Правительство Республики Казахстан постановляет:
Внести на рассмотрение Мажилиса Парламента Республики Казахстан проект Закона Республики Казахстан "О средствах массовой информации".
Премьер-Министр
Республики Казахстан
Проект
Закон Республики Казахстан
"О средствах массовой информации"
Настоящий Закон направлен на реализацию установленного и гарантированного Конституцией Республики Казахстан права граждан и средств массовой информации на свободу слова, получение и распространение информации, обеспечение единой государственной политики по защите их прав и интересов и регулирует связанные с этим правом общественные отношения.
Глава 1. Общие положения
Статья 1. Основные понятия, используемые
в настоящем Законе
В настоящем Законе используются следующие понятия:
1) аккредитация - процедура допуска журналиста к информации государственным органом, общественным объединением и организацией;
2) вещатель - собственник средства массовой информации, осуществляющий производство, монтаж, расстановку во времени и/или распространение телевизионных и радиопередач;
3) главный редактор (редактор) - физическое лицо, которое руководит редакцией, осуществляющей выпуск, выход в эфир средства массовой информации, принимает окончательное решение в отношении выпуска, выхода в эфир средства массовой информации и несет ответственность за его содержание;
4) дополнительная информация - любая (буквенная, цифровая, графическая, звуковая) информация, не связанная с содержанием основной программы, передаваемая в составе телерадиовещательного сигнала и предназначенная для индивидуального приема неограниченным кругом лиц;
5) журналист (представитель средства массовой информации) - физическое лицо, осуществляющее деятельность по сбору, обработке и подготовке сообщений и материалов для средства массовой информации;
6) зона обслуживания - зона действия существующего или планируемого телерадиовещательного передатчика, на которой условия индивидуального приема соответствуют требованиям действующих стандартов и норм;
7) издатель - физическое или юридическое лицо, осуществляющее в установленном порядке выпуск периодического печатного издания, включая организационное, материально-техническое, технологическое и иное обеспечение его выпуска;
8) индивидуальный прием - непосредственный прием телевизионных и/или радиопрограмм техническими устройствами, без права последующей ретрансляции;
9) информация - сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях, процессах и мнения о них независимо от формы их представления;
10) источник информации - физическое или юридическое лицо, представившее информацию журналисту или редакции средства массовой информации, для дальнейшего распространения;
11) кабельное, эфирно-кабельное, цифровое многопрограммное эфирное телевидение - совокупность систем кабельного, эфирно-кабельного, цифрового многопрограммного эфирного распределения и организационно-управленческих процессов, обеспечивающих распространение в открытой или закодированной форме (платной или бесплатной) телевизионных и радиопрограмм и других сообщений электросвязи на определенной территории;
12) комплекс зданий - совокупность зданий, связанных общим предназначением, и составляющих единую производственную структуру;
13) массовая информация - информация, распространяемая через периодические печатные издания, аудиовизуальные и иные передачи, сообщения и материалы, и предназначенная для неограниченного круга лиц;
14) общественная нравственность - система норм и правил поведения, идей, обычаев, традиций, господствующая в соответствующем обществе;
15) оператор - юридическое лицо, осуществляющее техническую эксплуатацию радиоэлектронных средств, обеспечивающих распространение телевизионных и радиопрограмм по эфирным, эфирно-кабельным и спутниковым сетям;
16) официальное сообщение - информация, представляемая государственными органами и их должностными лицами с целью дальнейшего распространения через средства массовой информации;
17) передача - имеющая самостоятельное значение в творческом и тематическом отношении часть отдельного выпуска телевизионной и/или радиопрограммы, которая содержит информацию, предназначенную для восприятия непосредственно потребителем, и может быть использована независимо от других частей программы;
18) периодическое печатное издание - газета, журнал, альманах, бюллетень, приложения к ним, имеющее постоянное название, текущий номер и выпускаемое не реже одного раза в полугодие;
19) продукция средства массовой информации - тираж или часть тиража отдельного номера периодического печатного издания или аудиовизуальной программы, отдельный выпуск теле-, радиопрограммы, информация, размещенная в сетевом средстве массовой информации;
20) продукция эротического характера - сообщения и материалы периодических печатных изданий или теле-, радио- передача, не относящиеся к сексуально-эротическим, использующие эротические компоненты (фотографии, коллажи, рисунки, карикатуры, статьи, новеллы, комментарии специалистов, стихи, анекдоты, реклама,);
21) продукция сексуально-эротического характера - сообщения и материалы периодических печатных изданий или теле-, радио- передача, которые в целом и/или систематически эксплуатируют интерес к сексу;
22) продукция порнографического характера - сообщения и материалы периодических печатных изданий или теле-, радио- передача, основным содержанием которой является детальное изображение анатомических и физиологических подробностей сексуальных действий;
23) пропаганда культа жестокости и насилия - распространение сообщений и материалов средствами массовой информации, которые утверждают (культивируют) способ насилия или жестокости, свидетельствующий об их одобрении и ставящий целью распространение среди людей насильственного или жестокого поведения;
24) распространение продукции средства массовой информации - оптовая и/или розничная продажа, бесплатная раздача, доставка подписных и розничных тиражей периодических печатных изданий, аудио- и/или видеозаписей, программ или отдельных передач, трансляция/ретрансляция телевизионных и радиопрограмм, иные виды деятельности по доведению продукции средства массовой информации до потребителя;
25) распространитель - физическое или юридическое лицо, осуществляющее распространение продукции средства массовой информации по договору с ее собственником, издателем или на иных законных основаниях;
26) региональный вещатель - собственник средства массовой информации, обеспечивающий устойчивое распространение телевизионных и радиопрограмм в пределах соответствующей административно-территориальной единицы Республики Казахстан;
27) редакция средства массовой информации - физическое лицо либо творческий коллектив, являющийся структурным подразделением юридического лица, осуществляющие сбор, подготовку материалов, выпуск, выход в эфир средства массовой информации;
28) республиканский вещатель - собственник средства массовой информации, обеспечивающий устойчивое распространение телевизионных и радиопрограмм для более чем двух третей населения Республики Казахстан;
29) ретрансляция - прием и одновременное либо в записи, независимо от использования технических средств, полное и неизменяемое распространение телевизионных или радиопрограмм (совокупность теле- или радиопередач) другого средства массовой информации;
30) сведения - вид информации о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах;
31) сетевое средство массовой информации - электронное издание, подготовленное при помощи специальных технических и программных средств и предназначенное для распространения массовой информации в электронно-цифровой форме через общедоступные телекоммуникационные сети, имеющее постоянное название, текущий номер и обновляемое не реже одного раза в полугодие;
