Правительство Республики Казахстан ПОСТАНОВЛЯЕТ:
внести на рассмотрение Президента Республики Казахстан проект Указа Президента Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в Указ Президента Республики Казахстан от 19 марта 2010 года № 958 «О Государственной программе по форсированному индустриально-инновационному развитию Республики Казахстан на 2010 - 2014 годы и признании утратившими силу некоторых указов Президента Республики Казахстан».
Премьер-Министр
Республики Казахстан С. Ахметов
О внесении изменений и дополнений в Указ Президента Республики
Казахстан от 19 марта 2010 года № 958 «О Государственной
программе по форсированному индустриально-инновационному
развитию Республики Казахстан на 2010 - 2014 годы и признании
утратившими силу некоторых указов Президента
Республики Казахстан»
ПОСТАНОВЛЯЮ:
1. Внести в Указ Президента Республики Казахстан от 19 марта 2010 года № 958 «О Государственной программе по форсированному индустриально-инновационному развитию Республики Казахстан на 2010 - 2014 годы» и признании утратившими силу некоторых указов Президента Республики Казахстан» следующие изменения и дополнения:
в Государственной программе по форсированному индустриально-инновационному развитию Республики Казахстан на 2010 - 2014 годы, утвержденной вышеназванным Указом:
раздел «Цель, приоритеты, задачи и принципы программы»:
дополнить абзацем следующего содержания:
«образование - наука - инновация - базовая составляющая для обеспечения тесной взаимосвязи между подготовкой квалифицированных кадров, достижениями науки, созданием инновационных технологий и новых видов продукции, востребованных на рынках.»;
в разделе «Основные направления реализации Программы»:
подраздел «1. Развитие приоритетных секторов экономики, обеспечивающих ее диверсификацию и рост конкурентоспособности» изложить в следующей редакции:
«1. Развитие приоритетных секторов экономики, обеспечивающих ее диверсификацию и рост конкурентоспособности
В предстоящий период политика индустриализации будет направлена на опережающее развитие приоритетных несырьевых секторов через развитие отраслей «традиционной специализации», которые станут катализаторами индустриально-инновационных процессов.
Усилия государства сконцентрируются на развитии следующих приоритетных секторов экономики:
1) традиционных: нефтегазового сектора, горнометаллургического комплекса, атомной и химической промышленности с последующим переходом сырьевых производств на более высокие переделы;
2) основанных на спросе недропользователей, национальных компаний и государства: машиностроение, стройиндустрия, фармацевтика;
3) производств, не связанных с сырьевым сектором и ориентированных преимущественно на экспорт: агропромышленный комплекс, легкая промышленность, туризм;
4) секторов «экономики будущего», которые будут играть доминирующую роль в мировой экономике в последующие 15-20 лет: информационные и коммуникационные технологии, биотехнологии, альтернативная энергетика, космическая деятельность.
Перечень указанных секторов является не исчерпывающим и будет дополняться в процессе реализации Программы.
Актуальность вышеуказанных приоритетных направлений подтверждена результатами первого научно-технологического форсайта, проведенного Министерством индустрии и новых технологий Республики Казахстан при методологической поддержке Корейского института оценки и планирования науки и технологии КИСТЕП в 2010-2011 годах. Так, по итогам технологического прогнозирования был определен перечень из 75 критических для Казахстана технологий по 7 приоритетным отраслям экономики (горно-металлургический комплекс, энергетика, агропромышленный комплекс, химическая промышленность, нефтегазовый сектор, информационно-коммуникационные технологии, машиностроение).
Более того, технологии энергоэффективности и информационно-коммуникационные технологии были отнесены к технологиям межотраслевого характера, развитие которых должно стать приоритетом для центральных и местных исполнительных органов.
На следующем этапе форсайтных исследований в целях развития критических технологий будут разрабатываться и реализовываться целевые технологические программы (далее - ЦТП), предусматривающие систематизацию механизмов и комплексов мер по развитию критических технологий с целью получения ключевых продуктов и услуг, основанные на взаимодействии государства, бизнеса и науки. Предполагается, что ЦТП будут являться действенным механизмом государственно-частного партнерства в научно-технологической сфере. В долгосрочной перспективе они смогут сыграть положительную роль в усилении конкурентоспособности различных секторов экономики.
При реализации Программы необходимо учитывать, что мировое сообщество вступило в третью индустриальную революцию, одной из характеристик которой являются кастомизация спроса (производство продуктов и услуг с учетом интересов и требований конкретного потребителя), применение индивидуального подхода в производстве товаров и услуг, что должно наложить существенный отпечаток на требования, предъявляемые к рабочей силе, размещению и организации производства.
Выделяются 4 основных тренда третьей промышленной революции:
1) автоматизация, цифровизация производств (переход с аналоговой формы передачи информации на цифровую) и робототехника;
2) новые материалы;
3) логистика нового поколения;
4) «зеленые» технологии.
Вместе с тем, индустриально-инновационная политика должна отвечать следующим основополагающим требованиям третьей индустриальной революции:
1) развитие технологий энергосбережения и энергоэффективности, возобновляемых источников энергии, обеспечивающих снижение потребления энергии и выбросов в окружающую среду, а также переход к энергетической независимости (т.е. автономная выработка электроэнергии);
2) достижение гибкости производств за счет автоматизации систем управления, создания роботизированных производств, применения технологии 3D-печати. Это будет способствовать обеспечению мобильности технологических процессов для производства новой продукции и быстрому сбыту товаров под заказ в рамках средне- и мелкосерийного производства;
3) построение информационного общества, обеспечивающего широкомасштабное использование интернет-возможностей;
4) развитие новых материалов, таких как композитные материалы, нанотехнологии, имеющих совершенно иные возможности для производства и обладающих рядом преимущественных качеств (высокая прочность, легкость, универсальность, более низкая стоимость).
