Правительство Республики Казахстан постановляет:
Внести на рассмотрение Мажилиса Парламента Республики Казахстан проект Закона Республики Казахстан "О социальной и медико-педагогической коррекционной поддержке детей с ограниченными возможностями".
Премьер-Министр
Республики Казахстан
Проект
Закон Республики Казахстан
О социальной и медико-педагогической коррекционной
поддержке детей с ограниченными возможностями
Настоящий Закон определяет формы и методы социальной, медико-педагогической коррекционной поддержки детей с ограниченными возможностями, направлен на создание эффективной системы помощи детям с недостатками в развитии, решение проблем, связанных с их воспитанием, обучением, трудовой и профессиональной подготовкой, профилактику детской инвалидности.
Статья 1. Основные понятия, используемые
в настоящем Законе
В настоящем Законе используются следующие основные понятия:
1) социальная и медико-педагогическая коррекционная поддержка детей с ограниченными возможностями - это деятельность организаций образования, социальной защиты населения, здравоохранения, предоставляющих специальные социальные, медицинские и образовательные услуги, обеспечивающие детям с ограниченными возможностями условия для преодоления, компенсации ограничения жизнедеятельности и направленные на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества;
2) дети с ограниченными возможностями - дети до 18 лет с физическими и/или психическими недостатками, имеющие ограничение жизнедеятельности, обусловленное врожденными, наследственными, приобретенными заболеваниями или последствиями травм, подтвержденными в порядке, предусмотренном законодательством;
3) психолого-медико-педагогическая помощь - оказание помощи населению в области обследования психического здоровья детей, диагностики психических нарушений и решения проблем обучения, воспитания и лечения детей с отклонениями в психическом и физическом развитии;
4) дети группы "риска" - дети до 3 лет, имеющие высокую вероятность отставания в развитии, при отсутствии оказания социальной и медико-педагогической коррекционной поддержки;
5) физический недостаток - стойкое нарушение развития и/или функционирования органа (органов), части (частей) тела;
6) психический недостаток - временный или постоянный недостаток в развитии и/или функционировании психики человека, включая: последствия сенсорных нарушений, недостатков речи; нарушения эмоционально-волевой сферы; последствия повреждения мозга; нарушения умственного развития, в том числе умственную отсталость, задержку психического развития и связанные с этим специфические трудности в обучении;
7) социальная адаптация - активное приспособление детей с ограниченными возможностями к условиям социальной среды путем усвоения и принятия ценностей, правил и норм поведения, принятых в обществе, и трудовой подготовки в процессе целенаправленной социальной и медико-педагогической коррекционной поддержки;
8) специальные коррекционные организации - организации для детей с ограниченными возможностями, нуждающихся в лечебной и психолого-педагогической коррекции, диагностике, воспитании.
Статья 2. Законодательство Республики Казахстан
о социальной и медико-педагогической
коррекционной поддержке детей
с ограниченными возможностями
1. Законодательство Республики Казахстан о социальной и медико-педагогической коррекционной поддержке детей с ограниченными возможностями основывается на K951000_ Конституции Республики Казахстан и состоит из настоящего Закона и иных нормативных правовых актов Республики Казахстан.
2. Международные договоры, ратифицированные Республикой Казахстан, имеют приоритет перед настоящим Законом и применяются непосредственно, кроме случаев, когда из международного договора следует, что для его применения требуется издание закона Республики Казахстан.
Статья 3. Центральные и местные исполнительные
органы Республики Казахстан по
вопросам социальной и медико-
педагогической коррекционной поддержки
1. Уполномоченными органами в сфере социальной и медико-педагогической коррекционной поддержки детей с ограниченными возможностями являются центральные и местные исполнительные органы Республики Казахстан в области социальной защиты населения, охраны здоровья граждан, образования.
2. Центральные исполнительные органы Республики Казахстан по вопросам социальной и медико-педагогической коррекционной поддержки осуществляют:
1) определение государственной политики в области социальной и медико-педагогической коррекционной поддержки детей с ограниченными возможностями;
2) принятие в пределах своей компетенции нормативных правовых актов по социальной и медико-педагогической коррекционной поддержке детей с ограниченными возможностями, оказанию медицинских, специальных образовательных и специальных социальных услуг;
3) координацию деятельности организаций в сфере социальной и медико-педагогической коррекционной поддержки детей с ограниченными возможностями;
4) решают другие вопросы, связанные с социальной и медико-педагогической коррекционной поддержкой детей с ограниченными возможностями.
