Правительство Республики Казахстан ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Одобрить прилагаемый проект Соглашения о принятии Единых правил определения страны происхождения товаров из третьих стран.
2. Подписать Соглашение о принятии Единых правил определения страны происхождения товаров из третьих стран.
3. Настоящее постановление вводится в действие со дня подписания.
Премьер-Министр |
Одобрено постановлением Правительства Республики Казахстан от 26 сентября 2006 года N 918 проект |
Соглашение
о принятии Единых правил определения страны
происхождения товаров из третьих стран
Правительства государств-участников Соглашения о формировании Единого экономического пространства от 19 сентября 2003 года, далее именуемые Сторонами,
в целях упрощения и гармонизации таможенных процедур в торговле с третьими странами,
имея намерение принимать активное участие в мировых экономических процессах, будучи готовыми к сотрудничеству, поиску путей и средств ускорения этого процесса,
желая создать благоприятные условия для развития торговли между странами на основе взаимной выгоды и международного права,
имея решимость оказывать содействие укреплению многосторонней торговой системы и развивать отношения в области торговли, принимая во внимание Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ/ВТО),
согласились о нижеследующем:
Статья 1. Цели Соглашения
Стороны принимают Единые правила определения страны происхождения товаров из третьих стран, согласно положениям настоящего Соглашения.
Целью настоящего Соглашения является установление порядка применения единых Правил определения страны происхождения товаров из третьих стран, единых подходов к определению страны происхождения для ввоза товаров из третьих стран на территории государств Сторон.
Статья 2. Сфера действия Соглашения
Настоящее Соглашение применяется на территориях государств Сторон для определения происхождения товаров из третьих стран.
Действие настоящего Соглашения не распространяется на товары, происходящие в соответствие с правилами определения страны происхождения, применяемые в отношении преференциальных товаров в стране ввоза, из стран-пользователей национальной системой преференций страны ввоза; а также на товары, происходящие в соответствии с правилами определения страны происхождения установленными международными договорами, из стран, с которыми государствами Сторон заключены международные договоры о создании зоны свободной торговли и договоры о свободной торговле, содержащие иные правила определения страны происхождения товаров.
Статья 3. Правила определения страны происхождения товаров и сотрудничество в области таможенного регулирования
Приложение к настоящему Соглашению содержит Единые правила определения страны происхождения товаров из третьих стран, представляющие собой неотъемлемую часть настоящего Соглашения.
Стороны принимают все необходимые меры с целью обеспечения действенного применения настоящего Соглашения, сокращения, насколько это возможно, формальностей, связанных с торговлей, достижения взаимоприемлемого решения любых разногласий, возникающих в связи с реализацией положений настоящего Соглашения.
Статья 4. Изменения к Соглашению
По взаимному согласию Сторон в настоящее Соглашение могут вноситься изменения и дополнения, которые оформляются протоколом.
Статья 5. Разрешение споров
Споры и разногласия между Сторонами относительно толкования и/или применения положений настоящего Соглашения разрешаются путем консультаций и переговоров между Сторонами.
В случае недостижения согласия любая из Сторон может передать спор на разрешение в Орган по разрешению споров в рамках Единого экономического пространства.
Статья 6. О присоединении к Соглашению
Любое государство может стать участником настоящего Соглашения.
Условия присоединения к настоящему Соглашению определяются в международном договоре, заключаемом между государствами-участниками настоящего Соглашения и присоединяющимся государством.
Статья 7. Оговорки
Оговорки к настоящему Соглашению не допускаются.
Статья 8. Заключительные положения
Порядок вступления в силу настоящего Соглашения и выхода из него определяется Протоколом о порядке вступлении в силу международных договоров по формированию Единого экономического пространства и выхода из них.
Совершено в городе ________ "___" _______ 200_года в одном подлинном экземпляре на русском языке. Подлинный экземпляр хранится у Депозитария. Депозитарием настоящего Соглашения является Республика Казахстан до передачи функций Депозитария Комиссии Единого экономического пространства.
Депозитарий направит каждой из Сторон, подписавшей настоящее Соглашение, его заверенную копию.
