Правительство Республики Казахстан ПОСТАНОВЛЯЕТ:
внести на рассмотрение Мажилиса Парламента Республики Казахстан проект Закона Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам проектного финансирования».
Премьер-Министр
Республики Казахстан К. Масимов
Проект
Закон Республики Казахстан О внесении изменений и дополнений
в некоторые законодательные акты Республики Казахстан
по вопросам проектного финансирования
Статья 1. Внести изменения и дополнения в следующие законодательные акты Республики Казахстан:
1. В Гражданский кодекс Республики Казахстан (Общая часть), принятый Верховным Советом Республики Казахстан 27 декабря 1994 года (Ведомости Верховного Совета Республики Казахстан, 1994 г., № 23-24 (приложение); 1995 г., № 15-16, ст. 109; № 20, ст. 121; Ведомости Парламента Республики Казахстан, 1996 г., № 2, ст. 187; № 14, ст. 274; № 19, ст. 370; 1997 г., № 1-2, ст. 8; № 5, ст. 55; № 12, ст. 183, 184; № 13-14, ст. 195, 205; 1998 г., № 2-3, ст. 23; № 5-6, ст. 50; № 11-12, ст. 178; № 17-18, ст. 224, 225; № 23, ст. 429; 1999 г., № 20, ст. 727, 731; № 23, ст. 916; 2000 г., № 18, ст. 336; № 22, ст. 408; 2001 г., № 1, ст. 7; № 8, ст. 52; № 17-18, ст. 240; № 24, ст. 338; 2002 г., № 2, ст. 17; № 10, ст. 102; 2003 г., № 1-2, ст. 3; № 11, ст. 56, 57, 66; № 15, ст. 139; № 19-20, ст. 146; 2004 г., № 6, ст. 42; № 10, ст. 56; № 16, ст. 91; № 23, ст. 142; 2005 г., № 10, ст. 31; № 14, ст. 58; № 23, ст. 104; 2006 г., № 1, ст. 4; № 3, ст. 22; № 4, ст. 24; № 8, ст. 45; № 10, ст. 52; № 11, ст. 55; № 13, ст. 85; 2007 г., № 2, ст. 18; № 3, ст. 20, 21; № 4, ст. 28; № 16, ст. 131; № 18, ст. 143; № 20, ст. 153; 2008 г, № 12, ст. 52; № 13-14, ст. 58; № 21, ст. 97; № 23, ст. 114, 115; 2009 г., № 2-3, ст. 7, 16, 18; № 8, ст. 44; № 17, ст. 81; № 19, ст. 88; № 24, ст. 125, 134; 2010 г, № 1-2, ст. 2; № 7, ст. 28; № 15, ст.71; № 17-18, ст. 112):
1) часть десятую пункта 1 статьи 44 после слов «законодательством Республики Казахстан о» дополнить словами «проектном финансировании и»;
2) часть вторую пункта 1 статьи 45 после слов «Фонде гарантирования страховых выплат» дополнить словами «, проектном финансировании»;
3) в части второй пункта 1 статьи 49 слова «секьюритизации и» заменить словами «проектном финансировании и секьюритизации,»;
4) часть третью пункта 4 статьи 50 изложить в следующей редакции:
«При составлении промежуточного ликвидационного баланса в состав имущества ликвидируемого юридического лица не включаются выделенные активы, являющиеся обеспечением по проектному долгу специальной финансовой компании при проектном финансировании, по облигациям специальной финансовой компании при секьюритизации, выпущенным в соответствии с законодательством Республики Казахстан о проектном финансировании и секьюритизации, и залоговое имущество, являющееся следующим обеспечением по ипотечным облигациям: права требования по договорам ипотечного жилищного займа (включая ипотечные свидетельства), а также государственные ценные бумаги Республики Казахстан в случаях, когда право собственности на указанные облигации возникло у их держателей или перешло к ним по сделкам либо по иным основаниям, предусмотренным законодательными актами Республики Казахстан. Указанное имущество и выделенные активы, являющиеся обеспечением по проектному долгу специальной финансовой компании при проектном финансировании, по облигациям специальной финансовой компании при секьюритизации, выпущенным в соответствии с законодательством Республики Казахстан о проектном финансировании и секьюритизации, передаются ликвидационной комиссией представителю держателей ипотечных облигаций, представителю кредиторов или держателей облигаций, выпущенных в соответствии с законодательством Республики Казахстан о проектном финансировании и секьюритизации, для удовлетворения требований кредиторов.»;
5) пункт 1 статьи 59 после слов «за исключением специальных финансовых компаний, создаваемых в соответствии с законодательством Республики Казахстан о» дополнить словами «проектном финансировании и».
