Правительство Республики Казахстан ПОСТАНОВЛЯЕТ:
внести на рассмотрение Мажилиса Парламента Республики Казахстан проект Закона Республики Казахстан "О присяжных заседателях".
Премьер-Министр
Республики Казахстан
Проект
Закон Республики Казахстан
О присяжных заседателях
Настоящий Закон определяет правовой статус, а также правовые, экономические и организационные основы обеспечения участия присяжных заседателей в уголовном судопроизводстве и устанавливает гарантии независимости присяжных заседателей
Статья 1. Основные понятия, используемые в
настоящем Законе
В настоящем Законе используются следующие основные понятия:
1) дополнительный список кандидатов в присяжные заседатели - список кандидатов в присяжные заседатели от области (столицы, города республиканского значения), составляемый в случае отсутствия ресурсов единого и запасного списков кандидатов в присяжные заседатели;
2) единый список кандидатов в присяжные заседатели - основной список кандидатов в присяжные заседатели от области (столицы, города республиканского значения), содержащий число граждан, определяемое председателем соответствующего областного и приравненного к нему суда;
3) запасной список кандидатов в присяжные заседатели - список кандидатов в присяжные заседатели от числа граждан, постоянно проживающих в областном центре (столице, городе республиканского значения), предназначенный для привлечения кандидатов в присяжные заседатели к процедуре отбора присяжных заседателей после использования ресурсов единого списка кандидатов в присяжные заседатели;
4) кандидат в присяжные заседатели - гражданин Республики Казахстан, включенный в списки кандидатов в присяжные заседатели для последующего участия в процедуре отбора присяжных заседателей, в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом Республики Казахстан;
5) присяжный заседатель - гражданин Республики Казахстан, призванный к участию в рассмотрении судом уголовного дела в порядке, установленном законом;
6) первичный список кандидатов в присяжные заседатели - список кандидатов в присяжные заседатели от района (города областного значения), составляющий основу при составлении единого списка кандидатов в присяжные заседатели;
7) предварительный список кандидатов в присяжные заседатели - предварительный первичный или предварительный запасной списки кандидатов в присяжные заседатели, составляющие основу для проведения процедуры случайной выборки граждан;
8) случайная выборка - отбор граждан из предварительного списка кандидатов в присяжные заседатели с использованием технологий, позволяющих обеспечить случайность такого отбора;
9) число граждан, необходимое для обеспечения нормальной работы областного и приравненного к нему суда - прогнозируемое число граждан устанавливаемое на основе среднегодового количества дел, подлежащих рассмотрению судов с участием присяжных заседателей.
Статья 2. Статус присяжного заседателя
Правовое положение присяжных заседателей определяется настоящим Законом.
Присяжный заседатель наделен полномочиями по участию в осуществлении правосудия по уголовным делам в порядке, установленном Конституцией Республики Казахстан, Уголовно-процессуальным кодексом Республики Казахстан и настоящим Законом.
Присяжные заседатели Республики Казахстан обладают равным статусом.
Статья 3. Законодательство Республики Казахстан о
присяжных заседателях
Законодательство Республики Казахстан о присяжных заседателях основывается на Конституции Республики Казахстан и состоит из Уголовно-процессуального кодекса, настоящего Закона и иных нормативных правовых актов Республики Казахстан.
Если международным договором, ратифицированным Республикой Казахстан, установлены иные правила, чем те, которые содержатся в настоящем Законе, то применяются правила международного договора.
Статья 4. Списки кандидатов в присяжные заседатели
В целях обеспечения участия граждан Республики Казахстан в процессе отбора присяжных заседателей местными исполнительными органами ежегодно к 1 декабря года, предшествующего году, в котором будут использоваться списки кандидатов в присяжные заседатели, составляются первичные списки кандидатов в присяжные заседатели, единые списки кандидатов в присяжные заседатели, запасной список кандидатов в присяжные заседатели.
Местные исполнительные органы вправе запрашивать у государственных органов, организаций и граждан информацию, необходимую для проверки соответствия граждан требованиям к кандидатам в присяжные заседатели, установленным статьей 10 настоящего Закона. Ответы на запросы местных исполнительных органов должны быть направлены в их адрес не позднее трех рабочих дней со дня получения.
