Во исполнение статьи 7 Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года и в соответствии с пунктом 5 Порядка осуществления Евразийским экономическим союзом международного сотрудничества, утвержденного Решением Высшего Евразийского экономического совета от 23 декабря 2014 г. № 99, Высший Евразийский экономический совет решил:
Утвердить прилагаемые основные направления международной деятельности Евразийского экономического союза на 2015 - 2016 годы.
Члены Высшего Евразийского экономического совета:
От Республики |
От Республики |
От Республики |
От Кыргызской |
От Российской |
УТВЕРЖДЕНЫ
Решением Высшего Евразийского
экономического совета
от 16 октября 2015 г. № 26
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ
международной деятельности
Евразийского экономического союза на 2015 – 2016 годы
I. Основные положения о международной деятельности Евразийского
экономического союза
Настоящий документ разработан в соответствии с пунктом 5 Порядка осуществления Евразийским экономическим союзом международного сотрудничества, утвержденного Решением Высшего Евразийского экономического совета от 23 декабря 2014 г. № 99.
Основные направления международной деятельности Евразийского экономического союза (далее соответственно – основные направления, Союз) сформированы в рамках реализации статьи 7 Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года (далее – Договор) с учетом целей Союза, указанных в статье 4 Договора, и направлены на позиционирование Союза как надежного, предсказуемого партнера на международной арене.
Международная деятельность включает в себя международное сотрудничество Союза (далее – международное сотрудничество) с третьими государствами, международными организациями и международными интеграционными объединениями, а также заключение Союзом с ними международных договоров по вопросам, отнесенным к его компетенции самостоятельно либо совместно с государствами-членами Союза (далее – государства - члены).
Международное сотрудничество включает в себя контакты официальных представителей и должностных лиц органов Союза, представителей государств - членов с официальными представителями третьих государств, международных организаций и международных интеграционных объединений, участие в мероприятиях международного характера, в том числе презентациях, конференциях, семинарах.
Международная деятельность Союза (далее – международная деятельность) осуществляется в пределах полномочий и в сферах, определенных Договором и международными договорами в рамках Союза.
Международная деятельность по сотрудничеству и заключению договоров с третьими государствами, международными организациями, включая Всемирную торговую организацию (ВТО), и международными интеграционными объединениями осуществляется при максимально возможном учете прав и законных интересов государств - членов, на основе принципов солидарности, взаимной открытости, ответственности и приоритета интересов государств - членов.
II. Направления международной деятельности на 2015-2016 годы
При осуществлении Союзом международной деятельности в 2015-2016 годах приоритетными являются следующие направления:
взаимодействие с международными партнерами (международными организациями, правительствами третьих государств, региональными интеграционными объединениями, бизнес - сообществом) в целях выявления возможных форм и конкретных направлений сотрудничества, формирования позитивного представления о Союзе, а также доведение информации о Союзе, включая разъяснение целей и задач евразийского интеграционного процесса, содержания принимаемых Союзом актов, проведение презентаций на различных международных площадках (конференции, форумы, семинары);
взаимодействие с правительствами третьих государств, региональными интеграционными объединениями, международными организациями, которые проявляют заинтересованность к сотрудничеству с Союзом, проведение информационных мероприятий, переговоров официальных представителей органов Союза с представителями третьих государств, региональных интеграционных объединений, международных организаций, подготовка и подписание меморандумов о взаимопонимании, обеспечивающих расширение международного сотрудничества Союза, а также работа в рамках подписанных ранее меморандумов о сотрудничестве или взаимопонимании.
Международная деятельность будет осуществляться во взаимодействии с органами исполнительной власти третьих государств (таможенными, конкурентными, санитарными, ветеринарными, карантинными и другими службами) по вопросам внедрения передового опыта и сближения практик в области администрирования;
взаимодействие с торгово-экономическими партнерами Союза в целях содействия устойчивому развитию государств - членов, диверсификации экономик, инновационному развитию, повышению объемов и улучшению структуры торговли и инвестиций, продвижению интеграционных процессов, а также дальнейшему развитию Союза как эффективной и конкурентоспособной организации в международном масштабе. Важной задачей при этом является использование инструментария диалогового, административного и иных форм сотрудничества с международными партнерами для реализации прав и интересов Союза, достижения благоприятного эффекта от участия в международном разделении труда.
Международная деятельность также направлена на реализацию инициатив (в сфере внешнеэкономической деятельности) государства – члена, председательствующего в Союзе.