2. В Гражданский кодекс Республики Казахстан (Особенная часть) от 1 июля 1999 года (Ведомости Парламента Республики Казахстан, 1999 г., № 16-17, ст. 642; № 23, ст. 929; 2000 г., № 3-4, ст. 66; № 10, ст. 244; № 22, ст. 408; 2001 г., № 23, ст. 309; № 24, ст. 338; 2002 г., № 10, ст. 102; 2003 г., № 1-2, ст. 7; № 4, ст. 25; № 11, ст. 56; № 14, ст. 103; № 15, ст. 138, 139; 2004 г., № 3-4, ст. 16; № 5, ст. 25; № 6, ст. 42; № 16, ст. 91; № 23, ст. 142; 2005 г., № 21-22, ст. 87; № 23, ст. 104; 2006 г., № 4, ст. 24, 25; № 8, ст. 45; № 11, ст. 55; № 13, ст. 85; 2007 г., № 3, ст. 21; № 4, ст. 28; № 5-6, ст. 37; № 8, ст. 52; № 9, ст. 67; № 12, ст. 88; 2009 г., № 2-3, ст. 16; № 9-10, ст. 48; № 17, ст. 81; № 19, ст. 88; № 24, ст. 134; 2010 г., № 3-4, ст. 12; № 5, ст. 23; № 7, ст. 28; № 15, ст. 71; № 17-18, ст. 112):
1) статью 731 дополнить пунктом 3 следующего содержания:
«3. В случаях, предусмотренных законодательными актами, при уступке будущего требования оно считается перешедшим к финансовому агенту с момента заключения договора финансирования под уступку денежного требования.»;
2) статью 738-1 изложить в следующей редакции:
«Статья 738-1. Уступка денежного требования при проектном
финансировании и секьюритизации
Особенности финансирования под уступку денежного требования при проектном финансировании и секьюритизации устанавливаются законодательным актом Республики Казахстан о проектном финансировании и секьюритизации. Положения настоящей главы применяются к сделкам проектного финансирования и секьюритизации, если иное не установлено законодательным актом Республики Казахстан о проектном финансировании и секьюритизации.».
3. В Кодекс Республики Казахстан от 10 декабря 2008 года «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый Кодекс) (Ведомости Парламента Республики Казахстан, 2008 г., № 22-I, 22-II, ст. 112; 2009 г., № 2-3, ст. 16, 18; № 13-14, ст. 63; № 15-16, ст. 74; № 17, ст. 82; № 18, ст. 84; № 23, ст. 100; № 24, ст. 134; 2010 г., № 1-2, ст. 5; № 5, ст. 23; № 7, ст. 28, 29; № 11, ст. 58; № 15, ст. 71; № 17-18, ст. 112):
1) часть вторую пункта 1 статьи 615 после слов «пенсионном обеспечении,» дополнить словами «о проектном финансировании и».
4. В Кодекс Республики Казахстан от 30 июня 2010 года «О таможенном деле в Республике Казахстан» (Ведомости Парламента Республики Казахстан, 2010 г., № 14, ст. 70):
1) часть вторую пункта 1 статьи 165 после слов «пенсионном обеспечении,» дополнить словами «о проектном финансировании и».
5. В Закон Республики Казахстан от 31 августа 1995 года «О банках и банковской деятельности в Республике Казахстан» (Ведомости Парламента Республики Казахстан, 1995 г., № 15-16, ст. 106; 1996 г., № 2, ст. 184; № 15, ст. 281; № 19, ст. 370; 1997 г., № 5, ст. 58; № 13-14, ст. 205; № 22, ст. 333; 1998 г., № 11-12, ст. 176; № 17-18, ст. 224; 1999 г., № 20, ст. 727; 2000 г., № 3-4, ст. 66; № 22, ст. 408; 2001 г., № 8, ст. 52; № 9, ст. 86; 2002 г., № 17, ст. 155; 2003 г., № 5, ст. 31; № 10, ст. 51; № 11, ст. 56, 67; № 15, ст. 138, 139; 2004 г., № 11-12, ст. 66; № 15, ст. 86; № 16, ст. 91; № 23, ст. 140; 2005 г., № 7-8, ст. 24; № 14, ст. 55, 58; № 23, ст. 104; 2006 г., № 3, ст. 22; № 4, ст. 24; № 8, ст. 45; № 11, ст. 55; № 16, ст. 99; 2007 г., № 2, ст. 18; № 4, ст. 28, 33; 2008 г., № 17-18, ст. 72; № 20, ст. 88; № 23, ст. 114; 2009 г., № 2-3, ст. 16, 18, 21; № 17, ст. 81; № 19, ст. 88; № 24, ст. 134; 2010 г., № 5, ст. 23; № 7, ст. 28; № 17-18, ст. 111):
1) абзац четвертый подпункта 1) статьи 2 после слов «законодательством Республики Казахстан о» дополнить словами «проектном финансировании и»;
2) в статье 8:
подпункт 3) пункта 2 после слов «законодательством Республики Казахстан о» дополнить словами «проектном финансировании и»;
абзац четвертый пункта 5 после слов «законодательством Республики Казахстан о» дополнить словами «проектном финансировании и»;
подпункт 6) пункта 6 после слов «в соответствии с законодательством Республики Казахстан о» дополнить словами «проектном финансировании и»;
3) в пункте 1-1 статьи 74-1:
после слов «законодательством Республики Казахстан о» дополнить словами «проектном финансировании и»;
после слов «выпущенным в соответствии с законодательством Республики Казахстан о» дополнить словами «проектном финансировании и»;
после слов «выпущенных в соответствии с законодательством Республики Казахстан о» дополнить словами «проектном финансировании и»;
в предложении втором после слов «держателями указанных облигаций» слова «в соответствии с законодательством Республики Казахстан о рынке ценных бумаг» исключить.
