В соответствии с постановлением Правительства Республики Казахстан от 19 августа 2022 года № 580 "Некоторые вопросы Министерства науки и высшего образования Республики Казахстан" ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Утвердить прилагаемое положение о Комитете высшего и послевузовского образования Министерства науки и высшего образования Республики Казахстан.
2. Комитету высшего и послевузовского образования Министерства науки и высшего образования Республики Казахстан в установленные сроки принять необходимые меры, вытекающие из настоящего приказа.
3. Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.
4. Настоящий приказ вводится в действие со дня его подписания.
Министр | С. Нурбек |
Приложение к приказу Министра науки и высшего образования Республики Казахстан от "15" сентября 2022 года № 45 |
Положение о республиканском государственном учреждении "Комитет высшего и послевузовского образования Министерства науки и высшего образования Республики Казахстан"
Глава 1. Общие положения
1. Республиканское государственное учреждение "Комитет высшего и послевузовского образования Министерства науки и высшего образования Республики Казахстан" (далее – Комитет) является ведомством, осуществляющим в пределах компетенции Министерства науки и высшего образования Республики Казахстан (далее – Министерство) по реализации государственной политики в области высшего и (или) послевузовского образования.
2. Комитет осуществляет свою деятельность в соответствии с Конституцией и законами Республики Казахстан, актами Президента и Правительства Республики Казахстан, иными нормативными правовыми актами, а также настоящим Положением.
3. Комитет является юридическим лицом в организационно-правовой форме республиканского государственного учреждения, имеет печать и штампы со своим наименованием на государственном языке, бланки установленного образца, в соответствии с законодательством Республики Казахстан счета в органах казначейства.
4. Комитет вступает в гражданско-правовые отношения от собственного имени.
5. Комитет имеет право выступать стороной гражданско-правовых отношений от имени государства, если оно уполномочено на это в соответствии с законодательством Республики Казахстан.
6. Комитет по вопросам своей компетенции в установленном законодательством порядке принимает решения, оформляемые приказами Председателя Комитета и другими актами, предусмотренными законодательством Республики Казахстан.
7. Структура и лимит штатной численности Комитета утверждаются в соответствии с законодательством Республики Казахстан.
8. Местонахождение Комитета: 010000, город Астана, район Есиль, проспект Мәңгілік Ел, дом 8, Административное здание "Дом министерств", подъезд 11.
9. Полное наименование государственного органа – республиканское государственное учреждение "Комитет высшего и послевузовского образования Министерства науки и высшего образования Республики Казахстан".
10. Настоящее Положение является учредительным документом Комитета.
11. Финансирование деятельности Комитета осуществляется из республиканского бюджета.
12. Комитету запрещается вступать в договорные отношения с субъектами предпринимательства на предмет выполнения обязанностей, являющихся функциями Комитета. Если Комитету законодательными актами предоставлено право осуществлять приносящую доходы деятельность, то доходы, полученные от такой деятельности, направляются в доход республиканского бюджета.
Глава 2. Задачи, права и обязанности Комитета
13. Задачи:
1) реализация государственной политики в области высшего и послевузовского образования;
2) создание необходимых условий для получения высшего и (или) послевузовского образования;
14. Права и обязанности:
1) вносить предложения по совершенствованию законодательства в сферах, отнесенных к компетенции Комитета;
2) запрашивать и получать от государственных органов, иных организаций, их должностных лиц и граждан необходимую информацию и материалы, а также другие сведения, необходимые для формирования и реализации государственной политики высшего и (или) послевузовского образования;
3) давать разъяснения и комментарии по применению действующего законодательства по вопросам, входящим в компетению Комитета;
4) осуществлять международное сотрудничество по вопросам, отнесенным к компетенции Комитета;
5) осуществлять взаимодействие с общественными и иными организациями в пределах своей компетенции;
6) вносить предложения по совершенствованию организационно-методической и материально-технической деятельности Комитета;
7) принимать правовые акты, обязательные для исполнения;
8) создавать консультативно-совещательные и экспертные комиссии в пределах своей компетенции;
9) участвовать в пределах своей компетенции в разработке проектов нормативных правовых актов и международных договоров Республики Казахстан;
10) обеспечивать контроль и выполнение планов работы Комитета;
11) рассматривать обращения физических и юридических лиц по вопросам, входящим в компетенцию Комитета в порядке, установленном Административным процедурно-процессуальным кодексом Республики Казахстан;
12) осуществлять мониторинг принятых нормативных правовых актов в сферах, отнесенных к компетенции Комитета и предоставлять информацию в Министерство;
13) не разглашать информацию, составляющую коммерческую, служебную, иную охраняемую законом тайну, полученную при осуществлении своих полномочий, за исключением случаев, установленных законами Республики Казахстан;
14) осуществлять иные права и обязанности в соответствии с законодательством Республики Казахстан.
