Правительство Республики Казахстан ПОСТАНОВЛЯЕТ:
внести на рассмотрение Мажилиса Парламента Республики Казахстан проект Закона Республики Казахстан "О газе и газоснабжении".
Премьер-Министр
Республики Казахстан K. Масимов
Проект
ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН О газе и газоснабжении
Настоящий Закон определяет правовые, экономические и организационные основы регулирования отношений в сфере газоснабжения в Республике Казахстан и направлен на создание условий для обеспечения внутренних потребностей Республики Казахстан в газе, а также для эффективной, надежной и безопасной эксплуатации объектов систем газоснабжения.
1. Общие положения
Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Законе
В настоящем Законе используются следующие основные понятия:
1) автогазозаправочная станция - технологический комплекс, предназначенный для хранения и розничной реализации сжиженного нефтяного газа владельцам транспортных средств, использующих сжиженный нефтяной газ в качестве топлива;
2) автогазонаполнительная компрессорная станция - технологический комплекс, предназначенный для компримирования, хранения и розничной реализации товарного газа владельцам транспортных средств, использующих товарный газ в качестве топлива;
3) соединительный газопровод - газопровод, предназначенный для транспортировки сырого газа от контрактной территории до газоперерабатывающего завода либо для транспортировки товарного газа от газоперерабатывающего завода до магистрального газопровода;
4) единый технический коридор - совокупность магистральных газопроводов (или участков) и систем магистральных газопроводов (в том числе, с различным давлением), обеспечивающих транспортировку товарного газа в едином направлении (транспортном потоке), проложенных параллельно по одной трассе;
5) розничная реализация - предпринимательская деятельность по реализации товарного и (или) сжиженного нефтяного газа потребителям на территории Республики Казахстан для собственных нужд без целей дальнейшей реализации;
6) газ - сырой, товарный и сжиженный газ;
7) газовое оборудование - технические изделия полной заводской готовности, используемые в качестве составных элементов газопроводов (компенсаторы, конденсатосборники, предохранительно-сбросная арматура, арматура трубопроводная запорная), а также газоиспользующие установки (газовые приборы, печи и плиты);
8) газосетевая организация - юридическое лицо, осуществляющее эксплуатацию тазонаполнительной станции, групповых резервуарных установок, а также оптовую и розничную реализацию сжиженного нефтяного газа на условиях, установленных настоящим Законом;
9) газопровод - сооружение, состоящее из соединенных между собой труб с запорной арматурой и предназначенное для транспортировки газа в газообразном или двухфазном состоянии;
10) газораспределительная система - комплекс технологически взаимосвязанных сооружений, состоящий из газопроводов (линейной части) и сопряженных с ними объектов, предназначенный для транспортировки товарного газа от магистрального газопровода до газопотребляющих систем;
11) газораспределительная организация - юридическое лицо, осуществляющее транспортировку товарного газа по газораспределительной системе, техническую эксплуатацию газораспределительной системы, а также оптовую и розничную реализацию товарного газа на условиях, установленных настоящим Законом;
12) газонаполнительный пункт - инженерное сооружение, предназначенное для хранения, слива, и налива сжиженного нефтяного газа в бытовые баллоны;
13) газонаполнительная станция - комплекс технологически взаимосвязанных производственных и иных объектов, предназначенных для слива, налива и хранения сжиженного нефтяного газа в железнодорожные цистерны, автогазовозы, бытовые баллоны, а также ремонта и утилизации бытовых баллонов;
14) газопотребляющая система - комплекс газопроводов (линейной части) и газового оборудования, предназначенный для приема товарного газа из газораспределительной системы или сжиженного нефтяного газа из групповой резервуарной установки, а также их использования в качестве топлива;
15) газоснабжение - деятельность в сфере производства, транспортировки (перевозки), хранения, реализации и (или) потребления товарного и (или) сжиженного газа;
16) охранная зона объектов систем газоснабжения - территория с особыми условиями использования, которая устанавливается вокруг объектов систем газоснабжения в целях обеспечения безопасных условий эксплуатации и исключения возможности их повреждения;
17) система газоснабжения - комплекс технологически взаимосвязанных объектов, предназначенных для производства, транспортировки (перевозки), хранения, реализации и потребления товарного или сжиженного нефтяного газа;
18) газификация - комплекс мероприятий, направленных на использование в качестве топлива товарного и (или) сжиженного нефтяного газа на объектах жилищно-коммунального хозяйства, промышленных, сельскохозяйственных и иных объектах;
19) газотранспортная организация - юридическое лицо, оказывающее услуги по транспортировке товарного газа по соединительным, магистральным газопроводам и (или) хранению товарного газа в хранилищах товарного газа на условиях, установленных настоящим Законом;
20) приборы учета - средства измерений и другие технические средства, которые выполняют одну или несколько функций: измерение, накопление, хранение, отображение информации о расходе (объеме), температуре, давлении газа и времени работы приборов;
21) коммунально-бытовой потребитель - физическое или юридическое лицо, приобретающее товарный и (или) сжиженный нефтяной газ для коммунально-бытовых нужд при осуществлении предпринимательской, некоммерческой или иной деятельности без целей дальнейшей их реализации;
22) оптовая реализация - предпринимательская деятельность по реализации товарного и (или) сжиженного газа на внутренний рынок для целей дальнейшей реализации либо за пределы территории Республики Казахстан;
23) магистральный газопровод - инженерное сооружение, состоящее из одного или нескольких газопроводов (линейной части) и сопряженных с ними объектов, обеспечивающих повышение и понижение давления транспортируемого газа, средств телеуправления, связи и иных коммуникаций, предназначенное для транспортировки товарного газа. Состав объектов магистрального газопровода определяется проектной документацией и требованиями технических регламентов;
24) государственно-частное партнерство в сфере газоснабжения - форма взаимодействия государства и инвестора для решения стратегических и социальных задач по обеспечению глубокой переработки принадлежащего Республике Казахстан попутного газа и производства продукции с высокой добавленной стоимостью на взаимовыгодных условиях;
25) производство - деятельность по переработке (доведению) углеводородного сырья до товарного и (или) сжиженного газа;
26) производитель - юридическое лицо, осуществляющее производство товарного и (или) сжиженного газа;
27) промышленный потребитель - юридическое лицо, приобретающее газ для использования в качестве топлива и (или) сырья в промышленном производстве без целей дальнейшей его реализации;
28) сжиженный газ - сжиженный нефтяной газ и сжиженный природный газ;
29) сжиженный нефтяной газ - смесь легких углеводородов (пропан-бутановой фракции, пропана, бутана), находящаяся при небольших избыточных давлениях в жидком, а в нормальных условиях в газообразном состоянии, отвечающая по качественному и количественному содержанию компонентов требованиям технических регламентов и государственных стандартов Республики Казахстан;
30) сжиженный природный газ - товарный газ, превращенный в сжиженное состояние в целях его транспортировки и хранения;
31) транспортировка - технологический процесс перекачки сырого или товарного газа по газопроводам;
32) товарный газ - многокомпонентная смесь углеводородов с преобладающим содержанием метана, являющаяся продуктом переработки сырого газа и отвечающая по качественному и количественному содержанию компонентов требованиям технических регламентов и государственных стандартов Республики Казахстан;
33) хранилище товарного газа - комплекс технологически взаимосвязанных производственных и иных объектов, предназначенных для хранения товарного газа;
34) групповая резервуарная установка - инженерное сооружение, состоящее из группы емкостей, предохранительно-запорной и регулирующей арматуры, газопроводов, предназначенное для хранения и подачи сжиженного нефтяного газа в газопотребляющую систему;
35) бытовой потребитель - физическое лицо, приобретающее товарный и (или) сжиженный нефтяной газ для бытовых нужд без целей использования в предпринимательской деятельности и дальнейшей их реализации;
36) норма потребления - расчетная величина для бытовых потребителей, не имеющих приборов коммерческого учета, отражающая среднемесячное количество потребленного ими товарного или сжиженного нефтяного газа;
37) потребитель - бытовой, коммунально-бытовой или промышленный потребитель;
38) уполномоченный орган - центральный исполнительный орган, осуществляющий государственное регулирование производства, транспортировки (перевозки), хранения и оптовой реализации газа, а также розничной реализации и потребления товарного и сжиженного нефтяного газа вне пределов границ населенных пунктов;
39) национальный оператор - юридическое лицо, определяемое Правительством Республики Казахстан, осуществляющее деятельность в сфере газоснабжения в целях обеспечения внутренних потребностей Республики Казахстан в товарном газе;
40) сырой газ - добытый неочищенный природный, попутный, сланцевый газ, газ угольных бассейнов, а также углеводородный газ иного происхождения;
41) внутренние потребности Республики Казахстан - объемы товарного и (или) сжиженного газа, необходимые для потребления на территории Республики Казахстан.
