Правительство Республики Казахстан ПОСТАНОВЛЯЕТ:
внести на рассмотрение Мажилиса Парламента Республики Казахстан проект Закона Республики Казахстан "О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Казахстан "О нотариате".
Премьер-Министр
Республики Казахстан К. Масимов
Проект
Закон Республики Казахстан
О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Казахстан
"О нотариате"
Статья 1. Внести в Закон Республики Казахстан от 14 июля 1997 года "О нотариате" (Ведомости Парламента Республики Казахстан, 1997 г., № 13-14, ст.206; 1998 г., № 22, ст.307; 2000 г., № 3-4, ст.66; 2001 г., № 15-16, ст.236; № 24, ст.338; 2003 г., № 10, ст.48; № 12, ст.86; 2004 г., № 23, ст. 142; 2006 г., № 11, ст.55; 2007 г., № 2, ст.18; 2009 г., № 8, ст.44, № 17, ст.81; № 19, ст.88; № 23, ст. 100) следующие изменения и дополнения:
1) в статье 3:
пункт 1 дополнить частью второй следующего содержания:
"Нотариальная деятельность в Республике Казахстан основывается на принципах законности, независимости, тайны нотариальных действий.";
дополнить пунктом 4-1 следующего содержания:
"4-1. Обязанность соблюдения тайны нотариальных действий распространяется на стажеров и помощников нотариусов.";
2) в статье 4:
в пункте 1 слова "Инструкцией", "Инструкция", "утверждаемой" заменить словами "Правилами", "Правила", "утверждаемыми";
в пункте 2 слово "Инструкции" заменить словом "Правил";
3) в статье 6:
пункт 1 изложить в следующей редакции:
"1. Нотариусом может быть гражданин Республики Казахстан, достигший возраста двадцати пяти лет, имеющий высшее юридическое образование, стаж работы по юридической специальности не менее двух лет, прошедший стажировку у нотариуса сроком не менее одного года, аттестацию в аттестационной комиссии, и получивший лицензию на право занятия нотариальной деятельностью, если иное не предусмотрено настоящим Законом.
Государственным нотариусом является административный государственный служащий, занимающий должность в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан о государственной службе.
На государственного нотариуса распространяются требования, указанные в части первой настоящей статьи, за исключением прохождения аттестации и получения лицензии на право занятия нотариальной деятельностью.
Нотариусом не может быть лицо, имеющее не погашенную или не снятую в установленном законом порядке судимость, признанное в установленном порядке недееспособным либо ограниченно дееспособным.
Нотариусом также не может быть лицо, в отношении которого прекращено уголовное дело по нереабилитирующим основаниям, прекратившее нотариальную деятельность ввиду лишения лицензии либо увольнения с должности государственного нотариуса за допущенные им нарушения законодательства Республики Казахстан при совершении нотариального действия, в течение пяти лет после наступления таких событий.";
пункт 3 после слов "(за исключением" дополнить словами "государственного нотариуса и";
дополнить пунктом 4 следующего содержания:
"4. Имущественную ответственность за нотариальные действия государственного нотариуса несет территориальный орган юстиции.";
4) статью 7 изложить в следующей редакции:
"Статья 7. Помощники и стажеры нотариуса
1. Нотариус может иметь помощников и стажеров.
2. Помощником нотариуса может быть только гражданин Республики Казахстан.
3. Помощник нотариуса может работать на основе трудового договора у нотариуса, занимающегося частной практикой, или находиться в составе государственной нотариальной конторы.
4. Стажерами нотариуса могут быть граждане Республики Казахстан, имеющие высшее юридическое образование.
Стажеры проходят стажировку у нотариусов, занимающихся частной практикой, на основании договора о стажировке или у государственных нотариусов, на основании заявления в территориальный орган юстиции. Плата за стажировку не взимается.
5. Помощник и стажер вправе по указанию и под ответственность нотариуса выполнять его поручения, которые не должны подменять нотариальную деятельность и могут носить вспомогательный характер по ведению нотариального делопроизводства.