В целях реализации вышеприведенных приоритетных направлений будут проводиться анализ перспективности использования технологий с выявлением основных проблем при их реализации, осуществляться мероприятия по обучению, стимулированию потребителей технологий, приобщению отечественных работников к работе с данными технологиями, а также реализовываться меры по созданию исследовательских центров, учебных лабораторий, крупномасштабных инновационных проектов.
Успешная диверсификация экономики неразрывно связана с устойчивым развитием республики, в том числе путем оптимизации системы управления устойчивого развития и внедрения «зеленой» политики низкоуглеродной экономики, путем привлечения инвестиций, решения экологических проблем, снижения негативного воздействия антропогенной нагрузки на природные экосистемы, усиления ответственности природопользователей по снижению эмиссий в окружающую среду, комплексной переработки отходов.
В процессе ускорения диверсификации экономики государство будет противостоять реализации неэффективных проектов, поэтому основными критериями выбора проектов для поддержки будут производительность, энергоэффективность и экспортоориентированность, связанные, прежде всего, с возможностью реализации потенциала Таможенного союза.
Индустриальная политика будет ориентирована на целенаправленное использование конкурентных преимуществ предприятий в производственной интеграции и промышленной кооперации, в результате которых могут быть сформированы кластеры нового поколения. Сотрудничество с мировыми лидерами в научной, технологической и маркетинговой сферах деятельности в результате позволит отечественным предприятиям повысить уровень научно-исследовательского и технологического потенциала, способствовать трансферту существующих и созданию новых технологий.
Кроме того, существует необходимость обеспечить базу для трансферта и внедрения передовых технологий, развития необходимой научно-исследовательской инфраструктуры и формирования благоприятного «инновационного климата», включающего создание условий и стимулов для инновационной деятельности отечественных компаний.
В этой связи, трансферт технологий будет осуществляться по трем основным направлениям:
Обеспечение доступа к зарубежным технологиям. Первоначально будут проработаны вопросы по осуществлению анализа рынка с целью выявления потребностей промышленности, возможности применения и адаптации тех или иных технологий в стране, в том числе в рамках реализации форсайтных исследований. На основе полученных результатов через акционерное общество «Национальное агентство по технологическому развитию» будет реализовываться программа по открытию доступа к базам данных зарубежных технологий, налаживанию контактов, оказанию поддержки в трансферте технологий, в том числе через целевые технологические программы. В свою очередь, проведение данной работы будет способствовать наращиванию инновационной активности отечественных предприятий.
Создание сети трансферта технологий. В частности, будут проработаны вопросы по созданию центров трансферта технологий совместно с США и другими странами. Подобные центры будут являться связующим звеном в доступе отечественных предприятий к мировым современным технологиям и наоборот зарубежных перспективных разработок к отечественному рынку, а также ведущими «точками коммуникаций» казахстанского бизнеса и основных генераторов идей. Совместные международные центры трансферта технологий будут осуществлять как поиск за рубежом технологических партнеров и технологий для отечественных предприятий, так и продвижение казахстанских стартапов.
Организация работы по продвижению отечественных технологий и научных разработок на мировом технологическом рынке. Для этого в акционерном обществе «Национальное агентство по технологическому развитию» будет реализовываться программа по отбору лучших отечественных технологических стартапов для последующего продвижения их за рубеж, в том числе через организацию стажировок, обучение, оплату консалтинговых услуг, а также сотрудничество с ведущими мировыми бизнес-акселераторами.»;
в главе «1.1 Диверсификация производства в «традиционных индустриях»:
в параграфе «Нефтегазовый сектор»:
в «Основных направлениях развития отрасли»:
в «Секторальных и проектных мерах государственной поддержки»:
дополнить частью «Развитие инноваций и содействие технологической модернизации» следущего содержания:
«Развитие инноваций и содействие технологической модернизации
В рамках реализации инновационной политики в отрасли нефтегазового сектора приоритет будет отдан решению ключевых технологических задач и развитию новых передовых научно-технологических направлений.
По итогам технологического прогнозирования для месторождений на поздней стадии разработки на примере месторождений акционерного общества «НК «КазМунайГаз» будут определены технология повышения нефтеотдачи пластов. Развитие данной критической технологии будет обеспечиваться через механизм реализации целевой технологической программы - «Развитие технологий повышения нефтеотдачи пласта для месторождений на поздней стадии разработки на примере месторождений акционерного общества «НК «КазМунайГаз» (поддержание пластового давления, технологии бурения скважин в особых условиях, сейсморазведка с высокой разрешающей способностью, технология интегрированной интерпретации данных сейсморазведки для создания детальной модели, технология подготовки нефти), также каталитические технологии, в том числе для процессов получения полимеров и эластомеров (полиэтилен, полипропилен, синтетический каучук).»;
в параграфе «Горно-металлургическая отрасль»:
в «Основных направлениях развития отрасли»:
абзац третий части первой изложить в следующей редакции:
«организация производств конечной продукции высоких переделов с высокой добавленной стоимостью на основе базовых, редких и редкоземельных металлов предприятиями малого и среднего бизнеса.»;
в «Секторальных и проектных мерах государственной поддержки»:
в «Обеспечение транспортной инфраструктурой» дополнить частью следующего содержания:
«Будут проработаны вопросы по обеспечению энергетической и транспортной инфраструктурой планируемых к реализации инвестиционных проектов.»;
в «Развитие инноваций и содействие технологической модернизации» дополнить частями следующего содержания:
«В рамках реализации инновационной политики в отрасли горно-металлургического комплекса приоритет будет отдан решению ключевых технологических задач и развитию новых передовых научно-технологических направлений.
