В соответствии с подпунктом 1) пункта 3 статьи 365 Экологического кодекса Республики Казахстан, подпунктом 15) пункта 1 статьи 6 Закона Республики Казахстан "О местном государственном управлении и самоуправлении в Республике Казахстан", Приказом Министра экологии, геологии и природных ресурсов Республики Казахстан от 18 мая 2023 года №154-п "Об утверждении Методических рекомендаций местным исполнительным органам по разработке программы по управлению коммунальными отходами", Шетский районный маслихат РЕШИЛ:
1. Утвердить программу управления коммунальными отходами Шетского района на 2024-2029 годы согласно приложению к настоящему решению.
2. Настоящее решение вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.
Председатель районного маслихата | С.Социал |
Приложение к решению Шетского районного маслихата от 5 апреля 2024 года №11/113 |
Программа по управлению коммунальными отходами для Шетского района Карагандинской области 2024 – 2029гг.
Содержание.
Содержание
Введение
Основные характеристики региона
Обоснование необходимости разработки программы управления коммунальными отходами на плановый период
Национальные стратегические, программные документы, планы развития территории и др., в которых заложены мероприятия по управлению коммунальными отходами
1. Анализ текущего состояния управления коммунальными отходами в Шетском районе Карагандинской области
1.1 Оценка текущего состояния управления коммунальными отходами в регионе
Общие сведения по состоянию инфраструктуры в сфере управления коммунальными отходами (раздельный сбор, специализированная техника по транспортировке отходов, мощности по сортировке, переработке, полигоны ТБО и т.п.)
Сведения о полигонах ТБО
Морфологический состав коммунальных отходов
1.2 Анализ управления коммунальными отходами в динамике за последние 3 года
1. Имеющая нормативная база по образованию и накоплению коммунальных отходов
1.4 Описание и анализ выделенных средств (местный и республиканский бюджеты, внебюджетные) в динамике за последние три года.
2. Цели, задачи и целевые показатели
2.1 Цели и задачи Программы.
2.2 Пути достижения поставленных целей и задач наиболее эффективными и экономически обоснованными методами.
2.3 Целевые показатели Программы
3. Основные направления, пути достижения поставленных целей и задач
4. Необходимые ресурсы
5. План мероприятий по реализации программы.
Введение.
Программа по управлению коммунальными отходами для Шетского района Карагандинской области на период 2024-2029гг. разрабатывается на основании приказа Министра экологии и природных ресурсов Республики Казахстан от 18.05.2023г. №154 "Об утверждении Методических рекомендаций местным исполнительным органам по разработке программы по управлению коммунальными отходами".
Программа разрабатывается в соответствии с Экологическим Кодексом, в частности согласно принципу иерархии, установленному статьей 329 Кодекса.
В Программе представляется описание (характеристика) коммунальных отходов, образующихся в населенных пунктах Шетского района, включая сведения об объеме и составе, скорости образования, классификации, способах накопления, сбора, транспортировки, сортировки, обезвреживания, восстановления и удаления коммунальных отходов, существующей инфраструктуры по обращению с коммунальными отходами.
Основные характеристики региона.
Шетский район расположен в центральной части Карагандинской области, вытянут с севера на юг 365 км и с запада на восток 200 км.
Рельеф территории представлен мелкосопочником и равниной. Район образован в 1928 году. Районный центр с. Аксу-Аюлы. Расстояние до областного центра -130 км. Территория района составляет -65694 кв. км
В конце 2023 года Шетский район состоял из 24 сельских округов:
№ | название с/о |
1 | с/о Аксу-Аюлы |
2 | пос.Агадырь |
3 | пос.им. С.Сейфуллина |
4 | пос.Акжал |
5 | пос.Мойынты |
6 | пос.Акшатау |
7 | пос.Дария |
8 | с/о Акшокинский |
9 | с/о Нижние Кайрактинский |
10 | с/о Талдинский |
11 | с/о Успенский |
12 | с/о Шетский |
13 | с/о Акойский |
14 | с/о Батыкский |
15 | с/о Босагинский |
16 | с/о Бурминский |
17 | с/о Карима Мынбаева |
18 | с/о Кеншокинский |
19 | с/о Кииктинский |
20 | с/о Коктенкольский |
21 | с/о Красная поляна |
22 | с/о Нураталдинский |
23 | с/о Ортауский |
24 | с/о Таглинский |
Всего в Шетском районе расположено 60 село.
Наибольшее количество населения проживает в п. Агадырь (11 018 человек).
В районе развита добывающая промышленность и сельское хозяйство.
Основные промышленные предприятия- ТОО "Nova-Цинк", "Бапы-Майнинг", "Крамдс-Кварцит".
На территории района имеются уникальные месторождения полезных ископаемых, с огромным запасами залежей.
Геологические запасы вольфрама содержащих руд обеспечить продолжительную обработку месторождения в пределах 20 лет, при добыче и переработке руды 100 тысяч тонн в год, а также имеются месторождения с большими запасами воллостанита, вольфрамо-молибденовых и висмутовых руд.
