Правительство Республики Казахстан постановляет:
1. Одобрить прилагаемый проект Дополнительного протокола к Меморандуму о взаимопонимании между Правительством Республики Казахстан и Правительством Соединенных Штатов Америки в области контроля над наркотиками и обеспечения правопорядка.
2. Уполномочить Министра внутренних дел Республики Казахстан Турисбекова Заутбека Каусбековича заключить от имени Правительства Республики Казахстан указанный Дополнительный протокол, разрешив вносить в него изменения и дополнения, не имеющие принципиального характера.
3. Настоящее постановление вступает в силу со дня подписания.
Премьер-Министр
Республики Казахстан
Дополнительный Протокол к Меморандуму
о взаимопонимании между Правительством Республики Казахстан
и Правительством Соединенных Штатов Америки в
области контроля над наркотиками и обеспечения правопорядка
I. Общие положения
А. Правительство Соединенных Штатов Америки ("Правительство США") и Правительство Республики Казахстан ("Правительство РК") (в дальнейшем именуемые индивидуально "Сторона" и коллективно "Стороны") соглашаются внести изменения и дополнения в Меморандум о взаимопонимании между Правительством США и Правительством РК от 12 декабря 2002 г. по вопросу дополнительного финансирования деятельности по борьбе с незаконным оборотом наркотических средств и правоохранительной деятельности в Казахстане и содействия приведению казахстанского законодательства в соответствие с международными обязательствами РК и международными конвенциями, нормами и стандартами. Подробное описание проекта содержится в Разделе II, Общее описание проектов.
В. Правительство США предоставит 650.000 долларов США дополнительной помощи РК в рамках описанных ниже проектов. Правительство США предоставит соответствующее обучение и оборудование путем выделения денежных средств через другие органы Правительства США для РК в соответствии с условиями настоящего дополнения. Помимо описания проектов, содержащегося в Разделе II ниже, все обязательства и условия, предусмотренные Меморандумом о взаимопонимании от 12 декабря 2002 г., продолжают действовать и сохраняют полную юридическую силу.
С. Денежные средства, предусматриваемые данным дополнением, распространяются на четыре программы, призванные:
1. содействовать Республике Казахстан по противодействию незаконной легализации денежных средств, приобретенных преступным путем, в том числе при реализации наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров;
2. повысить способность органов внутренних дел по перехвату наркотических средств и иной контрабанды, перевозимой через территорию Республики Казахстан;
3. повысить способность органов пограничной службы по перехвату наркотических средств и иной контрабанды на пропускных пунктах российско-казахстанской границы и вдоль зеленого коридора;
4. усовершенствовать возможности сбора и распространения правовой статистики в РК, в особенности в тех областях и по тем разделам, которые предусмотрены программами Бюро по борьбе с наркобизнесом и правоохранительной деятельностью Госдепартамента США (INL) и связаны с прогрессом, который РК достигнет в борьбе против незаконного оборота наркотических средств.
D. Действия, которые будут предприняты, и ресурсы, которые будут предоставлены со стороны Правительства США и Правительства РК в соответствии с данным Меморандумом, установлены ниже и представляют собой четкие обязательства для каждой из Сторон.
Е. Правительство США предоставит дополнительную помощь РК в размере 650.000 долларов США по проектам, детально описанным ниже. Денежные средства, выделяемые Правительством США в соответствии с условиями Меморандума, отражены на отдельном документе и составляют 650.000 долларов США. Выделение дальнейшего финансирования со стороны Правительства США по данным и любым другим будущим проектам зависит от удовлетворительного прогресса на пути к достижению целей проектов и от наличия денежных средств, выделенных на ежегодной основе Конгрессом США и одобренных Бюро по борьбе с наркобизнесом и правоохранительной деятельности Государственного Департамента США.
II. Общее описание проектов
А. Данные проекты предусматривают усовершенствование возможностей РК по противодействию отмыванию денег и связанных с этим преступлений; перехвату наркотических средств и иной контрабанды, перемещаемой через территорию Казахстана; перехвату наркотических средств и иной контрабанды на границе между Казахстаном и Россией; усовершенствованию возможности сбора и распространения правовой статистики в РК, в особенности в связи с программами INL и с прогрессом, который РК достигнет в борьбе против незаконного оборота наркотических средств.
В. Действия со стороны Правительства США включают предоставление:
1. оборудования в рамках реализации индивидуальных программ;
2. инструкторов и технических советников;
3. расходы, связанные с участием инструкторов РК в обучении.
