Правительство Республики Казахстан ПОСТАНОВЛЯЕТ:
внести на рассмотрение Мажилиса Парламента Республики Казахстан проект Закона Республики Казахстан "О государственной поддержке инновационной деятельности".
Премьер-Министр
Республики Казахстан
Проект
Закон Республики Казахстан "О государственной поддержке инновационной деятельности"
Настоящий Закон регулирует правовые, экономические и организационные основы стимулирования инновационной деятельности в Республике Казахстан и определяет меры ее государственной поддержки.
Глава 1. Общие положения
Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Законе
В настоящем Законе используются следующие понятия:
1) инновация - результат научной и научно-технической деятельности, являющийся объектом интеллектуальной собственности, внедрение которого в различные сферы производства и управления обществом является экономически эффективным и/или социально, экологически значимым;
2) инновационная деятельность - использование инноваций путем их внедрения в различные сферы производства и управления обществом;
3) инновационная инфраструктура - совокупность специализированных субъектов инновационной деятельности Республики Казахстан;
4) инновационный грант - целевая сумма денег, предоставляемая безвозмездно на условиях, предусмотренных договором между грантодателем и грантополучателем для выполнения опытно-конструкторских разработок, подготовки технико-экономического обоснования инновационного проекта, патентования объекта промышленной собственности в иностранных государствах и/или международных патентных организациях;
5) инновационный проект - комплекс мероприятий, направленный на внедрение инновации, предусматривающий инвестиции и реализуемый в течение ограниченного срока времени, а также имеющий завершенный характер;
6) инновационный фонд - юридическое лицо, содействующее развитию инновационной деятельности путем финансирования инновационных проектов и инфраструктуры, а также оказания услуг в сфере инновационной деятельности;
7) субъекты инновационной деятельности - физические и юридические лица, осуществляющие инновационную деятельность;
8) специализированный субъект инновационной деятельности - технологический бизнес-инкубатор, технологический парк, инновационный фонд;
9) технологический бизнес-инкубатор - юридическое лицо или структурное подразделение технопарка, осуществляющее деятельность по предоставлению юридическим и физическим лицам правовых, организационных, информационных и иных услуг для создания инновации, оформления заявок на получение охранных документов и подготовки инновационного проекта;
10) технологический парк (технопарк) - юридическое лицо или консорциум, обладающее на праве собственности единым материально-техническим комплексом, основной деятельностью которого является оказание услуг, необходимых для реализации инновационного проекта;
11) трансферт технологий - процесс передачи прав на использование инноваций, запатентованных в Республике Казахстан или за рубежом, от правообладателя субъектам инновационной деятельности;
12) уполномоченный орган - государственный орган, осуществляющий в пределах предоставленных полномочий руководство и координацию в области инновационной деятельности.
Статья 2. Законодательство Республики Казахстан
о государственной поддержке инновационной деятельности
1. Законодательство Республики Казахстан о государственной поддержке инновационной деятельности основывается на Конституции Республики Казахстан и состоит из настоящего Закона и иных нормативных правовых актов Республики Казахстан.
2. Если международным договором, ратифицированным Республикой Казахстан, установлены иные правила, чем те, которые содержатся в настоящем Законе, то применяются положения международного договора.
Статья 3. Цель и принципы государственной поддержки
инновационной деятельности
Целью государственной поддержки инновационной деятельности является создание благоприятных условий для развития инновационной деятельности.
Основными принципами государственной поддержки инновационной деятельности являются:
1) соблюдение национальных интересов при осуществлении инновационной деятельности;
2) приоритетность инновационной деятельности для повышения конкурентоспособности национальной экономики и обеспечения национальной безопасности;
3) равенство субъектов инновационной деятельности при получении государственной поддержки;
4) экономическая эффективность и результативность государственной поддержки субъектов инновационной деятельности;
5) комплексность государственной поддержки, обеспечивающая постоянное взаимодействие субъектов научной и научно-технической деятельности и субъектов предпринимательства с целью организации инновационной деятельности;
6) подготовка высококвалифицированных кадров для инновационной деятельности.