III. Мероприятия по реализации основных направлений
международной деятельности на 2015 – 2016 годы
В 2015 году начнется реализация подходов к развитию торгово-экономического сотрудничества с основными партнерами Союза на среднесрочную перспективу (далее – подходы), которые станут основой взаимодействия Союза с Европейским союзом, странами Европейской ассоциации свободной торговли, государствами – участниками Содружества Независимых Государств (СНГ), государствами – участниками Организации черноморского экономического сотрудничества, Ассоциацией государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН) и государствами – членами АСЕАН, Китайской Народной Республикой, Социалистической Республикой Вьетнам, Новой Зеландией, Республикой Индией, Республикой Индонезией, Южно-Африканской Республикой, Государством Израиль и Арабской Республикой Египет, а также с такими странами и интеграционными объединениями, как Южноамериканский общий рынок (МЕРКОСУР) (Аргентинская Республика, Федеративная Республика Бразилия, Боливарианская Республика Венесуэла, Республика Парагвай, Восточная Республика Уругвай), Тихоокеанский альянс (прежде всего Республика Перу и Республика Чили), Республика Никарагуа, Исламская Республика Иран, страны – члены Североамериканского соглашения о свободной торговле (НАФТА) и страны Африки.
В числе основных задач реализации подходов в 2015 – 2016 годах выделяются подписание соглашения о свободной торговле между Союзом, государствами-членами и Социалистической Республикой Вьетнам, выполнение совместными исследовательскими группами работы по изучению вопроса о целесообразности заключения соглашений о свободной торговле с Республикой Индией, Государством Израиль и Арабской Республикой Египет, а также заключение меморандума о сотрудничестве с МЕРКОСУР, активизация консультаций по заключению меморандума о взаимопонимании с Секретариатом АСЕАН.
В 2015 году начнутся переговоры о заключении Соглашения о торгово-экономическом сотрудничестве с Китайской Народной Республикой.
Одновременно будет развиваться двустороннее взаимодействие с третьими странами и региональными интеграционными объединениями, в том числе:
с органами СНГ по различным вопросам, входящим в их компетенцию, и государствами – участниками СНГ, не являющимися членами Союза, которые проявляют готовность к сотрудничеству на основе равноправия, взаимной выгоды, уважения и учета интересов друг друга;
с Европейским союзом, функционирующими в европейском регионе специализированными организациями (Генеральной ассамблеей европейского сотрудничества по аккредитации, Европейским комитетом по стандартизации, Европейским комитетом по стандартизации в электротехнике, Агентством по взаимодействию регуляторов в области энергетики, Европейским сообществом операторов электропередающих сетей, Европейским сообществом операторов газотранспортных сетей, Советом европейских регуляторов энергетики, Комиссией Европейской фармакопеи, Европейским агентством по лекарственным средствам, Агентством по окружающей среде и регулированию энергетики, Межевропейской организацией налоговых администраций, Европейской конфедерацией налоговых консультантов и др.) и с государствами – членами Европейского союза, а также с европейскими государствами, не входящими в Европейский союз;
с интеграционными группировками в Азиатско-Тихоокеанском регионе (включая продолжение работы по линии Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС): встречи министров экономического блока, форум «Женщины и экономика», участие в рабочих органах АТЭС и др.);
с интеграционными объединениями в Азии, в том числе с Центральноазиатским региональным экономическим сотрудничеством и странами Азии, с перспективными партнерами и крупными центрами финансовой активности, Специальным административным районом Гонконг, а также Исламской Республикой Иран, Республикой Корея, Монголией, Королевством Таиланд, Японией и др.;
с интеграционными объединениями в Латинской Америке как регионе, где в последние десятилетия наблюдается активизация процессов экономической интеграции. Подготовка и заключение меморандумов о взаимопонимании между Комиссией и Генеральным секретариатом Латиноамериканской ассоциации интеграции (ЛАИ), Тихоокеанским альянсом в целях формализации процесса создания диалога между Комиссией и интеграционными объединениями в Латинской Америке, установление и поступательное развитие взаимодействия с Карибским сообществом (КАРИКОМ), государствами Латинской Америки – Аргентинской Республикой, Федеративной Республикой Бразилией, Боливарианской Республикой Венесуэла, Республикой Колумбией, Республикой Никарагуа, Республикой Перу, Восточной Республикой Уругвай, Республикой Чили, Республикой Эквадор и др.;
со странами Ближнего Востока и Северной Африки (включая изучение вопроса об установлении контактов с интеграционными объединениями в этом регионе, установление сотрудничества с Тунисской Республикой, Сирийской Арабской Республикой. Продвижение торгово-экономических интересов Союза в данном регионе будет зависеть от стабилизации ситуации в Сирии);
с интеграционными объединениями в Африке – Восточноафриканским сообществом, Южноафриканским таможенным союзом, Сообществом развития Юга Африки (САДК), Африканским союзом (включая налаживание взаимодействия с Республикой Кения и Федеративной Республикой Нигерия, продолжение взаимодействия с Южно-Африканской Республикой).