На территории Шетского района имеются многочисленные уникальные памятники истории, культуры несущие полную информацию с древнейших времен до современной истории Казахстана.
Динамика численности населения принята по данным Бюро национальной статистики. В сентябре 2023года численность населения Шетского района составляла 37 279 человек. Из них городское население – 0 человек, сельское население – 37 279 человек.
Среднегодовая численность населения в Шетском районе за период 2019 – 2023гг. представлена в таблице 1.
Таблица 1 – Среднегодовая численность населения в Шетском районе за период 2019-2023гг.
Численность населения в Шетском районе | 2019 | 2020 | 2021 | 2022 | 2023 |
человек | |||||
Городское | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
Сельское | 42215 | 41729 | 41200 | 38204 | 37 279 |
Таким образом в Шетском районе наблюдается убыль населения, которая за 2023год (с января по сентябрь) составила -1,17% (самая большая по Карагандинской области).
На территории Шетского района имеется 166 многоэтажных жилых домов:
в селе Аксу-Аюлы 23 дома, всего 2 этажные;
в поселке Акжал 10 домов, один дом 2 этажный, пять домов 3 этажный, четыре дома 5 этажный;
в поселке Акадыр 101 дом, из них 87 домов 2-х этажные, 9 домов 3-х этажные, 1 дом 4-х этажный, 4 дома 5 этажный;
в поселке Мойынты 25 домов, всего 2-х этажных, в микрорайоне №№1, 3, 4, 5, 7 дома пустуют;
в поселке С. Сейфуллина 8 домов, из них 6 дома 2-х этажных, 2 дома 3-х этажных.
Обоснование необходимости разработки программы управления коммунальными отходами на плановый период.
Разработка программы необходима для повышения эффективности, надежности, экологической и социальной приемлемости комплекса услуг по сбору, транспортировке, утилизации, переработке и захоронению твердых бытовых отходов, увеличение доли переработки ТБО, а также обеспечение безопасного захоронения отходов.
Программа разрабатывается согласно Приказа Министра экологии и природных ресурсов Республики Казахстан от 18 мая 2023 года № 154-п – "Об утверждении Методических рекомендаций местным исполнительным органам по разработке программы по управлению коммунальными отходами" на плановый период на срок не менее 5 лет.
Программа разработана на основании следующих нормативных документов:
Экологический Кодекс Республики Казахстан - № 400-VI от 02.01.2021г. с изменения и дополнениями на 05.09.2023г.
Об утверждении правил управления коммунальными отходами - Приказ и.о. Министра экологии, геологии и природных ресурсов Республики Казахстан от 28 декабря 2021 года № 508.
Об утверждении Требований к раздельному сбору отходов, в том числе к видам или группам (совокупности видов) отходов, подлежащих обязательному раздельному сбору с учетом технической, экономической и экологической целесообразности - Приказ и.о. Министра экологии, геологии и природных ресурсов Республики Казахстан от 2 декабря 2021 года № 482.
Об утверждении Санитарных правил "Санитарно-эпидемиологические требования к сбору, использованию, применению, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению отходов производства и потребления" - Приказ и.о. Министра здравоохранения Республики Казахстан от 25 декабря 2020 года № ҚР ДСМ-331/2020.
И другие нормативные документы, действующие на территории Республики Казахстан.
Национальные стратегические, программные документы, планы развития территории и др., в которых заложены мероприятия по управлению коммунальными отходами.
Мероприятия по управлению коммунальными отходами рассматриваются в следующих Национальных стратегиях и планах развития:
"Стратегия достижения углеродной нейтральности" - Указ Президента Республики Казахстан от 2.02.023г.
Раздел "Управление отходами":
Раздел 3.3.1.4 Управление отходами
1) сокращение объемов образования отходов;
2) ускоренное внедрение полного охвата сбором и сортировкой ТБО;
3) увеличение доли перерабатываемых и компостируемых отходов.
1. Анализ текущего состояния управления коммунальными отходами в Шетском районе Карагандинской области
1.1 Оценка текущего состояния управления коммунальными отходами в регионе.
Общие сведения по состоянию инфраструктуры в сфере управления коммунальными отходами (раздельный сбор, специализированная техника по транспортировке отходов, мощности по сортировке, переработке, полигоны ТБО и т.п.)
В международной практике ТБО классифицированы на три части, которые соответствуют трем "потокам отходов", входящих в общий состав ТБО, но отличающихся между собой способом переработки и/или захоронения.
1. Коммунальные отходы.
2. Опасные ТБО – отходы потребления, образующиеся в результате жизнедеятельности человека, а также отходы производства с аналогичным характером образования, которые по своему составу и свойствам могут быть отнесены к опасным отходам. К ним относятся следующие отходы:
- использованные батарейки и аккумуляторы;
- использованное электрическое и электронное оборудование;
- ртутьсодержащие отходы (люминесцентные лампы и термометры);
- медицинские и ветеринарные отходы;
- отходы бытовой химии;
- отходы, содержащие асбест;
-другие опасные отходы, образующиеся в результате жизнедеятельности человека.