32) сетка вещания - перечень телевизионных или радиопередач, с указанием наименования, времени выхода в эфир на определенный период времени;
33) сеть телевизионного и/или радиовещания - совокупность технических средств, обеспечивающих производство, формирование и/или распространение телевизионных и радиопрограмм широкому кругу территориально рассредоточенного населения;
34) средство массовой информации - периодически обновляемый результат интеллектуальной и иной деятельности, создаваемый в форме периодического печатного издания, теле- или радиопрограммы, сетевого средства массовой информации в общедоступных телекоммуникационных сетях (Интернет и другие) и иной форме периодического или непрерывного публичного распространения массовой информации;
35) средство массовой информации рекламного характера - средство массовой информации, в котором реклама превышает 40 процентов объема любого номера периодического издания, а телевизионных и радиопрограммах - 20 процентов объема вещания;
36) телевизионное и радиовещание - распространение с использованием электромагнитных волн телевизионных программ (телевизионное вещание), звуковых программ (радиовещание) и дополнительной информации, осуществляемое по наземным, спутниковым или кабельным (проводным, цифровым компьютерным и иным) сетям в открытой или закодированной форме, предназначенное для индивидуального приема потребителями;
37) телевизионный или радиосигнал - радиоизлучение, одна или несколько характеристик которого могут изменяться для передачи телевизионных (звуковых) программ и дополнительной информации;
38) телевизионная или радиопередача - отдельная законченная в организационном и тематическом отношении часть телевизионной или радиовещательной программы;
39) теле-, радиопрограмма - совокупность периодических аудиовизуальных сообщений и передач, имеющая полное название и выходящая в эфир не реже одного раза в год;
40) технические средства телевизионного и радиовещания - совокупность радиоэлектронных средств и приемо-передающих технических устройств, обеспечивающие производство, формирование и/или распространение телевизионных или радиопрограмм;
41) тираж - совокупность экземпляров одного выпуска периодического печатного издания, распространяемых с соблюдением условий, установленных настоящим Законом;
42) трансграничное телерадиовещание - телевизионное и радиовещание, при котором зона обслуживания включает в себя территории (ю) других (го) государств (а);
43) трансляция - осуществление процесса передачи информации с использованием передающих радиоэлектронных средств, кабельных сетей и номиналов радиочастотного спектра для распространения телевизионных и/или радиопрограмм;
44) уполномоченный орган по делам средств массовой информации (далее - уполномоченный орган) - центральный исполнительный орган, осуществляющий государственное регулирование деятельности средств массовой информации и информационных агентств Республики Казахстан;
45) цензура - предварительное согласование сообщений и материалов средствами массовой информации с государственными органами, должностными лицами и иными организациями по их требованию или по иным основаниям с целью ограничения или наложения запрета на распространение сообщений и материалов либо их отдельных частей.
Статья 2. Свобода слова, получения и распространения
массовой информации
1. Свобода слова, творчества, выражение в печатной или иной форме своих взглядов и убеждений, получения и распространения массовой информации любым, не запрещенным законом способом, гарантируются Конституцией Республики Казахстан.
Цензура запрещается.
2. Создание и финансирование органов, в задачи либо функции которых входит осуществление цензуры массовой информации, не допускается.
3. Государственные органы, общественные объединения, должностные лица и средства массовой информации обязаны обеспечить каждому гражданину возможность ознакомиться с затрагивающими его права и интересы документами, решениями и источниками информации.
Статья 3. Недопустимость злоупотребления
свободой массовой информации
1. Не допускается использование средств массовой информации для пропаганды и агитации:
1) насильственного изменения конституционного строя Республики Казахстан;
2) нарушения целостности Республики Казахстан;
3) подрыва безопасности государства;
4) войны, социального, расового, национального, религиозного, сословного и родового превосходства;
5) распространения или рекламирования материалов, пропагандирующих культ жестокости, насилия, порнографии.
2. Не допускается использование средств массовой информации для:
1) разглашения сведений, составляющих государственные секреты или иную охраняемую законом тайну;
2) пропаганды и оправдания терроризма и экстремизма;
3) распространения в ходе проведения в Республике Казахстан антитеррористических операций информации, раскрывающей технические приемы, тактику данных операций;
4) распространения и пропаганды наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров.
3. Запрещается использование в средствах массовой информации и их продукции скрытых вставок, воздействующих на подсознание людей и (или) оказывающих вредное влияние на их здоровье.
Статья 4. Принципы деятельности средств массовой
информации
Основными принципами деятельности средств массовой информации являются:
1) свобода слова, получения и распространения информации любыми способами, не запрещенными законодательством Республики Казахстан;
2) гласность;
3) достоверность распространяемой информации;
4) соблюдение законности;
5) соблюдение общепризнанных норм морали и общественной нравственности.
Статья 5. Законодательство Республики Казахстан
о средствах массовой информации
1. Законодательство Республики Казахстан о средствах массовой информации основывается на Конституции Республики Казахстан, состоит из настоящего Закона и иных нормативных правовых актов Республики Казахстан.
2. Если международным договором, ратифицированным Республикой Казахстан, установлены иные правила, чем те, которые содержатся в настоящем Законе, то применяются правила международного договора.
Статья 6. Язык распространения средств массовой
информации
1. Средства массовой информации распространяются на государственном и других языках.
2. Еженедельный объем телевизионных и радиопередач средства массовой информации, на государственном языке по времени не должен быть менее суммарного объема передач на других языках.
Распределение передач на государственном языке в суточной сетке вещания должно осуществляться равномерно в течение всего периода их выхода в эфир.
Данное требование не распространяется на сети кабельного, эфирно-кабельного, цифрового многопрограммного эфирного телевидения и индивидуального спутникового приема телевизионных и радиопрограмм.
Статья 7. Недопустимость вмешательства в деятельность
средства массовой информации
1. Не допускается вмешательство государственных органов, организаций, их должностных лиц в деятельность средства массовой информации, его учредителя, собственника, издателя, распространителя, журналиста, за исключением случаев, когда их деятельность осуществляется в нарушение законодательства Республики Казахстан.
2. Никто не вправе обязать редакцию средства массовой информации обнародовать и/или опубликовать отклоненный ею материал, если иное не предусмотрено законодательными актами Республики Казахстан.
Статья 8. Государственное регулирование
в области средств массовой информации
1. Государственную политику в области средств массовой информации осуществляет уполномоченный орган.
