Правительство Республики Казахстан постановляет:
1. Утвердить Соглашение о сотрудничестве государств-участников
Содружества Независимых Государств в борьбе с незаконным оборотом
наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров, совершенное в городе Минске 30 ноября 2000 года.
2. Настоящее постановление вступает в силу со дня подписания.
Премьер-Министр | |
Республики Казахстан |
Официально заверенный текст
Соглашение <*>
о сотрудничестве государств-участников
Содружества Независимых Государств в борьбе
с незаконным оборотом наркотических средств,
психотропных веществ и прекурсоров (Вступило в силу 20 августа 2002 года - Бюллетень международных договоров Республики Казахстан, 2006 г., N 1, ст. 10)
Подписали: Республика Армения, Республика Беларусь, Грузия, Республика Казахстан, Кыргызская Республика, Республика Молдова, Российская Федерация, Республика Таджикистан.
Присоединились:
Республика Узбекистан - 13 июля 2001 года;
сдали уведомления:
Кыргызская Республика - депонировано 5 апреля 2001 года;
Республика Беларусь - депонировано 2 мая 2001 года;
Республика Таджикистан - депонировано 11 июля 2001 года;
Республика Молдова - депонировано 3 августа 2001 года;
Республика Армения - депонировано 8 ноября 2001 года;
Российская Федерация - депонировано 4 января 2002 года;
Республика Казахстан - депонировано 20 августа 2002 года.
Соглашение вступило в силу 11 июля 2001 года
вступило в силу для государств:
Кыргызская Республика - 11 июля 2001 года;
Республика Беларусь - 11 июля 2001 года;
Республика Таджикистан - 11 июля 2001 года;
Республика Узбекистан - 13 июля 2001 года;
Республика Молдова - 3 августа 2001 года;
Республика Армения - 8 ноября 2001 года;
Российская Федерация - 4 января 2002 года;
Республика Казахстан - 20 августа 2002 года.
Правительства государств-участников Содружества Независимых
Государств, далее - Стороны, будучи глубоко озабочены масштабами незаконного распространения наркотических средств, психотропных веществ (далее - наркотики) и их немедицинского потребления, особенно женщинами и несовершеннолетними,
осознавая, что злоупотребление наркотиками приобрело глобальный характер, представляет собой огромную опасность для жизни и здоровья всего человечества и что искоренение этого зла невозможно достичь усилиями отдельных государств,
признавая, что пресечение незаконного оборота наркотиков и прекурсоров является коллективной обязанностью всех государств,
выражая обеспокоенность расширением использования территорий государств-участников настоящего Соглашения для контрабанды и незаконного транзита наркотиков и прекурсоров,
считая, что укрепление сотрудничества Сторон в деле борьбы с незаконным оборотом наркотиков и злоупотреблением ими отвечает коренным интересам народов государств-участников Содружества Независимых Государств,
принимая во внимание Единую конвенцию о наркотических средствах 1961 года с поправками, внесенными в нее в соответствии с Протоколом 1972 года о поправках к Единой конвенции о наркотических средствах 1961 года, Конвенцию о психотропных веществах 1971 года, Конвенцию Организации Объединенных Наций о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ 1988 года, Политическую декларацию и решения, принятые XX специальной сессией Генеральной Ассамблеи ООН в 1998 году, а также другие решения и рекомендации Организации Объединенных Наций относительно данного вопроса,
руководствуясь принципами и нормами международного права,
согласились о нижеследующем:
Статья 1 Общие положения
Стороны в соответствии с национальным законодательством будут сотрудничать в деле выработки согласованной стратегии и совместных мер борьбы с незаконным оборотом наркотиков и прекурсоров, координировать свою деятельность в этом направлении в рамках Содружества Независимых Государств, объединять усилия всех государственных органов, общественных и иных организаций, граждан, а также использовать возможности средств массовой информации в целях противодействия наркомании и незаконному обороту наркотиков и прекурсоров.