За Правительство Республики Беларусь | |
За Правительство Республики Казахстан | |
За Правительство Российской Федерации | |
За Кабинет Министров Украины |
Приложение к Соглашению о принятии Единых правил определения страны происхождения товаров из третьих стран |
Единые правила определения страны
происхождения товаров из третьих стран
Единые правила определения страны происхождения товаров из третьих стран (далее - Правила) являющиеся неотъемлемой частью Соглашения о принятии единых правил определения страны происхождения товаров из третьих стран (далее - Соглашение), действуют в отношении товаров, происходящих из третьих стран и ввозимых на таможенные территории государств Сторон.
Статья 1. Определения и термины
Для целей настоящих Правил используемые в нем термины имеют следующие значения:
"страна происхождения товара" - страна, в которой товар был полностью произведен или подвергнут достаточной переработке в соответствии с критериями, установленными настоящими Правилами, при этом под страной происхождения может пониматься группа стран, либо таможенные союзы стран, либо регион или часть страны, если имеется необходимость их выделения для целей определения страны происхождения товара;
"третьи страны" - страны, не являющиеся пользователями национальной системы преференций страны ввоза, а также страны, с которыми у государств Сторон отсутствуют международные договоры о создании зоны свободной торговли и договоры о свободной торговле, содержащие иные правила определения страны происхождения товаров;
"критерий достаточной переработки" - один из принципов определения страны происхождения товаров, в соответствии с которым товар, если в его производстве участвуют две или более стран, считается происходящим из страны, где он был подвергнут последней существенной переработке, достаточной для придания товару его характерных свойств;
"товар" - любое движимое имущество, в том числе тепловая, электрическая, иные виды энергии и транспортные средства (за исключением транспортных средств, используемых для международных перевозок пассажиров и товаров), перемещаемое через таможенную границу;
"товарная номенклатура" - применяемая в государствах Сторон товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД);
"добавленная стоимость" - разница между ценой франко-завод товара и стоимостью используемого для его производства импортного сырья и материала;
"сертификат о происхождении товара" - документ, свидетельствующий о стране происхождения товара и выданный уполномоченным органом страны происхождения товара или страны вывоза, если в стране вывоза сертификат выдается на основе сведений, полученных из страны происхождения товара;
"цена франко-завод" ("франко-склад") - цена, уплаченная производителю, на производстве которого была осуществлена последняя существенная переработка товара, за вычетом всех внутренних налогов, которые уплачиваются или могут быть уплачены при его экспорте;
"партия товара" - товары, которые отправляются по одному транспортному документу в адрес одного грузополучателя от одного грузоотправителя, а также товары, пересылаемые по одной почтовой накладной либо перемещаемые в качестве ручной клади одним лицом, пересекающим таможенную границу;
"декларация о происхождении товара" - заявление о происхождении товаров, сделанное в связи с их вывозом, изготовителем, отправителем, экспортером или иным компетентным лицом на каком-либо документе, имеющем отношение к указанным товарам.
Статья 2. Товары, полностью произведенные в данной стране
Товарами, полностью произведенными в данной стране, считаются:
а) полезные ископаемые, добытые из недр страны (на ее территории), в ее территориальном море (водах) или на дне этого моря;
б) продукция растительного происхождения, выращенная или собранная в данной стране;
в) живые животные, родившиеся и выращенные в данной стране;
г) продукция, полученная в данной стране от выращенных в ней животных;
д) продукция, полученная в результате охотничьего и рыболовного промысла в данной стране;
е) продукция морского рыболовного промысла и другая продукция морского промысла, полученная судном данной страны;
ж) продукция, полученная на борту перерабатывающего судна данной страны исключительно из продукции, указанной в подпункте "е";
з) продукция, полученная с морского дна или из морских недр за пределами территориального моря (вод) данной страны, при условии, что данная страна имеет исключительные права на разработку этого морского дна или этих морских недр;
и) отходы и лом (вторичное сырье), полученные в результате производственных или иных операций по переработке в данной стране, а также бывшие в употреблении изделия, собранные в данной стране и пригодные только для переработки в сырье;
к) продукция высоких технологий, полученная в открытом космосе на космических объектах, если данная страна является государством регистрации соответствующего космического объекта;
л) товары, изготовленные в данной стране исключительно из продукции, указанной в подпунктах "а" - "к" настоящей статьи.
