Правительство Республики Казахстан ПОСТAНОВЛЯЕТ:
внести на рассмотрение Мажилиса Парламента Республики Казахстан проект Закона Республики Казахстан «О миротворческой деятельности».
Премьер-Министр
Республики Казахстан К. Масимов
Проект
Настоящий Закон регулирует общественные отношения, связанные с участием национального контингента Республики Казахстан в операциях (миссиях) по поддержанию мира и безопасности, в соответствии с принятыми Республикой Казахстан международными обязательствами.
Глава 1. Общие положения
Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем
Законе
В настоящем Законе используются следующие понятия:
1. гражданский персонал - граждане Республики Казахстан, являющиеся работниками, сотрудниками государственных органов (организаций) Республики Казахстан, а также привлекаемые государственными органами (организациями) в качестве специалистов для участия в миротворческой операции;
2. военный контингент - специально подготовленное и оснащенное отдельное подразделение Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований Республики Казахстан, участвующее в миротворческой операции;
3. военный персонал - военнослужащие Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований Республики Казахстан, участвующие в миротворческой операции в составе и вне состава военного контингента (наблюдатели, офицеры штабов, офицеры взаимодействия, советники и другие военнослужащие);
4. операция (миссия) по поддержанию мира и безопасности (далее - миротворческая операция) - совокупность взаимосвязанных и согласованных по целям, задачам, месту и времени действий беспристрастного военного и гражданского персонала, предпринимаемых в соответствии с уставом Организации Объединенных Наций для стабилизации обстановки в районах потенциальных или существующих вооруженных конфликтов, осуществляемых в соответствии с мандатом на проведение миротворческих операций и направленных на создание условий, способствующих разрешению конфликта, и поддержание или восстановление мира и безопасности;
5. операция по принуждению к миру - один из видов миротворческой операции, включающий комплекс дипломатических мероприятий и применение силы военным контингентом в соответствии с мандатом для принуждения к предотвращению, сдерживанию и прекращению между сторонами боевых действий (вооруженного конфликта);
6. миротворческая деятельность - совокупность мер, соответствующих целям и задачам устава Организации Объединенных Наций, предпринимаемых международными организациями и государствами (государством), направленных на разрешение споров политического, экономического, военного и иного характера, а также предотвращение, сдерживание и прекращение конфликтов между государствами или в пределах государства посредством вмешательства третьей стороны и способствующих поддержанию мира и безопасности, оказание гуманитарной помощи для поддержания мира и безопасности в соответствии с принятыми Республикой Казахстан международными обязательствами;
7. подготовка к миротворческой операции (далее - миротворческая подготовка) - комплекс мероприятий, включающий проведение учений на территории и за пределами Республики Казахстан, проведение переговоров, рекогносцировку, планирование, обучение национального контингента, в том числе с участием вооруженных сил стран - партнеров, материально-техническое и финансовое обеспечение, транспортировку грузов и национального контингента;
8. мандат на проведение миротворческой операции (далее - мандат) - юридический документ, принятый международной организацией либо государствами-партнерами, регламентирующий проведение миротворческой операции;
9. государства-партнеры - государства, принимающие участие в миротворческой операции совместно с Республикой Казахстан;
10. национальный контингент - военный и гражданский персонал Республики Казахстан.
Статья 2. Законодательство Республики Казахстан в области миротворческой деятельности
1. Законодательство Республики Казахстан в области миротворческой деятельности основывается на Конституции Республики Казахстан и состоит из настоящего Закона и иных нормативных правовых актов Республики Казахстан.
2. Если международным договором, ратифицированным Республикой Казахстан, установлены иные правила, чем те, которые содержатся в настоящем Законе, то применяются правила международного договора.
Статья 3. Основные принципы миротворческой деятельности Республики Казахстан
Основными принципами миротворческой деятельности Республики Казахстан являются:
1. законность;
2. беспристрастность и нейтральность;
3. справедливость;
4. соблюдение норм международного права;
5. уважение обычаев и традиций местного населения;
6. неучастие в боевых действиях, кроме случаев участия в операциях по принуждению к миру.
Статья 4. Цели миротворческой деятельности Республики Казахстан
Целями миротворческой деятельности Республики Казахстан являются разрешение споров политического, экономического, военного и иного характера, содействие международному сообществу и иностранным государствам в предотвращении, сдерживании и прекращении конфликтов между государствами или в пределах одного государства, а также оказание гуманитарной помощи для поддержания мира и безопасности в соответствии с принятыми Республикой Казахстан международными обязательствами.