По итогам технологического прогнозирования были определены следующие критические технологии в области горно-металлургического комплекса: технологии производства сплавов цветных металлов, комплексных ферросплавов, технологии прямого восстановления железа, выщелачивания металлов, выплавки износостойких сплавов, отливки износостойких и жаропрочных изделий, технологии литья изделий из чугуна, стали, цветных металлов, технологии геолого-геофизических методов поиска и разведки месторождений полезных ископаемых, переработки техногенных месторождений, получения коллективных концентратов, прямого получения чистых металлов, обогащения и переработки труднообогатимого и низкокачественного сырья. Развитие данных критических технологий будет обеспечиваться через реализацию механизма целевых технологических программ.
Будет создана и внедрена инновационно-технологическая база отрасли по комплексному извлечению полезных компонентов из минерального сырья и металлургии высоких переделов.
Будут:
1) проработаны вопросы разработки и реализации проектов по автоматизации основных производственных процессов на горных предприятиях;
2) подготовлены механизмы адаптации и модернизации импортных технологий.»;
в «Ресурсное обеспечение» дополнить частью третьей следующего содержания:
«Будет проработан вопрос по:
1) созданию системы оценки и учета запасов полезных ископаемых, соответствующей международным стандартам;
2) созданию системы управления процессами вовлечения в промышленное использование техногенных минеральных образований (ТМО);
3) проведению оценки состояния и размещения прогнозных ресурсов с выделением первоочередных участков проведения поисково-разведочных работ.»;
в параграфе «Химическая промышленность»:
в «Основных направлениях развития отрасли»:
в «Секторальных и проектных мерах государственной поддержки»:
в «Развитие инноваций и содействие технологической модернизации» дополнить частями следующего содержания:
«В рамках реализации инновационной политики в отрасли химической промышленности приоритет будет отдан решению ключевых технологических задач и развитию новых передовых научно-технологических направлений.
По итогам технологического прогнозирования были определены следующие критические технологии в области химической промышленности: технологии получения композиционных и керамических материалов для замещения металлических изделий, биохимические технологии получения продукции из биомассы (биоэтанол второго поколения, биоразлагаемые полимеры), разработка нанокатализаторов для процессов нефте-, газопереработки, технологии получения сложных (комплексных) минеральных и органоминеральных удобрений, технологии для развития углехимии. Развитие данных критических технологий будет обеспечиваться через реализацию механизма целевых технологических программ.»;
в параграфе «Атомная промышленность»:
в «Основных направлениях развития»:
в «Секторальных и проектных мерах государственной поддержки»:
дополнить частью «Развитие инноваций и содействие технологической модернизации» следущего содержания:
«Развитие инноваций и содействие технологической модернизации
В рамках реализации инновационной политики в отрасли атомной промышленности приоритет будет отдан решению ключевых технологических задач и развитию новых передовых научно-технологических направлений.
По итогам технологического прогнозирования были определены следующие критические технологии в области атомной промышленности: технологии по выпуску новых материалов на основе нанотехнологий для выработки энергии, технологии получения различной радиоизотопной продукции (для ядерной медицины и других отраслей экономики). Развитие данных критических технологий будет обеспечиваться через реализацию механизма целевых технологических программ.»;
в главе «1.2 Развитие отраслей на базе внутреннего спроса»:
в параграфе «Машиностроение»:
в «Основных направлениях развития отрасли»:
в «Секторальных и проектных мерах государственной поддержки»:
в «Развитие инноваций и содействие технологической модернизации» дополнить частями следующего содержания:
«В рамках реализации инновационной политики в отрасли машиностроения приоритет будет отдан решению ключевых технологических задач и развитию новых передовых научно-технологических направлений, в том числе определенных по итогам технологического прогнозирования следующих критических технологий: технологии механоактивации, производства композитных деталей, защиты материалов от механических воздействий (наплавка, напыление, футеровка защитного слоя), от химического воздействия (антикоррозионные покрытия; лакокрасочные, оксидные), от термического воздействия (электрохимический способ нанесения термоизоляции, наплавка композитов), технологии 3D-принтинга, сборки узлов (сборочных единиц), изготовления цельнокатаных колес и центров, ремонта, восстановления и испытаний газотурбинных двигателей.
Развитие данных критических технологий, а также иных направлений, определяемых в результате форсайтных исследований и анализа, будет обеспечиваться через реализацию механизма целевых технологических программ.»;
в параграфе «Фармацевтическая промышленность»:
в «Основных направлениях развития отрасли»:
в «Секторальных и проектных мерах государственной поддержки»:
дополнить частью «Развитие инноваций и содействие технологической модернизации» следущего содержания:
«Развитие инноваций и содействие технологической модернизации
В рамках реализации инновационной политики в отрасли фармацевтической промышленности приоритет будет отдан решению ключевых технологических задач и развитию новых передовых научно-технологических направлений.»;
в параграфе «Строительная индустрия и производство строительных материалов»:
в «Основных направлениях развития отрасли»:
в «Секторальных и проектных мерах государственной поддержки»:
в «Развитие инноваций и содействие технологической модернизации» дополнить частью следующего содержания:
«В рамках реализации инновационной политики в отрасли строительной индустрии приоритет будет отдан решению ключевых технологических задач и развитию новых передовых научно-технологических направлений.»;
в главе «1.3 Поддержка отраслей, имеющих экспортный потенциал»:
в параграфе «Агропромышленный комплекс»:
в «Основных направлениях развития отрасли»:
в «Секторальных и проектных мерах государственной поддержки»:
дополнить частью «Развитие инноваций и содействие технологической модернизации» следущего содержания:
«Развитие инноваций и содействие технологической модернизации
В рамках реализации инновационной политики в отрасли агропромышленного комплекса приоритет будет отдан решению ключевых технологических задач и развитию новых передовых научно-технологических направлений.