3. Местные исполнительные органы по вопросам социальной и медико-педагогической коррекционной поддержки осуществляют:
1) обеспечение реализации государственной политики в области социальной и медико-педагогической коррекционной поддержки детей с ограниченными возможностями;
2) контроль за деятельностью организаций, осуществляющих социальную и медико-педагогическую коррекционную поддержку детей с ограниченными возможностями;
3) другие вопросы социальной и медико-педагогической коррекционной поддержки детей с ограниченными возможностями.
Статья 4. Социальная и медико-педагогическая
коррекционная поддержка детей с
ограниченными возможностями
1. Социальная и медико-педагогическая коррекционная поддержка детей с ограниченными возможностями начинается с рождения до достижения совершеннолетнего возраста путем проведения массового комплексного медицинского, психологического, педагогического и социального обследований и профессиональной диагностики, разработки индивидуальной программы реабилитации, оказания медицинских, педагогических, психологических, социальных услуг и трудового обучения:
1) психологическое обследование - определение особенностей психического состояния и потенциальных возможностей психического развития детей с ограниченными возможностями;
2) социальное обследование - определение степени социальной недостаточности, которая может быть обусловлена ограничением физической независимости, мобильности, способности заниматься обычной деятельностью, экономической самостоятельности и способности к интеграции в общество с учетом возрастных нормативов для детей соответствующего возраста;
3) медицинское обследование - определение вида, тяжести нарушения (отсутствия) функции (функций) отдельного органа или организма в целом, обусловливающих ограничение жизнедеятельности детей;
4) педагогическое обследование - определение особенностей интеллектуального развития детей и их потенциальных возможностей к игровой деятельности, получению образования и общению с учетом возрастных нормативов для детей соответствующего возраста;
5) профессиональная диагностика - определение потенциальных возможностей детей к усвоению и выполнению навыков трудовой деятельности или профессии с учетом имеющегося психического и (или) физического недостатка;
6) индивидуальная программа реабилитации ребенка с ограниченными возможностями - перечень медицинских, психологических, педагогических и социальных мероприятий, направленных на восстановление способности ребенка к бытовой, общественной, профессиональной деятельности в соответствии со структурой его потребностей, кругом интересов, уровнем притязаний с учетом прогнозирования уровня его соматического состояния, психофизической выносливости, социального статуса семьи и возможностей социальной инфраструктуры.
Статья 5. Цели, задачи и принципы социальной и
медико-педагогической коррекционной
поддержки детей с ограниченными
возможностями
1. Цели социальной и медико-педагогической коррекционной поддержки:
1) раннее (с рождения) выявление врожденных и наследственных заболеваний, отклонений от нормального развития;
2) профилактика отставания и нарушений в развитии детей, предупреждение тяжелых форм инвалидности;
3) содействие снижению уровня детской инвалидности;
4) компенсация или восстановление физических, психических, интеллектуальных, социальных и иных способностей детей с ограниченными возможностями, реализация их социальных прав, содействие наиболее полной интеграции в общество.
2. Задачи социальной и медико-педагогической коррекционной поддержки:
1) создание единой государственной системы выявления и учета детей с ограниченными возможностями;
2) развитие сети организаций, осуществляющих специальные образовательные и специальные социальные услуги;
3) социальная адаптация детей с ограниченными возможностями;
4) социальная поддержка семей, имеющих детей с ограниченными возможностями;
5) кадровое, научное и организационно-методическое обеспечение организаций, осуществляющих социальную и медико-педагогическую коррекционную поддержку;
6) интеграция деятельности организаций социальной защиты населения, здравоохранения, образования, по вопросам социальной и медико-педагогической коррекционной поддержки детей с ограниченными возможностями.