6. Срок стажировки может быть сокращен совместным решением территориального органа юстиции и нотариальной палаты для следующих лиц:
1) судей и лиц, работавших постоянными судьями, за исключением освобожденных от должности судьи по отрицательным мотивам;
2) прокуроров, проработавших в органах прокуратуры не менее пяти лет, за исключением уволенных по отрицательным мотивам;
3) адвокатов, проработавших не менее пяти лет, за исключением прекративших адвокатскую деятельность ввиду лишения лицензии.
Продолжительность стажировки не может быть менее трех месяцев.
7. Целью прохождения стажировки является приобретение стажером профессиональных знаний и практических навыков по совершению нотариальных действий и организации работы нотариуса.
8. Стажировку у одного нотариуса могут проходить не более двух стажеров одновременно.
9. Прохождение стажировки осуществляется по единой программе профессиональной подготовки стажеров, утверждаемой решением Министерства юстиции Республики Казахстан по согласованию с Республиканской нотариальной палатой.
Программа профессиональной подготовки стажеров является обязательной для всех стажеров и должна содержать перечень мероприятий, направленных на приобретение стажером специальных теоретических знаний, практических навыков по совершению нотариальных действий и организации работы нотариуса, включая изучение профессиональных и этических норм поведения нотариуса, посещение семинарских занятий, организуемых для нотариусов или специально для стажеров.
Сокращение срока стажировки не освобождает стажера от обязанности освоить программу стажировки.
10. По окончании стажировки нотариус готовит заключение, в котором отражается исполнение программы профессиональной подготовки стажером, которое в течение 10 рабочих дней утверждается совместным решением территориального органа юстиции и нотариальной палаты. В случае неполного освоения стажером программы профессиональной подготовки стажеров, то ему предоставляется дополнительное время.
11. Полное освоение программы профессиональной подготовки стажеров является единственным условием для прохождения стажировки.
12. Требования настоящей статьи не распространяются на лиц, имеющих стаж работы государственным нотариусом, за исключением освобожденных от занимаемой должности по отрицательным мотивам.";
5) дополнить статьями 7-1, 7-2 следующего содержания:
"Статья 7-1. Аттестация лиц, претендующих на право занятия
нотариальной деятельностью
1. Лица, претендующие на право занятия нотариальной деятельностью, проходят аттестацию в Аттестационной комиссии, создаваемой при Министерстве юстиции Республики Казахстан. Состав и Регламент работы Аттестационной комиссии утверждаются приказом Министра юстиции.
Секретарь Аттестационной комиссии назначается приказом Министра юстиции.
2. Аттестационная комиссия состоит из семи членов - двух представителей нотариального сообщества, включая председателя Республиканской нотариальной палаты, представителя Министерства юстиции Республики Казахстан, депутата Сената Парламента Республики Казахстан, депутата Мажилиса Парламента Республики Казахстан, судьи Верховного Суда Республики Казахстан, ученого-правоведа.
3. Председателем аттестационной комиссии является председатель Республиканской нотариальной палаты по должности.
Персональный состав аттестационной комиссии утверждается Министром юстиции Республики Казахстан по представлению указанных органов сроком на три года. Выбор кандидатуры ученого-правоведа осуществляется Министерством юстиции Республики Казахстан на основе предложений высших учебных заведений.
4. Аттестационная комиссия правомочна принимать решения при участии в заседании не менее пяти ее членов.
5. Процедура аттестации лиц, претендующих на осуществление нотариальной деятельности открыта для средств массовой информации.
6. Лицо, претендующее на право занятия нотариальной деятельностью, направляет заявление в Аттестационную комиссию о допуске его к аттестации через уполномоченный орган Министерства юстиции Республики Казахстан.
К заявлению должны быть приложены следующие документы:
1) личный листок с фотографией;
2) копия диплома о высшем юридическом образовании (нотариально засвидетельствованную копию в случае непредставления оригинала диплома для сверки);
3) копия удостоверения личности или паспорта гражданина Республики Казахстан;
4) медицинские справки из наркологического и психиатрического диспансеров, выданные по месту жительства претендента;
5) справка об отсутствии судимости;
6) заключение о прохождении стажировки.
7. Поступившие в Аттестационную комиссию материалы рассматриваются не позднее месячного срока со дня их поступления.
