В соответствии с подпунктом 5 пункта 2 статьи 86 Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года, в целях повышения качества транспортных услуг и развития электронного документооборота в морских пунктах пропуска государств – членов Евразийского экономического союза (далее – государства-члены), а также в целях обеспечения реализации Решения Высшего Евразийского экономического совета от 29 мая 2014 г. № 68 "Об Основных направлениях развития механизма "единого окна" в системе регулирования внешнеэкономической деятельности" в части, касающейся электронного документооборота в морских пунктах пропуска государств-членов, Евразийский межправительственный совет решил:
1. Утвердить прилагаемую Концепцию развития электронного документооборота в морских пунктах пропуска государств – членов Евразийского экономического союза.
2. Евразийской экономической комиссии:
а) проводить мониторинг развития электронного документооборота в морских пунктах пропуска государств-членов;
б) в первом полугодии 2023 г.:
проинформировать Евразийский межправительственный совет о результатах первого этапа развития электронного документооборота в морских пунктах пропуска государств-членов;
с учетом результатов первого этапа развития электронного документооборота в морских пунктах пропуска государств-членов подготовить совместно с государствами-членами и представить для рассмотрения Евразийским межправительственным советом план мероприятий по развитию электронного документооборота в морских пунктах пропуска государств-членов на 2023 – 2025 годы.
3. Настоящее Решение вступает в силу с даты его официального опубликования.
Члены Евразийского межправительственного совета:
От Республики Армения |
От Республики Беларусь |
От Республики Казахстан |
От Кыргызской Республики |
От Российской Федерации |
---|
УТВЕРЖДЕНА Решением Евразийского межправительственного совета от 5 февраля 2021 г. № 1 |
КОНЦЕПЦИЯ
развития электронного документооборота в морских пунктах пропуска государств – членов Евразийского экономического союза
I. Общие положения
Настоящая Концепция разработана в соответствии с подпунктом 5 пункта 2 статьи 86 Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года и в рамках реализации Решения Высшего Евразийского экономического совета от 29 мая 2014 г. № 68 "Об Основных направлениях развития механизма "единого окна" в системе регулирования внешнеэкономической деятельности".
Настоящая Концепция определяет цели, задачи, основные направления и этапы развития электронного документооборота в морских пунктах пропуска государств – членов Евразийского экономического союза (далее соответственно – государства-члены, Союз) при перемещении лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных через таможенную границу Союза.
Для целей настоящей Концепции используются понятия, которые означают следующее:
"капитан морского порта" – должностное лицо, осуществляющее в морском порту государства-члена функции, установленные законодательством государства-члена, на территории которого находится морской порт, в том числе функции контроля за соблюдением требований, касающихся порядка захода судов в морской порт и выхода из морского порта, а также оформления прихода судов в морской порт и выхода из морского порта;
"морской агент" – лицо, которое по договору морского агентирования обязуется за вознаграждение совершать по поручению и за счет судовладельца юридические и иные действия от своего имени или от имени судовладельца в определенном морском порту государства-члена или на определенной территории государства-члена;
"морской пункт пропуска" – территория (акватория) в пределах морского порта государства-члена, открытого для международных сообщений, где осуществляется пропуск лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных через государственную границу государства-члена;
"морской терминал" – совокупность объектов инфраструктуры морского порта государства-члена, технологически связанных между собой и предназначенных и (или) используемых для осуществления операций с грузами, в том числе для их перевалки, обслуживания судов, иных транспортных средств и (или) обслуживания пассажиров;
"оператор морского терминала" – транспортная организация, осуществляющая эксплуатацию морского терминала, операции с грузами, в том числе их перевалку, обслуживание судов, иных транспортных средств и (или) обслуживание пассажиров;
"уполномоченные организации" – организации государств-членов, наделенные в соответствии с законодательством государств-членов полномочиями по осуществлению государственного портового контроля и (или) информационного взаимодействия в морских пунктах пропуска и морских портах государств-членов;
"услуги в морском порту" – услуги, оказание которых пользователям обычно осуществляется в морском порту государства-члена и на подходах к нему в соответствии с законодательством государства-члена, на территории которого находится морской порт.
Иные понятия, используемые в Концепции, применяются в значениях, определенных Договором о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года, международными договорами и актами, составляющими право Союза.