Статья 3. Критерии достаточной переработки товаров
1. Если в производстве товара участвуют две страны и более, страной происхождения товара считается страна, в которой были осуществлены последние операции по переработке или изготовлению товара, отвечающие критериям достаточной переработки в соответствии с положениями настоящей статьи.
2. Если в отношении отдельных видов товаров или какой-либо страны особенности определения страны происхождения товаров, ввозимых на таможенную территорию государств Сторон, особо не оговариваются в соответствии с пунктом 4 настоящей статьи, применяется общее правило: товар считается происходящим из данной страны, если в результате осуществления операций по переработке или изготовлению товара произошло изменение классификационного кода товара по ТН ВЭД на уровне любого из первых четырех знаков.
3. Независимо от положений, установленных пунктом 2 настоящей статьи, не отвечают критериям достаточной переработки:
1) операции по обеспечению сохранности товара во время его хранения или транспортировки;
2) операции по подготовке товара к продаже и транспортировке (деление партии, формирование отправок, сортировка, переупаковка);
3) простые сборочные операции и иные операции, осуществление которых существенно не изменяет состояние товара, по перечню, определяемому Комиссией Единого экономического пространства (далее - Комиссия ЕЭП);
4) смешивание товаров, происходящих из различных стран, если характеристики конечной продукции существенно не отличаются от характеристик смешиваемых товаров;
5) убой скота.
4. Для определения страны происхождения товара также используются в порядке, определяемом Комиссия ЕЭП, следующие критерии достаточной переработки:
1) выполнение определенных производственных или технологических операций, достаточных для того, чтобы страной происхождения товаров считалась страна, где эти операции имели место;
2) изменение стоимости товаров, когда добавленная стоимость достигает фиксированной процентной доли в цене конечной продукции (правило адвалорной доли). В случае, если применяется правило адвалорной доли, стоимостные показатели рассчитываются:
для импортных материалов - по таможенной стоимости этих материалов при их ввозе в страну, в которой осуществляется производство конечной продукции, или, при неизвестном происхождении импортных материалов, по документально подтвержденной цене их первой продажи на территории страны, в которой осуществляется производство конечной продукции;
для конечной продукции - по цене на условиях "франко-завод" ("франко-склад") продавца.
Статья 4. Отправка товара партиями
При определении страны происхождения товары в разобранном или несобранном виде, поставляемые несколькими партиями, если по производственным или транспортным условиям невозможна их отгрузка одной партией, а также если партия товара разбита на несколько партий в результате ошибки или неверной адресации, могут рассматриваться по желанию декларанта как единый товар.
Данное правило применяется при одновременном выполнении следующих условий:
предварительное уведомление таможенного органа страны ввоза о разбивке разобранного или несобранного товара на несколько партий с указанием причин такой разбивки, приложением подробной спецификации каждой партии с указанием кодов товаров согласно ТН ВЭД, стоимости и страны происхождения товаров, входящих в каждую партию, либо документальное подтверждение ошибочности разбивки товара на несколько партий или неверной адресации;
поставка всех партий из одной страны одним поставщиком;
таможенное оформление всех партий товара в одном таможенном органе;
поставка всех партий в рамках одного контракта;
поставка всех партий товара в срок, не превышающий одного года со дня принятия таможенной декларации либо по истечении сроков на ее подачу в отношении первой партии. По мотивированному заявлению декларанта в случае невозможности поставки товара по причинам, независящим от получателя товара, срок ввоза остальных партий может быть продлен таможенным органом на срок, установленный законодательством государств Сторон.
Статья 5. Особенности определения страны происхождения товаров
1. Для определения страны происхождения товара происхождение используемой для его производства или переработки тепловой и электрической энергии, машин, оборудования и инструментов не учитывается.
2. Приспособления, принадлежности, запасные части и инструменты, предназначенные для использования машинами, оборудованием, аппаратами или транспортными средствами, считаются происходящими из той же страны, что и машины, оборудование, аппараты или транспортные средства, если данные приспособления, принадлежности, запасные части и инструменты ввозятся и используются совместно с вышеуказанными машинами, оборудованием, аппаратами или транспортными средствами и в количестве, обычно поставляемом с данными устройствами, в соответствии с техническими документами.
