Правительство Республики Казахстан ПОСТАНОВЛЯЕТ:
внести на рассмотрение Мажилиса Парламента Республики Казахстан проект Закона Республики Казахстан "О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Казахстан "О трансфертном ценообразовании".
Премьер-Министр
Республики Казахстан К. Масимов
Проект
Закон Республики Казахстан
О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Казахстан
"О трансфертном ценообразовании"
Статья 1. Внести следующие изменения и дополнения в
Закон Республики Казахстан от 5 июля 2008 года "О трансфертном ценообразовании" (Ведомости Парламента Республики Казахстан, 2008 г., № 15-16, ст. 65; 2009 г., № 18, ст. 84):
1) статью 2 изложить в следующей редакции:
"Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Законе
В настоящем Законе используются следующие основные понятия:
1) цена из источников информации - цена, полученная из официально признанных источников информации, данных о биржевых котировках, от уполномоченных органов, а также из других источников информации;
2) диапазон цен - ряд значений рыночных цен, ограниченный минимальным и максимальным значениями рыночных цен, определенных в результате применения одного из методов определения рыночных цен или источников информации в порядке, установленном настоящим Законом;
3) котировальный период - период ценообразования, но не более 30 последовательных дней на которые опубликованы котировки цен на бирже, установленный в контракте на реализацию товара (работы, услуги) в течение которого в соответствии с условиями сделки сторонами сделки определяется среднеарифметическое значение среднеарифметических ежедневных котировок цен на соответствующие биржевые товары (работы, услуги);
4) однородные товары (работы, услуги) - товары (работы, услуги), которые, не являясь идентичными, имеют сходные характеристики и состоят из схожих компонентов, что позволяет им выполнять одни и те же функции и быть взаимозаменяемыми;
5) дифференциал - размер корректировки, применяемый для приведения в сопоставимые экономические условия цены сделки или цены из источника информации;
6) государство с льготным налогообложением - иностранное государство, определяемое в соответствии с налоговым законодательством Республики Казахстан;
7) комиссионное (агентское) вознаграждение - плата за услуги торгового брокера, трейдера или агента по купле-продаже товара (работы, услуги), выплачиваемая в виде суммы или процента от суммы совершенной сделки, предусмотренная отдельным соглашением между участником сделки и торговым брокером, трейдером или агентом;
8) сделка, совершаемая на территории Республики Казахстан, непосредственно взаимосвязанная с международной деловой операцией - сделка по купле - продаже товаров (работ, услуг), которые в последующем явились предметом международной деловой операции;
9) экономическое обоснование применяемой цены - документы и информация, подтверждающие обоснованность применения цены сделки и предоставляемые в уполномоченные органы;
10) принцип "вытянутой руки" - принцип, применяемый для определения рыночной цены с учетом диапазона цен, на основе сравнения условий сделок между взаимосвязанными сторонами с условиями сделок между независимыми сторонами, осуществляющими сделки по рыночной цене, определяемой в порядке, установленном настоящим Законом;
11) маржа - сумма, получаемая торговым брокером, трейдером или агентом в результате проведения сделок по купле-продаже товаров (работ, услуг);
12) участник сделки - физическое или юридическое лицо, заключившее сделку, регулируемую настоящим Законом;
13) отчетность по мониторингу сделок - данные по сделкам, включая сделки с применением трансфертных цен, совершенным в течение отчетного периода, представляемые участником сделки в органы налоговой службы ежегодно в соответствии с порядком и формой, утверждаемыми уполномоченными органами;
14) цена сделки - цена товара (работы, услуги), применяемая участниками сделок при совершении сделки;
15) рыночная цена - цена товара (работы, услуги), сложившаяся при взаимодействии спроса и предложения на рынке идентичных (а при их отсутствии - однородных) товаров (работ, услуг) в сопоставимых экономических условиях, определяемых в соответствии с принципом "вытянутой руки";
16) диапазон маржи - ряд значений, ограниченный минимальным и максимальным значениями рыночной маржи, определенных в соответствии с принципом "вытянутой руки", в сопоставимых экономических условиях;
17) диапазон норм рентабельности - ряд значений норм рентабельности, ограниченный минимальным и максимальным значениями норм рентабельности, определенных в соответствии с принципом "вытянутой руки", в сопоставимых экономических условиях;
18) норма рентабельности - отношение бухгалтерской прибыли от основной деятельности, полученной от реализации товара (работы, услуги), к затратам на производство и реализацию данного товара (работы, услуги);
19) льготы по налогам - освобождение (уменьшение) от налоговых обязательств по отдельным категориям налогоплательщиков, наличие инвестиционных налоговых преференций в соответствии с контрактом по инвестициям или осуществление деятельности на территории специальных экономических зон;
