Коллегия Евразийской экономической комиссии (далее – Комиссия) в соответствии с подпунктом 3 пункта 10 Протокола об общих принципах и правилах конкуренции (приложение № 19 к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года) (далее соответственно – Протокол, Договор), пунктами 44 и 45 Порядка рассмотрения дел о нарушении общих правил конкуренции на трансграничных рынках, утвержденного Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 23 ноября 2012 г. № 99 (далее – Порядок рассмотрения дел), рассмотрела дело о нарушении общих правил конкуренции на трансграничных рынках, возбужденное 16 марта 2016 г. в отношении публичного акционерного общества "Аэрофлот – российские авиалинии" (ИНН 7712040126, Российская Федерация, 119002, г. Москва, ул. Арбат, 10) (далее – ПАО "Аэрофлот"), акционерного общества "Авиакомпания "Россия" (ИНН 7810814522, Российская Федерация, 196240, г. Санкт-Петербург, ул. Пилотов, д. 18/4) (далее – АО "Россия"), акционерного общества "Донавиа" (ИНН 6166041242, Российская Федерация, 344009, г. Ростов-на-Дону, пр. Шолохова, д. 270б) (далее – АО "Донавиа"), публичного акционерного общества "Авиакомпания "Сибирь" (ИНН 5448100656, Российская Федерация, 633104, Новосибирская область, г. Обь-4) (далее – ПАО "Сибирь") и открытого акционерного общества "Уральские авиалинии" (ИНН 6608003013, Российская Федерация, 620025, г. Екатеринбург, пер. Утренний, 1г) (далее – ОАО "Уральские авиалинии") (далее соответственно – дело, авиакомпании) по признакам нарушения пункта 1 статьи 76 Договора, выразившегося в увеличении стоимости авиабилетов по маршрутам Ереван – Москва, Ереван – Краснодар, Ереван – Сочи, Ереван – Ростов-на-Дону (в обоих направлениях) вследствие временного закрытия контрольно-пропускного пункта "Верхний Ларс" (далее – КПП) в период с 23 июня по 6 июля и 11 июля 2016 г.
В соответствии с пунктом 23 Порядка рассмотрения дел 1 июня 2018 г. председателем комиссии по рассмотрению дела – директором Департамента антимонопольного регулирования Комиссии (далее – Департамент) Сушкевичем А.Г. объявлено об окончании рассмотрения дела в присутствии:
членов комиссии по рассмотрению дела:
заместителя директора Департамента Арамяна Г.Б.;
заместителя директора Департамента Исаева Б.А.;
заместителя директора Департамента Калиева А.А.;
советника отдела рассмотрения дел о нарушении общих правил конкуренции Департамента Иманбека Б.Т.;
советника отдела рассмотрения дел о нарушении общих правил конкуренции Департамента Кривцуна Е.П.;
ответчиков (их представителей):
Уваровой А.В., представителя ПАО "Аэрофлот" по доверенности от 30 августа 2017 г. № Д-389/17;
Ковалевой Е.П., представителя АО "Россия" по доверенности от 16 апреля 2018 г. № Д-232/18.
В соответствии с пунктом 58 Протокола в Комиссию поступило обращение Государственной комиссии по защите экономической конкуренции Республики Армения (вх. № 9231 от 15 июля 2016 г.) (далее – Обращение), указывающее на возможное наличие признаков нарушения пункта 1 статьи 76 Договора, выразившегося в увеличении стоимости авиабилетов регулярных рейсов по маршрутам Ереван – Москва, Ереван – Краснодар, Ереван – Сочи, Ереван – Ростов-на-Дону (в обоих направлениях) вследствие временного закрытия КПП в период с 23 июня по 6 июля и 11 июля 2016 г., которые осуществляются российскими авиакомпаниями ПАО "Аэрофлот", ПАО "Сибирь", ОАО "Уральские авиалинии", публичным акционерным обществом "Авиакомпания "ЮТэйр", обществом с ограниченной ответственностью "Авиакомпания "ВИМ-АВИА", обществом с ограниченной ответственностью "Северный Ветер".
По результатам рассмотрения Обращения, а также информации, полученной по запросу Комиссии от авиакомпаний, в связи с наличием возможных признаков нарушения пункта 1 статьи 76 Договора, выразившегося в увеличении стоимости авиабилетов регулярных рейсов вследствие временного закрытия КПП в период с 23 июня по 6 июля и 11 июля 2016 г., Комиссия в соответствии и на основании Протокола, Порядка рассмотрения заявлений (материалов) о нарушении общих правил конкуренции на трансграничных рынках, утвержденного Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 23 ноября 2012 г. № 97 (далее – Порядок рассмотрения заявлений), Порядка проведения расследования нарушений общих правил конкуренции на трансграничных рынках, утвержденного Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 23 ноября 2012 г. № 98 (далее – Порядок проведения расследования), и пункта 1 Решения Коллегии Евразийской экономической комиссии от 14 мая 2013 г. № 112 вынесла определение о проведении расследования нарушений общих правил конкуренции на трансграничных рынках от 19 сентября 2016 г.