В случае непредставления либо ненадлежащего оформления документов, заявление претендента остается без рассмотрения и возвращается заявителю в срок не позднее 5 рабочих дней со дня его поступления.
Статья 7-2. Порядок и условия проведения аттестации
1. К аттестации допускаются граждане Республики Казахстан, отвечающие требованиям настоящего Закона.
2. В целях проверки соответствия претендента предъявляемым законодательными актами требованиям секретарь Аттестационной комиссии, по поручению председателя Аттестационной комиссии, изучает материалы аттестационного дела, составляет Заключение и представляет Аттестационной комиссии.
3. По итогам рассмотрения материалов аттестационного дела Аттестационная комиссия выносит мотивированное решение о допуске либо об отказе в допуске к аттестации.
4. В допуске к аттестации отказывается, если претендент не соответствует требованиям, установленным настоящим Законом.
В случае отказа в допуске к аттестации Аттестационная комиссия обязана выдать гражданину мотивированное решение не позднее 15 дней со дня его вынесения.
Отказ в допуске к аттестации может быть обжалован в суд в установленном законодательством порядке.
5. Претендент, допущенный к аттестации, уведомляется о месте, дате и времени проведения аттестации не позднее чем за 10 календарных дней до ее проведения через территориальные органы юстиции.
6. Аттестация проводится Аттестационной комиссией по мере необходимости, но не реже двух раз в год.
7. Аттестация состоит из двух этапов:
1) сдача компьютерного теста на знание действующего законодательства;
2) выполнение устного задания по экзаменационным билетам.
Аттестационная комиссия обеспечивает объективность проведения, стандартность условий, времени, подсчета результатов и содержания тестирования.
8. Перечень вопросов, подлежащих включению в тесты, составляется и утверждается Аттестационной комиссией. Тесты должны содержать не менее трех вариантов ответа с одним правильным.
9. Претендент вправе по своему выбору пройти тестирование на государственном или русском языках.
При этом претендент должен письменно подтвердить свой выбор.
10. Претенденты должны быть ознакомлены с порядком проведения аттестации, продолжительностью и содержанием процедуры отбора претендентов в сроки, указанные в пункте 5 настоящей статьи.
11. Тестирование проводится с использованием компьютерной техники.
12. Перед началом тестирования претендент получает подробный инструктаж по прохождению тестирования.
При прохождении тестирования не допускается использование претендентом справочной, специальной и иной литературы, а также какие-либо записи.
В случае нарушения претендентом указанных требований он отстраняется Аттестационной комиссией от тестирования и повторно допускается на общих основаниях предусмотренных пунктом 21 настоящей статьи.
13. Подсчет правильных ответов тестирования производится автоматически, при помощи используемой компьютерной программы. Результаты тестирования распечатываются на принтере в двух экземплярах и предоставляются претенденту для ознакомления путем проставления личной подписи.
Один экземпляр листа с результатами тестирования вручается претенденту, второй - передается Аттестационной комиссии.
14. Претендент считается прошедшим тестирование, если количество правильных ответов составляет 70 и более процентов от общего числа предложенных вопросов и допускается ко второму этапу.
15. При проверке знаний претендента по устному заданию используются билеты различные по своему содержанию.
Билеты составляются и утверждаются Аттестационной комиссией. Билеты должны содержать по три вопроса, из них два теоретических вопроса на знание отраслей права и правовых дисциплин и одно практическое задание, знание которых необходимо для осуществления нотариальной деятельности.
16. Конверты, в которых содержатся аттестационные билеты, подлежат вскрытию на аттестации председателем Аттестационной комиссии в присутствии аттестуемых и членов Аттестационной комиссии.
17. На подготовку аттестуемым ответов на вопросы экзаменационных билетов отводится не более 20 минут.
Правильность ответов аттестуемого на вопросы, оглашенные и прокомментированные аттестуемым устно, оценивается членами Аттестационной комиссии по пятибальной системе.
Каждый член Аттестационной комиссии оценивает ответы аттестуемого (независимо от других).
По итогам второго этапа председательствующий производит подсчет результатов, выставленных членами Аттестационной комиссии, которые затем складываются и делятся на число всех присутствующих членов Аттестационной комиссии.
