Правительство Республики Казахстан постановляет:
Внести на рассмотрение Мажилиса Парламента Республики Казахстан проект Закона Республики Казахстан "О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Казахстан "О государственных закупках".
Премьер-Министр
Республики Казахстан
проект
Закон Республики Казахстан
"О внесении изменений и дополнений в
Закон Республики Казахстан "О государственных закупках"
Статья 1. Внести в Закон Республики Казахстан от 16 мая 2002 года "О государственных закупках" (Ведомости Парламента Республики Казахстан, 2002 г., N 9, ст. 95) следующие изменения и дополнения:
1) в преамбуле слова "а также акционерными обществами, контрольный пакет акций которых принадлежит государству, и" заменить словами "юридическими лицами, пятьдесят и более процентов акций (долей) или контрольный пакет акций которых принадлежит государству, а также";
2) в статье 1:
подпункт 1) изложить в следующей редакции:
"1) аффилиированные лица государственных предприятий, юридических лиц, пятьдесят и более процентов акций (долей) или контрольный пакет акций которых принадлежит государству - лица (за исключением государственных органов, осуществляющих регулирование деятельности государственных предприятий, юридических лиц, пятьдесят и более процентов акций (долей) или контрольный пакет акций которых принадлежит государству в рамках предоставленных им полномочий), которые имеют возможность прямо и/или косвенно определять решения и/или оказывать влияние на принимаемые государственными предприятиями, юридическими лицами, пятьдесят и более процентов акций (долей) или контрольный пакет акций которых принадлежит государству, решения, в том числе в силу осуществления прав по владению акциями (долями) основной организации, договора, включая устный договор или иной сделки, а также любое лицо, в отношении которого государственные предприятия, юридические лица, пятьдесят и более процентов акций (долей) или контрольный пакет акций которых принадлежит государству, имеет такое право;";
в подпункте 3):
слова "и акционерными обществами, контрольный пакет акций" заменить словами ", юридическими лицами, пятьдесят и более процентов акций (долей) или контрольный пакет акций";
после слова "денег" дополнить словами ", за исключением случаев, предусмотренных статьей 27-1 настоящего Закона";
дополнить подпунктом 3-1) следующей редакции:
"3-1) демпинговая цена конкурсной заявки - цена конкурсной заявки потенциального поставщика, которая предлагает товары, работы, услуги по ценам значительно ниже уровня цен, сложившихся на определенном товарном рынке;";
в подпункте 5) слова "и акционерные общества, контрольный пакет акций" заменить словами ", юридические лица, пятьдесят и более процентов акций (долей) или контрольный пакет акций";
подпункт 10) после слова "заказчик" дополнить словами ", его филиал, представительство";
подпункт 11) изложить в следующей редакции:
"11) периодическая печать - периодические печатные издания, определяемые уполномоченным органом в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан, где публикуются сведения о готовящихся к проведению и проведенных государственных закупках;";
3) в статье 5:
дополнить подпунктом 9-1) следующего содержания:
"9-1) вносит по вопросам своей компетенции предписания, обязательные для исполнения;";
дополнить частью следующего содержания:
"Предписания уполномоченного органа могут быть обжалованы в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан.";
4) дополнить статьей 6-1 следующего содержания:
"Статья 6-1. Государственный реестр субъектов, обязанных
осуществлять закупки товаров, работ и услуг
за счет имеющихся в их распоряжении денег в
соответствии с законодательством Республики
Казахстан о государственных закупках
Государственные органы, государственные учреждения, государственные предприятия, юридические лица, пятьдесят и более процентов акций (долей) или контрольный пакет акций которых принадлежит государству и аффилиированные с ними юридические лица подлежат включению в Государственный реестр субъектов, обязанных осуществлять закупки товаров, работ и услуг за счет имеющихся в их распоряжении денег в соответствии с законодательством Республики Казахстан о государственных закупках.
