Правительство Республики Казахстан ПОСТАНОВЛЯЕТ:
внести на рассмотрение Мажилиса Парламента Республики Казахстан проект Закона Республики Казахстан "О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Казахстан "О нормативных правовых актах".
Премьер-Министр
Республики Казахстан К. Масимов
Закон Республики Казахстан
О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Казахстан
"О нормативных правовых актах"
Статья 1. Внести в Закон Республики Казахстан от 24 марта 1998 года "О нормативных правовых актах" (Ведомости Парламента Республики Казахстан, 1998 г., № 2-3, ст.25; 2001 г., № 20, ст.258; 2002 г., № 5, ст.50; 2004 г., № 5, ст.29; № 13, ст.74; 2005 г., № 17-18, ст.73; 2006 г., № 3, ст.22; № 24, ст.148; 2007 г., № 2, ст.18; № 12, ст.86; № 13, ст.100; № 19, ст.147; 2008 г., № 13-14, ст.55; № 21, ст.97; 2009 г., № 15-16; ст.74; № 18, ст.84; Закон Республики Казахстан от 14 октября 2009 года "О внесении изменения в Закон Республики Казахстан "О нормативных правовых актах" по вопросам проведения научной антикоррупционной экспертизы", опубликованный в газетах "Егемен Қазақстан" и "Казахстанская правда" 20 октября 2009 г.):
1) статью 1 дополнить подпунктом 16) следующего содержания:
"16) юридическая техника - совокупность способов, требований и правил оформления нормативных правовых актов.";
2) в статье 2:
в пункте 3 слова ", в том числе включающих в себя нормы права" исключить;
в подпункте 3) пункта 4 слово "стандарты" заменить словом "нормы.";
дополнить частью второй следующего содержания:
"Нормативные акты, содержащие технические и технологические нормы, не должны содержать нормы права".
3) в подпункте 2) пункта 3 статьи 3 слова "или его структурного подразделения" исключить;
4) статью 11 исключить;
5) в статье 14:
в части четвертой пункта 3 слова "оформления и" исключить;
в пункте 7:
слова "в другие нормативные правовые акты," заменить словами "нормативные правовые акты, одного уровня, то";
слова "или дано поручение соответствующим органам о подготовке таких актов" исключить;
дополнить частью второй следующего содержания:
"Если для обеспечения действия норм готовящегося проекта законодательного акта Республики Казахстан нормативного правового указа Президента Республики Казахстан, нормативного правового постановления Правительства Республики Казахстан необходимо внесение изменений и дополнений в нормативные правовые акты нижестоящего уровня, одновременно с проектом основного акта должны быть подготовлены проекты актов с указанными изменениями и дополнениями или дано поручение соответствующим органам о подготовке таких актов.";
дополнить пунктом 8 следующего содержания:
"8. Разработанные проекты законов одновременно с направлением на согласование в заинтересованные государственные органы опубликовываются (распространяются) на web-сайте уполномоченного органа, с обеспечением обсуждения положений проектов законов с общественными объединениями, неправительственными организациями и широкими слоями населения. Соответствующая информация должна обновляться по мере прохождения проектов законов вплоть до его принятия Парламентом".
6) пункт 1 статьи 15 дополнить предложением третьим следующегосодержания:
"Если для обеспечения действия Закона Республики Казахстан необходимо принятие подзаконного нормативного правового акта (если такая необходимость отсутствует, то это указывается в сопроводительном письме) к проекту основного акта прикладываются проекты подзаконных нормативных правовых актов, необходимые для его реализации. В случае, если разработка проекта подзаконного нормативного правового акта относится к компетенции другого государственного органа, то государственным органом - разработчиком проекта Закона запрашивается соответствующий проект подзаконного акта и представляется одновременно.";
7) статью 17 изложить в следующей редакции:
"Статья 17. Оформление проектов нормативных правовых актов Проекты нормативных правовых актов оформляются в соответствии с Правилами по оформлению проектов нормативных правовых актов (юридическая техника), изложенной в Приложении к настоящему Закону.";
8)в статье 18:
в заголовке слова "и стилю изложения текста" исключить;
пункт 2 исключить.
