Правительство Республики Казахстан ПОСТАНОВЛЯЕТ:
внести на рассмотрение Мажилиса Парламента Республики Казахстан проект Закона Республики Казахстан «О государственно-частном партнерстве».
Премьер-Министр
Республики Казахстан К. Масимов
Проект
ЗАКОН
РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
О государственно-частном партнерстве
Настоящий Закон определяет правовые условия государственно-частного партнерства, его виды и регулирует общественные отношения, возникающие в процессе заключения, исполнения и прекращения договоров государственно-частного партнерства.
Глава 1. Общие положения
Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем
Законе
В настоящем Законе используются следующие основные понятия:
1) частный партнер – физическое лицо, заключившее договор государственно-частного партнерства, осуществляющее предпринимательскую деятельность, и (или) негосударственное юридическое лицо (либо простое товарищество, консорциум), за исключением лиц, выступающих государственными партнерами в соответствии с настоящим Законом;
2) организатор конкурса – лицо, организующее проведение конкурса по выбору частного партнера;
3) плата за доступность – выплата, осуществляемая за счет государственного бюджета субъектам государственно-частного партнерства или компании государственно-частного партнерства за обеспечение эксплуатационных и качественных характеристик объекта государственно-частного партнерства и обеспечение доступности указанного объекта потребителям, исходя из индивидуальных техническо-экономических параметров объекта государственно-частного партнерства;
4) государственный партнер – Республика Казахстан, от имени которой выступают Правительство Республики Казахстан или местный исполнительный орган, а также уполномоченные ими на заключение договора государственно-частного партнерства государственные органы и/или заключившие договор государственно-частного партнерства субъекты квазигосударственного сектора, пятьдесят и более процентов голосующих акций (долей участия в уставном капитале) которых прямо или косвенно принадлежат государству;
5) государственно-частное партнерство – форма сотрудничества между государственными и частными партнерами, соответствующая признакам, определенным настоящим Законом;
6) проект государственно-частного партнерства – совокупность мероприятий по осуществлению государственно-частного партнерства, реализуемый в течение ограниченного периода времени и имеющий завершенный характер, согласно настоящему Закону;
7) консультативное сопровождение проектов государственно-частного партнерства – услуги, оказываемые юридическими лицами по сопровождению проектов государственно-частного партнерства, определяемыми Правительством Республики Казахстан или местным исполнительным органом, включающие в себя разработку концепции проекта государственно-частного партнерства, конкурсной документации, проекта договора государственно-частного партнерства, оказание консультационных услуг в переговорном процессе между субъектами государственно-частного партнерства;
8) компенсация инвестиционных затрат по проекту государственно-частного партнерства – возмещение определенного объема инвестиционных затрат субъектов государственно-частного партнерства или компании государственно-частного партнерства из республиканского или местного бюджета;
9) компенсация операционных затрат по проекту государственно-частного партнерства – возмещение определенного объема операционных затрат субъектов государственно-частного партнерства или компании государственно-частного партнерства из республиканского или местных бюджетов в период эксплуатации объекта государственно-частного партнерства;
10) концепция проекта государственно-частного партнерства – документ, предусматривающий описание целей, задач, основных направлений деятельности проекта государственно-частного партнерства, источников доходов, мер государственной поддержки, описание объекта государственно-частного партнерства, получателей выгод от реализации проекта государственно-частного партнерства;
11) компания государственно-частного партнерства – юридическое лицо, созданное совместно государственным и частным партнером в целях реализации проекта государственно-частного партнерства;
12) объекты государственно-частного партнерства – имущество, имущественные комплексы, создание, реконструкция, модернизация и/или эксплуатация которых осуществляются в рамках реализации проекта государственно-частного партнерства. В качестве объекта государственно-частного партнерства также рассматривается инновация, подлежащая внедрению в ходе реализации проекта государственно-частного партнерства;
13) стороны государственно-частного партнерства – государственный партнер и частный партнер, а также иные лица, предусмотренные в настоящем Законе;
14) договор государственно-частного партнерства – письменное соглашение между государственным и частным партнерами и иными сторонами, определяющее права, обязанности и ответственность сторон, иные условия реализации проекта государственно-частного партнерства;
15) оператор – юридическое лицо, не являющееся стороной договора государственно-частного партнерства, осуществляющее деятельность, связанную с исполнением договора государственно-частного партнерства;
16) контракт жизненного цикла – договор, предусматривающий полный цикл работ по проектированию, строительству (реконструкции) объекта государственно-частного партнерства, его эксплуатации (включая ремонт и содержание), реализации произведенных товаров (работ, услуг), а также обязательства по обеспечению соответствия объекта государственно-частного партнерства установленным технико-эксплуатационным показателям в течение всего срока действия договора (жизненного цикла объекта);
17) оператор отрасли – системный оператор, национальная компания по недропользованию, национальный оператор инфраструктуры, национальная железнодорожная компания, национальный перевозчик грузов, национальный перевозчик пассажиров, национальный оператор по управлению автомобильными дорогами, иное юридическое лицо, выполняющее функции национального оператора либо оператора в определенной отрасли (сфере) экономики в соответствии с законами Республики Казахстан;
18) сервисные контракты – договоры государственно-частного партнерства, предусматривающие оказание услуг по техническому обслуживанию объекта государственно-частного партнерства;
19) потенциальный частный партнер – лицо, участвующее в конкурсе по выбору частного партнера, либо претендующее на заключение договора государственно-частного партнерства путем прямых переговоров.
Статья 2. Законодательство Республики Казахстан о
государственно-частном партнерстве
1. Законодательство Республики Казахстан о государственно-частном партнерстве основывается на Конституции Республики Казахстан и состоит из Гражданского кодекса Республики Казахстан, настоящего Закона и иных нормативных правовых актов Республики Казахстан.
2. Если международным договором, ратифицированным Республикой Казахстан, установлены иные правила, чем те, которые содержатся в настоящем Законе, то применяются правила международного договора.
3. Особенности осуществления отдельных видов государственно-частного партнерства устанавливаются в соответствии с законодательными актами Республики Казахстан.
4. Положения настоящего Закона не распространяются на отношения, возникающие в процессе заключения, исполнения и прекращения договоров имущественного найма государственного имущества, а также договоров доверительного управления государственным имуществом не соответствующие признакам государственно-частного партнерств, предусмотренным статьей 4 настоящего Закона.
5. Процедуры конкурсного отбора частного партнера, заключения, исполнения и прекращения договора государственно-частного партнерства, а также потребления государством определенного объема товаров (работ, услуг) осуществляются в соответствии с настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами, регламентирующими отдельные виды государственно-частного партнерства, без применения норм Закона Республики Казахстан «О государственных закупках», типовых правил закупок товаров, работ и услуг, утверждаемых Правительством Республики Казахстан.
Статья 3. Основные задачи и принципы
государственно-частного партнерства
1. Основными задачами государственно-частного партнерства являются:
1) создание условий для эффективного взаимодействия государственных и частных партнеров в целях обеспечения устойчивого социально-экономического развития Республики Казахстан;
2) повышение эффективности использования имущества, находящегося в государственной собственности;
3) привлечение средств частных партнеров (внебюджетных средств) для реализации социально значимых проектов;
4) эффективное использование бюджетных средств;
5) повышение уровня обслуживания населения;
6) развитие деятельности в инновациях, наукоемких производств;
7) развитие объектов социальной инфраструктуры и жизнеобеспечения.