По итогам технологического прогнозирования определены следующие критические технологии в области агропромышленного комплекса: воспроизводство плодородия почв, прогрессивные системы орошения, технологии интенсивного развития животноводства, технологии глубокой переработки сельскохозяйственного сырья, инженерная энзимология, клеточная и геномная селекция, клеточная и молекулярная инженерия, технологии создания биопрепаратов, методы обеспечения биобезопасности продукции.
Развитие данных критических технологий будет обеспечиваться через реализацию механизма целевых технологических программ.»;
в параграфе «Легкая промышленность»:
в «Основных направлениях развития отрасли»:
в «Секторальных и проектных мерах государственной поддержки»:
дополнить частью «Развитие инноваций и содействие технологической модернизации» следущего содержания:
«Развитие инноваций и содействие технологической модернизации
В рамках реализации инновационной политики в отрасли легкой промышленности приоритет будет отдан решению ключевых технологических задач и развитию новых передовых научно-технологических направлений.»;
в параграфе «Туристская отрасль»:
в «Основных направлениях развития отрасли»:
в «Секторальных и проектных мерах государственной поддержки»:
дополнить частью «Развитие инноваций и содействие технологической модернизации» следущего содержания:
«Развитие инноваций и содействие технологической модернизации
В рамках реализации инновационной политики в отрасли туризма приоритет будет отдан решению ключевых технологических задач и развитию новых передовых научно-технологических направлений.»;
в главе «1.4 Развитие секторов «экономики будущего»:
в параграфе «Информационные и коммуникационные технологии»:
в «Основных направлениях развития отрасли»:
в «Секторальных и проектных мерах государственной поддержки»:
в «Развитие инноваций и содействие технологической модернизации» дополнить частями следующего содержания:
«В рамках реализации инновационной политики в отрасли ИКТ приоритет будет отдан решению ключевых технологических задач и развитию новых передовых научно-технологических направлений.
По итогам технологического прогнозирования были определены следующие критические технологии в области ИКТ: облачные вычисления, мобильные и мультимедийные технологии, технологии распознавания образов и речи, технологии информационной безопасности. Развитие данных критических технологий будет обеспечиваться через реализацию механизма целевых технологических программ.»;
в параграфе «Космическая деятельность»:
в «Основных направлениях развития отрасли» дополнить частью следующего содержания:
«В рамках данных проектов будут производиться импорт промышленных мощностей и обмен технологиями, а также проработаны вопросы по созданию и развитию совместных международных компаний и выгодных для страны партнерств.»;
в «Секторальных и проектных мерах государственной поддержки»:
в «Развитие инноваций и содействие технологической модернизации» дополнить частью второй следующего содержания:
«В рамках реализации инновационной политики в космической отрасли приоритет будет отдан решению ключевых технологических задач и развитию новых передовых научно-технологических направлений.»;
в параграфе «Возобновляемые источники энергии»:
в «Основных направлениях развития отрасли»:
в «Секторальных и проектных мерах государственной поддержки»:
дополнить частью «Развитие инноваций и содействие технологической модернизации» следущего содержания:
«Развитие инноваций и содействие технологической модернизации
В рамках реализации инновационной политики в энергетической отрасли, а именно в области развития возобновляемых источников энергии приоритет будет отдан решению ключевых технологических задач и развитию новых передовых научно-технологических направлений.
По итогам технологического прогнозирования определены следующие критические технологии в области возобновляемых источников энергии: технологии по выпуску термоэлементов и (солнечных) фотоэлементов, технологии по выпуску ветровых агрегатов, использующих концентраторы воздушных потоков, технологии изготовления вихревых ветротурбин, технологии по теплоснабжению и генерации электрической энергии за счет солнечных лучей, технологии по выпуску концентраторов солнечных лучей, технологии по экономическому стимулированию снижения выбросов парниковых газов и внедрения возобновляемых источников энергии. Развитие данных критических технологий будет обеспечиваться через реализацию механизма целевых технологических программ.»;
в подразделе «2. Ключевые меры поддержки развития приоритетных секторов»:
в главе «2.1 Обеспечение энергетической инфраструктурой»:
в параграфе «Стратегия действий»:
дополнить частью «Развитие инноваций и содействие технологической модернизации» следущего содержания:
«Развитие инноваций и содействие технологической модернизации
В рамках реализации инновационной политики в энергетической отрасли приоритет будет отдан решению ключевых технологических задач и развитию новых передовых научно-технологических направлений.