9) статьи 19, 20, 27 и 28 исключить;
10) подпункт 6) пункта 2 статьи 21 исключить;
11) дополнить статьей 29-1 следующего содержания:
"Статья 29-1. Правопреемство в отношении принятых нормативных
правовых актов
В случае реорганизации государственного органа, наделенного правом принимать нормативные правовые акты, к правопреемнику в пределах его компетенции вместе с правом принимать нормативные правовые акты переходят полномочия по изменению и прекращению действия ранее принятых нормативных правовых актов.";
12) в пункте 1 статьи 43-1 слова "и устаревших" заменить словами ", устаревших и коррупциогенных";
13) дополнить приложением согласно приложению к настоящему Закону.
Статья 2. Настоящий Закон вводится в действие со дня его первого официального опубликования.
Президент
Республики Казахстан
Приложение
к Закону Республики Казахстан
"О нормативных правовых актах"
от 24 марта 1998 года № 213
Юридическая техника
1. Общие требования
1. Настоящая Юридическая техника устанавливает требования по оформлению кодексов, законов вносящих изменения и дополнения в Конституцию Республики Казахстан, законов, указов Президента Республики Казахстан, имеющих силу конституционного закона; указов Президента Республики Казахстан, имеющих силу закона; иных нормативных правовых указов Президента Республики Казахстан; постановлений Парламента Республики Казахстан и его палат; постановлений Правительства Республики Казахстан; постановлений Конституционного Совета, Верховного Суда Республики Казахстан и Центральной избирательной комиссии Республики Казахстан; приказов министров Республики Казахстан и иных руководителей центральных государственных органов; постановлений центральных государственных органов; решений маслихатов, постановлений акиматов, решений акимов (далее - акты).
2. Все акты в обязательном порядке должны иметь следующие реквизиты:
1) Государственный герб Республики Казахстан;
2) указание на форму акта;
3) заголовок, обозначающий предмет регулирования данного акта;
4) место и дату принятия акта;
5) регистрационный номер акта;
6) подписи лица или лиц уполномоченных подписывать акты;
7) гербовую печать.
3. Составные части акта: части, разделы, подразделы, главы, статьи, пункты, подпункты и абзацы.
4. Основным структурным элементом акта является статья или пункт, содержащие в себе нормы права. В виде статей с наименованием "статья" нормы права включаются в законодательные акты. Иные акты состоят из пунктов, без их наименования словом "пункт".
5. Близкие по содержанию статьи (пункты) значительных по объему актов могут объединяться в главы. Несколько глав, близких по содержанию, могут объединяться в разделы, а разделы - в части акта.
6. В больших по объему разделах могут выделяться подразделы.
7. Статьи акта могут подразделяться на пункты, содержащие отдельные нормы права, а пункты на подпункты. Внутри статей, пунктов и подпунктов могут быть части - логически законченные отдельные нормы права, выделяемые абзацами. Части начинаются с заглавной буквы и заканчиваются точкой.
Абзацем считается часть текста, представляющая собой смысловое единство, выделяемая отступом в первой строке и начинающаяся со строчной буквы, кроме первого абзаца части, который начинается с заглавной буквы. Абзацы заканчиваются точкой с запятой (кроме первого и последнего абзацев части).
8. Каждая статья (пункт), а также части, разделы, подразделы, главы акта нумеруются арабскими цифрами. Нумерация статей (пунктов) является сквозной для всего акта. Самостоятельной и сквозной является также нумерация подпунктов, частей, разделов и глав акта.
9. Нумерация пунктов и подпунктов статьи самостоятельна для каждой статьи, а в актах, в которых основным структурным элементом является не статья, а пункт, самостоятельна нумерация подпунктов каждого пункта. Самостоятельной, а не сквозной, является также нумерация подразделов в каждом разделе акта.
10. Номера подпунктов в пунктах статьи обозначаются арабскимицифрами со скобкой следующим образом: 1), 2), 3) и далее.
В актах, состоящих из одного пункта, нумерация пунктов не производится.
В статье, состоящей из одного пункта, нумерация пункта не требуется.
11. В случаях, когда необходимо разъяснить цели и мотивы принятия акта, основные задачи, которые перед ним стоят, изложению норм права предшествует вступительная часть (преамбула).
