Правительство Республики Казахстан
ПОСТАНОВЛЯЕТ:
внести на рассмотрение Мажилиса Парламента Республики Казахстан проект Закона Республики Казахстан "О государственной статистике" (новая редакция).
Премьер-Министр
Республики Казахстан
К. Масимов
Проект
Закон Республики Казахстан
О государственной статистике
(новая редакция)
Настоящий Закон регулирует общественные отношения, возникающие в области государственной статистики, определяет основные принципы и правовые основы государственной политики в области государственной статистики и направлен на обеспечение общества, государства и международного сообщества полной, достоверной, качественной, научно-обоснованной и своевременной официальной статистикой о социальном, экономическом, демографическом и экологическом положении Республики Казахстан.
Глава 1. Общие положения
Статья 1. Основные понятия
В настоящем Законе используются следующие основные понятия:
1) административные данные - индивидуальные количественные и/или качественные характеристики физического или юридического лица, включая данные похозяйственного учета, формируемые административными источниками;
2) административные источники - центральные и местные исполнительные органы, Национальный Банк Республики Казахстан и иные государственные органы, осуществляющие сбор учетных или иных данных в процессе реализации стратегических, регулятивных, реализационных или контрольных функций, за исключением статистической деятельности;
3) похозяйственный учет - процесс формирования административных данных по личным подсобным хозяйствам, осуществляемый акимами поселка, аула (села), аульного (сельского) округа;
4) первичные статистические данные - индивидуальные количественные и/или качественные характеристики объекта статистического наблюдения, предоставляемые респондентом;
5) ведомственное статистическое наблюдение - статистическое наблюдение, проводимое государственными органами и Национальным Банком Республики Казахстан, за исключением уполномоченного органа, уполномоченными на проведение статистических работ в соответствии с Планом статистических работ;
6) общегосударственное статистическое наблюдение - статистическое наблюдение, проводимое уполномоченным органом в соответствии с Планом статистических работ;
7) государственная статистика - официальная статистическая информация, формируемая системой органов государственной статистики;
8) государственный статистический регистр - систематизированный перечень юридических лиц, филиалов, представительств и индивидуальных предпринимателей с их количественными и/или качественными характеристиками;
9) пользователь - физическое или юридическое лицо, пользующееся государственной статистикой;
10) респондент - физическое или юридическое лицо, его структурные подразделения (филиалы, представительства), либо его участки или их группы, предоставляющие данные по объекту статистического наблюдения;
11) перепись - специально организованное статистическое наблюдение, задачей которого является определение количественных и/или качественных характеристик объекта статистического наблюдения;
12) статистическая информация - агрегированные данные, полученные в процессе обработки первичных статистических данных и административных данных;
13) распространение статистической информации - обеспечение доступа к статистической информации независимо от используемых при этом форм и средств;
14) статистическая методология - совокупность научно-обоснованных приемов, способов, методов и правил, используемых в статистической деятельности;
15) статистическое наблюдение - научно-организованный сбор первичных статистических данных;
16) объект статистического наблюдения - единица изучаемого явления или их совокупность, о которой должны быть собраны количественные и качественные характеристики;
17) статистическая деятельность - процесс, включающий разработку статистической методологии, проведение статистического наблюдения, формирование и распространение статистической информации;
18) статистический классификатор - систематизированный перечень явлений, объектов, распределенных на группы, классы, разряды, содержащий описание принципов, методов составления и систематизации, а также код, служащий средством идентификации каждого явления или объекта;
19) статистический регистр - систематизированный перечень единиц статистического наблюдения с их количественными и/или качественными характеристиками;
20) уполномоченный орган - государственный орган, осуществляющий руководство и межотраслевую координацию в области государственной статистики.
Статья 2. Законодательство в области государственной
статистики
1. Законодательство Республики Казахстан в области государственной статистики основывается на Конституции Республики Казахстан и состоит из настоящего Закона и иных нормативных правовых актов Республики Казахстан, регулирующих отношения в области государственной статистики.
2. Если международным договором, ратифицированным Республикой Казахстан, установлены иные правила, чем те, которые содержатся в настоящем Законе, то применяются правила международного договора.