Порядок включения и исключения из Государственного реестра субъектов, обязанных осуществлять закупки товаров, работ и услуг за счет имеющихся в их распоряжении денег в соответствии с законодательством Республики Казахстан о государственных закупках устанавливается уполномоченным органом.";
5) в статье 8:
в пункте 1:
в абзаце первом после слова "требованиям" дополнить словами ", за исключением случаев, предусмотренных статьей 20 и пунктом 4 статьи 21 настоящего Закона";
подпункт 1) изложить в следующей редакции:
"1) обладать профессиональной квалификацией, а также опытом работы на соответствующем рынке закупаемых товаров, работ и услуг не менее одного года;";
в подпункте 5):
слово "судом" исключить;
дополнить словами "на основании решения суда, вступившего в законную силу";
в части второй слова ", поддержка которых осуществляется" заменить словами "и организаций общественных объединений инвалидов в случаях, когда они являются потенциальными поставщиками";
в пункте 3:
в части первой слова "неполной или" исключить;
дополнить частями третьей и четвертой следующего содержания:
"Организатор конкурса в срок не позднее трех рабочих дней со дня подведения итогов конкурса обязан информировать уполномоченный орган обо всех установленных фактах предоставления потенциальными поставщиками недостоверной информации.
При предъявлении государственными органами, государственными учреждениями, государственными предприятиями, юридическими лицами, пятьдесят и более процентов акций (долей) или контрольный пакет акций которых принадлежит государству, а также аффилиированными с ними юридическими лицами исков в суд о неисполнении или ненадлежащем исполнении поставщиками обязательств по заключенным договорам о государственных закупках, они обязаны, в случае удовлетворения их исковых требований, в течение трех рабочих дней после вступления в силу решения суда информировать уполномоченный орган с направлением в его адрес копии решения суда, заверенной в установленном порядке.
Информация о потенциальных поставщиках, представивших недостоверную информацию по квалификационным требованиям, а также о потенциальных поставщиках, которые были привлечены судом к ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение ими обязательств по заключенным в течение последних двух лет договорам о государственных закупках размещается на WEB-сайте уполномоченного органа.";
6) в статье 9:
в пункте 4:
в части второй слова "акционерные общества, контрольный пакет акций" заменить словами "юридические лица, пятьдесят и более процентов акций (долей) или контрольный пакет акций";
дополнить частью четвертой следующего содержания:
"Форма годового плана государственных закупок утверждается уполномоченным органом.";
пункт 5 дополнить частями второй и третьей следующего содержания:
"Национальный Банк Республики Казахстан в целях бесперебойного обеспечения его деятельности также вправе продлить действие договора о государственных закупках товаров, работ и услуг по перечню, определяемому Правительством Республики Казахстан в соответствии с частью первой пункта 5 настоящей статьи, на первый квартал следующего года в объеме, не превышающем объема государственных закупок по данному договору в первом квартале текущего года, в случае, если к началу нового финансового года не утвержден бюджет (смета расходов) Национального Банка Республики Казахстан.
Договора на долгосрочные подрядные работы в строительстве и на сопутствующие им товары и/или услуги, а также договора о приобретении товаров, технологический срок изготовления которых превышает один год, могут заключаться на срок более одного года. Порядок заключения таких договоров устанавливается Правительством Республики Казахстан.";
7) в статье 10:
пункт 2 дополнить частью второй следующего содержания:
"Заказчик после утверждения бюджета (бизнес-плана) вправе принять решение о проведении конкурса по государственным закупкам товаров, работ и услуг, необходимых в следующем году и предусмотренных утвержденным бюджетом (бизнес-планом).";
в пункте 3:
в части пятой слова "акционерные общества, контрольный пакет акций" заменить словами "юридические лица, пятьдесят и более процентов акций (долей) или контрольный пакет акций";
в части шестой слова "акционерных обществ" заменить словами "юридических лиц";
8) в пункте 2 статьи 11:
слова "один месяц, а государственные предприятия и акционерные общества, контрольный пакет акций которых принадлежит государству, а также аффилиированные с ними юридические лица имеют право опубликовать его за" исключить;
