Правительство Республики Казахстан
ПОСТАНОВЛЯЕТ
:
внести на рассмотрение Мажилиса Парламента Республики Казахстан проект Закона Республики Казахстан "О специальных экономических зонах в Республике Казахстан".
Премьер-Министр
Республики Казахстан
Проект
О специальных экономических зонах в Республике Казахстан
Настоящий Закон определяет порядок и условия создания, функционирования и упразднения специальных экономических зон на территории Республики Казахстан.
Статья 1.
Основные понятия, используемые в настоящем Законе
В настоящем Законе используются следующие основные понятия:
1) администрация специальной экономической зоны - территориальное подразделение уполномоченного органа, действующее на территории специальной экономической зоны;
2) инфраструктурные ресурсы - комплекс сооружений, обеспечивающий потребности всех участников специальной экономической зоны в тепловой и электрической энергии, водоснабжении, канализации, транспортных коммуникациях, услугах связи и иных видах услуг, необходимых для осуществления предпринимательской деятельности;
3) компания-оператор - юридическое лицо, определяемое управляющей компанией по конкурсу, осуществляющее привлечение участников специальной экономической зоны, обеспечение их инфраструктурными ресурсами и иными условиями для осуществления приоритетных видов деятельности;
4) управляющая компания - юридическое лицо, единственным учредителем которого является Правительство Республики Казахстан, определяемое в целях обеспечения экономической эффективности управления специальными экономическими зонами, создаваемыми на территории Республики Казахстан;
5) специальная экономическая зона - ограниченная территория Республики Казахстан с точно обозначенными границами, на которой создаются благоприятные условия для предпринимательства, и действует особый правовой режим;
6) приоритетные виды деятельности - виды деятельности, на которые распространяется особый правовой режим специальной экономической зоны;
7) соглашение о ведении деятельности - договор, заключаемый между участником специальной экономической зоны и администрацией специальной экономической зоны, устанавливающий права и обязанности сторон по вопросам осуществления приоритетных видов деятельности на территории специальной экономической зоны и являющийся обязательным для получения предусмотренных законодательством льгот и преференций;
8) уполномоченный орган - государственный орган, осуществляющий государственное регулирование функционирования специальных экономических зон;
9) участник специальной экономической зоны - физическое или юридическое лицо, осуществляющее на территории специальной экономической зоны приоритетные виды деятельности.
Статья 2.
Законодательство Республики Казахстан о специальных экономических зонах
1. Законодательство Республики Казахстан о специальных экономических зонах основывается на
Конституции
Республики Казахстан и состоит из настоящего Закона и иных нормативных правовых актов Республики Казахстан.
2. Если международным договором, ратифицированным Республикой Казахстан, установлены иные правила, чем те, которые содержатся в настоящем Законе, то применяются положения международного договора.
Статья 3
. Цели создания специальных экономических зон
Специальные экономические зоны создаются в целях развития и поддержки отраслей экономики, ускоренного развития регионов и решения социальных проблем, повышения эффективности предпринимательской деятельности, привлечения инвестиций, технологий и современного менеджмента, создания высокоэффективных и конкурентоспособных производств.
Статья 4
. Условия создания и функционирования специальных экономических зон
1. Специальные экономические зоны могут создаваться на земельных участках, находящихся в государственной собственности и не предоставленных в землепользование. В случае отсутствия свободных земельных участков, необходимых для создания специальных экономических зон, они могут быть изъяты у собственников земельных участков и землепользователей для государственных нужд в соответствии с земельным законодательством Республики Казахстан. Земельные участки должны быть обеспечены достаточными инфраструктурными ресурсами, строительство которых осуществляется за счет средств республиканского бюджета, а также иных источников, не запрещенных законодательством Республики Казахстан.
2. Специальные экономические зоны создаются на срок до 25 лет.
3. Земельный участок, на котором создана специальная экономическая зона, предоставляется местным исполнительным органом соответствующей административно-территориальной единицы в постоянное безвозмездное землепользование администрации специальной экономической зоны на период действия режима специальной экономической зоны для последующей передачи в аренду участникам специальной экономической зоны.
4. Продажа и иное отчуждение земельных участков на территории специальных экономических зон в период действия режима специальной экономической зоны запрещается.
5. После окончания действия режима специальной экономической зоны владелец расположенного на территории специальной экономической зоны объекта недвижимости, возведенного в рамках соглашения о ведении деятельности, обладает приоритетным правом выкупа в установленном законодательством порядке соответствующего земельного участка по его кадастровой стоимости.
6. Земельные участки, не приобретенные в частную собственность в течение 1 года после окончания действия режима специальной экономической зоны, возвращаются администрацией специальной экономической зоны местному исполнительному органу соответствующей административно-территориальной единицы.