Статья 2. Законодательство Республики Казахстан о газе и газоснабжении
1. Законодательство Республики Казахстан о газе и газоснабжении основывается на Конституции Республики Казахстан и состоит из настоящего Закона и иных нормативных правовых актов Республики Казахстан.
2. Если международным договором, ратифицированным Республикой Казахстан, установлены иные правила, чем те, которые содержатся в настоящем Законе, то применяются правила международного договора.
Статья 3. Сфера действия настоящего Закона
1. Настоящий Закон действует на территории Республики Казахстан и распространяется на отношения в сфере газа и газоснабжения.
2. Положения настоящего Закона не распространяются на отношения, возникающие при проведении операций по недропользованию.
3. Особенности регулирования отношений в области магистрального газопровода устанавливаются законодательством Республики Казахстан.
Статья 4. Основные цели, принципы и задачи законодательства о газе и газоснабжении
1. Целями законодательства Республики Казахстан о газе и газоснабжении являются обеспечение энергетической и экологической безопасности, улучшение социально-экономического положения населения Республики Казахстан.
2. Законодательство Республики Казахстан о газе и газоснабжении основывается на следующих принципах:
1) безопасность и надежность газоснабжения;
2) рациональность использования ресурсов газа;
3) приоритетность обеспечения внутренних потребностей Республики Казахстан товарным и сжиженным нефтяным газом, производимым на территории Республики Казахстан;
4) приоритетность газификации объектов жилищно-коммунального хозяйства, промышленных и иных организаций, расположенных на территории Республики Казахстан;
5) сбалансированная ценовая политика в сфере газоснабжения.
3. Задачи законодательства Республики Казахстан о газе и газоснабжении:
1) создание единой системы снабжения товарным газом;
2) создание необходимых условий для бесперебойного обеспечения внутренних потребностей Республики Казахстан в товарном и сжиженном нефтяном газе;
3) увеличение доли товарного и сжиженного нефтяного газа в общем объеме потребляемых в Республике Казахстан топливно-энергетических ресурсов.
2. Компетенция органов государственного управления
в сфере газа и газоснабжения
Статья 5. Компетенция Правительства Республики Казахстан Правительство Республики Казахстан:
1) разрабатывает основные направления государственной политики в сфере газа и газоснабжения;
2) определяет национального оператора;
3) утверждает Генеральную схему газификации Республики Казахстан и порядок ее разработки;
4) утверждает порядок определения цены товарного газа, приобретаемого национальным оператором в рамках преимущественного права;
5) утверждает предельные цены оптовой реализации товарного газа на внутреннем рынке и порядок их определения;
6) утверждает порядок и условия передачи попутного газа инвесторам в рамках государственно-частного партнерства в сфере газоснабжения;
7) утверждает порядок осуществления централизованного оперативно-диспетчерского управления режимами работы объектов единой системы снабжения товарным газом;
8) утверждает порядок предоставления сведений по мониторингу производства, транспортировки, хранения, реализации и потребления товарного и сжиженного газа;
9) утверждает типовые договоры розничной реализации товарного и сжиженного нефтяного газа, а также на техническое обслуживание газопотребляющих систем коммунально-бытовых потребителей;
10) утверждает порядок розничной реализации и пользования товарным и сжиженным нефтяным газом;
11) утверждает порядок расчета и утверждения норм потребления товарного и сжиженного нефтяного газа;
12) утверждает технические регламенты в сфере газоснабжения;
13) утверждает требования по безопасности объектов систем газоснабжения;
14) регулирует экспорт товарного и сжиженного газа;
15) принимает решение о строительстве экспортных и (или) транзитных газопроводов;
16) выполняет иные функции, возложенные на него Конституцией, настоящим Законом, иными законами Республики Казахстан и актами Президента Республики Казахстан.
Статья 6. Компетенция уполномоченного органа
Уполномоченный орган выполняет следующие функции:
1) обеспечивает реализацию государственной политики в сфере газоснабжения;
2) разрабатывает Генеральную схему газификации Республики Казахстан и порядок ее разработки;
3) осуществляет контроль за реализацией Генеральной схемы газификации Республики Казахстан;
4) разрабатывает порядок определения цены товарного газа, приобретаемого национальным оператором в рамках преимущественного права;
5) утверждает цену товарного газа, приобретаемого национальным оператором в рамках преимущественного права;
6) разрабатывает предложения по уровню предельных цен оптовой реализации товарного газа на внутреннем рынке и порядок их определения;
7) разрабатывает порядок и условия передачи попутного газа инвесторам в рамках государственно-частного партнерства в сфере газоснабжения;
8) согласовывает отчуждение национальным оператором объектов единой системы снабжения товарным газом, находящихся в его собственности;
9) организует ведение баланса производства, реализации и потребления товарного и сжиженного газа;
10) разрабатывает порядок осуществления централизованного оперативно-диспетчерского управления режимами работы объектов единой системы снабжения товарным газом;
11) разрабатывает типовые договоры розничной реализации товарного и сжиженного нефтяного газа, а также на техническое обслуживание газопотребляющих систем коммунально-бытовых и бытовых потребителей;
12) разрабатывает порядок предоставления сведений по мониторингу производства, транспортировки, хранения, реализации и потребления товарного и сжиженного нефтяного газа;
13) разрабатывает порядок розничной реализации и пользования товарным и сжиженным нефтяным газом;
14) разрабатывает технические регламенты в сфере газоснабжения;
15) разрабатывает и утверждает нормативно-технические документы в сфере газоснабжения вне пределов границ (черты) населенных пунктов;
16) разрабатывает и утверждает формы обязательной ведомственной отчетности, проверочных листов, критерии оценки степени риска, ежегодный план проведения проверок в сфере газоснабжения в соответствии с Законом Республики Казахстан "О государственном контроле и надзоре в Республике Казахстан";
17) устанавливает минимальный объем производства и реализации сжиженного нефтяного газа для внутреннего рынка Республики Казахстан;
18) выполняет иные функции, возложенные на него настоящим Законом, иными Законами Республики Казахстан, актами Президента Республики Казахстан и Правительства Республики Казахстан.
Статья 7. Компетенция иных уполномоченных государственных органов в сфере газа и газоснабжения
1. Уполномоченный орган по делам строительства и жилищно-коммунального хозяйства:
1) формирует и проводит государственную политику и межотраслевую координацию в сфере газоснабжения в пределах границ (черты) населенных пунктов;
2) участвует в разработке и реализации Генеральной схемы газификации Республики Казахстан;
3) разрабатывает и утверждает нормативно-технические документы в сфере газоснабжения в пределах границ (черты) населенных пунктов;
4) разрабатывает порядок расчета и утверждения норм потребления товарного и сжиженного нефтяного газа;
5) выполняет иные функции, возложенные на него настоящим Законом, иными Законами Республики Казахстан, актами Президента Республики Казахстан и Правительства Республики Казахстан.
2. Уполномоченный орган в области промышленной безопасности:
1) осуществляет государственное регулирование и контроль в области промышленной безопасности при эксплуатации объектов систем газоснабжения;
2) разрабатывает требования по безопасности объектов систем газоснабжения;
3) выполняет иные функции, возложенные на него настоящим Законом, иными Законами Республики Казахстан, актами Президента Республики Казахстан и Правительства Республики Казахстан.