Статья 1.1 Используемые термины
Для целей настоящего Соглашения используемые термины имеют следующие значения:
национальный список наркотиков и прекурсоров (далее – национальный список) – перечень подлежащих контролю наркотиков и прекурсоров, объединенных в определенные списки на основе соответствующих международных конвенций и законодательства государства-участника СНГ;
наркотические средства – вещества синтетического или природного (естественного) происхождения, препараты, растения, классифицированные как таковые в соответствующих международных конвенциях и/или включенные в национальные списки, оборот которых запрещен или ограничен и подлежит контролю на территории государства-участника СНГ;
психотропные вещества – вещества синтетического или природного (естественного) происхождения, препараты, а равно любые природные материалы, классифицированные как таковые в соответствующих международных конвенциях и/или включенные в национальные списки, оборот которых запрещен или ограничен и подлежит контролю на территории государства-участника СНГ;
препараты – смесь веществ в любом физическом состоянии, содержащая одно или несколько наркотических средств и/или психотропных веществ, включенных в национальный список;
прекурсоры наркотиков (далее – прекурсоры) – вещества, используемые при производстве, изготовлении и переработке наркотиков, включенные в национальные списки, оборот которых запрещен или ограничен и подлежит контролю на территории государства-участника СНГ;
аналоги наркотиков (далее – аналоги) – запрещенные для оборота вещества, не классифицированные как наркотические средства или психотропные вещества и прекурсоры в соответствующих международных конвенциях и не включенные в национальные списки, химическая структура и свойства которых сходны с химической структурой и свойствами наркотиков, психоактивное действие которых они воспроизводят;
производные наркотиков (далее – производные) – вещества синтетического или естественного происхождения, которые не включены самостоятельными позициями в национальные списки, химическая структура которых образована заменой (формальным замещением) одного или нескольких атомов водорода, галогенов и/или гидроксильных групп в химической структуре соответствующего наркотического средства или психотропного вещества на иные одновалентные и/или двухвалентные атомы или заместители (за исключением гидроксильной и карбоксильной групп), суммарное количество атомов углерода в которых не должно превышать количества атомов углерода в исходной химической структуре соответствующего наркотического средства или психотропного вещества.
В случае, если одно и то же вещество может быть отнесено к производным нескольких наркотических средств или психотропных веществ, оно признается производным наркотического средства или психотропного вещества, изменение химической структуры которого требует введения наименьшего количества заместителей и/или атомов;
новые потенциально опасные психоактивные вещества (далее – психоактивные вещества) – вещества синтетического или естественного происхождения, вызывающие у человека состояние наркотического или иного токсического опьянения, опасного для жизни и здоровья, в отношении которых не установлены санитарно-эпидемиологические требования либо меры контроля за их оборотом;
незаконный оборот наркотиков и прекурсоров – оборот наркотиков и прекурсоров, осуществляемый в нарушение законодательства государства-участника СНГ;
наркомания – заболевание, обусловленное зависимостью от наркотиков;
профилактика наркомании – совокупность мероприятий политического, правового, социального, культурного, медицинского, экономического, педагогического и иного характера, направленных на выявление, предупреждение и устранение причин и условий распространения наркомании
Сноска. Постановление дополнено статьей 1-1 в соответствии с постановлением Правительства РК от 24.06.2020 № 390.Статья 2 Основные принципы сотрудничества
Стороны, сотрудничая в противодействии незаконному обороту наркотиков и прекурсоров, а также злоупотреблению наркотиками, руководствуются следующими основными принципами:
установление строгого контроля за оборотом наркотиков и прекурсоров;
государственное регулирование всех видов деятельности, связанных с оборотом наркотиков и прекурсоров;
приоритетность мер профилактики наркомании и правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотиков и прекурсоров, стимулирование деятельности, направленной на антинаркотическую пропаганду и антинаркотическое воспитание;
установление ответственности за немедицинское потребление наркотиков, как важного превентивного средства предупреждения наркомании и снижения спроса на наркотики;
государственная поддержка научных исследований в области разработки новых методов лечения наркомании и социальной реабилитации больных наркоманией;
привлечение негосударственных организаций и граждан к борьбе с распространением наркомании и развитию сети учреждений медико-социальной реабилитации больных наркоманией;
развитие международного сотрудничества в области противодействия незаконному обороту наркотиков и прекурсоров, профилактики и лечения наркомании на двусторонней и многосторонней основе;
запрещение пропаганды и рекламы в сфере незаконного оборота наркотиков и злоупотребления ими.
Статья 3 Основные направления сотрудничества
Стороны осуществляют сотрудничество в сфере противодействия незаконному обороту наркотиков и прекурсоров, а также злоупотреблению наркотиками по следующим основным направлениям:
анализ состояния преступности, связанной с незаконным оборотом наркотиков и прекурсоров;
совершенствование правовой базы сотрудничества Сторон в борьбе с незаконным оборотом наркотиков и прекурсоров, гармонизация национальных законодательств в этой области с учетом положений международных договоров;
разработка совместных программ противодействия наркомании, незаконному обороту наркотиков и прекурсоров;
осуществление согласованных мер для выполнения положений конвенций ООН, других международных договоров, направленных на борьбу с незаконным оборотом наркотиков и прекурсоров.
