропередач, газовых трубах, разрушающих кровлю зданий, создающих угрозу безопасности дорожного движения);
22) санитарная вырубка – вырубка (выборочная, сплошная), проводимая с целью улучшения санитарного состояния зеленых насаждений, при которой вырубаются больные, поврежденные, усыхающие и сухостойные деревья;
23) тротуар – элемент дороги, предназначенный для движения пешеходов, примыкающий к проезжей части или отделенный от нее газоном или арычной системой;
24) уполномоченный орган – структурное подразделение местного исполнительного органа, осуществляющего функции в сфере регулирования вопросов содержания и защиты зеленых насаждений;
25) организация – физическое или юридическое лицо, специализирующееся в области содержания и защиты зеленых насаждений;
26) малые архитектурные формы – объекты декоративного характера и практического использования (скульптуры, фонтаны, барельефы, вазы для цветов, павильоны, беседки, скамьи, урны, оборудование и конструкции для игр детей и отдыха взрослого населения);
27) прилегающая территория – территория (в границах 5 метров по периметру), непосредственно примыкающая к границам здания, сооружения, ограждения, строительной площадки, к объектам торговли, рекламы и иным объектам, находящимся в собственности, владении, аренде, на балансе у юридических или физических лиц;
28) пересадка деревьев и зеленых насаждении – работа по пересадке деревьев и зеленых насаждении, осуществляемая на участках определенных уполномоченным органом;
29) незаконная вырубка – вырубка деревьев осуществляемая без разрешения уполномоченного органа;
30) вынужденная вырубка – вырубка деревьев без согласования уполномоченного органа при ликвидации аварийных и чрезвычайных ситуаций.
Глава 2. Содержание и защита зеленых насаждений Параграф 1. Меры по сохранению и защите зеленых насаждений
4. Все зеленые насаждения, за исключением зеленых насаждений, произрастающих на участках государственного лесного фонда и особо охраняемых природных территориях республиканского и местного значения, территориях индивидуального жилого дома и личного подсобного хозяйства, на дачных участках образуют единый зеленый фонд городов и населенных пунктов подлежащих защите.
5. Развитие озелененных территорий Павлодарской области производится в соответствии с дендрологическим планом.
6. Все виды работ по озеленению территорий, предусмотренные проектной (проектно-сметной) документацией, выполняются по утвержденным проектам. Данные виды работ осуществляются в соответствии с законодательством Республики Казахстан в сфере архитектурной, градостроительной и строительной деятельности.
7. Содержание зеленых насаждений включает в себя:
1) посадку зеленых насаждений;
2) рыхление почвы с устройством приствольных лунок, побелку деревьев, стрижку живой изгороди, поднятие штамба у деревьев, удаление поросли;
3) устройство цветников, газонов, прополку сорняков, покос травы, укрытие роз в зимний период;
4) полив зеленых насаждений на протяжении всего вегетационного периода, в летнее время полив осуществляется два раза в неделю;
5) формирование кроны;
6) омолаживание;
7) внесение удобрений;
8) борьбу с вредителями и болезнями зеленых насаждений;
9) санитарную обрезку аварийных, сухостойных, перестойных деревьев и кустарников.
8. Пересадка зеленых насаждений осуществляется в течение года при условии соблюдения специальных технологий пересадок. В целях эффективной приживаемости деревьев лиственных и хвойных пород их пересадку рекомендуется проводить в период с наступления осени до ранней весны.
9. Мероприятия по омолаживанию деревьев и прореживанию густо произрастающих деревьев проводятся до начала вегетации или поздней осенью.
10. При производстве строительно-монтажных работ все насаждения, подлежащие сохранению на данном участке, предохраняются от механических и других повреждений специальными защитными ограждениями, обеспечивающими эффективность их защиты.
11. В случае невозможности сохранения зеленых насаждений на участках, отводимых под строительство или производство других работ, производится вырубка деревьев по разрешению уполномоченного органа в соответствии с Законом о разрешениях.
12. Меры по охране и оздоровлению окружающей среды осуществляются гражданами, должностными и юридическими лицами согласно экологическому законодательству Республики Казахстан.
13. Учету подлежат все виды зеленых насаждений.
14. Учет зеленых насаждений осуществляется посредством их инвентаризации и лесопатологического обследования, расположенных в границах учетного объекта, которые заносятся в реестр зеленых насаждений по форме согласно приложению 1 к Типовым правилам содержания и защиты зеленых насаждений, утвержденным приказом Министра национальной экономики Республики Казахстан (далее – Типовые правила).
15. Реестр и учет зеленых насаждений ведется уполномоченным органом.
16. Документом, отображающим результаты учета зеленых насаждений, являются оформленные материалы инвентаризации и лесопатологического обследования, а также дендрологический план.
17. Услуги по содержанию и защите зеленых насаждений, а также проведение инвентаризации и лесопатологического обследования зеленых насаждений на землях общего пользования осуществляются организациями.
18. Уполномоченным органом передаются копии материалов инвентаризации и лесопатологического обследования зеленых насаждений в аппарат акима соответствующей административно-территориальной единицы для использования в качестве рекомендаций при работе с зеленым фондом.
19. В случае естественного падения произрастающих зеленых насаждений восстановление производится согласно утвержденному дендрологическому плану уполномоченного органа за счет средств местного бюджета.
