В соответствии с пунктом 4 статьи 6 Бюджетного кодекса Республики Казахстан ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Утвердить прилагаемые Стандарты и требования к объектам информатизации бюджетного процесса.
2. Департаменту цифровизации и государственных услуг Министерства финансов Республики Казахстан в установленном законодательством Республики Казахстан порядке обеспечить:
1) направление копии настоящего приказа на казахском и русском языках в Республиканское государственное предприятие на праве хозяйственного ведения "Институт законодательства и правовой информации Республики Казахстан" Министерства юстиции Республики Казахстан для официального опубликования и включения в Эталонный контрольный банк нормативных правовых актов Республики Казахстан;
2) размещение настоящего приказа на интернет-ресурсе Министерства финансов Республики Казахстан после его официального опубликования.
3. Настоящий приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.
Министр финансов Республики Казахстан |
М. Такиев |
"СОГЛАСОВАНО"
Министерство цифрового развития
инновации и аэрокосмической
промышленности Республики Казахстан
Утвержден приказом Министр финансов Республики Казахстан от 26 мая 2025 года № 254 |
Стандарты и требования к объектам информатизации бюджетного процесса
Глава 1. Общие положения
1. Стандарты и требования к объектам информатизации бюджетного процесса (далее – Стандарты) разработаны в соответствии с пунктом 4 статьи 6 Бюджетного кодекса Республики Казахстан (далее – Бюджетный кодекс) и определяют стандарты и требования к объектам информатизации бюджетного процесса, включая информационные системы государственного планирования, бюджетного процесса, бухгалтерского учета и финансовой отчетности.
2. В Стандартах используются следующие понятия и сокращения:
социально-экономическое развитие (далее – СЭР) – расширенное воспроизводство, постепенные структурные и качественные изменения в экономике, производственных силах, факторах роста и развития, науки, образования, культуры, качества и уровня жизни общества, человеческого капитала;
информационная система бухгалтерского учета и финансовой отчетности (далее – ИС БУ) – программный продукт, предназначенный для автоматизации функций по ведению бухгалтерского учета и составлению финансовой отчетности;
единое хранилище данных бухгалтерских операций (далее – ЕХД БО) – централизованная база данных бухгалтерских операций государственных учреждений, обеспечивающая построение отчетности, аналитики для принятия управленческих решений;
облачные технологии – информационно-коммуникационная технология, обеспечивающая предоставление сетевого доступа посредством Интернета с целью осуществления деятельности в рамках жизненного цикла информационных систем;
единая бюджетная классификация (далее – ЕБК) – группировка поступлений и расходов бюджета по функциональным, ведомственным и экономическим характеристикам с присвоением объектам классификации группировочных кодов;
межбюджетные отношения – отношения между бюджетами разных уровней, основанные на четком разграничении функций, полномочий и компетенций между уровнями государственного управления, прозрачном распределении поступлений и расходов;
бюджетная комиссия – консультативно-совещательный орган, создаваемый с целью обеспечения своевременной и качественной разработки проекта бюджета и выработки предложений по планированию и исполнению бюджета;
цифровизация бюджетного процесса - внедрение современных цифровых технологий для улучшения всех этапов бюджетного процесса;
бюджетный процесс – регламентированная бюджетным законодательством Республики Казахстан деятельность участников бюджетного процесса на этапах прогнозирования, планирования, рассмотрения, утверждения, исполнения, уточнения, секвестра и корректировки бюджета, ведения бухгалтерского учета и финансовой отчетности, бюджетного учета и бюджетной отчетности, мониторинга и оценки результатов;
центральный уполномоченный орган по исполнению бюджета (далее – уполномоченный орган по исполнению бюджета) – центральный исполнительный орган, осуществляющий руководство, а также в пределах, предусмотренных законодательством Республики Казахстан, межотраслевую координацию в области исполнения бюджета, ведения бухгалтерского учета, бюджетного учета и бюджетной отчетности по исполнению республиканского бюджета и в пределах своей компетенции – местных бюджетов, внебюджетных фондов;