3. Уполномоченный орган, осуществляющий руководство в сферах естественных монополий и на регулируемых рынках:
1) утверждает нормы потребления товарного и сжиженного нефтяного газа при отсутствии индивидуальных или коллективных приборов учета;
2) выполняет иные функции, возложенные на него настоящим Законом, иными Законами Республики Казахстан, актами Президента Республики Казахстан и Правительства Республики Казахстан.
4. Уполномоченный орган, осуществляющий межотраслевую и межрегиональную координацию разработки основных направлений государственной социально-экономической политики:
1) согласовывает предложения по уровню предельных цен оптовой реализации товарного газа на внутреннем рынке;
2) выполняет иные функции, возложенные на него настоящим Законом, иными Законами Республики Казахстан, актами Президента Республики Казахстан и Правительства Республики Казахстан.
5. Местные исполнительные органы областей, городов республиканского значения и столицы:
1) участвуют в разработке и реализации Генеральной схемы газификации Республики Казахстан;
2) представляют в уполномоченный орган прогноз потребления сжиженного нефтяного газа на территории области, города республиканского значения, столицы;
3) представляют в уполномоченный орган сведения по реализации сжиженного нефтяного газа на территории области, города республиканского значения, столицы;
4) резервируют в установленном законодательством порядке земельные участки, на которых Генеральной схемой газификации Республики Казахстан предусмотрено строительство объектов систем газоснабжения;
5) предоставляют земельные участки в установленном законодательством Республики Казахстан порядке для строительства объектов систем газоснабжения;
6) осуществляют иные полномочия, предусмотренные законодательством Республики Казахстан.
3. Функционирование и развитие систем газоснабжения
Статья 8. Единая система снабжения товарным газом
1. В целях бесперебойного обеспечения внутренних потребностей Республики Казахстан в товарном газе, безопасной эксплуатации объектов систем газоснабжения, организации непрерывного диспетчерского контроля транспортировки, хранения товарного газа и создания единой системы его учета, в Республике Казахстан формируется единая система снабжения товарным газом.
2. Единая система снабжения товарным газом включает соединительные, магистральные газопроводы, хранилища товарного газа, газораспределительные и газопотребляющие системы, автогазонаполнительные компрессорные станции и иные технологические объекты, предназначенные для производства, транспортировки, хранения, реализации и потребления товарного газа.
В состав единой системы снабжения товарным газом не входят промысловые газопроводы, предназначенные для транспортировки газа в пределах контрактной территории, газопотребляющие системы бытовых и коммунально-бытовых потребителей, технологические объекты, предназначенные для производства и регазификации сжиженного природного газа, а также для перевозки, хранения, реализации и потребления сжиженного нефтяного газа.
3. Объекты единой системы снабжения товарным газом могут находиться в государственной или частной собственности.
4. Субъектами единой системы снабжения товарным газом являются:
1) национальный оператор;
2) производители товарного газа;
3) собственники товарного газа, произведенного в процессе переработки добытого ими сырого газа;
4) собственники товарного газа, произведенного за пределами территории Республики Казахстан и ввезенного для потребления на территорию Республики Казахстан;
5) газотранспортные и газораспределительные организации;
6) владельцы автогазонаполнительных компрессорных станций;
7) промышленные потребители товарного газа.
5. Уполномоченный орган ведет учет и публикует на интернет-ресурсе перечень производителей, собственников товарного газа, произведенного в процессе переработки добытого ими сырого газа, собственников товарного газа, произведенного за пределами территории Республики Казахстан и ввезенного для потребления на территорию Республики Казахстан, газотранспортных и газоснабжающих организаций.
6. Для целей эффективного функционирования единой системы снабжения товарным газом производители. газотранспортные и газораспределительные организации обязаны соблюдать устанавливаемые технологические режимы эксплуатации объектов единой системы снабжения товарным газом.
Статья 9. Национальный оператор
1. Национальный оператор осуществляет следующие функции:
1) участвует в реализации государственной политики в сфере газоснабжения;
2) участвует в разработке и реализации Генеральной схемы газификации Республики Казахстан;
3) осуществляет преимущественное право на приобретение товарного газа в соответствии с настоящим Законом;
4) осуществляет приоритетное право на приобретение права собственности на объекты единой системы снабжения товарным газом, доли в праве общей собственности на объекты единой системы снабжения товарным газом и пакетов акций (долей участия) юридических лиц - собственников объектов единой системы снабжения товарным газом в соответствии с настоящим Законом;
5) обеспечивает бесперебойную транспортировку и хранение товарного газа газотранспортными организациями, пятьдесят и более процентов голосующих акций (долей участия) которых принадлежит национальному оператору;
6) осуществляет оптовую и розничную реализацию товарного газа;
7) осуществляет централизованное оперативно-диспетчерское управление технологическим режимом работы объектов единой системой снабжения товарным газом;
8) представляет в уполномоченный орган сведения по транспортировке, хранению и реализации товарного газа на территории Республики Казахстан, по приобретению товарного газа в рамках преимущественного права, а также прогноз внутренних потребностей Республики Казахстан в товарном газе на предстоящий календарный год;
9) осуществляет взаимодействие с газотранспортными системами сопредельных государств по управлению и обеспечению устойчивости режимов транспортировки товарного газа;
10) обеспечивает создание и функционирование автоматизированной системы коммерческого учета товарного газа, находящегося в единой системе снабжения товарным газом.
2. Национальный оператор обязан:
1) обеспечивать на условиях, установленных настоящим Законом, бесперебойное снабжение товарным газом потребителей, подключенных к объектам единой системы снабжения товарным газом, которыми владеют газотранспортные, газораспределительные организации, пятьдесят и более процентов голосующих акций (долей участия) которых принадлежит национальному оператору;
2) обеспечивать строительство, эксплуатацию, модернизацию, реконструкцию и развитие объектов единой системы снабжения товарным газом в соответствии с Генеральной схемой газификации Республики Казахстан;
3) обеспечивать использование на объектах единой системы снабжения товарным газом, которыми владеют газотранспортные, газораспределительные организации, пятьдесят и более процентов голосующих акций (долей участия) которых принадлежит национальному оператору, энергосберегающих и экологически чистых оборудований и технологий.
3. Объекты единой системы снабжения товарным газом, находящиеся в собственности национального оператора или газотранспортных организаций, пятьдесят и более процентов голосующих акций (долей участия) которых принадлежит национальному оператору, могут отчуждаться по согласованию с уполномоченным органом.
Статья 10. Приоритетное право национального оператора на приобретение объектов единой системы снабжения товарным газом
1. Национальный оператор имеет приоритетное перед другими лицами право выкупа отчуждаемого объекта единой системы снабжения товарным газом, доли в праве общей собственности на объекты единой системы снабжения товарным газом и пакетов акций (долей участия) юридических лиц - собственников объектов единой системы снабжения товарным газом на условиях не хуже, чем может быть предложено другим лицам.
2. Лицо, имеющее намерение произвести отчуждение объекта единой системы снабжения товарным газом, доли в праве общей собственности на объекты единой системы снабжения товарным газом и (или) пакетов акций (долей участия) юридических лиц - собственников объектов единой системы снабжения товарным газом, направляет национальному оператору коммерческое предложение с указанием цены и иных условий такого отчуждения.
3. Национальный оператор в месячный срок с даты поступления коммерческого предложения принимает решение о реализации приоритетного права, указанного в пункте 1 настоящей статьи, и в этот же срок в письменном виде извещает о принятом решении лицо, направившее коммерческое предложение.
4. В случае если национальный оператор письменно отказался от приоритетного права, указанного в пункте 1 настоящей статьи, либо не направил в срок, указанный в пункте 3 настоящей статьи, письменное уведомление о намерении его реализации, такое лицо вправе осуществить отчуждение объектов единой системы снабжения товарным газом, доли в праве общей собственности на объекты единой системы снабжения товарным газом и (или) пакетов акций (долей участия) юридических лиц - собственников объектов единой системы снабжения товарным газом иным лицам. При этом условия отчуждения должны быть не менее выгодными для такого лица, чем условия, предложенные им национальному оператору.