2. Принципами государственно-частного партнерства являются:
1) принцип последовательности – построение среднесрочных или долгосрочных взаимоотношений между участниками государственно-частного партнерства на договорной основе;
2) принцип конкурсности – определение частного партнера на конкурсной основе, за исключением случаев, установленных настоящим Законом;
3) принцип сбалансированности – взаимовыгодное распределение рисков, выгод, гарантий и обязанностей между участниками государственно-частного партнерства;
4) принцип результативности – установление критериев и показателей, позволяющих оценить достижение результатов государственно-частного партнерства;
5) принцип экологичности – осуществление государственно-частного партнерства с учетом требований охраны окружающей среды и принципов зеленой экономики;
6) принцип равноправия сторон государственно-частного партнерства – отношения сторон государственно-частного партнерства носят равноправный партнерский характер.
Статья 4. Признаки государственно-частного партнерства
К признакам государственно-частного партнерства относятся:
1) участие государственного партнера и частного партнера в проекте государственно-частного партнерства;
2) среднесрочный или долгосрочный срок реализации проекта государственно-частного партнерства (от 3 до 30 лет в зависимости от особенностей проекта государственно-частного партнерства);
3) отношения строятся на основе заключенного между сторонами договора государственно-частного партнерства;
4) объединение ресурсов частного партнера и государственного партнера для достижения цели государственно-частного партнерства.
Отношения между государством и определенным лицом, не отвечающие изложенным в данной статье признакам, не являются отношениями по государственно-частному партнерству.
Статья 5. Субъекты государственно-частного партнерства
1. Субъектами (сторонами) договора государственно-частного партнерства являются государственный партнер и частный партнер.
В договоре государственно-частного партнерства субъектами могут выступать несколько государственных и частных партнеров.
2. Помимо лиц, указанных в пункте 1 настоящей статьи, субъектами (сторонами) договора государственно-частного партнерства могут выступать:
1) финансовые и другие организации, предоставляющие финансирование государственно-частного партнерства;
2) организации, являющиеся оператором отрасли, в которой реализуется государственно-частное партнерство;
3) лица, права и законные интересы которых затрагиваются в ходе реализации государственно-частного партнерства.
Статья 6. Оператор проекта государственно-частного
партнерства
1. Частный партнер по согласованию с государственным партнером вправе назначить одного или нескольких операторов проекта государственно-частного партнерства, сведения о которых включаются в договор государственно-частного партнерства.
2. Частный партнер несет ответственность за действия оператора проекта государственно-частного партнерства перед государственным партнером.
3. При реализации институционального государственно-частного партнерства оператор проекта государственно-частного партнерства определяется компанией государственно-частного партнерства.
Статья 7. Виды государственно-частного партнерства
1. Государственно-частное партнерство по способу осуществления подразделяется на институциональное и контрактное.
2. Институциональное государственно-частное партнерство реализуется юридическими лицами с участием государственного и частного партнеров в уставном капитале. Деятельность таких лиц направлена на реализацию проекта государственно-частного партнерства в соответствии с договором государственно-частного партнерства.
3. Контрактное государственно-частное партнерство реализуется посредством заключения договоров, соответствующих признакам государственно-частного партнерства, в том числе в следующих видах:
1) концессия;
2) доверительное управление государственным имуществом;
3) аренда государственного имущества;
4) лизинговые отношения;
5) договоры, заключаемые на разработку технологии, изготовление опытного образца, опытно-промышленное испытание и мелкосерийное производство;
6) контракты жизненного цикла;
7) сервисные контракты;
8) иные договоры, соответствующие признакам государственно-частного партнерства.
Особенности реализации отдельных видов контрактного государственно-частного партнерства определяются законодательными актами Республики Казахстан.
Статья 8. Сферы применения государственно-частного
партнерства
Государственно-частное партнерство может осуществляться во всех отраслях (сферах) экономики, за исключением объектов, которые не могут быть переданы для реализации проектов государственно-частного партнерства, перечень которых определяется Президентом Республики Казахстан.
Статья 9. Республиканские и местные проекты
государственно-частного партнерства
1. Проекты государственно-частного партнерства подразделяются на республиканские и местные.
2. Критериями определения республиканских и местных проектов государственно-частного партнерства являются:
1) по виду собственности как республиканские или местные в зависимости от возникающего права собственности (республиканской или коммунальной) на имущество, полученное в результате реализации проектов государственно-частного партнерства;
2) по получателям выгод как республиканские, если получателями выгод являются субъекты двух и более областей, города республиканского значения, столицы, и как местные, если получателями выгод являются субъекты одной области, города республиканского значения, столицы.
Статья 10. Реализация проекта государственно-частного
партнерства
1. Реализация проекта государственно-частного партнерства осуществляется через прохождение следующих последовательных стадий:
1) разработка концепции проекта уполномоченным государственным органом соответствующей отрасли, местным исполнительным органом, субъектом частного предпринимательства, некоммерческой организацией;
2) выбор частного партнера;
3) заключение договора государственно-частного партнерства;
4) выполнение сторонами условий договора государственно-частного партнерства;
5) завершение проекта.
2. Проект государственно-частного партнерства считается завершенным после окончания срока действия договора государственно-частного партнерства и выполнения сторонами всех взятых на себя обязательств.
Статья 11. Источники финансирования
государственно-частного партнерства, возмещения
затрат и получения доходов субъектов
государственно-частного партнерства или
компании государственно-частного партнерства
1. Финансирование государственно-частного партнерства может осуществляться за счет:
1) собственных финансовых ресурсов частного партнера;
2) финансовых ресурсов, заимствованных в установленном законодательством порядке;
3) средств государственного бюджета;
4) средств национальных институтов развития;
5) средств юридических лиц, пятьдесят и более процентов долей участия в уставном капитале которых принадлежит государству.
2. Источниками возмещения затрат и получения доходов субъектов государственно-частного партнерства или компании государственно-частного партнерства являются:
1) реализация произведенных товаров (работ, услуг) в процессе эксплуатации объекта государственно-частного партнерства;
2) субсидии от государства в случаях, установленных законодательством Республики Казахстан;
3) компенсация инвестиционных затрат по проекту государственно-частного партнерства;
4) компенсация операционных затрат по проекту государственно-частного партнерства;
5) вознаграждение за осуществление управления объектом государственно-частного партнерства, находящимся в государственной собственности, а также арендная плата за пользование объектом государственно-частного партнерства;
6) плата за доступность объекта государственно-частного партнерства.
3. Финансирование государственно-частного партнерства с использованием проектного финансирования осуществляется в соответствии с законодательством о проектном финансировании с учетом положений настоящего Закона.
4. Порядок возмещения затрат субъектам государственно-частного партнерства или компании государственно-частного партнерства определяется бюджетным законодательством.
Статья 12. Правовой режим имущества, используемого при
реализации проекта государственно-частного
партнерства
1. Использование сторонами предоставленного им для реализации проекта государственно-частного партнерства имущества осуществляется в соответствии с законодательством Республики Казахстан и договором государственно-частного партнерства только для достижения целей, предусмотренных в договоре государственно-частного партнерства, если иное не предусмотрено настоящим Законом или договором государственно-частного партнерства.
