Правительство Республики Казахстан постановляет:
Внести на рассмотрение Мажилиса Парламента Республики Казахстан
проект Закона Республики Казахстан "О государственном регулировании
производства и оборота отдельных видов нефтепродуктов".
Премьер-Министр
Республики Казахстан
Проект
Закон Республики Казахстан
О государственном регулировании производства и оборота
отдельных видов нефтепродуктов
Настоящим Законом регулируются отношения, возникающие в процессе производства и оборота бензина (за исключением авиационного), дизельного топлива и мазута (далее - нефтепродукты).
Статья 1.
Основные понятия
Для целей настоящего Закона используются следующие понятия:
1) автозаправочная станция (АЗС) - технологический комплекс стационарного типа, оснащенный оборудованием, обеспечивающим хранение и реализацию нефтепродуктов;
2) база нефтепродуктов - товарный склад, используемый для хранения нефтепродуктов с целью их дальнейшей реализации;
3) единая база данных - электронная база данных по производству и обороту нефтепродуктов, формируемая на основе информации государственных органов, осуществляющих в пределах своей компетенции государственное регулирование производства и оборота нефтепродуктов;
4) компаундирование - смешивание двух или нескольких компонентов с целью получения бензина заданного качества;
5) минимальный объем производства нефтепродуктов - объем переработки нефти и (или) газового конденсата, не менее которого нефтеперерабатывающая организация обязана переработать в течение календарного года в соответствии с ежемесячным и годовым графиками его выполнения;
6) некондиционный нефтепродукт - продукт, произведенный в процессе переработки нефти и (или) газового конденсата, не соответствующий требованиям, установленным законодательством;
7) оборот нефтепродуктов - приобретение, реализация, транспортировка, хранение, экспорт и импорт нефтепродуктов;
8) паспорт производства - документ установленной формы, отражающий показатели производственных мощностей нефтеперерабатывающей организации, основные ее характеристики, регламентирующие использование имеющегося оборудования для соблюдения технологического процесса производства;
9) производство нефтепродуктов - комплекс работ (операций) по переработке нефти и (или) газового конденсата, обеспечивающий получение нефтепродуктов в соответствии с требованиями государственных стандартов;
10) сопроводительная накладная - сопроводительный документ, необходимый для перевозки нефтепродуктов на всем пути следования от отправителя до получателя, предназначенный для оформления операций по отпуску и приему нефтепродуктов.
Статья 2.
Законодательство Республики Казахстан о государственном
регулировании производства и оборота нефтепродуктов
1. Законодательство Республики Казахстан по государственному регулированию производства и оборота нефтепродуктов основывается на Конституции Республики Казахстан и состоит из настоящего Закона и иных нормативных правовых актов Республики Казахстан.
2. Если международным договором, ратифицированным Республикой Казахстан, установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены в настоящем Законе, то применяются правила международного договора.
Статья 3.
Государственное регулирование производства и оборота
нефтепродуктов
1. Государственное регулирование производства и оборота нефтепродуктов осуществляется Правительством Республики Казахстан, уполномоченным им государственным органом, а также иными государственными органами в пределах их компетенции.
2. Государственное регулирование производства и оборота нефтепродуктов включает в себя:
1) лицензирование деятельности по производству нефтепродуктов;
2) установление минимальных объемов производства нефтепродуктов;
3) осуществление контроля над оборотом нефтепродуктов, в том числе посредством декларирования, мониторинга, сопроводительных накладных и ведения единой базы данных производства и оборота нефтепродуктов;
4) государственный контроль над качеством нефтепродуктов.
3. Иные государственные органы вправе регулировать отдельные вопросы производства и (или) оборота нефтепродуктов в пределах компетенции этих органов, закрепленной в настоящем Законе и иных законодательных актах Республики Казахстан.
Статья 4.
Компетенция Правительства Республики Казахстан
Правительство Республики Казахстан:
1) определяет и обеспечивает реализацию государственной политики в сфере государственного регулирования производства и оборота нефтепродуктов;
2) принимает нормативные правовые акты в области государственного регулирования производства и оборота нефтепродуктов.;
3) устанавливает ограничения и запрещения на ввоз в Республику Казахстан и на вывоз из Республики Казахстан нефтепродуктов в соответствии с законодательными актами Республики Казахстан;
4) определяет уполномоченный государственный орган и государственный орган, осуществляющий лицензирование производства нефтепродуктов.
Статья 5
Компетенция уполномоченного государственного
органа
Уполномоченный государственный орган:
1) издает в пределах своей компетенции нормативные правовые акты в области государственного регулирования производства и оборота нефтепродуктов;
2) осуществляет мониторинг деятельности нефтеперерабатывающих организаций и баз нефтепродуктов;
3) осуществляет ведение единой базы данных с составлением взаимоувязанного баланса производства и оборота нефтепродуктов республиканского и регионального уровня;
4) определяет форму, порядок и сроки предоставления иными государственными органами сведений об объеме производства и (или) оборота нефтепродуктов и иной необходимой информации в единую базу данных;
5) разрабатывает и утверждает правила оформления сопроводительных накладных на нефтепродукты.
