Правительство Республики Казахстан
ПОСТАНОВЛЯЕТ
:
внести на рассмотрение Мажилиса Парламента Республики Казахстан проект Закона Республики Казахстан "О товарных биржах".
Премьер-Министр
Республики Казахстан
Проект
Закон Республики Казахстан
О товарных биржах
Настоящий Закон устанавливает организационные и правовые основы функционирования товарных бирж и осуществления биржевой торговли, порядок регулирования и контроля за деятельностью товарных бирж в целях обеспечения открытого и эффективного их функционирования, защиты прав участников биржевой торговли и добросовестной конкуренции между ними.
ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1.
Основные понятия, используемые в настоящем Законе
В целях настоящего Закона используются следующие основные понятия:
1) биржевой опцион - производный финансовый инструмент, условия которого стандартизированы товарной биржей, исключительно торгуемый на бирже, в соответствии с которым одна сторона (продавец опциона) продает другой стороне (покупателю опциона) право купить или продать (соответственно "колл-опцион" или "пут-опцион") базовый актив на согласованных условиях в будущем;
2) биржевая торговля - предпринимательская деятельность по реализации биржевых товаров, осуществляемая на товарной бирже путем проведения торгов, в том числе электронных, регистрации и оформления сделок;
3) участники биржевой торговли - клиенты, брокеры и дилеры, взаимодействующие на товарной бирже по установленным правилам биржевой торговли;
4) правила биржевой торговли - документ, устанавливающий порядок ведения биржевой торговли для каждой товарной биржи, разработанный на основе типовых правил биржевой торговли, утверждаемых уполномоченным органом;
5) биржевые торги - процесс, проводимый в рамках правил биржевой торговли, направленный на совершение сделок по биржевым товарам;
6) биржевой товар - товар, не изъятый и не ограниченный из оборота, в том числе срочный контракт, допущенный товарной биржей к биржевой торговле, за исключением недвижимого имущества и объектов интеллектуальной собственности;
7) котировка биржевых товаров - цена спроса и (или) предложения, объявленная по биржевым товарам в определенный момент времени на товарной бирже;
8) биржевой арбитраж - постоянно действующий при соответствующей бирже арбитраж для решения споров, связанных с заключением биржевых сделок;
9) перечень биржевых товаров и минимальный размер представляемых партий - документ, устанавливающий конкретный список товаров и их минимальный размер партий, предназначенных для реализации только через товарные биржи, утверждаемый Правительством Республики Казахстан;
10) брокер - юридическое лицо, осуществляющее свою деятельность на товарной бирже на основании лицензии в соответствии с законодательными актами и функционирующее в организационно-правовой форме акционерного общества или товарищества с ограниченной ответственностью, совершающее сделки с биржевым товаром по поручению, за счет и в интересах клиента;
11) дилер - юридическое лицо, осуществляющее свою деятельность на товарной бирже на основании лицензии в соответствии с законодательными актами и функционирующее в организационно-правовой форме акционерного общества или товарищества с ограниченной ответственностью, совершающее сделки с биржевым товаром в своих интересах и за свой счет;
12) приказ - документ, представляемый клиентом брокеру и (или) дилеру с указанием осуществления определенного действия на товарной бирже в отношении конкретных биржевых товаров;
13) срочный контракт - контракт на безусловную или условную куплю-продажу биржевого товара с отсроченным исполнением, к ним относятся: фьючерс, опцион;
14) клиент - физическое или юридическое лицо, пользующееся услугами брокера и (или) дилера для совершения сделок с биржевым товаром;