Статья 5. Задачи миротворческой деятельности Республики Казахстан
Основными задачами миротворческой деятельности Республики Казахстан являются:
1. предупреждение разногласий сторон, недопущение перерастания споров в вооруженные конфликты, ограничение масштабов конфликта;
2. принуждение к прекращению насильственных действий путем превентивной дипломатии и использование военного контингента в соответствии с мандатом;
3. защита территории и (или) населения в зоне проведения миротворческой операции от вооруженного нападения;
4. обеспечение соблюдения условий прекращения огня;
5. разъединение конфликтующих сторон, разоружение, расформирование подразделений и интеграция их в гражданское общество;
6. содействие решению проблемы беженцев, временно перемещенных лиц;
7. оказание экономической, гуманитарной, медицинской и иной помощи;
8. восстановление инфраструктуры в зоне проведения миротворческой операции;
9. обеспечение правопорядка, безопасности населения и соблюдения прав человека;
10. иные задачи, предусмотренные мандатом.
Глава 2. Государственное регулирование в области миротворческой деятельности Республики Казахстан
Статья 6. Компетенция Президента Республики Казахстан в области миротворческой деятельности
Президент Республики Казахстан:
1. вносит на рассмотрение Парламента предложение об использовании Вооруженных Сил Республики Казахстан для выполнения международных обязательств по поддержанию мира и безопасности;
2. принимает решение о завершении участия, а также экстренной эвакуации национального контингента из зоны (района) проведения миротворческой операции;
3. осуществляет иные полномочия в соответствии с Конституцией и законами Республики Казахстан.
Статья 7. Компетенция Правительства Республики Казахстан в области миротворческой деятельности
Правительство Республики Казахстан:
1. принимает решение о направлении за пределы территории Республики Казахстан на добровольной основе гражданского персонала;
2. определяет в соответствии с мандатом состав, численность, задачи, срок пребывания и порядок замены (ротации) гражданского персонала, их транспортировки к месту проведения миротворческой операции и обратно;
3. принимает решение об обеспечении национального контингента дополнительным имуществом в зависимости от района проведения миротворческой операции, а также выделении дополнительных средств для участия национального контингента в миротворческой операции с указанием источников ее финансирования;
4. принимает решения о передаче имущества национального контингента государствам-партнерам либо принимающему государству, а также определяет порядок его списания;
5. выделяет денежные средства из резерва Правительства Республики Казахстан для оказания гуманитарной помощи в рамках миротворческой деятельности, направления национального контингента на миротворческую операцию и экстренной эвакуации национального контингента из района проведения миротворческой операции и возмещения ущерба, причиненного национальным контингентом;
6. представляет Президенту Республики Казахстан заключения о необходимых расходах, связанных с участием национального контингента в миротворческой операции, и источниках финансирования;
7. решает вопросы, относящиеся к возмещению международными организациями и государствами-партнерами расходов Республики Казахстан на участие в миротворческой операции;
8. утверждает правила подготовки к миротворческой операции;
9. при привлечении гражданского и военного персонала из различных государственных органов (организаций) создает оперативный штаб;
10. вносит Президенту Республики Казахстан предложения об использовании Вооруженных Сил Республики Казахстан для выполнения международных обязательств по поддержанию мира и безопасности и источниках финансирования;
11. осуществляет иные полномочия в соответствии с Конституцией Республики Казахстан, законами и актами Президента Республики Казахстан.
Статья 8. Компетенция Министерства обороны Республики Казахстан
Министерство обороны Республики Казахстан:
1. разрабатывает правила подготовки к миротворческой операции, а также организует их исполнение;
2. утверждает план подготовки к миротворческой операции;
3. осуществляет иные полномочия, предусмотренные Конституцией, законами, актами Президента Республики Казахстан и Правительства Республики Казахстан.