5. Положения настоящей статьи не распространяются на объекты единой системы снабжения товарным газом, отнесенные в соответствии с гражданским законодательством Республики Казахстан к стратегическим объектам, а также на автогазонаполнительные компрессорные станции и газопотребляющие системы промышленных потребителей.
Статья 11. Системы снабжения сжиженным нефтяным газом
1. Системы снабжения сжиженным нефтяным газом представляют собой совокупность газонаполнительных станций, газонаполнительных пунктов, групповых резервуарных установок, газопотребляющих систем, автогазозаправочных станций и иных технологических объектов, предназначенных для перевозки, хранения, реализации и потребления сжиженного нефтяного газа.
2. Объекты систем снабжения сжиженным нефтяным газом могут находиться в государственной или частной собственности.
3. Субъектами систем снабжения сжиженным нефтяным газом являются производители, собственники сжиженного нефтяного газа, произведенного в процессе переработки принадлежащего им на праве собственности или иных законных основаниях углеводородного сырья, собственники сжиженного нефтяного газа, произведенного за пределами территории Республики Казахстан и ввезенного для потребления на территорию Республики Казахстан, газосетевые организации, владельцы газонаполнительных пунктов и автогазозаправочных станций, а также промышленные потребители сжиженного нефтяного газа.
4. Уполномоченный орган ведет учет и публикует на интернет-ресурсе перечень производителей, собственников сжиженного нефтяного газа, произведенного в процессе переработки принадлежащего им на праве собственности или иных законных основаниях углеводородного сырья, собственников сжиженного нефтяного газа, произведенного за пределами территории Республики Казахстан и ввезенного для потребления на территорию Республики Казахстан, газосетевых организаций и промышленных потребителей сжиженного нефтяного газа.
Статья 12. Генеральная схема газификации территорий
1. Газификация территории Республики Казахстан осуществляется в соответствии с Генеральной схемой газификации Республики Казахстан.
2. Генеральная схема газификации Республики Казахстан разрабатывается с учетом приоритетности обеспечения внутренних потребностей Республики Казахстан в товарном и сжиженном газе на основе прогнозного баланса производства, реализации и потребления товарного и сжиженного газа.
3. Генеральная схема газификации Республики Казахстан содержит схему размещения объектов систем газоснабжения, перечень и техническую характеристику планируемых к модернизации, реконструкции и строительству объектов систем газоснабжения, необходимые финансовые ресурсы и их источники, перспективные ресурсы товарного и сжиженного газа, а также схему поставок газа по существующим и планируемым к строительству объектам систем газоснабжения.
4. Генеральная схема газификации Республики Казахстан разрабатывается с учетом приоритета использования бытовыми и коммунально-бытовыми потребителями товарного газа, в том числе полученного в процессе регазификации сжиженного природного газа.
5. Финансирование реализации Генеральной схемы газификации Республики Казахстан осуществляется за счет доходов национального оператора, республиканского бюджета, местных бюджетов и иных не запрещенных законодательством Республики Казахстан источников.
6. Резервирование земельных участков для реализации Генеральной схемы газификации осуществляется в порядке, установленном Земельным кодексом Республики Казахстан.
Статья 13. Проектирование, строительство и реконструкция объектов систем газоснабжения
1. Проекты строительства, расширения и реконструкции магистральных газопроводов согласовываются с уполномоченным органом и государственными органами в соответствии с законодательством Республики Казахстан об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности.
2. Проекты строительства и реконструкции газораспределительных систем. и объектов систем снабжения сжиженным нефтяным газом согласовываются с уполномоченным органом по делам строительства и жилищно-коммунального хозяйства.
3. Решение о строительстве экспортных и (или) транзитных газопроводов принимается Правительством Республики Казахстан.
4. Технические условия на подключение к магистральному газопроводу, газораспределительной системе или групповой резервуарной установке выдаются соответственно эксплуатирующей такой объект газотранспортной, газораспределительной или газосетевой организацией. При этом выданные технические условия являются основанием для проектирования вновь строящихся, расширяемых, реконструируемых объектов систем газоснабжения.
5. Расходы, связанные с подключением объектов систем газоснабжения к магистральному газопроводу, газораспределительной системе или групповой резервуарной установке производятся за счет владельцев подключаемых объектов систем газоснабжения.
6. Вновь присоединяемое и реконструируемое газовое оборудование потребителей должно быть выполнено в соответствии с техническими регламентами и нормативно-техническими документами, а также обеспечено проектной и технической приемо-сдаточной документацией.
Статья 14. Правовое регулирование землепользования при строительстве и эксплуатации объектов систем газоснабжения
1. Земли, предоставляемые для строительства и эксплуатации объектов систем газоснабжения, должны соответствовать градостроительным и экологическим требованиям, установленным законодательством Республики Казахстан.
2. Собственники и землепользователи земельных участков обязаны обеспечить беспрепятственный доступ к объектам систем газоснабжения организациям, осуществляющим эксплуатацию данных объектов, в соответствии с гражданским и земельным законодательством Республики Казахстан.
3. Для выполнения работ по капитальному ремонту, обслуживанию, расширению и реконструкции объектов систем газоснабжения организации, эксплуатирующей данные объекты, предоставляются земельные участки во временное землепользование в соответствии с Земельным кодексом Республики Казахстан.
4. Правовые основы газоснабжения
Статья 15. Попутный газ, принадлежащий государству
1. В собственности государства находится попутный газ:
1) добытый недропользователем и принадлежащий Республике Казахстан в соответствии с законодательством о недрах и недропользовании;
2) переданный недропользователями в собственность государства по ранее заключенным контрактам на недропользование, в которых предусмотрена собственность недропользователя на добытый попутный газ.
2. Решением уполномоченного органа попутный газ, указанный в пункте 1 настоящей статьи, передается в определенных им объемах в порядке и на условиях, установленных Правительством Республики Казахстан, в собственность привлекаемого инвестора на основании договора, заключаемого в рамках государственно-частного партнерства в сфере газоснабжения.
3. Недропользователи, производящие товарный и (или) сжиженный газ из попутного газа, принадлежащего Республике Казахстан в соответствии с законодательством о недрах и недропользовании, по решению уполномоченного органа передают указанный товарный и (или) сжиженный газ национальному оператору и (или) привлекаемому инвестору для дальнейшего использования в рамках государственно-частного партнерства в сфере газоснабжения по цене, согласованной сторонами.
4. Договор, заключаемый с уполномоченным органом в рамках государственно-частного партнерства в сфере газоснабжения, должен содержать, в том числе, следующие условия:
1) переработку попутного газа в товарный и (или) сжиженный газ;
2) поставку определенных объемов произведенного товарного и (или) сжиженного газа для удовлетворения в первоочередном порядке внутренних потребностей Республики Казахстан с учетом Генеральной схемы газификации Республики Казахстан.
Статья 16. Общие условия реализации товарного и сжиженного газа
1. В целях охраны окружающей среды и здоровья населения Республики Казахстан потребителям может поставляться только товарный и (или) сжиженный нефтяной газ, за исключением реализации сырого газа промышленным потребителям для использования в качестве сырья.
2. Реализация товарного газа с учетом требований настоящего Закона допускается исключительно:
1) национальным оператором;
2) производителями товарного газа;
3) собственниками товарного газа, произведенного в процессе переработки добытого ими сырого газа;
4) собственниками товарного газа, произведенного за пределами территории Республики Казахстан и ввезенного для потребления на территорию Республики Казахстан;
5) газораспределительными организациями;
6) владельцами автогазонаполнительных компрессорных станций.
3. Реализация сжиженного природного газа осуществляется физическими и юридическими лицами с учетом приоритетности обеспечения внутренних потребностей Республики Казахстан в рамках Генеральной схемой газификации Республики Казахстан или через товарную биржу в соответствии с законодательством Республики Казахстан о товарных биржах.