3. Другие ТБО - отходы, которые не являются опасными, и в то же время не могут быть отнесены к смешанным, так как для их сбора, вывоза и утилизации требуется применение иных подходов, нежели чем для первого потока. К "Другим ТБО" отнесены следующие отходы:
- строительные отходы;
- крупногабаритные отходы;
- автомобили, подлежащие утилизации;
- использованные автомобильные шины;
- отходы от переработки сточных вод.
Сведения по текущему состоянию управления коммунальными отходами в Шетском районе получены с сайта Бюро национальной статистики https://stat.gov.kz/ru/ информационно аналитической системы Бюро национальной статистики "Талдау" https://taldau.stat.gov.kz/ru а также данных, предоставленных местными исполнительными органами и территориальным подразделением уполномоченного органа в области охраны окружающей среды (Департамент экологии Карагандинской области), данных местных исполнительных органов и других источников.
Число предприятий и организаций, по сбору и вывозу коммунальных отходов в Шетском районе в 2022 году - 1 предприятие. В 2023 году – 2 предприятия занимающихся сбором и вывозом коммунальных отходов от населения Шетского района.
Объем собранных и транспортированных коммунальных отходов по Шетскому району в период с 2018 года представлен в таблице 1.1.
Таблица 1.1 – Объем собранных и транспортированных коммунальных отходов по Шетскому району с 2018 по 2023гг.
Шетский район | 2018 | 2019 | 2020 | 2021 | 2022 | 2023 |
Тонны | ||||||
Собранные коммунальные отходы | 2 169 | 2 169 | 3 449 | 7 228 | 30 691 | 6 383 |
Таблица 1.2 – Население, обслуживаемое мусоровывозящими компаниями.
Параметр | 2018 | 2019 | 2020 | 2021 |
численность населения Шетского района | 42480 | 42215 | 41726 | 41200 |
Население, регулярно обслуживаемое мусоровывозящей организацией | 5340 | 5340 | 8312 | 11172 |
% охвата | 12,6 | 12,6 | 19,9 | 27,1 |
Предприятия, осуществляющие вывоз коммунальных отходов из населенных пунктов Шетского района:
КГП на ПХВ "ШетКоммунСервис"
Осуществляет вывоз коммунальных отходов с территории с.Аксу-Аюлы. Обслуживается 10 площадок сбора отходов. Вывоз осуществляется 1 мусоровозом на полигон ТБО (свалка). Расстояние транспортировки – 3км.
ТОО "Ауыл абат -ЭЖ"
Осуществляет обслуживание и вывоз коммунальных отходов в следующих населенных пунктах:
п.Агадырь – 2 автомобиля. Вывоз осуществляется с 24 площадок, вывоз на полигон ТБО, расстояние вывоза 5 км;
п.Акжал – 1 автомобиль. Вывоз осуществляется на полигон ТБО на расстоянии 2 км.
п.Мойынты – 1 автомобиль. Вывоз с 6 площадок сбора отходов. На полигон ТБО, расстояние вывоза – 2 км;
п.им.С.Сейфуллина-1 автомобиль. Вывоз с 12 площадок. Вывоз осуществляется на полигон ТБО на расстояние 3 км.
Общее количество контейнеров на площадках сбора отходов составляет 285 штук.
Таким образом, организованный сбор и вывоз коммунальных отходов от домохозяйств, осуществляется только в поселках, в которых есть многоэтажные жилые дома.
Какая-либо сортировка отходов при вывозе и приеме на полигоны отсутствует. Контейнеров по сбору опасных отходов не имеется.
Сведения о полигонах ТБО.
На территории Шетского района Карагандинской области нет полигонов ТБО, соответствующих экологическим и санитарно-эпидемиологическим требованиям по безопасному размещения и депонированию отходов.
Ранее на территории района имелись полигоны с экологическим разрешением на воздействие, в настоящее время срок действия разрешений истек.
Полигон ТБО для пос. Агадырь расположен на расстоянии 2,4 км восточнее поселка и используется с 2015 года, ранее выданное разрешение на природопользование от 13.04.2005 года, в настоящее время срок действия закончился.
В настоящее время для полигона ТБО пос. Агадырь разработано и согласовано технико-экономическое обоснование. В настоящее время ТОО "BS ARCHI GROUP" ведется разработка проектно-сметной документации на строительство полигона.
Морфологический состав коммунальных отходов
Морфологический состав коммунальных отходов для поселка Агадырь по данным ТЭО на строительство полигона ТБО в поселке Агадырь, представлен в таблице 1.3.
Таблица 1.3 – Морфологический состав ТБО.
№пп | Наименование фракции | % содержания в общем объеме |
2 | Пластик разного состава | 27 |
4 | Стекло | 15 |
5 | Металл | 3 |
8 | Прочие отходы | 55 |
1.2 Анализ управления коммунальными отходами в динамике за последние 3 года.