Статья 9. Полномочия иных государственных органов
1. Государственные органы (организации), которые планируют направить национальный контингент для участия в миротворческой операции:
1) обеспечивают гражданский персонал имуществом, в случае, если иное не определено решением Правительства Республики Казахстан, международным договором, ратифицированным Республикой Казахстан, либо мандатом;
2) направляют национальный контингент для прохождения миротворческой подготовки в соответствии с планом подготовки к миротворческой операции;
3) в случаях гибели (смерти), установления инвалидности, получения тяжелого увечья (ранения, травмы, контузии) гражданского персонала, принимавшего участие в миротворческой операции, осуществляют выплату единовременных компенсаций по основаниям, предусмотренным пунктами 4, 5 и 7 статьи 16 настоящего Закона.
2. Уполномоченный орган Республики Казахстан в области внешней политики вносит Президенту Республики Казахстан и в Правительство Республики Казахстан предложения о внешнеполитической целесообразности участия в миротворческой операции, проводит переговоры, взаимодействует с международными организациями и государствами-партнерами по вопросам миротворческой деятельности.
3. Уполномоченный орган Республики Казахстан в области здравоохранения организует и обеспечивает проведение вакцинации национального контингента перед убытием, в период проведения миротворческой операции, а также реабилитационных мероприятий по возвращению из миротворческой операции.
4. Уполномоченные органы Республики Казахстан в области связи и информации, транспорта и коммуникаций содействуют государственным органам (организациям), национальный контингент которых планируется направить для участия в миротворческой операции, в обеспечении доступными видами связи и транспортировке национального контингента и грузов в зону (район) проведения миротворческой операции и обратно.
5. Уполномоченный орган Республики Казахстан в области социальной защиты населения в соответствии с законодательством Республики Казахстан организует выплату государственных социальных пособий по утере кормильца и инвалидности в случаях получения травм, увечий, контузий, ранений, заболеваний и гибели гражданского персонала.
Глава 3. Направление национального контингента в миротворческие операции
Статья 10. Порядок принятия решения об участии Республики
Казахстан в миротворческой операции
1. Основаниями для рассмотрения вопроса об участии Республики Казахстан в миротворческой операции являются решение международной организации и/или международный договор, ратифицированный Республикой Казахстан.
2. Для использования Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований Республики Казахстан для выполнения международных обязательств по поддержанию мира и безопасности:
1. уполномоченный орган Республики Казахстан в сфере внешней политики вносит Президенту Республики Казахстан и в Правительство Республики Казахстан предложения о внешнеполитической целесообразности участия в миротворческой операции, проводит переговоры, взаимодействует с международными организациями и государствами-партнерами по вопросам миротворческой деятельности;
2. в случае поддержания предложения об использовании Вооруженных Сил для выполнения международных обязательств по поддержанию мира и безопасности, Правительство Республики Казахстан вносит проект предложения Президенту Республики Казахстан с заключением о необходимых расходах, связанных с участием национального контингента в миротворческой операции, и обоснованием решения о выделении дополнительных средств для участия национального контингента в миротворческой операции с указанием источников ее финансирования.
В проекте предложения должны содержаться сведения о районе проведения миротворческой операции, задачах, общей численности, типе и составе вооружений, имущества, подчиненности, сроке пребывания, порядке замены (ротации), условиях вывода, транспортировки к месту проведения миротворческой операции и обратно, а также другая информация в зависимости от конкретной миротворческой операции.
3. Решение об использовании Вооруженных Сил Республики Казахстан для выполнения международных обязательств по поддержанию мира и безопасности принимается в соответствии с подпунктом 5) статьи 53 Конституции Республики Казахстан.
4. Министерство обороны Республики Казахстан на основании принятого на совместном заседании палат Парламента Республики Казахстан решения об использовании Вооруженных Сил Республики Казахстан направляет для участия в миротворческой операции военный контингент и (или) военный персонал.
5. Для участия в миротворческой операции гражданского персонала:
1. уполномоченный орган Республики Казахстан в сфере внешней политики по согласованию с Министерством обороны Республики Казахстан и другими заинтересованными центральными государственными органами по результатам рассмотрения внешнеполитической целесообразности и согласования с международными организациями и/или государствами-партнерами, на территории которых проводится миротворческая операция, вносит в Правительство Республики Казахстан предложения о миротворческой операции;
2. в случае поддержания предложения, Правительство Республики Казахстан принимает решение об участии в миротворческой операции и выделении дополнительных средств для участия гражданского персонала в миротворческой операции с указанием источников ее финансирования, сведений о районе проведения миротворческой операции, задачах, общей численности, имуществе, подчиненности, сроке пребывания, порядке замены (ротации), условиях вывода, транспортировки к месту проведения миротворческой операции и обратно, а также другой информации в зависимости от конкретной миротворческой операции;
3. государственные органы (организации) Республики Казахстан на основании принятого Правительством Республики Казахстан решения направляют для участия в миротворческой операции соответствующий гражданский персонал.