Статья 4. Направления государственной поддержки
инновационной деятельности
Государственная поддержка инновационной деятельности осуществляется в соответствии с законодательством Республики Казахстан по следующим основным направлениям:
1) стимулирование инновационной деятельности путем создания организационных и экономических условий, в том числе обеспечивающих привлечение инвестиций для реализации государственной инновационной политики;
2) определение приоритетов инновационного развития;
3) формирование и развитие инновационной инфраструктуры;
4) участие государства в создании и внедрении инноваций;
5) продвижение отечественных инноваций на внешние рынки;
6) международное сотрудничество в сфере инновационной деятельности, включая трансферт технологий.
Статья 5. Формы государственной поддержки инновационной деятельности
Государственная поддержка инновационной деятельности осуществляется в соответствии с законодательством Республики Казахстан в следующих основных формах:
1) участие в создании специализированных субъектов инновационной деятельности;
2) создание, координация деятельности и дальнейшее развитие существующих государственных институтов развития;
3) реализация инновационных проектов за счет бюджетных средств в соответствии с бюджетным законодательством Республики Казахстан;
4) предоставление инновационных грантов на условиях, определенных бюджетным законодательством Республики Казахстан и настоящим Законом;
5) организация кадрового обеспечения инновационной деятельности, в том числе путем обучения основам инновационного менеджмента;
6) создание необходимых организационных, правовых и экономических условий, обеспечивающих привлечение инвестиций для реализации государственной политики в области инновационной деятельности.
Статья 6. Компетенция государственных органов
Республики Казахстан в сфере инновационной деятельности
1. Правительство Республики Казахстан:
1) разрабатывает основные направления государственной политики в области инновационной деятельности;
2) определяет приоритетные направления инновационной деятельности в Республике Казахстан;
3) организует разработку государственных программ, направленных на развитие инновационной деятельности;
4) утверждает отраслевые (секторальные) программы, направленные на развитие инновационной деятельности;
5) утверждает правила аккредитации специализированных субъектов инновационной деятельности;
6) утверждает правила предоставления инновационных грантов за счет бюджетных средств и представления отчетов о мерах, предпринятых по внедрению объектов промышленной собственности;
7) утверждает правила проведения государственной научно-технической экспертизы и экономической экспертизы заявок на получение инновационных грантов за счет бюджетных средств;
8) обеспечивает условия для создания специализированных субъектов инновационной деятельности.
2. Уполномоченный орган:
1) обеспечивает формирование и реализует государственную политику в области инновационной деятельности;
2) вносит предложения в Правительство Республики Казахстан по приоритетным направлениям инновационной деятельности в Республике Казахстан;
3) разрабатывает государственные, отраслевые (секторальные) программы, направленные на развитие инновационной деятельности;
4) разрабатывает правила предоставления инновационных грантов за счет бюджетных средств и представления отчетов о мерах, предпринятых по внедрению объектов промышленной собственности, правила аккредитации специализированных субъектов инновационной деятельности, правила проведения государственной научно-технической экспертизы и экономической экспертизы заявок на получение грантов за счет бюджетных средств;
5) осуществляет координацию деятельности государственных органов по развитию инновационной деятельности;
6) вносит предложения в Правительство Республики Казахстан по созданию специализированных субъектов инновационной деятельности;
7) разрабатывает в соответствии с законодательством Республики Казахстан проекты нормативных правовых актов по стимулированию инновационной деятельности.
3. Иные центральные исполнительные органы:
1) обеспечивают в пределах своих полномочий реализацию государственной политики в области инновационной деятельности;
2) реализуют в пределах своих полномочий отраслевые (секторальные) программы, направленные на развитие инновационной деятельности.
4. Местные исполнительные органы:
1) разрабатывают, утверждают и реализуют в пределах своих полномочий региональные программы, направленные на развитие инновационной деятельности и обеспечивают им правовую, организационную и иную поддержку;
2) принимают участие в создании и внедрении инноваций;
3) принимают участие в создании специализированных субъектов инновационной деятельности.
Глава 2. Инновационная инфраструктура
Статья 7. Специализированные субъекты инновационной деятельности
1. Государство участвует в создании специализированных субъектов инновационной деятельности.
2. Учредителями специализированных субъектов инновационной деятельности могут быть любые юридические и физические лица, в том числе и иностранные.
Участие в уставном капитале специализированных субъектов инновационной деятельности могут принимать местные исполнительные органы, а также юридические лица, созданные с участием государства в целях содействия инновационной деятельности.