15) клиринговый центр - специализированная организация или подразделение товарной биржи, осуществляющее клиринг;
16) клиринг - проведение зачета взаимных требований и обязательств между участниками биржевых торгов по сделкам, совершаемым на товарной бирже;
17) опционный контракт - контракт, который, в обмен на премию, предоставляет покупателю право (без обязательства) на покупку или продажу биржевого товара по цене исполнения у продавца опциона в течение определенного периода времени или на определенную дату (дату истечения срока опциона);
18) опционная сделка - биржевая сделка, объектом которой является опционный контракт;
19) спот-товар - товар с немедленной поставкой, или находящийся на складе, с поставкой его в будущем;
20) член товарной биржи - брокер и (или) дилер, имеющий в соответствии с законодательством Республики Казахстан право на осуществление сделок с биржевым товаром в порядке, предусмотренном внутренними документами товарной биржи;
21) торговая система товарной биржи - комплекс материально-технических средств, программных продуктов, внутренних документов товарной биржи и иных необходимых активов и процедур, с использованием которых осуществляются торги с заключением сделок с биржевыми товарами между участниками торгов на товарной бирже;
22) внутренние документы товарной биржи - документы, которые регулируют условия и порядок деятельности участников на товарной бирже, работу товарной биржи, ее органов, структурных подразделений, оказание услуг, порядок и размер их оплаты;
23) уполномоченный орган - государственный орган, осуществляющий государственное регулирование и контроль в сфере торговой деятельности;
24) фьючерсная сделка - вид операции с уплатой залога, расчеты по которому проводятся через клиринговый центр, совершаемый со стандартным контрактом на товарной бирже с принятием участниками торгов на себя обязательств поставить (принять) определенное количество биржевого товара в определенный период в будущем по цене, установленной в момент заключения сделки;
25) фьючерсный контракт - контракт о поставке или получении товара в определенном количестве по цене, оговоренной при заключении контракта, в будущем, в обозначенный в контракте срок.
Статья 2.
Законодательство Республики Казахстан о товарных биржах
1. Законодательство Республики Казахстан о товарных биржах основывается на
Конституции
Республики Казахстан и состоит из
Гражданского кодекса
Республики Казахстан, настоящего Закона и иных нормативных правовых актов Республики Казахстан.
2. Если международным договором, ратифицированным Республикой Казахстан, установлены иные правила, чем те, которые содержатся в настоящем Законе, то применяются правила международного договора.
ГЛАВА 2. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТОВАРНЫХ БИРЖ
Статья 3.
Компетенция Правительства Республики Казахстан
Правительство Республики Казахстан:
1) разрабатывает единую государственную политику в сфере деятельности товарных бирж;
2) утверждает программы в области развития деятельности товарных бирж;
3) утверждает правила лицензирования деятельности товарных бирж, брокеров и дилеров, а также устанавливает квалификационные требования к деятельности товарных бирж, брокеров и дилеров;
4) утверждает Перечень биржевых товаров и минимальный размер представляемых партий, которые реализуются через товарные биржи в рамках государственных закупок организаций и перечень организаций, обязанных осуществлять в установленном порядке государственные закупки через товарные биржи;
5) по предложению уполномоченного органа утверждает Перечень биржевых товаров и минимальный размер представляемых партий, которые реализуются только через товарные биржи;
6) утверждает правила организации государственных закупок товаров через товарные биржи, внесенные уполномоченным органом в сфере государственных закупок.
Статья 4.