Процесс развития электронного документооборота в морских пунктах пропуска сопряжен с процессом формирования цифровой экономики и процессом реализации основных направлений цифровой повестки Союза, а также с процессом формирования экосистемы цифровых транспортных коридоров Союза и учитывает необходимость создания условий для развития цифровых технологий и поддержки инноваций в сфере транспорта (в том числе направленных на повышение качества транспортных услуг).
Морской транспорт является важной составной частью мировой транспортной системы и имеет первостепенное значение для осуществления внешнеэкономической деятельности.
Развитие цифровых технологий в мире преобразует сферу морских перевозок и предоставляет новые возможности для достижения устойчивого развития торгового мореплавания и портовой деятельности.
В ежегодном докладе Конференции ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД) "Обзор морского транспорта – 2019" отмечается, что цифровые платформы, новейшие технологии и инновации, в том числе технологии блокчейна, все чаще используются производителями и поставщиками товаров, заинтересованными в обеспечении эффективной и безопасной торговли и увеличении цепочек поставок, и целью морской отрасли является удовлетворение таких потребностей путем использования электронных документов и цифровых технологий.
В направлении морских портов осуществляется большая доля перевозок грузов железнодорожным транспортом, в том числе нефти, нефтепродуктов, руды, угля и зерна.
Информационное взаимодействие в морских пунктах пропуска, установленных в пределах морских портов, является важным элементом национального механизма "единого окна" государства-члена, на территории которого находятся морские порты.
Применение в морских пунктах пропуска цифровых технологий способствует дальнейшему развитию мультимодальных перевозок, создает новые возможности для транспортных систем государств-членов по интеграции в мировую транспортную систему, а также реализации и развитию транзитного потенциала в рамках Союза.
Развитие электронного документооборота в морских пунктах пропуска позволит повысить качество транспортных услуг за счет перехода на электронный документооборот между участниками внешнеэкономической деятельности государств-членов и государственными органами, развития информационной среды мультимодального технологического взаимодействия различных видов транспорта, грузовладельцев, других участников транспортного процесса, а также позволит отказаться от использования документов
на бумажном носителе, осуществить переход к обмену данными, ускорить и упростить процессы перевозки грузов, пассажиров и их багажа.
Настоящая Концепция учитывает мировой опыт по переходу на электронный документооборот в сфере морского транспорта, основанный на нормах, правилах и принципах Всемирной торговой организации, рекомендациях Организации Объединенных Наций и Всемирной таможенной организации.
Развитие электронного документооборота в морских пунктах пропуска осуществляется в соответствии с правом Союза и законодательством государств-членов (в том числе в соответствии
с национальными программами (стратегиями)) с учетом национальных приоритетов, предусматривающих развитие морского транспорта.
Настоящая Концепция не распространяется на порядок соблюдения режима государственной границы государства-члена, установленный законодательством государства-члена.
II. Цели, задачи, основные направления развития электронного документооборота
Целями развития электронного документооборота в морских пунктах пропуска являются повышение качества транспортных услуг и услуг в морском порту, переход на электронный документооборот при перемещении лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных через таможенную границу Союза.
Задачами развития электронного документооборота в морских пунктах пропуска являются:
создание условий для полного перехода на электронный документооборот и обмен данными, а также для применения цифровых технологий;
реализация принципа однократного представления и многократного использования данных, представляемых перевозчиками, морскими агентами, операторами морских терминалов и хозяйствующими субъектами капитанам морских портов, уполномоченным организациям, государственным органам государств-членов для осуществления всех видов государственного контроля (надзора), а также для оформления захода судов в морской порт и выхода из морского порта и (или) оказания услуг в морском порту;
унификация данных, представляемых перевозчиками, морскими агентами, операторами морских терминалов и хозяйствующими субъектами капитанам морских портов, уполномоченным организациям, государственным органам государств-членов для осуществления всех видов государственного контроля (надзора), а также для оформления захода судов в морской порт и выхода из морского порта и (или) оказания услуг в морском порту.