2. Уполномоченный орган в пределах своей компетенции:
1) осуществляет постановку на учет средств массовой информации, в том числе и рассчитанных на зарубежную аудиторию;
2) формирует и контролирует осуществление государственных закупок через средства массовой информации;
3) осуществляет мониторинг продукции средств массовой информации на предмет соблюдения действующего законодательства Республики Казахстан;
4) организует проведение открытых конкурсов по распределению номиналов радиочастот для телевидения и радиовещания;
5) осуществляет контроль за соблюдением лицензиатом условий, указанных в лицензии на деятельность по организации телевизионного и/или радиовещания;
6) принимает решения о выдаче, приостановлении действия или отзыве свидетельства о постановке на учет средства массовой информации, а также лицензии на деятельность по организации телевизионного и/или радиовещания в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан;
7) осуществляет подготовку предложений по совершенствованию законодательства Республики Казахстан о средствах массовой информации;
8) обеспечивает выполнение международных обязательств Республики Казахстан и осуществляет международное сотрудничество в области средств массовой информации;
9) осуществляет учет иностранных средств массовой информации, распространяемых на территории Республики Казахстан.
3. Государство обеспечивает равный доступ субъектам массовой информации, независимо от формы их собственности, к участию в конкурсах на получение государственного заказа в соответствии с действующим законодательством Республики Казахстан.
4. Распределение номиналов радиочастот для телевидения и радиовещания осуществляется Комиссией по проведению конкурсов на получение права на телерадиовещание, состав и порядок деятельности которой утверждаются Правительством Республики Казахстан.
Глава 2. Субъекты средств массовой информации
Статья 9. Право на создание средств массовой информации
1. Право на создание средств массовой информации принадлежит физическим и юридическим лицам в соответствии с законодательством Республики Казахстан.
2. Запрещается иностранным физическим и юридическим лицам, лицам без гражданства прямо и (или) косвенно владеть, пользоваться, распоряжаться и (или) управлять более 20 процентами акций (долей, паев) юридического лица - собственника средства массовой информации в Республике Казахстан или осуществляющего деятельность в этой сфере.
Статья 10. Учредитель собственника
средства массовой информации
1. Учредитель - физическое или юридическое лицо, выступающее учредителем юридического лица - собственника средства массовой информации. Число лиц, которые могут быть учредителями собственника средства массовой информации, не ограничено.
2. Учредитель утверждает устав собственника средства массовой информации.
3. Учредитель вправе потребовать от собственника средства массовой информации прекращения выпуска и/или выхода в эфир в случае грубого и систематического нарушения примерной тематики и/или специализации, заявленных при постановке на учет данного средства массовой информации. Отказ собственника средства массовой информации прекратить выпуск, выход в эфир средства массовой информации может быть обжалован в судебном порядке.
4. Учредитель не вправе вмешиваться в деятельность редакции средства массовой информации, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Республики Казахстан, уставом редакции либо договором с главным редактором (редактором).
5. Учредитель вправе отчуждать, передать юридическое лицо - собственника, как имущественный комплекс, в доверительное управление другому лицу (доверительному управляющему), которое должно осуществлять управление в имущественных и личных неимущественных интересах учредителя или указанного им третьего лица в пределах, установленных законодательством Республики Казахстан.
Статья 11. Собственник средства массовой информации
1. Собственник средства массовой информации - физическое или юридическое лицо, создавшее средство массовой информации, принявшее на себя обязанности по его выпуску, выходу в эфир, осуществляющее право владения, пользования и распоряжения средством массовой информации.
2. Собственник средства массовой информации вправе выступать в качестве редакции, главного редактора (редактора), журналиста, издателя, распространителя, как в отношении собственного, так и других средств массовой информации на основе соответствующего договора.
3. Собственнику средства массовой информации принадлежит исключительное право пользоваться, владеть и распоряжаться тем названием, под которым данное средство массовой информации было поставлено на учет, а также запрещать использование этого названия другими лицами. Собственник средства массовой информации вправе передать это исключительное право третьему лицу, уведомив уполномоченный орган о смене собственника. Исключительное право считается переданным с момента переучета средства массовой информации.
4. Собственник средства массовой информации утверждает внутренние документы редакции средства массовой информации, заключает договор с главным редактором (редактором).
5. Собственник средства массовой информации имеет право:
1) согласовывать с учредителем редакционную политику принадлежащего ему средства массовой информации;
2) на продукцию данного средства массовой информации и на информационные ресурсы, созданные в процессе ее выпуска, выхода в эфир;
3) принятия решения о прекращении деятельности средства массовой информации по согласованию с учредителем;
4) осуществлять иные права, установленные настоящим Законом и иным законодательством Республики Казахстан.
6. Если собственник средства массовой информации не является одновременно издателем, вещателем, оператором средства массовой информации, то права, обязанности и ответственность собственника и издателя, вещателя, оператора определяются отдельным договором.
Статья 12. Редакция средства массовой информации
1. Редакция средства массовой информации осуществляет свою деятельность на основании внутренних документов, определяющих концептуальные положения своей деятельности, правила журналистской этики, ответственность сотрудников, требования к их культурному уровню и профессиональному мастерству, в которых должны быть определены:
1) взаимные права и обязанности собственника и редакции средства массовой информации, если они являются разными лицами;
2) полномочия главного редактора (редактора);
3) порядок назначения (избрания) главного редактора (редактора) и редакционной коллегии;
4) полномочия редакции средства массовой информации и гарантии ее профессиональной самостоятельности;
5) основания и порядок прекращения и приостановления деятельности редакции средства массовой информации;
6) юридические последствия смены учредителя, собственника, прекращения или реорганизации деятельности собственника средства массовой информации.
2. Редакция средства массовой информации осуществляет подготовку и выпуск, выход в эфир средства массовой информации по поручению собственника.
3. Редакцией средства массовой информации руководит главный редактор (редактор).
Главный редактор (редактор) назначается на должность и освобождается от должности собственником либо избирается редакцией средства массовой информации в порядке, предусмотренном уставом собственника, внутренними документами редакции средства массовой информации.
Главный редактор (редактор) представляет редакцию средства массовой информации в отношениях с собственником, учредителем, распространителем, гражданами, объединениями граждан, юридическими лицами, органами государственной власти и организациями, а также в суде.
4. Главным редактором (редактором) не могут быть:
1) иностранцы либо лица без гражданства;
2) граждане, признанные судом недееспособными;
3) граждане, имеющие на момент назначения непогашенную судимость;
4) несовершеннолетние, за исключением периодических печатных изданий, издаваемых для несовершеннолетних.
5. Трудовые отношения между собственником средства массовой информации и журналистом, работниками редакций регулируются в соответствии с законодательством Республики Казахстан.