6. В Закон Республики Казахстан от 21 января 1997 года «О банкротстве» (Ведомости Парламента Республики Казахстан, 1997 г., № 1-2, ст. 7; № 13-14, ст. 205; 1998 г., № 14, ст. 198; № 17-18, ст. 225; 2000 г., № 22, ст. 408; 2001 г., № 8, ст. 52; № 17-18, ст. 240; № 24, ст. 338; 2002 г., № 17, ст. 155; 2003 г., № 4, ст. 26; № 11, ст. 67; 2004 г., № 6, ст. 42; № 23, ст. 142; 2005 г., № 14, ст. 57; 2006 г., № 1, ст. 4; № 3, ст. 22; № 4, ст. 24; № 13, ст. 86; № 15, ст. 95; 2007 г., № 1, ст. 4; № 2, ст. 14, 18; № 9, ст. 67; 2008 г., № 13-14, ст. 58; № 23, ст. 114; № 24, ст. 129; 2009 г., № 2-3, ст. 18; № 18, ст. 84; 2010 г., № 5, ст.23; № 7, ст.28):
1) часть вторую пункта 1 статьи 6 после слов «к сделкам» дополнить словами «проектного финансирования и»;
2) часть третью пункта 2 статьи 71 после слов «по облигациям, выпущенным в соответствии с законодательством Республики Казахстан о» дополнить словами «проектном финансировании и»;
3) подпункт 2) пункта 4 статьи 74 изложить в следующей редакции:
«2) выделенные активы, являющиеся обеспечением по проектному долгу специальной финансовой компании при проектном финансировании и обеспечением по облигациям специальной финансовой компании при секьюритизации в соответствии с законодательством Республики Казахстан о проектном финансировании и секьюритизации и залоговое имущество, являющееся следующим обеспечением по ипотечным облигациям: право требования по договорам ипотечного жилищного займа (включая ипотечные свидетельства), а также государственные ценные бумаги Республики Казахстан в случаях, когда право собственности на указанные облигации возникло у их держателей или перешло к ним по сделкам либо иным основаниям, предусмотренным законодательными актами Республики Казахстан. Указанное имущество и выделенные активы, являющееся обеспечением по проектному долгу специальной финансовой компании при проектном финансировании и обеспечением по облигациям специальной финансовой компании при секьюритизации, выпущенным в соответствии с законодательством Республики Казахстан о проектном финансировании и секьюритизации, передаются ликвидационной комиссией представителю держателей ипотечных облигаций, представителю кредиторов или держателей облигаций, выпущенных в соответствии с законодательством Республики Казахстан о проектном финансировании и секьюритизации для расчета с кредиторами;».
7. В Закон Республики Казахстан от 22 апреля 1998 года «О товариществах с ограниченной и дополнительной ответственностью» (Ведомости Парламента Республики Казахстан, 1998 г., № 5-6, ст. 49; 1999 г., № 20, ст. 727; 2002 г., № 10, ст. 102; 2003 г., № 11, ст. 56; № 24, ст. 178; 2004 г., № 5, ст. 30; 2005 г., № 14, ст. 58; 2006 г., № 3, ст. 22; № 4, ст. 24, 25; № 8, ст. 45; 2007 г., № 4, ст. 28; № 20, ст. 153; 2008 г., № 13-14, ст. 56; 2009 г., № 2-3, ст. 16; 2010 г., № 1-2, ст. 2):
1) часть первую пункта 3 статьи 23 после слов «за исключением специальных финансовых компаний, создаваемых в соответствии с законодательством Республики Казахстан о» дополнить словами «проектном финансировании и».
8. В Закон Республики Казахстан от 20 ноября 1998 года «Об аудиторской деятельности» (Ведомости Парламента Республики Казахстан, 1998 г., № 22, ст. 309; 2000 г., № 22, ст. 408; 2001 г., № 1, ст. 5; № 8, ст. 52; 2002 г., № 23-24, ст. 193; 2003 г., № 11, ст. 56; № 12, ст. 86; № 15, ст. 139; 2004 г., № 23, ст. 138; 2005 г., № 14, ст. 58; 2006 г., № 8, ст. 45; 2007 г., № 2, ст. 18; № 4, ст. 28; 2009 г., № 2-3, ст. 23; № 17, ст. 79; № 18, ст. 84; № 19, ст. 88; 2010 г., № 5, ст. 23; № 17-18, ст. 112):
1) часть первую пункта 2 статьи 5 дополнить абзацем четырнадцатым следующего содержания:
«специальные финансовые компании в соответствии с Законом Республики Казахстан «О проектном финансировании и секьюритизации».
9. В Закон Республики Казахстан от 2 июля 2003 года «О рынке ценных бумаг» (Ведомости Парламента Республики Казахстан, 2003 г., № 14, ст. 119; 2004 г., № 16, ст. 91; № 23, ст. 142; 2005 г., № 7-8, ст. 24; № 14, ст. 58; № 23, ст. 104; 2006 г., № 3, ст. 22; № 4, ст. 24; № 8, ст. 45; № 10, ст. 52; № 11, ст. 55; 2007 г., № 2, ст. 18; № 4, ст. 28; № 9, ст. 67; № 17, ст. 141; 2008 г., № 15-16, ст. 64; № 17-18, ст. 72; № 20, ст. 88; № 21, ст. 97; № 23, ст. 114; 2009 г., № 2-3, ст. 16, 18; № 17, ст. 81; № 19, ст. 88; 2010 г., № 5, ст. 23; № 7, ст. 28; № 17-18, ст. 112):
1) в пункте 1-1 статьи 9 слова «о секьюритизации, устанавливаются законодательством Республики Казахстан о секьюритизации.» заменить словами «о проектном финансировании и секьюритизации, устанавливаются законодательством Республики Казахстан о проектном финансировании и секьюритизации.»;
2) подпункт 3) пункта 1 статьи 15 после слов «законодательством Республики Казахстан о» дополнить словами «проектном финансировании и».