дополнить частью второй следующего содержания:
"В случае признания конкурса по государственным закупкам несостоявшимся, объявление о проведении повторного открытого конкурса должно быть опубликовано в периодической печати не позднее чем за пятнадцать календарных дней до дня окончания приема заявок на участие в этом конкурсе.";
9) в пункте 6 статьи 12:
в части первой слово "семи" заменить словом "пяти";
в части второй слово "десять" заменить словом "семь";
10) в статье 14:
в пункте 1:
после слов "в размере" дополнить словами "от одного до";
дополнить предложением следующего содержания:
"При этом размер обеспечения конкурсной заявки для всех участников конкурса должен быть одинаковым.";
в пункте 2:
в подпункте 1) после слов "предлагаемых ими товаров, работ и услуг" дополнить словами "в целом по конкурсу";
дополнить подпунктом 4) следующего содержания:
"4) они являются физическими лицами, участвующими в конкурсе по государственным закупкам жилья на вторичном рынке.";
пункт 6 дополнить подпунктом 6) следующего содержания:
"6) определения победителем конкурса другого потенциального поставщика.";
11) в статье 16:
пункт 1 дополнить подпунктом 1-1) следующего содержания:
"1-1) с целью уточнения сведений, содержащихся в конкурсных заявках потенциальных поставщиков, конкурсная комиссия вправе запрашивать необходимую информацию у соответствующих государственных органов;";
в пункте 3:
подпункт 4) изложить в следующей редакции:
"4) цена конкурсной заявки потенциального поставщика, допущенного к участию в конкурсе, превышает годовую сумму, выделенную для закупки данных товаров, работ или услуг.";
дополнить частью второй следующего содержания:
"При проведении конкурса по государственным закупкам подрядных работ на строительство объектов и на сопутствующие им товары и/или услуги, а также на приобретение товаров, технологический срок изготовления которых превышает один год, конкурсная заявка потенциального поставщика, допущенного к участию в конкурсе, также отклоняется в случае, если цена его конкурсной заявки превышает сумму, предусмотренную для закупки данных товаров, работ или услуг.";
дополнить пунктом 3-1 следующего содержания:
"3-1. Конкурсная комиссия имеет право отклонить конкурсную заявку потенциального поставщика в случае, если цена его конкурсной заявки является демпинговой. Порядок определения демпинговой цены конкурсной заявки устанавливается Правительством Республики Казахстан.";
часть третью пункта 4 изложить в следующей редакции:
"Конкурс также признается конкурсной комиссией несостоявшимся, если представлено менее двух конкурсных заявок, отвечающих требованиям конкурсной документации.";
подпункт 1) пункта 5 изложить в следующей редакции:
"1) при необходимости изменить содержание конкурсной документации и провести повторный конкурс;";
в пункте 6:
абзац первый изложить в следующей редакции:
"6. Конкурсная комиссия оценивает и сопоставляет конкурсные заявки, которые были приняты для участия в конкурсе, и определяет выигравшую конкурсную заявку на основе самой низкой цены, с учетом следующих критериев:";
подпункт 1) исключить;
подпункт 7) после слов "производственных кадров" дополнить словами ", а также опыт работы на рынке закупаемых товаров, работ, услуг";
часть вторую пункта 10 после слов "периодической печати" дополнить словами ", если иное не предусмотрено настоящим Законом";
12) в пункте 1 статьи 17:
дополнить подпунктами 10) и 11) следующего содержания:
"10) в случае, если конкурс состоялся, то сумма, выделенная для закупки;
11) наименование и местонахождение потенциального поставщика, чье предложение является наиболее предпочтительным после предложения победителя.";
дополнить частью второй следующего содержания:
"Потенциальный поставщик, представивший конкурсную заявку, вправе обжаловать итоги конкурса в уполномоченный орган в течение пяти календарных дней со дня опубликования итогов конкурса в периодической печати, не утрачивая при этом права обжалования иными способами, предусмотренными законодательством Республики Казахстан.";
13) пункт 2 статьи 20 изложить в следующей редакции:
"2. Выбор поставщика с использованием запроса ценовых предложений применяется только в случае, если годовые объемы государственных закупок каких-либо однородных товаров, работ и услуг в стоимостном выражении не превышают четырехтысячекратный размер месячного расчетного показателя, установленного законодательством Республики Казахстан на соответствующий финансовый год, за исключением случаев, установленных частью второй настоящего пункта.