Статья 13. Информационное агентство
1. Информационное агентство - юридическое лицо, деятельность которого направлена на сбор, обработку и распространение сообщений и материалов информационного характера.
2. Сообщения и материалы информационного агентства должны сопровождаться его названием и датой выпуска.
3. При распространении сообщений и материалов информационного агентства средствами массовой информации ссылка на информационное агентство обязательна.
4. На информационное агентство распространяется действие настоящего Закона.
Глава 3. Организация деятельности
средств массовой информации
Статья 14. Постановка на учет средства массовой
информации
1. Средства массовой информации, распространяемые на территории Республики Казахстан подлежат обязательной постановке на учет в уполномоченном органе.
2. Для постановки на учет собственник средства массовой информации либо лицо, действующее по его уполномочию, подает заявление, отвечающее требованиям статьи 15 настоящего Закона.
3. Заявление об учете средства массовой информации подлежит рассмотрению в течение пятнадцати рабочих дней со дня поступления. По итогам рассмотрения заявления уполномоченный орган выдает собственнику средства массовой информации свидетельство о постановке на учет, либо отказывает по следующим основаниям, если:
1) уполномоченным органом ранее выдано свидетельство о постановке на учет средству массовой информации с тем же названием и распространением на ту же территорию;
2) содержание заявления не соответствует требованиям статьи 15 настоящего Закона;
3) заявление подано от имени собственника до истечения года со дня вступления в законную силу решения суда о прекращении выпуска, выхода в эфир его средства массовой информации;
4) название, тематика средства массовой информации не соответствуют требованиям статьи 3 настоящего Закона;
5) заявление подано от имени физического или юридического лица, не обладающего правом на создание средства массовой информации в соответствии с настоящим Законом;
6) название средства массовой информации имеет сходство до степени смешения с охраняемым товарным знаком, кроме случаев, когда владелец товарного знака не возражает против постановки на учет средства массовой информации с таким названием;
7) в названии средства массовой информации без согласия правообладателя используется фирменное наименование юридического лица либо наименование международной межправительственной организации, членом которой является Республика Казахстан, с явной целью ввести общественность в заблуждение относительно связи, существующей между данным средством массовой информации и этими лицами.
4. Извещение об отказе в постановке на учет средства массовой информации направляется собственнику в письменной форме с указанием оснований отказа, предусмотренных настоящим Законом.
5. В случаях необходимости получения дополнительного разъяснения по заявлению и прилагаемым к нему документам срок рассмотрения заявления по решению уполномоченного органа прерывается.
6. Собственник периодического печатного издания сохраняет за собой право приступить к выпуску продукции средства массовой информации в течение шести месяцев со дня получения свидетельства о постановке на учет.
7. Собственник теле-, радиопрограммы, информационного агентства сохраняет за собой право приступить к выпуску, выходу в эфир продукции средства массовой информации, распространению сообщений и материалов информационного характера в течение года со дня получения свидетельства о постановке на учет.
В случае, если в указанный период не начат выпуск, выход в эфир продукции средства массовой информации в сроки, предусмотренные пунктами 6 и 7 настоящей статьи, свидетельство о постановке на учет решением уполномоченного органа признается утратившим силу.
8. Средство массовой информации подлежит переучету в случаях смены учредителя собственника, собственника, его организационно-правовой формы либо наименования, а также названия средства массовой информации, изменения языка издания либо вещания, территории распространения, основной тематической направленности.
Переучет средства массовой информации или информационного агентства осуществляется в том же порядке, что и постановка на учет.
9. Учет иностранных средств массовой информации, распространяемых в Республике Казахстан, осуществляется в порядке, определяемом Правительством Республики Казахстан.
10. Свидетельство о постановке на учет средства массовой информации является основанием для осуществления выпуска, выхода в эфир продукции средства массовой информации, распространения сообщений и материалов информационного характера.
11. Свидетельство о постановке на учет средства массовой информации может быть признано недействительным в судебном порядке по заявлению уполномоченного органа.
Основаниями признания свидетельства о постановке на учет недействительным могут быть:
1) если свидетельство о постановке на учет получено обманным путем;
2) если имело место повторная постановка на учет данного средства массовой информации;
3) прекращение выпуска, выхода в эфир средства массовой информации в соответствии со статьей 17 настоящего Закона.
Статья 15. Заявление о постановке на учет
средства массовой информации
1. Заявление о постановке на учет средства массовой информации подается в уполномоченный орган.
2. В заявлении о постановке на учет средства массовой информации должны быть указаны:
1) наименование, местонахождение, организационно-правовая форма собственника средства массовой информации;
2) название, вид средства массовой информации;
3) язык (языки) средства массовой информации;
4) предполагаемая периодичность выпуска;
5) основная тематическая направленность;
6) территория распространения;
7) адрес редакции;
8) фамилия, имя, отчество главного редактора (редактора);
9) предполагаемые источники финансирования;
10) сведения о том, в отношении каких других средств массовой информации учредитель и собственник, осуществляющий выпуск средства массовой информации, являются учредителями, собственниками, доверительными управляющими, главными редакторами (редакцией), издателями, вещателями или распространителями.
3. К заявлению прилагаются:
1) для физических лиц, являющихся собственниками средства массовой информации, - документ, подтверждающий право на занятие предпринимательской деятельностью;
2) для юридических лиц, являющихся собственниками средства массовой информации - копии свидетельства о государственной регистрации, учредительных документов (устава, учредительного договора) юридического лица.
4. Предъявление иных требований при постановке на учет средства массовой информации запрещается.
Статья 16. Освобождение от постановки на учет
средства массовой информации
Не требуется постановки на учет:
1) периодических печатных изданий тиражом менее ста экземпляров;
2) нормативных правовых и иных актов;
3) бюллетеней судебной практики;
4) теле-, радио- программ, распространяемых по кабельным или спутниковым сетям, если зона обслуживания ограничена одним зданием или комплексом зданий;
5) сетевых средств массовой информации.
Статья 17. Приостановление и прекращение выпуска,
выхода в эфир средства массовой информации
1. Приостановление либо прекращение выпуска, выхода в эфир средства массовой информации возможно по решению собственника или суда.
2. Под приостановлением понимается временное прекращение выпуска одного или нескольких номеров изданий, а также выхода в эфир телевизионных и радиопрограмм, выпуска иных средств массовой информации. Приостановление выпуска, выхода в эфир средства массовой информации допускается на срок не более трех месяцев.