центральный уполномоченный орган по бюджетному планированию (далее – уполномоченный орган по бюджетному планированию) – центральный исполнительный орган, осуществляющий руководство, а также в пределах, предусмотренных законодательством Республики Казахстан, межотраслевую координацию в области бюджетного планирования, в пределах компетенции методологическое руководство по бюджетному планированию, а также выработку предложений по совершенствованию системы бюджетного планирования;
информационные системы в области бюджетного планирования (далее – СБП) – специализированные программные комплексы, помогающие автоматизировать процессы разработки, утверждения, исполнения и контроля бюджета на различных уровнях;
интегрированная автоматизированная информационная система "е-Минфин" (далее – ИАИС "е-Минфин") – информационная система, предназначенная для комплексной автоматизации (бизнес-процессов) Министерства финансов Республики Казахстан по исполнению государственных функций и предоставлению государственных услуг;
интегрированная информационная система управление персоналом "Е-қызмет" (далее – ИС "Е-қызмет") – система, предназначенная получать кадровую информацию в режиме онлайн, касающуюся государственных служащих, совершенствовать работу кадровых служб;
информационная система "Государственная база данных "Физические лица" (далее – ИС ГБД ФЛ) – информационная система предназначенная для автоматизированного сбора, хранения и обработки информации, создания Национального реестра индивидуальных идентификационных номеров с целью внедрения единой идентификации физических лиц в Республике Казахстан и предоставления о них актуальных и достоверных сведений органам государственного управления и прочим субъектам в рамках их полномочий и в соответствии с законодательством Республики Казахстан;
информационная система Министерства труда и социальной защиты населения Республики Казахстан (далее – ИС МТСЗН) – информационные системы уполномоченного государственного органа;
информационная система "Казначейство-клиент" (далее – ИС "Казначейство-клиент") – информационная система, предназначенная для автоматизации функций государственного казначейства и территориальных органов государственного казначейства с государственными учреждениями, администраторами бюджетных программ, уполномоченными государственными органами, субъектами квазигосударственного сектора и субъектов государственных закупок, обеспечивающая процесс приема, обработки документов и формирования отчетности;
информационная система государственного планирования (бюджетного планирования) (далее – ИСГП (БП)) – информационная система, обеспечивающая взаимоувязку стратегического и бюджетного планирования, а также автоматизацию деятельности центральных государственных органов по планированию, рассмотрению, утверждению, уточнению и корректировке бюджета;
идентификатор государственных инвестиционных проектов (далее – идентификатор ГИП) – цифровой код, автоматически генерируемый для каждого инвестиционного проекта в информационной системе государственного планирования (бюджетного планирования);
централизованный доступ – доступ пользователям удаленных автоматизированных рабочих мест по каналам связи к единой базе данных учетной информационной системы в режиме реального времени;
система региональных стандартов (далее – СРС) – совокупность критериев и требований (минимальных условий) по обеспеченности объектами и услугами (благами), характеризующими качество жизни населения, городских и сельских населенных пунктов;
база данных цен на товары, работы, услуги – информационная подсистема, являющаяся частью веб-портала, предоставляющая возможность автоматизированного сбора и анализа ценовой информации, что позволяет формировать плановую цену на товары с учетом экономических факторов, включая инфляцию и медианную цену, что повышает точность и обоснованность планирования бюджета;
общий классификатор товаров, работ и услуг (далее – ОКТРУ) – классификатор, предназначенный для обеспечения единой системы унификации в классификации и кодировании товаров, работ и услуг;
информационная система "Национальная образовательная база данных" (далее – ИС НОБД) – информационная система, предназначенная для автоматизации бизнес-процессов по сбору и обработке первичных статистических данных в сфере образования;
идентификатор расхода – цифровой код, автоматически генерируемый для каждой статьи расхода бюджетной запроса, обеспечивающий отслеживание расходов государственных органов во всех информационных системах, в которых осуществляется бюджетный процесс;
сопровождающая организация – организация, обеспечивающая сопровождение и администрирование, а также обучение пользователей информационной системы по работе с разработанными модулями в области бюджетного планирования государственного органа;