3. Технологические бизнес-инкубаторы осуществляют следующие виды деятельности:
1) предоставление на условиях договора материально-технической базы, необходимой для создания инноваций;
2) предоставление на условиях договора услуг, необходимых для оформления заявок на получение охранных документов на объекты интеллектуальной собственности;
3) предоставление на условиях договора услуг, необходимых для подготовки инновационного проекта, включая оказание содействия в подготовке технико-экономического обоснования инновационного проекта и документов на финансирование инновационного проекта;
4) оказание содействия в привлечении инвестиций для реализации инновационных проектов;
5) оказание содействия в организации субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих инновационную деятельность.
Технологические бизнес-инкубаторы располагают персоналом, обладающим соответствующей квалификацией для оказания услуг субъектам инновационной деятельности, а также офисными и производственными помещениями, достаточными для создания инноваций.
4. Технопарки осуществляют следующие виды деятельности:
1) предоставление на условиях договора материально-технической базы, включая предоставление офисных помещений и производственных баз, доступ к лабораторному оборудованию, коммуникациям и другим объектам, необходимым для реализации инновационного проекта, включая стадии проведения опытно-конструкторских разработок, испытаний с целью сертификации и стандартизации новых технологических процессов, товаров (работ, услуг) и начала серийного производства товаров (работ, услуг);
2) предоставление юридическим и физическим лицам на условиях договора правовых, организационных, информационных услуг для реализации инновационного проекта;
3) обучение основам инновационного менеджмента;
4) создание условий для привлечения организаций, предоставляющих консультационные услуги субъектам малого и среднего предпринимательства, расположенным на территории технопарка;
5) распространение отечественной и зарубежной научной и технологической информации субъектом предпринимательства, в рамках своей основной деятельности.
Технопарки располагают материально-технической базой, включая объекты недвижимости на праве собственности или праве постоянного или долгосрочного временного землепользования, необходимые для оказания содействия субъектам инновационной деятельности.
В технопарках могут создаваться экспертные советы.
Экспертный совет:
1) осуществляет предварительный анализ заявок и проектов, поступающих от разработчиков инноваций, предпринимателей;
2) оценивает новизну и техническую исполнимость проекта, оценивает рыночную привлекательность создаваемой инновации, ее финансовую исполнимость и экономическую целесообразность.
5. Инновационные фонды создаются в форме юридических лиц и осуществляют следующие виды деятельности:
1) финансирование создания и внедрения инноваций;
2) поиск и привлечение финансовых средств для реализации субъектами малого и среднего предпринимательства инновационной деятельности;
3) оказание маркетинговых, консультативных и управленческих услуг субъектам инновационной деятельности;
4) иные виды деятельности, предусмотренные законодательством Республики Казахстан.
Инновационные фонды обязаны проводить аудит годовой финансовой отчетности.
Глава 3. Национальный инновационный фонд
Статья 8. Правовой статус, цели и задачи
Национального инновационного фонда
1. Национальный инновационный фонд является коммерческой организацией в форме акционерного общества, единственным учредителем которого является Правительство Республики Казахстан.
2. Целью деятельности Национального инновационного фонда являются повышение общей инновационной активности в стране, в том числе содействие развитию высокотехнологичных и наукоемких производств.
3. Задачами Национального инновационного фонда являются:
1) создание инновационных фондов и инвестиционных фондов, осуществляющих финансирование создания и внедрения инноваций, совместно с отечественными и иностранными инвесторами, в том числе путем неконтрольного участия (не более 49 процентов) участия в уставном капитале создаваемых фондов;
2) финансирование создания и внедрения инноваций путем долевого неконтрольного участия (не более 49 процентов) в уставном капитале инвестируемых компаний и/или финансового лизинга;
3) участие в создании специализированных субъектов инновационной деятельности;
4) продвижение отечественных инноваций на внешние рынки;
5) развитие международного сотрудничества в области переноса, заимствования и развития инновационных технологий, их коммерциализации и внедрения.