Будет развиваться многостороннее сотрудничество с международными организациями, в том числе:
с Организацией Объединенных Наций (ООН) и специальными учреждениями ООН;
с межправительственными международными организациями (Всемирной таможенной организацией, Всемирной организацией здравоохранения животных, Европейской и Средиземноморской организацией по карантину и защите растений, Международной организацией по миграции);
с другими международными организациями (в том числе с региональными), союзами и т. п., их отраслевыми органами и учреждениями (Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), Всемирным банком, Межгосударственным авиационным комитетом, Международным союзом автомобильного транспорта, Организацией сотрудничества железных дорог, Международной ассоциацией воздушного транспорта, Международной организацией по стандартизации, Международной электротехнической комиссией, Международной организацией комиссий по ценным бумагам, Международной ассоциацией страховых надзоров, Конвенцией о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения, Евростатом, Международным форумом по аккредитации, Международной организацией по аккредитации лабораторий, Международной организацией законодательной метрологии, Международным форумом регуляторов медицинских изделий, Международной конференцией по гармонизации технических требований к регистрации лекарственных средств для человека, Базельским комитетом по банковскому надзору, Банковской ассоциацией стран Центральной и Восточной Европы, Международной ассоциацией по товарным знакам, Мировым энергетическим советом, Энергетической Хартией, Форумом стран – экспортеров газа (ФСЭГ), Организацией стран – экспортеров нефти (ОПЕК), Мировым газовым союзом и энергетическими биржами Европы и Азии, Межправительственной группой экспертов по конкурентному законодательству и политике, Международной конкурентной сетью, Комиссией Кодекс Алиментариус, Секретариатом Международной конвенции по карантину и защите растений, Координационным советом по карантину растений государств – участников СНГ, Постоянным комитетом Европейского союза по здоровью растений, Азиатской и Тихоокеанской комиссией по карантину и защите растений, Евразийской группой по противодействию легализации преступных доходов и финансированию терроризма, Международным центром по налогам и инвестициям, Региональной ассоциацией органов регулирования энергетики, Шанхайской организацией сотрудничества и др.);
с членами ВТО и Секретариатом ВТО, в том числе в рамках специализированных комитетов ВТО (по вопросам участия в данной организации государств - членов, включая тарифные переговоры в связи с присоединением к Союзу новых членов, формирования новых многосторонних торговых правил, разрешения торговых споров, применения мер регулирования внешнеторговой деятельности, санитарных и фитосанитарных мер и технического регулирования, другим вопросам);
с третьими государствами, руководящими и рабочими органами в рамках Кимберлийского процесса.
Будет продолжено:
осуществление поездок и иных мероприятий на территории третьих стран в рамках реализации компетенции по применению специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер по отношению к третьим странам;
взаимодействие с третьими странами, международными интеграционными объединениями и международными организациями по вопросам применения мер защиты внутреннего рынка (в том числе в рамках участия в заседаниях комитетов ВТО по соответствующему направлению, участия в мероприятиях Органа по разрешению споров ВТО в рамках дел по мерам защиты внутреннего рынка Союза);
участие в профильных семинарах и экспертных мероприятиях. В соответствии со статьей 39 Договора о Евразийском экономическом союзе в 2015-2016 годах будет продолжена работа по мониторингу ограничительных мер в торговле, применяемых третьими сторонами в отношении участников внешнеэкономической деятельности Союза и государств - членов, а также по устранению ограничительных мер совместно с государствами-членами.
Продолжится взаимодействие с международным деловым и экспертным сообществом, в том числе Всемирным экономическим форумом, Всемирной выставкой «ЭКСПО – 2015», торгово-промышленными палатами, региональными банками развития, Конференцией «Экономическая интеграция в развивающихся странах: вызовы и возможности», Всемирным экономическим форумом для стран Латинской Америки, Конференцией Международного совета по зерну, Международной выставкой сельскохозяйственной и пищевой промышленности, Советом руководителей миграционных органов государств – участников СНГ, Товарно-сырьевым форумом – 2015, Форумом мировых производителей, изданием «Всемирный обзор по конкуренции», участие в других отраслевых выставках, форумах, конференциях, в том числе в области транспорта, авиации, металлообработки, станкостроения, сельского хозяйства и сельскохозяйственного машиностроения, металлургии, информационной безопасности, государственных закупок, конкуренции и антимонопольного регулирования в целях изучения передового мирового опыта развития отдельных секторов экономики.