Объем образования коммунальных отходов на 1 жителя, по имеющимся данным на 2023 год составляет 0,46 кг в день, или 0,68 м3 в год.
При этом, согласно утвержденных Решением Шетского районного маслихата Карагандинской области от 29 марта 2022 года № 11/140 норма образования и накопления отходов на благоустроенный сектор составляет 1,72 м3, для неблагоустроенного сектора 2,24 м3.
Вывоз отходов осуществляется ежедневно в 5 поселках Шетского района: пос. Аксу-Аюлы, пос. Агадырь, пос. Акжал, пос. Моинты, пос. им. С. Сейфуллина.
Расчет потребности в контейнерах для смешанных отходов представлен в таблице.
Таблица 1.4 – Расчетная потребность в контейнерах для Шетского района Карагандинской области.
название с/о | население | количество контейнеров 0,7 куб.м | ||
фактическое образование | утвержденная норма | |||
1 | Аксу-Аюлы пос. | 5466 | 11 | 36 |
2 | Агадырь пос. | 11018 | 46 | 151 |
3 | им. С.Сейфуллина пос. | 3104 | 10 | 32 |
4 | Акжал пос. | 3930 | 9 | 30 |
5 | Мойынты пос. | 2180 | 6 | 20 |
6 | Акшатау пос. | 11581 | 19 | 62 |
7 | Дария пос. | |||
8 | Акшокинский с/о | |||
9 | Нижние Кайрактинский с/о | |||
10 | Талдинский с/о | |||
11 | Успенский с/о | |||
12 | Шетский с/о | |||
13 | Акойский с/о | |||
14 | Батыкский с/о | |||
15 | Босагинский с/о | |||
16 | Бурминский с/о | |||
17 | Карима Мынбаева с/о | |||
18 | Кеншокинский с/о | |||
19 | Кииктинский с/о | |||
20 | Коктенкольский с/о | |||
21 | Красная поляна с/о | |||
22 | Нураталдинский с/о | |||
23 | Ортауский с/о | |||
24 | Таглинский с/о | |||
ИТОГО | 37 279 | 100 | 331 |
По фактическому положению системы управления отходами выявлены следующие положительные и отрицательные стороны.
Положительные стороны:
Осуществляется организованный сбор и вывоз мусора от населения в поселках Аксу-Аюлы, Агадырь, Акжал, им.С.Сефуллина, Мойынты;
Количество контейнеров для сбора отходов, имеющихся в Шетском районе достаточно, для сбора фактически образующихся отходов;
Для полигона ТБО разработано и согласовано технико-экономическое обоснование (ТЭО), в разработке проектно-сметная документация.
Отрицательные стороны:
Нет полигонов размещения отходов;
Нет раздельного сбора коммунальных отходов в поселках, обеспеченных организованным вывозом отходов;
Не предусмотрен сбор и утилизация опасных отходов (батарейки, ртутные лампы);
Не охвачены организованным сбором отходов сельские округа Шетского района;
Не решена проблема сбора и использования золошлаковых отходов;
Не решена проблема сбора и использования органических, сельскохозяйственных (навоза, шкур скота после убоя) и пищевых отходов;
Не решена проблема строительных отходов;
Нет пунктов приема вторичного сырья, или решения вопроса приема вторичного сырья от населения поселков и сельских округов;
Не ведется мониторинг несанкционированных свалок отходов;
Необходима ликвидация и рекультивация полигонов ТБО, которые не имеют экологических разрешений на воздействие.
1.3 Имеющая нормативная база по образованию и накоплению коммунальных отходов.
Действующие решения местных маслихатов по объемам образования отходов и утверждения тарифов на их вывоз:
Об утверждении норм образования и накопления коммунальных отходов по Шетскому району - Решение Шетского районного маслихата Карагандинской области от 29 марта 2022 года № 11/140.
Об утверждении тарифа для населения на сбор, транспортировку, сортировку и захоронение твердых бытовых отходов по Шетскому району - Решение Шетского районного маслихата Карагандинской области от 22 декабря 2022 года № 19/196
Согласно данному решению приняты нормы по образованию отходов для жителей Шетского района, а также для учреждений, предприятий, детских, медицинских и др. учреждений. Принята годовая норма образования коммунальных отходов в кубических метрах, исходя из расчетных единиц (житель, место, сотрудник, посещение и др.).
Годовая норма образования коммунальных отходов составляет 1,72м3 на 1 жителя благоустроенного домовладения и 2,24м3 на 1 жителя неблагоустроенного домовладения.
Тариф на вывоз коммунальных отходов составляет 245 тенге с благоустроенного домовладения, 319,07 тенге с 1 жителя неблагоустроенного домовладения. Годовой тариф на вывоз 1 м3 отходов составляет 1709,29 тенге.
1.4 Описание и анализ выделенных средств (местный и республиканский бюджеты, внебюджетные) в динамике за последние три года.