2. Стороны договора государственно-частного партнерства вправе передавать с согласия другой стороны в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан и (или) договором государственно-частного партнерства, объект государственно-частного партнерства и иное связанное с ним имущество в пользование третьим лицам на срок, не превышающий срока использования (эксплуатации) указанного объекта по договору государственно-частного партнерства, при условии соблюдения третьими лицами обязательств передающей стороны по договору государственно-частного партнерства. Передающая сторона договора государственно-частного партнерства несет ответственность за действия третьих лиц как за свои собственные.
3. В случаях, когда объект государственно-частного партнерства и иное имущество, переданное государственным партнером частному партнеру по договору государственно-частного партнерства, подлежат передаче на баланс частного партнера, то эти объекты обосабливаются от имущества частного партнера и отражаются в отдельном учете, осуществляемом в связи с исполнением обязательств по договору государственно-частного партнерства.
Бухгалтерский учет по договорам государственно-частного партнерства осуществляется в соответствии с бюджетным законодательством Республики Казахстан и законодательством Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности.
4. По договорам государственно-частного партнерства, предусматривающим осуществление выплат из государственного бюджета на финансирование создания объекта государственно-частного партнерства, указанный объект подлежит передаче в государственную собственность в соответствии с условиями договора государственно-частного партнерства.
5. Не допускается передача в залог объекта государственно-частного партнерства, подлежащего передаче в государственную собственность в соответствии с условиями договора государственно-частного партнерства.
6. Залог ожидаемых денежных платежей по проекту государственно-частного партнерства может осуществляться только для реализации проекта государственно-частного партнерства.
Статья 13. Основные положения и принципы эксплуатации
объекта государственно-частного партнерства
1. Частный партнер и другие лица, участвующие в реализации проекта государственно-частного партнерства, обязаны соблюдать следующие принципы эксплуатации объекта государственно-частного партнерства в объеме, не противоречащем проекту государственно-частного партнерства:
1) приспособление параметров оказания услуг, выполнения работ и предоставления товаров с целью удовлетворения спроса на данные услуги, работы или товары;
2) обеспечение непрерывности предоставления услуг, выполнения работ, предоставления товаров.
2. Частный партнер вводит по согласованию с государственным партнером или уполномоченным органом Республики Казахстан правила, регулирующие эксплуатацию объекта государственно-частного партнерства, и обеспечивает их соблюдение.
3. Частный партнер не вправе оказывать предпочтение одному лицу перед другим в отношении оказания услуг, выполнения работ или предоставления товаров, кроме случаев, предусмотренных законодательством Республики Казахстан.
Статья 14. Распределение рисков между государственным и
частным партнерами
1. Перечень рисков, возникающих на различных этапах государственно-частного партнерства, определяется центральным уполномоченным органом по государственному планированию.
2. Распределение рисков между государственным и частным партнерами, а также необходимые меры по снижению вероятности их возникновения и устранению неблагожелательных последствий наступивших рисков закрепляются в договоре государственно-частного партнерства.
3. Распределение рисков по проекту в договоре государственно-частного партнерства (управление рисками) осуществляется с учетом особенностей проекта, при условии возложения рисков на ту сторону, которая может наилучшим образом управлять ими с минимальными затратами.
Статья 15. Перечень проектов государственно-частного
партнерства
1. Перечень проектов государственно-частного партнерства, планируемых к реализации, является подтверждением намерения государства реализовать проект с использованием механизмов государственно-частного партнерства, направлен на широкое информирование всех заинтересованных лиц и постоянно размещается на интернет-ресурсе центра развития государственно-частного партнерства.
2. Перечень проектов государственно-частного партнерства, планируемых к реализации, формируется и утверждается центральным уполномоченным органом по государственному планированию либо местным представительным органом в соответствии с Правилами планирования и реализации проектов государственно-частного партнерства, утверждаемыми центральным уполномоченным органом по государственному планированию.
Глава 2. Гарантии прав и законных интересов субъектов
государственно-частного партнерства
Статья 16. Гарантия прав частных партнеров
1. Частному партнеру гарантируются права, предусмотренные законодательством Республики Казахстан, правовой режим деятельности, исключающий применение мер дискриминационного характера, препятствующих свободно распоряжаться инвестициями, продукцией и доходами, полученными в результате осуществления деятельности, предусмотренной договором государственно-частного партнерства.
2. Частному партнеру предоставляется полная и безусловная защита прав и законных интересов, которая гарантируется Конституцией Республики Казахстан, настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами Республики Казахстан, а также международными договорами.
3. Частный партнер имеет право на изменение условий договора государственно-частного партнерства в целях обеспечения своих имущественных интересов, существовавших на день подписания или последующего изменения договора, в случае наступления следующих обстоятельств:
1) неисполнение или ненадлежащее исполнение какого-либо обязательства государственного партнера по договору государственно-частного партнерства;
2) принятие решения или совершение действий каким-либо государственным органом Республики Казахстан, препятствующих исполнению частным партнером своих обязательств по договору государственно-частного партнерства, включая необоснованное вмешательство в хозяйственную деятельность частного партнера;
3) прочие обстоятельства, предусмотренные договором государственно-частного партнерства.
4. Частный партнер имеет право требовать возмещения затрат, понесенных на создание (реконструкцию) объекта государственно-частного партнерства, в случаях досрочного расторжения договора государственно-частного партнерства.
5. Государственные органы и их должностные лица не имеют права вмешиваться в деятельность частных партнеров, связанную с выполнением договоров государственно-частного партнерства, кроме случаев, предусмотренных законодательством Республики Казахстан.
6. Частные партнеры вправе по своему усмотрению использовать чистый доход, полученный от своей деятельности, после уплаты налогов и других обязательных платежей в бюджет в соответствии с законодательством Республики Казахстан.
7. Принудительное изъятие имущества частного партнера (национализация, реквизиция) для государственных нужд допускается в исключительных случаях, предусмотренных законодательными актами Республики Казахстан.
8. Гарантии, предоставляемые частному партнеру в соответствии с настоящей статьей, а также подпунктами 2) и 6) статьи 32 настоящего Закона, реализуются в соответствии с требованиями законодательства Республики Казахстан и положениями договора государственно-частного партнерства.
Статья 17. Гарантии прав государственных партнеров
1. Государственному партнеру гарантируется защита его прав и законных интересов при участии в государственно-частном партнерстве:
1) возможность осуществления контроля за ходом реализации проекта государственно-частного партнерства, в том числе за исполнением обязательств по соблюдению сроков создания инфраструктуры, осуществлению инвестиций в ее создание, техническое обслуживание и эксплуатацию инфраструктуры в соответствии с целями, установленными договором государственно-частного партнерства;
2) беспрепятственный доступ к объекту государственно-частного партнерства, а также документации, относящейся к осуществлению деятельности в рамках проекта государственно-частного партнерства;
3) право участия в органах управления компании государственно-частного партнерства должностных лиц государственных органов, выступающих организаторами конкурса по выбору частного партнера, в соответствии с законодательством Республики Казахстан;
4) право требовать устранения нарушений интересов государства, допущенных частным партнером при реализации проекта государственно-частного партнерства.
2. Гарантии, предоставляемые государственному партнеру в соответствии с настоящей статьей, а также подпунктами 2) и 6) статьи 32 настоящего Закона, реализуются в соответствии с требованиями законодательства Республики Казахстан и положениями договора государственно-частного партнерства.