10. В Закон Республики Казахстан от 20 февраля 2006 года «О секьюритизации» (Ведомости Парламента Республики Казахстан, 2006 г., № 4, ст. 23; 2007 г., № 2, ст. 18):
1) заголовок изложить в следующей редакции:
«О проектном финансировании и секьюритизации»;
2) преамбулу изложить в следующей редакции:
«Настоящий Закон устанавливает правовые основы и условия проектного финансирования и секьюритизации в Республике Казахстан, определяет особенности осуществления уступки прав требования и правовой режим имущества при проектном финансировании и секьюритизации, а также правовое положение специальной финансовой компании.»;
3) статью 1 изложить в следующей редакции:
«Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Законе
В настоящем Законе используются следующие основные понятия:
1) специальная финансовая компания - юридическое лицо, создаваемое в соответствии с настоящим Законом для осуществления сделок проектного финансирования и секьюритизации, в пользу которой уступаются права требования;
2) собственные средства специальной финансовой компании - активы, обязательства, собственный капитал и доходы (убытки), полученные (понесенные) по завершении сделки проектного финансирования и секьюритизации. В собственные средства специальной финансовой компании не включаются выделенные активы;
3) облигации специальной финансовой компании - облигации, по которым исполнение обязательств эмитента обеспечено выделенными активами;
4) аффилированные лица - физические или юридические лица (за исключением государственных органов, осуществляющих контрольные и надзорные функции в рамках предоставленных им полномочий), имеющие возможность прямо и (или) косвенно определять решения и (или) оказывать влияние на принимаемые друг другом (одним из лиц) решения, в том числе в силу заключенной сделки;
5) базовый договор - договор между исполнителем и заказчиком на оказание услуг, выполнение работ, производство и (или) приобретение товаров, работ и услуг для создания или приобретения имущества и получения систематических долгосрочных денежных платежей от его использования или реализации;
6) объект базового договора - имущество, создаваемое в результате оказания услуг, выполнения работ, производства товаров исполнителем по базовому договору или возникающее в результате приобретения товаров, услуг и работ исполнителем по базовому договору;
7) выделенные активы - денежные требования, уступленные специальной финансовой компании в сделках проектного финансирования и секьюритизации, деньги на банковских счетах специальной финансовой компании и других лиц, полученные по уступленным ей правам требования, финансовые инструменты, приобретенные специальной финансовой компанией в результате инвестирования указанных денежных средств, деньги, полученные в результате продажи финансовых инструментов, а также имущество и имущественные права, возникающие при создании дополнительного обеспечения исполнения обязательств специальной финансовой компании;
8) раздельный учет по выделенным активам - невключение выделенных активов в бухгалтерский баланс специальной финансовой компании;
9) дебитор - лицо, имеющее существующее или будущее денежное обязательство;
10) проектный долг — обязательство исполнителя на основании договора займа и (или) выпуска облигаций при проектном финансировании, или обязательство специальной финансовой компании на основании договора займа и (или) выпуска облигаций, обеспеченное выделенными активами;
11) проектное финансирование - способ организации финансирования долгосрочного проекта под уступку прав требования, обеспечением которого являются ожидаемые систематические денежные платежи за пользование или распоряжение имуществом, возникающего в результате реализации такого проекта;
12) сделка проектного финансирования - действия заказчика, исполнителя, специальной финансовой компании, кредиторов и иных лиц, направленные на установление их прав и обязанностей в целях создания или приобретения объекта базового договора, исполнения и обеспечения обязательств по проектному долгу, выраженные в совокупности гражданско-правовых договоров;
13) участники сделки проектного финансирования - заказчик, исполнитель, специальная финансовая компания, кредиторы, и иные лица, приобретающие права и обязанности в результате сделки проектного финансирования;
14) управляющий инвестиционным портфелем - профессиональный участник рынка ценных бумаг, оказывающий услуги специальной финансовой компании по инвестированию временно свободных поступлений по выделенным активам на основании лицензии на управление инвестиционным портфелем;
15) кредитор - физическое и (или) юридическое лицо, являющееся держателем облигаций или юридическое лицо, осуществляющее кредитование при проектном финансировании, а также заказчик по базовому договору в случае предоставления софинансирования;
16) дополнительное обеспечение - способы обеспечения исполнения обязательств специальной финансовой компании перед кредиторами за счет третьих лиц в виде гарантии, поручительства, залога, а также иными способами, предусмотренными договорами;
17) государство - Республика Казахстан, от имени которой выступают Правительство Республики Казахстан или местный исполнительный орган, а также уполномоченные ими на заключение базового договора государственные органы;
18) оригинатор - юридическое лицо, осуществляющее уступку прав требования при заключении сделки секьюритизации;
19) исполнитель - юридическое лицо, оказывающее услуги, выполняющее работы, производящее и (или) приобретающее товары, работы и услуги на основании базового договора;
20) секьюритизация - финансирование под уступку денежного требования путем выпуска облигаций, обеспеченных выделенными активами;
21) сделка секьюритизации - приобретение специальной финансовой компанией прав требования и выпуск облигаций, обеспеченных выделенными активами;