Статья 6.
Компетенция иных государственных органов
1. Государственный орган в области стандартизации и сертификации:
1) осуществляет контроль за соответствием нефтепродуктов установленным законодательством Республики Казахстан стандартам;
2) в случаях, предусмотренных законодательством Республики Казахстан, организует сертификацию нефтепродуктов;
3) обеспечивает в соответствии с законодательством Республики Казахстан сертификацию АЭС и баз нефтепродуктов.
2. Государственный орган в области энергетики:
1) осуществляет контроль за соблюдением требований безопасности к технологическому процессу производства и оборота нефтепродуктов;
2) устанавливает минимальные объемы производства нефтепродуктов;
3) осуществляет координацию деятельности нефтеперерабатывающих организаций по обеспечению минимального объема производства нефтепродуктов;
4) утверждает паспорт производства;
5) определяет форму и порядок заполнения паспорта производства;
6) осуществляет согласование и контроль за соблюдением указанных в паспорте производства сроков проведения ремонтных и восстановительных работ на нефтеперерабатывающих организациях;
7) разрабатывает по согласованию с заинтересованными государственными органами экономическое обоснование квот на экспорт и импорт нефтепродуктов.
3. Государственный орган в области экономики и торговли разрабатывает по согласованию с уполномоченным государственным органом экономическое обоснование ставок таможенных, защитных, антидемпинговых и компенсационных пошлин.
4. Государственный орган в области антимонопольной политики:
1) в соответствии с антимонопольным законодательством утверждает тарифы на услуги по переработке сырой нефти нефтеперерабатывающими организациями;
2) осуществляет согласование публичных договоров на услуги по переработке сырой нефти производителями нефтепродуктов, занимающими доминирующее (монопольное) положение на рынке по переработке сырой нефти;
3) осуществляет контроль за деятельностью производителей нефтепродуктов и баз нефтепродуктов по соблюдению требований, предусмотренных пунктом 7 статьи 11 настоящего Закона.
5. Государственный орган в области охраны окружающей среды:
1) осуществляет контроль за соблюдением охраны окружающей среды при производстве и обороте нефтепродуктов в соответствии с природоохранным законодательством Республики Казахстан;
2) согласовывает паспорт производства.
6. Государственный орган в области транспорта осуществляет контроль за обеспечением перевозчиками технологических требований при перевозке нефтепродуктов.
7. Государственные органы, указанные в настоящей статье, осуществляют также иные функции в области государственного регулирования производства и оборота нефтепродуктов, предусмотренные законодательством Республики Казахстан.
Статья 7. Взаимодействие уполномоченного государственного органа с иными государственными органами
1. Уполномоченный государственный орган взаимодействует с центральными и местными государственными органами, принимает совместные меры по осуществлению контроля, обеспечивает взаимный обмен информацией.
2. В случае обнаружения фактов нарушения настоящего Закона уполномоченный государственный орган информирует об этом соответствующие государственные органы для принятия ими соответствующих мер реагирования по устранению выявленных нарушений.
Статья 8.
Лицензирование деятельности по производству
нефтепродуктов
1. Деятельность по производству нефтепродуктов подлежит лицензированию. Лицензирование осуществляется в соответствии с законодательством Республики Казахстан о лицензировании с учетом особенностей, установленных настоящим Законом.
2. Действие лицензии на производство нефтепродуктов может быть приостановлено в случаях нарушения условий производства нефтепродуктов, предусмотренных статьей 9 настоящего Закона, а также нарушения порядка декларирования и мониторинга производства и оборота нефтепродуктов.
Статья 9.
Условия производства нефтепродуктов
1. Производство нефтепродуктов допускается на оборудовании, отвечающем соответствующим техническим требованиям.
2. Производство нефтепродуктов двумя и более производителями на одном и том же оборудовании запрещается.
3. Производство нефтепродуктов допускается только при наличии паспорта производства и по адресу, указанному в лицензии.
4. Производство нефтепродуктов допускается при обязательном оснащении контрольными приборами учета, обеспечивающими автоматизированную передачу информации об объемах производства уполномоченному государственному органу.
Порядок и требования по применению контрольных приборов учета, обеспечивающих автоматизированную передачу информации об объемах производства, устанавливаются уполномоченным государственным органом.
5. Производителям нефтепродуктов запрещается осуществлять реализацию сырой нефти и (или) газового конденсата.
6. Производители нефтепродуктов обязаны выполнять требования государственного органа в области энергетики по обеспечению минимального объема производства нефтепродуктов.