Статья 18. Гарантии прав кредиторов
Финансовые и иные организации, заинтересованные в финансировании государственно-частного партнерства, вправе участвовать в разработке и обсуждении концепции проекта государственно-частного партнерства, конкурсной документации, проекта договора государственно-частного партнерства, в том числе вносить предложения по схеме финансирования государственно-частного партнерства, обеспечении исполнения обязательств по привлекаемым займам, выплатам и компенсациям в случаях расторжения договора государственно-частного партнерства и иным вопросам, связанным с финансированием проекта государственно-частного партнерства.
Статья 19. Гарантии прав операторов отрасли и иных
субъектов государственно-частного партнерства
Операторам отрасли и иным субъектам государственно-частного партнерства гарантируется защита их прав, предусмотренных договором государственно-частного партнерства, в том числе право на беспрепятственное получение информации о ходе реализации проекта государственно-частного партнерства, с учетом требований по защите коммерческой и иной охраняемой законом тайны.
Глава 3. Государственное регулирование в области
государственно-частного партнерства
Статья 20. Полномочия Правительства Республики Казахстан
Правительство Республики Казахстан в сфере государственно-частного партнерства:
1) утверждает перечень объектов, в отношении которых допускается проведение закрытого конкурса по выбору частного партнера;
2) определяет юридическое лицо по сопровождению республиканских проектов государственно-частного партнерства;
3) осуществляет иные функции, предусмотренные Конституцией, настоящим Законом, иными законами Республики Казахстан и актами Президента Республики Казахстан.
Статья 21. Полномочия центрального уполномоченного органа
по государственному планированию
Центральный уполномоченный орган по государственному планированию:
1) формирует и утверждает перечень республиканских проектов государственно-частного партнерства;
2) осуществляет межотраслевую координацию и методологическое руководство в сфере государственно-частного партнерства;
3) согласовывает конкурсную документацию и проект договора по республиканским проектам государственно-частного партнерства, в том числе при внесении в них изменений и дополнений;
4) разрабатывает и утверждает примерный перечень рисков, возникающих на различных этапах государственно-частного партнерства;
5) утверждает правила планирования и реализации проектов государственно-частного партнерства, включающие вопросы планирования проектов государственно-частного партнерства, проведения конкурса по выбору частного партнера, проведения прямых переговоров, мониторинга и оценки реализации проектов государственно-частного партнерства;
6) утверждает типовую конкурсную документацию и типовые договоры государственно-частного партнерства по видам государственно-частного партнерства в различных отраслях (сферах) экономики;
7) утверждает правила приема объектов государственно-частного партнерства в государственную собственность;
8) утверждает критерии выбора частного партнера;
9) привлекает центр развития государственно-частного партнерства для проведения оценки реализации проектов государственно-частного партнерства и достижения результатов, экспертизы концепции проекта государственно-частного партнерства, конкурсной документации, проекта договора государственно-частного партнерства, в том числе при внесении в них изменений и дополнений;
10) ведет перечень недобросовестных участников государственно-частного партнерства;
11) осуществляет иные функции, предусмотренные настоящим Законом, иными законами, актами Президента Республики Казахстан и Правительства Республики Казахстан.
Статья 22. Полномочия уполномоченного государственного
органа по исполнению бюджета
Уполномоченный государственный орган по исполнению бюджета:
1) согласовывает перечень республиканских проектов государственно-частного партнерства;
2) согласовывает конкурсную документацию и проект договора государственно-частного партнерства, в том числе при внесении в них изменений и дополнений, в отношении республиканских проектов государственно-частного партнерства;
3) заключает договоры государственных гарантий и поручительств государства по договорам государственно-частного партнерства, а также ведет реестр предоставленных государственных гарантий и поручительств государства по договорам государственно-частного партнерства;
4) осуществляет учет принятия и исполнения финансовых обязательств государства по договорам государственно-частного партнерства;
5) осуществляет иные функции, предусмотренные настоящим Законом, иными законами, актами Президента Республики Казахстан и Правительства Республики Казахстан.
Статья 23. Полномочия уполномоченного государственного
органа по управлению государственным имуществом
Уполномоченный государственный орган по управлению государственным имуществом:
1) ведет реестр заключенных договоров государственно-частного партнерства по республиканским проектам государственно-частного партнерства;
2) осуществляет мониторинг договоров государственно-частного партнерства по объектам государственно-частного партнерства, относящимся к республиканской собственности, в пределах своей компетенции и направляет результаты мониторинга в центральный уполномоченный орган по государственному планированию;
3) принимает созданные на основе договоров государственно-частного партнерства объекты в республиканскую собственность;
4) осуществляет иные функции, предусмотренные настоящим Законом, иными законами, актами Президента Республики Казахстан и Правительства Республики Казахстан.
Статья 24. Полномочия уполномоченного государственного
органа соответствующей отрасли
Уполномоченный государственный орган соответствующей отрасли:
1) разрабатывает и утверждает концепцию республиканского проекта государственно-частного партнерства в соответствующей отрасли;
2) является организатором конкурса в отношении республиканского проекта государственно-частного партнерства в соответствующей отрасли;
3) заключает договор государственно-частного партнерства по республиканскому проекту государственно-частного партнерства в соответствующей отрасли;
4) осуществляет мониторинг реализации проектов государственно-частного партнерства в период исполнения договорных отношений и направляет результаты мониторинга в центральный уполномоченный орган по государственному планированию;
5) представляет информацию уполномоченному государственному органу по осуществлению права распоряжения республиканской собственностью по заключенным договорам государственно-частного партнерства и публикует эту информацию на своем официальном интернет - ресурсе в соответствии с требованиями, установленными законодательством в сфере информатизации;
6) организует передачу созданных на основе договоров государственно-частного партнерства объектов в республиканскую собственность;
7) организует привлечение новых частных партнеров путем проведения открытого конкурса по выбору частного партнера в случае досрочного прекращения ранее заключенного договора государственно-частного партнерства по объектам государственно-частного партнерства, относящимся к республиканской собственности;
8) согласовывает с уполномоченным государственным органом, осуществляющим руководство в сферах регулирования и контроля в сферах естественных монополий и на регулируемых рынках, конкурсную документацию и проект договора государственно-частного партнерства, в том числе при внесении в них изменений и дополнений, в части формирования и утверждения размера тарифов (цен, ставок, сборов) на регулируемые услуги (товары, работы), относящиеся к сфере естественных монополий;
9) подготавливает отраслевое заключение на концепцию проекта государственно-частного партнерства в соответствии с Правилами, предусмотренными подпунктом 5) статьи 20 настоящего Закона;
10) осуществляет иные функции, предусмотренные настоящим Законом, иными законами, актами Президента Республики Казахстан и Правительства Республики Казахстан.
Статья 25. Компетенция представительных органов в сфере
государственно-частного партнерства
Маслихаты областей (города республиканского значения и столицы):
1) утверждают перечень местных проектов государственно-частного партнерства, планируемых к реализации;
2) ежегодно заслушивают отчет местных исполнительных органов о ходе реализации местных проектов государственно-частного партнерства;
3) осуществляют иные функции, предусмотренные настоящим Законом, иными законами Республики Казахстан и актами Президента Республики Казахстан.
Статья 26. Полномочия местных исполнительных органов
областей (города республиканского значения,
столицы)
1. Акимат области (города республиканского значения, столицы) в пределах своей компетенции:
1) определяет юридическое лицо, уполномоченное на осуществление консультативного сопровождения местных проектов государственно-частного партнерства;
2) определяет юридическое лицо, уполномоченное на проведение экспертизы концепции, конкурсной документации и проекта договора государственно-частного партнерства по местным проектам государственно-частного партнерства;
3) осуществляет иные функции, предусмотренные настоящим Законом, иными законами, актами Президента Республики Казахстан и Правительства Республики Казахстан.