Списки кандидатов в присяжные заседатели составляются в алфавитном или ином порядке. В списках указываются фамилия, имя, отчество, год рождения (в возрасте двадцати пяти лет - дополнительно день и месяц) и местожительство кандидата в присяжные заседатели.
Статья 5. Количество граждан, включаемых в списки
кандидатов в присяжные заседатели
Количество граждан, включаемых в первичные списки кандидатов в присяжные заседатели, единые списки кандидатов в присяжные заседатели, запасной список кандидатов в присяжные заседатели основывается на количестве кандидатов в присяжные заседатели, ежегодно представляемом председателем соответствующего областного и приравненного к нему суда.
Представление председателя соответствующего областного и приравненного к нему суда должно быть направлено в местный исполнительный орган области (столицы, города республиканского значения) не позднее 1 сентября года, предшествующего году, в котором будут использоваться списки кандидатов в присяжные заседатели в целях отбора присяжных заседателей для участия в судебном разбирательстве.
Местные исполнительные органы области (столицы, города республиканского значения) ежегодно, не позднее трехдневного срока со дня получения представления председателя областного и приравненного к нему суда, определяют число кандидатов в присяжные заседатели от каждого района (города областного значения) и уведомляют об этом числе кандидатов в присяжные заседатели местные исполнительные органы района (города областного значения).
Статья 6. Процедура составления первичных списков
кандидатов в присяжные заседатели
1. Для составления первичного списка кандидатов в присяжные заседатели местный исполнительный орган района (города областного значения):
1) составляет в месячный срок со дня получения уведомления о числе кандидатов в присяжные заседатели от района предварительный первичный список кандидатов в присяжные заседатели на основе списков избирателей соответствующего района (города областного значения) из числа постоянно проживающих в административно-территориальной единице граждан путем исключения из списков избирателей лиц, не соответствующих требованиям к кандидатам в присяжные заседатели, установленным статьей 10 настоящего Закона;
2) в течение семидневного срока с момента окончания составления предварительного первичного списка кандидатов в присяжные заседатели обеспечивает граждан возможностью знакомиться в помещении местного исполнительного органа с предварительным первичным списком кандидатов в присяжные заседатели, рассматривает заявления об ошибках и неточностях в списке и решает вопросы о внесении в него соответствующих изменений;
3) публикует предварительный первичный список кандидатов в присяжные заседатели в периодическом печатном издании района (города областного значения);
4) проводит случайную выборку граждан из предварительного первичного списка кандидатов в присяжные заседатели в количестве, определенном местным исполнительным органом соответствующей области (столицы, города республиканского значения), отдельно по каждому району (городу областного значения);
5) по результатам случайной выборки составляет первичный список кандидатов в присяжные заседатели, скрепляет печатью местного исполнительного органа и направляет его в местный исполнительный орган области (столицы, города республиканского значения).
2. Действия местного исполнительного органа района (города областного значения), осуществляемые в соответствии с подпунктом 2) пункта 1 настоящей статьи, а также действия (бездействия) местного исполнительного органа, нарушающие права граждан на участие в процедурах отбора для участия в уголовном судопроизводстве в качестве присяжного заседателя, могут быть обжалованы в суде в семидневный срок с момента окончания срока ознакомления граждан с предварительным первичным списком кандидатов в присяжные заседатели, в соответствии с законодательством Республики Казахстан.
Процедуры, предусмотренные подпунктами 3) и 4) пункта 1 настоящей статьи, проводятся по истечении срока на обжалование решений местного исполнительного органа района (города областного значения).
Общий срок проведения процедур, предусмотренных настоящей статьей, не должен превышать двух месяцев со дня получения уведомления о числе кандидатов в присяжные заседатели от района.
