В целях информирования широкой общественности страны об экономической политике Правительства Республики Казахстан, Национального Банка Республики Казахстан Правительство Республики Казахстан ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Одобрить прилагаемое Заявление Правительства Республики Казахстан и Национального Банка Республики Казахстан об основных направлениях экономической политики на 2012 год.
2. Настоящее постановление вводится в действие со дня подписания и подлежит официальному опубликованию.
Премьер-Mинистр
Республики Казахстан К. Масимов
Одобрено
постановлением Правительства
Республики Казахстан
от 29 февраля 2012 года № 272
Заявление
Правительства Республики Казахстан и Национального Банка
Республики об основных направлениях экономической политики на
2012 год
В 2011 году, благодаря проведению Правительством Республики Казахстан (далее - Правительство) и Национальным Банком Республики Казахстан (далее - Национальный Банк) скоординированной макроэкономической и денежно-кредитной политики, обеспечена макроэкономическая, финансовая и социальная стабильность в стране.
В истекшем году, несмотря на углубление кризиса в развитых странах, экономика Казахстана развивалась высокими темпами. По предварительным данным валовой внутренний продукт (далее - ВВП) в 2011 году вырос на 7,5 %.
Росту экономики способствовало расширение внутреннего спроса и сохранение в течение года благоприятной конъюнктуры на экспортную продукцию.
Наибольшие темпы роста отмечены в сельском хозяйстве - 26,7 %, в торговле - 14,5 %, связи - 18,7 %. Рост промышленного производства составил 3,5 %, в строительстве - 2,7 %.
По предварительной оценке, производительность труда в 2011 году составила 104,3 %.
Рост в отраслях экономики сопровождается улучшением благосостояния населения страны. Растут доходы населения и отмечено улучшение ситуации на рынке труда. ВВП на душу населения в 2011 году, по оценке, превысил 11 тыс. долл. США. За 2011 год реальные денежные доходы возросли на 7,4 %, реальная заработная плата - на 7,2 %. Уровень безработицы к концу 2011 года снизился до 5,4 %.
Эффективные действия Правительства и Национального Банка по стабилизации цен позволили удержать уровень годовой инфляции в запланированном коридоре 6 - 8 %. На конец 2011 года уровень инфляции составил 7,4 %, что на 0,4 % ниже по сравнению с 2010 годом.
Финансовая устойчивость страны обеспечивается значительными накоплениями в золотовалютных резервах и Национальном фонде. В 2011 году международные резервы страны составили 73 млрд. долл. США и выросли за год на 23,2 %, в том числе активы Национального фонда в иностранной валюте выросли на 41 % до 43,7 млрд. долл. США.
Отмечается позитивная динамика развития банковского сектора, что сопровождается постепенным восстановлением кредитной активности банков. Долг банковского сектора сократился с 45,9 млрд. долл. США в 2007 году до 16,5 млрд. долл. США по итогам сентября 2011 года.
Дефицит государственного бюджета снизился и составил 2,2 % к ВВП.
Общий объем кредитов банков экономике за 2011 год повысился на 15,7 %, объем депозитов в банковской системе вырос на 14,3 %, в том числе депозиты населения выросли на 24,1 %.
Основным фактором повышения экономической активности в 2011 году стала реализация проектов Карты индустриализации. В прошлом году запущено 237 проектов на сумму 1 трлн. тенге, с созданием порядка 20 тыс. рабочих мест.
С целью развития предпринимательства, в первую очередь малого и среднего бизнеса, активно реализуется Программа «Дорожная карта бизнеса 2020». С 2010 года по трем направлениям программы одобрено к субсидированию 930 проектов на общую сумму 288,3 млрд. тенге.
Проводимая работа по снижению административной нагрузки на бизнес позволила Казахстану войти в число 50 стран мира с наиболее благоприятными условиями ведения бизнеса в рейтинге Всемирного Банка «Doing Business».
Положительные тенденции в экономике, сохраняющаяся макроэкономическая стабильность позволили улучшить суверенные рейтинги агентствами Standard&Poor's и Fitch до уровня «ВВВ+» и «ВВВ», соответственно.
Успешно функционирует Таможенный союз (далее - ТС) Беларуси, Казахстана и России, завершена работа по формированию Единой таможенной территории Таможенного союза, сформирована договорно-правовая база Таможенного союза, которая насчитывает более 70 международных соглашений. С 1 января 2012 года вступил в силу пакет международных договоров Единого экономического пространства - это подразумевает более глубокую интеграцию наших государств.