Уполномоченные органы государств – членов Евразийского экономического союза (далее – государства-члены), в компетенцию которых входят реализация и (или) проведение конкурентной (антимонопольной) политики (Государственная комиссия по защите экономической конкуренции Республики Армения, Министерство антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь, Министерство национальной экономики Республики Казахстан, Государственное агентство антимонопольного регулирования при Правительстве Кыргызской Республики, Федеральная антимонопольная служба), представили в соответствии с пунктом 13 Порядка рассмотрения заявлений в Комиссию предложения о кандидатурах ответственных за взаимодействие с Комиссией сотрудников при проведении ею расследования нарушений общих правил конкуренции на трансграничных рынках.
В соответствии с пунктом 6 Порядка проведения расследования в связи с недостаточностью сведений, позволяющих сделать вывод о наличии или об отсутствии признаков нарушения общих правил конкуренции на трансграничных рынках, определением о продлении срока проведения расследования нарушения общих правил конкуренции на трансграничных рынках от 13 декабря 2016 г., Комиссия продлила сроки проведения расследования нарушений общих правил конкуренции на трансграничных рынках (далее – расследование) на 60 рабочих дней.
В соответствии и на основании Протокола, Порядка проведения расследования и Методики оценки состояния конкуренции, утвержденной Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 30 января 2013 г. № 7 (далее – Методика), в ходе расследования Департаментом были запрошены в письменной форме у физических и юридических лиц, органов государств-членов информация, документы, сведения, пояснения, необходимые для проведения расследования, в том числе конфиденциальные, об имеющихся документах, сведениях по фактам, изложенным в Обращении, в том числе о порядке формирования стоимости услуг международных пассажирских перевозок воздушным транспортом в направлениях из одного государства-члена в другое государство-член за период с 2015 года по 2017 год включительно, в том числе отдельно за период временного закрытия КПП с 23 июня по 6 июля и 11 июля 2016 г.
По результатам проведенного расследования и на основании аналитического отчета о результатах оценки состояния конкуренции на трансграничном товарном рынке услуг по международной воздушной перевозке пассажиров воздушным транспортом, подготовленного в рамках расследования, Комиссия установила, что в период со второго полугодия 2015 г. по июль 2016 г. услуги международных перевозок пассажиров воздушным (авиационным) транспортом между пунктами отправления и пунктами назначения осуществлялись по установленным регулярным маршрутам:
Ереван – Москва (в обоих направлениях), где выявлены занимающие доминирующее положение хозяйствующие субъекты – ПАО "Аэрофлот" и ПАО "Сибирь", совокупная доля на рынке которых составляет не менее 50 процентов;
Ереван – Сочи (в обоих направлениях), где выявлены занимающие доминирующее положение хозяйствующие субъекты – АО "Авиакомпания "Россия" и АО "Донавиа", совокупная доля на рынке которых составляет не менее 50 процентов;
Ереван – Краснодар (в обоих направлениях), где выявлены занимающие доминирующее положение хозяйствующие субъекты – ОАО "Уральские авиалинии" и АО "Донавиа", совокупная доля на рынке которых составляет не менее 50 процентов;
Ереван – Ростов-на-Дону (в обоих направлениях), где выявлены занимающие доминирующее положение хозяйствующие субъекты – ОАО "Уральские авиалинии" и АО "Донавиа", совокупная доля на рынке которых составляет не менее 50 процентов.
В соответствии с пунктами 11 – 22 Методики при установлении продуктовых границ товарных рынков по маршрутам Ереван – Москва, Ереван – Краснодар, Ереван – Сочи, Ереван – Ростов-на-Дону (в обоих направлениях) взаимозаменяемых товаров не выявлено.
Географические границы товарных рынков определены маршрутами Ереван – Москва, Ереван – Краснодар, Ереван – Сочи, Ереван – Ростов-на-Дону (в обоих направлениях) между пунктами отправления и пунктами назначения Республики Армения и Российской Федерации. Рынки являются трансграничными, поскольку включают территорию двух государств-членов.
На основании информации, представленной авиаперевозчиками в ходе расследования, проведен анализ динамики средней стоимости авиабилетов авиаперевозчиков по указанным маршрутам, который показал увеличение средней стоимости авиабилетов по некоторым маршрутам в период временного закрытия КПП (с 23 июня по 6 июля и 11 июля 2016 г.). По маршрутам Ереван – Краснодар и Ереван – Ростов-на-Дону (в обоих направлениях) средняя стоимость авиабилетов в период до закрытия КПП (до 23 июня 2016 г.) и после его открытия (с 12 июля 2016 г.) при покупке авиабилета за 2 дня до вылета варьировалась в пределах 6 – 10 тыс. рублей, тогда как в период закрытия КПП (с 23 июня по 11 июля 2016 г.) средняя стоимость авиабилетов достигала 25 тыс. рублей.