По итогам технологического прогнозирования были определены следующие критические технологии в области электроэнергетики: технологии «зеленой экономики» и энергосбережения, технологии в сфере жилищного строительства, технологии по выпуску ионисторов и конденсаторов нового типа, технологии по выпуску аккумуляторов нового поколения, технологии для создания нового вида топлива, технологии по выпуску котлоагрегатов, использующие пиролиз и газификацию угля, технологии по выпуску малых котлоагрегатов на всех видах топлива, технологии по выпуску новых материалов на основе нанотехнологий для выработки энергии технологии по выпуску безнапорных ГЭС с прямоточными гидротурбинами, технологии по выпуску прямоточных гидротурбин на магистральных трубопроводах, технологии по выпуску светодиодных ламп освещения, технологии газификации угля, технологии утилизации газа, технологии по сжиганию высокозольного угля, технологии для производства тепловыделяющих сборок, технологии по выпуску датчиков контроля и учета режимов работы энергоустановок, технологии получения различной радиоизотопной продукции (для ядерной медицины и других отраслей экономики), технологии по теплоснабжению и генерации электрической энергии за счет солнечных лучей, технологии по выпуску концентраторов солнечных лучей. Развитие данных критических технологий будет обеспечиваться через реализацию механизма целевых технологических программ.»;
в главе «2.2 Обеспечение транспортной инфраструктурой»:
в параграфе «Стратегия действий»:
в «Развитие инноваций и содействие технологической модернизации» дополнить частью следующего содержания:
«В рамках реализации инновационной политики в области обеспечения транспортной инфраструктурой приоритет будет отдан решению ключевых технологических задач и развитию новых передовых научно-технологических направлений.»;
в главе 2.5 «Обеспечение квалифицированными кадровыми ресурсами»:
в параграфе «Стратегия действий»:
дополнить частями второй, третьей, четвертой и пятой следующего содержания:
«Для определения необходимой потребности в трудовых ресурсах отраслевые министерства определяют потребность в трудовых ресурсах на каждом конкретном проекте по годам, в разрезе специальностей на периоды их строительства и функционирования и представляют в Министерство труда и социальной защиты населения Республики Казахстан.
Обеспечение данных проектов кадрами в нужном объеме и требуемой квалификации будет осуществляться за счет:
1) поиска необходимых кадров (работников) на региональных рынках труда, в том числе из числа безработных;
2) вовлечения трудовых ресурсов из других регионов страны с избытком трудовых ресурсов, включая вахтовый метод работы;
3) подготовки и переподготовки кадров как из числа безработных за счет бюджетных программ, так и на базе учебных центров крупных предприятий;
4) привлечения иностранной рабочей силы в соответствии со спросом на конкретных проектах.
Первичной задачей в данном вопросе рассматривается плановая подготовка необходимых кадров через систему образования в соответствии с потребностями проектов ГПФИИР.
В целях заполнения имеющегося (предполагаемого) дефицита кадров, будут реализованы меры по переобучению кадров необходимым специальностям (профессиям), содействию внутренней трудовой миграции, а также привлечению иностранных работников.»;
в главе «2.8 Техническое регулирование и создание инфраструктуры качества»:
в параграфе «Стратегия действия»:
дополнить частью «Развитие инноваций и содействие технологической модернизации» следующего содержания:
«Развитие инноваций и содействие технологической модернизации
Вместе с тем, будут разработаны национальные стандарты по
производительности, экологичности, энергоэффективности и ресурсосбережению. Формирование таких «технологических коридоров» позволит повысить эффективность использования природных ресурсов, безопасности продукции (услуг), снижение энерго-и материалоемкости.
В этой связи, будут определяться минимальные требования к технологиям для внедрения в среднесрочной перспективе при производстве отдельных видов продукции с последующим включением этих требований в нормативные документы по стандартизации.»;
в главе «2.10 Развитие инноваций и содействие технологической модернизации»:
параграф «Краткий анализ текущей ситуации» изложить в следующей редакции:
«Краткий анализ текущей ситуации
На сегодняшний день в Казахстане доля расходов на науку составляет 0,2 % от ВВП страны, тогда как рекомендуемая Международным академическим советом доля расходов для развивающихся стран составляет 1-1,5 % от ВВП. К примеру, в России соответствующий показатель равен 1,3 % от национального ВВП, в Китае - 1,4 %, Германии - 2,5 %, США - 2,8 %, Японии - 3,3 %. Количество выданных патентов в Казахстане составляет 1671, тогда как в России выдано 19 641 патентов, в Китае - 26 292, в США - 154 760, и в Японии - 217 364.
С 1997 года по 2008 год удельный вес научно-технических услуг в составе затрат предприятий увеличился более чем в 4,5 раза, что свидетельствует о повышении спроса на продукцию НИОКР.
При анализе полной структуры отечественного научно-исследовательского комплекса установлено, что 80 % всей научной сферы республики составляет исследовательская часть и менее 20 % приходится на НИОКР. Соотношение ученых, конструкторов и работников опытных производств в Казахстане 25:4:1, в то же время как в развитых странах это соотношение составляет 1:2:4. Оптимальной будет система финансирования науки в следующих соотношениях: 20 % на фундаментальные исследования, 30 % на прикладные исследования, 50 % на ОКР, что позволит создать эффективную систему внедрения инновационных технологий.
С момента принятия курса на индустриально-инновационное развитие в 2003 году Казахстан впервые достиг максимума в росте основных показателей инновационной деятельности. Данная положительная тенденция во многом обусловлена успешными результатами реализации программы ГПФИИР до 2014 года.
В рамках проводимых реформ акцент был сделан на усилении мер стимулирования инноваций. В результате бизнес и общество все больше стали проявлять интерес к инновационной деятельности. Положительную динамику роста показателей инновационной активности подтверждают не только данные отечественной статистики, но и крупные международные рейтинги.
Так, по данным статистики в 2012 году по отношению к 2010 году доля инновационно-активных предприятий возросла с 5,2 % до 7,6 %, в то время как ранее в среднем данный показатель не превышал порядка 4 %.
Наблюдается рост объема внутренних затрат на исследования и разработки, который составил 51,2 млрд.тенге с ростом на 53 % к уровню 2010 года (33,5 млрд.тенге).
Существенно увеличился объем инновационной продукции в 2,7 раза и составил 379 млрд. тенге (2010 год - 142,2 млрд. тенге).