Статья 4 Основные формы сотрудничества
Стороны осуществляют сотрудничество в борьбе с незаконным оборотом наркотиков и прекурсоров в следующих формах:
обмен оперативной, статистической, научно-методической и иной информацией о состоянии преступности в указанной сфере; информацией для пополнения единого банка данных о транснациональных преступных группах и их лидерах, причастных к незаконному обороту наркотиков и прекурсоров, аналогов, производных, психоактивных веществ, включающей в том числе сведения о:
а) национальных списках;
б) реестрах (перечнях, списках) психоактивных веществ, аналогов и производных, запрещенных к обороту в соответствии с национальным законодательством;
в) наименованиях, химической структуре и формулах выявленных психоактивных веществ, аналогов и производных;
г) готовящихся или совершенных преступлениях, связанных с незаконным оборотом наркотиков и прекурсоров на территории одного или нескольких государств-участников СНГ;
д) лицах, задержанных за незаконный оборот наркотиков в особо крупных размерах в соответствии с национальным законодательством, в случае обеспечения Сторонами конфиденциальности таких сведений или на основании международного договора;
е) применяемых способах сокрытия и незаконного перемещения наркотиков через государственные границы государств-участников СНГ, в том числе транзитом в третьи страны;
ж) новых видах наркотиков и прекурсоров, аналогов, производных, психоактивных веществ, способах и технологиях их изготовления, используемых при этом веществах;
з) организованных преступных группах и лицах, использующих трансграничные каналы для перемещения наркотиков;
и) обороте прекурсоров в целях выявления их возможного использования для незаконного производства наркотиков;
к) современных средствах и методах обнаружения наркотиков;
л) практике законодательного регулирования вопросов, связанных с борьбой с незаконным оборотом наркотиков и прекурсоров, противодействием наркомании;
м) взаимодействии с государственными и негосударственными органами (организациями) по вопросам профилактики наркомании;
обмен нормативными актами, публикациями, методическими пособиями;
взаимное содействие в проведении оперативно-розыскных и других мероприятий;
создание совместных следственно-оперативных групп в целях раскрытия и расследования преступлений транснационального характера, связанных с незаконным оборотом наркотиков и прекурсоров;
проведение комплексных согласованных и/или совместных межведомственных, профилактических и оперативно-розыскных мероприятий, специальных операций в целях:
а) выявления, пресечения каналов транспортировки наркотиков через государственные границы государств-участников СНГ, а также выявления лиц, связанных с их незаконным оборотом;
б) пресечения использования банковских, коммерческих и других структур для легализации (отмывания) доходов, полученных от незаконного оборота наркотиков и прекурсоров;
в) ликвидации подпольных (нелегальных) лабораторий по производству наркотиков;
г) уничтожения незаконных посевов наркосодержащих культур, а также популяций дикорастущих наркосодержащих растений;
д) пресечения использования возможностей сети Интернет для распространения наркотиков;
взаимные консультации по вопросам практического взаимодействия, согласования общих подходов и принципов при разработке международных договоров, других нормативных актов, направленных на противодействие незаконному обороту наркотиков и прекурсоров;
рабочие встречи, обмен делегациями для взаимного изучения опыта работы, ознакомления с деятельностью учреждений и организаций, занимающихся проблемами наркомании;
создание на паритетных началах рабочих групп специалистов для изучения правоприменительной практики, подготовки и проведения мероприятий, в том числе научно-практических конференций и семинаров, разработки совместных программ борьбы с незаконным оборотом наркотиков и прекурсоров, международных договоров, разработки предложений по формированию нормативно-правовой базы сотрудничества в этой области;
осуществление совместных научных исследований по проблемам незаконного оборота наркотиков и прекурсоров;
оказание правовой помощи в соответствии с международными договорами;
разработка и внедрение технических средств обнаружения наркотикосодержащих веществ;
подготовка и переподготовка кадров, ведущих борьбу с незаконным оборотом наркотиков и прекурсоров.
Стороны также сотрудничают в разработке и внедрении новых методов лечения, профилактики наркомании, социальной и медицинской реабилитации больных наркоманией. Стороны содействуют обмену информацией в этой области, поощряют его, а также осуществляют обмен делегациями специалистов.
Сноска. Статья 4 с изменениями, внесенными постановлением Правительства РК от 24.06.2020 № 390.Сотрудничество, предусмотренное настоящим Соглашением, осуществляется путем прямых контактов между компетентными органами Сторон.