В целом по области в планы природоохранных мероприятий и в Плане развития Карагандинской области, есть мероприятия, затрагивающие Шетский район.
Согласно Плана мероприятий по охране окружающей среды на 2022-2024 годы – решение Карагандинского областного маслихата от 9.12.2021г. №129. Предусмотрены следующие мероприятия по управлению отходами по Карагандинской области и планы финансирования согласно таблице 1.5.
Таблица 1.5 – Мероприятия с планами финансирования (тыс.тенге) по управлению отходами, предусмотренные в плане мероприятий по охране окружающей среды Карагандинской области.
№п/п | Наименование мероприятия | Ответственные за испол нение | Срок исполнения | 2022 | 2023 | 2024 | Источник финан сирования |
- | Строительство полигона ТБО в поселке Акадыр Шетского района с предусмотрением сортировочной линий | Акимат Шетского района | 2024 | 700 000 | Областной бюджет |
Система обращения с отходами не охвачена местными планами развития Шетского района.
О выполнении плана мероприятий. В пос. Агадырь разработано и согласовано технико-экономическое обоснование на строительство полигона. Заключен договор на разработку проектно-сметной документации.
2. Цели, задачи и целевые показатели
2.1 Цели и задачи Программы.
Цель данной программы – предложить способы снижения нагрузки на окружающую среду, образуемую коммунальными отходами, уменьшения количества образования отходов, повышение извлекаемости вторичных ресурсов, повышение эффективности использования коммунальных отходов и уменьшение доли депонируемых на полигонах отходов, и восстановление площадей, подвергнутых изъятию для целей депонирования отходов.
Управление отходами регламентируется разделом 19 Экологического Кодекса Республики Казахстан.
Основные принципы в области управления отходами описаны в ст.328:
- принцип иерархии;
- принцип близости к источнику;
- принцип ответственности образователя отходов;
- расширенных обязательств производителей отходов.
Принцип иерархии, согласно ст.329 ЭК РК, подразумевает следующие меры по обращению с отходами:
1. Предотвращение образования отходов;
2. Подготовка отходов к повторному использованию;
3. Переработку отходов;
4. Утилизацию отходов;
5. Удаление отходов.
Исходя и цели программы, и принципа иерархии отходов предлагаются следующие задачи программы:
Сокращение объемов образования коммунальных отходов, за счет уменьшения количества упаковки товаров, оптимизации систем продаж, пропаганды рационального потребления;
Сортировка отходов "у источника" - повышение эффективности и соответствие экологическому законодательству в области обращения с отходами – на "сухое"/ "мокрое";
Максимальное доизвлечение полезных компонентов на полигоне;
Использование органической части отходов для биокомпостирования или получения биогаза или энергетической утилизации;
Депонирование остаточной части коммунальных отходов, согласно требованиям экологического и эпидемиологического законодательства РК;
Использование строительных отходов;
Ликвидация бесхозных свалок.
2.2 Пути достижения поставленных целей и задач наиболее эффективными и экономически обоснованными методами.
1. Достижение задачи по сокращению объемов образования коммунальных отходов возможно только на уровне повышения экологической ответственности и финансовой грамотности населения. Т.е. достичь данной цели можно при изменении структуры продаж (включая значительное сокращение числа упаковочных материалов, внедрения оборотной тары, изменения структуры продаж весовых товаров и т.д.) и повышения экологической ответственности населения, когда спонтанные покупки сводятся к минимуму и население также стремиться к сокращению отходов. Это можно достигнуть при внедрении программ по обучению школьников на уроках экологии и естествознания, а также уроках повышения финансовой грамотности. А также необходимо повысить экологическую пропаганду минимизации образования отходов и осознанного потребления среди населения.
2. Для сбора вторичного сырья от населения необходимо увеличить количество пунктов приема, для того что бы не оформлять земельные участки под пункты приема, можно рассмотреть мобильные точки, на базе автотранспорта и графиком приема.
3. Для обеспечения населения услугами по организованному вывозу мусора необходимо обустройство контейнерных площадок, согласно СТ РК 3780-2022 и заключение договор с домовладельцами на вывоз мусора - для пос. Агадырь, Аксу-Аюлы, Акжал, им.С.Сейфуллина, Мойынты.
4. Контейнеров, имеющихся в распоряжении МИО Шетского района в настоящее время достаточно, для обеспечения потребностей населения по организованному вывозу отходов. Необходимо обслуживание и маркировка контейнеров в соответствии с требованиями законодательства по раздельному сбору – нанесение надписей о фракции собираемых в данный контейнер отходов, владельца контейнера и мусоровывозящего предприятия. В дальнейшем, при росте населения или увеличения количества образующихся отходов, необходим дополнительный закуп контейнеров.