22) права требования - денежные требования, существующие на момент заключения договора уступки прав требования (существующие права требования), а также денежные требования, которые возникнут в будущем из существующего обязательства или из будущего обязательства (будущие права требования);
23) поступления по правам требования - поступления в денежной форме но обязательствам дебиторов, а также поступления от лиц, осуществляющих пользование объектом базового договора;
24) однородность прав требования - соответствие прав требования общему объективному критерию, определенному проспектом выпуска облигаций;
25) заказчик - государство, физическое или юридическое лицо, в пользу которого оказываются услуги, выполняются работы, производятся и (или) приобретаются товары на основании базового договора;
26) уполномоченный орган - государственный орган, осуществляющий регулирование и надзор финансового рынка и финансовых организаций.»;
4) в статье 2:
заголовок изложить в следующей редакции:
«Статья 2. Законодательство Республики Казахстан о
проектном финансировании и секьюритизации»;
пункт 1 после слов «Законодательство Республики Казахстан о» дополнить словами «проектном финансировании и»;
пункт 2 после слов «сделками» дополнить словами «проектного финансирования и»;
5) в статье 4:
пункт 1:
после слов «или иным лицом» дополнить словами «для участия в сделке проектного финансирования или секьюритизации»;
дополнить частью третьей следующего содержания:
«Юридические лица, зарегистрированные в оффшорных зонах или имеющие аффилированных лиц, зарегистрированных в оффшорных зонах, перечень которых устанавливается уполномоченным органом, не вправе прямо или косвенно владеть и (или) пользоваться, и (или) распоряжаться голосующими акциями и долями специальной финансовой компании.»;
пункт 3 изложить в следующей редакции:
«3. Специальная финансовая компания на основании договора управляющим инвестиционным портфелем обязана осуществлять инвестирование выделенных активов в финансовые инструменты, перечень которых устанавливается уполномоченным органом.»;
пункт 4 исключить;
6) дополнить статьями 4-1 и 4-2 следующего содержания:
«Статья 4-1. Особенности формирования органов управления
специальной финансовой компании
В состав органов управления специальной финансовой компании по требованию кредиторов вводятся лица, представляющие их интересы и обладающие полномочиями в соответствии с уставом специальной финансовой компании. Лицо, имеющее неснятую или непогашенную судимость, не вправе занимать должности в органах управления специальной финансовой компании.
Статья 4-2. Особенности деятельности специальной финансовой
компании
1. Специальная финансовая компания, созданная для участия в проектом финансировании, имеет право осуществлять следующие виды деятельности:
1) заключать договоры займа, обеспеченные выделенными активами, и целях реализации сделки проектного финансирования;
2) выпускать облигации, обеспеченные выделенными активами;
3) заключать договор финансирования под уступку денежного требования с исполнителем по базовому договору;
4) осуществлять инвестирование денежных средств, входящих в состав выделенных активов, в целях защиты прав кредиторов, в соответствии с требованиями, установленными нормативными правовыми актами уполномоченного органа;
5) осуществлять иные виды деятельности в интересах кредиторов, необходимые для реализации сделки проектного финансирования, не противоречащие ограничениям, установленным настоящей статьей.
2. Специальная финансовая компания не вправе:
1) выступать учредителем (участником) и (или) приобретать акции (доли) других юридических лиц, а также создавать филиалы и представительства;
2) выплачивать дивиденды акционерам или распределять чистый доход между участниками товарищества до исполнения обязательств по проектному долгу;
3) осуществлять переуступку прав требований без согласия кредиторов;
4) осуществлять виды деятельности, не относящиеся к сделке проектного финансирования.
3. Осуществление видов деятельности, не относящихся к сделке проектного финансирования, не влечет за собой возникновение прав и обязанностей для специальной финансовой компании.»;
7) дополнить статьей 5-1 следующего содержания:
«Статья 5-1. Отчетность специальной финансовой компании
Специальная финансовая компания осуществляет регулярную отчетность в порядке и на условиях, предусмотренных договорами займа между специальной финансовой компанией и кредиторами или условиями выпуска облигаций специальной финансовой компании, а также в соответствии со статьей 13 настоящего Закона.»;
8) статью 6 дополнить пунктами 3, 4, 5 и 6 следующего содержания:
«3. Реорганизация и ликвидация специальной финансовой компании, созданной для сделки проектного финансирования, осуществляется с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.
4. Добровольная реорганизация и ликвидация специальной финансовой компании, созданной для сделки проектного финансирования, допускается при условии полного исполнения обязательств по проектному долгу.
5. В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по проектному долгу, решение о добровольной реорганизации и ликвидации специальной финансовой компании может быть принято ее участниками или акционерами при наличии согласия всех ее кредиторов.
6. При осуществлении процедуры банкротства и ликвидации специальной финансовой компании обращение взыскания на выделенные активы не допускается. При ликвидации специальной финансовой компании выделенные активы передаются всем кредиторам или их правопреемникам пропорционально суммам их требований.»;
9) дополнить главами 2-1 и 2-2 следующего содержания:
«Глава 2-1. Выделенные активы
Статья 6-1. Правовой режим выделенных активов
1. Формирование выделенных активов осуществляется в результате уступки прав требования исполнителя по базовому договору при проектном финансировании, а также в результате уступки прав требования оригинатора при секьюритизации в пользу специальной финансовой компании и в результате иных договоров по созданию дополнительного обеспечения в сделках проектного финансирования и секьюритизации.