3. Упаковка, в которой товар ввозится на таможенную территорию, считается происходящей из той же страны, что и сам товар, за исключением случаев, когда упаковка в соответствии с ТН ВЭД рассматривается отдельно от товара В этом случае страна происхождения упаковки определяется отдельно.
Если упаковка, в которой товар ввозится на таможенную территорию, считается происходящей из той же страны, что и сам товар, то для определения страны происхождения товара учитывается только та упаковка, в которой товар обычно реализуется в розничной торговле, в том числе при применении правила адвалорной доли (подпункт 2) пункта 4 статьи 3).
4. Если товар, происхождение которого отвечает условиям настоящих Правил, используется в производстве другого конечного товара, то требования к происхождению, применяемые к сырью, материалам, комплектующим, использованным для производства этого товара, не принимаются во внимание при определении страны происхождения конечного товара.
Статья 6. Подтверждение страны происхождения товара
1. Для подтверждения страны происхождения товара, таможенный орган вправе требовать представление декларации о происхождении товара, а в случаях, определяемых законодательством государств Сторон, сертификата о происхождении товара (далее - сертификат).
2. Сертификат оформляется, как правило, на каждую отдельную поставку товара, которая осуществляется одним или несколькими транспортными средствами одному и тому же грузополучателю от одного и того же грузоотправителя.
3. Декларация о происхождении товара представляет собой заявление о стране происхождения товара, сделанное в произвольной форме изготовителем, продавцом или экспортером в связи с вывозом товаров, на каком-либо документе, имеющем отношение к товару. К таким документам относятся: товаротранспортные документы (железнодорожные, автотранспортные и авиа накладные, коносамент); счет-фактура (инвойс), счет-проформа (инвойс-проформа); упаковочные листы, отгрузочные спецификации, сертификаты (соответствия, качества, фитосанитарные, ветеринарные и другие).
4. Если в декларации о происхождении товара сведения о стране происхождения товаров основаны на иных критериях, чем те, которые применяются в соответствии с настоящими Правилами, страна происхождения товаров определяется в соответствии с критериями, применяемыми в соответствии с настоящими Правилами.
Статья 7. Оформление сертификата
Бланк сертификата должен быть отпечатан типографским способом и заполнен на английском, французском, испанском или русском языках.
Срок действия сертификата составляет 12 месяцев со дня выдачи.
Наличие подчисток в сертификате не допускается. Исправления в сертификат вносятся путем зачеркивания ошибочной информации и внесения скорректированных сведений, заверяемых затем подписью и печатью уполномоченного органа, выдающего сертификат.
Если в сертификате сведения о стране происхождения товаров основаны на иных критериях, чем те, которые применяются в соответствии с настоящими Правилами, страна происхождения товаров определяется в соответствии с критериями, применяемыми в соответствии с настоящими Правилами.
Статья 8. Заполнение сертификата
Сертификат должен содержать:
сведения об отправителе/экспортере/поставщике товара (наименование, адрес, страна);
порядковый номер бланка; регистрационный номер сертификата; логотип, эмблему уполномоченного органа, выдающего сертификат;
при необходимости служебные отметки контролирующих органов стран экспорта, транзита и/или получения товара, а также при необходимости следующие записи: "Дубликат", "Выдан взамен сертификата", "Выдан впоследствии";
сведения о получателе/импортере товара (наименование, страна, адрес) или запись "По назначению";
сведения о средствах транспорта и маршруте следования (насколько это известно);
номер товара, количество мест и вид упаковки, описание товара;
наименование товара и другие сведения, позволяющие произвести однозначную идентификацию товара относительно заявленного для целей таможенного оформления;
весовые либо количественные характеристики товара (фактическое количество товара не должно превышать количество товара указанное в сертификате более чем на 5 %);
сведения о счете-фактуре или счете-проформе, или ином документе, отражающем финансово-количественные параметры товара (при осуществлении долгосрочных контрактов, когда груз отправляется от одного и того же грузоотправителя одному и тому же грузополучателю, не обязательно);
при необходимости иные количественные показатели для целей идентификации товара;
наименование и адрес уполномоченного органа, печать и дату удостоверения сведений, указанных в сертификате, а также подпись и фамилия лица, уполномоченного заверить сертификат;
сведения о стране, в которой товар был полностью произведен либо подвергся достаточной переработке, дата декларирования сведений о стране происхождения товара, а также подпись и фамилия заявителя.