Статья 11. Основания завершения участия национального контингента в миротворческой операции
1. Основаниями завершения участия национального контингента в миротворческой операции являются:
1) окончание миротворческой операции;
2) окончание срока участия Республики Казахстан в миротворческой операции;
3) досрочный отзыв в связи с изменением международной военно-политической обстановки, в условиях которой дальнейшее участие Республики Казахстан в миротворческой операции нецелесообразно;
4) экстренная эвакуация в случае резкой эскалации напряженности и интенсивности конфликта в районе проведения миротворческой операции;
5) иные основания, оговоренные международным договором, ратифицированным Республикой Казахстан, (соглашение о статусе, типовой меморандум) об участии Республики Казахстан в миротворческой операции.
2. В случае экстренной эвакуации национального контингента из района проведения миротворческой операции в третьи страны, завершением участия в миротворческой операции считается день прибытия национального контингента в Республику Казахстан.
Статья 12. Комплектование и подготовка национального контингента
1. Комплектование военного персонала осуществляется на добровольной основе из числа военнослужащих Вооруженных сил, других войск и воинских формирований Республики Казахстан, проходящих воинскую службу по контракту и прошедших подготовку к миротворческой операции.
2. Комплектование гражданского персонала осуществляется на добровольной основе из числа лиц, прошедших подготовку к миротворческой операции. С гражданским персоналом государственным органом (организацией), в штате которого он состоит, заключается контракт, в котором оговариваются условия и порядок участия в миротворческой операции. Форма контракта устанавливается в правилах подготовки к миротворческой операции.
3. Обучение и подготовка национального контингента к миротворческой операции проводятся в соответствии с правилами подготовки к миротворческой операции.
4. Миротворческая подготовка осуществляется на базе Министерства обороны Республики Казахстан по плану, утвержденному Министром обороны Республики Казахстан.
5. Лицам, проходящим миротворческую подготовку, сохраняются заработная плата и место работы на время миротворческой подготовки. Оплата труда, выплата командировочных расходов осуществляются государственным органом (организацией), в штате которого состоит обучаемое лицо.
6. В целях обеспечения качественной миротворческой подготовки могут проводиться учения, курсы, семинары, тренинги и другие мероприятия с привлечением гражданских специалистов и подразделений вооруженных сил иностранных государств.
Статья 13. Материально-техническое обеспечение национального контингента
1. Материально-техническое обеспечение национального контингента осуществляется государственным органом (организацией), от которого он направляется.
2. При необходимости дополнительного материально-технического обеспечения национального контингента имуществом, имеющимся в наличии в другом государственном органе, Правительство Республики Казахстан принимает решения о передаче дополнительного имущества из одного государственного органа в другой государственный орган.
В случае отсутствия в государственных органах дополнительного имущества, имущество приобретается за счет средств, предусмотренных статьей 22 настоящего Закона.
Глава 4. Социальная защита национального контингента, их права, обязанности и ответственность
Статья 14. Медицинское обеспечение в районе проведения миротворческой операции
1. При отсутствии в районе проведения миротворческой операции специализированных медицинских учреждений, медицинского оборудования либо отделений медицинское обеспечение для национального контингента в районе проведения миротворческой операции осуществляется на основе международных договоров в медицинских учреждениях государств-партнеров, страны пребывания.
2. При отсутствии в районе проведения миротворческой операции специализированных медицинских учреждений гражданский персонал получает безвозмездное медицинское обеспечение в военно-медицинских подразделениях военного контингента.
Статья 15. Социальное обеспечение национального контингента
1. Социальное обеспечение военного персонала, участвующего (принимавшего участие) в миротворческой операции, производится в порядке, предусмотренном законодательством Республики Казахстан.
2. Национальный контингент в период участия в миротворческой операции обеспечивается трехкратным денежным содержанием (заработной платой). Оплата труда осуществляется государственными органами (организациями), в штате которых состоят лица из числа национального контингента.
3. Национальному контингенту, участвующему в операциях по принуждению к миру, период нахождения в районе миротворческой операции приравнивается к участию в боевых действиях.