органы внутреннего государственного аудита и финансового контроля (далее – органы внутреннего государственного аудита) – уполномоченный орган по внутреннему государственному аудиту и финансовому контролю и его территориальные подразделения, службы внутреннего аудита центральных государственных органов, за исключением службы внутреннего аудита Национального Банка Республики Казахстан и уполномоченного органа по регулированию, контролю и надзору финансового рынка и финансовых организаций, местных исполнительных органов областей, городов республиканского значения, столицы, службы внутреннего аудита ведомств центральных государственных органов (при создании), службы внутреннего аудита подведомственных территориальных органов Министерства внутренних дел Республики Казахстан, создаваемые по усмотрению первого руководителя в рамках штатной численности;
автоматизированная интегрированная информационная система "Электронные государственные закупки" (далее – АИИС ЭГЗ) – информационная система, предназначена для проведения государственных закупок;
Национальный каталог товаров (далее – НКТ) – объект информатизации "электронного правительства", являющийся национальным регистром данных о товарах, а также единым источником номенклатуры товаров и обязательный к использованию в качестве справочника товаров в торговой деятельности;
информационная система "Электронные счет фактуры" (далее – ИС ЭСФ) – информационная система, посредством которой осуществляются выписка, отправка, прием, регистрация, обработка, передача, получение и хранение электронных счет-фактур.
3. Положения настоящих Стандартов применяются центральными государственными органами, местными исполнительными органами, их подведомственными государственными учреждениями, а также организациями, осуществляющими разработку, внедрение и эксплуатацию систем и другими пользователями, использующими данные системы.
Глава 2. Стандарты для информационных систем государственного планирования
Раздел 1. Требования к информационным системам государственного планирования
4. СБП реализуются в соответствии с Бюджетным кодексом, порядком составления, представления и рассмотрения бюджетного запроса, определяемым уполномоченным органом по бюджетному планированию и иными нормативно-правовыми актами Республики Казахстан, регламентирующими формирование бюджета.
5. СБП реализуются в соответствии с Едиными требованиями в области информационно-коммуникационных технологий и обеспечения информационной безопасности, утвержденных постановлением Правительства Республики Казахстан от 20 декабря 2016 года № 832 (далее – Единые требования).
6. Требования к безопасности и защите информации СБП на этапе разработки/развития модулей/компонентов определяются действующими Едиными требованиями.
7. СБП в рамках цифровизации бюджетного процесса автоматизируют и внедряют следующие бизнес-процессы:
формирование бюджетных запросов с обязательным применением ОКТРУ, НКТ и базы данных цен на товары, работы, услуги (при планировании расходов на приобретение товаров, работ и услуг) с последующей генерацией идентификатора расхода согласно методике определяемым уполномоченным органам по бюджетному планированию;
централизованное ведение и утверждение планов развития государственных органов и планов развития областей, городов республиканского значения, столицы;
межбюджетное отношение путем подачи заявок местными исполнительными органами на выделение трансферта из республиканского бюджета и последующего получения утвержденных сумм трансфертов в СБП;
передачу планов финансирования местных исполнительных органов и справок на внесение изменений на утверждение в ИС "Казначейство-клиент", получения СБП соответствующих статусов;
ведение и утверждение государственных инвестиционных проектов на всех уровнях бюджета с присвоением идентификатора ГИП и получения по нему необходимых данных по проекту для включения в бюджетный запрос в СБП;
централизованный ввод и мониторинг СЭР сельских населенных пунктов и уровня обеспеченности населенных пунктов в соответствии с СРС;
подачу заявок на открытие/закрытие кода ЕБК на всех уровнях бюджета с последующим его утверждением уполномоченным органом по бюджетному планированию и формированием соответствующего приказа.
8. СБП обеспечивают информационную поддержку деятельности уполномоченного органа по бюджетному планированию, государственных учреждений, и решение задач в сфере бюджетного планирования.
9. Сопровождающая организация оказывает информационно-аналитические и консультационные услуги по вопросам цифровой трансформации бюджетного процесса.