Компетенция уполномоченного органа
Уполномоченный орган:
1) разрабатывает программные документы в области развития товарных бирж;
2) разрабатывает, утверждает нормативные правовые акты в сфере регулирования деятельности товарных бирж;
3) разрабатывает предложения по формированию и утверждению Перечня биржевых товаров и минимального размера представляемых партий, которые реализуются только через товарные биржи, а также по исключению биржевых товаров из перечня;
4) вносит предложения по формированию и утверждению Перечня биржевых товаров и минимальный размер представляемых партий, которые реализуются через товарные биржи в рамках государственных закупок;
5) проводит анализ и мониторинг деятельности товарных бирж;
6) публикует информацию по вопросам деятельности товарных бирж и биржевой торговли, за исключением сведений, составляющих коммерческую или иную, охраняемую законом Республики Казахстан, тайну;
7) осуществляет взаимодействие с зарубежными товарными биржами по обмену опытом, организации подготовки специалистов и другим вопросам, представляющим взаимный интерес;
8) осуществляет контроль за соблюдением законодательства Республики Казахстан о товарных биржах;
9) выдает предписания о нарушении законодательства Республики Казахстан о товарных биржах, рассматривает дела об административных правонарушениях в соответствии с законодательством Республики Казахстан об административных правонарушениях;
10) осуществляет проверку деятельности товарных бирж в соответствии с законодательством Республики Казахстан;
11) рассматривает обращения о нарушении товарными биржами и ее членами законодательства Республики Казахстан;
12) утверждает типовые правила биржевой торговли;
13) привлекает к участию в проверках специалистов соответствующих государственных органов, обладающими контрольными функциями;
14) официально делегирует своего представителя на присутствие в работе товарной биржи, в том числе в биржевых торгах;
15) осуществляет лицензирование деятельности товарных бирж, брокеров и дилеров.
Статья 5.
Условия включения товаров в перечень биржевых
товаров и минимальный размер представляемых партий,
предназначенных для реализации только через товарные
биржи и исключения из него биржевых товаров
Перечень биржевых товаров и минимальный размер представляемых партий, которые реализуются только через товарные биржи, формируется на основе экономических интересов государства.
Статья 6.
Лицензирование деятельности товарных бирж,
брокеров и дилеров
Лицензирование деятельности товарных бирж, брокеров и дилеров осуществляется в порядке установленном законодательством Республики Казахстан о лицензировании.
ГЛАВА 3. СОЗДАНИЕ ТОВАРНОЙ БИРЖИ
Статья 7.
Товарная биржа
1. Товарной биржей является юридическое лицо, созданное в организационно-правовой форме акционерного общества, осуществляющее организационное и техническое обеспечение торгов путем их непосредственного проведения с использованием своей торговой системы.
Товарная биржа обеспечивает проведение торгов по установленным правилам биржевой торговли.
Товарная биржа осуществляет свою деятельность на основании лицензии, выдаваемой уполномоченным органом.
2. Товарная биржа считается созданной и приобретает статус юридического лица со дня государственной регистрации в органах юстиции. Слова "Товарная биржа" в наименовании товарной биржи обязательны.
3. Формирование уставного капитала товарной биржи осуществляется в соответствии с законодательством Республики Казахстан об акционерных обществах.
Статья 8.
Устав товарной биржи
1. Устав товарной биржи разрабатывается и утверждается в порядке, предусмотренном законодательством Республики Казахстан об акционерных обществах.
2. В уставе товарной биржи должна быть в обязательном порядке указана специализация товарной биржи.
Статья 9.
Разрешение споров на товарной бирже
1. Для решения споров, связанных с заключением биржевых сделок, товарная биржа создает в течение тридцати календарных дней после государственной регистрации в органах юстиции постоянно действующий биржевой арбитраж.
2. В состав биржевого арбитража должно входить не менее трех физических лиц и формироваться по принципу нечетного количества членов.
3. Не менее пятидесяти процентов членов биржевого арбитража должны составлять физические лица, имеющие высшее юридическое образование, и не являющиеся работником брокера или дилера - члена товарной биржи и работником товарной биржи.
4. Решение биржевого арбитража является обязательным и может быть оспорено в суде.
Статья 10.
Классификация товарных бирж
По специализации товарные биржи могут быть:
1) универсальные товарные биржи, принимающие к биржевым торгам различные виды товаров;
2) специализированные товарные биржи, обслуживающие обращение определенного вида товара.
Статья 11.
Типовые правила биржевой торговли
1. Типовые правила биржевой торговли определяет порядок деятельности членов товарной биржи при совершении биржевых сделок с товарами, допущенными к обращению в торговую систему товарной биржи.
2. Типовые правила биржевой торговли утверждаются уполномоченным органом.