4. Реализация сжиженного нефтяного газа с учетом требований настоящего Закона допускается исключительно:
1) производителями сжиженного нефтяного газа;
2) собственниками сжиженного нефтяного газа, произведенного в процессе переработки принадлежащего им на праве собственности или иных законных основаниях углеводородного сырья;
3) собственниками сжиженного нефтяного газа, произведенного за пределами территории Республики Казахстан и ввезенного для потребления на территорию Республики Казахстан;
4) газосетевыми организациями;
5) владельцами газонаполнительных пунктов и автогазозаправочных станций.
5. Реализация товарного и (или) сжиженного газа осуществляется с обязательным перемещением товарного и (или) сжиженного газа через контрольные приборы учета, за исключением случаев установленных настоящим Законом.
6. Порядок розничной реализации и пользования товарным и сжиженным нефтяным газом устанавливается Правительством Республики Казахстан.
7. Договоры розничной реализации товарного и сжиженного нефтяного газа заключаются в соответствии с типовыми договорами, утверждаемыми Правительством Республики Казахстан.
8. Преимущественное право на заключение договоров розничной реализации товарного и сжиженного нефтяного газа имеют бытовые и коммунально-бытовые потребители.
9. Газотранспортная, газораспределительная или газосетевая организация обязана обеспечивать на условиях, установленных настоящим Законом, бесперебойное снабжение товарным или сжиженным нефтяным газом потребителей, подключенных к газораспределительной системе или групповой резервуарной установке такой организации.
10. Газотранспортная, газораспределительная или газосетевая организация вправе в одностороннем порядке приостанавливать подачу товарного или сжиженного нефтяного газа потребителю до устранения нарушений в следующих случаях:
1) нарушение потребителем правил безопасности объектов систем газоснабжения;
2) техническая неисправность объектов систем газоснабжения;
3) самовольное подключение потребителем газового оборудования;
4) недопущение представителей газотранспортной, газораспределительной или газосетевой организации к газопроводам, газовому оборудованию и приборам учета;
5) возникновение дебиторской задолженности за поставленный товарный или сжиженный нефтяной газ в соответствии с договором розничной реализации товарного или сжиженного нефтяного газа.
Статья 17. Эксплуатация газопотребляющих систем
1. Владельцы газопотребляющих систем обязаны обеспечивать их надлежащее техническое состояние и безопасность.
2. Промышленные потребители обязаны иметь квалифицированный персонал для технического обслуживания принадлежащих им газопотребляющих систем, а также лицо, ответственное за надежную и безопасную работу газопотребляющих систем, либо заключить договор на техническое обслуживание принадлежащих им газопотребляющих систем со специализированной организацией, осуществляющей техническое обслуживание газопотребляющих систем.
3. Коммунально-бытовые потребители обязаны заключить договор на техническое обслуживание принадлежащих им газопотребляющих систем с газораспределительной, газосетевой организацией, осуществляющей подачу товарного или сжиженного нефтяного газа, либо с независимой специализированной организацией, осуществляющей техническое обслуживание газопотребляющих систем.
4. Запрещается эксплуатация газопотребляющих систем коммунально-бытовых потребителей без заключения договора на их техническое обслуживание.
5. Типовой договор на техническое обслуживание газопотребляющих систем коммунально-бытовых потребителей утверждается Правительством Республики Казахстан.
6. Ответственность за исправное техническое состояние газопотребляющих систем коммунально-бытовых потребителей несет организация, осуществляющая их техническое обслуживание.
7. Бытовые потребители несут ответственность за исправное техническое состояние принадлежащих им на праве собственности или иных законных основаниях газопотребляющих систем.
Статья 18. Преимущественное право национального оператора на приобретение товарного газа
1. В целях обеспечения энергетической безопасности Республики Казахстан и удовлетворения внутренних потребностей Республики Казахстан в товарном газе национальный оператор имеет преимущественное перед другими лицами право на приобретение товарного газа, отчуждаемого собственниками товарного газа, произведенного в процессе переработки добытого ими сырого газа, и производителями.
2. Цена товарного газа, приобретаемого национальным оператором в рамках преимущественного права, определяется в порядке, установленном Правительством Республики Казахстан, собственником товарного газа, произведенного в процессе переработки добытого им сырого газа, производителем и включает:
1) расходы на добычу сырого газа, определяемые на основании производственной себестоимости добычи единицы объема сырого газа, рассчитываемой в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности и требованиями законодательства Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности;
2) расходы на производство товарного газа из сырого газа;
3) расходы на транспортировку товарного газа до места его реализации национальному оператору;
4) уровень рентабельности в размере не более десяти процентов.
3. Цена товарного газа, приобретаемого национальным оператором в рамках преимущественного права, подлежит экспертизе и утверждению уполномоченным органом.
4. Собственник товарного газа, произведенного в процессе переработки добытого им сырого газа, производитель, имеющий намерение произвести отчуждение товарного газа в предстоящем календарном году, направляет на экспертизу в уполномоченный орган расчеты цены товарного газа, приобретаемого национальным оператором в рамках преимущественного права, подтвержденные обосновывающими материалами (договорами, счетами-фактурами, финансовыми документами).
5. По результатам экспертизы рассчитанной цены товарного газа, приобретаемого национальным оператором в рамках преимущественного права, уполномоченный орган в срок не позднее тридцати календарных дней со дня получения материалов направляет собственнику товарного газа, произведенного в процессе переработки добытого им сырого газа, производителю:
1) уведомление об утверждении рассчитанной цены товарного газа, приобретаемого национальным оператором в рамках преимущественного права;
2) мотивированное заключение о необходимости изменения рассчитанной цены товарного газа, приобретаемого национальным оператором в рамках преимущественного права, до уровня, обоснованного в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи.
6. Собственники товарного газа, произведенного в процессе переработки добытого им сырого газа, производители обязаны не превышать утвержденную уполномоченным органом цену товарного газа, приобретаемого национальным оператором в рамках преимущественного права.
7. Собственник товарного газа, произведенного в процессе переработки добытого им сырого газа, производитель, имеющий намерение произвести отчуждение товарного газа в предстоящем календарном году, в срок не позднее, чем за пять месяцев до начала планируемого периода, направляет национальному оператору коммерческое предложение с указанием:
1) объемов отчуждаемого товарного газа;
2) цены отчуждаемого товарного газа;
3) иных условий отчуждения.
8. Национальный оператор в срок не позднее, чем за четыре месяца до начала планируемого периода, принимает решение о реализации преимущественного права на приобретение товарного газа и в этот же срок в письменном виде извещает о принятом решении лицо, направившее коммерческое предложение.
9. В случае если национальный оператор письменно отказался от преимущественного права на приобретение товарного газа, собственник товарного газа, произведенного в процессе переработки добытого им сырого газа, производитель вправе осуществить отчуждение товарного газа иным лицам в соответствии с требованиями настоящего Закона.
10. Договоры между собственником товарного газа, произведенного в процессе переработки добытого им сырого газа, производителем и национальным оператором, заключаемые при реализации национальным оператором преимущественного права, предусмотренного настоящей статьей, могут заключаться на срок более одного календарного года.
11. По соглашению сторон в указанные договоры могут вноситься изменения, предусматривающие увеличение объемов отчуждаемого товарного газа и (или) продление сроков действия договоров, без соблюдения процедур, предусмотренных пунктами 3, 4, 5, 7 и 8 настоящей статьи.
12. Положения настоящей статьи не распространяются на отношения по отчуждению:
1) товарного газа, произведенного из природного газа, добываемого на газовых и (или) газоконденсатных месторождениях;
2) сжиженного природного газа;
3) товарного газа, полученного в процессе регазификации сжиженного природного газа;
4) товарного газа, произведенного за пределами территории Республики Казахстан и ввезенного для потребления на территорию Республики Казахстан;
5) товарного газа, произведенного за пределами Республики Казахстан из сырого газа, добываемого в Республике Казахстан, на основании международных договоров Республики Казахстан, заключенных до введения в действие настоящего Закона;
6) товарного газа, произведенного на основании договора, заключаемого в рамках государственно-частного партнерства в сфере газоснабжения.