Статья 3. Сфера применения Закона
Действие настоящего Закона распространяется на отношения, возникающие в процессе статистической деятельности на территории Республики Казахстан, в которых участвуют система органов государственной статистики, респонденты, административные источники и пользователи. Отношения в области правовой статистики и ведения специальных учетов регулируются настоящим Законом с учетом особенностей, предусмотренных Законом Республики Казахстан "О государственной правовой статистике и специальных учетах".
Статья 4. Система органов государственной статистики
Систему органов государственной статистики составляют:
уполномоченный орган;
государственные органы и Национальный Банк Республики Казахстан, проводящие ведомственные статистические наблюдения в соответствии с Планом статистических работ.
Статья 5. Государственная политика в области
государственной статистики
1. Государственная политика Республики Казахстан в области государственной статистики направлена на создание, функционирование, развитие и совершенствование государственной статистики.
2. Государственная политика в области государственной статистики основывается на принципах государственной статистики:
1) согласованности и сопоставимости государственной статистики общепринятым международным концепциям, стандартам, классификациям и методам;
2) профессиональной независимости при осуществлении статистической деятельности;
3) равноправия и обеспечения равного доступа пользователей к государственной статистике;
4) гарантии конфиденциальности и использования первичных статистических данных исключительно для статистических целей;
5) использования всех видов источников информации, формируемой системой органов государственной статистики;
6) достоверности, научной обоснованности, своевременности предоставления и общедоступности государственной статистики;
7) обеспечения сохранности и безопасности статистической информации, первичных статистических данных и административных данных.
Статья 6. Задачи в области государственной статистики
Основные задачи в области государственной статистики:
формирование статистической методологии;
формирование государственной статистики с соблюдением принципов государственной статистики;
удовлетворение потребности общества, государства и международного сообщества в государственной статистике.
Статья 7. Обеспечение гарантий конфиденциальности и защиты
предоставляемых данных
1. Первичные статистические данные используются только в статистических целях (для разработки государственной статистики).
2. Использование первичных статистических данных государственными органами и Национальным Банком Республики Казахстан в отношении конкретного респондента, в том числе при осуществлении ими контрольных и надзорных функций, запрещено.
3. Должностные лица системы органов государственной статистики несут персональную ответственность за утрату, незаконное разглашение, распространение, продажу первичных статистических данных в соответствии с законами Республики Казахстан.
4. При обработке первичных статистических данных система органов государственной статистики обеспечивает соблюдение требований настоящего Закона, предъявляемых для обеспечения конфиденциальности.
5. Статистическая информация, включая первичные статистические данные, содержащая государственные секреты, разглашению не подлежит и охраняется в соответствии с законодательством Республики Казахстан о государственных секретах.
6. Запрещается вмешательство в деятельность респондентов по формированию первичных статистических данных.
7. Не являются конфиденциальными следующие сведения о юридических лицах, его структурных подразделениях (филиалах, представительствах) и индивидуальных предпринимателях:
наименование, вид экономической деятельности по общему классификатору видов экономической деятельности (ОКЭД), код по общему классификатору предприятий и организаций (ОКПО), бизнес-идентификационный номер (БИН), код по классификатору административно-территориальных объектов (КАТО).
Статья 8. Международное сотрудничество в области
государственной статистики
1. Взаимоотношения в области государственной статистики между Республикой Казахстан и другими государствами или международными организациями определяются на основе двусторонних и многосторонних международных договоров, участницей которых является Республика Казахстан, основанных на принципах равноправия и взаимных интересов в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан.
2. В рамках заключенных международных договоров уполномоченный орган имеет право на распространение государственной статистики и обмена опытом по используемой статистической методологии.
Статья 9. Консультативно-совещательные органы по вопросам
государственной статистики
В целях формирования государственной политики в области государственной статистики и координации деятельности государственных органов и Национального Банка Республики Казахстан, входящих в систему органов государственной статистики, при Правительстве Республики Казахстан и при уполномоченном органе могут создаваться консультативно-совещательные органы.