5. Необходим закуп мусоровывозящей техники для предприятий осуществляющей вывоз отходов. Погрузочные устройства техники должны соответствовать конструкции контейнеров. Разные фракции отходов должны вывозиться различными автомашинами, которые обеспечивают требования по обращению с вторичным сырьем. Вывоз отходов с контейнерных площадок должен осуществляется по мере заполнения контейнеров, но, для пищевых отходов, не реже 1 раза в сутки. Вся мусоровывозящая техника должна быть оснащена GPS-трекерами.
6. Для решения проблемы с золошлаковыми отходами от населения и котельных необходимо заключение договоров с предприятиями по производству шлакоблоков. Для сбора золошлака от населения необходимо устанавливать контейнеры для сбора золошлака на контейнерных площадках, или организовывать специальные площадки с твердым покрытием и ограждением с 3-х сторон и возможностью подъезда как местных жителей, так и погрузочной техники с манипуляторами. В каждом населенном пункте района, с вывозом по мере заполнения, или в конце отопительного сезона.
7. Учитывая, что в Шетском районе есть здания и сооружения под снос или реконструкцию, необходимо предусмотреть решение переработки строительных отходов необходимо приобретение дробильно-сортировочного комплекса или заключение договора на передачу строительных отходов на соответствующее предприятие, заинтересованное в их использовании.
8. Необходимо изучение вопроса и принятия решения по утилизации органических (включая навоз) и пищевых отходов методом энергетической утилизации или компостирования. Данное решение должно быть принято для каждого населенного пункта или сельского округа.
9. Необходимо дальнейшее проектирование и строительство полигона ТБО с мусоросортировочным комплексом в пос. Агадырь.
10. Для каждого населенного пункта Шетского района необходимо строительство площадки для приема компонентов отходов по "Ташкентскому типу". Прием компонентов отходов по фракциям и вывоз их по мере накопления на сортировочные комплексы со складами хранения вторичного сырья и их последующего использования.
11. Действующие в настоящее время, но не имеющие разрешения на воздействие и не отвечающие современным требованиям полигоны (свалки) отходов должны быть ликвидированы, площади занимаемые ими, должны быть рекультивированы.
2.3 Целевые показатели Программы.
Исходя из целей и задач Программы предлагается установление следующих Целевых показателей программы.
№ пп | Наименование показателя | Ед.изм. | Плановый период | ||||||
Исх. значение | 2024 | 2025 | 2026 | 2027 | 2028 | 2029 | |||
1 | Разработка и проведение мероприятий для детей и подростков о важности сбережения ресурсов на бытовом уровне | Мероприятие на 1 учебное заведение в семестр | 0 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 |
2 | Организация мобильных пунктов сбора вторсырья от населения | Шт. | 0 | 1 | 1 | 2 | 2 | 3 | 3 |
3 | Обустройство контейнерных площадок согласно СТ РК 3780-2022 с контейнерами для раздельного сбора отходов в пос. Аксу-Аюлы, Агадырь, Акжал, Мойынты им.С.Сейфуллина, | % от существующих | - | 20 | 40 | 60 | 80 | 100 | 100 |
4 | Охват населения района организованным вывозом отходов | % от существующих | 28 | 30 | 40 | 50 | 60 | 70 | 70 |
5 | Сбор и использование золошлаковых отходов | % | - | 10 | 30 | 45 | 60 | 75 | 75 |
6 | Сбор и утилизация органических отходов и навоза | % | - | 10 | 15 | 20 | 25 | 30 | 30 |
7 | Утилизация органических и пищевых отходов на полигонах ТБО с помощью биокомпостирования или энергетической утилизации | % от всего объема органических и пищевых отходов | 0 | 10 | 15 | 20 | 25 | 30 | 30 |
8 | Полигон с сортировочной линией и компостными установками в пос. Агадырь | Шт. | 0 | 0 | 1 | 1 | 1 | 1 | |
9 | Обнаружение и ликвидация стихийных свалок коммунальных отходов и их составляющих | % от обнаруженных | - | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | |
10 | Рекультивация полигонов ТБО не имеющих разрешений | Шт. | 0 | 2 | 4 | 6 | 8 | 10 | |
11 | Утилизация строительных отходов | % от образования | - | 20% | 30% | 35% | 40% | 45% | |
12 | Организация площадок для сбора отходов по фракциям в населенных пунктах, не охваченных организованным вывозом отходов | Шт. | - | 3 | 5 | 10 | 15 | 20 | |
13 | Организация сбора отходов 1 класса опасности (батарейки, ртутные лампы) от населения | % | - | 10 | 15 | 20 | 25 | 30 |
3. Основные направления, пути достижения поставленных целей и задач
Информация о пунктах приема вторичного сырья от населения должна быть доступна на информационных стендах государственных органов и в центрах оказания гос.услуг (ЦОНах), в общественном транспорте, на общественных зданиях.
Пропаганда "разумного потребления" недопущения образования дополнительных отходов, сортировки, а также недопустимости разбрасывания мусора должны обязательно входить в программу дополнительного и внешкольного образования. Мероприятия по данной тематике должны организоваться на постоянной основе в образовательных учреждениях.