12. При необходимости уточнения терминов и определений, используемых в акте, в нем помещается статья (пункт), разъясняющая их смысл. В акте на государственном языке термины и определения располагаются в алфавитном порядке. Термины в акте на русском языке должны соответствовать порядку изложенном на государственном языке.
Термины и определения, используемые в акте, должны соответствовать терминам и определениям, применяемым в вышестоящем акте, регулирующем однородные общественные отношения.
13. В целях удобства пользования каждая глава акта, его раздел, часть, а также подразделы разделов должны иметь заголовки. Заголовки должны иметь и статьи законодательных актов, за исключением законодательных актов, вносящих изменения и (или) дополнения.
Заголовки разделов, подразделов, глав актов отделяются от предыдущего текста двумя межстрочными интервалами, а от последующего текста - одним.
14. Необходимым структурным элементом кодексов является оглавление.
15. В структуру акта могут включаться приложения.
16. Тексты актов должны быть четко сформулированы и напечатаныединым шрифтом, без помарок и исправлений.
17. Текст акта излагается с соблюдением норм литературного языка и юридической терминологии, его положения должны быть предельно краткими и содержать четкий и не подлежащий различному толкованию смысл. Не допускается употребление устаревших и многозначных слов и выражений, эпитетов, метафор, сокращений слов. Содержание (норма) пункта не излагается повторно в других пунктах.
18. Текст акта не должен содержать положения декларативного характера, не несущие смысловой и правовой нагрузки.
19. Поручения в актах должны адресоваться государственным органам либо, при необходимости, их руководителям.
По отношению к государственным органам, не подчиненным лицу, дающему поручение, поручения в актах должны излагаться в рекомендательной форме либо по согласованию с ними. В последнем случае после наименования государственного органа указывается "(по согласованию)".
20. В тексте актов наименования государственных органов и иных организаций излагаются полностью в соответствии с официальным названием и единообразно по всему тексту.
Сокращение наименований организаций допускается для целей обеспечения простоты и лаконичности текста с расшифровкой значения сокращения либо аббревиатуры в самом тексте акта.
21. В тексте актов не допускаются обозначение абзацев дефисами или иными знаками, а также выделение и подчеркивание отдельных слов и
словосочетаний, кроме заголовка акта, названий глав, разделов, подразделов, слова "ПОСТАНОВЛЯЕТ", "ПРИКАЗЫВАЮ (ПРИКАЗЫВАЕМ)" должности, инициала имени и фамилии подписывающего лица, которые пишутся выделенными буквами (жирным шрифтом).
Слово "ПОСТАНОВЛЯЕТ" пишется прописными буквами, не допускается разрывать его переносом на другую строку.
22. Проекты актов, в том числе секретного характера, должны
оформляться на бланках установленного образца, с учетом следующих
параметров (с применением текстового редактора "WORD for WINDOWS"
версии от 6.0 и выше):
поля слева - 2,5 см, поля справа - 1,5 см, колонтитулы - 2,5 см;
шрифт - "TimesNewRoman" размером № 14 (в приложениях может быть использован шрифт меньшей размерности, но не менее № 10);
межстрочный интервал - одинарный;
абзацный отступ (отступ первой строки) - 1,25 см;
интервал между заголовком и текстом, текстом и подписью - 2 межстрочных интервала.
23. Страницы актов и приложений к ним должны быть пронумерованы, при этом для каждого приложения должна быть отдельная нумерация страниц (нумерация страниц производится вверху по центру страницы, первая страница не нумеруется).
24. В случае если актом утверждается персональный состав комиссии, рабочей группы или иного временного органа, а также правительственной делегации, то фамилии, имена, отчества и должности лиц, участвующих в их работе, приводятся полностью. При этом вначале приводятся данные руководства комиссии (рабочей группы, иного временного органа, делегации) - руководителя, его заместителя (заместителей) и секретаря, после чего указываются данные их членов, располагаемых в соответствии с протокольным старшинством и уровнями должностей государственного управления, а внутри одного уровня должностей - в алфавитном порядке.
25. При необходимости в актах могут быть приведены ссылки на статьи (пункты) актов вышестоящих уровней, а также воспроизведены отдельные положения из норм актов вышестоящих уровней со ссылкой на такие акты.