3. Типовые правила биржевой торговли включают:
1) условия и порядок вступления в члены товарной биржи, условия и порядок приостановления и прекращения членства на товарной бирже;
2) требования, предъявляемые к членам товарной биржи, порядок приема в члены, приостановление и утрата членства товарной биржи;
3) порядок проведения биржевых торгов;
4) порядок осуществления расчетов по заключенным на биржевых торгах сделкам с товарами;
5) условия и порядок приостановления и возобновления торгов на товарной бирже;
6) порядок формирования и организации деятельности биржевого арбитража, а также механизмы разрешения споров и конфликтов, возникающих в процессе осуществления сделок с биржевыми товарами;
7) порядок принятия (утверждения) документов по биржевой торговле;
8) порядок учета и регистрации сделок на товарной бирже.
Статья 12.
Члены товарной биржи
1. Количество членов товарной биржи должно быть не менее трех.
2. Членство на товарной бирже дает право участвовать в биржевых торгах в соответствии с настоящим Законом.
3. Члены товарной биржи вправе принимать участие в торгах по тем видам биржевых товаров, совершение сделок с которыми допускается для данных членов правилами биржевой торговли.
Статья 13.
Работники товарной биржи
1. Работниками товарной биржи являются физические лица, состоящие в трудовых отношениях с товарной биржей и непосредственно выполняющие работу по трудовому договору.
2. Работникам товарной биржи запрещается участвовать в биржевых сделках, а также использовать коммерческую информацию в собственных интересах.
ГЛАВА 4. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ТОВАРНОЙ БИРЖИ
Статья 14.
Деятельность товарной биржи
1. Основным видом деятельности товарной биржи является организация и проведение биржевых торгов с обязательным использованием современных коммуникаций.
2. Товарная биржа осуществляет следующие функции:
1) организация и проведение торгов со спот-товаром;
2) организация и проведение торгов срочными контрактами;
3) регистрация сделок, совершаемых на товарной бирже, в том числе сделок со спот-товарами;
4) организация и осуществление расчетов по биржевым сделкам;
5) фиксирование биржевой цены на товар в результате проведенных торгов на товарной бирже;
6) разрабатывает и утверждает Правила биржевой торговли на основе типовых правил биржевой торговли, утверждаемых уполномоченным органом.
7) экспертиза качества биржевого товара;
8) оказание организационных, консультационных, информационных, методических и иных услуг членам товарной биржи;
9) проведение аналитических исследований рынка биржевых товаров;
10) выпуск печатной продукции, относящейся к информации о биржевой деятельности;
11) организация учебных курсов по обучению и повышению квалификации участников биржевого товарного рынка;
12) эксплуатация торговой системы товарной биржи;
13) разрешение споров между участниками биржевой торговли.
3. Товарной бирже запрещается осуществлять торговую и иную деятельность, непосредственно не связанную с организацией биржевой торговли.
4. Товарная биржа вправе заключать от своего имени соглашения о сотрудничестве с иностранными юридическими и физическими лицами в пределах прав, предоставленных ей настоящим Законом и иными законодательными актами Республики Казахстан, в том числе заключать соглашения об импорте товаров, предназначенных для осуществления деятельности товарной биржи без права выставления этих товаров на биржевые торги.
Статья 15.
Доходы товарной биржи
1. Доходы товарной биржи формируются за счет вступительных и ежегодных взносов членов товарной биржи, за пользование имуществом биржи, регистрацию и оформление биржевых сделок, и других поступлений.
2. Товарная биржа имеет право устанавливать:
1) размеры и порядок внесения гарантийных взносов членами товарной биржи;
2) размер платежей за участие в торгах в соответствии с правилами биржевой торговли;
3) минимальные и максимальные пределы уровней цен на конкретный биржевой товар в рамках одного торгового дня исходя из цен, сложившихся в результате предыдущих торгов для приостановления торгов в целях предотвращения спекулятивных действий.