10. Сопровождающая организация обеспечивает:
последующую интеграцию с ИАИС "е-Минфин" по передаче утвержденных данных бюджетного запроса в целях мониторинга исполнения бюджета;
доступ и бесперебойное функционирование СБП в реальном режиме времени (24х7), кроме времени для проведения профилактических работ и процедур "холодного копирования" (один раз в неделю с субботы на воскресенье, не более 4-х часов);
мониторинг, администрирование и сопровождение всех модулей СБП для предотвращения сбоев и своевременного реагирования на инциденты.
11. Пользователями СБП являются участники межбюджетных отношений.
12. В целях формирования корректных сводных данных пользователи СБП обеспечивают своевременное внесение достоверных данных на всех этапах планирования бюджета.
13. Пользователи СБП обеспечивают своевременное предоставление соответствующих сведений в уполномоченный орган по бюджетному планированию.
Раздел 2. Требования к функционированию информационных систем государственного планирования
14. Функционирование СБП соответствуют основным принципам построения современных информационных систем:
обеспечение быстрого поиска необходимых данных;
возможность добавления новых функций в СБП без нарушения ее функционирования;
обязательное наличие резервного копирования и хранения данных;
исключение возможности несанкционированного доступа за счет обеспечения механизмов разграничения доступа к информации в соответствии с правами пользователей;
возможность разграничения доступа групп пользователей, как к формам ввода и корректировки данных, так и к сервисным и конфигурационным формам;
обеспечение авторизации пользователей в рамках его компетенции;
установление возможности устранения проблем и реагирования на сроки решения задач, уведомлений о ходе выполнения, исходя из приоритетности решения проблем (фиксация и анализ постоянно возникающих проблем);
обеспечение доступа к СБП для органов внешнего и внутреннего государственного аудита, и финансового контроля к объектам информатизации бюджетного процесса в соответствии с порядком, определяемым уполномоченным органом по бюджетному планированию;
наличие в СБП элементов форматно-логического контроля, позволяющего минимизировать ошибки пользователей, предусматривающих превышение лимита расходов, превышение рекомендуемой цены на товар, некорректность введенных данных и другие ошибки;
наличие фиксации действий пользователя в СБП в части внесения изменений и дополнений в данные с отображением даты внесенных изменений пользователем с указанием его индивидуального идентификационного номера (далее – ИИН).
15. Сопровождающая организация обеспечивает:
1) безопасность и защиту СБП;
2) оперативное внесение изменений (корректировка, модификация) СБП, включая внесение изменений в эксплуатационную документацию;
3) мониторинг функционирования СБП;
4) размещение информационных материалов, обучение и оказание консультативной помощи по вопросам эксплуатации пользователям СБП;
5) постоянную актуализацию уровней полномочий для пользователей СБП;
6) проведение ежеквартального обучения пользователей СБП, при этом отказ в предоставлении доступа к СБП, в случае отсутствия обучения пользователем функционала СБП;
7) обеспечение оперативного взаимодействия с пользователями СБП по вопросам преодоления и разрешения проблем и ошибок в ней;
8) механизм автоматической сверки данных;
9) возможность интеграции с другими информационными системами и программными продуктами, обязательными из которых являются:
интеграция с ИАИС "е-Минфин" в части получения единой бюджетной классификации, а также централизованных справочников, необходимых для планирования бюджета;
интеграция с АИИС ЭГЗ в части передачи утвержденного бюджета в разрезе идентификаторов расходов для последующего формирования плана государственных закупок;
интеграция с ИСГП (БП) в части передачи индивидуальных планов финансирования и справок на внесение изменений на утверждение в ИС "Казначейство-клиент";
10) возможность встраивания и взаимодействия с любыми другими системами.
Раздел 3. Требования к квалификации пользователей информационных систем государственного планирования
16. При предоставлении доступа к СБП пользователи СБП обладают следующими квалификациями:
навыками работы на персональном компьютере с графическим пользовательским интерфейсом (клавиатура, мышь, управление окнами и приложениями, файловая система);
навыками использования стандартной клиентской программы (обозревателя интернета) в среде интернета (настройка типовых конфигураций, установка подключений, доступ к веб-сайтам, навигация, формы и другие типовые интерактивные элементы);
навыками использования стандартной почтовой программы (настройка учетной записи для подключения к существующему ящику, создание, отправка и получение на электронную почту);
навыками работы со средствами автоматизации офиса (текстовый процессор, электронные таблицы);
знаниями интерфейса ввода-вывода данных в СБП, принципов ввода, обработки и контроля данных;
знаниями интерфейса СБП по обработке и автоматизированному выполнению контрольных процедур;
знаниями основ информационной безопасности.