3. Суд приостанавливает выпуск, выход в эфир средства массовой информации в случае нарушения требований статей 3, 6, пунктом 8 статьи 14, пунктами 5 и 7 статьи 19 и статьи 20 настоящего Закона, а также в случаях повторного в течение года нарушения средством массовой информации требований настоящего Закона, в связи с которым в судебном порядке ранее приостанавливался его выпуск, выход в эфир.
4. Основаниями для прекращения выпуска, выхода в эфир средства массовой информации является неоднократное нарушение требований настоящего Закона, а также прекращение деятельности собственника, в соответствии с законодательством Республики Казахстан.
5. В случае приостановления либо прекращения выпуска, выхода в эфир средства массовой информации по решению собственника либо суда в уполномоченный орган направляется уведомление.
Прекращение выпуска, выхода в эфир средства массовой информации влечет аннулирование свидетельства о постановке на учет, отзыв лицензии на телевизионное и радиовещание.
Статья 18. Организация деятельности средств массовой
информации в особых условиях
1. Условия и порядок использования средств массовой информации в период избирательных кампаний регулируются законодательством Республики Казахстан о выборах.
2. Организация деятельности средств массовой информации в период военного положения, при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, карантинах, иных чрезвычайных ситуациях осуществляется в соответствии с законодательством Республики Казахстан и во взаимодействии с государственными органами по перечню, определяемому Правительством Республики Казахстан.
3. Во время чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, карантинов, иных чрезвычайных ситуаций государственные органы имеют право приоритетного использования любых телевизионных и радиовещательных сетей независимо от ведомственной принадлежности и форм собственности.
4. Редакция средства массовой информации должна представлять абсолютный приоритет всем сообщениям, касающимся безопасности человеческой жизни на море, земле, в воздухе, космическом пространстве, проведения неотложных мероприятий в области обороны, безопасности и охраны правопорядка в Республике Казахстан, а также сообщениям о чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.
Глава 4. Распространение продукции средства массовой информации
Статья 19. Распространение средства массовой информации
1. Распространение средства массовой информации осуществляется по решению собственника им самим либо на договорных или иных законных основаниях редакцией, издателем, а также организациями или гражданами.
2. Розничная продажа периодических печатных изданий, публикующих материалы эротического, сексуально-эротического характера, допускается только в запечатанных прозрачных упаковках, в специально отведенных стационарных помещениях, предназначенных для этого, расположение которых и правила продажи в них определяются местными исполнительными органами, и не может быть выставлена для публичного обозрения.
3. Запрещается привлекать лиц моложе 18 лет к распространению и продаже продукции средств массовой информации сексуально-эротического характера.
4. Запрещается продажа периодических печатных изданий, публикующих материалы эротического, сексуально-эротического характера лицам в возрасте до 18 лет.
При продаже указанных периодических печатных изданий лицам, чей возраст, судя по их внешнему виду, менее восемнадцати лет, граждане, осуществляющие торговлю, обязаны:
1) требовать предъявления документа, удостоверяющего личность, с целью определения возраста покупателя;
2) отказать в их продаже, если не был предъявлен документ, удостоверяющий личность.
5. Выход в эфир телевизионных и радиопрограмм, а также демонстрация кино- и видеопродукции порнографического, сексуально-эротического характера, пропаганда культа жестокости и насилия запрещается.
Выход в эфир телевизионных и радиопрограмм эротического характера, а равно отдельных передач, содержащих сцены эротического характера, без кодирования сигнала допускается только с 24.00 часов до 4.00 часов по местному времени.
6. Реклама в средствах массовой информации распространяется в соответствии с законодательством Республики Казахстан о рекламе.
7. Ретрансляция телевизионных и радиопрограмм иностранных средств массовой информации не должна превышать 20 процентов от общего еженедельного объема вещания.
Данное требование не распространяется на вещание программ по сетям эфирного, кабельного, эфирно-кабельного и цифрового многопрограммного телевидения и радио.
8. Операторы, владельцы технических средств по распространению телевизионных и радиопрограмм или эксплуатирующие эти технические средства не вправе сдавать их в пользование организациям, не имеющим лицензии на деятельность по организации телевизионного и/или радиовещания.
Статья 20. Выходные данные
1. Каждый выпуск периодического печатного издания должен содержать следующие сведения:
1) название средства массовой информации;
2) наименование собственника средства массовой информации;
3) фамилию и инициалы главного редактора (редактора);
4) номер и дату свидетельства о постановке на учет и наименование выдавшего его органа;
5) периодичность выпуска;
6) порядковый номер и дату выпуска средства массовой информации;
7) тираж;
8) наименование типографии, ее адрес и адрес редакции.
2. Выход в эфир средства массовой информации должен сопровождаться:
1) объявлением своего наименования (позывные) в радиоэфире, при непрерывном вещании - не реже четырех раз в сутки;
2) объявлением своего наименования в телеэфире в виде постоянного размещения логотипа либо эмблемы на экране.
Статья 21. Обязательные экземпляры периодических изданий
и хранение материалов телевизионных
и радиопередач
1. Обязательные бесплатные экземпляры периодических изданий, в том числе и освобожденных от постановки на учет в силу статьи 15 настоящего Закона, в течение не более трех дней после их изготовления направляются собственником средства массовой информации либо по его поручению третьим лицом в Государственную книжную палату, Национальную библиотеку Республики Казахстан, Центральный государственный архив Республики Казахстан, библиотеку Парламента Республики Казахстан, в уполномоченный орган.
2. Редакции средств массовой информации обязаны в течение одного месяца сохранять записи всех программ, вышедших в эфир, а также фиксировать их в регистрационном журнале своей эфирной работы и хранить его не менее одного года с момента последней записи в нем. Видео, аудио и иные материалы, имеющие историческую или культурную ценность, сохраняются в порядке, определяемом уполномоченным органом.
3. В регистрационном журнале фиксируются тема, краткое содержание, дата выхода в эфир, время начала и окончания, фамилии авторов, редактора, выпускающего телевизионные или радиопередачи.
4. Собственник средства массовой информации по запросу уполномоченного органа обязан представить копии видео-, аудио материалов, вышедших в эфир, в срок, не превышающий десяти дней со дня поступления запроса.
Глава 5. Организация телевизионного и радиовещания
Статья 22. Организация телевизионного и радиовещания
1. Организация телевизионного и радиовещания включает в себя выход в эфир и/или трансляцию/ретрансляцию телевизионных и/или радиопрограмм.