Оценки членов Аттестационной комиссии, а также средние баллы, набранные аттестуемым по вопросам билета, отражаются в протоколе Аттестационной комиссии.
18. Претендент считается прошедшим аттестацию, если общий средний балл составил не менее четырех баллов.
Претендент, набравший по вопросам менее четырех баллов, считается неаттестованным.
19. По результатам аттестации Аттестационная комиссия выносит мотивированное решение об аттестации либо о неаттестации по формам, утвержденным приказом Министра юстиции Республики Казахстан, не позднее, чем на следующий день после проведения аттестации.
20. На заседании Аттестационной комиссии обязательно ведется протокол, в котором отражаются: дата, время и место заседания, фамилия, имя, отчество аттестуемого, результат тестирования, номер и содержание экзаменационного билета по письменному практическому заданию, ответы аттестуемого, оценки, выставленные членами Аттестационной комиссии, а также решение Аттестационной комиссии.
Протокол Аттестационной комиссии подписывается всеми членами, принявшими участие в аттестации.
21. Лицо, не аттестованное Аттестационной комиссией, вправе повторно подать документы на аттестацию по истечении шести месяцев.
22. Претендент, не явившийся на аттестацию по уважительной причине, вызывается на следующее заседание Аттестационной комиссии в порядке, предусмотренном в пункте 5 настоящей статьи.
В случае повторной неявки претендента его заявление остается без рассмотрения и возвращается вместе с представленными им документами.";
6) пункт 6-1 статьи 8 исключить;
7) в статье 10:
в пункте 1 слова ", а также налоговых служб" исключить;
в пункте 2:
в абзаце первом слова "может быть приостановлено" заменить словом "приостанавливается";
в подпункте 3) слова ", а также местонахождения его помещения" исключить;
дополнить подпунктами 6), 7), 8) и 9) следующего содержания:
"6) фактического отсутствия помещения нотариуса по адресу, указанному при учетной регистрации в органах юстиции;
7) несоблюдения нотариусом требований пункта 4 статьи 15 настоящего Закона;
8) несоблюдения ограничений, предусмотренных статьей 19 настоящего Закона;
9) если нотариус не приступил к практической нотариальной деятельности по истечении трех месяцев со дня постановки нотариуса на учетную регистрацию.";
дополнить пунктом 7 следующего содержания:
"7. Территориальный орган юстиции и нотариальная палата обязаны принять меры по передаче документов нотариуса, у которого приостановлено действие лицензии, другому нотариусу в порядке предусмотренными Правилами совершения нотариальных действий.";
8) в статье 11:
в абзаце первом слова "аттестационной комиссии юстиции, либо" исключить;
подпункт 7) исключить;
дополнить подпунктом 8) следующего содержания:
"8) осуществления нотариусом профессиональной деятельности без соответствующей учетной регистрации в территориальных органах юстиции.";
9) статью 13 исключить;
10) в статье 15:
в пункте 4:
в части первой:
после слова "иметь" дополнить словом "одно";
слово "граждан" заменить словом "физических";
дополнить частью второй следующего содержания:
"Помещение нотариуса является местом его учетной регистрации.";
дополнить пунктом 7 следующего содержания:
"7. В одном помещении могут работать один или несколько нотариусов, в случае соблюдения ими требований пункта 4 настоящей статьи.";
11) в подпункте 6) статьи 17 слова ", в том числе по договору найма" исключить;
12) пункт 1 статьи 19 дополнить подпунктами 4), 5) и 6) следующего содержания:
"4) выполнять свои обязанности без заключения договора обязательного страхования гражданско-правовой ответственности частного нотариуса;
5) пользоваться факсимиле и передавать личную печать другому лицу, за исключением сдачи нотариусом личной печати в территориальный орган юстиции на период приостановления действия его лицензии;
6) осуществлять деятельность вне места учетной регистрации, за исключением случаев предусмотренных настоящим Законом.";
13) в статье 21:
предложение первое пункта 2 изложить в новой редакции:
"2. Территория деятельности частного нотариуса определяется по месту его учетной регистрации.";
пункт 5 изложить в новой редакции:
"5. Нотариальные действия могут совершаться вне помещения государственных нотариальных контор и вне помещения частного нотариуса.