20) сопоставимые экономические условия - условия сделок на рынке идентичных (а при их отсутствии - однородных) товаров (работ, услуг), если различие между такими условиями не влияет на цену или может быть скорректировано в целях приведения условий сделок к сопоставимым экономическим условиям в соответствии с настоящим Законом;
21) торговый брокер, агент - лицо, выполняющее посреднические услуги в соответствии с условиями агентского соглашения, заключенного с участником сделки;
22) компенсация за выполнение торгово-посреднических функций - возмещение одной из сторон сделки в форме денежного вознаграждения или предоставления скидки к цене реализации товара (работы, услуги) за осуществление торгово-посреднических услуг;
23) конечный потребитель - независимая сторона, не имеющая с участниками сделки особых взаимоотношений, оказывающих влияние на экономические результаты сделки, осуществляемой такими участниками сделки;
24) соглашение по применению трансфертного ценообразования - письменный договор между уполномоченными органами и участником сделки, устанавливающий метод определения рыночной цены и источник информации, применяемый для определения рыночной цены, на определенный период;
25) трансфертная цена (трансфертное ценообразование) - цена, которая формируется между взаимосвязанными сторонами и (или) отличается от объективно формирующейся рыночной цены с учетом диапазона цен при совершении сделок между независимыми сторонами, подлежащая контролю в соответствии с настоящим Законом;
26) уполномоченные органы - органы налоговой службы и таможенные органы Республики Казахстан;
27) долгосрочная цена - цена сделки, установленная на определенный период в официально признанных источниках информации и (или) контракте (договоре) между участниками сделки;
28) идентичные товары (работы, услуги) - товары (работы, услуги), имеющие одинаковые характерные для них основные признаки: физические характеристики, качество и репутацию на рынке, страну происхождения и производителя;
29) соответствующий рынок идентичных (а при их отсутствии - однородных) товаров (работ, услуг) - рынок назначения (поставки) товара (работы, услуги), на котором формируется или определяется рыночная цена;
30) международные деловые операции - экспортные и (или) импортные сделки по купле-продаже товаров; сделки по выполнению работ, оказанию услуг, одной из сторон которых является нерезидент, осуществляющий деятельность в Республике Казахстан без образования постоянного учреждения; сделки резидентов Республики Казахстан, совершенные за пределами территории Республики Казахстан, по купле-продаже товаров, выполнению работ, оказанию услуг;
31) трейдер - лицо, осуществляющее посреднические функции при купле-продаже товаров (работ, услуг) самостоятельно и (или) по поручению участника сделки.";
2) пункт 3 статьи 4 дополнить подпунктами 3-1) и 3-2) следующего содержания:
"3-1) рассматривать заявление участника сделки на заключение соглашения по применению трансфертного ценообразования в течение девяноста рабочих дней со дня получения от участника сделки заявления;
3-2) направлять участнику сделки письменный ответ с причинами отказа в заключении соглашения по применению трансфертного ценообразования в течение пяти рабочих дней со дня принятия решения по результатам рассмотрения заявления участника сделки;";
3) в статье 5:
в пункте 1:
дополнить подпунктом 3-1) следующего содержания:
"3-1) предоставлять уполномоченным органам экономическое обоснование применяемой цены и другую информацию, подтверждающую применяемую цену, в ходе осуществления контроля и обжалования уведомления о результатах налоговой проверки;";
в подпункте 5) после слов "цену сделки и" дополнить словом "(или)";
в подпункте 4) пункта 3 слова "и иными законами Республики Казахстан" исключить;
в пункте 4 слова "и иными законами Республики Казахстан" исключить;
4) в пункте 4 статьи 6 слова "и ведения документации по мониторингу сделок" заменить словами "по мониторингу сделок и их представления в уполномоченные органы, а также порядок ведения документации по мониторингу сделок".
5) в статье 7:
заголовок изложить в следующей редакции:
"Статья 7. Отчетность и документация по мониторингу сделок";
в пункте 1:
абзац первый изложить в следующей редакции:
"1. Отчетность по мониторингу сделок включает в себя формы отчетности, утвержденные уполномоченным органом.
Документация по мониторингу сделок включает в себя следующую информацию:";
абзац шестой подпункта 1) исключить;
в подпункте 3) слова ", применяемый для определения рыночной цены" исключить;
подпункт 4) изложить в следующей редакции:
"4) информацию по сделкам, указанным в статье 3 настоящего Закона, содержащую сведения из договоров (контрактов), счетов-фактур (инвойсов), грузовых таможенных деклараций, а также сведения, необходимые для определения дифференциала;";
подпункт 8) изложить в следующей редакции:
"8) маржа, комиссионное (агентское) вознаграждение торгового брокера, трейдера и (или) агента, компенсации за выполнение ими торгово-посреднических функций.