2. Местные исполнительные органы соответствующей отрасли:
1) разрабатывают и утверждают концепцию местного проекта государственно-частного партнерства;
2) вносят предложения организатору конкурса в отношении республиканских проектов государственно-частного партнерства для решения вопросов, связанных с соблюдением социально-экономических и экологических интересов населения соответствующего региона, при заключении договоров государственно-частного партнерства;
3) выступают организаторами конкурса в отношении местных проектов государственно-частного партнерства;
4) на основании решения конкурсной комиссии заключают договоры государственно-частного партнерства по местным проектам государственно-частного партнерства;
5) осуществляют мониторинг договоров государственно-частного партнерства по местным проектам государственно-частного партнерства, контроль за их исполнением и направляют результаты мониторинга и контроля в местный исполнительный орган по государственному планированию;
6) осуществляют иные функции, предусмотренные настоящим Законом, иными законами, актами Президента Республики Казахстан и Правительства Республики Казахстан.
3. Местный исполнительный орган по исполнению бюджета:
1) согласовывает перечень местных проектов государственно-частного партнерства;
2) ведет реестр заключенных договоров государственно-частного партнерства по местным проектам государственно-частного партнерства;
3) принимает созданные на основе договоров государственно-частного партнерства объекты в коммунальную собственность;
4) осуществляет иные функции, предусмотренные настоящим Законом, иными законами, актами Президента Республики Казахстан и Правительства Республики Казахстан.
4. Местный исполнительный орган по государственному планированию:
1) формирует перечень местных проектов государственно-частного партнерства;
2) принимает отчеты по мониторингу и контролю за исполнением договоров государственно-частного партнерства по объектам, относящимся к коммунальной собственности, от местных исполнительных органов соответствующих отраслей;
3) направляет сводный отчет по мониторингу и контролю за исполнением договоров государственно-частного партнерства по объектам, относящимся к коммунальной собственности, в центральный уполномоченный орган по государственному планированию;
4) осуществляет иные функции, предусмотренные настоящим Законом, иными законами, актами Президента Республики Казахстан и Правительства Республики Казахстан.
Статья 27. Центр развития государственно-частного
партнерства
1. Центр развития государственно-частного партнерства создается (определяется) по решению Правительства Республики Казахстан для выполнения следующих полномочий:
1) проведение исследований и выработка рекомендаций по вопросам государственно-частного партнерства;
2) проведение экспертизы концепции республиканских проектов государственно-частного партнерства, в том числе при внесении в них изменений и дополнений;
3) проведение экспертизы конкурсной документации республиканских проектов государственно-частного партнерства, в том числе при внесении в них изменений и дополнений;
4) проведение экспертизы проекта договора государственно-частного партнерства по республиканским проектам государственно-частного партнерства, в том числе при внесении в них изменений и дополнений;
5) оценка реализации проектов государственно-частного партнерства и достижения результатов;
6) обучение специалистов в сфере государственно-частного партнерства.
2. Цели, задачи и основные виды деятельности центра развития государственно-частного партнерства определяются Правительством Республики Казахстан.
Статья 28. Компетенция Национальной палаты
предпринимателей в государственно-частном
партнерстве
Национальная палата предпринимателей в государственно-частном партнерстве осуществляет следующие функции:
1) участие в сопровождении местных проектов, если стоимость объекта государственно-частного партнерства не превышает четырехмиллионного месячного расчетного показателя;
2) формирование реестра потенциальных частных партнеров государственно-частного партнерства;
3) участие в разработке нормативных правовых актов по вопросам государственно-частного партнерства;
4) согласование конкурсной документации местных проектов, если стоимость объекта государственно-частного партнерства не превышает четырехмиллионного месячного расчетного показателя;
5) участие в квалификационном отборе потенциальных частных партнеров, оценке конкурсных заявок и определение победителей в составе конкурсной комиссии по выбору частного партнера;
6) участие в мониторинге реализации проектов государственно-частного партнерства.
Глава 4. Формы участия в государственно-частном партнерстве
Статья 29. Формы участия государства в
государственно-частном партнерстве
Государство участвует в государственно-частном партнерстве в следующих формах:
1) предоставление земельных участков в соответствии с земельным законодательством;
2) предоставление права пользования объектами государственной собственности;
3) участие в создании и деятельности компаний государственно-частного партнерства;
4) обеспечение инженерной инфраструктурой объекта государственно-частного партнерства;
5) предоставление мер государственной поддержки в соответствии с законодательством Республики Казахстан.
Статья 30. Формы участия субъектов частного
предпринимательства в государственно-частном
партнерстве
Субъекты частного предпринимательства участвуют в государственно-частном партнерстве в следующих формах:
1) финансирование проектов государственно-частного партнерства;
2) управление проектами государственно-частного партнерства;
3) проектирование объектов государственно-частного партнерства;
4) передача имущества и имущественных прав для целей реализации государственно-частного партнерства;
5) передача исключительных прав на объекты интеллектуальной собственности;
6) создание (реконструкция) и/или эксплуатация объектов государственно-частного партнерства;
7) участие в создании и деятельности юридических лиц, реализующих проекты государственно-частного партнерства.
Статья 31. Формы участия субъектов квазигосударственного
сектора в государственно-частном партнерстве
Субъекты квазигосударственного сектора участвуют в проектах государственно-частного партнерства в следующих формах:
1) долевое участие в проектах государственно-частного партнерства путем учреждения юридических лиц либо приобретения (отчуждения) акций (долей участия в уставном капитале) юридических лиц;
2) передача имущества и имущественных прав для целей реализации государственно-частного партнерства;
3) передача исключительных прав на объекты интеллектуальной собственности;
4) применение инструментов финансовой и нефинансовой поддержки, способствование к привлечению инвестиций в проекты государственно-частного партнерства;
5) сервисная поддержка, включающая услуги по трансферту технологий, поддержке инноваций, консалтингу, инжинирингу, обучению и повышению квалификации кадров;
6) предоставление услуг технопарков, бизнес-инкубаторов, специальных экономических и индустриальных зон;
7) продвижение экспорта;
8) создание (реконструкция) и/или эксплуатация объектов государственно-частного партнерства;
9) создание научно-производственных зон, венчурных фондов, исследовательских центров в форме юридических лиц совместно с частным партнером в целях реализации проекта государственно-частного партнерства.
Статья 32. Меры государственной поддержки
государственно-частного партнерства
1. Государственная поддержка государственно-частного партнерства осуществляется в виде:
1) поручительства государства по инфраструктурным облигациям;
2) государственных гарантий по займам, привлекаемым для финансирования проектов государственно-частного партнерства;
3) передачи исключительных прав на объекты интеллектуальной собственности, принадлежащих государству;
4) предоставления натурных грантов в соответствии с законодательством Республики Казахстан;
5) софинансирования проектов государственно-частного партнерства;
6) гарантии потребления государством определенного объема товаров (работ, услуг), производимых в ходе реализации проекта государственно-частного партнерства.
2. Субъекты государственно-частного партнерства или компания государственно-частного партнерства вправе воспользоваться и иными мерами государственной поддержки в соответствии с законодательством Республики Казахстан.