Нотариальные действия с выездом совершаются в отношении конкретного лица на основании заявления заинтересованного лица и не носит постоянный характер.
Если нотариальное действие совершается вне помещения государственной нотариальной конторы или помещения частного нотариуса, то в удостоверительной надписи на документе и в реестре для регистрации нотариальных действий записывается место совершения нотариального действия с указанием его адреса и времени.";
14) дополнить статьей 21-1 следующего содержания:
"Статья 21-1. Критерии определения минимального количества
нотариусов в нотариальном округе
1. Минимальное количество нотариусов в нотариальном округе утверждается Министерством юстиции Республики Казахстан по представлению территориального органа юстиции совместно с территориальной нотариальной палатой исходя из следующих критериев:
1) численности и плотности населения в нотариальном округе;
2) экономического развития, географического расположения, наличия инфраструктуры и других особенностей региона.
2. При образовании вакансии и ее незаполнении частными нотариусами в течение двух месяцев территориальный орган юстиции вправе в пределах штатной численности ввести в соответствующем нотариальном округе единицу государственного нотариуса.
3. В случае, если в последующем указанная вакансия замещается частным нотариусом, территориальный орган юстиции обязан в течение месяца упразднить единицу государственного нотариуса.
При этом, территориальный орган юстиции обязан принять меры по:
1) проверке законности совершенных нотариальных действий и устранение государственным нотариусом выявленных нарушений;
2) прием-передачу нотариальных документов частному нотариусу и/или в государственный архив;
3) изъятию и уничтожению печати государственного нотариуса.";
15) статью 22 изложить в новой редакции:
"Статья 22. Личная печать, штампы и бланки нотариуса
1. Нотариус имеет личную печать с указанием своей фамилии, имени, отчества, а также наименования государственной нотариальной конторы (печать государственного нотариуса), либо номера и даты выдачи лицензии нотариуса (печать частного нотариуса), штампы удостоверительных надписей и личные бланки.
На личной печати государственного нотариуса размещается изображение Государственного Герба Республики Казахстан.
2. Оттиски личной печати и образцы подписи нотариусов хранятся в Министерстве юстиции, в территориальном органе юстиции, а также в нотариальной палате.
3. Осуществление заказа и выдачи нотариусам личной печати для совершения нотариальных действий производится территориальным органом юстиции.
Изготовление личной печати частного нотариуса производится за счет его средств, а государственного нотариуса за счет бюджетных средств.";
16) в статье 26:
в пункте 4:
слова "вправе объединяться" заменить словом "объединяются";
слова "в форме ассоциации (союза)" исключить;
дополнить пунктом 5 следующего содержания:
"5. Лицу, имеющему лицензию на право занятия нотариальной деятельностью не может быть отказано в членстве нотариальной палаты, кроме случаев несоответствия лица требованиям статьи 6 настоящего Закона.
Взимание вступительных взносов нотариальными палатами не допускается.";
17) дополнить статьями 26-1, 26-2 следующего содержания:
"Статья 26-1. Органы управления нотариальной палаты
1. Высшим органом управления нотариальной палаты является общее собрание членов нотариальной палаты.
К исключительным полномочиям общего собрания относятся:
1) принятие устава палаты, внесение в него изменений и дополнений;
2) избрание председателя нотариальной палаты, членов правления, ревизионной и дисциплинарной комиссий;
3) определение основных направлений деятельности палаты;
4) утверждение бюджета палаты.
Уставом предусматриваются и иные полномочия, не противоречащие законодательству.
2. Руководство нотариальной палатой осуществляют правление и председатель нотариальной палаты, избранные общим собранием членов нотариальной палаты. Полномочия собрания членов нотариальной палаты, правления нотариальной палаты и председателя нотариальной палаты регламентируются уставом нотариальной палаты.
3. Члены Правления избираются тайным голосованием сроком на три года.
4. Правление является органом управления палаты, в состав которого входит не менее пяти человек.
5. Члены ревизионной и дисциплинарной комиссий палаты избираются из числа работающих нотариусов сроком на три года.