Статья 19. Мониторинг, производства, транспортировки, хранения, реализации и потребления товарного и сжиженного газа
1. Уполномоченный орган осуществляет мониторинг производства, транспортировки, хранения, реализации и потребления товарного и сжиженного газа, включающий:
1) мониторинг объемов производства товарного и сжиженного газа в Республике Казахстан;
2) мониторинг объемов транспортировки и хранения товарного газа;
3) мониторинг объемов оптовой и розничной реализации, в том числе экспорта и импорта товарного и сжиженного газа в Республике Казахстан;
4) мониторинг оптовых цен на товарный и сжиженный газ, реализуемый в Республике Казахстан;
5) мониторинг розничных цен на товарный и сжиженный нефтяной газ, реализуемый в Республике Казахстан;
6) мониторинг внутренних потребностей Республики Казахстан в товарном и сжиженном нефтяном газе.
2. Лица, осуществляющие оптовую и (или) розничную реализацию товарного газа, ежемесячно, не позднее двадцатого числа месяца, следующего за отчетным, представляют в уполномоченный орган сведения о реализации товарного газа, в том числе ввезенного для потребления на территорию Республики Казахстан.
3. Газотранспортные, газораспределительные организации ежемесячно, не позднее пятого числа месяца, следующего за отчетным, представляют национальному оператору сведения об объемах транспортировки и хранения товарного газа.
4. Национальный оператор представляет в уполномоченный орган:
1) ежемесячно, не позднее двадцатого числа месяца, следующего за отчетным, сведения по транспортировке товарного газа по магистральным газопроводам и хранению товарного газа в подземных хранилищах газа;
2) ежегодно, не позднее первого февраля года, следующего за отчетным, сведения по приобретению товарного газа в рамках преимущественного права;
3) ежегодно, не позднее, чем за три месяца до начала планируемого периода, прогноз внутренних потребностей Республики Казахстан в товарном газе на предстоящий календарный год.
5. Производители представляют в уполномоченный орган:
1) ежемесячно, не позднее пятого числа месяца, следующего за отчетным, сведения по производству товарного и сжиженного газа;
2) ежегодно, не позднее, чем за три месяца до начала планируемого периода, прогнозный объем производства товарного и сжиженного газа на предстоящие пять лет.
6. Лица, осуществляющие оптовую и (или) розничную реализацию сжиженного нефтяного газа, ежемесячно, не позднее пятого числа месяца, следующего за отчетным, представляют в местные исполнительные органы областей, городов республиканского значения, столицы, на территории которых осуществляется такая реализация, сведения о реализации сжиженного нефтяного газа, в том числе произведенного за пределами территории Республики Казахстан и ввезенного для потребления на территорию Республики Казахстан.
7. Местные исполнительные органы области, городов республиканского значения, столицы представляют в уполномоченный орган:
1) ежемесячно, не позднее пятнадцатого числа месяца, следующего за отчетным, сведения по реализации и потреблению сжиженного нефтяного газа на территории области, города республиканского значения, столицы;
2) ежегодно, не позднее, чем за три месяца до начала планируемого периода, прогноз потребления сжиженного нефтяного газа на предстоящий календарный год на территории области, города республиканского значения, столицы.
8. Лица, осуществляющие оптовую реализацию сжиженного природного газа, ежемесячно, не позднее пятого числа месяца, следующего за отчетным, представляют в уполномоченный орган сведения о реализации сжиженного природного газа, в том числе произведенного за пределами территории Республики Казахстан и ввезенного для потребления на территорию Республики Казахстан.
9. Сведения, предусмотренные в пунктах 2-8 настоящей статьи, предоставляются в соответствии с порядком, утверждаемым Правительством Республики Казахстан.
10. Уполномоченный орган в области таможенного дела ежемесячно, не позднее пятнадцатого числа месяца, следующего за отчетным, представляет в уполномоченный орган сведения об импорте и экспорте товарного и сжиженного газа в Республике Казахстан.
11. На основе данных мониторинга производства, реализации и потребления товарного и сжиженного газа уполномоченный орган составляет прогнозный баланс производства, реализации и потребления товарного и сжиженного газа на территории Республики Казахстан на предстоящий календарный год.
5. Государственное регулирование транспортировки, хранения и
реализации товарного газа
Статья 20. Оптовая реализация товарного газа
1. Оптовую реализацию товарного газа вправе осуществлять национальный оператор, производители, собственники товарного газа, произведенного в процессе переработки добытого ими сырого газа, собственники товарного газа, произведенного, за пределами территории "Республики Казахстан и ввезенного для потребления на территорию Республики Казахстан, а также газораспределительные организации в случаях реализации товарного газа национальному оператору и (или) владельцам автогазонаполнительных компрессорных станций.
2. Лицу, которое приобрело товарный газ у национального оператора, производителя, собственника товарного газа, произведенного в процессе переработки добытого ими сырого газа, и (или) собственника товарного газа, произведенного за пределами территории Республики Казахстан и ввезенного для потребления на территорию Республики Казахстан, запрещается осуществлять его оптовую реализацию, за исключением случаев реализации национальному оператору и (или) владельцам автогазонаполнительных компрессорных станций.
3. Положения настоящей статьи не распространяются на отношения по оптовой реализации товарного газа, произведенного за пределами Республики Казахстан из сырого газа, добываемого в Республике Казахстан, возникающие на основании международных договоров Республики Казахстан, заключенных до введения в действие настоящего Закона.
Статья 21. Государственное регулирование цен оптовой реализации товарного газа на внутреннем рынке
1. В Республике Казахстан устанавливается государственное регулирование цен оптовой реализации товарного газа на внутреннем рынке.
2. Предельные цены оптовой реализации товарного газа на внутреннем рынке устанавливаются отдельно для каждой области, города республиканского значения, столицы и могут быть скорректированы с учетом экономических и социальных условий газоснабжения регионов Республики Казахстан.
3. Уполномоченный орган по согласованию с уполномоченным органом, осуществляющим межотраслевую и межрегиональную координацию разработки основных направлений государственной социально-экономической политики, ежегодно, в срок не позднее, чем за два месяца до начала планируемого периода, в порядке, установленном Правительством Республики Казахстан, разрабатывает и направляет в Правительство Республики Казахстан предложения по уровню предельных цен оптовой реализации товарного газа на внутреннем рынке на предстоящий календарный год.
4. Правительство Республики Казахстан, на основании предложений, указанных в пункте 3 настоящей статьи, в срок не позднее, чем за один месяц до начала планируемого периода, утверждает предельные цены оптовой реализации товарного газа на внутреннем рынке на предстоящий календарный год.
5. Лица, осуществляющие оптовую реализацию товарного газа на территории областей, городов республиканского значения и столицы, обязаны соблюдать установленный уровень предельных цен оптовой реализации товарного газа.
6. Положения настоящей статьи не распространяются на отношения по оптовой реализации товарного газа:
1) национальному оператору, в том числе в рамках преимущественного права;
2) за пределы территории Республики Казахстан;
3) полученного в процессе регазификации сжиженного природного газа.
Статья 22. Транспортировка и хранение товарного газа
1. Услуги по транспортировке товарного газа по соединительным, магистральным газопроводам, а также по хранению товарного газа в хранилищах товарного газа оказывают газотранспортные организации.
2. Запрещается эксплуатация одних и тех же соединительных, магистральных газопроводов и хранилищ товарного газа двумя и более газотранспортными организациями.
3. Газотранспортные организации оказывают услуги по транспортировке товарного газа по магистральным газопроводам за пределы территории Республики Казахстан исключительно национальному оператору, производителям, собственникам товарного газа, произведенного в процессе переработки добытого ими сырого газа, а также владельцам товарного газа, произведенного за пределами территории Республики Казахстан, имеющим намерение осуществить его транспортировку через территорию Республики Казахстан.