3. Товарной бирже запрещается устанавливать размеры вознаграждения, взимаемого брокерами и дилерами за посредничество в биржевых сделках.
4. Размеры платежей, взимаемых с членов товарной биржи, определяются правилами биржевой торговли и должны быть доступны для ознакомления любому участнику биржевой торговли.
Статья 16.
Биржевая сделка
1. Биржевой сделкой является сделка, предметом которой является биржевой товар в отношении, которого участники биржевой торговли проводят торги в соответствии с законодательством Республики Казахстан в сфере товарных бирж и Правилами биржевой торговли.
2. Сделки, совершенные на товарной бирже, но не соответствующие требованиям, предусмотренным пунктом 1 настоящей статьи, не являются биржевыми. Товарные биржи вправе применять санкции к членам товарной биржи, совершающим небиржевые сделки на данной товарной бирже.
3. Биржевые сделки не могут совершаться от имени и за счет товарной биржи.
Статья 17.
Виды биржевых сделок
На товарной бирже совершаются сделки:
1) сделки с взаимной передачей прав и обязанностей в отношении спот-товара, включая сделки, взаимосвязанные с международными деловыми операциями;
2) фьючерсные сделки;
3) опционные сделки;
4) сделки с взаимной передачей прав и обязанностей в отношении складских документов.
Статья 18.
Гарантии в биржевой торговле при совершении
фьючерсных и опционных сделок
1. Товарная биржа в целях обеспечения исполнения совершаемых на ней фьючерсных и опционных сделок обязана организовать расчетное обслуживание путем создания клиринговых центров.
2. Право совершения фьючерсных и опционных сделок на товарной бирже имеют только брокеры и (или) дилеры.
3. В целях гарантирования исполнения обязательств по фьючерсным и опционным сделкам участники вносят залог в соответствии с внутренними документами товарной биржи.
4. Фьючерсные и опционные сделки могут совершаться на товарной бирже только при наличии специального комплекса программных средств, обеспечивающего автоматизированное ведение торгов, проведение клиринга, динамику изменения котировки.
5. Клиринговые центры могут создаваться как независимые от товарной биржи, так и специально организованное структурное подразделение - клиринговый центр в составе товарной биржи.
6. Клиринговые центры вправе:
1) устанавливать виды, размеры и порядок взимания взносов, гарантирующих исполнение фьючерсных и опционных сделок и возмещение ущерба, возникшего в результате полного или частичного неисполнения обязательств по этим сделкам, а также определять другие финансовые обязательства участников этих сделок;
2) принимать меры для гарантирования фьючерсных и опционных сделок;
3) осуществлять зачет взаимных требований и обязательств сторон, участвующих в расчетах, осуществляемых в результате совершения сделок с товарами.
7. Товарная биржа в целях обеспечения исполнения совершаемых на ней фьючерсных и опционных сделок вправе создавать гарантийные и иные фонды с участием клирингового центра.
Статья 19.
Биржевая цена
1. Биржевая цена на товар складывается в результате котировки биржевых товаров.
2. Товарные биржи обязаны публиковать котировки на биржевые товары не реже одного раза в неделю в печатных и электронных средствах массовой информации.
ГЛАВА 5. БРОКЕРСКАЯ И ДИЛЕРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА ТОВАРНОЙ БИРЖЕ
Статья 20.
Порядок осуществления деятельности брокера и дилера
1. Брокерская и дилерская деятельность на товарной бирже осуществляются на основании лицензии выдаваемой уполномоченным органом.
2. Брокер и дилер обязаны соблюдать требования, установленные настоящим Законом, иными законодательными актами Республики Казахстан, нормативными правовыми актами уполномоченного органа, внутренними документами товарной биржи.
3. Отношения между брокером и дилером и его клиентами возникают на основании договора об оказании брокерских и дилерских услуг, к которому применяются нормы договора поручения или комиссии, установленные Гражданским кодексом Республики Казахстан.