15. Функции:
1) разработка государственных общеобязательных стандартов высшего и послевузовского образования;
2) разработка типовых учебных программ цикла общеобразовательных дисциплин для организаций высшего и (или) послевузовского образования;
3) разработка правил ведения реестров образовательных программ, реализуемых организациями высшего и (или) послевузовского образования, а также оснований включения в реестр образовательных программ и исключения из него;
4) разработка правил признания результатов обучения, полученных взрослыми через неформальное образование, предоставляемое организациями, внесенными в перечень признанных организаций, предоставляющих неформальное образование;
5) разработка правил признания организаций, предоставляющих неформальное образование, и формирование перечня признанных организаций, предоставляющих неформальное образование;
6) разработка правил организации и осуществления учебно-методической и научно-методической работы в организациях высшего и (или) послевузовского образования, за исключением организаций образования в области культуры;
7) разработка правил организации учебного процесса по кредитной технологии обучения;
8) разработка требований к организациям образования по предоставлению дистанционного обучения и правил организации учебного процесса по дистанционному обучению и в форме онлайн-обучения по образовательным программам высшего и (или) послевузовского образования;
9) разработка классификатора направлений подготовки кадров с высшим и (или) послевузовским образованием во взаимодействии с заинтересованными центральными исполнительными органами, работодателями и другими социальными партнерами;
10) разработка правил выдачи разрешения на обучение в форме экстерната в организациях образования, реализующих образовательные программы высшего образования;
11) разработка перечня направлений подготовки кадров с высшим образованием, обучение по которым в форме экстерната и онлайн-обучения не допускается;
12) создание и организация деятельности республиканского учебно-методического совета высшего и (или) послевузовского образования и учебно-методических объединений по направлениям подготовки кадров и разработка положения об их деятельности;
13) участие в создании Национальной системы квалификаций и разработке отраслевой рамки квалификации сферы "Образование" и профессиональных стандартов, а также координация работы организаций высшего и (или) послевузовского образования по разработке образовательных программ с учетом профессиональных стандартов;
14) согласование государственных общеобязательных стандартов образования медицинского, фармацевтического и военного образования;
15) координация работы по модернизации педагогического и инклюзивного образования, по подготовке кадров для цифровой экономики;
16) оказание методологической поддержки организациям высшего и (или) послевузовского образования, в том числе по признанию результатов обучения, полученных взрослыми через неформальное образование, по развитию дуального образования;
17) координация работы Центра Болонского процесса и академической мобильности в части методологического сопровождения высшего и (или) послевузовского образования, а также интернационализации высшего образования;
18) реализация Концепции обучения в течение всей жизни (непрерывное обучение);
19) координация работы организаций высшего и (или) послевузовского образования по интернационализации образования, привлечению зарубежных топ-менеджеров и ученых, академической мобильности обучающихся, преподавателей, научных сотрудников;
20) координация реализации раздела по высшему и (или) послевузовскому образованию рекомендаций ОЭСР;
21) координация работы по реализации совместных образовательных программ и развитию двудипломного образования в казахстанских организациях высшего и (или) послевузовского образования;
22) координация работы организаций высшего и (или) послевузовского образования в международных и национальных рейтингах, а также с зарубежными университетами и организациями;
23) организация работы по расширению сотрудничества и проведение регулярных форумов и международных конференций с зарубежными организациями высшего и (или) послевузовского образования;
24) организация работы по участию Казахстана в мероприятиях, проводимых Советом Европы, Секретариатом Болонского процесса и других мероприятиях по реализации Болонских параметров;
25) разработка порядка направления для обучения за рубежом, в том числе в рамках академической мобильности;
26) взаимодействие с рабочей группой по наблюдению за выполнением Болонского процесса, а также координация работы Рабочих групп по вопросам имплементации принципов Болонской декларации в Казахстане;
27) участие в работе Европейской сети национальных информационных центров по академическому признанию и мобильности (ENIC-NARIC Network);
28) осуществление работы по обеспечению интеграции в европейскую зону высшего образования в соответствии с параметрами Болонского процесса;
29) реализация проекта по созданию единого Центрально-Азиатского пространства высшего и (или) послевузовского образования;
30) координация работы по привлечению иностранных студентов;
31) координация работы по созданию филиалов зарубежных организаций высшего и (или) послевузовского образования в Казахстане и филиалов казахстанских вузов за рубежом;
32) формирование нормативной правовой базы по вопросам продвижения проектов и инноваций в организациях высшего и (или) послевузовского образования, подведомственных Министерству;