Статья 7. Процедура составления запасного списка
кандидатов в присяжные заседатели
1. Для составления запасного списка кандидатов в присяжные заседатели местный исполнительный орган области (столицы, города республиканского значения):
1) составляет в месячный срок со дня получения представления председателя областного и приравненного к нему суда о количестве кандидатов в присяжные заседатели от числа граждан, постоянно проживающих в областном центре (столице, городе республиканского значения) предварительный запасной список кандидатов в присяжные заседатели на основе списков избирателей из числа граждан, постоянно проживающих в областном центре либо в другом постоянном местонахождении суда соответствующей области (столицы, города республиканского значения) путем исключения из таких списков избирателей лиц, не соответствующих требованиям к кандидатам в присяжные заседатели, установленным статьей 10 настоящего Закона;
2) в течение семидневного срока с момента окончания составления предварительного запасного списка кандидатов в присяжные заседатели обеспечивает граждан возможностью знакомиться в помещении местного исполнительного органа с предварительным запасным списком кандидатов в присяжные заседатели, рассматривает заявления об ошибках и неточностях в списке и решает вопросы о внесении в него соответствующих изменений;
3) публикует первичный запасной список кандидатов в присяжные заседатели в периодическом печатном издании области;
4) проводит случайную выборку граждан из предварительного запасного списка кандидатов в присяжные заседатели в количестве, равном одной четвертой от количества граждан, включаемых в единые списки кандидатов в присяжные заседатели;
5) по результатам случайной выборки составляет запасной список кандидатов в присяжные заседатели, скрепляет печатью местного исполнительного органа области (столицы, города республиканского значения).
2. Действия местного исполнительного органа области (столицы, города республиканского значения), осуществляемые в соответствии с подпунктом 2) пункта 1 настоящей статьи, а также действия (бездействия) местного исполнительного органа области (столицы, города республиканского значения), нарушающие права граждан на участие в процедурах отбора для участия в уголовном судопроизводстве в качестве присяжного заседателя, могут быть обжалованы в суде в семидневный срок с момента окончания срока ознакомления граждан с предварительным запасным списком кандидатов в присяжные заседатели в соответствии с законодательством Республики Казахстан.
Процедуры, предусмотренные подпунктами 3) и 4) пункта 1 настоящей статьи, проводятся по истечении срока на обжалование решений местного исполнительного органа области (столицы, города республиканского значения).
Общий срок проведения процедур, предусмотренных настоящей статьей, не должен превышать двух месяцев со дня получения представления председателя областного и приравненного к нему суда о количестве кандидатов в присяжные заседатели от области (столицы, города республиканского значения).
Статья 8. Процедура составления единого списка
кандидатов в присяжные заседатели
1. Местный исполнительный орган области (столицы, города республиканского значения):
1) составляет на основе первичных списков кандидатов в присяжные заседатели единый список кандидатов в присяжные заседатели;
2) публикует единый список кандидатов в присяжные заседатели в периодическом печатном издании области;
3) направляет единый и запасной списки кандидатов в присяжные заседатели в соответствующий областной и приравненный к нему суд.
2. Процедуры, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи, проводятся местным исполнительным органом области (столицы, города республиканского значения) не позднее, чем в трехмесячный срок со дня получения представления председателя областного и приравненного к нему суда о количестве кандидатов в присяжные заседатели от области (столицы, города республиканского значения).
Статья 9. Дополнительный список кандидатов в
присяжные заседатели
В исключительных случаях, когда ресурсы единого и запасного списков кандидатов в присяжные заседатели исчерпаны, председатель областного и приравненного к нему суда вправе, по согласованию с Председателем Верховного Суда, направить в местный исполнительный орган области (столицы, города республиканского значения) представление о требуемом дополнительном количестве граждан, и о необходимости, в связи с этим, составления дополнительного списка кандидатов в присяжные заседатели.
Местный исполнительный орган области (столицы, города республиканского значения) в десятидневный срок со дня получения представления председателя областного и приравненного к нему суда составляет, в зависимости от требуемого количества граждан, в соответствии с требованиями подпунктов 3) и 4) статьи 7 настоящего Закона дополнительные списки кандидатов в присяжные заседатели и направляет их в соответствующий областной и приравненный к нему суд.
Статья 10. Требования, предъявляемые к кандидатам в
присяжные заседатели
1. В списки кандидатов в присяжные заседатели не включаются лица:
1) не внесенные на предшествовавших составлению списков присяжных заседателей выборах или всенародном голосовании (референдуме) в списки избирателей или граждан, имеющих право участвовать в референдуме;
2) не достигшие к моменту составления списков присяжных заседателей возраста 25 лет;
3) ранее привлекавшиеся к уголовной ответственности;
4) признанные судом недееспособными или ограниченные судом в дееспособности;
5) судьи, прокуроры, следователи, адвокаты, государственные служащие и военнослужащие, а также работники правоохранительных органов.