2. Выделенные активы отделены от собственных средств специальной финансовой компании и любых иных активов, принадлежащих любому иному лицу, до исполнения обязательств по проектному долгу и выпущенным облигациям специальной финансовой компанией.
3. До полного погашения проектного долга правовой режим выделенных активов определяется в соответствии с настоящим Законом.
4. Выделенные активы используются исключительно в интересах защиты прав кредиторов при проектном финансировании и секьюритизации. Использование выделенных активов в иных целях не допускается.
Выделенные активы могут быть использованы для оплаты услуг управляющего инвестиционным портфелем и расходов, связанных со сделкой проектного финансирования и секьюритизации.
5. Обращение взыскания на выделенные активы не допускается.
6. Взыскание на выделенные активы, являющиеся обеспечением проектного долга и облигаций специальной финансовой компании, может быть обращено только для выполнения обязательств специальной финансовой компании.
Статья 6-2. Управление выделенными активами
1. Управляющий инвестиционным портфелем осуществляет инвестирование на основании договора на управление инвестиционным портфелем.
Договор на управление инвестиционным портфелем заключается на условиях и в порядке, установленных нормативными правовыми актами уполномоченного органа.
2. Помимо условий, предусмотренных законодательством о рынке ценных бумаг, договор на управление инвестиционным портфелем должен содержать:
1) условия, порядок и сроки поступления денег по правам требования, входящим в состав выделенных активов, и порядок осуществления контроля за их исполнением;
2) порядок взаимодействия управляющего инвестиционным портфелем с участниками сделки проектного финансирования и секьюритизации, в том числе по заключению договоров по созданию дополнительного обеспечения;
3) порядок раскрытия информации кредиторам или их представителю и уполномоченному органу;
4) перечень финансовых инструментов, разрешенных к приобретению за счет выделенных активов в соответствии с перечнем, установленным уполномоченным органом.
3. Договор на управление инвестиционным портфелем может быть расторгнут, наряду с общими основаниями прекращения обязательств по договору, в одном из следующих случаев:
1) по инициативе одной из сторон договора;
2) при прекращении действия выданной уполномоченным органом лицензии управляющего инвестиционным портфелем на осуществление соответствующего вида профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг.
Инициатор расторжения договора на управление инвестиционным портфелем обязан письменно уведомить сторону договора за тридцать календарных дней до даты расторжения.
В случае приостановления действия, лишения лицензии управляющего инвестиционным портфелем на осуществление соответствующего вида профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, управляющий инвестиционным портфелем в течение трех календарных дней обязан письменно уведомить об этом специальную финансовую компанию.
Договор на управление инвестиционным портфелем считается расторгнутым после завершения процедуры сверки передаваемых выделенных активов специальной финансовой компании новому управляющему инвестиционным портфелем в порядке, установленном уполномоченным органом.
Статья 6-3. Ответственность управляющего инвестиционным
портфелем
Специальная финансовая компания вправе в одностороннем порядке расторгнуть договор с управляющим инвестиционным портфелем, уведомив его за двадцать дней до намеченной даты расторжения, равно как и потребовать возмещения убытков, вызванных ненадлежащим управлением инвестиционным портфелем. Управляющий инвестиционным портфелем несет ответственность по своим обязательствам перед специальной финансовой компанией всем принадлежащим ему имуществом. Управляющий инвестиционным портфелем осуществляет контроль за целевым использованием поступивших денег по правам требования, входящим в состав выделенных активов и осуществляет их учет в соответствии с законодательством о рынке ценных бумаг.
Глава 2-2. Проектное финансирование
Статья 6-4. Возникновение отношений по проектному
финансированию
1. При сделке по проектному финансированию заказчик заключает базовый договор с исполнителем, по которому исполнитель приобретает право на систематические денежные поступления на долгосрочной основе в результате оказания услуг, выполнения работ, производства и (или) приобретения товаров, работ и услуг.
2. Исполнитель на основании базового договора заключает договора займа с кредиторами и (или) выпускает облигации или получает финансирование от специальной финансовой компании, обеспечивая исполнение своих обязательств путем уступки кредиторам или специальной финансовой компании прав требования по базовому договору и (или) предоставления иного обеспечения.
3. Кредиторы могут на основании соглашения между собой определять порядок и условия осуществления своих прав и обязанностей во взаимоотношениях с исполнителем и (или) специальной финансовой компанией, в том числе предусмотреть очередность удовлетворения обязательств кредиторов, определить уполномоченное лицо, выступающее в качестве представителя интересов кредиторов.
4. Если одной из сторон в сделке проектного финансирования является государство, проектное финансирование должно осуществляться с участием специальной финансовой компании, учреждаемой исключительно для реализации сделки проектного финансирования.
5. Проектное финансирование должно осуществляться с участием специальной финансовой компании, если об этом имеется требование хотя бы одного из кредиторов.
6. Расторжение базового договора и отказ от исполнения обязательств по нему его участниками осуществляется в соответствии с Гражданским кодексом Республики Казахстан, с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Законом для отношений по проектному финансированию с участием государства.
Статья 6-5. Уступка прав требования
1. Исполнитель уступает принадлежащие ему права требования кредиторам или специальной финансовой компании. Уступаемые требования не должны быть обременены правами третьих лиц. Условия уступки и объем уступаемых прав требования определяются договором.