Государственные органы и государственные учреждения, содержащиеся за счет средств государственного бюджета, имеют право выбирать поставщика с использованием запроса ценовых предложений только в случае, если годовые объемы государственных закупок каких-либо однородных товаров, работ и услуг в стоимостном выражении не превышают двухтысячекратного размера месячного расчетного показателя, установленного законодательством Республики Казахстан на соответствующий финансовый год.";
14) в статье 21:
в пункте 1:
дополнить подпунктом 1-1) следующего содержания:
"1-1) закупаемые товары, работы и услуги имеются в наличии только у субъекта рынка, занимающего доминирующее (монопольное) положение на определенном товарном рынке, доля которого на таком рынке равна ста процентам или при отсутствии альтернативы;";
подпункт 3) после слова "технологию" дополнить словом ", работы", после слова "технологией" дополнить словом ", работами";
в подпункте 4) после слова "и" дополнить словом "/или";
дополнить подпунктами 6), 7) следующего содержания:
"6) товары, работы, услуги закупаются государственными предприятиями, юридическими лицами, пятьдесят и более процентов акций (долей) или контрольный пакет акций которых принадлежат государству, и аффилиированными с ними юридическими лицами при возникновении поломок, выхода из строя коммуникаций, механизмов, агрегатов, запасных частей и материалов, в пути следования требующих незамедлительного восстановления с обязательным последующим уведомлением уполномоченного органа в срок не более десяти календарных дней;
7) имеется необходимость в осуществлении государственных закупок товаров, работ, услуг ежедневной и/или еженедельной потребности на период до подведения итогов конкурса.";
пункт 2 изложить в следующей редакции:
"2. Если годовой объем закупок однородных товаров, работ и услуг для государственных органов и государственных учреждений, содержащихся за счет средств государственного бюджета, в стоимостном выражении превышает двухтысячекратный размер месячного расчетного показателя, а для государственных предприятий, юридических лиц, пятьдесят и более процентов акций (долей) или контрольный пакет акций которых принадлежит государству, а также аффилиированных с ними юридических лиц, четырехтысячекратный размер месячного расчетного показателя, установленного законодательством Республики Казахстан на соответствующий финансовый год, государственные закупки в случаях, предусмотренных в подпунктах 1), 1-1), 3), 4) и 7) пункта 1 настоящей статьи, осуществляются заказчиком по согласованию с уполномоченным органом. Не требуют согласования с уполномоченным органом закупки товаров, работ, услуг у субъектов естественной монополии или субъекта рынка, занимающего доминирующее (монопольное) положение на определенном товарном рынке, доля которого на таком рынке равна ста процентам.
Не допускается дробление годовых объемов закупок однородных видов товаров, работ и услуг в течение финансового года на части, размер хотя бы одной из которых менее:
1) двухтысячекратного месячного расчетного показателя для государственных органов и государственных учреждений, содержащихся за счет средств государственного бюджета;
2) четырехтысячекратного размера месячного расчетного показателя для государственных предприятий, юридических лиц, пятьдесят и более процентов акций (долей) или контрольный пакет акций которых принадлежит государству, а также аффилиированных с ними юридических лиц.";
пункт 3 дополнить частью следующего содержания:
"Образование конкурсной комиссии не требуется при проведении государственных закупок способом из одного источника в случае, предусмотренном подпунктом 6) пункта 1 настоящей статьи.";
в пункте 4:
дополнить словами ", за исключением случаев, предусмотренных подпунктами 1) и 1-1) пункта 1 статьи 21 настоящего Закона";
дополнить частью следующего содержания:
"Порядок согласования государственных закупок способом из одного источника, а также перечень документов, необходимых для рассмотрения обращений в этих случаях, устанавливается уполномоченным органом.";
15) в статье 23:
в пункте 2 слово "трех" заменить словом "пяти";
пункт 4 изложить в следующей редакции:
"4. Не допускается вносить какие-либо изменения и/или новые условия в проект договора о государственных закупках или в подписанный договор о государственных закупках (за исключением уменьшения цены), которые могут изменить содержание предложения, явившегося основой для выбора поставщика.