С. Действия со стороны Правительства РК включают:
1. выбор студентов и подразделений, которые пройдут обучение;
2. бесплатное предоставление учебных помещений для Правительства США;
3. предоставление инструкторов с соответствующими знаниями предмета с точки зрения науки и законодательства РК;
4. регулярное письменное информирование и консультации по результатам каждого проекта.
В. Предполагаемый срок действия каждого из этих проектов составляет один год, по истечении которого у РК будут более широкие возможности по противодействию отмыванию денег; более широкие возможности по борьбе с внутренним оборотом наркотических средств; более совершенные возможности по контролю границы с Россией (в особенности, зеленого коридора); и возросшие возможности собирать и публиковать уголовную статистику, в особенности связанную с оценкой эффективности проектов INL и успехов РК в борьбе с незаконным оборотом наркотических средств.
III. Описание, цели и оценка проектов
Ниже следует индивидуальное описание каждого проекта, а также его цели, параметры успеха и согласованный метод оценки.
А. Проект по противодействию отмывания денег (200.000 долларов)
1. Описание проекта:
При участии Агентства по борьбе с экономической и коррупционной преступностью (финансовая полиция), Академии финансовой полиции, Академии Министерства внутренних дел и Казахского Гуманитарно-Юридического Университета Казахстана Федеральный Центр по обучению правоохранительных органов (FLETC) Департамента внутренней безопасности США и Бюро технической помощи Министерства финансов США проведут серию семинаров по проблемам борьбы с отмыванием денег, включая практическое изучение методов расследования финансовых преступлений. В обучении смогут принять участие все ведомства Республики Казахстан, связанные с расследованием экономических и финансовых преступлений. Особое внимание будет уделено обучению преподавательского состава Академии финансовой полиции и обновлению оборудования, принадлежащего Академии. При достаточном наличии финансов преподавательский состав Академии финансовой полиции может быть приглашен в Федеральный Центр по обучению правоохранительных органов (FLETC) для дальнейшего обучения.
Кроме того, Бюро технической помощи предоставит технические консультационные услуги по проекту разработанного закона о противодействии отмыванию денег и техническую помощь по вопросам образования органов финансовой разведки Казахстана.
2. Инструкторы и материалы:
Они будут предоставлены Федеральным Центром по обучению правоохранительных органов, Бюро технической помощи Министерства финансов США, Казахского Гуманитарно-Юридического Университета Казахстана и, при необходимости, из других источников.
3. Действия со стороны Правительства США:
а. предоставление инструкторов и требуемых учебных материалов;
b. предоставление технических советников;
с. предоставление необходимого оборудования по взаимному решению технических советников Правительства США и их казахстанских коллег.
4. Действия со стороны Правительства РК:
а. предоставление учебных помещений;
b. предоставление имеющегося учебного оборудования;
с. предоставление студентов;
d. предоставление инструкторов для семинаров по вопросам общего обучения и по специфическим казахстанским предметам;
е. предоставление действующих сотрудников Комитета по борьбе с наркобизнесом и исследователей в целях повышения квалификации.
5. Успех в достижении целей проекта будет оцениваться по следующим критериям:
а. повышению уровня обучения и усовершенствование оборудования в Академии финансовой полиции (по оценке независимых экспертов);
b. увеличению количества зарегистрированных органами финансовой полиции уголовных дел по отмыванию денег (статистика будет предоставляться органами финансовой полиции);
с. увеличению количества уголовных дел по отмыванию денег, направленных в суд (статистика будет предоставляться Генеральной прокуратурой);
d. представлением в Парламент проекта закона о противодействии отмыванию денег, соответствующего международным стандартам (по оценке технических советников);
е. выбор места (географически и в государственной иерархии) для создания органа финансовой разведки.
6. Оценка - см. Раздел IV, Общий план оценки
В. Проект с Министерством внутренних дел по борьбе с незаконным оборотом наркотических средств в г. Сарышаган (150.000 долларов)
1. По данному проекту обучение и оборудование будут предоставлены подразделению по борьбе с наркотическими средствами МВД РК в г. Сарышаган. Примерно около трети финансовой помощи со стороны США по данному проекту будет потрачено для приобретения оборудования, необходимого для досмотра транспортных средств на предмет выявления контрабанды, в особенности, незаконных наркотических средств. Оставшиеся деньги будут использованы для укрепления материальной базы Межведомственного Учебного Центра по борьбе с наркобизнесом с целью переподготовки специализированного обучения сотрудников правоохранительных органов по вопросам идентификации наркотических средств; досмотра транспортных средств с использованием оборудования, закупленного по данному проекту; и основных моментов законодательства, связанных с незаконным оборотом наркотических средств, арестом и содержанием под стражей подозреваемых в совершении преступлений. Правовое обучение также будет включать принципы изъятия имущества, используемого при совершении преступлений (законный арест, хранение, сотрудничество с прокурорами и судьями, передача органам, ответственным за реализацию изъятого имущества).