Какие-либо ограничения на включение граждан в списки присяжных заседателей в зависимости от социального происхождения, расы и национальности, имущественного положения, принадлежности к общественным объединениям и движениям, пола и вероисповедания не допускаются.
2. Из списков присяжных заседателей исключаются по их письменному заявлению:
1) лица, не владеющие языком, на котором ведется судопроизводство по уголовному делу;
2) немые, глухие, слепые и другие лица, являющиеся инвалидами;
3) лица, не способные в силу своих физических или психических недостатков, подтвержденных медицинскими документами, успешно исполнять обязанности присяжных заседателей;
4) лица старше 65 лет;
5) священнослужители.
Статья 11. Права и обязанности граждан
Гражданам Республики Казахстан, соответствующим требованиям, предъявляемым к кандидатам в присяжные заседатели, в порядке, установленном Уголовно-процессуальным кодексом Республики Казахстан и настоящим Законом, должно быть обеспечено участие в уголовном судопроизводстве.
Граждане вправе знакомиться со списками кандидатов в присяжные заседатели в порядке, установленном настоящим Законом.
Граждане обязаны представлять местным исполнительным органам по их запросу информацию, необходимую для составления списков кандидатов в присяжные заседатели.
За непредставление информации, необходимой для составления списков кандидатов в присяжные заседатели, а также за представление неверной информации граждане несут ответственность, установленную законом Республики Казахстан.
Граждане, получившие извещение о месте и времени начала судебного заседания, обязаны явиться в суд для участия в процедуре отбора присяжных заседателей.
Статья 12. Обжалование решений местных исполнительных
органов по не включению, неправильному
включению или исключению из списков
кандидатов в присяжные заседатели
Граждане вправе обращаться в местные исполнительные органы с заявлениями о незаконном включении или невключении конкретных лиц в предварительные первичные или предварительные запасные списки кандидатов в присяжные заседатели либо исключении их из этих списков, других неточностях в списках, в порядке, установленном настоящим Законом.
Местные исполнительные органы в пятидневный срок рассматривают поступившие заявления и принимают решения, которые могут быть обжалованы в суде в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан.
Местные исполнительные органы обязаны регулярно проверять и при необходимости вносить изменения в предварительные списки кандидатов в присяжные заседатели, исключая из списков лиц, не соответствующих требованиям статьи 10 настоящего Закона.
В случае обнаружения судом обстоятельств, требующих исключения лица из списка кандидатов в присяжные заседатели, суд уведомляет об этом местный исполнительный орган области (столицы, города республиканского значения).
Статья 13. Права, обязанности присяжного заседателя и
ограничения в действиях, связанные с
рассмотрением дела
1. Присяжный заседатель имеет право:
1) участвовать в исследовании рассматриваемых в суде доказательств с тем, чтобы получить возможность самостоятельно по своему внутреннему убеждению оценить обстоятельства дела и дать ответы на вопросы, которые будут поставлены перед коллегией присяжных заседателей;
2) задавать через председательствующего вопросы участникам процесса;
3) участвовать в осмотре вещественных доказательств, документов, в производстве осмотров местности и помещения, во всех других действиях в судебном следствии;
4) обращаться к председательствующему за разъяснениями норм законодательства, а также содержания оглашенных в судебном заседании документов и по другим непонятным для него вопросам, относящимся к делу;
5) делать письменные заметки во время судебного заседания.
2. Присяжный заседатель обязан:
1) соблюдать порядок в судебном заседании и подчиняться законным распоряжениям председательствующего;
2) являться в указанное судом время для исполнения обязанностей присяжного заседателя, а также для продолжения судебного разбирательства в случае, если объявляется перерыв в судебном заседании или слушание дела откладывается;
3) в случае невозможности явиться в суд заранее оповестить председательствующего о причинах неявки.
3. Присяжный заседатель ограничивается в следующих действиях:
1) отлучение из зала судебного заседания во время слушания дела;
2) общение во время слушания дела по делу с лицами, не входящими в состав суда, без разрешения председательствующего;
3) собирание в ходе разбирательства дела сведений по делу вне судебного заседания;
4) разглашение сведений об обстоятельствах, ставших ему известными во время совещания при вынесении приговора, а также в связи с его участием в закрытом судебном заседании.