По данным Глобального индекса конкурентоспособности Всемирного экономического форума (далее - ГИК ВЭФ) по итогам 2011 года Казахстан перешел из переходной группы стран, движимых как «факторами производства», так и «эффективностью управления», в группу более высокого уровня, находящуюся между категориями стран, движимых «эффективностью управления» и «инновациями». В эту группу также вошли такие страны как Аргентина, Бразилия, Малайзия, Российская Федерация, Турция и другие.
При этом, Казахстан существенно повысил свой рейтинг на 21 пункт и достиг 51 места (прим. в 2010 году - 72 место). За весь период учета страны в ГИК ВЭФ Казахстан сумел занять наивысшую позицию. Если в предыдущие годы страна располагалась приблизительно в средней зоне рейтинга, то в 2011 году Казахстан вплотную приблизился к странам, расположенным на более высоких позициях.
К тому же, наблюдается рост практически всех субиндексов рейтинга и составляющих их факторов, включая факторы технологического и инновационного развития. Среди них по фактору «Технологический уровень» Казахстан улучшил свои позиции на 32 пункта и достиг 55 места, по фактору «Инновационный потенциал» вырос на 13 позиций.»;
параграф «Основные задачи» изложить в следующей редакции:
«Основные задачи
1. Формирование эффективной национальной инновационной системы и развитие инновационной инфраструктуры.
2. Создание условий, стимулирующих масштабное и ускоренное освоение инновационных разработок новых видов продукции и услуг.
3. Модернизация технического, технологического и управленческого уровней отечественных предприятий, в том числе за счет широкомасштабного трансферта технологий.
4. Постановка четких технологических задач перед наукой для последующего внедрения данных решений на отечественных предприятиях.
5. Создание и внедрение наукоемких технологий и конкурентоспособной биотехнологической продукции для здравоохранения и сельского хозяйства, охраны окружающей среды, пищевой и перерабатывающей промышленности.
6. Обеспечение тесной взаимосвязи науки и промышленности, в том числе через реализацию целевых технологических программ.»;
параграф «Стратегия действия» дополнить частями следующего содержания:
«Стимулирование экономической эффективности предприятий
В соответствии с Концепцией инновационного развития Республики Казахстан до 2020 года основной акцент в инновационной политике на ближайшие годы будет сделан на стимулировании экономической эффективности предприятий преимущественно через трансферт технологий, техническую модернизацию, совершенствование бизнес-процессов.
В этой связи, в целях обеспечения реализации поставленной задачи и формирования единых скоординированных действий в области инновационной политики усилия Правительства Республики Казахстан до 2015 года будут сосредоточены на развитии следующих приоритетных направлений.
Первое - сфокусированное инновационное развитие регионов. Важной предпосылкой повышения эффективности инновационной деятельности станет активизация инновационной политики, осуществляемой местными исполнительными органами.
В регионах будет проработан вопрос создания региональных инновационных систем. Кроме того, регионы будут располагать собственными средствами на реализацию инновационной политики, соответствующими инструментами поддержки инноваций, элементами инновационной инфраструктуры.
Кроме того, в каждом регионе будет проработан вопрос создания центров поддержки инноваций по принципу «одного окна» в целях определения, раскрытия и развития инновационного потенциала региона, потребности в инновационных продуктах, продвижения инновационных проектов и оказания всестороннего содействия их инициаторам, оснащенных необходимой инфраструктурой и имеющих достаточный ресурсный потенциал.
Методологическое и консультационное сопровождение данных процессов будет обеспечивать Министерство индустрии и новых технологий Республики Казахстан через акционерное общество «Национальное агентство по технологическому развитию».
Вместе с тем, в регионах будут решены системные проблемы развития технопарков, в частности, четко определены их специализация и модели функционирования.
Основной упор будет придаваться развитию двух национальных инновационных кластеров с разделением ролей между Назарбаев Университетом и Парком инновационных технологий.
Как показывает мировой опыт, наиболее успешная модель модернизации — это интеллектуальные зоны вокруг крупнейших университетов. В этой связи, создание вокруг «Назарбаев Университета» инновационно-интеллектуального кластера будет способствовать трансферту и созданию новых технологий с их последующим внедрением в производство.
Парк инновационных технологий должен отвечать за изобретательство и воплотить в Казахстане опыт Силиконовой долины и сетевых технопарков зарубежных стран, таких как Сабержая в Малайзии.
Парк должен опираться на попечительский совет и собственный целевой фонд, создаваемый, в том числе за счет средств отчисления недропользователей в размере 1 %.
Финансирование данных технопарков и инновационных кластеров будет производиться, в том числе в рамках обязательств по отчислению 1% от совокупного годового дохода на развитие инноваций.
Второе - реализация политики двустороннего трансферта технологий. Будут созданы системные условия для трансферта технологий и освоения отечественной промышленностью инновационных разработок. В этой связи, на первом этапе будет проработан вопрос трансферта опережающих прорывных технологий посредством создания совместных центров трансферта технологий, а также открытия крупных казахстанских представительств в ведущих центрах, генерации инноваций рядом с офисами ведущих инновационных компаний.
Кроме того, в рамках осуществления трансферта талантливых зарубежных ученых и специалистов крупными ВУЗами, НИИ и другими субъектами инновационной системы необходимо проработать отдельный комплекс мер, предусматривающий конкурентные условия их пребывания на уровне мировых стандартов и всю необходимую адаптационную поддержку.