2. Инструкторы и материалы.
Обучение будет предоставлено Офисом международных операций Таможенной Службы США, Национальной Лаборатории по контролю над наркотиками Центра судебной экспертизы, Казахского Гуманитарно-Юридического Университета и Академии МВД. Дополнительное обучение по идентификации поддельных документов будет предоставлено в зависимости от наличия финансовых средств.
3. Действия со стороны Правительства США включают:
а. предоставление оборудования, необходимого для эффективного досмотра транспортных средств (не более одной трети от общего финансирования проекта);
b. долгосрочное обучение по досмотру и допросу;
с. обучение по идентификации наркотических средств;
d. обучение законодательству РК в сфере наркобизнеса, ареста, сбора доказательств, ареста имущества, используемого для совершения преступлений, и прав граждан;
е. оплата командировок для инструкторов со стороны РК.
4. Действия со стороны Правительства РК включают:
а. выбор подразделения, нуждающегося в оборудовании и обучении;
b. разработку долгосрочного плана по поддержанию высокого уровня обучения после завершения программы;
с. предоставление экспертов по проблемам идентификации наркотических средств и вопросам законодательства РК;
d. разработку плана по применению знаний, полученных в результате данного проекта, к обучению других подразделений внутренних дел по борьбе с незаконным оборотом наркотических средств;
е. использование полученных знаний и опыта для усовершенствования учебной программы Академии МВД.
5. Успех в достижении целей проекта будет оцениваться по следующим критериям:
а. возросшему количеству задержания лиц, занимающихся изготовлением, хранением, распространением и перевозкой наркотических средств (статистика будет предоставляться Комитетом по правовой статистике и специальным учетам Генеральной прокуратуры РК);
b. письменным планам МВД по сохранению высокого уровня подготовки подразделения и распространения полученного опыта на другие аналогичные подразделения МВД;
с. письменному плану по использованию полученных знаний для усовершенствования учебной программы Академии МВД.
6. Оценка - см. Раздел IV. Общий план оценки
С. Совместный проект с пограничной службой на казахстанско-российской границе (150.000 долларов)
1. Данный проект предусматривает предоставление оборудования и обучения на пограничных пунктах пропуска в населенных пунктах Красный Аул и Жезкент на российской границе. Примерно одна треть финансовых средств, предоставляемых американской стороной, будет использована для приобретения оборудования, необходимого для досмотра транспортных средств на предмет обнаружения незаконных наркотических средств и для охраны зеленого коридора. Оставшиеся деньги будут использованы для специализированного обучения сотрудников подразделений по вопросам идентификации наркотических средств; досмотра транспортных средств с использованием оборудования, закупленного по данному проекту; и базовых норм законодательства, связанных с незаконным оборотом наркотических средств, арестом незаконного имущества, арестом и содержанием под стражей подозреваемых в совершении преступлений с учетом правовых ограничений полномочий сотрудников Пограничной Службы.
2. Обучение будет предоставлено Офисом международных операций Таможенной Службы США, Национальной Лаборатории по контролю над наркотиками Центра судебной экспертизы, Казахского Гуманитарно-Юридического Университета. Дополнительное обучение по идентификации поддельных документов будет предоставлено в зависимости от наличия финансовых средств.
3. Действия со стороны Правительства США включают:
а. предоставление оборудования, необходимого для эффективного досмотра транспортных средств и наблюдения за зеленым коридором (не более одной трети от общего финансирования проекта);
b. долгосрочное обучение по патрулированию, досмотру и допросу;
с. обучение по идентификации наркотических средств;
d. обучение законодательству РК в сфере наркобизнеса, ареста, сбора доказательств, ареста имущества, используемого для совершения преступлений, и прав граждан;
е. оплату командировок для инструкторов со стороны РК.
4. Действия со стороны Правительства РК включают:
а. выбор подразделения, нуждающегося в оборудовании и обучении;
b. разработку долгосрочного плана по поддержанию высокого уровня обучения после завершения программы;
с. предоставление экспертов по проблемам идентификации наркотических средств и вопросам законодательства РК;
d. разработку плана по применению знаний, полученных в результате данного проекта, к обучению других подразделений Пограничной службы по борьбе с незаконным оборотом наркотических средств;
е. использование полученных знаний и опыта для усовершенствования учебной программы Академии Пограничной Службы.