Члены ревизионной и дисциплинарной комиссий образуют контрольный орган палаты.
Порядок и сроки созыва собрания членов палаты, а также полномочия председателя и органов управления палаты определяются уставом палаты.
Статья 26-2. Председатель нотариальной палаты
1. Председателем нотариальной палаты избирается нотариус, который непосредственно до дня его избрания состоял членом нотариальной палаты не менее пяти лет.
Председатель нотариальной палаты избирается тайным голосованием сроком на два года и не может быть избран более чем на два срока подряд.
2. Председатель нотариальной палаты в соответствии с Уставом палаты:
1) организует работу палаты, председательствует на его заседаниях и осуществляет контроль за выполнением возложенных на нотариальную палату задач;
2) руководит работой нотариальной палаты, осуществляет прием и увольнение работников нотариальной палаты;
3) представляет интересы нотариальной палаты в государственных органах, общественных объединениях, других организациях и учреждениях, ведет переписку с ними и с гражданами.
3. Осуществляет иные полномочия, предусмотренные Уставом, но не противоречащие законодательству.";
18) статью 29 дополнить пунктом 4 следующего содержания:
"4. Председателем Республиканской нотариальной палаты избирается нотариус, который непосредственно до дня его избрания состоял членом нотариальной палаты, не менее пяти лет.
Председатель Республиканской нотариальной палаты избирается тайным голосованием сроком на два года и не может быть избран более чем на два срока подряд.";
19) дополнить статьей 30-1 следующего содержания:
"Статья 30-1. Оплата услуг правового и технического характера,
при совершении нотариальных действий частным
нотариусом
1. Частный нотариус, при совершении нотариальных действий, взимает оплату за предоставление дополнительных услуг технического и правового характера, предусмотренных пунктами 2) и 3) статьи 17 настоящего Закона, по соглашению сторон, но не более установленного размера, предусмотренного настоящей статьей:
1) при удостоверении договоров об отчуждении недвижимого имущества (земельных участков, жилых домов, квартир, дач, гаражей, сооружений и иного недвижимого имущества) в городской местности:
если одной из сторон является юридическое лицо - 7 МРП;
детям, супругу, родителям, родным братьям и сестрам, внукам - 2 МРП;
другим лицам - 5 МРП;
если сделка совершается в целях приобретения недвижимого имущества за счет средств, полученных по ипотечному жилищному займу - 2 МРП;
2) при удостоверении договоров об отчуждении недвижимого имущества (земельных участков, жилых домов, квартир, дач, гаражей, сооружений и иного недвижимого имущества) в сельской местности:
если одной из сторон является юридическое лицо - 2 МРП;
детям, супругу, родителям, родным братьям и сестрам, внукам - 1 МРП;
другим лицам - 2 МРП;
3) при удостоверении договоров отчуждения автомототранспортных средств:
если одной из сторон является юридическое лицо - 5 МРП;
детям, супругу, родителям, родным братьям и сестрам, внукам - 3 МРП;
другим лицам - 5 МРП;
4) при удостоверении договоров аренды, займа (за исключением договоров ипотечного жилищного займа), задатка, лизинга, подряда, брачных контрактов, раздела имущества, находящегося в общей собственности, раздела наследственного имущества, соглашений по уплате алиментов, учредительных договоров - 5 МРП;
5) при удостоверении договоров ипотечного жилищного займа - 2 МРП;
6) при удостоверении завещаний - 2 МРП;
7) при выдаче свидетельств о праве на наследство - 3 МРП за каждое выданное свидетельство;
8) при выдаче свидетельства о праве собственности на долю в общем имуществе супругов и иных лиц, имеющих имущество на праве общей совместной собственности - 4 МРП;
9) при удостоверении доверенностей на право пользования и распоряжения имуществом - 2 МРП;
10) при удостоверении доверенностей на право пользования и управления автотранспортными средствами без права продажи - 1 МРП;
11) при удостоверении доверенностей на продажу, дарение, мену автотранспортных средств - 2 МРП;
12) при удостоверении прочих доверенностей:
для физических лиц - 1 МРП;
для юридических лиц - 2 МРП;
13) при совершении морского протеста - 5 МРП;
14) при свидетельствовании верности копий документов и выписок из документов (за страницу):