Компетентными органами Сторон являются:
министерства иностранных дел;
генеральные прокуратуры (прокуратуры);
министерства внутренних дел;
органы национальной безопасности и специальные службы;
пограничные ведомства;
таможенные ведомства;
министерства юстиции;
министерства здравоохранения;
министерства образования и другие ведомства, к функциям которых относятся вопросы борьбы, профилактики и предупреждения незаконного оборота наркотиков и прекурсоров.
Статья 6 Сотрудничество между правоохранительными органами приграничных регионов
В рамках настоящего Соглашения сотрудничество между правоохранительными органами приграничных регионов по согласованию со своими центральными компетентными органами может осуществляться непосредственно.
Статья 7 Запрос об оказании содействия
Сотрудничество в рамках настоящего Соглашения осуществляется на основании запросов компетентных органов Сторон об оказании содействия.
Информация может быть предоставлена другой Стороне без запроса, если имеются основания полагать, что она представляет интерес для этой Стороны.
Запрос об оказании содействия направляется в письменной форме. В безотлагательных случаях запросы могут передаваться с использованием технических средств связи или устно, однако после этого в течение 72 часов они должны быть подтверждены письменно.
При возникновении сомнения в подлинности или содержании запроса об оказании содействия может быть запрошено его подтверждение.
Запрос об оказании содействия должен содержать:
а) наименование компетентного органа запрашивающей Стороны и компетентного органа запрашиваемой Стороны;
б) изложение существа дела;
в) указание цели и обоснование запроса;
г) содержание запрашиваемого содействия;
д) желательные сроки исполнения запроса;
е) любую другую информацию, которая может быть полезна для исполнения запроса, включая соответствующие документы.
Запрос об оказании содействия, переданный или подтвержденный в письменной форме, подписывается руководителем запрашивающего компетентного органа или его заместителем и скрепляется гербовой печатью.
Компетентные органы каждой из Сторон определяют порядок взаимодействия и перечень лиц, уполномоченных на их осуществление, о чем Стороны уведомляют друг друга.
Статья 8 Исполнение запроса
Запрашиваемая Сторона принимает все необходимые меры для обеспечения быстрого и более полного исполнения запроса.
Запрос исполняется, как правило, в срок, не превышающий 30 суток с даты его поступления, при этом, по возможности, учитываются пожелания запрашивающего компетентного органа об исполнении запроса в указанный им срок.
Запрашивающая Сторона незамедлительно уведомляется об обстоятельствах, препятствующих исполнению запроса или существенно задерживающих его исполнение.
Если исполнение запроса не входит в компетенцию запрашиваемого компетентного органа, то он передает запрос органу своего государства, компетентному его исполнить, и незамедлительно уведомляет об этом запрашивающий компетентный орган.
Запрашиваемая Сторона вправе запросить дополнительные сведения, необходимые, по ее мнению, для надлежащего исполнения запроса.
При исполнении запроса применяется законодательство государства запрашиваемой Стороны, однако по просьбе запрашивающего компетентного органа может быть применено законодательство его государства, если это не противоречит национальному законодательству или международным обязательствам государства запрашиваемой Стороны.
Если запрашиваемая Сторона полагает, что незамедлительное исполнение запроса может помешать уголовному преследованию или иному производству, осуществляемому на территории ее государства, то она может отложить исполнение запроса или связать его исполнение с соблюдением условий, определенных в качестве необходимых после консультаций с запрашивающей Стороной. Если запрашивающая Сторона согласна на оказание ей содействия на предложенных условиях, то она должна соблюдать эти условия.
Запрашиваемая Сторона в возможно короткие сроки информирует запрашивающую Сторону о результатах исполнения запроса.
Статья 9 Отказ в исполнении запроса
В исполнении запроса в рамках настоящего Соглашения может быть отказано полностью или частично, если запрашиваемая Сторона полагает, что его исполнение противоречит национальному законодательству.
Запрашивающая Сторона письменно уведомляется о полном или частичном отказе в исполнении запроса с указанием причин отказа.
Статья 10 Конфиденциальность информации
Каждый из компетентных органов Сторон принимает необходимые меры для обеспечения конфиденциальности информации, полученной от компетентного органа другой Стороны, если предоставивший ее компетентный орган считает нежелательным ее разглашение.
Компетентный орган в соответствии с национальным законодательством обеспечивает такой уровень конфиденциальности информации, о котором просит другой компетентный орган.
Информация и документы, полученные в рамках настоящего Соглашения, не могут быть использованы без согласия запрашиваемого компетентного органа для иных целей, помимо тех, что указаны в запросе и на которые дал согласие запрашиваемый компетентный орган.