4. Лицо из числа национального контингента по возвращению из миротворческой операции направляется на санаторно-курортное лечение за счет средств государственных органов (организаций), работниками которых они являются, на срок не менее семи календарных дней, но не более двадцати одних суток.
5. В период участия в миротворческой операции, при проезде в район проведения операции и обратно, организации питания за счет Республики Казахстан национальный контингент обеспечивается питанием по нормам, установленным Правительством Республики Казахстан для военнослужащих Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований Республики Казахстан. В других случаях организация питания устанавливается в соответствии с международными договорами, ратифицированными Республикой Казахстан.
Периодом участия в миротворческой операции считается время с момента убытия из Республики Казахстан и прибытия в Республику Казахстан, которое определяется отметкой Пограничной службы Комитета национальной безопасности Республики Казахстан в документе, удостоверяющем личность. При убытии в страны, в которых наличие паспорта является необязательным, периодом участия в миротворческой операции считаются дни пересечения Государственной границы Республики Казахстан.
6. Если международным договором, ратифицированным Республикой Казахстан, определены более высокие гарантии и льготы участникам миротворческих операций, чем предусмотрены законодательством Республики Казахстан, то применяются нормы международного договора.
Статья 16. Особенности социального обеспечения гражданского персонала
1. Гражданскому персоналу, участвующему (принимавшему участие) в миротворческой операции, в течение года после прибытия из миротворческой операции предоставляется дополнительный оплачиваемый ежегодный трудовой отпуск продолжительностью 14 календарных дней.
2. За гражданским персоналом в период участия в миротворческой операции и миротворческой подготовки сохраняется место работы в государственном органе (организации).
3. В случаях гибели (смерти) лица из числа гражданского персонала в период миротворческой операции, а также в результате увечья (ранения, травмы, контузии), заболевания, полученных в результате участия в миротворческой операции, установления ему инвалидности или получения им увечья (ранения, травмы, контузии) в период миротворческой операции, производится выплата единовременной компенсации в порядке, определяемом Правительством Республики Казахстан.
4. В случаях гибели (смерти) лица из числа гражданского персонала в период миротворческой операции, а также в результате увечья (ранения, травмы, контузии), заболевания, полученных в результате участия в миротворческой операции, до истечения одного года со дня завершения участия лица в миротворческой операции наследникам лица из числа гражданского персонала производится выплата единовременной компенсации в размере пятилетнего размера заработной платы по последней занимаемой должности на день гибели (смерти).
5. Единовременная компенсация при установлении лицу из числа гражданского персонала инвалидности в период участия в миротворческой операции или наступившей в результате увечья (ранения, травмы, контузии), заболевания, полученных в результате участия в миротворческой операции, до истечения одного года со дня завершения участия лица в миротворческой миссии выплачивается по последнему месту работы (занимаемой должности) в размерах:
1) инвалиду I группы - тридцатимесячной заработной платы;
2) инвалиду II группы - восемнадцатимесячной заработной платы;
3) инвалиду III группы - шестимесячной заработной платы.
6. Единовременная компенсация не выплачивается, если в установленном законодательством Республики Казахстан порядке доказано, что гибель (смерть) лица из числа гражданского персонала или полученное им увечье (ранение, травма, контузия) наступили:
1) в результате самоубийства, за исключением случаев доведения до самоубийства при наличии вступившего в законную силу приговора суда;
2) при совершении преступлений или административных правонарушений;
3) по причине употребления или применения им веществ, вызывающих состояние алкогольного, наркотического или иного типа опьянения;
4) в результате умышленного причинения себе какого-либо телесного повреждения (членовредительства) или иного вреда своему здоровью с целью получения единовременной компенсации или уклонения от исполнения обязанностей.
7. В случае получения лицом из числа гражданского персонал в период участия в миротворческой операции тяжелого увечья (ранения, травмы, контузии), не повлекшего инвалидности, ему выплачивается единовременная компенсация в размере полуторамесячной заработной платы; легкого увечья - половины месячной заработной платы.
8. Погребение лица из числа гражданского персонала, погибшего при участии в миротворческой операции или умершего в результате увечья (ранения, травмы, контузии), заболевания, полученных в результате участия в миротворческой операции, до истечения одного года со дня завершения участия лица в миротворческой миссии производится в Республике Казахстан в местности, определяемой желанием родственников. Все расходы, связанные с подготовкой к перевозке тела, перевозкой тела, погребением, изготовлением и установкой надгробного памятника, осуществляются за счет государственного органа (организации), работником которого являлся гражданский персонал, в размерах, установленных Правительством Республики Казахстан для военнослужащих Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований Республики Казахстан.