3. Социальная и медико-педагогическая коррекционная поддержка основывается на следующих принципах:
1) гарантированностъ оказания услуг по социальной поддержке и реабилитационной помощи детям с ограниченными возможностями и их семьям;
2) сотрудничество семьи, имеющей ребенка с ограниченными возможностями, и специалистов организаций, осуществляющих социальную и медико-педагогическую коррекционную поддержку;
3) доступность и равные права детей на раннюю поддержку и образование независимо от степени ограничения способностей, возраста, социального статуса;
4) индивидуальность подхода к каждому ребенку и дифференциация оказания социальной и медико-педагогической коррекционной поддержки.
Статья 6. Организации, оказывающие медицинские,
специальные образовательные и
специальные социальные услуги детям с
ограниченными возможностями
1. Медицинские услуги осуществляют: организации охраны материнства и детства, организации первичной медико-санитарной помощи, консультативно-диагностические поликлиники, медицинские реабилитационные центры, независимо от организационно-правовых форм.
2. К медицинским услугам относятся:
1) массовое стандартизированное обследование детей раннего возраста с целью выявления детей группы "риска";
2) углубленная диагностика врожденной, наследственной и приобретенной патологии;
3) медицинская коррекция и реабилитация детей с отклонениями в психофизическом развитии;
4) иные услуги, оказываемые в соответствии с законодательством Республики Казахстан.
3. Специальные образовательные услуги для детей с ограниченными возможностями оказывают специальные организации, в том числе психолого-медико-педагогические консультации (далее - ПМПК), реабилитационные центры, детские сады и специальные коррекционные организации в соответствии с законодательством об образовании.
Решениями акимов областей, городов республиканского значения и столицы ПМПК создаются в городах с численностью свыше 60 тысяч детского населения, реабилитационные центры в городах республиканского и областного значения, кабинеты психолого-педагогической коррекции в районных центрах.
4. Специальные образовательные услуги:
1) углубленное и комплексное обследование детей с целью выявления особенностей их интеллектуального развития и определения его возможностей для получения вида и формы обучения и воспитания;
2) психолого-педагогическая коррекция, обучение и воспитание детей раннего, дошкольного и школьного возраста с ограниченными возможностями;
3) трудовое воспитание, профессиональная диагностика;
4) профессиональное образование;
5) иные услуги, оказываемые в соответствии с законодательством Республики Казахстан.
5. Организации, оказывающие специальные социальные услуги: учреждения социальной защиты населения, организации по производству протезно-ортопедических изделий, изготовлению технических и вспомогательных средств.
6. Специальные социальные услуги:
1) предоставление социальной помощи в соответствии с законодательством Республики Казахстан в области социальной защиты инвалидов;
2) оказание консультативной помощи семьям, воспитывающим детей с ограниченными возможностями;
3) обучение и трудовое воспитание детей-инвалидов, проживающих в учреждениях социальной защиты населения (домах-интернатах);
4) предоставление услуг социальных работников.
Порядок ведения социальной работы и оказания услуг социальных работников осуществляется в соответствии с правилами, утверждаемыми центральным исполнительным органом в области социальной защиты населения.
Статья 7. Психолого-медико-педагогические
консультации
1. ПМПК являются государственными учреждениями, осуществляют проведение диагностики и психолого-медико-педагогического обследования детей с ограниченными возможностями в целях установления показаний на социальную и медико-педагогическую коррекционную поддержку, определения вида и формы образования, составления индивидуальной программы реабилитации.
2. ПМПК направляет детей с ограниченными возможностями в местные исполнительные органы Республики Казахстан в области социальной защиты населения, охраны здоровья граждан, образования для получения медицинских, специальных образовательных и специальных социальных услуг.
Статья 8. Организация образования детей с
ограниченными возможностями
1. В соответствии с заключением ПМПК и индивидуальным планом обучения дети с ограниченными возможностями могут получать дошкольное образование с трехлетнего возраста, начальное и основное общее образование с семи-десятилетнего возраста. При этом продолжительность начального и основного общего образования в соответствии с государственными образовательными программами не может быть менее 10 лет.
При наличии показаний по заключению ПМПК воспитание и обучение детей с ограниченными возможностями может осуществляться на дому.
2. Дети с ограниченными возможностями имеют право на получение образования в формах, предусмотренных Законом Республики Казахстан Z990389_ "Об образовании".