Допускается внесение изменений в проект договора о государственных закупках или в подписанный договор о государственных закупках в части уменьшения цены при условии неизменности качества, объемов и других условий, явившихся основой для выбора поставщика.
Заказчик до подписания договора о государственных закупках вправе провести переговоры с потенциальным поставщиком с целью уменьшения цены договора. При этом потенциальный поставщик вправе не соглашаться на такое уменьшение, что не предоставляет заказчику права на уклонение от подписания договора с потенциальным поставщиком, признанным победителем конкурса по государственным закупкам товаров, работ, услуг.
В случае, если в процессе исполнения договора о государственных закупках товаров, работ, услуг цены на аналогичные закупаемым товарам, работам, услугам изменились в сторону уменьшения, то по обоюдному согласию заказчика и поставщика в договор о государственных закупках могут быть внесены соответствующие изменения с учетом положений настоящего пункта.";
16) статью 27 дополнить пунктом 1-1 следующего содержания:
"1-1. С целью реализации пункта 1 настоящей статьи организатор конкурса проводит конкурс по государственным закупкам товаров, работ, услуг, к которому допускаются только субъекты малого предпринимательства и/или общественные объединения инвалидов соответственно. Объемы закупаемых товаров, работ, услуг не могут быть менее определенных Правительством Республики Казахстан в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи.
При осуществлении государственных закупок товаров, работ, услуг у субъектов малого предпринимательства и/или общественных объединений инвалидов, выбор поставщика среди них осуществляется с применением норм, предусмотренных главой 2 настоящего Закона, если иное не установлено настоящей статьей.
В случае признания конкурса по государственным закупкам несостоявшимся по основаниям, предусмотренным статьей 16 настоящего Закона, организатор конкурса имеет право воспользоваться правом, предоставляемым ему пунктом 5 статьи 16 настоящего Закона и провести повторный конкурс по государственным закупкам товаров, работ, услуг на общих основаниях.";
17) главу 4 дополнить статьей 27-1 следующего содержания:
"Статья 27-1. Товары, работы и услуги, приобретение
которых не является предметом
государственных закупок
1. Предметом государственных закупок не являются:
1) общественные работы, организуемые местными исполнительными органами;
2) заработная плата (фонд оплаты труда штатных работников и внештатных физических лиц, занятых в содержании и обслуживании основных средств), пособия, командировочные расходы, сборы и другие обязательные платежи в бюджет, предусмотренные законодательством Республики Казахстан;
3) авторское вознаграждение, выплачиваемое авторам произведений науки, литературы и искусства;
4) закупки товаров, работ, услуг, осуществляемые государственными предприятиями, юридическими лицами, пятьдесят и более процентов акций (долей) или контрольный пакет акций которых принадлежат государству, или аффилиированными с ними юридическими лицами, определенными победителями конкурса по государственным закупкам, необходимых для выполнения своих договорных обязательств, установленных в результате данного конкурса;
5) представительские расходы (расходы по проведению официального приема лиц, производимые в целях установления или поддержания взаимного сотрудничества, а также участников, прибывших на заседание Правления Национального Банка Республики Казахстан, совета директоров, ревизионной комиссии, для проведения собрания акционеров, их транспортному обеспечению, буфетному (фуршетному) обслуживанию во время переговоров, по оплате услуг переводчиков, не состоящих в штате организации);
6) расходы, необходимые для участия в выставках, семинарах, конференциях, совещаниях, а также приобретение материалов выставок, семинаров, конференций, совещаний, приобретение периодических печатных изданий;
7) подготовка, переподготовка и повышение квалификации работников за рубежом;
8) залог, гарантия и другие способы обеспечения исполнения обязательства по договорам о привлечении финансовых услуг;
9) передача в лизинг, факторинг, франчайзинг, выплата вознаграждения по договору комиссии, доверительное управление, субсидирование в части выплаты средств из бюджета непосредственно получателю субсидии;
10) приобретение услуг рейтинговых агентств, финансовые услуги (за исключением страховых услуг, а также привлечения финансовых услуг субъектами естественных монополий);