Статья 21.
Совершение сделок брокером и дилером
1. Брокер и дилер совершают сделки с биржевыми товарами только на товарных биржах в соответствии с приказом клиента. Виды приказов клиентов, их содержание и оформление устанавливаются внутренними документами товарной биржи.
2. Исполнение приказа клиента осуществляется брокером и дилером с соблюдением условий совершения сделки, указанных в данном приказе. Если при совершении сделки возникнет необходимость изменения условий сделки, брокер и дилер обязан согласовать свои действия с клиентом.
В случае возникновения конфликта интересов брокер и дилер обязан совершить сделку, исходя из приоритета интересов клиента над своими интересами.
Статья 22.
Отношения между брокером и дилером
и их клиентами на товарной бирже
Товарная биржа, в пределах своих полномочий, регламентирует взаимоотношения брокеров и дилеров и их клиентов, применяет меры, к нарушителям биржевой торговли.
Статья 23.
Требования к брокерам и дилерам
1. Внутренние документы брокеров и дилеров должны содержать условия обеспечения сохранности сведений, составляющих коммерческую тайну на товарной бирже, и не допускающие их использования в собственных интересах участника, его представителей или третьих лиц.
2. Брокеры и дилеры обязаны вести учет совершаемых биржевых сделок отдельно по каждому клиенту и хранить сведения об этих сделках в течение пяти лет со дня совершения сделки.
Статья 24.
Коммерческая тайна на товарной бирже
Коммерческая тайна включает:
1) сведения о зарегистрированных в качестве участников биржевой торговли юридических и физических лицах;
2) сведения о сделках, заключаемых на товарной бирже.
2. Брокеры и дилеры не вправе использовать сведения, составляющие коммерческую тайну на товарной бирже, и допускать действия, которые могут повлечь нарушение естественного ценообразования и дестабилизацию товарного рынка.
3. Лицом, располагающим информацией, составляющей коммерческую тайну, является лицо, которое в силу своего служебного положения имеет возможность доступа к указанной информации.
Статья 25.
Раскрытие коммерческой тайны
1. Сведения, составляющие коммерческую тайну на товарной бирже, не подлежат разглашению, за исключением случаев, установленных пунктами 2 и 3 настоящей статьи.
2. Сведения, составляющие коммерческую тайну, могут быть представлены участнику биржевой торговли в отношении его прав либо его представителю на основании доверенности, оформленной в соответствии с законодательством Республики Казахстан.
3. Сведения, составляющие коммерческую тайну на товарной бирже, должны быть предоставлены:
1) органам дознания и предварительного следствия: по находящимся в их производстве уголовным делам;
2) судам: по находящимся в их производстве делам на основании определения, постановления;
3) органам прокуратуры: на основании постановления о производстве проверки в пределах их компетенции, по находящемуся у них на рассмотрении материалу;
4) органам исполнительного производства: по находящимся в их производстве делам исполнительного производства на основании постановления судебного исполнителя по вопросам, касающимся исполнения, и санкционированного прокурором;
5) налоговым органам: по вопросам, связанным с налогообложением проверяемого лица;
6) нотариусам: по находящимся в их производстве наследственным делам;
7) иностранным консульским учреждениям: по находящимся в их производстве наследственным делам;
8) антимонопольным органам: по вопросам, связанным с соблюдением антимонопольного законодательства;
9) уполномоченному органу: по запросу в рамках его компетенции.
ГЛАВА 6. ПРОВЕРКИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТОВАРНЫХ БИРЖ
Статья 26.
Проверки деятельности товарных бирж
1. Проверки деятельности товарных бирж осуществляются в соответствии с настоящим Законом и иными законами Республики Казахстан.
2. Осуществляемые уполномоченным органом проверки деятельности товарных бирж могут быть плановыми и внеплановыми.
3. Плановые проверки деятельности товарных бирж проводятся уполномоченным органом не чаще одного раза в год.