При этом участник сделки представляет информацию, раскрывающую составляющие маржи, и в случае если маржа включает в себя комиссионное (агентское) вознаграждение и (или) компенсации, уполномоченными органами эти составляющие не учитываются при осуществлении контроля;";
в пункте 2 после слов "Участники сделок," дополнить словами "в том числе";
6) в статье 10:
в тексте после слов "объектов налогообложения и" дополнить словом "(или)";
в пункте 2 слова "не производится в случае соответствия цены сделки рыночной цене с учетом диапазона цен, указанной в официально признанном источнике" заменить словами "производится с учетом диапазона цен и дифференциала, указанных в источниках";
дополнить пунктом 7-1 следующего содержания:
"7-1. Корректировка объектов налогообложения и (или) объектов, связанных с налогообложением, производится при установлении факта распределения прибыли, осуществляемой в соответствии со статьей 16 настоящего Закона, не отвечающего принципу "вытянутой руки" в сопоставимых экономических условиях, между связанными сторонами по итогам отчетного налогового периода.
Корректировка в соответствии с настоящим пунктом осуществляется путем изменения объектов налогообложения и (или) объектов, связанных с налогообложением, без соответствующего изменения платежных документов и первичных документов, подтверждающих отгрузку товаров (работ, услуг) с оформлением форм документов, требуемых в соответствии с таможенным законодательством Республики Казахстан.
В случае корректировки, произведенной участником сделки в соответствии с подпунктом 5) пункта 1 статьи 5 настоящего Закона, с одновременным переводом части общей прибыли между связанными сторонами, полученная прибыль рассматривается как доход от реализации за отчетный налоговый период, а переданная прибыль рассматривается как уменьшение дохода от реализации за отчетный налоговый период.
Корректировка объектов налогообложения и (или) объектов, связанных с налогообложением, производимая в соответствии с настоящим пунктом, подлежит отражению в соответствующей налоговой отчетности, представляемой в налоговые органы с приложением соответствующих расчетов по каждой сделке в отдельности.";
пункт 8 дополнить частью второй следующего содержания: "При определении объекта налогообложения доход участника сделки полученный от применения цен сделок, превышающих рыночные цены, засчитывается в счет уменьшения объекта налогообложения, при применении участниками сделки цен сделок (международных деловых операций) размер которых ниже рыночных. Расчет отклонений цен производится по каждому виду товара, по каждому покупателю и продавцу товара, по всем сделкам за контролируемый период.";
подпункт 3) пункта 9 изложить в следующей редакции:
"3) при установлении по решению Правительства Республики Казахстан цены сделки и (или) порядка (методики) ценообразования.";
дополнить пунктами 10 и 11 следующего содержания:
"10. При самостоятельной корректировке налогоплательщиком объектов налогообложения и (или) объектов, связанных с налогообложением, до начала проведения комплексной налоговой проверки (в случае включения вопросов трансфертного ценообразования) и тематической проверки по вопросам трансфертного ценообразования, суммы налогов и других обязательных платежей в бюджет подлежат внесению без начисления штрафов путем представления дополнительной налоговой отчетности.
11. Дифференциал, указанный в пункте 5 статьи 13, не влияет на сделки, участники которых зарегистрированы в государстве с льготным налогообложением, и корректировка объектов налогообложения и объектов, связанных с налогообложением, производится без учета положений пункта 5 статьи 13 настоящего Закона."
7) в статье 11:
в подпункте 4) слово "связан" заменить словом "взаимосвязан";
в подпункте 12) слово "связаны" заменить словом "взаимосвязаны";
8) в статье 13:
в части первой пункта 1:
после слов "с рыночной ценой" дополнить словами "с учетом диапазона цен";
дополнить частями третьей, четвертой, пятой и шестой следующего содержания:
"В случае если условиями контракта на реализацию товаров (работ, услуг) предусмотрено применение котировального периода цена на биржевые товары определяется как среднеарифметическое значение любой из публикуемых в одном источнике информации ежедневных котировок на товары (работы, услуги), за котировальный период с учетом дифференциала."
Среднеарифметическое значение котировок цен за котировальный период определяется по следующей формуле:
S = P1+P2+Pn х Е, где:
n
S - среднеарифметическое значение среднеарифметических ежедневных котировок цен на соответствующий товар (работы, услуги) за котировальный период,
P1, Р2,..., Рn - среднеарифметическое значение ежедневных котировок цен на соответствующий товар (работы, услуги) в дни, за которые опубликованы котировки цен в течение котировального периода,
Е - среднеарифметический рыночный курс обмена тенге к соответствующей иностранной валюте за соответствующий котировальный период,
n - количество дней в котировальном периоде, за которые опубликованы котировки цен.