3. Совокупный объем мер государственной поддержки и выплат из государственного бюджета, направленных на финансирование (возмещение) расходов, связанных с созданием (реконструкцией) объекта государственно-частного партнерства, не может превышать стоимости создания (реконструкции) объекта государственно-частного партнерства.
4. Государственная поддержка государственно-частного партнерства осуществляется в соответствии с требованиями законодательства Республики Казахстан и положениями договора государственно-частного партнерства.
Глава 5. Общие положения по выбору частного партнера
(партнеров), о проведении конкурсных процедур и договоре
государственно-частного партнерства
Статья 33. Выбор частного партнера и заключение договора
государственно-частного партнерства
Выбор частного партнера и заключение договора государственно-частного партнерства осуществляются одним из следующих способов:
1) проведение открытого либо закрытого конкурса по выбору частного партнера;
2) проведение конкурса по выбору частного партнера с использованием двухэтапных процедур;
3) заключение договора государственно-частного партнерства на основании прямых переговоров;
4) заключение договора государственно-частного партнерства в упрощенном порядке.
Статья 34. Общие квалификационные требования,
предъявляемые к потенциальному частному
партнеру
1. Для участия в конкурсе по выбору частного партнера либо заключения договора государственно-частного партнерства путем прямых переговоров потенциальный частный партнер должен соответствовать следующим общим квалификационным требованиям:
1) обладать гражданской правоспособностью и гражданской дееспособностью;
2) иметь необходимые финансовые и материальные ресурсы для исполнения обязательств по договору государственно-частного партнерства;
3) являться платежеспособным, не подлежать процедуре банкротства либо ликвидации, на его имущество не должен быть наложен арест, его финансово-хозяйственная деятельность не должна быть приостановлена в соответствии с законодательством Республики Казахстан;
4) не быть привлеченным к ответственности за неисполнение и (или) ненадлежащее исполнение им обязательств по заключенным в течение последних трех лет договорам государственно-частного партнерства на основании решения суда, вступившего в законную силу.
2. Законодательными актами Республики Казахстан, регулирующими отдельные виды государственно-частного партнерства, могут устанавливаться дополнительные (специальные) квалификационные требования к потенциальным частным партнерам.
3. Организатор конкурса не вправе предъявлять потенциальному частному партнеру квалификационные требования, не предусмотренные настоящим Законом или законодательными актами Республики Казахстан, регулирующими отдельные виды государственно-частного партнерства. Потенциальный частный партнер вправе не представлять информацию, не относящуюся к квалификационным требованиям.
4. Потенциальный частный партнер в подтверждение соответствия его квалификационным требованиям представляет организатору конкурса подтверждающие документы, перечень которых предусматривается Правилами планирования и реализации проектов государственно-частного партнерства, утверждаемыми центральным уполномоченным органом по государственному планированию.
5. Потенциальный частный партнер в случае представления недостоверной информации на соответствие квалификационным требованиям не допускается к участию в конкурсе по выбору частного партнера в течение последующих трех лет с момента установления такого факта.
Достоверность информации по квалификационным требованиям, представляемой потенциальным частным партнером, может быть установлена комиссией, организатором конкурса, уполномоченными государственными органами на любой стадии проведения конкурса по выбору частного партнера.
6. В случаях, если для осуществления деятельности в отдельных отраслях законодательными актами установлены специальные требования либо ограничения или запреты, квалификационный отбор проводится с учетом указанных требований и ограничений.
7. Лица, установившие факт представления потенциальным частным партнером недостоверной информации по квалификационным требованиям, обязаны не позднее трех рабочих дней со дня установления такого факта письменно уведомить об этом организатора конкурса по выбору частного партнера и центральный уполномоченный орган по государственному планированию с приложением к уведомлению копии документов, подтверждающих данные факты.
Организатор конкурса не позднее тридцати календарных дней со дня установления такого факта предъявляет иск в суд о признании потенциального частного партнера, представившего недостоверную информацию по квалификационным требованиям, недобросовестным участником государственно-частного партнерства.
8. Перечень недобросовестных участников государственно-частного партнерства формируется на основании решений судов, вступивших в законную силу.
Ведение перечня недобросовестных участников государственно-частного партнерства осуществляет центральный уполномоченный орган по государственному планированию, который размещает данный перечень на своем веб-сайте с целью широкого информирования всех заинтересованных лиц.
Статья 35. Организатор конкурса
1. Организатором конкурса по выбору частного партнера выступают лица, имеющие право на заключение договора государственно-частного партнерства в качестве государственного партнера.
2. Организатором конкурса по выбору частного партнера по проектам государственно-частного партнерства, предполагающим предоставление мер государственной поддержки, осуществление выплат из государственного бюджета частному партнеру, либо компании государственно-частного партнерства выступают центральный либо местный исполнительный орган в соответствии с компетенцией, определенной настоящим Законом.
Статья 36. Квалификационный отбор
1. Квалификационный отбор проводится с целью определения соответствия лиц, участвующих в конкурсе по выбору частного партнера, установленным квалификационным требованиям.
2. Квалификационный отбор осуществляется организатором конкурса в соответствии с Правилами планирования и реализации проектов государственно-частного партнерства, утверждаемыми центральным уполномоченным органом по государственному планированию.
3. Лица, прошедшие квалификационный отбор, признаются участниками конкурса по выбору частного партнера.
Статья 37. Общие условия проведения конкурса (тендера) по
выбору частного партнера
1. Выбор частного партнера осуществляется путем проведения открытого конкурса (тендера) в порядке, определяемом центральным уполномоченным органом по государственному планированию. В исключительных случаях, определяемых Правительством Республики Казахстан, в отношении объектов, касающихся обороны, государственной безопасности, охраны окружающей среды Республики Казахстан, конкурс (тендер) может быть закрытым.
Закрытый конкурс (тендер) проводится в порядке, определенном для открытого конкурса (тендера) по выбору частного партнера, с учетом положений настоящего Закона.
В случаях, определенных законодательными актами Республики Казахстан, конкурс (тендер) по выбору частного партнера может проводиться с использованием двухэтапных процедур.
В случаях, определенных настоящим Законом, выбор частного партнера осуществляется с использованием упрощенных конкурсных процедур.
2. Для организации и проведения конкурса (тендера) по выбору частного партнера формируется конкурсная комиссия в порядке, установленном Правилами планирования и реализации проектов государственно-частного партнерства, утверждаемыми центральным уполномоченным органом по государственному планированию.
3. Информация о проведении конкурса (тендера) по выбору частного партнера в обязательном порядке публикуется на официальном интернет - ресурсе государственного органа, в периодических печатных изданиях, распространяемых на всей территории Республики Казахстан, на государственном и русском языках. Информация о проведении конкурса (тендера) включает в себя сведения об объектах государственно-частного партнерства, перечне необходимых документов для представления организатору конкурса (тендера), требования к потенциальным частным партнерам в зависимости от характера объекта, по которому объявлен конкурс (тендер); о месте, времени и дате проведения конкурса (тендера).
При проведении закрытого конкурса (тендера) по выбору частного партнера публикация информации о проведении конкурса (тендера) на официальном интернет-ресурсе государственного органа и в периодических печатных изданиях не производится. Участие в закрытом конкурсе (тендере) по выбору частного партнера принимает ограниченный круг участников, определяемый конкурсной комиссией на основании предложения организатора конкурса. Информацию о проведении конкурса (тендера) по выбору частного партнера и письменные приглашения на участие в закрытом конкурсе (тендере) со всеми условиями закрытого конкурса (тендера) рассылает организатор конкурса.