4. Невыполнение присяжным заседателем обязанностей, а также несоблюдение ограничений, предусмотренных настоящей статьей, влечет ответственность, установленную законом Республики Казахстан, а также возможность отстранения присяжного заседателя председательствующим от дальнейшего участия в рассмотрении дела.
Статья 14. Присяга присяжного заседателя
Лицо, отобранное в порядке, установленном Уголовно-процессуальным кодексом Республики Казахстан для участия в уголовном судопроизводстве в качестве присяжного заседателя, принимает присягу следующего содержания:
"Приступая к исполнению обязанностей присяжного заседателя, торжественно клянусь исполнять свои обязанности честно и беспристрастно, принимать во внимание все рассмотренные в суде доказательства, доводы, обстоятельства дела, разрешать дело по своему внутреннему убеждению и совести, как подобает свободному гражданину и справедливому человеку".
Присяжный заседатель подтверждает принятие присяги произнесением фразы "Я клянусь".
Статья 15. Порядок и срок, на который граждане
призываются к исполнению обязанностей
присяжных заседателей в суде
Вызов необходимого числа кандидатов в присяжные заседатели в суд для участия в рассмотрении дел осуществляется секретарем судебного заседания в соответствии с распоряжениями председательствующего судьи суда, рассматривающего уголовное дело с участием присяжных заседателей.
Граждане призываются к исполнению в суде обязанностей присяжных заседателей один раз в год на все время рассмотрения уголовного дела.
Лица, вызванные в суд, но не отобранные в состав коллегии присяжных заседателей, могут быть привлечены для участия в качестве присяжных заседателей в другом судебном заседании.
Статья 16. Оплата труда присяжного заседателя.
Оплата расходов кандидатов в присяжные
заседатели и присяжных заседателей.
Гарантии присяжных заседателей в
трудовых отношениях
1. Присяжному заседателю уполномоченным государственным органом, осуществляющим материально-техническое и иное обеспечение деятельности областного и приравненного к нему суда, выплачивается по окончанию рассмотрения конкретного дела, а в случае, если рассмотрение дела затягивается, ежемесячно за счет средств республиканского бюджета вознаграждение в размере половины должностного оклада судьи областного и приравненного к нему суда, но не менее среднего заработка присяжного заседателя по месту его основной работы пропорционально времени (количеству рабочих дней) присутствия в суде.
2. Командировочные расходы возмещаются кандидату в присяжные заседатели/присяжному заседателю в порядке и размере, установленном законодательством Республики Казахстан для работников государственных учреждений, содержащихся за счет средств республиканского бюджета.
3. Время исполнения присяжным заседателем обязанностей в суде учитывается при исчислении трудового стажа.
При исполнении обязанностей присяжного заседателя за ним сохраняется место его основной работы. Увольнение присяжного заседателя или перевод его на нижеоплачиваемую работу по инициативе работодателя во время исполнения им обязанностей в суде не допускаются.
Статья 17. Гарантии независимости присяжного заседателя
Независимость присяжного заседателя при исполнении им обязанностей в суде обеспечивается:
предусмотренной законом процедурой осуществления правосудия;
запретом под угрозой ответственности чьего бы то ни было вмешательства в деятельность присяжного заседателя по участию в осуществлении правосудия.
Присяжный заседатель, члены его семьи и их имущество находятся под особой защитой государства. Органы внутренних дел обязаны принять необходимые меры по обеспечению безопасности присяжного заседателя, членов его семьи, сохранности принадлежащего им имущества, если от присяжного заседателя, исполняющего обязанности в суде, поступит соответствующее заявление, а также в случаях, когда органы внутренних дел обнаружат другие свидетельства угрозы безопасности указанных лиц или сохранности их имущества.
Статья 18. Ответственность лиц, препятствующих
присяжному заседателю в исполнении его
обязанностей
Лица, препятствующие присяжному заседателю исполнять обязанности, несут ответственность, установленную законами Республики Казахстан.
Статья 19. Порядок введения в действие настоящего Закона
Настоящий Закон вводится в действие с 1 января 2007 года.
Президент
Республики Казахстан