33) разработка правил назначения ректоров подведомственных организациях высшего и (или) послевузовского образования;
34) организация и проведение мероприятий научно-инновационного и методического характера, а также оказание консультационной поддержки организаций высшего и (или) послевузовского образования по продвижению проектов и инноваций;
35) координация работы организаций высшего и (или) послевузовского образования по привлечению бизнес-сообщества для продвижения проектов и инноваций в высшем и (или) послевузовском образовании;
36) координация работы по включению проектов по привлечению инвестиций, реализуемых министерствами национальной экономики, индустрии и инфраструктурного развития;
37) координация работы по функционированию эндаумент-фондов при организациях высшего и (или) послевузовского образования;
38) координация работы по созданию в организациях высшего и (или) послевузовского образования проектных офисов по направлениям деятельности;
39) внесение предложений по применению международного опыта продвижения проектов, а также участие в международных проектах инновационного характера;
40) координация работы по созданию и функционированию в организациях высшего и (или) послевузовского образования бизнес-инкубаторов, технопарков, инновационных кластеров;
41) внесение предложений по составу совета директоров, членов правления, корпоративных секретарей организаций высшего и (или) послевузовского образования, подведомственных Министерству;
42) организация работы республиканской комиссии по назначению ректоров организаций высшего и (или) послевузовского образования, подведомственных Министерству;
43) согласование кандидатур ректоров и проректоров отраслевых организаций высшего и (или) послевузовского образования;
44) разработка, координация, реализация и мониторинг основных направлений стратегических и программных документов, операционного плана, плана работы на уровне высшего и (или) послевузовского образования Министерства;
45) организация переподготовки кадров и повышения квалификации педагогических кадров и руководящего состава организаций высшего и (или) послевузовского образования;
46) распределение государственного образовательного заказа на подготовку кадров с высшим и (или) послевузовским образованием в разрезе групп образовательных программ и организаций высшего и (или) послевузовского образования (квотирование);
47) разработка правил формирования и распределения государственного образовательного заказа на подготовку кадров с высшим и (или) послевузовским образованием;
48) разработка правил отбора претендентов для участия в стипендиальных программах;
49) разработка методики подушевого нормативного финансирования высшего и (или) послевузовского образования с учетом кредитной технологии обучения;
50) определение порядка осуществления образовательного мониторинга высшего и (или) послевузовского образования;
51) разработка правил присвоения звания "Лучший преподаватель вуза";
52) разработка типовых правил приема на обучение в организации образования, реализующие программы высшего и (или) послевузовского образования;
53) разработка правил присуждения и размещения государственного образовательного кредита;
54) разработка правил размещения государственного образовательного заказа на подготовку кадров с высшим и (или) послевузовским образованием с учетом потребностей рынка труда, на подготовительные отделения организаций высшего и (или) послевузовского образования;
55) разработка правил гарантирования образовательных кредитов, предоставляемых финансовыми организациями, и определения размера такого гарантирования;
56) разработка порядка назначения и выплаты лицам с инвалидностью, обучающимся в организациях образования, реализующих образовательные программы высшего и (или) послевузовского образования по государственному заказу или гранту, стипендий в соответствии с законодательством Республики Казахстан;
57) осуществление информационного обеспечения органов управления системой образования в части утверждения и размещения государственного образовательного заказа на подготовку кадров с высшим и (или) послевузовским образованием;
58) разработка правил целевой подготовки докторов философии (PhD) в организациях высшего и (или) послевузовского образования, за исключением целевой подготовки кадров с послевузовским образованием в области здравоохранения, правила которой разрабатываются и утверждаются уполномоченным органом в области здравоохранения;
59) организация и координация проведения единого национального тестирования (далее – ЕНТ) и комплексного тестирования для поступающих в организации высшего и (или) послевузовского образования;
60) проведение мониторинга по итогам приема в организациях высшего и (или) послевузовского образования;
61) разработка правил заключения договоров услуг государственного образовательного заказа посредством веб-портала государственных закупок;
62) разработка правил проведения единого национального тестирования и комплексного тестирования;
63) формирование государственного образовательного заказа на подготовку кадров с высшим и (или) послевузовским образованием в соответствии с потребностями рынка труда и ожиданиями работодателей;
64) организация работы по приему слушателей на подготовительные отделения организаций высшего и (или) послевузовского образования, координация работы подготовительных отделений;