для физических лиц - 0,05 МРП;
для юридических лиц - 0,07 МРП;
15) при свидетельствовании подлинности подписи на документах, а также верности перевода документов с одного языка на другой (за каждый документ):
для физических лиц - 0,5 МРП;
для юридических лиц - 1 МРП;
16) при передаче заявлений физических и юридических лиц другим физическим и юридическим лицам - 0,5 МРП;
17) при выдаче нотариально засвидетельствованных копий документов - 0,5 МРП;
18) при выдаче дубликата - 2 МРП;
19) при свидетельствовании подлинности подписей при открытии счетов в банках (за каждый документ):
для физических лиц - 0,3 МРП;
для юридических лиц - 0,5 МРП;
20) при удостоверении договоров залога недвижимости, прав требования и ипотечных свидетельств по ипотечным жилищным займам - 2 МРП;
при удостоверении иных договоров залога - 3 МРП;
21) при совершении протеста векселя и за удостоверение неоплаты чека - 1 МРП;
22) при хранении документов и ценных бумаг - 0,5 МРП за каждый месяц;
23) при удостоверении договоров поручительства и гарантии - 1 МРП;
24) при совершении других нотариальных действий, предусмотренных иными законодательными актами Республики Казахстан - 7 МРП.
2. От оплаты услуг правового и технического характера, при совершении нотариальных действий частным нотариусом, освобождаются:
1) физические и юридические лица, самостоятельно изготовившие проект документа, подлежащего нотариальному удостоверению;
2) лица, указанные в п. 4), 8), 9) ст. 542 Налогового кодекса РК;
3) престарелые и инвалиды, проживающие в медико-социальных учреждениях для престарелых и инвалидов общего типа;
4) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, находящиеся на полном государственном обеспечении, проживающие в детских домах и (или) интернатах;
5) инвалиды 1 и 2 групп (за исключением лиц, ставших инвалидами в результате совершенного ими преступления);
6) пенсионеры по возрасту.";
20) часть вторую пункта 2 и пункт 5 статьи 31 исключить;
21) дополнить статьями 31-1, 31-2 следующего содержания:
"Статья 31-1. Порядок осуществления контроля за нотариальной
деятельностью
1. Контроль осуществляется в виде плановых (первичных и периодических), внеплановых (оперативных) и контрольных проверок.
2. Плановые проверки осуществляются в соответствии с графиками, утверждаемыми территориальными органами юстиции, составленными на основе системы оценки рисков.
3. Система оценки рисков - это комплекс мероприятий, проводимых Министерством юстиции, с целью планирования проверок.
В зависимости от степени риска территориальный орган юстиции относит частных нотариусов к группам высокого, среднего либо незначительного риска и определяет для них периодичность проведения плановых проверок, но не чаще:
одного раза в год - при высокой степени риска;
одного раза в два года - при средней степени риска;
одного раза в три года - при незначительной степени риска.
При этом, первая проверка организации работы нотариуса, впервые приступившего к нотариальной деятельности, проводится через полгода и не позднее чем через год после наделения его полномочиями нотариуса.
4. Распределение частных нотариусов по степеням риска осуществляется с учетом значимости субъекта с точки зрения тяжести последствий, статистики нарушений законодательства Республики Казахстан, а также результатов внеплановых проверок.
Критерии оценки степени риска утверждаются приказом Министерства юстиции и публикуются на сайте Министерства юстиции Республики Казахстан.
Министерство юстиции обязано сформировать для частных нотариусов в пределах своей компетенции проверочные листы.
Проверочный лист включает в себя исчерпывающий перечень требований к деятельности частного нотариуса, предусмотренных законами Республики Казахстан и постановлениями Правительства Республики Казахстан, несоблюдение которых влечет за собой угрозу имущественным интересам граждан, юридических лиц и государства.
5. Внеплановые проверки осуществляются в случаях, требующих реагирования на обращения физических и юридических лиц.
6. По результатам проверки составляется справка, которая вручается нотариусу не позднее пяти рабочих дней со дня окончания проверки.
7. Контрольная проверка осуществляется в целях обеспечения исполнения требований об устранении выявленных нарушений в результате плановой проверки.