2. Договор уступки прав требования должен быть заключен в письменной форме. Несоблюдение письменной формы договора уступки прав требования влечет его недействительность.
3. При уступке исполнителем будущего требования оно переходит кредиторам или специальной финансовой компании в момент заключения договора уступки прав требования, без возможности передачи этого права иным лицам.
4. Исполнитель отвечает перед кредиторами или специальной финансовой компанией за действительность переданных им прав требования, но не отвечает за неисполнение этого требования заказчиком и лицами, осуществляющими пользование объектом базового договора, если иное не предусмотрено договором уступки прав требования.
Статья 6-6. Проектное финансирование с участием специальной
финансовой компании
1. Специальная финансовая компания заключает договоры займа с кредиторами и (или) осуществляет выпуск облигаций, обеспечивая исполнение своих обязательств выделенными активами.
2. Специальная финансовая компания в соответствии с договором финансирования под уступку прав требования передает деньги исполнителю в целях финансирования или рефинансирования его обязательств, либо расходов, понесенных исполнителем в результате оказания услуг, выполнения работ, производства и (или) приобретения товаров, работ и услуг в соответствии с базовым договором.
Статья 6-7. Право собственности на объекты, создаваемые с
участием государства
Право собственности на объекты, создаваемые по базовому договору с участием государства, принадлежит государству.
Статья 6-8. Особенности уступки прав требования к государству
1. Государство участвует в проектном финансировании в качестве заказчика в порядке и на условиях, установленных Законом Республики Казахстан «О концессиях».
2. Выбор исполнителя по базовому договору осуществляется на конкурсной основе в соответствии с законодательством Республики Казахстан о концессиях.
3. Перечень инвестиционных проектов, реализуемых государством на условиях проектного финансирования, определяется Правительством Республики Казахстан.
4. Права требования к государству могут быть предъявлены с момента ввода в эксплуатацию объекта базового договора.
5. При уступке прав требования к государству превышение поступлений от использования объекта базового договора над показателями, определенными в таком договоре, зачитывается в счет уменьшения обязательств государства по уступленным правам требования, за исключением случаев создания дополнительного обеспечения. В случае, если базовый договор не предусматривает прав требования к государству, превышение поступлений от использования объекта базового договора над определенными в нем показателями, направляются в пользу государства, являющегося собственником объекта базового договора, если иное не предусмотрено договором уступки прав требования.
6. Исполнитель по базовому договору обязан в течение десяти календарных дней в письменной форме уведомить государство о произведенной им уступке прав требования кредиторам или специальной финансовой компании.
Статья 6-9. Учреждение специальной финансовой компании для
сделок проектного финансирования с участием
государства
Учреждение специальной финансовой компании для сделок проектного финансирования с участием государства осуществляется исполнителем.
Статья 6-10. Замена исполнителя при проектном финансировании с
участием государства
1. Заказчик вправе произвести замену исполнителя в случае нарушения существенных условий, определенных в базовом договоре, в соответствии с Гражданским кодексом Республики Казахстан, на любом этапе его реализации путем одностороннего отказа от исполнения договора с обязательным предупреждением исполнителя не позднее, чем за пятнадцать календарных дней до прекращения исполнения договора.
2. При замене исполнителя, заказчик обязан уведомить кредиторов о фактах нарушения существенных условий базового договора исполнителем, а кредиторы в течение тридцати календарных дней с момента получения уведомления обязаны представить кандидатуру временного исполнителя.
3. Кандидатура временного исполнителя, представленная кредиторами, должна соответствовать требованиям, предъявленным при выборе предыдущего исполнителя.
4. В случае задержки или отказа заказчика в предоставлении согласия на утверждение кандидатуры временного исполнителя, такой отказ и задержка в предоставлении согласия должны быть обоснованы.
5. Согласование кандидатуры временного исполнителя осуществляется в течение тридцати календарных дней с момента его представления кредиторами.
6. В случае, если замена исполнителя произошла до завершения строительства объекта базового договора, он обязан по требованию временного или нового исполнителя возместить понесенные ими затраты по завершению строительства объекта.
7. Между временным исполнителем и заказчиком в течение пятнадцати календарных дней с даты согласования кандидатуры временного исполнителя должен быть заключен договор о замене исполнителя по базовому договору, в котором определяется объем прав и обязанностей временного исполнителя, включая условия его ответственности перед заказчиком. Если иное не установлено договором о замене исполнителя по базовому договору, правопреемство временного исполнителя осуществляется в полном объеме прав и обязанностей исполнителя, существующем на момент заключения договора о замене исполнителя. Базовый договор считается расторгнутым с действующим исполнителем с момента заключения договора о замене исполнителя по базовому договору. Временный исполнитель осуществляет права и обязанности по базовому договору до выбора заказчиком нового исполнителя.
8. Выбор нового исполнителя по базовому договору и определение победителя осуществляется по аналогии выбора концессионера в соответствии с законодательством Республики Казахстан о концессиях путем проведения конкурса с соблюдением следующих требований:
1) условия и требования конкурса, проводимого в целях выбора нового исполнителя по базовому договору, устанавливаются в соответствии с условиями базового договора, для заключения которого был проведен предыдущий конкурс по определению исполнителя по базовому договору;
2) положения конкурсной документации, на основании которой проводится конкурс в целях выбора нового исполнителя по базовому договору, должны соответствовать положениям конкурсной документации предыдущего конкурса, за исключением положений, изменившихся с учетом фактически исполненных новым исполнителем к моменту проведения повторного конкурса;
3) конкурсные требования в целях выбора нового исполнителя по базовому договору должны включать обязательство нового исполнителя по исполнению обязательств перед кредиторами, в порядке и на условиях, которые согласованы с кредиторами и предусмотрены конкурсной документацией на проведение конкурса в целях выбора нового исполнителя по базовому договору.