Статья 9. Полномочия Национального инновационного фонда
Национальный инновационный фонд вправе:
1) осуществлять инвестиционную политику в соответствии с Меморандумом об инвестиционной политике Национального инновационного фонда;
2) определять целесообразность инвестирования инновационных проектов по результатам научно-технической, экономической экспертизы и патентного анализа;
3) привлекать для реализации своих задач на договорной основе экспертов и консультантов;
4) размещать свободные средства на внутреннем рынке высоколиквидных финансовых инструментов в пределах и порядке, определенных Меморандумом об инвестиционной политике Национального инновационного фонда;
5) осуществлять отбор инновационных проектов и их инвестирование с учетом ограничений, установленных Меморандумом об инвестиционной политике Национального инновационного фонда;
6) участвовать в создании специализированных субъектов инновационной деятельности;
7) предоставлять из собственных средств гранты на прикладные научные исследования и опытно-конструкторские разработки, направленные на создание новых технологий, товаров (работ, услуг), являющихся потенциально перспективными с точки зрения коммерческого эффекта и технологического развития экономики;
8) осуществлять инвестирование в зарубежные инновационные или инвестиционные фонды.
Статья 10. Источники инвестиций Национального инновационного фонда
1. Для осуществления инвестиций могут быть использованы следующие источники:
1) уставный капитал Национального инновационного фонда;
2) гранты, предоставляемые международными финансовыми организациями, иностранными государствами и финансовыми институтами;
3) доходы Национального инновационного фонда.
2. Основной формой получения доходов Национального инновационного фонда являются доходы при выходе Национального инновационного фонда из финансируемых проектов, представляющие собой разницу между первоначальной стоимостью инвестиций инновационного фонда и ее реализуемой стоимостью при выходе.
3. Другие доходы представляют собой доход от управления временно свободными деньгами инновационного фонда, доходы в форме дивидендов, доходы от предоставления консультационных услуг, доходы от реализации имущественных прав на результаты научно-исследовательских работ и опытно-конструкторских разработок.
Статья 11. Меморандум об инвестиционной политике
Национального инновационного фонда
1. Меморандум об инвестиционной политике Национального инновационного фонда является основным документом в инвестиционной деятельности Национального инновационного фонда.
2. Меморандум об инвестиционной политике Национального инновационного фонда определяет основные приоритеты инвестиционной политики Национального инновационного фонда, содержит основные положения по осуществлению инвестиционной деятельности, мониторингу и анализу реализации финансируемых проектов, финансового состояния инвестируемых компаний, принятию решения о выходе Национального инновационного фонда из инвестируемых компаний, устанавливает качественные и количественные параметры и ограничения инвестиционной деятельности Национального инновационного фонда.
3. Меморандум об инвестиционной политике Национального инновационного фонда утверждается Правительством Республики Казахстан.
Статья 12. Ограничения инвестиционной деятельности
Национального инновационного фонда
1. Национальный инновационный фонд не имеет права:
1) выпускать иные виды ценных бумаг, кроме акций;
2) предоставлять займы;
3) предоставлять гарантии и поручительства по обязательствам третьих лиц;
4) принимать на себя обязательства, условия и порядок принятия которых, а также цели их осуществления противоречат законодательству Республики Казахстан, уставу и Меморандуму об инвестиционной политике Национального инновационного фонда.
2. Национальный инновационный фонд не осуществляет инвестиции в производство алкогольной, табачной продукции, игорный бизнес.
Статья 13. Взаимодействие государственных органов
Республики Казахстан с Национальным инновационным фондом
1. Правительство Республики Казахстан является единственным акционером Национального инновационного фонда, принимает участие в управлении Национальным инновационным фондом.
2. Уполномоченный орган:
1) осуществляет функции управления государственным пакетом акций Национального инновационного фонда;
2) утверждает состав, формы и периодичность представления отчетности Национального инновационного фонда;
3) осуществляет контроль за соответствием деятельности Национального инновационного фонда требованиям законодательства Республики Казахстан, уставу и Меморандуму об инвестиционной политике Национального инновационного фонда.
3. Запрещается вмешательство государственных органов и их должностных лиц в деятельность Национального инновационного фонда, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Республики Казахстан.
Статья 14. Ответственность Национального инновационного фонда
Национальный инновационный фонд несет ответственность за неисполнение либо ненадлежащее исполнение своих обязательств по основаниям и в порядке, которые предусмотрены законодательными актами Республики Казахстан.
Глава 4. Реализация инновационных проектов за счет средств
государственного бюджета. Инновационные гранты.
Статья 15. Реализация инновационных проектов за счет
средств государственного бюджета
Реализация инновационных проектов за счет бюджетных средств осуществляется в порядке, определенном бюджетным законодательством Республики Казахстан.