Контрольная проверка осуществляется по истечение одного месяца со дня ознакомления нотариуса справкой по результатам плановой проверки.
8. Проверки осуществляются на основании приказа органа юстиции с образованием комиссии в составе не менее трех человек.
Одним из участников комиссии может быть член нотариальной палаты, имеющий стаж нотариальной деятельности не менее пяти лет, а также безупречную репутацию.
9. Срок проведения проверки не должен превышать десяти рабочих дней.
Статья 31-2. Контроль за деятельностью Республиканской
нотариальной палаты и территориальной нотариальной
палаты
1. Контроль за деятельностью Республиканской нотариальной палаты и территориальной нотариальной палаты осуществляет Министерство юстиции Республики Казахстан и территориальный орган юстиции соответственно.
2. Контроль осуществляется в форме проверок.
3. Плановая проверка проводится один раз в три года. Внеплановая проверка может проводиться в связи с поступившей жалобой на деятельность Республиканской нотариальной палаты или территориальной нотариальной палаты.
4. При выявлении в ходе проверки нарушений законодательства о нотариате Министерство юстиции Республики Казахстан и территориальный орган юстиции направляют в Республиканскую нотариальную палату или территориальную нотариальную палату соответственно письменное предупреждение об устранении нарушений с указанием срока. При неустранении нарушений в установленный срок Министерство юстиции или территориальный орган юстиции вправе обратиться в суд с ходатайством о приостановлении полномочий председателя и (или) правления Республиканской нотариальной палаты или территориальной нотариальной палаты до проведения новых выборов.";
22) в статье 32:
подпункт 2) изложить в следующей редакции:
"2) утверждает Правила совершения нотариальных действий нотариусами;";
в подпункте 3) слова "разрабатывает и утверждает Инструкцию" заменить словами "утверждает Правила";
в подпункте 4) слова "разрабатывает и" исключить;
подпункт 5) исключить;
дополнить подпунктом 5-1) следующего содержания:
"5-1) утверждает единую программу профессиональной подготовки стажеров по согласованию с Республиканской нотариальной палатой;";
в подпункте 6) слова "разрабатывает и" исключить;
подпункт 7) изложить в следующей редакции:
"7) утверждает Правила прохождения учетной регистрации частных нотариусов;";
подпункт 7-1) после слова "утверждает" дополнить словом "минимальное";
дополнить подпунктом 14-1) следующего содержания:
"14-1) утверждает критерии оценки степени рисков;";
подпункты 13), 14) и 15) исключить;
23) в статье 33:
подпункт 11) пункта 1 исключить;
в пункте 2:
подпункт 1) исключить;
подпункт 2) после слов "юстиции о" дополнить словом "минимальной";
подпункты 3) и 9) исключить;
24) дополнить статьей 34-1 следующего содержания:
"Статья 34-1. Сделки, подлежащие обязательному нотариальному
удостоверению
В соответствии с действующим законодательством подлежат обязательному нотариальному удостоверению следующие виды сделок:
1) договор ренты;
2) завещание;
3) доверенности на управление имуществом и на совершение сделок, требующих нотариального удостоверения, если иное не установлено законодательством;
4) доверенности, выдаваемые в порядке передоверия, кроме случаев, предусмотренных гражданским законодательством;
5) учредительные документы хозяйственного товарищества (устав и учредительный договор), за исключением субъектов малого предпринимательства;
6) учредительные документы акционерного общества;
7) брачный договор;
8) соглашение наследников по закону об очередности их призвания к наследству и о размере их долей;
9) соглашение об уплате алиментов;
10) сделки с имуществом, которые в соответствии с законодательством Республики Казахстан подлежат государственной регистрации;
11) договор суррогатного материнства.";
25) в статье 39 слова "Инструкцией о порядке", "утверждаемой" заменить словами "Правилами", "утверждаемыми";
26) в статье 57 слова "уведомления", "Уведомление" заменить словами "заявления", "Заявление";
27) пункт 4 статьи 105 исключить.
Статья 2. Настоящий Закон вводится в действие со дня его первого официального опубликования.
Президент
Республики Казахстан