Создание условий для полного перехода на электронный документооборот и обмен данными, а также для применения цифровых технологий в морских пунктах пропуска осуществляется в том числе с учетом необходимости:
составления перечня документов, представляемых на бумажном носителе капитанам морских портов, уполномоченным организациям, государственным органам государств-членов для осуществления всех видов государственного контроля (надзора), и (или) оформления захода судов в морской порт и выхода из морского порта, и (или) оказания услуг в морском порту, с целью проведения анализа обоснованности их представления на бумажном носителе и возможностей перехода на электронный документооборот и обмен данными;
проведения работ по оптимизации бизнес-процессов в морских пунктах пропуска либо их реинжиниринга;
создания условий для развития современных информационных систем;
создания модели "интеллектуального" морского пункта пропуска с учетом современных цифровых технологий и информационных систем и ее интеграции в национальные механизмы "единого окна";
проведения анализа:
положений, содержащихся в праве Союза и законодательстве государств-членов и регламентирующих вопросы развития электронного документооборота и применения цифровых технологий;
международного опыта развития электронного документооборота и применения цифровых технологий;
текущего состояния электронного документооборота в морских пунктах пропуска, включая актуализацию информации:
о государственных органах государств-членов, осуществляющих государственный контроль (надзор) в морских пунктах пропуска, а также государственный портовый контроль в морских портах государств-членов, и их функциях;
о функциях капитана морского порта;
об уполномоченных организациях и их функциях;
об информационных системах, обеспечивающих информационное взаимодействие государственных органов государств-членов, капитанов морских портов, уполномоченных организаций, перевозчиков, морских агентов, операторов морских терминалов, а также об информационных системах, обеспечивающих осуществление государственного портового контроля, условиях доступа к таким системам и порядке информационного взаимодействия;
о цифровых технологиях, применяемых государственными органами государств-членов, капитанами морских портов и уполномоченными организациями.
Реализация принципа однократного представления и многократного использования данных, необходимых для осуществления всех видов государственного контроля (надзора) в морских пунктах пропуска и морских портах государств-членов, а также для оформления захода судов в морской порт и выхода из морского порта и (или) оказания услуг в морском порту, предусматривает представление этих данных перевозчиками, морскими агентами, операторами морских терминалов и хозяйствующими субъектами один раз либо капитану морского порта, либо уполномоченной организации, либо государственному органу государства-члена и в последующем их многократное использование путем информационного взаимодействия, осуществляемого в порядке, установленном законодательством государства-члена, на территории которого находятся морские пункты пропуска.
Развитие электронного документооборота в морских пунктах пропуска осуществляется по следующим основным направлениям:
создание и развитие национального сегмента электронного документооборота в морских пунктах пропуска государства-члена;
развитие информационного взаимодействия между государственными органами, капитанами морских портов, уполномоченными организациями каждого государства-члена в порядке, установленном законодательством государства-члена, на территории которого находятся морские пункты пропуска;
обеспечение совместимости и доступности информационных систем государственных органов государств-членов, капитанов морских портов, уполномоченных организаций, перевозчиков, морских агентов, операторов морских терминалов и хозяйствующих субъектов в порядке, установленном законодательством государства-члена, на территории которого находятся морские пункты пропуска, с учетом ограничений по присоединению к информационным системам, а также по обмену информацией в целях обеспечения соблюдения требований к безопасности на транспорте (транспортной безопасности и безопасности эксплуатации транспорта);
развитие и применение цифровых технологий;
совершенствование права Союза и законодательства государств-членов в целях обеспечения развития электронного документооборота и применения цифровых технологий;
обеспечение гармонизации законодательства государств-членов, регулирующего развитие электронного документооборота и применение цифровых технологий;
развитие международного сотрудничества по вопросам электронного документооборота и применения цифровых технологий.
Финансовое обеспечение мероприятий по развитию электронного документооборота в морских пунктах пропуска осуществляется за счет средств бюджетов государств-членов, а также средств внебюджетных источников, в том числе в рамках государственно-частного партнерства.
III. Этапы развития электронного документооборота
Предусматривается, что развитие электронного документооборота в морских пунктах пропуска будет осуществляться в два этапа:
первый этап – 2021 – 2022 годы;
второй этап – 2023 – 2025 годы.
На первом этапе осуществляются мероприятия по созданию условий для полного перехода на электронный документооборот и применение цифровых технологий в морских пунктах пропуска, обеспечивается соблюдение принципа однократного представления и многократного использования данных.
На втором этапе достигается цель полного перехода на электронный документооборот и применение цифровых технологий в морских пунктах пропуска, обеспечиваются унификация данных в рамках электронного документооборота и переход к обмену данными.
Этапы развития электронного документооборота в морских пунктах пропуска реализуются в соответствии с планами мероприятий по развитию электронного документооборота в морских пунктах пропуска.
Мероприятия первого этапа осуществляются в соответствии с планом мероприятий по развитию электронного документооборота в морских пунктах пропуска на 2021 – 2022 годы согласно приложению.