Третье - повышение эффективности процедур предоставления инструментов государственной поддержки инновационной деятельности. Особое значение следует придать развитию рискового финансирования. Правительству Республики Казахстан следует рассмотреть вопрос по разработке системы рисков государственного финансирования инновационных проектов. Учитывая особую природу инновационного финансирования, контроль за реализацией таких проектов должен коренным образом отличаться от традиционного контроля расходования бюджетных средств. Необходимо утвердить на корпоративном уровне прозрачные и гибкие процедуры принятия решений, обеспечивающие высокую вероятность успеха проектов. Контроль должен сводиться исключительно к соблюдению данных процедур.
Вместе с тем, будет проработан вопрос по усилению работы центральных и местных исполнительных органов в части проведения разъяснительной работы по оказанию государственной поддержки инновационной деятельности. Данная мера позволит повысить уровень информированности населения и будет способствовать увеличению числа заявителей на предоставление инструментов поддержки.
Четвертое - обеспечение налогового стимулирования инновационной деятельности. На данном направлении будут применены меры стимулирования развития научно-исследовательских, научно-технических и (или) опытно-конструкторских работ, предусмотренные Налоговым кодексом Республики Казахстан.
Кроме того, в соответствии с лучшей мировой практикой развития национальной инновационной системы будут приняты меры по определению особого статуса малых инновационных предприятий.
Пятое - реализация механизма целевых технологических программ (далее - ЦТП). При проведении прикладных исследований целевые технологические программы должны стать механизмом повышения технологической компетенции на основе долевого участия государства и бизнеса.
С целью наиболее эффективной реализации ЦТП будет разработан механизм финансирования, предусматривающий закрепление реализации ЦТП за уполномоченным органом соответствующей отрасли.
Шестое - формирование единого реестра инновационных проектов. В рамках данного направления будет сформирована карта инноваций. Соответствующий порядок мониторинга и продвижения проектов карты инноваций будет определен Правительством Республики Казахстан.
Седьмое - повышение эффективности системы коммерциализации технологий. В этой связи, будет проработан вопрос создания нормативно-правовой базы по развитию системы коммерциализации инновационных проектов и интеллектуальной собственности.
Вместе с тем, ежегодно будет проводиться работа по реализации комплексной пропаганды, включающей в себя проведение PR-стратегии, конкурсов среди молодежи и работников предприятий, бизнесменов, семинаров, выставок, конгрессов и других мероприятий, формирующих у населения благоприятное мнение об инновациях и инноваторах.
Ключевая роль в создании стимулов инновационной деятельности будет принадлежать национальным компаниям - главным флагманам отечественной экономики, стратегии, программы и планы развития которых должны будут отражать основные направления деятельности в области развития научной деятельности, технологий и инноваций. Вместе с тем, выделяемые ими ежегодно средства в виде обязательных отчислений на развитие инноваций будут способствовать укреплению национальной инновационной системы.
К тому же, учитывая, что в настоящее время развитие инноваций является приоритетной деятельностью для государственных органов всех уровней, необходимо предусмотреть в отраслевых и региональных программных документах центральных и местных исполнительных органов обязательное отражение основных направлений деятельности в области инновационного развития, что, во-первых, позволит вовлечь их в реализацию инновационной политики, во-вторых, станет мощным стимулом для достижения лидирующих позиций в рамках введения рейтинговой оценки инновационной деятельности государственных органов.»;
параграф «Совершенствование законодательства» изложить в следующей редакции:
«Совершенствование законодательства
Внесение изменений и дополнений в действующее законодательство и принятие следующих нормативных правовых актов:
1. Закон Республики Казахстан «Об инновационном кластере «Парк инновационных технологий».
2. Закон Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам инновационного кластера «Парк инновационных технологий».»;
в главе «2.12 Привлечение инвестиций и развитие специальных экономических зон»:
«Краткий анализ текущей ситуации» изложить в следующей редакции:
«Краткий анализ текущей ситуации
За период с 2006 - 2012 годы в экономику страны было привлечено 146,9 млрд. долларов США прямых иностранных инвестиций (далее - ПИИ), в том числе в несырьевые сектора экономики - 25,5 млрд. долларов США (17,4 % от общего объема).
В мире отмечается растущая глобальная конкуренция за прямые иностранные инвестиции.
Согласно данным Конференции ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД) за последние шесть лет мировой рынок ПИИ сократился почти на 40% с исторически рекордного уровня в 1,9 триллиона долл. США в 2007 году.
Вследствие мирового финансового кризиса мировые потоки ПИИ упали в 2009 году на 33%, даже в 2011 годовой показатель на 15% меньше докризисного уровня. Тогда как в Республике Казахстан в данный период приток ПИИ сохранял стабильную динамику, а в 2011 году достиг рекордного показателя в 20,8 млрд. долларов США, что на 9% больше докризисного уровня.
Стоит отметить, что в рамках обрабатывающей промышленности за данный период впервые ПИИ были привлечены в такие высокотехнологичные отрасли, как фармацевтика и производство компьютеров, электронной и оптической продукции. Среди факторов, негативно влияющих на привлекательность многих перспективных для Казахстана секторов экономики, ключевыми являются:
1) низкая емкость внутреннего рынка;
2) отдаленность от крупных рынков сбыта и отсутствие удобной логистики, которые влекут значительные расходы на транспортировку товаров;
3) относительно высокая стоимость рабочей силы при нехватке высококвалифицированных кадров и отсутствие соответствующей инфраструктуры;
4) недостаточная эффективность инструментов государственной поддержки инвестиций.