Статья 16. Предоставление инновационных грантов
1. Инновационные гранты предоставляются за счет бюджетных средств в соответствии с бюджетным законодательством Республики Казахстан.
2. Инновационный грант предоставляется на следующие цели:
1) выполнение опытно-конструкторских разработок;
2) подготовка технико-экономического обоснования инновационного проекта;
3) патентование объекта промышленной собственности в иностранных государствах и/или международных патентных организациях.
Статья 17. Грант на опытно-конструкторские разработки
1. Предоставление гранта на опытно-конструкторские разработки производится на конкурсной основе по результатам государственной научно-технической экспертизы и экономической экспертизы заявок на получение инновационных грантов за счет бюджетных средств и патентных исследований.
Исключительные права на использование результатов опытно-конструкторских разработок принадлежат грантополучателю.
3. Грант на выполнение опытно-конструкторских разработок предоставляется на следующих условиях:
1) предоставления на безвозмездной основе Правительству Республики Казахстан или соответствующему местному исполнительному органу простой неисключительной, бессрочной лицензии с правом заключения сублицензионного договора для использования объекта промышленной собственности в Республике Казахстан и от имени Республики Казахстан на территории всех стран мира;
2) предоставления в уполномоченный орган или соответствующий местный исполнительный орган периодических отчетов о мерах, предпринятых по внедрению соответствующего объекта промышленной собственности;
3) предоставления исключительной лицензии на объект промышленной собственности только в случае согласия лицензиата на то, что любой товар (работа, услуга), включающий данный объект промышленной собственности или полученный благодаря ему, будет производиться в Республике Казахстан;
4) проведения аудита грантополучателя.
4. В случае если результатом выполнения опытно-конструкторских разработок будет являться объект интеллектуальной собственности, использование которого связано с вопросами национальной безопасности, исключительное право на такой объект переходит к государству.
Статья 18. Грант на подготовку технико-экономического
обоснования инновационного проекта и патентование объекта
промышленной собственности в иностранных государствах
и/или международных патентных организациях
1. Предоставление грантов на подготовку технико-экономического обоснования и патентование объекта промышленной собственности в иностранных государствах и/или международных патентных организациях производится на конкурсной основе по результатам государственной научно-технической экспертизы и экономической экспертизы заявок на получение инновационных грантов за счет бюджетных средств.
2. Грант на подготовку технико-экономического обоснования к инновационному проекту предоставляется лицу, обладающему имущественными правами на инновацию.
3. Грант на подготовку технико-экономического обоснования к инновационному проекту предоставляется при условии подготовки технико-экономического обоснования технологическим бизнес-инкубатором и/или технопарком, аккредитованными в соответствии со статьей 20 настоящего Закона.
4. Грант на патентование объекта промышленной собственности в иностранных государствах и/или международных патентных организациях предоставляется лицу, обладающему правами на подачу заявки на получение охранных документов.
Статья 19. Аккредитация технологических
бизнес-инкубаторов и технопарков
1. Аккредитация технологических бизнес-инкубаторов и технопарков осуществляется уполномоченным органом.
2. Аккредитация технологических бизнес-инкубаторов и технопарков является добровольной и осуществляется на основании их заявлений.
3. Основаниями аккредитации технологических бизнес-инкубаторов и технопарков является соответствие их квалификационным требованиям, утверждаемым Правительством Республики Казахстан.
4. Информация о специализированных субъектах инновационной деятельности, получивших свидетельство об аккредитации или об отзыве свидетельств, публикуется в официальных изданиях через уполномоченный орган.
Глава 5. Заключительные положения
Статья 20. Международное сотрудничество субъектов
инновационной деятельности
1. Международное сотрудничество субъектов инновационной деятельности осуществляется на основе законодательства и международных договоров Республики Казахстан.
2. Субъекты инновационной деятельности вправе самостоятельно вступать в неправительственные международные организации, занимающиеся инновационной деятельностью, заключать договоры и иные соглашения, не противоречащие законодательству Республики Казахстан.
Статья 21. Порядок введения в действие настоящего Закона
1. Настоящий Закон вводится в действие со дня его официального опубликования.
2. Признать утратившим силу Закон Республики Казахстан от 3 июля 2002 г. "Об инновационной деятельности" (Ведомости Парламента Республики Казахстан, 2002 г., N 13-14, ст. 142; 2005 г., N 23, ст. 142).
Президент
Республики Казахстан