Глава 2. Государственное регулирование в области
государственной статистики
Статья 10. Компетенция Президента Республики Казахстан
Президент Республики Казахстан определяет основные направления развития государственной статистики.
Статья 11. Компетенция Правительства Республики Казахстан
Правительство Республики Казахстан в области государственной статистики:
1) разрабатывает основные направления государственной политики в области государственной статистики;
2) координирует деятельность государственных органов и Национального Банка Республики Казахстан, входящих в систему органов государственной статистики, при формировании государственной политики в области государственной статистики;
3) определяет порядок и сроки проведения переписей;
4) принимает решения о проведении переписей;
5) осуществляет иные функции, предусмотренные законодательством Республики Казахстан.
Статья 12. Компетенция государственных органов и
Национального Банка Республики Казахстан,
входящих в систему органов государственной
статистики
1. Уполномоченный орган:
1) формирует единую политику в области государственной статистики;
2) формирует статистическую методологию в соответствии с международными статистическими стандартами;
3) координирует деятельность административных источников по предоставлению административных данных;
4) разрабатывает и принимает нормативные правовые акты по вопросам государственной статистики;
5) организует научно-исследовательские разработки в области государственной статистики;
6) организует и проводит общегосударственные статистические наблюдения в соответствии с Планом статистических работ, реализует мероприятия Плана статистических работ, программ и стратегических планов по развитию системы органов государственной статистики;
7) разрабатывает программы переписей и организует их проведение;
8) распространяет государственную статистику, статистическую информацию и статистическую методологию;
9) обеспечивает функционирование статистических регистров;
10) обеспечивает накопление, ведение и актуализацию информационных статистических баз данных о социально-экономическом положении республики и ее регионов;
11) разрабатывает классификаторы в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан в сфере технического регулирования;
12) осуществляет иные функции, предусмотренные законодательством Республики Казахстан.
2. Государственные органы и Национальный Банк Республики Казахстан, входящие в систему органов государственной статистики:
1) формируют государственную статистику и статистическую информацию по ведомственным статистическим наблюдениям в соответствии с утвержденным Графиком распространения статистической информации;
2) реализуют государственную политику в области государственной статистики;
3) проводят ведомственные статистические наблюдения в соответствии с Планом статистических работ;
4) осуществляют иные функции, предусмотренные законодательством Республики Казахстан.
Статья 13. Права и обязанности уполномоченного органа
1. Уполномоченный орган имеет право:
1) привлекать государственные органы для проведения статистических наблюдений;
2) проводить экспертизу статистической деятельности системы органов государственной статистики на соответствие утвержденной уполномоченным органом статистической методологии по ведомственным статистическим наблюдениям и запрашивать необходимые для проведения экспертизы документы (информацию);
3) давать разъяснения по поводу ошибочного толкования и неправильного использования статистической методологии и государственной статистики;
4) собирать данные из источников, указанных в настоящем Законе, а также иметь бесплатный доступ к административным данным;
5) получать на бесплатной основе от респондентов первичные статистические данные;
6) проводить необходимые работы по реализации Плана статистических работ;
7) осуществлять международное сотрудничество с органами статистики других государств и международными организациями в пределах своих полномочий.
2. Уполномоченный орган обязан:
1) координировать разработку и формирование Плана статистических работ;
2) давать разъяснения по вопросам, отнесенным к компетенции уполномоченного органа;
3) обеспечивать систему органов государственной статистики актуальными статистическими классификаторами;
4) обеспечивать сбор, хранение и защиту первичных статистических данных;
5) соблюдать конфиденциальность первичных статистических данных на основе персональной ответственности работников;
6) использовать первичные статистические данные, административные данные и статистическую информацию исключительно в статистических целях;
7) обеспечивать пользователей государственной статистикой в порядке, установленном настоящим Законом;
8) обеспечивать респондентов необходимыми материалами при предоставлении ими первичных статистических данных;
9) представлять государственную статистику и статистическую информацию в органы статистики других государств и международные организации.