Основанием для проведения плановой проверки является план работы уполномоченного органа, ежегодно утверждаемый руководителем уполномоченного органа. План должен содержать перечень товарных бирж, в отношении которых предполагается проведение проверок и период их проведения.
4. Основаниями для проведения уполномоченным органом внеплановой проверки деятельности товарных бирж являются:
1) подтвержденные факты, изложенные в обращениях физических и (или) юридических лиц;
2) информация государственных органов;
3) сообщения правоохранительных органов;
4) сообщения средств массовой информации.
5. Не позднее десяти календарных дней со дня возникновения оснований, предусмотренных пунктом 4 настоящей статьи, уполномоченный орган:
1) принимает решение о проведении проверки фактов нарушения законодательства Республики Казахстан о товарных биржах;
2) отказывает в проведении проверки фактов нарушения законодательства Республики Казахстан о товарных биржах ввиду отсутствия оснований.
Статья 28.
Порядок проведения проверок деятельности товарных бирж
1. Проверка деятельности товарных бирж проводится на основании акта о назначении проверки уполномоченного органа. Акт о назначении проверки уполномоченного органа должен содержать:
1) наименование уполномоченного органа, фамилию и инициалы, занимаемую должность лица, обладающего полномочием по назначению проверки, и его подпись;
2) дату и регистрационный номер акта о назначении проверки по журналу уполномоченного органа;
3) фамилию, имя, отчество и должность должностного лица, осуществляющего проверку;
4) наименование, место нахождения и регистрационный номер налогоплательщика - товарной биржи;
5) вид проверки;
6) вопрос проверки;
7) дату начала и окончания проверки;
8) основания назначения проверки;
9) проверяемый период в случае, если требуется изучение документов деятельности товарных бирж за определенный временной период;
10) программу проверки с указанием основных задач и целей проведения проверки деятельности товарных бирж, перечень вопросов и круг обстоятельств, подлежащих установлению в ходе проверки деятельности товарных бирж.
2. Акт о назначении проверки уполномоченного органа подписывается руководителем и заверяется печатью уполномоченного органа.
3. Акт о назначении проверки, в обязательном порядке регистрируется в государственном органе, осуществляющем в пределах своей компетенции статистическую деятельность в области правовой статистики и специальных учетов, в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан.
4. При проведении проверки деятельности товарных бирж должностное лицо уполномоченного органа обязано предъявить руководителю товарной биржи или лицу его замещающему:
1) акт о назначении проверки с отметкой о регистрации в органе по правовой статистике;
2) служебное удостоверение;
3) план проверки, утвержденный руководителем государственного органа.
5. При предъявлении акта о назначении проверки и служебного удостоверения руководство товарных бирж обязаны допустить должностное лицо уполномоченного органа на территорию или в помещение, принадлежащие им, и обеспечить возможность запроса и получения от должностных лиц, руководителей и других работников проверяемых товарных бирж необходимой для проведения проверки информации, документов и объяснений в устном и письменном виде по вопросам, возникшим в ходе проверки.
6. Уполномоченному органу запрещается изымать при проверке какие-либо документы или материалы товарной биржи или брокера и (или) дилера, разглашать информацию о товарных биржах и участниках биржевой торговли, полученную в процессе проверки.
7. В случае отказа в принятии акта о назначении проверки или воспрепятствования доступу должностных лиц уполномоченного органа, осуществляющих проверку, к материалам, необходимым для проведения проверки, составляется протокол. Протокол подписывается должностным лицом уполномоченного органа, осуществляющим проверку, и уполномоченным лицом проверяемой товарной биржи.
Уполномоченное лицо проверяемой товарной биржи вправе отказаться от подписания протокола, дав письменное объяснение о причине отказа. Отказ от получения акта о назначении проверки не является основанием для отмены проверки.
8. Срок проведения проверки деятельности товарной биржи устанавливается с учетом объема предстоящих работ и поставленных задач, но не должен превышать тридцать календарных дней.