17. Пользователи СБП на основании соответствующих нормативных правовых актов обеспечивают обязательное ведение данных в ИСГП (БП) по следующим бизнес-процессам:
ведение и утверждение планов развития государственных органов и планов развития областей, городов республиканского значения, столицы;
подача заявок местных исполнительных органов на выделение трансферта из республиканского бюджета и последующего получения утвержденных сумм трансфертов в СБП;
передача планов финансирования и справок на внесение изменений из СПБ на утверждение в ИС "Казначейство-клиент" и получение соответствующих статусов;
ведение и утверждение государственных инвестиционных проектов на всех уровнях бюджета и получения всех необходимых данных по проекту для включения в бюджетный запрос в СБП;
ввод и мониторинг СЭР сельских населенных пунктов и уровня обеспеченности населенных пунктов в соответствии с СРС;
подача заявок на открытие/закрытие кода ЕБК на всех уровнях бюджета.
18. При формировании бюджетных запросов пользователи СБП применяют ОКТРУ, НКТ и базы данных цен на товары, работы, услуги для планирования расходов на приобретение товаров, работ и услуг.
Глава 3. Стандарты для информационных систем бухгалтерского учета и финансовой отчетности
Раздел 1. Требования к развитию и функционированию информационной системы бухгалтерского учета
19. Развитие ИС БУ осуществляется в соответствии с Едиными требованиями.
20. Доступ работникам уполномоченного органа по исполнению бюджета, интегратора в области бюджетного процесса и органов внутреннего государственного аудита к ИС БУ обеспечивается с использованием облачных технологий.
21. ИС БУ размещаются на серверной инфраструктуре, предоставленной уполномоченным органом по исполнению бюджета для обеспечения централизованного доступа к ней.
22. Государственные учреждения и их подведомственные организации, финансируемые за счет республиканского и местных бюджетов, за исключением государственных учреждений, для которых определен особый порядок финансирования в соответствии с Бюджетным кодексом, из своей учетной информационной системы обеспечивают автоматическую настройку для передачи данных в ЕХД БО по бухгалтерским операциям посредством интеграционных сервисов, с соблюдением мер защиты персональных данных в соответствии с Правилами интеграции объектов информатизации "электронного правительства", утвержденными приказом исполняющего обязанности Министра информации и коммуникаций Республики Казахстан от 29 марта 2018 года № 123 (зарегистрированный в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за № 16777).
23. ИС БУ обеспечивает автоматизированную фиксацию всех операций по исправлению ошибок, выявленных в текущем отчетном периоде, с обязательной регистрацией следующей информации:
первоначальные данные бухгалтерской проводки;
откорректированная (новая) проводка;
дата и время создания первоначальной записи и внесения изменений;
идентификатор или имя пользователя, выполнившего исправление;
основание или комментарий к исправлению (при наличии).
24. Основные принципы функционирования ИС БУ соответствуют построению современных информационных систем:
законности;
развития (открытости) путем внесения изменений и дополнений в систему согласно действующим изменениям в законодательстве Республики Казахстан;
совместимости, взаимодействия с другими системами;
стандартизации (унификации) на основе единых стандартов, обеспечивающих надежность и управляемость объектов информатизации;
обеспечения безопасности.
25. ИС БУ имеет функционал, обеспечивающий быстрый поиск всех необходимых документов.
26. ИС БУ обеспечивает возможность добавления новых функций без нарушения еҰ работоспособности.
27. Действия пользователей в ИС БУ фиксируются в журнале регистрации, включая фамилию, имя, отчество (при его наличии), дату и время выполнения операции.
28. В целях унификации информации при учете товаров обеспечивается доступ к соответствующим общепринятым справочникам (классификаторам) используемых уполномоченным органом по исполнению бюджета.