65) организация работы Республиканской конкурсной комиссии по присуждению образовательных грантов;
66) организация работы по переводу обучающихся на платной основе на обучение по государственному образовательному заказу;
67) разработка стандартов государственных услуг осуществляемых Комитетом и проведение анализа оказания данных государственных услуг;
68) разработка положения о порядке назначения именных стипендий и рассмотрение вопросов по назначению студентам, магистрантам и докторантам государственных именных стипендий;
69) разработка положения о реализации стипендиальной программы для иностранных студентов и казахской диаспоры;
70) разработка типового соглашения о сотрудничестве в сфере государственной образовательной накопительной системы между банком-участником и оператором или оператором и организацией образования;
71) разработка вида документов о высшем и (или) послевузовском образовании, формы документов о высшем и (или) послевузовском образовании государственного образца и правил их учета и выдачи, основных требований к содержанию документов о высшем и (или) послевузовском образовании собственного образца и правил их учета и выдачи;
72) разработка и утверждение требований по оформлению документов об образовании о высшем и (или) послевузовском образовании;
73) разработка и утверждение правил по организации заказа, хранению, учету и выдаче бланков документов государственного образца об образовании и обеспечению ими организаций образования, реализующих общеобразовательные учебные программы высшего и (или) послевузовского образования и осуществлении контроля за их использованием;
74) разработка типовых правил деятельности организаций высшего и (или) послевузовского образования;
75) разработка правил направления специалиста на работу, возмещения расходов, понесенных за счет бюджетных средств, предоставления права самостоятельного трудоустройства, освобождения от обязанности или прекращения обязанности по отработке гражданами, обучавшимися на основе государственного образовательного заказа;
76) разработка правил распределения мест в общежитиях организаций высшего и (или) послевузовского образования;
77) подведение итогов проведения организациями высшего и (или) послевузовского образования ежегодных научно-исследовательских работ студентов;
78) выдача разрешений на командировки в зарубежные страны для ректоров и проректоров организаций высшего и (или) послевузовского образования, подведомственных Министерству;
79) координация вопросов противодействия проявлениям коррупции в организациях высшего и (или) послевузовского образования, а также академической честности;
80) координация деятельности военных кафедр при организациях высшего и (или) послевузовского образования;
81) координация работы республиканского и региональных советов ректоров организаций высшего и (или) послевузовского образования, обеспечение их взаимодействия;
82) сбор и обработка статистических показателей организаций высшего и (или) послевузовского образования, а также сопровождение движения контингента обучающихся, в том числе по государственному образовательному заказу;
83) сбор, анализ и обработка показателей государственной статистики организаций высшего и (или) послевузовского образования З-НК и 1 НК;
84) ежегодное заполнение сборников статистической отчетности международной статистики ЮНЕСКО;
85) формирование списков из числа ППС и сотрудников организаций высшего и (или) послевузовского образования для представления к награждению;
86) подготовка справочных материалов при заслушивании отчетов ректоров и проректоров организаций высшего и (или) послевузовского образования;
87) мониторинг трудоустройства выпускников организаций высшего и (или) послевузовского образования, в том числе по сельской квоте и граждан Республики Казахстан из числа сельской молодежи, переселяющихся в регионы, определенные Правительством Республики Казахстан через НАО "Государственная корпорация "Правительства для граждан";
88) мониторинг распределения мест в общежитиях организаций высшего и (или) послевузовского образования;
89) координация работы по организации проведения международных и республиканских общественно-значимых мероприятий в области высшего и (или) послевузовского образования;
90) координация развития волонтерства среди студентов;
91) координация работы по противодействию религиозному экстремизму и терроризму в Республике Казахстан в организациях высшего и (или) послевузовского образования;
92) координация работы по реализации Концепции развития Ассамблеи народа Казахстан;
93) координация деятельности организаций высшего и (или) послевузовского образования по профилактике правонарушений у молодежи;
94) осуществление мониторинга деятельности органов студенческого самоуправления (комитеты по делам молодежи, студенческие парламенты и др.);
95) координация деятельности по развитию здорового образа жизни и массового студенческого спорта в организациях высшего и (или) послевузовского образования;
96) взаимодействие с государственными органами и организациями по вопросам правового воспитания обучающихся в организациях высшего и (или) послевузовского образования;
96-1) проведение анализа и выявление системных проблем, поднимаемых заявителями в обращениях в рамках административных процедур;
97) осуществление иных функций, предусмотренных законами Республики Казахстан, актами Президента Республики Казахстан и Правительства Республики Казахстан.