Статья 17. Права и обязанности национального контингента
1. Национальный контингент пользуется всеми правами, предусмотренными Конституцией и законодательством Республики Казахстан, с учетом ограничений, установленных законами Республики Казахстан.
2. Права и свободы национального контингента в миротворческой операции ограничиваются либо расширяются только законами страны пребывания, международными договорами, ратифицированными Республикой Казахстан.
3. Национальный контингент обязан соблюдать законы Республики Казахстан и страны пребывания, а также уважать обычаи страны пребывания.
4. На военный персонал возлагаются обязанности, предусмотренные законодательством Республики Казахстан и общевоинскими уставами Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований Республики Казахстан. Круг обязанностей в миротворческой операции может быть ограничен либо расширен мандатом миротворческой операции.
5. На национальный контингент возлагаются должностные обязанности в соответствии с занимаемой должностью в миротворческой операции.
Статья 18. Применение оружия национальным контингентом
Правила ношения и применения оружия национальным контингентом определяются законодательством Республики Казахстан, общевоинскими уставами, а также мандатом, международными договорами, ратифицированными Республикой Казахстан.
При применении оружия национальный контингент обязан принять все возможные меры для обеспечения безопасности окружающих граждан, а в случае необходимости оказать неотложную медицинскую помощь пострадавшим.
О каждом случае применения оружия лицо из числа национального контингента докладывает командиру (начальнику).
Статья 19. Ответственность национального контингента
Национальный контингент за преступления, проступки и иные правонарушения несет уголовную, административную, гражданско-правовую и дисциплинарную ответственность в соответствии с законами Республики Казахстан и международными договорами, ратифицированными Республикой Казахстан.
При совершении лицом или группой лиц из числа национального контингента противоправных деяний в период миротворческой операции, исключающих его/их дальнейшее нахождение в районе проведения миротворческой операции, расходы по ротации возмещаются за счет средств указанных лиц, которые включают в себя расходы по проезду лица или группы лиц из Республики Казахстан к месту проведения миротворческой операции и обратно.
Статья 20. Юрисдикция в районе проведения миротворческой операции
В случае совершения противоправных действий и преступлений иностранными гражданами в отношении национального контингента в районе проведения миротворческой операции применяются законы страны пребывания, если иное не оговорено международными договорами, ратифицированными Республикой Казахстан.
Статья 21. Осуществление надзора в сфере миротворческой деятельности
Высший надзор за точным и единообразным применением законодательства в сфере миротворческой деятельности осуществляют Генеральный прокурор Республики Казахстан и уполномоченные им прокуроры.
Глава 5. Заключительные положения
Статья 22. Финансирование миротворческой деятельности Республики Казахстан
Финансирование миротворческой деятельности Республики Казахстан производится за счет средств:
1. предусмотренных на содержание государственных органов (организаций), работники которых направляются для участия в миротворческой операции;
2. выделяемых ООН, иными международными организациями и государствами-партнерами для финансирования миротворческой деятельности, либо в порядке полного или частичного возмещения затрат на миротворческую операцию;
3. резерва Правительства Республики Казахстан.
Статья 23. Перемещение имущества, используемого в миротворческой деятельности, через Государственную границу Республики Казахстан
Ввоз на территорию (вывоз с территории) Республики Казахстан вооружения и военной техники, военно-технического имущества, специальной техники и специальных средств, необходимых для функционирования национального контингента или проведения миротворческой подготовки, осуществляются в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан об экспортном контроле.
Статья 24. Действие настоящего Закона на лиц, участвующих (принимавших участие) в миротворческой операции, но не входящих (входивших) в состав национального контингента
Настоящий Закон не распространяется на лиц, участвующих (принимавших участие) в миротворческой операции, но не входящих (входивших) в состав национального контингента.
Статья 25. Порядок введения в действие настоящего Закона
Настоящий Закон вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования, за исключением пунктов 2, 4, 5 статьи 15 и пунктов 4, 5, 7, 8 статьи 16, которые вводятся в действие с 1 января 2015 года.
Президент
Республики Казахстан