Статья 14. Права и обязанности государственных органов и
Национального Банка Республики Казахстан,
входящих в систему органов государственной
статистики
1. Государственные органы и Национальный Банк Республики Казахстан, входящие в систему органов государственной статистики, имеют право:
1) получать на бесплатной основе от респондентов первичные статистические данные, необходимые для проведения ведомственных статистических наблюдений, а также для реализации возложенных на них полномочий;
2) принимать участие в разработке статистической методологии.
2. Государственные органы и Национальный Банк Республики Казахстан, входящие в систему органов государственной статистики, обязаны:
1) обеспечивать сбор, хранение и защиту первичных статистических данных;
2) обеспечивать формирование статистической информации в соответствии с утвержденным Графиком распространения статистической информации;
3) применять государственные классификаторы, разработанные уполномоченным органом, в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан в сфере технического регулирования;
4) соблюдать требования уполномоченного органа в части формирования статистической методологии;
5) соблюдать утвержденную статистическую методологию по ведомственным статистическим наблюдениям;
6) согласовывать статистическую деятельность с уполномоченным органом;
7) соблюдать конфиденциальность первичных статистических данных на основе персональной ответственности работников;
8) использовать первичные статистические данные и статистическую информацию исключительно в статистических целях;
9) обеспечивать пользователей государственной статистикой в порядке, установленном настоящим Законом.
Статья 15. Права и обязанности административных источников
1. Административные источники имеют право получать государственную статистику в порядке, установленном настоящим Законом.
2. Акимы поселка, аула (села), аульного (сельского) округа обязаны вести похозяйственный учет, организовывать ведение регистрационных записей по форме, утвержденной уполномоченным органом, и обеспечивать достоверность данных похозяйственного учета.
3. Административные источники обязаны:
1) применять государственные классификаторы, разработанные уполномоченным органом в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан в сфере технического регулирования;
2) представлять в уполномоченный орган административные данные на безвозмездной основе в порядке, установленном уполномоченным органом.
4. Национальный Банк Республики Казахстан представляет уполномоченному органу административные данные, за исключением сведений, составляющих банковскую тайну.
Статья 16. Права и обязанности респондентов
1. Респонденты имеют право:
1) на защиту представленных первичных статистических данных, а также на получение государственной статистики;
2) требовать от системы органов государственной статистики соблюдения конфиденциальности первичных статистических данных.
2. Респонденты обязаны:
1) представлять достоверные первичные статистические данные при проведении статистических наблюдений в соответствии с Графиком представления респондентами первичных статистических данных и с утвержденной статистической методологией;
2) выполнять требования настоящего Закона, а также законные требования государственных органов и Национального Банка Республики Казахстан, входящих в систему органов государственной статистики.
Статья 17. Права пользователей государственной статистики
Пользователи государственной статистики имеют право:
1) доступа к статистической информации в соответствии с Графиком распространения статистической информации;
2) одновременного и равного доступа к государственной статистике;
3) использования данных государственной статистики в собственных целях со ссылкой на источник государственной статистики.
Глава 3. Статистическая деятельность
Статья 18. Планирование статистической деятельности
1. Статистическая деятельность планируется на основе Графика распространения статистической информации, Графика представления респондентами первичных статистических данных и Плана статистических работ.
2. График распространения статистической информации, График представления респондентами первичных статистических данных и План статистических работ, их структура и порядок формирования утверждаются Правительством Республики Казахстан.
3. График распространения статистической информации, График представления респондентами первичных статистических данных и План статистических работ являются обязательными для исполнения всеми вовлеченными сторонами.
Статья 19. Переписи
1. Необходимость проведения переписей определяется Правительством Республики Казахстан по предложению уполномоченного органа.
2. Переписи проводятся уполномоченным органом вне Плана статистических работ, в порядке и сроки, определяемые Правительством Республики Казахстан.
3. Сведения, полученные в ходе переписей, не должны быть использованы в целях причинения имущественного и морального вреда физическому или юридическому лицу, затруднения реализации их прав и свобод.
4. Сведения, полученные при проведении переписей, относятся к первичным статистическим данным и к ним применяются соответствующие нормы по обеспечению гарантий конфиденциальности и защиты предоставляемых данных.