Для сбора вторичного сырья у населения (по фракциям) возможно создание стационарного пункта приема в пос. Агадырь, либо мобильные пункты приема с выездом в населенные пункты района. Мобильные пункты приема могут иметь режим работы и выезжать в населенные пункты периодически с предварительным уведомлением населения.
Необходимо продолжение строительства полигона ТБО оснащенного необходимым оборудованием (сортировочной линией, дробилкой для крупногабаритных и строительных отходов, компостной/инсинераторной установкой) в поселке Агадырь и отвечающего требованиям экологического и санитарно-эпидемиологического законодательства, с возможностью приема на этот полигон предварительно отсортированных отходов с других населенных пунктов Шетского района.
Для населенных пунктов, в настоящее время обеспеченных организованным вывозом коммунальных отходов необходимо оснащение контейнерных площадок, согласно СТ РК 3780-2022 и установка маркированных контейнеров для раздельного сбора коммунальных отходов.
Также необходима установка и заключение договора на обслуживание контейнеров для опасных отходов не менее 3-х на каждый из поселков Аксу-Аюлы, Агадырь, Акжал, им. С.Сейфуллина, Моинты.
При необходимости, дозаключение договоров на организованный вывоз отходов с домовладельцами в поселках Аксу-Аюлы, Агадырь, Акжал, им. С.Сейфуллина, Моинты.
Для пос. Аксу-Аюлы, Агадырь, Акжал, им. С.Сейфуллина, Моинты необходимо строительство площадок (установка контейнеров) для приема золошлаковых отходов от населения с печным отоплением (в количестве не менее 3-х на поселок, в пределах доступности для населения с печным отоплением) и последующим заключением договора на вывоз золошлака с предприятиями, производящими шлакоблоки.
Для сельских округов Шетского района, в каждом населенном пункте необходимо устройство площадок для сбора коммунальных отходов по фракциям по "ташкентскому" типу, с твердым покрытием, устройством заграждения и крыши, с обустройством удобного подъезда для техники и доступностью для населения. Площадка приема отходов должна быть обеспечена маркированными контейнерами для сбора фракций отходов: макулатура, металл, пластик, текстиль. А также контейнером для сбора отходов 1 класса опасности (батарейки, ртутьсодержащие лампы). А также иметь возможность приема крупногабаритных отходов. На таких площадках должен находиться представитель мусоровывозящей компании, который будет обеспечивать координацию при сборе фракций отходов, а также сообщать о необходимости вывоза той или иной фракции.
Для сбора золошлаковых и строительных отходов необходимо обустройство площадок, с твердым покрытием и укрытием с 3-х сторон с возможностью подъезда крупногабаритной и погрузочной техники с манипуляторами, или установкой контейнеров. С вывозом по мере заполнения площадки, но не реже 1 раза в год (по окончании отопительного сезона).
Для использования и сбора органических (навоза) и пищевых отходов необходимо обустройство компостной установки.
Необходимо проводить мониторинги по выявлению стихийных несанкционированных свалок с последующей их ликвидацией и рекультивацией территории.
Также необходима ликвидация полигонов, не соответствующих существующим экологическим и санитарно-эпидемиологическим требованиям и рекультивация территории.
4. Необходимые ресурсы
Источниками финансирования Программы могут быть местный бюджет, в том числе в соответствии со статьей 29 Экологического кодекса РК, прямые иностранные и отечественные инвестиции, оператор расширенных обязательств производителей (импортеров) (со средств, поступивших на его банковский счет от производителей и импортеров в виде утилизационного платежа в соответствии с подпунктом 10) пункта 1 статьи 388 Кодекса), гранты отечественных, международных финансовых экономических организаций или стран-доноров, кредиты банков второго уровня, и другие, незапрещенные законодательством Республики Казахстан источники.
Необходимые ресурсы для каждого мероприятия установлены в "Плане мероприятий по реализации программы".
5. План мероприятий по реализации программы.
План мероприятий по реализации программы управления коммунальными отходами для Шетского района на период 2024-2029гг.