Статья 5
. Порядок создания специальной экономической зоны
1. Решение о создании специальной экономической зоны принимается Президентом Республики Казахстана по представлению Правительства Республики Казахстан. Положением о специальной экономической зоне, утверждаемым Указом Президента Республики Казахстан о создании специальной экономической зоны, определяется перечень приоритетных видов деятельности.
2. Предложение о создании специальной экономической зоны может вноситься в Правительство Республики Казахстан уполномоченным органом или управляющей компанией по согласованию с уполномоченным органом по собственной инициативе, а также на основании заявок местных и центральных исполнительных органов.
3. Для рассмотрения предложения о создании специальной экономической зоны в Правительство Республики Казахстан представляются: концепция, экономическое обоснование организации зоны с оценкой на окружающую среду и проект положения о специальной экономической зоне.
Типовые формы концепции, экономического обоснования организации зоны с оценкой на окружающую среду и положения о специальной экономической зоне разрабатываются управляющей компанией и утверждаются уполномоченным органом.
4. Уполномоченный орган отклоняет заявку местных и центральных исполнительных органов в случаях:
1) экономической нецелесообразности организации специальной экономической зоны на основании заключения управляющей компании;
2) несоответствия предложения о создании специальной экономической зоны приоритетам государственной экономической политики;
3) неполноты или недостоверности представленных материалов;
4) несоответствия предложения требованиям в области охраны окружающей среды.
Статья 6
. Упразднение специальной экономической зоны
1. Специальная экономическая зона упраздняется по истечении срока, на который она была создана. Сроки и порядок упразднения определяются Положением о специальной экономической зоне.
2. В случае невозможности достижения целей создания специальной экономической зоны, она может быть досрочно упразднена Президентом Республики Казахстан по представлению Правительства Республики Казахстан.
Правительство Республики Казахстан вносит представление о досрочном упразднении специальной экономической зоны по предложению уполномоченного органа, основанному на заключении управляющей компании.
После принятия решения об упразднении специальной экономической зоны администрация специальной экономической зоны функционирует в течение года для завершения процедуры упразднения специальной экономической зоны.
Статья 7
. Правовой режим специальной экономической зоны
1. Правовой режим специальной экономической зоны распространяется на участников специальной экономической зоны и устанавливается настоящим законом и иными законодательными актами Республики Казахстан.
2. Льготы и преференции налогового и таможенного характера, предоставляемые на территории специальных экономических зон, устанавливаются налоговым и таможенным законодательством Республики Казахстан.
Статья 8
. Компетенция Правительства Республики Казахстан в сфере управления
специальными экономическими зонами
К компетенции Правительства Республики Казахстан в сфере управления специальными экономическими зонами относятся:
1) разработка основных направлений государственной политики в сфере управления специальными экономическими зонами;
2) определение управляющей компании;
3) внесение Президенту Республики Казахстан предложений о создании и досрочного упразднения специальных экономических зон.
Статья 9
. Компетенция уполномоченного органа
К компетенции уполномоченного органа в сфере управления специальными экономическими зонами относится:
1) реализация единой государственной политики в сфере создания и функционирования специальных экономических зон;
2) осуществление координации деятельности государственных органов в сфере функционирования специальных экономических зон;
3) осуществление контроля за деятельностью управляющей компанией и администраций специальных экономических зон по вопросам функционирования специальных экономических зон;
4) согласование предложений управляющей компанией по организации или упразднению специальных экономических зон, отклонению заявок на организацию специальных экономических зон, о необходимости привлечения компании-оператора;
5) внесение предложений в Правительство Республики Казахстан о создании либо досрочном упразднении специальных экономических зон;
6) разработка и утверждение правил проведения конкурса по определению компании-оператора;
7) разработка и утверждение правил допуска физических и юридических лиц к осуществлению деятельности на территории специальной экономической зоны;
8) утверждение по представлению управляющей компанией документов, регламентирующих деятельность специальных экономических зон:
формы заявки на создание специальных экономических зон,
типовые формы концепции, экономического обоснования организации зоны с оценкой на окружающую среду и положения о специальной экономической зоне,
типовых договоров между управляющей компанией и компанией-оператором, типовых договоров между компаниями-операторами и участниками специальной экономической зоны, регулирующие порядок ведения деятельности участников специальной экономической и последствия прекращения его действия;
9) согласование суммы платы за пользование земельными участками на территории специальных экономических зон;
10) назначение руководителя администрации специальной экономической зоны.