Мы достигли значительных результатов в уходящем году. Вместе с тем имеются внешние риски, которые могут оказать влияние на экономику страны.
В мировой экономике сохраняется тенденция к спаду, которая способна привести к рецессии в экономиках ЕС и США и снижению темпов роста Китая уже в 2012 году. Международные организации пересмотрели свои прогнозы по развитию мировой экономики в сторону снижения. Международный валютный фонд (далее - МВФ) снизил прогноз по росту мировой экономики на 2012 год до 3,3 % при ранее прогнозируемом 4 % росте, Всемирный Банк - до 2,5 %. Агентство Fitch Ratings снизило прогноз роста ВВП еврозоны на 2012 год до 0,4 % по сравнению с октябрьским прогнозом в 0,8 %.
В этих условиях основными направлениями экономической политики в 2012 году станут:
1) обеспечение макроэкономической стабильности и обеспечение устойчивого экономического роста на запланированном уровне;
2) повышение конкурентоспособности человеческого капитала и выполнение социальных обязательств;
3) дальнейшее развитие региональной политики;
4) продолжение интеграционных процессов в рамках Единого экономического пространства;
5) модернизация системы государственного управления.
Макроэкономическая стабильность будет обеспечена за счет скоординированной денежно-кредитной и налогово-бюджетной политик и сдерживания уровня инфляции в планируемом коридоре 6 - 8 %.
Налогово-бюджетная политика будет направлена на эффективную реализацию выработанных мер государственной политики и обеспечение сбалансированного роста экономики.
В целях снижения негативного влияния внешних факторов нестабильности на экономику будет проводиться контрцикличная бюджетная политика. В период экономического бума будет сдерживаться рост расходов бюджета для недопущения «перегрева» экономики. В период экономического спада расходы будут увеличиваться для поддержания внутреннего спроса.
Для обеспечения устойчивого экономического роста будет продолжена диверсификация через форсированную индустриализацию и государственную поддержку индустриально-инновационной деятельности. В текущем году начнется реализация индустриально-инновационных проектов, среди которых железнодорожные линии Жезказган-Бейнеу и Аркалык-Шубарколь, комплекс глубокой переработки нефти на Атырауском НПЗ, газоперерабатывающий завод на Карачаганакском месторождении, трубопроводная система, которая обеспечит газификацию центрального региона страны, включая столицу.
Реализация крупных высокотехнологичных индустриальных проектов и поддержка системообразующих предприятий будет обеспечиваться в рамках программ «Производительность 2020» и «Оздоровление конкурентоспособных предприятий».
Продолжится работа по улучшению бизнес-климата через совершенствование лицензионно-разрешительной системы и контрольно-надзорной деятельности государственных органов. Будут внедрены новые принципы разрешительного законодательства.
В Программе «Дорожная карта бизнеса 2020» будут предусмотрены новые механизмы оказания государственной поддержки начинающим и молодым предпринимателям, внедряющим инновации. В рамках данного механизма предусматривается предоставление банковских кредитов в размере до 10 млн.тенге, при этом до 80 % кредита будет гарантироваться через Фонд «Даму».
В целях стимулирования инвестиций в социально-значимые сектора экономики будет осуществляться совершенствование использования механизмов государственно-частного партнерства посредством необходимых изменений в бюджетное и концессионное законодательство.
Для развития сельского хозяйства будут созданы единый зерновой холдинг и действенная система гарантирования и страхования займов для снижения рисков частных инвестиций в аграрное производство.
В целях создания системы государственной поддержки фермеров и предприятий розничной торговли, реализующих товары без посредников, будут внесены изменения в законы «О потребительском кооперативе» и «Сельской потребительской кооперации».
Региональное развитие будет направлено на преодоление инфраструктурных и институциональных ограничений, создание равных возможностей гражданам Казахстана в реализации своих социальных и экономических прав и содействие развитию человеческого потенциала, формирование систем государственного управления и местного самоуправления.
Будут разработаны новые Программы развития моногородов и городских агломераций, направленные на диверсификацию экономики этих городов через активное развитие предпринимательства и повышение мобильности трудовых ресурсов.