11) расходование средств грантов, предоставляемых на безвозмездной основе государствами, правительствами государств, международными и государственными организациями, зарубежными неправительственными общественными организациями и фондами, чья деятельность носит благотворительный и международный характер Правительству Республики Казахстан для достижения определенных целей (задач), а также средств, выделяемых на софинансирование данных грантов;
12) государственный образовательный заказ;
13) гарантированный объем бесплатной медицинской помощи;
14) расходы, связанные с участием на торгах (аукционах), приобретение имущества (активов), реализуемого на торгах (аукционах):
судебными исполнителями в соответствии с законодательством об исполнительном производстве;
проводимых в соответствии с законодательством о банкротстве;
проводимых в соответствии с земельным законодательством;
при приватизации государственного имущества;
по перечню, определяемому Правительством Республики Казахстан;
15) приобретение ценных бумаг;
16) монетарная деятельность Национального Банка Республики Казахстан;
17) услуги по дизайну банкнот и монет, товары, работы, услуги, связанные с изготовлением национальной валюты Республики Казахстан - тенге;
18) деятельность Национального Банка Республики Казахстан по доверительному управлению Национальным фондом Республики Казахстан, за исключением закупок услуг по внешнему аудиту;
19) оплата юридической помощи, оказываемой адвокатами лицам, освобожденным от ее оплаты в соответствии со статьей 72 Уголовно-процессуального кодекса Республики Казахстан, статьями 114 и 304 Гражданского процессуального кодекса Республики Казахстан, статьей 590 Кодекса Республики Казахстан "Об административных правонарушениях" и пунктом 2 статьи 5 Закона Республики Казахстан "Об адвокатской деятельности" (кроме случаев, предусмотренных статьей 6 вышеупомянутого Закона), и возмещение расходов, связанных с защитой и представительством в этих случаях, адвокатские услуги по уголовным делам, когда обвиняемый или подозреваемый не имеет право выбора;
20) оплата за совершаемые нотариальные действия;
21) оплата за предоставление земельных участков на основе актов государственных органов;
22) приобретение государственными предприятиями, юридическими лицами, пятьдесят и более процентов акций (долей) или контрольный пакет акций которых принадлежат государству, и аффилиированными с ними юридическими лицами (за исключением субъектов естественных монополий), товаров с целью их последующей оптово-розничной реализации по перечню, определяемому Правительством Республики Казахстан;
23) закупки товаров, работ, услуг, предусмотренные законодательством Республики Казахстан о выборах в Республике Казахстан;
24) оплата за изготовление государственных наград, нагрудного знака депутата, государственных поверительных клейм, паспортов граждан Республики Казахстан (в том числе служебных и дипломатических), удостоверений личности граждан Республики Казахстан, вида на жительство иностранца в Республике Казахстан, удостоверение лица без гражданства, марок акцизного сбора;
25) приобретение услуг по обработке статистических данных;
26) приобретение государственными предприятиями, юридическими лицами, пятьдесят и более процентов акций (долей) или контрольный пакет акций которых принадлежат государству, и аффилиированными с ними юридическими лицами услуг по проведению независимой научно-технической экспертизы инноваций, в целях принятия решения по финансированию инновационной деятельности;
27) приобретение товаров, работ, услуг организациями по основному предмету деятельности, осуществляемое в соответствии с международными соглашениями Республики Казахстан, по перечню, утверждаемому Правительством Республики Казахстан.
2. При осуществлении закупок, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, заказчики обязаны руководствоваться принципами правового регулирования процесса государственных закупок, изложенными в статье 3 настоящего Закона.".
Статья 2. Впредь до приведения нормативных правовых актов, действующих на территории Республики Казахстан, в соответствие с настоящим Законом нормативные правовые акты Республики Казахстан применяются постольку, поскольку они не противоречат настоящему 3акону.
Настоящий Закон применяется к отношениям, возникшим после введения его в действие. По отношениям, возникшим до введения в действие настоящего Закона, настоящий Закон применяется к тем правам и обязанностям, которые возникнут после введения его в действие.
Статья 3. Настоящий Закон вводится в действие со дня его официального опубликования.
Президент
Республики Казахстан