В случае необходимости дополнительной проверки обстоятельств срок может быть продлен решением уполномоченного органа на тридцать календарных дней.
Продление срока проверки деятельности товарной биржи производится руководителем уполномоченного органа, осуществляющего проверку.
В случае продления сроков проверки государственный орган в обязательном порядке оформляет дополнительный акт о продлении проверки с регистрацией в органе по правовой статистике, в котором указываются номер и дата регистрации предыдущего акта о назначении проверки и причина продления.
На основании одного акта о назначении проверки может проводиться только одна проверка.
9. Проверка завершается составлением справки об итогах проверки деятельности товарной биржи.
Справка об итогах проверки подписывается должностным лицом, осуществляющим проверку деятельности товарных бирж, и руководителем проверяемой товарной биржи или лицом, его замещающим.
10. Руководитель проверяемой товарной биржи или лицо, его замещающее, вправе изложить в письменном виде особое мнение, которое прилагается к справке об итогах проверки.
11. В случае отказа руководителя проверяемой товарной биржи или лица, его замещающего, от подписания справки об итогах проверки должностным лицом, осуществляющим проверку деятельности товарной биржи, в справку об итогах проверки вносится соответствующая запись.
12. Второй экземпляр справки об итогах проверки после окончания проверки деятельности товарных бирж вручается под роспись руководителю товарной биржи или лицу, его замещающему, а в случае его отсутствия сдается в канцелярию проверяемой товарной биржи под роспись с указанием фамилии и должности работника товарной биржи, принявшего справку. При отсутствии возможности вручения либо сдачи справки об итогах проверки в канцелярию справка об итогах проверки направляется товарной бирже заказным письмом с почтовым подтверждением о ее вручении.
13. Результаты проверки деятельности товарной биржи могут быть обжалованы в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан.
Статья 29.
Решение уполномоченного органа по результатам
проверки деятельности товарной биржи
По результатам рассмотрения справки об итогах проверки деятельности товарной биржи уполномоченный орган:
1) составляет заключение об отсутствии оснований в возбуждении дела об административном правонарушении;
2) возбуждает дело об административном правонарушении;
3) выносит предписание товарной бирже об устранении выявленных фактов нарушения законодательства Республики Казахстан о товарных биржах;
4) передает материалы в правоохранительные органы для рассмотрения вопроса о возбуждении уголовного дела;
5) передает материалы в иные государственные органы для рассмотрения и принятия соответствующих мер.
Статья 30.
Предписания уполномоченного органа
Предписания уполномоченного органа исполняются товарными биржами в срок, предусмотренный предписаниями, но не позднее тридцати дней со дня их получения.
ГЛАВА 7. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 31.
Реорганизация и ликвидации товарной биржи
Реорганизация (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование) и ликвидация товарной биржи осуществляется в соответствии с законодательством Республики Казахстан об акционерных обществах.
Статья 32.
Переходные положения
1. Товарные биржи, созданные до введения в действие настоящего Закона, обязаны в срок до 1 января 2010 года привести учредительные документы в соответствие с настоящим Законом.
2. В случае невыполнения требования пункта 1 настоящей статьи, товарная биржа не позднее 6 месяцев со дня установленного срока подлежит ликвидации в соответствии законодательством Республики Казахстан.
Статья 33.
Порядок введения в действие настоящего Закона
1. Настоящий Закон вводится в действие с 1 июня 2008 года и подлежит официальному опубликованию.
2. Признать утратившим силу Закон Республики Казахстан от 7 апреля 1995 г. "О товарных биржах" (Ведомости Верховного Совета Республики Казахстан, 1995 г., N 3-4, ст. 26; Ведомости Парламента Республики Казахстан, 1997 г., N 11, ст. 143; 2003 г., N 15, ст. 139; 2004 г., N 23, ст. 142).
Президент
Республики Казахстан