Статья 11 Контролируемые поставки
Стороны принимают в рамках национального законодательства необходимые меры, предусматривающие надлежащее использование на основе взаимоприемлемых договоренностей метода контролируемой поставки наркотиков и прекурсоров, в целях выявления лиц, участвующих в их незаконном обороте, и их уголовного преследования.
Статья 12 Рабочие встречи и консультации
Представители Сторон и их компетентных органов при необходимости проводят рабочие встречи и консультации по вопросам повышения эффективности сотрудничества в рамках настоящего Соглашения.
Статья 13 Разрешение споров
Стороны и их компетентные органы решают спорные вопросы, которые могут возникнуть в связи с толкованием или применением положений настоящего Соглашения, путем консультаций и переговоров.
Статья 14 Расходы
Стороны самостоятельно несут расходы, которые будут возникать в ходе выполнения настоящего Соглашения, если в каждом конкретном случае не будет согласован иной порядок.
Статья 15 Взаимодействие с международными организациями
Стороны будут стремиться выступать с согласованных позиций на международных форумах по вопросам контроля над наркотиками, а также взаимодействовать при выполнении обязательств, вытекающих из настоящего Соглашения, с международными организациями, действующими в сфере борьбы с незаконным оборотом наркотиков и прекурсоров.
Статья 16 Отношение к другим международным договорам
Настоящее Соглашение не затрагивает прав и обязательств Сторон, вытекающих из других международных договоров, участниками которых являются их государства.
Статья 17 Межведомственные соглашения
В целях реализации настоящего Соглашения заинтересованные компетентные органы Сторон заключают при необходимости соглашения межведомственного характера.
Статья 18 Изменения и дополнения к Соглашению
В настоящее Соглашение могут быть внесены изменения и дополнения с согласия Сторон.
Статья 19 Порядок вступления в силу
Настоящее Соглашение вступает в силу с даты сдачи на хранение депозитарию третьего уведомления о выполнении подписавшими его Сторонами внутригосударственных процедур, необходимых для его вступления в силу.
Для Сторон, выполнивших необходимые процедуры позднее, оно вступает в силу с даты сдачи ими соответствующих документов на хранение депозитарию.
Статья 20 Срок действия Соглашения
Настоящее Соглашение действует в течение пяти лет с даты его вступления в силу. По истечении этого срока действие настоящего Соглашения автоматически продлевается каждый раз на пятилетний период, если Стороны не примут иного решения.
Статья 21 Присоединение к Соглашению
Настоящее Соглашение открыто для присоединения других государств, разделяющих его положения и готовых принять на себя обязательства, вытекающие из настоящего Соглашения. Для присоединившегося государства настоящее Соглашение вступает в силу с даты сдачи на хранение депозитарию документа о присоединении.
Статья 22 Выход из Соглашения
Каждая Сторона может выйти из настоящего Соглашения, направив письменное уведомление об этом депозитарию не позднее чем за шесть месяцев до выхода.
Совершено в городе Минске 30 ноября 2000 года в одном подлинном экземпляре на русском языке. Подлинный экземпляр хранится в Исполнительном комитете Содружества Независимых Государств, который направит каждому государству, подписавшему настоящее Соглашение, его заверенную копию.
За Правительство За Правительство
Азербайджанской Республики Республики Молдова
За Правительство За Правительство
Республики Армения Российской Федерации
За Правительство За Правительство
Республики Беларусь Республики Таджикистан
За Правительство За Правительство
Грузии Туркменистана
За Правительство За Правительство
Республики Казахстан Республики Узбекистан
За Правительство За Правительство
Кыргызской Республики Украины
Оговорка Республики Беларусь
по проекту Соглашения о сотрудничестве
государств-участников Содружества Независимых Государств
в борьбе с незаконным оборотом наркотических средств,
психотропных веществ и прекурсоров
Правительство Республики Беларусь не считает себя связанным
положениями абзаца пятого статьи 2 Соглашения.
Премьер-Министр
Республики Казахстан
Настоящим удостоверяю, что прилагаемый текст является аутентичной копией Соглашения о сотрудничестве государств-участников Содружества Независимых Государств в борьбе с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров, принятого на заседании Совета глав правительств Содружества Независимых Государств, которое состоялось 30 ноября 2000 года в городе Минске. Подлинный экземпляр вышеупомянутого
Соглашения хранится в Исполнительном комитете Содружества Независимых Государств.
Первый заместитель Председателя
Исполнительного комитета -
Исполнительного секретаря СНГ