По результатам проведенного расследования в связи с наличием в действиях авиакомпаний (ПАО "Аэрофлот", АО "Россия", АО "Донавиа", ПАО "Сибирь", ОАО "Уральские авиалинии") признаков нарушения пункта 1 статьи 76 Договора, выразившегося в увеличении стоимости авиабилетов в период временного закрытия КПП (с 23 июня по 6 июля и 11 июля 2016 г.), в соответствии и на основании Протокола, Порядка проведения расследования и Порядка рассмотрения дел, Комиссия определением о возбуждении и рассмотрении дела о нарушении правил конкуренции от 16 марта 2017 г. возбудила дело и создала комиссию по рассмотрению дела.
В целях исследования вопроса порядка формирования цены на авиабилеты в Государственную комиссию по защите экономической конкуренции Республики Армения и Федеральную антимонопольную службу направлены мотивированные представления о проведении отдельных процессуальных действий, в частности, о проведении экспертизы на предмет исследования систем бронирования авиабилетов, в том числе правил (параметров) работы, заданных (установленных) авиакомпаниями. В связи с чем в соответствии и на основании Порядка рассмотрения дел определением от 22 марта 2017 г. рассмотрение дела было приостановлено.
Государственная комиссия по защите экономической конкуренции Республики Армения 4 августа 2017 г. сообщила об отсутствии у нее возможности провести экспертизу, поскольку не располагает соответствующей информацией о системах бронирования.
Согласно информации, представленной Федеральной антимонопольной службой, применяемые авиакомпаниями тарифы в период с 23 июня по 6 июля и 11 июля 2016 г. применялись и в иные даты как до закрытия КПП, так и после его открытия. Для применения подклассов тарифов используются программные продукты управления доходностью. Компьютерные системы управления доходностью не производят расчет или изменение тарифа авиакомпании, а выполняют функции сбора, анализа данных, прогнозирования спроса и предложения. Авиакомпании не производят расчет тарифов в зависимости от себестоимости на отдельно взятом маршруте. Структура цены на авиаперевозку определяется исключительно такими рыночными условиями, как спрос, показатели текущей загрузки, исторические данные, уровень тарифов конкурентов, провозная емкость и иные факторы.
Определением от 29 января 2018 г. рассмотрение дела было возобновлено в связи с устранением обстоятельств, послуживших основанием для его приостановления.
В соответствии с Порядком рассмотрения дела были заслушаны лица, участвующие в его рассмотрении (14 февраля, 6 марта, 17 апреля, 15 мая, 25 мая и 1 июня 2018 г.), рассмотрены и обсуждены поступившие ходатайства, по которым были приняты соответствующие решения, что отражено в протоколах заседания комиссии по рассмотрению дела, исследованы доказательства, заслушаны мнения и пояснения лиц, участвующих в рассмотрении дела, относительно доказательств, представленных другими лицами, участвующими в деле.
Согласно информации ПАО "Аэрофлот" и пояснениям представителя авиакомпании, данным в ходе рассмотрения дела, ПАО "Аэрофлот" осуществляет перевозку по маршруту Москва – Ереван (в обоих направлениях). По направлению Сочи – Ереван (в обоих направлениях) перевозка пассажиров выполняется АО "Россия". При этом ПАО "Аэрофлот" и АО "Россия" заключили соглашение код-шеринг от 26 марта 2014 г., согласно которому договорились о совместном выполнении регулярных рейсов под кодом ПАО "Аэрофлот". Кроме того, уровни опубликованных тарифов по маршруту Москва – Ереван (в обоих направлениях) в период июнь – июль 2016 г. не повышались (письмо в Комиссию от 6 марта 2018 г. № 902-471).