5. Успех в достижении целей проекта будет оцениваться по следующим критериям:
а. возросшее количество задержания наркотических средств при показателе - 5 арестов в год (статистика будет предоставляться Комитетом по правовой статистике и специальным учетам Генеральной прокуратуры РК);
b. письменные планы Пограничной службы по поддержанию высокого уровня подготовки подразделения и распространению полученного опыта на другие аналогичные подразделения
Пограничной Службы;
с. письменный план по использованию полученных знаний для усовершенствования учебной программы Академии Пограничной Службы.
6. Оценка - см. Раздел IV. Общий план оценки
D. Проект по усовершенствованию сбора правовой статистики (150.000 долларов)
1. Целью данного проекта является усовершенствование сбора правовой статистики в Казахстане, в особенности в тех областях и по тем разделам, которые предусмотрены программами INL и связаны с прогрессом, который РК достигнет в борьбе против незаконного оборота наркотических средств. Данный проект покроет расходы на модернизацию Комитета по правовой статистике и специальным учетам Генеральной прокуратуры Республики Казахстан. Первыми отделами прокуратуры на местах, которые будут модернизированы, являются те отделы, которые расположены вдоль границы между Казахстаном и Кыргызстаном между г.г. Кордай и Тараз; местный отдел в районе г. Сарышаган; и местные отделы, расположенные рядом с н/п Красный Аул и Жезкент на границе между Казахстаном и Россией. Проект также предусматривает финансирование трех региональных семинаров, проводимых Комитетом по правовой статистике и специальным учетам Генеральной прокуратуры Республики Казахстан в течение 2004-го года в целях усовершенствования сбора государственной правовой статистики и специальных учетов; а также выпуск первого ежегодного издания статистики о преступности в Казахстане. При достаточном наличии средств другие местные отделы, помимо указанных выше, могут быть модернизированы.
2. Инструкторы и материалы
Инструкторы и материалы будут представлены Генеральной прокуратурой при финансировании со стороны INL.
3. Действия со стороны Правительства США включают:
а. предоставление финансирования;
b. услуги по закупке оборудования, доставляемого в отделы на местах;
с. технические советы, если необходимо.
4. Действия со стороны Правительства РК включают:
а. разработку пакета оборудования, которым необходимо оснастить отделы на местах;
b. организацию трех региональных учебных семинаров по сбору и формированию государственной правовой статистики о наркопреступности, в которых примут участие сотрудники территориальных органов правовой статистики и специальных учетов и субъектов правовой статистики и специальных учетов;
с. публикацию и распространение полного сборника со статистикой за 2004 год по республике.
5. Успех в достижении целей проекта будет оцениваться по следующим критериям:
а. быстрое оснащение соответствующих местных отделов и обеспечение их связью с центральным органом - Комитетом по правовой статистике и специальным учетам Генеральной прокуратуры в Астане;
b. ежеквартальное предоставление точных статистических данных, касающихся количества арестов, изъятий наркотических средств и иной контрабанды, задержания незаконно перевозимых лиц и иной информации, связанной с установлением эффективности программ INL;
с. успешное проведение трех региональных семинаров по сбору и обнародованию статистических данных о преступности;
d. публикация и распространение полного сборника со статистикой за 2004 год по республике не позднее марта 2005 г.
6. Оценка - см. Раздел IV, Общий план оценки
IV. Общий план оценки
А. При оценке каждого из вышеназванных проектов, стороны соглашаются:
1. встречаться не реже чем один раз в три месяца, чтобы обсудить:
а. достигнутые успехи;
b. предложение по усовершенствованию или внесению изменений в проект;
2. предоставлять всю информацию, необходимую для оценки успешности проекта в рассматриваемый период;
3. давать оценку успешности изменений, ранее внесенных в проект;
4. предоставлять краткую письменную оценку проекта по состоянию на данный период и того, что предстоит сделать для успешной реализации проекта.
В. На заключительной стадии каждого проекта представители INL и РК произведут полную оценку каждого проекта с подробным описанием успеха и проблем с целью выработки подходов для усовершенствования эффективности будущих проектов.
V. Заключение
Все условия первоначального Меморандума о взаимопонимании продолжают действовать.
Настоящий Протокол вступает в силу со дня его подписания обеими сторонами.
Совершено в г. _______ "__" ______ в двух экземплярах, каждый на английском и русском языках, причем оба текста имеют одинаковую силу.
За Правительство За Правительство Соединенных
Республики Казахстан Штатов Америки
Лэрри С. Нэппер
Чрезвычайный и Полномочный
Посол США в Республике
Казахстан