5. Предоставление первичных статистических данных респондентами при проведении переписей является обязательным.
6. Первичные статистические данные при проведении переписей предоставляются респондентами на безвозмездной основе.
Статья 20. Статистическая методология
1. Формирование государственной статистики осуществляется только в соответствии со статистической методологией.
2. Статистическая методология по ведомственным статистическим наблюдениям разрабатывается государственными органами, входящими в систему органов государственной статистики, и утверждается уполномоченным органом, за исключением случая, предусмотренного пунктом 3 настоящей статьи.
3. Статистическая методология по ведомственным статистическим наблюдениям, проводимым Национальным Банком Республики Казахстан, разрабатывается и утверждается Национальным Банком Республики Казахстан по согласованию с уполномоченным органом.
Статья 21. Статистические классификаторы и регистры
1. При формировании государственной статистики обязательно применение статистических классификаторов, разработанных и утвержденных уполномоченным органом в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан в сфере технического регулирования.
2. Для формирования совокупности обследуемых статистических объектов и/или формирования статистической информации уполномоченный орган осуществляет ведение следующих статистических регистров:
1) государственный статистический регистр;
2) статистический регистр населения;
3) сельскохозяйственный статистический регистр;
4) статистический регистр жилищного фонда.
3. Статистические регистры ведутся только в статистических целях и не могут быть использованы для официального подтверждения свойств и/или количественных характеристик конкретного статистического объекта.
4. Государственный статистический регистр является инструментом для подготовки и проведения статистических наблюдений, на основе которого формируются перечень единиц статистических наблюдений, а также статистическая информация.
5. Актуализация данных статистических регистров производится на основе административных данных и/или первичных статистических данных.
Статья 22. Источники формирования государственной
статистики
При формировании государственной статистики в качестве источника служат:
1) первичные статистические данные;
2) административные данные, включая данные похозяйственного учета;
3) статистическая информация, формируемая системой органов государственной статистики;
4) статистическая информация органов статистики других государств и международных организаций.
Статья 23. Обработка и хранение
1. Полученные при проведении общегосударственных статистических наблюдений первичные статистические данные или административные данные обрабатываются в соответствии с утвержденной статистической методологией и с соблюдением принципов государственной статистики.
2. Бумажные носители, содержащие первичные статистические данные, хранятся не менее года с момента распространения статистической информации, сформированной на основании указанных первичных статистических данных.
3. Порядок защиты и хранения первичных статистических данных определяется уполномоченным органом.
Статья 24. Распространение государственной статистики
1. Государственная статистика подлежит распространению в соответствии с Графиком распространения статистической информации, в объемах, предусмотренных Планом статистических работ и в пределах бюджетных средств, предусмотренных на реализацию Плана статистических работ.
2. Государственная статистика формируется в сроки, установленные Графиком распространения статистической информации.
3. Система органов государственной статистики обеспечивает пользователям равные права на одновременный доступ к качественной государственной статистике и статистической методологии путем их размещения на Интернет-ресурсах системы органов государственной статистики.
4. Доступ к государственный статистике обеспечивается с соблюдением норм законодательства Республики Казахстан.
5. Не допускается предоставление статистической информации, позволяющей идентифицировать объект статистического наблюдения.
Глава 4. Заключительные положения
Статья 25. Ответственность за нарушение настоящего Закона
Нарушение законодательства Республики Казахстан о государственной статистике влечет ответственность, установленную законами Республики Казахстан.
Статья 26. Порядок введения Закона в действие
1. Настоящий Закон вводится в действие по истечении десяти календарных дней после его первого официального опубликования.
2. Признать утратившим силу
Закон
Республики Казахстан от 7 мая 1997 года "О государственной статистике" (Ведомости Парламента Республики Казахстан, 1997 г., № 9, ст.91; 2001 г., № 4, ст.23; 2002 г, № 1, ст.3; № 17, ст.155; 2004 г., № 23, ст.142; № 24, ст.143; 2007 г. № 4, ст.33).
Президент
Республики
Казахстан