4. Порядок проведения конкурса (тендера) по выбору частного партнера определяется центральным уполномоченным органом по государственному планированию.
5. Все решения конкурсной комиссии по выбору частного партнера оформляются в виде протокола.
6. Сведения о результатах конкурса (тендера) по выбору частного партнера, за исключением сведений, составляющих государственные секреты или иную охраняемую законом тайну, и сведений о результатах закрытого конкурса (тендера), публикуются организатором конкурса (тендера) на официальном интернет-ресурсе государственного органа в периодических печатных изданиях, распространяемых на всей территории Республики Казахстан, на государственном и русском языках.
Сведения о результатах закрытого конкурса (тендера) по выбору частного партнера рассылаются участникам закрытого конкурса (тендера) организатором конкурса.
Статья 38. Конкурс по выбору частного партнера с
использованием двухэтапных процедур
1. Конкурс по выбору частного партнера с использованием двухэтапных процедур проводится в случаях, когда организатор конкурса определил сферу применения и (или) объект государственно-частного партнерства, как технически сложный и (или) уникальный. Организатор конкурса осуществляет формирование технико-экономических и эксплуатационных характеристик объекта государственно-частного партнерства на основании технических предложений участников конкурса, прошедших квалификационный отбор.
2. Конкурс по выбору частного партнера с использованием двухэтапных процедур представляет собой совокупность следующих последовательных этапов:
1) на первом этапе осуществляются следующие мероприятия:
формирование технического задания;
опубликование объявления на веб-портале о проведении конкурса по выбору частного партнера с использованием двухэтапных процедур;
представление организатором конкурса технического задания участникам конкурса;
представление участниками конкурса технических предложений, разработанных в соответствии с техническим заданием;
рассмотрение организатором конкурса технических предложений и обсуждение с участниками конкурса вопросов, касающихся технико-экономических и эксплуатационных характеристик объекта государственно-частного партнерства и условий проекта договора государственно-частного партнерства;
разработка и утверждение организатором конкурса конкурсной документации;
направление организатором приглашения участникам конкурса, представившим на первом этапе технические предложения, принять участие во втором этапе конкурса;
2) на втором этапе осуществляются мероприятия, предусмотренные для проведения конкурса по выбору частного партнера в соответствии со статьей 35 настоящего Закона.
Статья 39. Заключение договора государственно-частного
партнерства на основании прямых переговоров
1. Заключение договора государственно-частного партнерства на основании прямых переговоров осуществляется в порядке, определяемом центральным уполномоченным органом по государственному планированию, и применяется в следующих случаях:
1) проект государственно-частного партнерства инициирован субъектом частного предпринимательства в отношении объекта государственно-частного партнерства, находящегося в его собственности или долгосрочном пользовании;
2) проект государственно-частного партнерства неразрывно связан с реализацией исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности, принадлежащих определенному лицу.
2. Выбор партнера на основании прямых переговоров осуществляется путем применения следующих последовательных стадий:
1) инициирование проекта потенциальным частным партнером;
2) экспертиза (анализ) концепции проекта потенциальным государственным партнером;
3) извещение (публикация) об инициировании проекта государственно-частного партнерства с указанием основных технико-экономических параметров проекта и запрашиваемых выплатах из бюджета и/или мерах государственной поддержки;
4) проведение переговоров между потенциальными сторонами договора государственно-частного партнерства об условиях договора;
5) заключение договора государственно-частного партнерства.
3. В случаях, если в течение пятнадцати рабочих дней после извещения, предусмотренного подпунктом 3) пункта 2 настоящей статьи, поступят предложения субъектов частного предпринимательства о заинтересованности в реализации проекта, потенциальный государственный партнер инициирует проведение конкурса по выбору частного партнера, в том числе с использованием двухэтапных процедур.
Статья 40. Заключение договора государственно-частного
партнерства в упрощенном порядке
Договор государственно-частного партнерства заключается в упрощенном порядке при соблюдении следующих условий:
1) реализация местного проекта государственно-частного партнерства;
2) выбор частного партнера осуществляется с использованием типовой конкурсной документации;
3) договор государственно-частного партнерства заключается в соответствии с типовым договором государственно-частного партнерства;
4) проект государственно-частного партнерства не относится к сфере естественных монополий;
5) стоимость объекта государственно-частного партнерства не превышает четырехмиллионного месячного расчетного показателя.
6) Признание участником конкурса при заключении договора государственно-частного партнерства в упрощенном порядке осуществляется на основании реестра потенциальных частных партнеров государственно-частного партнерства, формируемого Национальной палатой предпринимателей, без проведения квалификационного отбора.
7) Утверждение конкурсной документации, подписание договора государственно-частного партнерства при заключении договора государственно-частного партнерства в упрощенном порядке проводятся без проведения экспертиз, предусмотренных настоящим Законом.
Статья 41. Договор государственно-частного партнерства
1. Договор государственно-частного партнерства заключается на основании результатов конкурса по выбору частного партнера либо по итогам прямых переговоров в случаях, установленных настоящим Законом.
2. В случаях, установленных настоящим Законом, договор государственно-частного партнерства заключается на основании типового договора.
3. Договор государственно-частного партнерства заключается в письменной форме. Несоблюдение письменной формы влечет недействительность договора государственно-частного партнерства.
4. Договор государственно-частного партнерства является договором, содержащим элементы различных договоров, предусмотренных гражданским законодательством Республики Казахстан. К отношениям сторон договора государственно-частного партнерства применяются в соответствующих частях положения Гражданского кодекса Республики Казахстан о договорах, элементы которых содержатся в договоре государственно-частного партнерства, если иное не вытекает из настоящего Закона или существа договора государственно-частного партнерства.
Статья 42. Содержание договора государственно-частного
партнерства
1. Договор государственно-частного партнерства должен содержать:
1) сведения об объекте государственно-частного партнерства и имущественных правах (право собственности) на указанный объект на период проекта государственно-частного партнерства, а также переход имущественных прав (права собственности) по окончании проекта государственно-частного партнерства;
2) условия и объемы проведения создания (реконструкции) объекта;
3) источники возмещения затрат и получения доходов сторон;
4) порядок формирования и утверждения тарифов (цен, ставок сборов) на товары (работы, услуги) производимые в рамках проекта государственно-частного партнерства;
5) условие о размерах инвестиций, в том числе инвестиций в основные фонды, сроки, источники и условия финансирования проекта государственно-частного партнерства;
6) виды деятельности (работы (услуги), выполняемые (предоставляемые) по условиям договора государственно-частного партнерства;
7) требования к качеству товаров (работ, услуг);
8) срок действия договора государственно-частного партнерства;
9) права и обязанности сторон;
10) требования по охране окружающей среды и безопасности ведения работ;
11) ответственность сторон;
12) условия изменения и прекращения договора государственно-частного партнерства;
13) местонахождение (юридический адрес) и банковские реквизиты сторон;
14) порядок осуществления контроля за исполнением договора государственно-частного партнерства;
15) критерии оценки выполнения сторонами принятых обязательств, уплата неустойки в случаях их неисполнения или ненадлежащего исполнения;
16) источники финансирования государственно-частного партнерства, возмещения затрат и получения доходов, виды, объемы, сроки и условия предоставления государственной поддержки в случае ее предоставления;
17) распределение рисков между сторонами и описание мероприятий по управлению рисками;
18) условия и сроки перехода бремени содержания имущества, передаваемого по договору государственно-частного партнерства, а также рисков случайной гибели или случайного повреждения указанного имущества;
19) сведения об уполномоченных лицах, представляющих интересы сторон;
20) сроки реализации проекта;
21) права и обязанности лиц, привлекаемых для исполнения договора государственно-частного партнерства;
22) исключительные случаи одностороннего изменения условий договора государственно-частного партнерства и (или) одностороннего отказа от его исполнения;
23) порядок разрешения споров по договору;
24) порядок и сроки возмещения убытков в случае досрочного прекращения договора;
25) порядок назначения оператора (операторов);
26) полное наименование сторон.