29. В программе элементов ИС БУ обеспечено наличие форматно-логического контроля, позволяющего минимизировать ошибки пользователей для контроля невозможности начисления заработной платы в текущем месяце более утвержденного фонда оплаты труда, контроль выплаты аванса по заработной плате более установленного размера, контроль перечисления выплат по заработной плате сверх причитающейся работнику за минусом удержанных налогов, взносов и отчислений.
30. ИС БУ обеспечивается наличием элементов форматно-логического контроля в части установления запрета на внесение изменений и дополнений после утверждения финансовой отчетности, в том числе по транзакциям и остаткам закрытого периода.
31. В целях доступности информации ИС БУ обеспечивает:
формирование финансовой отчетности и консолидированной финансовой отчетности (при наличии соответствующих данных в ИС БУ) в соответствии со статьями 131 и 133 Бюджетного Кодекса;
передачу формируемых в системе бухгалтерской и финансовой отчетности в ЕХД БО через интеграционный сервис.
32. Для возможности восстановления работоспособности ИС БУ (копии), базы данных или других сервисов после возможных сбоев и инцидентов в ИС БУ предусматривается функция резервного копирования и хранения данных ИС БУ, их файлов и настроек.
Порядок и периодичность резервного копирования, хранения, восстановления информации, периодичность тестирования восстановления работоспособности ИС БУ из резервных копий определяется сопровождающей организацией ИС БУ.
33. ИС БУ имеет функцию отключения доступа для пользователей в случае внесения изменений в условия трудового договора работника, его ротации или увольнения, предусмотренных трудовым законодательством Республики Казахстан.
34. Сопровождающая организация обеспечивает:
1) безопасность и защиту ИС БУ;
2) оперативное внесение изменений (корректировка, модификация) ИС БУ, включая внесение изменений в эксплуатационную документацию;
3) мониторинг функционирования ИС БУ;
4) размещение информационных материалов, обучение и оказание консультативной помощи по вопросам эксплуатации пользователям ИС БУ;
5) постоянную актуализацию уровней полномочий для пользователей ИС БУ;
6) проведение ежеквартального обучения пользователей ИС БУ, при этом отказ в предоставлении доступа к ИС БУ, в случае отсутствия обучения пользователем функционала ИС БУ;
7) обеспечение оперативного взаимодействия с пользователями ИС БУ по вопросам преодоления и разрешения проблем и ошибок в ней;
8) механизм автоматической сверки данных.
Раздел 2. Требования к интеграционным функциям и технологической совместимости информационной системы бухгалтерского учета
35. ИС БУ обеспечивает интеграцию со следующими государственными информационными системами:
1) ИС ЭСФ для автоматического обмена данными с органами государственных доходов, позволяющая отправлять и получать электронные счета-фактуры между поставщиками и покупателями;
2) АИИС ЭГЗ для автоматизации процесса государственных закупок, которая обеспечивает сбор, обработку и хранение данных о закупках товаров, работ и услуг. Позволяет проверять соответствие поставленных товаров или услуг условиям контрактов, а также контролировать их выполнение;
3) ИС ГБД ФЛ для автоматизированного процесса учета и мониторинга данных о физических лицах;
4) ИС НОБД для автоматизации бизнес-процессов по сбору и обработке первичных статистических данных в сфере образования позволяет эффективно управлять образовательной информацией, улучшать качество статистической отчетности;
5) ИС "Казначейство-клиент" через ИАИС "е-Минфин" для обеспечения точности и прозрачности данных по платежам;
6) ИСГП (БП) для автоматизации процесса создания, ведения и управления планами финансирования государственных программ;
7) ИС МТСЗН для автоматизации процессов учета данных гражданских служащих для правильного расчета заработной платы, премий, налогов и социальных взносов и отчислении;
8) "Государственная база данных "Юридические лица" для возможности автоматического заполнения данных контрагентов/бизнес-идентификационного номера (БИН) и для выгрузки отчета учета имущества.
36. ИС БУ обеспечивает проведения электронной инвентаризации с подключением соответствующего оборудования.