Ссылки в статьях (пунктах и подпунктах) акта на другие его статьи (пункты и подпункты) допускаются только в случаях, когда необходимо показать взаимную связь правовых норм либо избежать повторений.
26. При ссылке на абзацы, строки и предложения их нумерация обозначается порядковыми числительными (прописью).
27. В тексте акта ссылка на статью (пункт и подпункт) приводится с указанием его порядкового номера, обозначаемого арабскими цифрами (не допускается использование прилагательных).
28. В случае если в тексте акта имеется ссылка на акт, то указываются его вид, дата принятия, регистрационный номер и название этого акта (в указанной последовательности).
При ссылке на законодательные акты указание номеров, под которыми они зарегистрированы, не требуется, за исключением указов Президента Республики Казахстан, имеющих силу закона.
В названии акта, предусматривающего внесение изменений, дополнений в ранее принятый акт и/или признание его утратившим силу, должно содержаться указание на вид акта, дату его принятия и регистрационный номер.
29. Если в тексте акта приводится две и более последовательных ссылок на один и тот же акт, то полное название акта указывается один раз (при первом упоминании в тексте) с последующей ссылкой на него.
30. Если в акте имеются ссылки на приложения, то указываются номера приложений, присваиваемые в порядке упоминания приложений в тексте акта, за исключением случаев, когда к акту имеется одно приложение.
31. В тексте актов при обозначении даты применяется словесно-цифровой способ, например: "13 января 2005 года".
32. Примечания к положениям актов допускаются в исключительных случаях, когда соответствующие указания невозможно изложить в тексте без ущерба для смысла нормы.
2. Оформление актов о внесении изменений и дополнений
в ранее принятые акты
33. В заголовке акта, предусматривающего внесение изменений и дополнений в ранее принятый акт, должна содержаться ссылка на форму и заголовок акта.
При внесении в тексте акта в первую очередь изменений (либо изменения) в ранее принятые акты, в данном случае наименование акта излагается "О внесении изменений (изменения) и дополнений (дополнения)...", в случае внесения в первую очередь дополнений (либо дополнения) в ранее принятые акты наименование акта излагается "О внесении дополнений (дополнения) и изменений (изменения)...".
34. При подготовке проекта закона, предусматривающего внесение изменений и (или) дополнений в ранее принятые законы, а также признание их утратившими силу, после даты, номера, под которым он зарегистрирован, и названия этого акта указываются в скобках год, номер и статья его опубликования в сборнике "Ведомости Парламента Республики Казахстан" либо иной источник официального опубликования, если ранее принятый закон не опубликован в указанном сборнике.
При подготовке проекта иного нормативного правового акта, предусматривающего внесение изменений и (или) дополнений в ранее принятые акты, а также признание их утратившими силу, после даты, номера, под которым он зарегистрирован, и названия этого акта указываются в скобках год, номер и статья его опубликования в сборниках "Собрание актов Президента Республики Казахстан и Правительства Республики Казахстан", "Собрание актов центральных исполнительных и иных центральных государственных органов Республики Казахстан" в случае если они опубликовывались в указанных сборниках.
35. В случае внесения изменений и дополнений в закон текст акта излагается в следующей редакции:
"Внести в Закон Республики Казахстан от 14 октября 2003 года "О профилактике йододефицитных заболеваний" (Ведомости Парламента Республики Казахстан, 2003 г., № 19-20, ст.149; 2006 г., № 1, ст.5) следующие изменения и дополнения:".
В случае внесения изменений и дополнений в некоторые законодательные акты текст акта излагается в следующей редакции:
"Внести изменения и дополнения в следующие законодательные акты Республики Казахстан:
1. В Закон Республики Казахстан от 28 июня 1995 года "О нефти" (Ведомости Верховного Совета Республики Казахстан, 1995 г., № 11, ст.76; Ведомости Парламента Республики Казахстан, 1997 г., № 11, ст.150; 1999 г., № 21, ст.787; 2003 г., № 6, ст.34; № 11, ст.56; 2004 г., № 22, ст. 131; № 23, ст. 142; 2005 г., № 16, ст.70; 2006 г., № 16, ст.99):".
36. При изменении и дополнении более трех актов составляются перечни, оформляемые отдельными приложениями.