Сноска. Пункт 15 с изменением, внесенным приказом Министра науки и высшего образования РК от 16.10.2023 № 529.Глава 3. Статус и полномочия руководителя Комитета
16. Руководство Комитетом осуществляется Председателем, который несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Комитет задач и осуществление им своих функций.
17. Председатель Комитета назначается на должность и освобождается от должности в соответствии с законодательством Республики Казахстан.
18. Председатель Комитета имеет заместителей, которые назначаются на должности и освобождаются от должностей в соответствии с законодательством Республики Казахстан.
19. Полномочия Председателя:
1) предоставляет предложения руководству Министерства по структуре и штатному расписанию Комитета;
2) вносит предложения Руководителю аппарата Министерства по разработке положения о структурных подразделениях Комитета;
3) вносит предложения Руководителю аппарата Министерства по вопросам командирования, повышения квалификации, поощрения персонала Комитета, наложении и снятии дисциплинарных взысканий на него;
4) вносит предложения Руководителю аппарата Министерства о назначении на должности и освобождения от должностей, а также о поощрении и привлечении к дисциплинарной ответственности заместителей председателя и других сотрудников Комитета;
5) издает правовые акты, дает указания, обязательные для выполнения всеми работниками Комитета по вопросам, входящим в его компетенцию;
6) представляет Комитет в государственных органах и иных организациях в соответствии с действующим законодательством Республики Казахстан;
7) осуществляет общее руководство по принятию мер, направленных на усиление борьбы с коррупцией и соблюдение требований законодательства о государственной службе, обеспечивает соблюдение сотрудниками требований антикоррупционного законодательства;
8) контролирует соблюдение сотрудниками Этического кодекса государственных служащих Республики Казахстан, утвержденного Указом Президента Республики Казахстан от 29 декабря 2015 года № 153, исполнительской и трудовой дисциплины;
9) осуществляет иные полномочия в соответствии с законами и актами Президента Республики Казахстан.
Исполнение полномочий Председателя Комитета в период его отсутствия осуществляется лицом, его замещающим в соответствии с действующим законодательством.
20. Председатель определяет полномочия своих заместителей в соответствии с действующим законодательством.
Глава 4. Имущество Комитета
21. Комитет может иметь на праве оперативного управления обособленное имущество в случаях, предусмотренных законодательством.
Имущество Комитета формируется за счет имущества, переданного ему государством, а также имущества (включая денежные доходы), приобретенного в результате собственной деятельности и иных источников, не запрещенных законодательством Республики Казахстан.
22. Имущество, закрепленное за Комитетом, относится к республиканской собственности.
23. Комитет не вправе самостоятельно отчуждать или иным способом распоряжаться закрепленным за ним имуществом и имуществом, приобретенным за счет средств, выделенных ему по плану финансирования, если иное не установлено законодательством.
Глава 5. Реорганизация и упразднение Комитета
24. Реорганизация и упразднение Комитета осуществляются в соответствии с законодательством Республики Казахстан.
_______________________________________________