Государство содействует профессиональной подготовке детей с ограниченными возможностями.
Статья 9. Права детей с ограниченными возможностями
1. Дети с ограниченными возможностями имеют право:
1) на гарантированное получение социальной и медико-педагогической коррекционной поддержки;
2) бесплатное обследование в государственных медицинских организациях, ПМПК или медико-социальной экспертной комиссии и бесплатную медицинскую помощь в соответствии с законодательством Республики Казахстан;
3) бесплатную медико-психолого-педагогическую коррекцию физической или психической недостаточности с момента обнаружения, независимо от степени ее выраженности, в соответствии с заключением ПМПК;
4) бесплатное обеспечение по медицинским показаниям протезно-ортопедическими изделиями и обувью, печатными изданиями со специальным шрифтом, звукоусиливающей аппаратурой и сигнализаторами, компенсаторными техническими средствами в соответствии с законодательством Республики Казахстан;
5) получение образования в специальных организациях образования или государственных общеобразовательных учебных заведениях в соответствии с заключением ПМПК;
6) бесплатное, на конкурсной основе, профессиональное образование в государственных учебных заведениях в пределах государственных образовательных программ;
7) трудоустройство по окончании обучения в соответствии с полученным образованием и/или профессиональной подготовкой в порядке, определяемом законодательством о труде и законодательством о занятости.
2. При участии в конкурсе на получение бесплатного государственного образования через бюджетное финансирование, образовательные гранты и кредиты в случае одинаковых показателей преимущественное право имеют инвалиды I и II групп, инвалиды с детства, которым согласно заключению медико-социальной экспертной комиссии не противопоказано обучение в соответствующих организациях образования.
3. Дети с ограниченными возможностями из числа сирот и оставшихся без попечения родителей, находящиеся на полном государственном обеспечении, после окончания пребывания в специальных организациях образования и достижения совершеннолетия обеспечиваются жильем местными исполнительными органами в установленном законодательством порядке.
Статья 10. Права родителей и иных законных
представителей детей с ограниченными
возможностями
1. Родители и иные законные представители детей с ограниченными возможностями имеют право:
1) присутствовать при освидетельствовании ребенка в ПМПК;
2) получать достоверную информацию о результатах обследования ребенка, целях и результатах индивидуальной социальной и медико-педагогической коррекционной поддержки, консультироваться в органах и организациях, занимающихся оказанием медицинских, специальных образовательных и специальных социальных услуг;
3) требовать распространения на их детей мероприятий, предусмотренных по оказанию социальной и медико-педагогической коррекционной поддержки детям с ограниченными возможностями;
4) на возмещение затрат на воспитание и обучение на дому детей с ограниченными возможностями из числа инвалидов по индивидуальному учебному плану в порядке и размерах, определяемых Правительством Республики Казахстан.
Статья 11. Обязанности родителей и иных
законных представителей детей с
ограниченными возможностями
1. Родители и иные законные представители детей с ограниченными возможностями, помимо обязанностей, установленных законодательством, должны обеспечивать своим детям содержание, воспитание, образование, медицинский осмотр, лечение, осуществлять уход за ними, защищать их права и интересы, участвовать в реализации индивидуальной программы реабилитации.
2. Родители и иные законные представители детей с ограниченными возможностями за уклонение от выполнения обязанностей по уходу и воспитанию детей, жестокое обращение с ними, нанесение вреда их здоровью несут ответственность, установленную законодательством Республики Казахстан.
Статья 12. Государственная статистическая
отчетность
Государственная статистическая отчетность по социальной и
медико-педагогической коррекционной поддержке детей с ограниченными
возможностями определяется уполномоченным органом по статистике в
соответствии с действующим законодательством.
Статья 13. Финансирование социальной и
медико-педагогической коррекционной
поддержки
Финансирование социальной и медико-педагогической коррекционной
поддержки осуществляется из государственного бюджета, а также иных
источников, не запрещенных законодательством Республики Казахстан.
Статья 14. Порядок введения в действие
настоящего Закона
Настоящий Закон вводится в действие с 1 января 2002 года.
Президент
Республики Казахстан
(Специалисты: Умбетова А.М.,
Пучкова О.Я.)