2. Вещатель обязан:
1) предупреждать потребителей об изменениях в сетке вещания;
2) не изменять характер и объемы вещания без предварительного не менее чем за месяц оповещения потребителей в своих передачах, если они взимают плату за свои телевизионные и/или радиопрограммы;
3) предупреждать уполномоченный орган и потребителей об изменении концепции вещания и наименования средства массовой информации не менее чем за один месяц;
4) не увеличивать в одностороннем порядке размер платы за телевизионные и/или радиограммы до истечения срока договора или подписки, если иное не оговорено условиями договора или подписки.
3. В целях обеспечения высокого качества телевизионных и радиосигналов размещение передающих антенных систем допускается только на специально спроектированных опорах (мачтах, башнях), предназначенных для этих целей.
Технические параметры телевизионных и радиосигналов должны соответствовать требованиям действующих государственных стандартов Республики Казахстан и иных нормативных документов.
Телевизионные и радиосигналы должны соответствовать государственным стандартам и техническим параметрам телевизионного и радиовещания как на трактах формирования сигнала, так и на звеньях тракта распространения сигнала.
4. Создание и эксплуатации систем кабельного распределения не должны ухудшать качество приема телевизионных и/или радиопрограмм, распространяемых в эфире в областях совпадения соответствующих зон обслуживания.
5. В состав пакета телевизионных и радиопрограмм, ретранслируемых по кабельным, эфирно-кабельным и проводным сетям, в обязательном порядке и без обоюдного взимания платы должны включаться программы республиканских вещателей с государственным участием в их уставном капитале.
Операторами вышеуказанных сетей предоставление потребителям этих программ должно осуществляться также без взимания дополнительных плат.
6. Трансляция/ретрансляция телевизионных и радиопрограмм может осуществляться посредством сетей телевизионного и/или радиовещания-спутниковых, наземных эфирных, эфирно-кабельных, кабельных и проводных.
Телерадиовещательные организации для распространения и трансляции своих программ могут использовать как собственные телевизионные и радиовещательные сети, так и другие сети телекоммуникаций на договорных условиях.
Взаимоотношения вещателя и оператора, осуществляющего трансляцию/ретрансляцию телевизионных и радиопрограмм, регулируются законодательством Республики Казахстан.
Статья 23. Трансграничное телевизионное и радиовещание
1. Трансграничное телевизионное и радиовещание с территории Республики Казахстан осуществляется по согласованию с уполномоченным органом в области связи.
2. Трансляция телевизионных и радиопрограмм, предназначенная для транзитной передачи сигнала, осуществляется по согласованию с уполномоченным органом и с уполномоченным органом в области связи.
Статья 24. Прием телевизионных и радиопрограмм
1. Потребители вправе свободно принимать телевизионные и радиопрограммы, отдельные телевизионные и радиопередачи и дополнительную информацию, в том числе и со спутников, бесплатно или за плату, как с использованием декодирующих устройств, так и по открытым сетям телевизионного и радиовещания.
2. В пределах зоны устойчивого приема телевизионных и радиопрограмм не допускается проведение работ, препятствующих приему передач или ухудшающих их техническое качество. Физические и юридические лица, признанные виновными в этом, обязаны возместить все расходы, связанные с восстановлением качества приема телевизионных и радиопрограмм, за свой счет.
Индустриальные помехи, возникающие в процессе телевизионного и радиовещания, подлежат устранению за счет лиц, в собственности (ведении, управлении) которых находятся источники этих помех.
Глава 6. Лицензирование телевизионного и радиовещания
Статья 25. Лицензирование телевизионного и радиовещания
1. Деятельность физических и юридических лиц в области телевизионного и радиовещания с использованием и без использования радиочастотного спектра осуществляется на основе лицензии.
2. Лицензированию подлежит деятельность по организации телевизионного и/или радиовещания.
Лицензирование деятельности по организации телевизионного и/или радиовещания осуществляется уполномоченным органом.
3. Разрешение на использование радиочастотного спектра (телевизионного канала) выдается уполномоченным органом в области связи при наличии лицензии на деятельность по организации телевизионного и/или радиовещания.
4. В разрешении на использование радиочастотного спектра в обязательном порядке должны указываться месторасположение технических средств, в том числе размещение антенных устройств с указанием географических координат, а также фактическая мощность используемых передающих средств.
В случае изменения вышеуказанных параметров, необходимо получение нового разрешения в уполномоченном органе в области связи по согласованию с уполномоченным органом.
5. Лицензия на деятельность по организации телевизионного и/или радиовещания является основанием для заключения договора аренды технических средств для целей телевизионного и/или радиовещания между вещателем и оператором технических средств.
6. Порядок выдачи лицензии на деятельность по организации телевизионного и/или радиовещания утверждается Правительством Республики Казахстан.
7. В случае использования телевизионных и радиовещательных сетей для распространения телекоммуникационных услуг (передача данных, Интернет, телематические услуги, местная телевизионная связь и т.д., а также при предоставлении услуг по сдаче в аренду каналов подачи программ телевидения и звукового вещания) деятельность вещателя осуществляется на основании соответствующей лицензии, выдаваемой уполномоченным органом в области связи в соответствии с законодательством о лицензировании.
Статья 26. Приостановление действия и отзыв лицензии
на право вещания
1. Действие лицензии на деятельность по организации телевизионного и/или радиовещания может быть приостановлено в порядке, предусмотренном законодательством о лицензировании, а также в случаях выявления нарушений лицензионных требований и условий лицензиатом, которые могут повлечь за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, нравственности и здоровью граждан.
2. Отзыв лицензии на деятельность по организации телевизионного и/или радиовещания, помимо оснований, предусмотренных законодательством о лицензировании, также возможен в следующих случаях, если лицензиатом:
1) повторно в течение года после наложения административного взыскания были нарушены положения настоящего закона или условия ее предоставления;
2) в пределах срока ее действия в течение шести месяцев не осуществлялось телевизионное и радиовещание;
3) телевизионное и радиовещание осуществлялось без разрешения на возобновление в период приостановления действия лицензии на вещание.
3. Отзыв лицензии на деятельность по организации телевизионного и/или радиовещания может быть обжалован в судебном порядке. Уплаченный лицензионный сбор возврату не подлежит. За убытки, понесенные вещателем вследствие правомерного отзыва лицензии на вещание, лицензиар ответственности не несет.
4. Отзыв лицензии на деятельность по организации телевизионного и/или радиовещания производится по иску уполномоченного органа в установленном законодательством порядке.
Статья 27. Телевизионное и радиовещание без лицензии
1. Лицензия на деятельность по организации телевизионного и/или радиовещания не требуется, если:
1) зона обслуживания кабельной и проводной сети ограничена одним зданием (для жилых домов) или комплексом зданий, принадлежащих одному юридическому лицу;
2) вещание предполагается осуществлять в течение срока, не превышающего сорока пяти дней, в связи с проведением торжественных, культурно-массовых, спортивных мероприятий на основании временного разрешения, выдаваемого уполномоченным органом.