9. Права и обязанности временного исполнителя прекращаются с момента заключения базового договора между новым исполнителем и государством.
10. В случае выбора нового исполнителя по базовому договору, условия базового договора учитывают изменения, связанные с фактически исполненными временным исполнителем обязанностями и предложения, представленные новым исполнителем, содержащие более выгодные условия по сравнению с предыдущими условиями базового договора.
Статья 6-11. Формирование проектного долга
Проектный долг формируется при заключении договоров займа между исполнителем по базовому договору и кредиторами, или специальной финансовой компанией и кредиторами, а также в результате выпуска облигаций при проектном финансировании.
Статья 6-12. Особенности выпуска облигаций при проектном
финансировании
1. Эмиссия облигаций специальной финансовой компании осуществляется в соответствии с Законом Республики Казахстан «О рынке ценных бумаг» и настоящим Законом.
2. Специальная финансовая компания вправе осуществлять эмиссию облигаций, обеспеченных выделенными активами.
3. Проспект облигаций специальной финансовой компании, помимо сведений, указанных в законодательстве Республики Казахстан о рынке ценных бумаг должен содержать:
1) характеристику денежных требований, условия и прогнозируемые сроки поступления денег по правам требования, входящим в состав выделенных активов;
2) целевое назначение денег, полученных специальной финансовой компанией в результате размещения облигаций, соответствующее требованиям настоящего Закона;
3) сведения о представителе держателей облигаций;
4) полномочия представителя держателей облигаций;
5) порядок предоставления отчетов держателям облигаций их представителем;
6) очередность погашения облигаций различных выпусков в пределах облигационной программы;
7) порядок предоставления информации держателям облигаций о смене собственника на объект базового договора, о введении представителей кредиторов в органы управления специальной финансовой компании и их полномочиях;
8) перечень расходов специальной финансовой компании, связанных с обслуживанием сделки проектного финансирования и инвестиционного управления активами, осуществляемых за счет выделенных активов;
9) график прогнозируемых денежных поступлений по выделенным активам.
4. Специальная финансовая компания не вправе осуществлять последующие выпуски облигаций в рамках одной сделки проектного финансирования, за исключением выпуска облигаций по облигационной программе.»;
10) часть вторую пункта 2 статьи 7 исключить;
11) статьи 8 и 10 исключить;
12) в статье 12:
в пункте 2 слова «управляющим агентом» заменить словами «управляющий инвестиционным портфелем»;
в пункте 4:
в части первой слова «управляющего агента» заменить словами «управляющего инвестиционным портфелем»;
часть вторую исключить;
подпункт 2) пункта 8 изложить в следующей редакции:
«2) по требованию управляющего инвестиционным портфелем»;
13) пункт 3 статьи 13 после слов «устанавливается» дополнить словами «законодательством о бухгалтерском учете и финансовой отчетности и»;
14) в пункте 1 статьи 14:
в подпункте 1) слова «управляющего агента» заменить словами «управляющего инвестиционным портфелем»;
в подпункте 2) слова «прав и обязанностей» заменить словами «права и обязанности»;
подпункт 9) изложить в следующей редакции:
«9) сведения о дополнительном обеспечении;»;
15) заголовок и текст статьи 15 после слов «законодательства Республики Казахстан о» дополнить словами «проектном финансировании и».
11. В Закон Республики Казахстан от 7 июля 2006 года «О концессиях» (Ведомости Парламента Республики Казахстан, 2006 г., № 14, ст. 88; 2008 г., № 15-16, ст. 64; № 21, ст. 97; 2009 г., № 24, ст. 133; 2010 г., № 7, ст. 29):
1) пункт 1 статьи 2 дополнить частью третьей следующего содержания:
«Концессия с применением проектного финансирования регулируются и осуществляются в соответствии с настоящим Законом и соблюдением требований, предусмотренных Законом Республики Казахстан «О проектном финансировании и секьюритизации».
12. В Закон Республики Казахсган от 28 февраля 2007 года «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности» (Ведомости Парламента Республики Казахстан, 2007 г., № 4, ст. 32; 2008 г., № 17-18, ст. 72; № 21, ст. 97; № 23, ст. 114; 2009 г., № 18, ст. 84; 2010 г., № 15, ст. 23):
1) пункт 6 статьи 19:
часть первую после слов «кроме финансовых организаций» дополнить словами «и специальных финансовых компаний»;
часть вторую после слов «Финансовые организации» дополнить словами «и специальные финансовые компании»;
2) в статье 20:
пункт 4 после слов «законодательством Республики Казахстан о» дополнить словами «проектном финансировании и»;
подпункт 3) пункта 6 после слов «финансовых компаний, созданных в соответствии с законодательством Республики Казахстан о» дополнить словами «проектном финансировании и».
Статья 2. Настоящий Закон вводится в действие по истечении десяти календарных дней после его первого официального опубликования.
Президент
Республики Казахстан