В соответствии с Порядком рассмотрения дел после исследования доказательств по делу, изложения мнений лиц, участвующих в рассмотрении дела, проведения опроса лиц, располагающих сведениями об исследуемых обстоятельствах, установлено:
согласно решению Арбитражного суда Ростовской области по делу № А53-564/2017 от 10 августа 2017 г. АО "Донавиа" признано банкротом и прекратило осуществлять авиаперевозки с 27 марта 2016 г., то есть не осуществляло международные воздушные перевозки между пунктами назначения Республики Армения и Российской Федерации в период предполагаемого нарушения;
доля ОАО "Уральские авиалинии" за период второе полугодие 2015 г. – июль 2016 г. на товарных рынках по маршрутам Ереван – Москва, Ереван – Краснодар, Ереван – Ростов-на-Дону (в обоих направлениях) составила менее 15 процентов от общего объема на каждом товарном рынке, что не давало ему возможности оказывать решающего влияния на общие условия обращения товара на рынке, или устранять других участников рынка, или затруднять доступ на этот товарный рынок, то есть ОАО "Уральские авиалинии" не занимало доминирующего положения;
авиакомпании для эффективного применения подклассов тарифов используют программные продукты управления доходностью. В соответствии с Правилами формирования и применения тарифов на регулярные воздушные перевозки пассажиров и багажа, взимания сборов в области гражданской авиации, утвержденными приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 25 сентября 2008 г. № 155, авиакомпании самостоятельно устанавливают группы тарифов, в которых могут быть определены несколько подклассов. В пассажирский тариф включаются расходы, связанные с обеспечением и выполнением перевозки пассажира, его багажа в пределах нормы бесплатного провоза багажа, бронированием, оформлением расчетов, оформлением перевозочных документов (за исключением платы за операции по аннулированию бронирования, осуществлению расчетов сумм, причитающихся для возврата, оформлению возврата сумм и платы за операции по изменению условий договора воздушной перевозки пассажира), обслуживанием пассажира, обработкой его багажа в пределах нормы бесплатного провоза багажа в аэропортах, на борту воздушного судна, при задержке рейсов, отмене рейсов, изменении маршрута перевозки, с предоставлением скидок детям в возрасте от 2 до 12 лет, иные расходы в соответствии с Федеральными авиационными правилами "Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей", утвержденными приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 28 июня 2007 г. № 82, а также иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, законодательством страны вылета, назначения и транзита и правилами перевозчика. При формировании стоимости билетов авиационных пассажирских международных перевозок из Республики Армения в Российскую Федерацию (и в обратном направлении) авиакомпаниями используются программные продукты, которые являются объектами интеллектуальной собственности хозяйствующих субъектов (субъектов рынка) третьих стран. К таким программным продуктам – объектам интеллектуальной собственности третьих стран, относятся:
Sabre AirVision Market Intelligence – управление доходностью;
airRM revenue management systems – управление доходностью;
PROS RMS – управление доходностью;
Fare Manager – банк данных собственных тарифов и тарифов конкурентов;
Infare – мониторинг конкурентов на предмет доступных к продаже тарифов.
Кроме программ управления доходностью используются программы для продаж и бронирования, распределения ресурсов мест, электронной регистрации билетов, регистрации багажа и т. д. Программы работают взаимосвязанно и передают данные между собой автоматически.
Программы управления доходностью предусматривают распределение ресурса кресел по тарифным классам на выбранные рейсы, их стоимости в зависимости от маршрута и т. д. Открытие подклассов в группах тарифов осуществляется программами управления доходностью автоматически, а в случае отклонения фактических данных от исторических возможна корректировка данных в ручном режиме.
Доказательств ручной корректировки авиакомпаниями применения тарифных подклассов в период с 23 июня по 6 июля и 11 июля 2016 г., которая привела (могла привести) к увеличению стоимости авиабилетов по указанным маршрутам, не выявлено, факт нарушения авиаперевозчики не признали. Динамика увеличения средней стоимости авиабилетов по некоторым маршрутам в период временного закрытия КПП (с 23 июня по 6 июля и 11 июля 2016 г.), которая была установлена в рамках расследования, определяется алгоритмом применения данных, используемых в программных продуктах.
Учитывая изложенное, Комиссия пришла к выводу об отсутствии в действиях ПАО "Аэрофлот", АО "Россия", АО "Донавиа", ПАО "Сибирь" и ОАО "Уральские авиалинии" нарушения пункта 1 статьи 76 Договора, выразившегося в увеличении стоимости авиабилетов по маршрутам Ереван – Москва, Ереван – Краснодар, Ереван – Сочи, Ереван – Ростов-на-Дону (в обоих направлениях) вследствие временного закрытия КПП в период с 23 июня по 6 июля и 11 июля 2016 г.
Руководствуясь подпунктом 3 пункта 10 Протокола, пунктом 44 и подпунктом 1 пункта 46 Порядка рассмотрения дел, Коллегия Комиссии решила:
1. Прекратить рассмотрение дела о нарушении ПАО "Аэрофлот", АО "Россия", АО "Донавиа", ПАО "Сибирь" и ОАО "Уральские авиалинии" пункта 1 статьи 76 Договора в связи с отсутствием в их действиях нарушения общих правил конкуренции на трансграничных рынках.
2. Настоящее Решение может быть обжаловано в установленном порядке в Суд Евразийского экономического союза.
3. Настоящее Решение вступает в силу по истечении 30 календарных дней с даты его официального опубликования.
Председатель Коллегии Евразийской экономической комиссии |
Т. Саркисян |