№ п/п | Наименование мероприятия | Форма завершения | Ответственные за исполнение | Срок исполнения | Предполагаемые расходы (тыс.тенге)/дополнительные источники (тыс.тенге) | Источники финансирования | Ожидаемый экологический эффект от мероприятия* | |||||
2024 год | 2025 год | 2026 год | 2027 год | 2028 год | 2029 год | |||||||
1 | Организация мобильных пунктов приема вторичного сырья в Шетском районе, с графиком выездов по селам района - 3 единицы | акт ввода в эксплуатацию | предприятия осуще ствляющие прием вторсырья у населения | 2024-2025 | согласно проекта | Собственные средства предприятий | уменьшение количества коммунальных отходов "у источника" | |||||
2 | Размещение информационного пакета материалов на информационных стендах, досках объявлений и других информа ционных ресурсах района, включая баннеры и контей нерные площадки | пакет информационных материалов | акимат | 2024 | Согласно бюджетной заявке | Местный бюджет | подготовительная работа для организации раздельного сбора отходов "у источника" | |||||
3 | Разработка и проведение меропри ятий о раздельном сборе отходов и "разумном потреб лении" для детей и подростков | отчет | школы и коледжи района | 2024-2029 | Согласно бюджетной заявке | Местный бюджет | информационная работа для детей | |||||
4 | Оформление правоустанавливающих документов на землю под контейнерными площадками и площадками сбора золошлаковых и органических отходов | пакет документов | акимат Шетского района | 2024-2029 | Согласно бюджетной заявке | Местный бюджет | Исключается риск самопроизвольного переноса площадки | |||||
5 | Ремонт и обустро йство контейнерных площадок согласно СТ РК 3780-2022 в пос. Агадырь, Аксу-Аюлы, Акжал, им. С.Сейфуллина, Моинты | акт приема в эксплуатацию | акимат района | 2024-2029 | Согласно бюджетной заявке | Местный бюджет | Раздельный сбор отходов, соблюдение законодательства | |||||
6 | Маркировка имеющ ихся контейнеров для раздельного сбора на фракции "сухое"/"мокрое", в соответствии с законодательством и техническими требования на вывоз в пос. Агадырь, Аксу-Аюлы, Акжал, им. С.Сейфуллина, Моинты | акт приема в эксплуатацию | акимат района | 2024-2029 | Согласно бюджетной заявке | Местный бюджет | изоляция территории временного хранения отходов от почвенного покрова и защита от раздувания | |||||
7 | Обустройство площадок для приема золошлак овых отходов в пос. Агадырь, Аксу-Аюлы, Акжал, им. С.Сейфуллина, Моинты | акт приема в эксплуатацию | акимат района | 2024-2029 | Согласно бюджетной заявке | Местный бюджет | предотвращение образования стихийных свалок. | |||||
8 | Приобретение и установка контей неров для сбора опасных отходов в пос. Агадырь, Аксу-Аюлы, Акжал, им. С.Сейфуллина, Моинты | акт установки | акимат района | 2024-2025 | Согласно бюджетной заявке | Местный бюджет | Раздельный сбор отходов | |||||
9 | Заключение догов оров с лицензиро ванными предприя тиями на обслужи вание контейнеров дляопасных отходов | договор | акимат района | 2024-2029 | Согласно бюджетной заявке | Местный бюджет | исключение смешивания опасных отходов с остальными фракциями | |||||
10 | Обустройство площадок для сбора отходов по фракциям в населенных пунктах Шетского района | акт приема в эксплуатацию | акимат, мусоровывозящие компании | 2024-2029 | Согласно бюджетной заявке | Местный бюджет | сбор фракций коммунальных отходов от населения | |||||
11 | Строительство компостных устано вок для пищевых и органических отход ов в каждом сельском округе Шетского района | акт приема в эксплуатацию | акимат сельского округа | 2024-2029 | Согласно бюджетной заявке | Местный бюджет | утилизация органических отходов, производство удобрений | |||||
12 | Организация площадок для сбора золошлаковых отходов в каждом населенном пункте Шетского района | акт приема в эксплуатацию | акимат сельского округа | 2024-2029 | Согласно бюджетной заявке | Местный бюджет | предотвращение образования свалок золошлаковых отходов | |||||
13 | Заключение договора с мусоровывозящими организациями на вывоз отходов по фракциям из населенных пунктов | договор | акимат сельского округа | 2024-2029 | не требуется | сбор и использование вторичного сырья | ||||||
14 | Заключение договоров на вывоз золошлаковых отходов из населен ных пунктов района | договор | акимат сельского округа | 2024-2029 | не требуется | вывоз и использование золошлака | ||||||
15 | ликвидация стихийных свалок | акт | акимат, ДЭ | 2024-2029 | Согласно бюджетной заявке | Местный бюджет | ликвидация стихийных свалок | |||||
16 | Строительство полигона ТБО в пос.Агадырь с сортировочной линией и компостной установкой | акт приема в эксплуатацию | акимат района | 2024-2025 | Согласно бюджетной заявке | Областной бюджет | прием, сортировка, доизвлечение и депони рование отходов согласно требованиям законодательства | |||||
17 | Приобретение дополнительной техники для мусоро вывозящих компан ий для вывоза раздельно собранных фракций коммунальных отходов | акт приема в эксплуатацию | акимат, мусоровывозящие организации | 2024-2029 | согласно проекта | Собственные средства предприятий | не смешивание раздельно собранных фракций отходов, пригодных для переработки | |||||
18 | Приобретение дробильных устано вок для строитель ных отходов и передача в довери тельное управление | акт приема в эксплуатацию | акимат | 2024-2026 | Согласно бюджетной заявке | Местный бюджет | переработка строительных отходов | |||||
19 | Ликвидация существующих полигонов ТБО, не имеющих разрешен ия на эмиссии и рекультивация земель | акт ликвидации | акимат района | 2024-2029 | согласно проекта | Местный бюджет | рекультивация земель |