2. Для получения временного разрешения на вещание физическое или юридическое лицо, ответственное за осуществление вещания без лицензии, обязано в срок не позднее тридцати дней до планируемого начала вещания направить в уполномоченный орган заявление в письменной форме, которое должно содержать сведения о:
1) лице, ответственном за осуществление такого вещания;
2) зоне обслуживания;
3) примерной тематической направленности и специализации телевизионного и радиовещания;
4) периоде телевизионного и/или радиовещания.
3. Телевизионное и радиовещание без лицензии не должно способствовать ухудшению качества приема телевизионных и радиопрограмм иных вещателей в зоне обслуживания телерадиовещания без лицензии, а также создавать помехи иным техническим средствам.
4. Вещание без лицензии, осуществляемое с нарушением требований настоящего Закона, запрещается и подлежит немедленному прекращению.
Глава 7. Отношения средств массовой информации
с гражданами и организациями
Статья 28. Авторские произведения и письма
1. Редакция обязана соблюдать права на используемые произведения, включая авторские и иные права на интеллектуальную собственность. Автор либо иное лицо, обладающее исключительными правами на произведение, может оговорить особые условия и характер использования предоставляемого произведения.
2. При публикации читательских писем, адресованных в редакцию, допускается сокращение и редактирование их текста, если при этом не искажается смысл письма.
Статья 29. Официальные сообщения
1. Официальные сообщения государственных органов размещаются в средствах массовой информации в соответствии с законодательством Республики Казахстан.
2. Если официальное сообщение для средств массовой информации, подготовленное государственными органами или организациями публикуется без изменений, то оно должно быть обозначено как таковое.
3. Государственные органы обязаны на равных условиях предоставлять информацию в случае обращения представителям средств массовой информации, независимо от их форм собственности и принадлежности, за исключением той, которая составляет государственные секреты Республики Казахстан и иные охраняемые законом тайны.
Не допускается представление должностными лицами заведомо ложной информации.
4. Запрашиваемую информацию государственные органы и иные организации обязаны представить не позднее трех дней со дня поступления обращения либо дать ответ с указанием срока представления или мотива отказа.
5. На обращение, требующее дополнительного изучения и проверки, ответ должен быть дан в срок не позднее одного месяца со дня его поступления.
6. В случае поступления обращения от средства массовой информации в государственные органы или иные организации, в компетенцию которых не входит разрешение поставленных вопросов, в срок не позднее пяти дней данное обращение должно быть направлено в соответствующие органы с сообщением об этом средству массовой информации.
7. Отказ в предоставлении запрашиваемых сведений может быть обжалован представителем средства массовой информации вышестоящему органу или должностному лицу, а затем в суде в порядке, предусмотренном законодательством Республики Казахстан.
8. Неправомерный отказ должностных лиц государственных органов в предоставлении запрашиваемых представителями средств массовой информации сведений влечет ответственность, установленную законами Республики Казахстан.
Статья 30. Обязательные сообщения
Собственник, осуществляющий выпуск, выход в эфир средства массовой информации, обязан опубликовать, озвучить бесплатно и в предписанный срок вступившее в законную силу решение суда, содержащее требование об опубликовании, озвучивании такого решения через данное средство массовой информации.
Статья 31. Общественные организации в сфере
средств массовой информации
1. Собственники, редакции средств массовой информации могут на добровольной основе создавать общественные организации в сфере средств массовой информации.
2. Общественные организации могут быть созданы в форме постоянно действующего консультативно-совещательного органа или в иной организационно-правовой форме, предусмотренной законодательством Республики Казахстан.
Статья 32. Право на опровержение
1 Гражданин или юридическое лицо вправе требовать в судебном порядке опровержения сведений, не соответствующих действительности, порочащих его честь, достоинство и деловую репутацию.
Порочащими являются такие не соответствующие действительности сведения, которые умаляют честь, достоинство и деловую репутацию человека или организации в общественном мнении с точки зрения соблюдения законов, моральных принципов общества.
2. Если сведения, порочащие честь, достоинство и деловую репутацию гражданина или юридического лица, распространенные в средствах массовой информации, не соответствуют действительности, они должны быть бесплатно опровергнуты в тех же средствах массовой информации.
3. Объем опровержения не должен превышать объема опровергаемых сведений. Опровержение должно быть размещено в периодических печатных изданиях под заголовком "Опровержение", на той же странице, в телевизионных и радиопрограммах должно быть передано в то же время и в той же программе, что и опровергаемые сведения.
В случае, если указанные сведения содержатся в документе, исходящем от организации, такой документ подлежит замене или отзыву с обязательным сообщением адресатам о несоответствии действительности содержащихся в этом документе сведений.
В иных случаях порядок опровержения устанавливается судом.
4. Требование гражданина или юридического лица о публикации опровержения либо ответа в средстве массовой информации рассматривается судом в случае, если средство массовой информации отказало в такой публикации либо в течение месяца не произвело публикации, а также в случае его ликвидации.
5. Гражданин или юридическое лицо, в отношении которого через средства массовой информации распространены сведения, порочащие его честь, достоинство и деловую репутацию, вправе, вместо опровержения таких сведений, требовать возмещения убытков и морального вреда, причиненных их распространением.
6. В опровержении может быть отказано, если данное требование либо представленный текст опровержения поступил в редакцию, осуществляющую выпуск, выход в эфир средства массовой информации, по истечении одного года со дня распространения опровергаемых сведений в данном средстве массовой информации.
Отказ в опровержении либо нарушение установленного настоящим Законом порядка опровержения могут быть в течение года со дня распространения опровергаемых сведений обжалованы в суде в соответствии с законодательством Республики Казахстан.
7. Размер возмещения убытков и морального вреда определяется в судебном порядке.