В настоящее время расширение каналов привлечения ПИИ осуществляется через: активизацию работы централизованной системы по работе с инвесторами, в том числе с иностранными, повышение инвестиционной привлекательности свободных экономических зон (далее - СЭЗ), индустриальных зон (далее - ИЗ) и развитие механизмов государственно-частного партнерства (далее - ГЧП).»;
в параграфе «Стратегия действий» дополнить частями следующего содержания:
«Планомерная работа по импорту промышленных мощностей и обмену технологиями будет продолжена в рамках ранее определенной целевой группы для привлечения в Республику Казахстан - это 20 приоритетных стран-инвесторов и 136 технологических лидеров.
В результате проведенных работ:
1) Федеративная Республика Германия является одной из приоритетных стран, инвесторы из которой в большом количестве импортировали свои промышленные мощности в Республику Казахстан, в частности в СЭЗ «Сарыарқа»;
2) проект Toyota Motors Corporation, являющийся одним из 136 технологических лидеров, подходит к активной фазе реализации.
Вышеуказанную целевую группу предлагается дополнить иностранными компаниями, наиболее компетентными в 75 критических технологиях, определенных в рамках проведенного технологического форсайта. В качестве сценария привлечения и развития перспективных технологических направлений предлагается использовать формулу «сырье в обмен на технологии», т.е. сырьевой потенциал Республики Казахстан будет использован в обмен на импорт промышленных мощностей и трансферт технологий.
В рамках поиска представителей целевой группы ранее успешно себя зарекомендовали роуд-шоу и бизнес-форумы. Предлагается расширить использование эффективного инструмента роуд-шоу для выхода на контакт с данными компаниями.
Привлечение представителей целевой группы в Республику Казахстан существенно повысит конкурентоспособность страны в рамках региона.
Импорт промышленных мощностей передовых стран в мире и доступ к технологиям технологических лидеров обеспечат экспансию продукции Республики Казахстан на рынки стран Таможенного союза и Центральной Азии.
Взаимодействие с иностранными инвесторами из целевой группы предлагается построить на основе создания и развития совместных международных компаний и выгодных для страны партнерств. В этой связи наиболее актуальной формой сотрудничества является создание совместных предприятий, для чего необходимо определить наиболее перспективных отечественных партнеров.
При этом стоит учитывать, что со стороны отечественных предпринимателей возможен риск отсутствия собственного капитала для вхождения в долю. Для решения данной проблемы будет рассмотрен вопрос оказания необходимой государственной поддержки в виде субсидированного кредитования и развития таких инструментов финансирования, как проектное, долговое и акционерное финансирование.
В целом система привлечения ПИИ в Республику Казахстан выстроена, инвестиционная привлекательность Республики Казахстан планомерно развивается, но для дальнейшего совершенствования государственной политики в этой области требуется внесение определенных изменений как в законодательное, так и институциональное поле Республики Казахстан.
Так, будут проработаны вопросы расширения доступа инвесторов в международный коммерческий арбитраж, в рамках которого предлагается законодательно детализировать понятие «Инвестиции», расширить перечень форм арбитражных соглашений в соответствии с международными договорами, исключить норму о возможности обжалования арбитражного решения третьим лицом, устранить пробелы, касающиеся обеспечения иска в зарубежных международных коммерческих арбитражах.
В рамках снижения участия государства в экономике и барьеров для иностранных инвесторов предлагается применить лучшую международную практику в области национальной безопасности с обеспечением наименьшего влияния государства на инвестиционные потоки и принципов недискриминационности, транспарентности, подотчетности.
В целях обеспечения более эффективного входа иностранных инвесторов на национальный рынок, предлагается решить вопросы ограниченности перечня профессий для самостоятельного трудоустройства иностранных работников.
Приток ПИИ и развитие малого и среднего бизнеса (далее - МСБ) являются существенной движущей силой для экономического роста, при этом фрагментация глобальных цепочек добавленной стоимости предоставляет возможность для МСБ Республики Казахстан интегрироваться в цепь поставок инвесторов и, таким образом, эффективно использовать положительные внешние эффекты от передачи технологий, навыков и ноу-хау.
В процессе формирования и реализации данной политики будет рассмотрен вопрос оказания государственной поддержки, направленной на содействие интеграции малых и средних предприятий в глобальные цепочки создания стоимости путем создания и использования связей между МСБ и ПИИ. Кластеры, местное содержание, наращивание потенциала и навыков рассматриваются как эффективные стратегии для развития связей между МСБ и ПИИ. При этом необходима координация с программами регионального развития и стратегиями поощрения ПИИ.
Помимо вышеуказанных направлений будут проработаны вопросы корпоративного управления в государственных предприятиях, защиты интеллектуальной собственности, развития практики ответственного ведения бизнеса и либерализации торговой политики.
В рамках выстроенной системы привлечения ПИИ в предстоящие годы будет решен ряд проблемных вопросов, препятствующих полноценной деятельности центров обслуживания инвесторов (далее - ЦОИ), созданных во всех регионах страны в качестве структурных подразделений или дочерних предприятий социально-предпринимательских корпораций соответствующего региона. ЦОИ являются фронт-офисами для операционного обслуживания инвесторов и будут осуществлять прямое общение с клиентом (получение первичных документов, необходимых контактов и другой информации для начала продвижения проекта), а также обеспечивать оперативное и правильное реагирование на обращение иностранных инвесторов на местах.
ЦОИ будут регулярно проводить обсуждения с действующими инвесторами в регионах страны с целью обеспечения их необходимыми условиями для деятельности.
Помимо усиления ЦОИ, в рамках растущей глобальной конкуренции за ПИИ планируется расширение полномочий национального оператора по привлечению инвестиций.».
2. Правительству Республики Казахстан в двухмесячный срок принять необходимые меры, вытекающие из настоящего Указа.
3. Настоящий Указ вводится в действие со дня подписания.
Президент
Республики Казахстан Н. Назарбаев