Если одни элементы структурной части того или иного акта должны быть признаны утратившими силу, а другие части этого же акта должны быть изложены в новой редакции, то такой акт включается в перечень изменений.
Указанные требования не распространяется на законодательные акты.
37. При значительном числе (три и более) актов или их частей (глав, пунктов, подпунктов), подлежащих признанию утратившими силу, изменению или дополнению в связи с принятием нового акта того же уровня, их перечень оформляется самостоятельным актом. Проект такого акта подготавливается разработчиком проекта основного акта и представляется одновременно с ним.
Все изменения и дополнения, вносимые в один и тот же акт, предусматриваются одним пунктом или подпунктом. Все акты в перечне актов, в которые вносятся изменения и дополнения, так же как и в перечне актов, признаваемых утратившими силу, располагаются в зависимости от соотношения их юридической силы, а также в хронологическом порядке по дате их принятия (издания).
38. При внесении изменений и дополнений в структурную часть акта, содержание текста такой структурной части, излагается в новой редакции.
39. При изменении текста структурной части действующего акта такая часть продолжает действовать в измененной редакции. После текста измененной структурной части следует ссылка на то, что эта часть действует в редакции акта, изменившего ее.
40. Если в акте имеется ссылка на приложение, то в скобках указывается номер данного приложения, кроме случаев, когда к акту имеется одно приложение.
41. Дополнительные структурные части, в том числе приложения, включаются в текст действующего акта:
включаемые за последней структурной частью того же вида под последующими порядковыми номерами;
включаемые между структурными частями того же вида под дополнительными номерами, дублирующими номера тех структурных частей акта, за которыми следуют, например: пункты 2-1, 2-2; подпункты 8-1), 8-2); раздел 5-1; приложения 3-1, 3-2, 3-3.
При этом в актах о включении в действующий основной акт дополнительных приложений и производных актов должен содержаться пункт (подпункт) о дополнении действующего основного акта приложением или производным актом в соответствии с приложением к акту о включении.
В действующем акте после текста включенной структурной части в скобках вводится ссылка на акт о включении. Нумерация остальных частей акта сохраняется.
42. Акты, имеющие грифы секретности или пометки "Для служебного пользования" ("дсп"), "без опубликования в печати", "не для печати", включаются в перечень без указания их заголовка (названия).
43. Все акты в перечне актов, в которые вносятся изменения, и дополнения, также как и в перечне актов, признаваемых утратившими силу, располагаются в хронологическом порядке по дате их принятия.
В пределах одной и той же даты акты указываются в соответствии с их номерами или номерами статей в официальных источниках опубликования.
3. Правила оформления актов о признании ранее
принятых актов, утратившими силу
44. В связи с принятием акта подлежат признанию утратившими силу, изменению или дополнению все ранее принятые нормативные правовые акты или их структурные части, если они противоречат включенным в новый акт нормам права или поглощаются ими.
45. При признании утратившим силу акта вышестоящего уровня подлежат признанию утратившими силу акты нижестоящего уровня, принятые в его реализацию.
Данное требование также распространяется на случаи, когда из акта вышестоящего уровня исключаются отдельные нормы, в реализацию которых приняты акты нижестоящего уровня.
46. Перечень актов и их частей, подлежащих признанию утратившими силу в связи с принятием акта, должен содержаться либо в самом акте, либо в акте о порядке введения его в действие.
47. При признании структурных частей действующего акта утратившими силу такие части из действующего акта исключаются, но их номера сохраняются. К сохранившемуся номеру добавляется ссылка на акт о признании акта (или его части) утратившим силу. Нумерация сохранившихся структурных частей не изменяется.
48. При значительном числе актов (три или более) или их частей (глав, статей, пунктов и подпунктов), подлежащих признанию утратившими силу, изменению или дополнению в связи с принятием нового акта и имеющих более низкий уровень, чем новый акт, уполномоченный орган поручает соответствующим государственным органам принять (издать) акты о признании утратившими силу, изменении и дополнении их актов с указанием срока принятия (издания).
Проект такого поручения подготавливается органом, вносящим в уполномоченный орган проект нового акта.
49. Если акт утратил значение (юридическую силу) не полностью, он включается в перечень для признаний утратившим силу только в части, противоречащей вновь принятому акту или поглощенной последним.