Статья 9. Особые случаи выдачи сертификата
1. В случае утери или повреждения сертификата представляется официально заверенный его дубликат. При выдаче дубликата в нем указывается слово "Дубликат", номер и дата оригинала утерянного, а также проставляется дата выдачи дубликата. Дубликат сертификата вступает в силу с даты выдачи оригинала.
2. Сертификат может быть выдан и после отгрузки товара на основании письменного обоснованного заявления заказчика, при этом заказчик наряду с пакетом предусмотренных документов представляет в уполномоченный орган по сертификации подтверждение фактической отгрузки товара. В этом случае в сертификате указывается: "Выдан впоследствии".
3. При аннулировании по каким-либо причинам ранее выданного сертификата и выдачи нового сертификата взамен аннулированного в новый сертификат должна быть внесена запись "Выдан взамен сертификата" с указанием номера и даты аннулированного сертификата (сертификату выданному взамен, присваивается новый номер).
Статья 10. Представление таможенным органам подтверждения страны происхождения
1. Оригинал сертификата представляется вместе с таможенной декларацией и другими документами, необходимыми для осуществления таможенного оформления.
2. В случае если сертификат не является надлежащим образом оформленным (имеются подчистки, помарки или незаверенные исправления, отсутствуют необходимые подписи или печати, сведения в сертификате не позволяют установить их отношение к декларируемым товарам, в сертификате неоднозначно указана страна происхождения товаров либо критерии, на основании которых сделан вывод о стране происхождения товаров, если указание таких критериев является обязательным в соответствии с международными договорами или законодательством Сторон) таможенный орган страны ввоза товара может обратиться к уполномоченному органу, удостоверившему сертификат, или к компетентным органам страны происхождения товара с мотивированной просьбой сообщить дополнительные либо уточняющие сведения, включая просьбы, связанные с простыми проверками сертификатов.
Товар не считается происходящим из соответствующей страны до тех пор, пока не будут представлены документы и/или сведения, подтверждающие его происхождение.
3. Непредставление сертификата или сведений о происхождении товара не является основанием для его задержания таможенными органами.
4. К товарам, происхождение которых не установлено, применяются ставки ввозных пошлин в соответствии с законодательством государств Сторон. В отношении данных товаров может применяться (восстанавливаться) режим наиболее благоприятствуемой нации при условии подтверждения страны происхождение данных товаров до истечения одного года со дня принятия таможенной декларации таможенным органом.
5. Таможенными органами государств Сторон может быть отказано в пропуске товара лишь при наличии достаточных оснований полагать, что товар происходит из страны, товары которой не подлежат пропуску в страну ввоза в соответствии с международными соглашениями, действующими для этого государства, и/или его законодательством.
Статья 11. Случаи, когда представление подтверждения страны происхождения не требуется
Представление подтверждения происхождения не требуется, в случаях, если:
ввозимые на таможенные территории государств Сторон товары ввозятся в соответствии с таможенным режимом международного таможенного транзита или таможенные режимом временного ввоза с полным условным освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов, за исключением случаев, когда таможенным органом обнаружены признаки того, что страной происхождения товаров является страна, товары которой запрещены к ввозу в соответствующее государство одной из Сторон или транзиту через его территорию в соответствии с международными договорами данного государства или его законодательством;
если общая таможенная стоимость товаров, перемещаемых через таможенную границу, отправленных в одно и то же время одним и тем же отправителем в адрес одного получателя, не превышает сумму, установленную законодательствам соответствующего государства одной из Сторон;
если товары перемещаются через таможенную границу физическими лицами для личных и иных не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности целей;
в иных случаях, предусмотренных международными договорами и/или законодательством государств Сторон.
Статья 12. Заключительные положения
Правила определения страны происхождения должны пересматриваться не реже одного раза в три года в целях определения степени их адекватности в свете изменений в условиях экономической и торговой деятельности государств Сторон.