Глава 8. Права и обязанности журналиста
Статья 33. Права журналиста
1. Журналист имеет право:
1) осуществлять поиск, запрашивать, получать и распространять информацию;
2) посещать государственные органы, организации и быть принятым их должностными лицами в связи с осуществлением своих служебных обязанностей, присутствовать на всех мероприятиях, проводимых аккредитовавшим его органом, за исключением случаев, когда принято решение о проведении закрытого мероприятия;
3) производить записи, в том числе с использованием средств аудиовизуальной техники, кино- и фотосъемку, за исключением случаев, запрещенных законодательными актами Республики Казахстан;
4) присутствовать по предъявлению удостоверения журналиста в районе стихийных бедствий, на митингах и демонстрациях, а также при иных формах выражения общественных, групповых и личных интересов и протеста;
5) получать доступ к документам и материалам, за исключением их фрагментов, содержащих сведения, составляющие государственные секреты;
6) проверять достоверность получаемой информации;
7) обращаться к специалистам при проверке полученных информационных материалов;
8) распространять подготовленные им сообщения и материалы за своей подписью, под условным именем (псевдонимом);
9) отказываться от публикации материала за своей подписью, если его содержание после редакционной правки противоречит личным убеждениям журналиста;
10) на сохранение тайны авторства и источников информации, за исключением случаев, когда эти тайны обнародуются по требованию суда;
11) использовать изображение лиц без их согласия, без умаления их чести, достоинства и деловой репутации, если изображенное лицо занимает публичную должность, изображено при проведении публичных мероприятий или позировало за плату.
2. Государство гарантирует журналисту в связи с осуществлением им профессиональной деятельности защиту чести, достоинства, здоровья, жизни и имущества как лицу, преследующему общественно полезные цели.
Статья 34. Обязанности журналиста
Журналист обязан:
1) реализовывать программу деятельности средства массовой информации, с которым он состоит в договорных отношениях, руководствуясь законодательством Республики Казахстан;
2) не распространять информацию, не соответствующую действительности;
3) удовлетворять просьбы лиц, предоставивших информацию, об указании их авторства;
4) уважать законные права и интересы физических и юридических лиц;
5) получить согласие на использование аудио- или видеозаписи при проведении интервью с гражданами;
6) ставить в известность главного редактора (редактора) о возможных исках и предъявлении иных предусмотренных законом требований в связи с распространением подготовленного им сообщения или материала;
7) предъявлять при осуществлении профессиональной деятельности по первому требованию редакционное удостоверение или иной документ, удостоверяющий его полномочия как журналиста.
Статья 35. Специальный статус
Профессиональный статус журналиста, установленный настоящим законом, распространяется также на:
1) сотрудников редакций, занимающихся редактированием, созданием, сбором или подготовкой сообщений для освобожденного в силу требований настоящего Закона от постановки на учет средства массовой информации, продукция которого распространяется исключительно в пределах одной организации;
2) сотрудников редакции, осуществляющей выпуск, выход в эфир средства массовой информации, не входящих в ее списочный состав и связанных с ней гражданско-правовыми отношениями в качестве корреспондентов, занимающихся редактированием, созданием, сбором или подготовкой сообщений по поручению редакции;
3) граждан, занимающихся журналистикой в порядке индивидуальной трудовой деятельности и имеющих документ, удостоверяющий их полномочия как журналистов.
Глава 9. Аккредитация журналистов
Статья 36. Аккредитация журналистов
1. Средства массовой информации по согласованию с государственными органами и организациями могут аккредитовать при них своих журналистов.
2. Государственные органы и организации, при которых аккредитован журналист, обязаны предварительно извещать его о заседаниях, совещаниях и иных мероприятиях, обеспечивать стенограммами, протоколами и иными документами на государственном и русском языках.
3. Аккредитованный журналист имеет право присутствовать на заседаниях, совещаниях и других мероприятиях, проводимых аккредитовавшими его государственными органами и организациями, за исключением случаев, когда приняты решения о проведении закрытого мероприятия.
4. Журналист может быть лишен аккредитации, если им нарушены правила аккредитации либо за распространение не соответствующих действительности сведений, порочащих честь и достоинство аккредитовавших его государственных органов, общественных объединений и организаций только по решению суда.
5. Правила аккредитации журналистов утверждаются уполномоченным органом в установленном порядке.
Статья 37. Аккредитация средств массовой информации
Республики Казахстан за рубежом
Собственник средства массовой информации Республики Казахстан имеет право открывать корреспондентские пункты, аккредитовать журналистов в других государствах в порядке, предусмотренном законодательством Республики Казахстан и государства пребывания, если иное не предусмотрено международными договорами.
Статья 38. Деятельность представителей иностранных
средств массовой информации в Республике
Казахстан
1. Аккредитация представительств иностранных средств массовой информации и их журналистов проводится Министерством иностранных дел Республики Казахстан.
2. Правовое положение и профессиональная деятельность аккредитованных в Республике Казахстан иностранных журналистов и других представителей иностранных средств массовой информации регулируются законодательством Республики Казахстан и международными договорами Республики Казахстан.
3. На распространение продукции иностранных средств массовой информации, нарушающей Конституцию Республики Казахстан и нормы настоящего Закона, в судебном порядке налагается запрет.
Глава 10. Ответственность за нарушение законодательства
о средствах массовой информации
Статья 39. Основания ответственности за нарушение
законодательства о средствах массовой
информации
1. Распространение не соответствующих действительности сведений, порочащих честь и достоинство гражданина, государственного органа и иных организаций, воздействие средствами массовой информации на суд, влекут ответственность, предусмотренную законодательными актами Республики Казахстан.
2. Ответственность за нарушение законодательства о средствах массовой информации несут виновные в этом должностные лица государственных органов и иных организаций, а также собственник, распространитель, главный редактор (редактор) средства массовой информации, авторы распространяемых сообщений и материалов.
3. Собственник, главный редактор (редактор) средства массовой информации несут установленную законодательными актами Республики Казахстан ответственность за распространение сообщений и материалов, указанных в пунктах 1 и 2 статьи 3 настоящего Закона, независимо от источника их получения.
4. Воспрепятствование законной профессиональной деятельности журналиста влечет ответственность, установленную законодательными актами Республики Казахстан.
Статья 40. Случаи освобождения от ответственности
за распространение сведений, не
соответствующих действительности
Собственник, главный редактор (редактор), журналист, не несут ответственности за распространение в средстве массовой информации сведений, не соответствующих действительности:
1) если эти сведения содержались в официальных сообщениях и документах;
2) если они получены от рекламных агентств или пресс-служб государственных органов;
3) если они являются дословным воспроизведением официальных выступлении депутатов представительных органов, должностных лиц государственных органов, организаций и граждан;
4) если они содержались в авторских выступлениях, идущих в эфир без предварительной записи либо в текстах, не подлежащих редактированию в соответствии с настоящим Законом.
Глава 11. Заключительные положения
Статья 41. Порядок введения в действие настоящего Закона
1. Настоящий Закон вводится в действие со дня его официального опубликования.
2. Признать утратившим силу Закон Республики Казахстан от 23 июля 1999 года "О средствах массовой информации" (Ведомости Парламента Республики Казахстан, 1999 г., N 21, ст. 771; 2001 г., N 10, ст. 122).