В случае если в большом по объему акте подлежит признанию утратившей силу значительная часть пунктов, то в перечень включается весь акт, с оговоркой о пунктах, сохраняющих свою силу.
50. Подлежат признанию утратившими силу также акты, дублирующие нормы других актов и не содержащие новизны.
51. На утрату ставятся акты, как официально опубликованные, так и неопубликованные.
52. Подлежат признанию утратившими силу, как основной акт, так и акты (или их части), которыми в его текст были внесены изменения и дополнения. В случаях неоднократного изменения редакции какого-либо акта (статьи, пункта, подпункта, абзаца), подлежащего признанию утратившим силу полностью, в перечень включаются в виде самостоятельных пунктов все акты об этом, в том числе промежуточные акты, изменявшие редакцию.
Указанное требование не распространяется на законодательные акты.
53. В перечень в виде самостоятельных пунктов включаются все противоречащие новому решению или поглощенные им акты о последующем расширении сферы его применения, а также сферы применения отдельных его структурных частей по времени и кругу лиц.
54. В случае, если актом признаются утратившими силу другой акт или его часть, в которых предусматривалось признать утратившими силу ранее принятые акты, последние не возобновляют свое действие.
55. Не вступившие в силу акты не могут быть признаны утратившими силу. При необходимости такие акты могут быть отменены.
56. Акты и структурные части актов временного характера, срок действия которых истек, не подлежат признанию утратившими силу.
В случаях, когда в актах, наряду с нормами временного характера, срок действия которых истек, содержатся нормы постоянного действия и все эти нормы подлежат признанию утратившими силу, в перечень включается весь акт в целом.
57. В случае если статья (пункт) акта содержит указание на приложение, которое подлежит признанию утратившим силу, то в перечень включается (ставится на утрату) только данная статья (пункт), а приложение отдельно не оговаривается.
В случае если в статье (пункте) акта наряду с утверждением приложения содержится норма, касающаяся других вопросов, сохраняющих значение, а приложение подлежит признанию утратившим силу полностью, то в перечень включается данный пункт в части, относящейся к приложению, а приложение отдельно не оговаривается.
58. Если признанию утратившими силу подлежат отдельные пункты полностью, а другие только в определенной части, то сначала указываются пункты, подлежащие признанию утратившими силу полностью.
4. Правила оформления приложений к актам
59. В структуру акта могут включаться приложения.
60. В случае необходимости включения в акты графиков, таблиц, схем, карт, перечней и других материалов последние оформляются отдельными приложениями.
61. В правом верхнем углу первого листа производного акта либо приложения должно содержаться указание на вид основного акта, посредством которого он (оно) принят, дату принятия акта и его регистрационный номер. Например, если в тексте акта приводится ссылка "утвердить прилагаемую Инструкцию... (Положение..., Правила...)", то в правом верхнем углу приложения пишется:
Утверждена (о)
Указом Президента
Республики Казахстан от______ 200_ года №__
В случае если к акту имеются несколько приложений, в правом верхнем углу каждого приложения указываются его порядковый номер, а также вид акта, посредством которого оно принято, дата принятия акта и его регистрационный номер. Если приложение к акту одно, то оно не нумеруется.
Например, если в тексте акта приводится ссылка: "согласно приложению 1 (2, 3,...)" либо "приложение 1 (2, 3,...)", то в правом верхнем углу приложения пишется:
Приложение 1 (2, 3,...)
к Закону Республики Казахстан
"О нормативных правовых актах"
или Указу Президента
(распоряжению Премьер-Министра)
Республики Казахстан от______ 200 года №__
62. Если к Инструкции, Положению, Правилам и иным производным актам, оформляемым отдельным приложением, имеются приложения, то в правых верхних углах последних указывается:
Приложение 1 (2, 3,...) к Инструкции
(Положению..., Правилам...)
при этом название Инструкции, Положения, Правил и иных производных актов указывается полностью.
63. Заголовок (название) приложения обязательно должен соответствовать тексту основного акта, которым он принят.
64. Оформление актов с грифами секретности или пометкой "Для служебного пользования" ("дсп") осуществляется в соответствии с настоящей Юридической техникой и требованиями актов регулирующие указанные вопросы.