4. Газотранспортная, газораспределительная организация обязана:
1) предоставлять владельцам товарного газа на равных условиях доступ к мощностям магистрального газопровода, хранилища товарного газа или газораспределительной системы в соответствии с законодательством Республики Казахстан о естественных монополиях и регулируемых рынках;
2) представлять по запросу уполномоченного органа информацию о наличии свободных мощностей магистрального газопровода, подземного хранилища газа, газораспределительной системы, а также программу их использования;
3) информировать владельцев товарного газа и (или) потребителей о планируемых ремонтных и профилактических работах, влияющих на исполнение обязательств по транспортировке, хранению и (или) розничной реализации товарного газа.
5. Газотранспортная организация обязана отказать владельцу товарного газа в транспортировке и хранении товарного газа в случаях:
1) несоответствия товарного газа требованиям технических регламентов и государственных стандартов;
2) непредставления собственником товарного газа, произведенного в процессе переработки добытого им сырого газа, производителем письменного отказа национального оператора от преимущественного права на приобретение товарного газа в соответствии с положениями статьи 18 настоящего Закона.
6. Газотранспортные организации несут ответственность за необоснованный отказ в транспортировке и хранении товарного газа в порядке, предусмотренном законодательством Республики Казахстан и договором на предоставление услуг по транспортировке и хранению товарного газа.
Статья 23. Розничная реализация товарного газа
1. Розничная реализация товарного газа осуществляется:
1) газораспределительными организациями;
2) владельцами автогазонаполнительных компрессорных станций;
3) национальным оператором, производителями, собственниками товарного газа, произведенного в процессе переработки добытого ими сырого газа, собственниками товарного газа, произведенного за пределами территории Республики Казахстан и ввезенного для потребления на территорию Республики Казахстан, в случае розничной реализации товарного газа промышленным потребителям, газопотребляющие системы которых подключены непосредственно к магистральному или соединительному газопроводу.
2. Иные лица не вправе осуществлять розничную реализацию товарного газа.
3. Подключение газового оборудования потребителей к газораспределительной системе, расширение (реконструкция, модернизация, техническое перевооружение) объектов систем газоснабжения, необходимое для покрытия дополнительных нагрузок подключаемых потребителей в случае отсутствия свободных мощностей, а также изменение технологической схемы такого подключения осуществляется газораспределительной организацией за счет таких потребителей.
4. Подача товарного газа в газопотребляющие системы потребителей осуществляется газораспределительной организацией.
Статья 24. Учет товарного газа
1. Транспортировка, хранение и реализация товарного газа без учета его объема не допускаются.
2. Учет объема товарного газа, транспортируемого по магистральным газопроводам, производится газотранспортной организацией на газоизмерительных станциях по приборам учета газа с постоянным подтверждением данных по приборам учета товарного газа, установленным на пунктах приема (передачи) товарного газа. Газотранспортные организации обеспечивают передачу данных по учету объема транспортируемого товарного газа национальному оператору.
3. Учет объема товарного газа, транспортируемого по газораспределительным системам, производится газораспределительными организациями по приборам учета. Газораспределительные организации обеспечивают передачу данных по учету объема реализуемого товарного газа национальному оператору.
4. Учет объема товарного газа, используемого промышленными и коммунально-бытовыми потребителями, производится:
1) по приборам учета, установленным на пунктах приема (передачи) товарного газа;
2) по мощности газопотребляющего оборудования - при отсутствии приборов учета, их неисправности либо несоответствии параметрам газового оборудования.
5. Учет объема товарного газа, используемого бытовыми потребителями, производится:
1) по индивидуальным приборам учета;
2) по коллективным приборам учета в многоквартирных домах;
3) по коллективным приборам учета в индивидуальных домах, установленных на шкафах регуляторных или газорегуляторных пунктах;
4) по нормам потребления, утверждаемым уполномоченным органом, осуществляющим руководство в сферах естественных монополий и на регулируемых рынках - при отсутствии индивидуальных или коллективных приборов учета, их неисправности либо несоответствии параметрам газового оборудования.
6. Приборы учета товарного газа должны соответствовать требованиям технических регламентов и государственных стандартов Республики Казахстан.
6. Государственное регулирование перевозки, хранения и
реализации сжиженного газа
Статья 25. Условия перевозки сжиженного газа автомобильным и (или) железнодорожным транспортом
1. Перевозка сжиженного газа автомобильным и (или) железнодорожным транспортом допускается посредством специально оборудованного и допущенного к перевозке транспорта в соответствии с требованиями, предъявляемыми законодательством Республики Казахстан к перевозкам опасных грузов.
2. Документы, связанные с перевозкой сжиженного газа автомобильным и (или) железнодорожным транспортом, должны соответствовать требованиям, установленным для перевозки опасных грузов для каждого вида транспорта.
3. Конструкция и условия эксплуатации средств хранения и перевозки сжиженного газа автомобильным и (или) железнодорожным транспортом должны соответствовать требованиям технических регламентов.
Статья 26. Производство и оптовая реализация сжиженного нефтяного газа
1. Производители, собственники сжиженного нефтяного газа, производимого в процессе переработки принадлежащего им на праве собственности или иных законных основаниях углеводородного сырья, обязаны соблюдать минимальный объем производства и реализации сжиженного нефтяного газа для внутреннего рынка Республики Казахстан.
2. Минимальный объем производства и реализации сжиженного нефтяного газа для внутреннего рынка Республики Казахстан на предстоящий календарный год устанавливается уполномоченным органом не позднее, чем за один месяц до начала планируемого периода, пропорционально объему производства сжиженного нефтяного газа, исходя из прогнозного баланса производства, реализации и потребления сжиженного газа.
3. Оптовую реализацию сжиженного нефтяного газа вправе осуществлять производители, собственники сжиженного нефтяного газа, произведенного в процессе переработки принадлежащего им на праве собственности или иных законных основаниях углеводородного сырья, собственники сжиженного нефтяного газа, произведенного за пределами территории Республики Казахстан и ввезенного для потребления на территорию Республики Казахстан, а также газосетевые организации в случае реализации сжиженного нефтяного газа владельцам газонаполнительных пунктов и (или) автогазозаправочных станций.
4. Оптовая реализация сжиженного нефтяного газа осуществляется через товарные биржи, за исключением случаев реализации сжиженного нефтяного газа за пределы территории Республики Казахстан, а также реализации сжиженного нефтяного газа газосетевыми организациями владельцам газонаполнительных пунктов и (или) автогазозаправочных станций.
5. Правом приобретения сжиженного нефтяного газа, реализуемого на товарных биржах, обладают газосетевые организации и промышленные потребители сжиженного нефтяного газа.
6. Производители, собственники сжиженного нефтяного газа, произведенного в процессе переработки принадлежащего им на праве собственности или иных законных основаниях углеводородного сырья, собственники сжиженного нефтяного газа, произведенного за пределами территории Республики Казахстан и ввезенного для потребления на территорию Республики Казахстан, газосетевые организации и промышленные потребители сжиженного нефтяного газа, для участия в биржевой торговле сжиженным нефтяным газом пользуются услугами брокера и (или) дилера либо самостоятельно осуществляют деятельность на товарной бирже в качестве дилера на основании лицензии, выдаваемой уполномоченным органом в области регулирования торговой деятельности в соответствии с законодательством Республики Казахстан о товарных биржах.
7. Лица, указанные в пункте 6 настоящей статьи, осуществляющие деятельность на товарной бирже в качестве дилера, не вправе участвовать в биржевой торговле иными биржевыми товарами, а также оказывать услуги по совершению сделок со сжиженным нефтяным газом иным лицам.
8. Брокеры и дилеры не вправе оказывать услуги по совершению сделок со сжиженным нефтяным газом лицам, не указанным в пункте 6 настоящей статьи.
9. Положения пунктов 1 и 2 настоящей статьи не распространяются:
1) на производителей, проектная мощность производства сжиженного нефтяного газа которых не превышает пять тысяч тонн в год;
2) на собственников сжиженного нефтяного газа, произведенного за пределами Республики Казахстан из сырого газа, добываемого в Республике Казахстан, на основании международных договоров Республики Казахстан, заключенных до введения в действие настоящего Закона.