Статья 10
. Компетенция управляющей компании в сфере функционирования специальных
экономических зон
К компетенции управляющей компании в сфере функционирования специальных экономических зон относится:
1) взаимодействие с государственными органами по вопросам создания и функционирования специальных экономических зон;
2) разработка форм документов, регламентирующих деятельность специальных экономических зон:
формы заявки на создание специальных экономических зон, типовые формы концепции, экономического обоснования организации зоны с оценкой на окружающую среду и положения о специальной экономической зоне,
типовых договоров между управляющей компанией и компанией-оператором, типовых договоров между компаниями-операторами и участниками специальной экономической зоны, регулирующие порядок ведения деятельности участников специальной экономической и последствия прекращения его действия;
3) согласование с уполномоченным органом решения о необходимости привлечения компании-оператора;
4) определение компаний-операторов специальной экономической зоны;
5) дача заключения об экономической целесообразности создания специальных экономических зон;
6) подписание и расторжение (в том числе, досрочное) договоров с компаниями-операторами;
7) осуществление мониторинга соблюдения договорных обязательств компаниями-операторами;
8) привлечение третьих лиц для оказания услуг в целях повышения эффективности создания и развития специальных экономических зон.
Статья 11
. Компетенция администрации специальной экономической зоны
К компетенции администрации специальной экономической зоны в сфере функционирования специальных экономических зон относится:
1) взаимодействие с государственными органами по вопросам деятельности специальных экономических зон;
2) предоставление во временное возмездное землепользование (аренда) участникам специальной экономической зоны земельных участков, на которых создаются специальные экономические зоны;
3) расчет с уполномоченным государственным органом Республики Казахстан, обеспечивающим налоговый контроль за исполнением налоговых обязательств перед государством, суммы платы за пользование земельных участков на территории специальных экономических зон в соответствии с земельным законодательством;
4) по предложению компании - оператора принятие решений о допуске физических и юридических лиц к осуществлению деятельности на территории специальной экономической зоны в порядке, определяемом уполномоченным органом;
5) подписание с участниками специальной экономической зоны соглашений о ведении деятельности;
6) ведение реестра участников специальной экономической зоны;
7) проведение проверок по исполнению соглашений о ведении деятельности с участниками специальной экономической зоны.
Статья 12
. Компетенция компании-оператора
К компетенции компании-оператора в сфере обеспечения деятельности специальной экономической зоны относится:
1) проведение работы по привлечению потенциальных участников специальной экономической зоны для участия в деятельности специальной экономической зоны и принятие заявок от них;
2) внесение предложений в администрацию специальной экономической зоны по допуску физических и юридических лиц к деятельности на территории специальной экономической зоны, заключению и расторжению с ними соглашений о ведении деятельности;
3) представление интересов участников специальной экономической зоны в отношениях с государственными органами с целью оперативного проведения процедур государственной регистрации юридических лиц, получения разрешительных документов, необходимых для осуществления приоритетных видов деятельности на территории специальной экономической зоны;
4) строительство и последующее эксплуатационное обслуживание инфраструктурных ресурсов специальной экономической зоны, оказание услуг участникам специальной экономической зоны;
5) подписание и расторжение договоров с участниками специальной экономической зоны, а также иными физическими и юридическими лицами, допущенными к осуществлению деятельности на территории специальной экономической зоны;
6) ведение иной хозяйственной деятельности, не противоречащей настоящему Закону и иному законодательству Республики Казахстан.
Статья 13
. Взаимоотношения уполномоченного органа и администрации специальной
экономической зоны с государственными органами
1. Уполномоченный орган вправе запрашивать у государственных органов информацию, необходимую для осуществления своих функций.
2. Уполномоченный орган и администрация специальной экономической зоны предоставляют информацию о деятельности специальных экономических зон государственным органам Республики Казахстан в порядке, предусмотренном законодательством Республики Казахстан.
3. Иные полномочия государственных органов в отношениях с уполномоченным органом осуществляются в соответствии с законодательными актами Республики Казахстан.
Статья 14
. Гарантии прав участников специальных экономических зон
В случае досрочного упразднения или изменения правового режима специальной экономической зоны, включая изменение границ ее территории, участникам специальной экономической зоны гарантируется право продолжения такой деятельности на условиях, соответствующих моменту принятия решения о допуске участника специальной экономической зоны для осуществления деятельности на ее территории до окончания срока, на который создается специальная экономическая зона, но не более десяти лет. Срок исчисляется со дня отмены или изменения правового режима специальной экономической зоны.
Статья 15
. Распространение действия настоящего Закона на ранее созданные
специальные экономические зоны
Специальные экономические зоны, созданные до вступления в силу настоящего Закона, сохраняют свой статус до принятия решения об упразднении в соответствии с настоящим Законом.
Статья 16
. Заключительные положения
1. Настоящий Закон вводится в действие со дня его первого официального опубликования.
2. Признать утратившим силу
Закон
Республики Казахстан от 26 января 1996 г. "О специальных экономических зонах в Республике Казахстан" (Ведомости Парламента Республики Казахстан, 1996 г., N 1, ст. 179; N 14, ст. 274; 1998 г., N 24, ст. 443; 1999 г., N 6, ст. 191; 2001 г., N 15-16, ст. 224; 2003 г., N 23, ст. 169).
Президент
Республики Казахстан