Параграф 2. Вырубка, санитарная вырубка деревьев
20. Вырубка деревьев осуществляется в случаях:
1) обеспечения условий для осуществления строительной деятельности, строительно-монтажных работ, предусмотренных утвержденной и согласованной градостроительной документацией;
2) обслуживания объектов инженерного благоустройства, реконструкции и устройства инженерных сетей, подземных и надземных коммуникаций;
3) ликвидации аварийных и чрезвычайных ситуаций, в том числе на объектах инженерного благоустройства;
4) благоустройства территории существующих объектов и приведения в эстетичный вид, необходимости улучшения качественного и видового состава зеленых насаждений;
5) санитарной вырубки деревьев, создающих угрозу безопасности здоровью и жизни людей, а также влекущих ущерб имуществу физическому и юридическому лицу;
6) произрастания деревьев и кустарников на землях общего пользования.
21. Вырубка деревьев производится организациями, обслуживающими данный земельный участок, по разрешению уполномоченного органа.
22. В случае аварийного падения деревьев, в результате ветровала и других случаев природного характера, дорожно-транспортных происшествий уборка упавшего дерева, своевременная очистка места падения и вывоз древесных остатков на землях общего пользования, на территориях прилегающих к зданиям, сооружениям, многоэтажным жилым домам осуществляется организациями по обслуживаемым участкам.
23. При ликвидации аварийных и чрезвычайных ситуаций, в том числе на объектах инженерного благоустройства, производится вынужденная вырубка деревьев без согласования с уполномоченным органом в следующих случаях:
падение деревьев, а также их ветвей представляют угрозу жизни и здоровью людей, повреждению зданий и сооружений, коммуникаций;
препятствия безопасности дорожного движения, в том числе перекрывающие визуальный обзор дорожных знаков.
Факт вынужденной вырубки деревьев устанавливается актом освидетельствования службой спасения органов чрезвычайных ситуации, с последующим уведомлением уполномоченного органа в течение трех рабочих дней с момента вынужденной вырубки.
24. Санитарная обрезка и (или) вырубка деревьев на землях общего пользования производится организациями, обслуживающими данный земельный участок, по письменному согласованию с уполномоченным органом.
25. Вырубка деревьев осуществляется по разрешению уполномоченного органа в соответствии с Законом о разрешениях, при предоставлении гарантийного письма от физических и юридических лиц о компенсационной посадке взамен вырубленных деревьев по форме согласно приложению 2 к Типовым правилам.
26. Деревья, подлежащие пересадке в соответствии с материалами инвентаризации и лесопатологического обследования зеленых насаждений, пересаживаются на участки указанные уполномоченным органом.
Параграф 3. Порядок проведения компенсационных посадок деревьев
27. Восстановление деревьев производится на специальных участках согласно плану компенсационной посадки города и населенного пункта, при необходимости с заменой грунта на плодородную почву.
28. Компенсационная посадка производится за счет средств граждан и юридических лиц, в интересах которых была произведена вырубка.
29. При вырубке деревьев по разрешению уполномоченного органа компенсационная посадка восстанавливаемых деревьев производится в десятикратном размере.
29-1. В случае гибели зеленых насаждений, находящихся на прилегающей территории, юридическое или физическое лицо, в ведении которого находится эта территория, производит компенсационную посадку в десятикратном размере.
30. Физическое или юридическое лицо, совершившее незаконную вырубку, уничтожение, повреждение деревьев или нарушение правил содержания и защиты зеленых насаждений, несет ответственность в соответствии с Кодексом Республики Казахстан об административных правонарушениях и производит компенсационную посадку деревьев в двадцатикратном размере.
В случае незаконной вырубки, уничтожения, повреждения деревьев, занесенных в Красную книгу Республики Казахстан, компенсационная посадка деревьев производится в тридцатикратном размере.
31. Компенсационная посадка деревьев производится путем посадки саженцев лиственных пород высотой не менее 2,5 метров с комом или хвойных пород высотой не менее 2 метров с комом.
Диаметр ствола от верхней корневой системы саженцев не менее 3 сантиметров, на высоте 1,3 метра стволовой части.
32. При пересадке деревьев физическими и юридическими лицами компенсационная посадка не производится.
В случае, если пересадка привела к гибели деревьев устанавливается пятикратный размер компенсации в соответствии с требованиями пункта 31 настоящих Правил.
33. Компенсационная посадка при вырубке деревьев по разрешению уполномоченного органа и (или) при незаконной вырубке, уничтожении или повреждении деревьев производится на территории в радиусе 1 километра от места вырубки, уничтожения или повреждения деревьев на участке указанным уполномоченным органом.
При отсутствии свободного места для компенсационной посадки в радиусе 1 километра от места вырубки территория компенсационной посадки указывается уполномоченным органом в письменном виде.
При вынужденной вырубке деревьев компенсационная посадка производится на землях общего пользования с привлечением организации, осуществляющей озеленение, уход и содержание зеленых насаждений.
34. После завершения работ по компенсационной посадке деревьев физические и юридические лица информируют в письменном виде уполномоченный орган об исполнении работ согласно плану компенсационной посадки.
35. В соответствии с гарантийным письмом физические и юридические лица в течение двух лет (период приживаемости саженца дерева) с момента компенсационной посадки проводят мероприятия по содержанию и защите саженцев в соответствии с подпунктами 4), 5), 6), 7) и 8) пункта 7 настоящих Правил.
36. По истечении двух лет физические и юридические лица, осуществившие компенсационную посадку, составляют совместно с уполномоченным органом акт приживаемости деревьев и передают на баланс местного исполнительного органа соответствующей административно-территориальной единицы для дальнейшего содержания.
Уполномоченным органом прижившиеся деревья включаются в реестр зеленых насаждений.
37. В случае гибели высаженных саженцев при компенсационной посадке, лица, в интересах которых была произведена вырубка, или организация производят повторную посадку зеленых насаждений и обеспечивают дальнейшие мероприятия по содержанию и защите за ними в течение двух лет (период приживаемости саженца дерева) с момента проведения повторной посадки.