Статья 27. Розничная реализация сжиженного нефтяного газа
1. Розничная реализация сжиженного нефтяного газа осуществляется:
1) газосетевыми организациями;
2) владельцами газонаполнительных пунктов;
3) владельцами автогазозаправочных станций;
4) производителями, собственниками сжиженного нефтяного газа, произведенного в процессе переработки принадлежащего им на праве собственности или иных законных основаниях углеводородного сырья, собственниками сжиженного нефтяного газа, произведенного за пределами территории Республики Казахстан и ввезенного для потребления на территорию Республики Казахстан, в случае розничной реализации сжиженного нефтяного газа промышленным потребителям.
2. Иные лица не вправе осуществлять розничную реализацию сжиженного нефтяного газа.
3. Газосетевая организация обязана иметь в собственности или на иных законных основаниях газонаполнительную станцию.
4. Эксплуатацию газонаполнительных станций и групповых резервуарных установок осуществляют газосетевые организации. Ответственность за сохранность и исправное состояние групповых резервуарных установок несет газосетевая организация, эксплуатирующая такую установку.
5. Подключение газового оборудования потребителей к системе снабжения сжиженным нефтяным газом, расширение (реконструкция, модернизация) объектов системы снабжения сжиженным нефтяным газом, а также изменение технологической схемы подключения осуществляется газосетевой организацией за счет таких потребителей.
6. Розничная реализация сжиженного нефтяного газа потребителям через групповые резервуарные установки осуществляется на основании договора розничной реализации сжиженного нефтяного газа между потребителем и газосетевой организацией.
7. Розничная реализация сжиженного нефтяного газа в бытовых баллонах осуществляется газосетевыми организациями и владельцами газбнаполнительных пунктов, которые несут ответственность за техническое состояние бытовых баллонов.
8. Газосетевые организации и газонаполнительные пункты обязаны обследовать наполняемые бытовые баллоны на предмет технической исправности и выдавать гарантийный талон качества на каждый продаваемый потребителям бытовой баллон.
9. Запрещается хранение и (или) использование сжиженного нефтяного газа в бытовых баллонах в жилых многоквартирных домах этажностью более двух этажей.
10. Газосетевые организации и газонаполнительные пункты обязаны ставить на учет потребителей, приобретающих сжиженный нефтяной газ в бытовых баллонах, присвоить абонентский номер, обеспечивать аварийное и плановое обслуживание газобаллонных установок.
11. Запрещается:
1) заправка сжиженным нефтяным газом бытовых баллонов на автогазозаправочньгх станциях;
2) эксплуатация одних и тех же газонаполнительных станций, газонаполнительных пунктов, групповых резервуарных установок одновременно двумя и более газосетевыми организациями;
3) эксплуатация одних и тех же автогазозаправочных станций одновременно двумя и более владельцами автогазозаправочньгх станций.
12. Ответственность за сохранность и исправное состояние внутридомового газового оборудования, используемого для подачи сжиженного нефтяного газа в газопотребляющие системы потребителей, несет газосетевая организация, в эксплуатации которой оно находится, за исключением газового оборудования, находящегося внутри жилых помещений, а также в индивидуальных жилых домах.
Статья 28. Учет сжиженного нефтяного газа
1. Учет сжиженного нефтяного газа на газонаполнительных станциях, газонаполнительных пунктах и в групповых резервуарных установках осуществляется в соответствии с порядком розничной реализации и пользования товарным и сжиженным нефтяным газом, утверждаемым Правительством Республики Казахстан.
2. Учет сжиженного нефтяного газа, реализуемого потребителям, осуществляется по приборам учета, за исключением подпункта 2) пункта 3 настоящей статьи.
3. Учет сжиженного нефтяного газа, реализуемого бытовым потребителям через групповые резервуарные установки, производится объемным методом:
1) по индивидуальным приборам учета;
2) по нормам потребления, утверждаемым уполномоченным органом, осуществляющим руководство в сферах естественных монополий и на регулируемых рынках - при отсутствии индивидуальных приборов учета, их неисправности либо несоответствии параметрам газового оборудования.
4. Положения пунктов 2 и 3 настоящей статьи не распространяются на сжиженный нефтяной газ, реализуемый потребителям в бытовых баллонах.
7. Обеспечение безопасности газоснабжения
Статья 29. Обеспечение безопасности систем газоснабжения
1. Обеспечение безопасности систем газоснабжения осуществляется в соответствии с законодательством Республики Казахстан в области промышленной, противопожарной безопасности, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, охраны окружающей среды.
2. Владельцы объектов системы газоснабжения обязаны обеспечить их безопасную эксплуатацию и исправное состояние, проводить работы по техническому обслуживанию или заключить договор на техническое обслуживание принадлежащих им объектов.
3. Лица, осуществляющие работы по техническому обслуживанию объектов системы газоснабжения, несут ответственность за качество и своевременное выполнение работ по техническому обслуживанию.
4. Ответственность за исправное состояние газопотребляющих систем, дымовых и вентиляционных каналов, уплотнений вводов инженерных коммуникаций зданий, помещений несут их владельцы.
5. Газотранспортные, газораспределительные и газосетевые организации обязаны иметь в своем составе аварийно-диспетчерскую службу с круглосуточным режимом работы, включая выходные и праздничные дни.
6. Газотранспортные, газораспределительные и газосетевые организации вправе на договорной основе привлекать аварийно-диспетчерскую службу иных организаций для ликвидации аварийных ситуаций.
7. Объекты систем газоснабжения являются объектами непрерывного энергоснабжения. Организациям энергоснабжения запрещается проведение режимных мероприятий по ограничению установленных лимитов энергопотребления на объектах систем газоснабжения без согласования с организациями, эксплуатирующими данные объекты систем газоснабжения.
8. Запрещается эксплуатация объектов систем газоснабжения в едином техническом коридоре двумя и более организациями.
Статья 30. Государственный надзор в области безопасности систем газоснабжения
1. Государственный надзор, в области безопасности систем газоснабжения осуществляется в форме проверки и иных формах.
2. Проверка осуществляется в соответствии с Законом Республики Казахстан "О государственном контроле и надзоре в Республике Казахстан". Иные формы государственного надзора осуществляются в соответствии с Законом Республики Казахстан "О промышленной безопасности на опасных производственных объектах".
Статья 31. Охранная зона объектов систем газоснабжения
1. В целях обеспечения безопасности населения, предотвращения причинения вреда окружающей среде, а также создания условий для безопасной эксплуатации вокруг объектов систем газоснабжения устанавливаются охранные зоны. При размещении нескольких объектов систем газоснабжения в одном техническом коридоре для них устанавливается единая охранная зона.
2. Границы охранных зон объектов систем газоснабжения, устанавливаются в соответствии с требованиями технических регламентов.
3. В охранной зоне объекта систем газоснабжения запрещается осуществлять хозяйственную деятельность без письменного разрешения, выдаваемого организацией, эксплуатирующей объект системы газоснабжения.
4. Ответственность за нарушения безопасности в охранной зоне несут лица, ведущие хозяйственную деятельность без письменного разрешения организации, эксплуатирующей объект системы газоснабжения.
8. Заключительные положения
Статья 32. Ответственность за нарушение законодательства Республики Казахстан о газе и газоснабжении
Лица, виновные в нарушении законодательства Республики Казахстан о газе и газоснабжении, несут ответственность, установленную законами Республики Казахстан.
Статья 33. Порядок введения в действие настоящего Закона
Настоящий Закон вводится в действие по истечении десяти календарных дней после его первого официального опубликования, за исключением:
1) пунктов 4, 5, 6, 7 и 8 статьи 26, которые вводятся в действие по истечении шести месяцев после его первого официального опубликования;
2) пункта 9 статьи 27; который вводится в действие с 1 января 2013 года.
Президент
Республики Казахстан