7. При неполной загруженности в течение месяца производственных мощностей согласно паспортам производства производители нефтепродуктов обязаны принимать на переработку сырую нефть и газовый конденсат в пределах своих производственных мощностей, по тарифам на услуги по переработке, установленным государственным органом в области антимонопольной политики.
8. Производители нефтепродуктов обязаны согласовывать с уполномоченным государственным органом и государственным органом в области энергетики график проведения ремонтных и восстановительных работ, за исключением случаев необходимости немедленного предотвращения угрозы безопасности производственного процесса.
9. Производители нефтепродуктов, занимающие доминирующее (монопольное) положение на рынке переработки сырой нефти, оказывают услуги по переработке сырой нефти на основании публичных договоров, согласованных с государственным органом в области антимонопольной политики.
10. Только на предприятиях, имеющих лицензию на производство нефтепродуктов, допускается:
1) компаундирование, введение присадок, добавок и компонентов в товарные бензины с целью повышения октанового числа;
2) компаундирование, введение присадок, добавок и компонентов в некондиционные нефтепродукты с целью получения бензина, заданного качества;
3) введение присадок и добавок в дизельное топливо.
Статья 10.
Декларирование и мониторинг производства и оборота
нефтепродуктов
1. Лица, осуществляющие производство и (или) реализацию нефтепродуктов, обязаны представлять уполномоченному государственному органу декларации об объемах и остатках производства и (или) оборота нефтепродуктов.
Форма, порядок и сроки представления деклараций определяются уполномоченным государственным органом.
2. Мониторинг деятельности нефтеперерабатывающих организаций и баз нефтепродуктов осуществляется в порядке, устанавливаемом уполномоченным государственным органом.
Статья 11.
Условия реализации нефтепродуктов
1. На территории Республики Казахстан не допускается реализация некондиционных нефтепродуктов, а также их хранение без дальнейшей переработки.
2. Сертификация баз нефтепродуктов и АЗС осуществляется в соответствии с законодательством Республики Казахстан в области сертификации с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Законом.
3. Для сертификации АЗС и баз нефтепродуктов необходимо наличие электронной (компьютерной) системы учета приобретения и реализации нефтепродуктов.
Для сертификации АЗС в сельской местности (аул (село), поселок с численностью населения до 10 тысяч человек) допускается наличие упрощенной электронной системы учета приобретения и реализации нефтепродуктов.
4. Порядок и требования по применению электронных (компьютерных) систем учета, а также упрощенной электронной системы учета, обеспечивающих автоматизированную передачу информации об объемах приобретения и реализации нефтепродуктов, устанавливаются уполномоченным государственным органом.
5. Оптовая и розничная реализация нефтепродуктов допускается только нефтеперерабатывающими организациями, базами нефтепродуктов и АЭС.
6. Оптовая реализация нефтепродуктов с баз нефтепродуктов допускается только на АЗС.
7. Ежегодно в период с 1 марта по 31 мая и с 1 августа по 31 октября производители нефтепродуктов и базы нефтепродуктов обязаны реализовать не менее 50 % от производимого и/или закупаемого объема нефтепродуктов по ценам не выше среднегодовых цен, сложившихся при реализации ими нефтепродуктов за предыдущий год, скорректированных на индекс инфляции.
Статья 12.
Регулирование экспорта и импорта нефтепродуктов
Регулирование экспорта и импорта нефтепродуктов осуществляется в соответствии с законодательством Республики Казахстан, в том числе путем утверждения (изменения) ставок акцизов, таможенных, защитных, антидемпинговых и компенсационных пошлин, квот на импорт и экспорт нефтепродуктов.
Статья 13.
Условия транспортировки нефтепродуктов
1. Транспортировка нефтепродуктов допускается посредством специально оборудованного и допущенного к перевозке транспорта в соответствии с требованиями, предъявляемыми к перевозкам опасных грузов, и правилами технической эксплуатации.
2. При осуществлении следующих операций по отгрузке и транспортировке
нефтепродуктов в обязательном порядке оформляются сопроводительные
накладные:
при реализации нефтепродуктов заводом изготовителем оптовым
покупателям на базы нефтепродуктов;
при реализации нефтепродуктов заводом изготовителем на АЭС и в
розницу (конечному потребителю);
при реализации нефтепродуктов с баз нефтепродуктов на АЭС или в
розницу (конечному потребителю).
Другие документы, связанные с транспортировкой нефтепродуктов, должны
соответствовать требованиям, установленным для перевозки опасных грузов
для каждого вида транспорта.
Статья 14.
Ответственность за нарушение правил и условий
производства и оборота нефтепродуктов
За нарушение положений настоящего Закона лица, осуществляющие
деятельность по производству и обороту нефтепродуктов, несут
ответственность, установленную законодательными актами Республики
Казахстан.
Статья 15.
Переходные положения
Настоящий Закон вводится в действие по истечении шести месяцев со
дня его официального опубликования.
Президент
Республики Казахстан
(Специалисты: Мартина Н.А.,
Умбетова А.М.)