Среднеарифметическое значение ежедневных котировок цен на соответствующий товар (работы, услуги) за котировальный период определяется по формуле:
Pn = Сn1 + Сn2 , где:
2
Рn - среднеарифметическое значение ежедневных котировок цен на соответствующий товар (работы, услуги);
Cn1 - низшее значение (min) ежедневной котировки цены на соответствующий товар (работы, услуги);
Сn2 - высшее значение (max) ежедневной котировки цены на соответствующий товар (работы, услуги).
При отсутствии минимальных и максимальных значений котировок цен за день за среднеарифметическое значение принимается фактическое значение котировки за соответствующий день.";
в пункте 2:
дополнить частями третьей, четвертой и пятой следующего содержания:
"Котировальный период, установленный в контракте на реализацию товаров (работ, услуг), не подлежит изменению в течение 12-ти месячного периода с даты его установления.
Для целей настоящего Закона Котировальный период должен быть определен согласно условиям контракта во временном промежутке:
по нефти - не более 5 календарных дней до даты перехода права собственности покупателю на товар (работы, услуги) и 5 календарных дней после даты перехода права собственности покупателю на товар (работы, услуги);
по биржевым товарам за исключением нефти - не более 60 календарных дней до даты перехода права собственности покупателю на товар (работы, услуги) и 60 календарных дней после даты перехода права собственности покупателю на товар (работы, услуги);
по внебиржевым товарам, цены на которые привязаны к котировкам на биржевые товары - не более 60 календарных дней до даты перехода права собственности покупателю на товар (работы, услуги) и 120 календарных дней после даты перехода права собственности покупателю на товар (работы, услуги).
При несоответствии котировального периода установленного в контракте на реализацию товаров (работ, услуг) условиям определения котировального периода, установленным настоящей статьей, рыночные цены на товары (работы, услуги) принимаются на момент реализации этого товара (работы, услуги).";
в части третьей после слов "заключения договора при" дополнить словом "одновременном";
в подпункте 1) слово "осуществляется" заменить словом "начинается";
в подпункте 2) слова "как цена, опубликованная официально признанными источниками информации" заменить словами "из официально признанных источников информации, установленных в соответствии с настоящим Законом";
пункт 3 изложить в следующей редакции:
"3. Метод сопоставимой неконтролируемой цены применяется для определения рыночной цены путем внешнего и (или) внутреннего сопоставления. При невозможности применения метода сопоставимой неконтролируемой цены путем внешнего сопоставления метод сопоставимой неконтролируемой цены применяется путем внутреннего сопоставления. При этом, при внешнем сопоставлении сравниваются сопоставимые сделки между участником сделки и взаимосвязанной стороной и между двумя независимыми сторонами. При внутреннем сопоставлении сравниваются сопоставимые сделки между участником сделки и взаимосвязанной стороной и между тем же участником сделки и независимой стороной.";
в пункте 4:
подпункт 1) после слов "из источника информации" дополнить словами ", с учетом диапазона цен";
подпункт 2) дополнить словами ", с учетом диапазона цен";
подпункт 1) пункта 5 после слова "документально" дополнить словами "и (или) источниками информации";
подпункт 5) пункта 7 изложить в следующей редакции:
"5) маржа, комиссионное (агентское) вознаграждение торгового брокера, трейдера и (или) агента, компенсация за выполнение ими торгово-посреднических функций";
пункт 8 изложить в следующей редакции:
"8. По дифференциалу, указанному в пункте 5 настоящей статьи, не допускается внесение участником сделки изменений и дополнений в соответствующую отчетность по мониторингу сделок:
1) проверяемого налогового периода - в период проведения комплексных и тематических проверок по вопросам трансфертного ценообразования;
2) обжалуемого налогового периода - в период срока подачи и рассмотрения жалобы на уведомление о результатах налоговой проверки и (или) решение вышестоящего органа налоговой службы, вынесенное по результатам рассмотрения жалобы на уведомление, с учетом восстановленного срока подачи жалобы."
пункт 9 исключить;
9) пункт 2 статьи 14 дополнить словами ", который рассчитывается исходя из диапазона норм рентабельности, в сопоставимых экономических условиях.";
10) в статье 15:
в предложении первом слово "наценкой" заменить словом "маржи";
предложение второе изложить в следующей редакции:
"При этом маржа должна соответствовать диапазону маржи.";
11) в пункте 1 статьи 18 после слов "необходимых для" дополнить словами "применения методов".
Статья 2. Настоящий Закон вводится в действие с 1 января 2010 года, за исключением подпунктов 1), 5), 6) и 8) статьи 1, которые вводятся в действие с 1 января 2009 года.
Президент
Республики Казахстан