Социальная модернизация будет направлена на продолжение качественного роста человеческого капитала в Казахстане через дальнейшее развитие системы образования и здравоохранения, совершенствование пенсионной системы. В целях обеспечения занятости на полномасштабной основе будет запущена Программа занятости 2020, направленная на обучение и содействие в трудоустройстве, содействие развитию предпринимательства на селе, повышение мобильности трудовых ресурсов.
В целях обеспечения казахстанцев доступным жильем будет разработана программа «Доступное жилье 2020». В Казахстане будет ежегодно вводиться по 6 миллионов квадратных метров нового жилья. В перспективе ввод арендных жилых площадей будет доведен до 1 миллиона квадратных метров.
Интеграция в глобальную экономику путем вступления Республики Казахстан в ВТО является одним из внешнеполитических приоритетов Казахстана. В 2012 году завершатся переговоры о вступлении Казахстана в ВТО. В этой связи совместно с Секретариатом ВТО разработана Дорожная карта вступления Казахстана в ВТО, которая предусматривает завершение процессов проведения двусторонних и многосторонних переговоров до конца 2012 года.
Республика Казахстан, Республика Беларусь и Российская Федерация заявили о переходе к следующему этапу интеграции - созданию Евразийского экономического союза. Необходимо максимально использовать возможности дальнейшей интеграции и развития торговых отношений, через выстраивание долгосрочных экономических отношений на принципах обеспечения экономической стабильности и защиты интересов каждой страны.
Модернизация системы государственного управления будет осуществляться через углубление реформ по внедрению государственного планирования, ориентированного на результат, совершенствование бюджетной системы с усилением взаимосвязи выделяемых бюджетных средств с целями и конкретными результатами. Значительное внимание будет уделено улучшению качества оказания государственных услуг, дальнейшей профессионализации государственной службы и повышению эффективности квазигосударственного сектора.
В рамках повышения качества государственных услуг и реализации государственных функций будет проведена модернизация судебной и правоохранительной систем, продолжится развитие «электронного правительства», будут упрощены административные процедуры, повышена компьютерная грамотность населения.
В 2012 году приоритетным направлением деятельности Национального Банка Республики Казахстан в проводимой денежно-кредитной политике остается обеспечение стабильности цен, т.е. поддержание низкого уровня годовой инфляции, адекватного складывающимся макроэкономическим предпосылкам.
Основные усилия Национального банка будут сосредоточены на совершенствовании и повышении эффективности инструментов денежно-кредитной политики, а также усилении влияния принимаемых мер на состояние денежного рынка.
При проведении денежно-кредитной политики Республики Казахстан будут предприниматься меры по гибкому регулированию денежного предложения в экономике. Увеличение избыточного денежного предложения, стимулирующего инфляционное давление, будет нивелироваться ростом стерилизационных операций.
Вместе с тем Национальный Банк будет стремиться к тому, чтобы монетарная составляющая находилась на оптимальном уровне и не оказывала дополнительного инфляционного давления.
Выпуск краткосрочных нот и привлечение депозитов банков второго уровня останутся основными инструментами по стерилизации избыточной ликвидности банков, а также регулированию ставок вознаграждения на финансовом рынке.
В 2012 году Национальный Банк продолжит работу по дальнейшему совершенствованию механизма минимальных резервных требований, в части повышения эффективности его применения.
Валютная политика будет призвана обеспечить баланс между внутренней и внешней конкурентоспособностью казахстанской экономики. При проведении курсовой политики не будет допускаться значительных колебаний реального курса национальной валюты, которые могут оказать негативное влияние на конкурентоспособность отечественного производства в условиях постоянно меняющейся мировой конъюнктуры.
Политика обменного курса будет адекватно реагировать на изменения мировых цен, условия внешней торговли, создавая, тем самым, фундамент для развития внутренней экономики.
В зависимости от экономической ситуации Национальный Банк Республики Казахстан будет стремиться к дальнейшему снижению своего участия на валютном рынке в целях повышения гибкости курса тенге.
Применение тех или иных мер денежно-кредитной и валютной политики будет осуществляться с учетом интеграционных процессов, происходящих в рамках функционирования Единого экономического пространства.
Таким образом, проводимая в 2012 году экономическая политика Правительства и Национального Банка позволит обеспечить реальный рост ВВП в среднем на уровне 6 - 7 %, что соответствует обеспечению в среднесрочном периоде темпов роста экономики на уровне 7 %. Уровень инфляции будет поддерживаться в коридоре 6 - 8 %.