2. Договор институционального государственно-частного партнерства помимо условий, предусмотренных в пункте 1 настоящей статьи, содержит:
1) порядок формирования органов компании государственно-частного партнерства;
2) порядок формирования и пополнения уставного капитала компании государственно-частного партнерства;
3) отношения между участниками (акционерами) компании государственно-частного партнерства;
4) порядок разрешения корпоративных споров.
3. Требования к содержанию договоров государственно-частного партнерства по отдельным видам государственно-частного партнерства определяются законодательными актами Республики Казахстан.
Статья 43. Срок договора государственно-частного
партнерства
1. Срок государственно-частного партнерства не может превышать срок реализации проекта государственно-частного партнерства, установленный настоящим Законом.
2. По соглашению сторон государственно-частного партнерства срок действия договора государственно-частного партнерства может быть продлен в пределах срока, установленного настоящим Законом.
3. Срок действия договора государственно-частного партнерства может быть продлен по решению суда, третейского суда Республики Казахстан или международного арбитража (как определено в договоре государственно-частного партнерства) при наличии следующих обстоятельств:
1) задержка в завершении или приостановление проекта государственно-частного партнерства в результате обстоятельств, за которые ни одна из сторон не отвечает;
2) приостановление проекта государственно-частного партнерства в результате действий государственного партнера или государственных органов Республики Казахстан;
3) увеличение расходов в результате предъявления государственным партнером требований, первоначально не предусмотренных в договоре государственно-частного партнерства.
Статья 44. Изменение и расторжение договора
государственно-частного партнерства
1. Договор государственно-частного партнерства может быть изменен по соглашению сторон.
2. Договор государственно-частного партнерства по требованию государственного партнера может быть расторгнут решением суда, третейского суда Республики Казахстан или международного арбитража (как определено в договоре государственно-частного партнерства):
1) в случае, когда имеются основания полагать, что частный партнер не способен осуществить проект государственно-частного партнерства в силу его несостоятельности (банкротства);
2) в интересах общества и государства, в том числе, когда такие действия совершаются в целях обеспечения национальной и экологической безопасности, здравоохранения, нравственности, с соблюдением положений пунктов 4, 5 настоящей статьи.
3. Договор государственно-частного партнерства по требованию частного партнера может быть расторгнут решением суда, третейского суда Республики Казахстан или международного арбитража (как определено в договоре государственно-частного партнерства):
1) в случае, существенного нарушения государственным партнером и/или государственным органом Республики Казахстан обязательств, связанных с договором государственно-частного партнерства;
2) в случае, если исполнение частным партнером его обязательств по договору государственно-частного партнерства существенно затрудняется в результате распоряжений и (или) действий государственного партнера;
3) если затраты на исполнение частным партнером договора государственно-частного партнерства существенно возросли или доходы, которые он получает от такого исполнения, существенно сократилась в результате действий или бездействий государственного партнера или государственных органов Республики Казахстан;
4) в случае существенного изменения обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении договора государственно-частного партнерства, когда обстоятельства изменились настолько, что, если бы стороны могли это разумно предвидеть, договор государственно-частного партнерства вообще не был бы заключен или был бы заключен на значительно отличающихся условиях.
Статья 45. Оборотоспособность прав по договору
государственно-частного партнерства
1. Если иное не установлено законами Республики Казахстан об отдельных видах и формах государственно-частного партнерства, с согласия государственного партнера допускается уступка прав и обязанностей частного партнера по договору государственно-частного партнерства при условии соответствия лица, к которому переходят права и обязанности частного партнера, общим и специальным квалификационным требованиям.
2. Если иное не установлено законами Республики Казахстан об отдельных видах и формах государственно-частного партнерства, частный партнер передает в залог свои права по договору государственно-частного партнерства только с письменного согласия государственного партнера.
Глава 6. Особенности правового регулирования институционального
государственно-частного партнерства
Статья 46. Общие положения об институциональном
государственно-частном партнерстве
1. Для реализации институционального государственно-частного партнерства государственный и частный партнер учреждают новое юридическое лицо либо входят в состав акционеров (участников) существующего юридического лица.
2. Компания государственно-частного партнерства создается и осуществляет свою деятельность в организационно-правовой форме акционерного общества либо товарищества с ограниченной ответственностью, в котором государственный и частный партнер должны в совокупности обладать ста процентами голосующих акций (долей участия в уставном капитале).
3. Исключительной целью деятельности компании государственно-частного партнерства является реализация проекта государственно-частного партнерства.
4. Компания государственно-частного партнерства обладает специальной правоспособностью и может осуществлять лишь деятельность, направленную на реализацию проекта государственно-частного партнерства или способствующую такой реализации.
Компания государственно-частного партнерства создается на срок реализации проекта государственно-частного партнерства, после чего подлежит ликвидации, если иное не предусмотрено договором государственно-частного партнерства.
5. Деятельность компании государственно-частного партнерства регулируется законодательством об акционерных обществах и товариществах с ограниченной ответственностью в части, не урегулированной настоящим Законом.
6. Выделение денег из государственного бюджета для участия в уставном капитале компании государственно-частного партнерства осуществляется в соответствии с бюджетным законодательством Республики Казахстан.
Статья 47. Договор государственно-частного партнерства при
реализации институционального
государственно-частного партнерства
1. Институциональное государственно-частное партнерство осуществляется на основании и в соответствии с договором государственно-частного партнерства.
2. В случае, если компания государственно-частного партнерства создается в организационно-правовой форме товарищества с ограниченной ответственностью, стороны государственно-частного партнерства вправе заключить договор государственно-частного партнерства в рамках учредительного договора товарищества с ограниченной ответственностью.
3. В случае, если компания государственно-частного партнерства создается в организационно-правовой форме акционерного общества, отношения между акционерами компании государственно-частного партнерства, а также их отношения с органами компании государственно-частного партнерства регулируются договором государственно-частного партнерства.
Статья 48. Устав компании государственно-частного
партнерства
1. Устав компании государственно-частного партнерства должен содержать сведение, что юридическое лицо действует в целях реализации проекта государственно-частного партнерства, с указанием наименования проекта.
Положения устава компании государственно-частного партнерства не должны противоречить договору государственно-частного партнерства.
2. В случае противоречий между договором государственно-частного партнерства и уставом компании государственно-частного партнерства должны применяться условия:
1) договора государственно-частного партнерства, если они относятся к внутренним отношениям между государственным партнером и частным партнером;
2) устава, если их применение может иметь значение для отношений компании государственно-частного партнерства с третьими лицами.
Статья 49. Корпоративные отношения в рамках компании
государственно-частного партнерства
1. Корпоративные отношения частного партнера и государственного партнера в рамках компании государственно-частного партнерства регулируются договором государственно-частного партнерства.
Отчуждение, залог или иное обременение государственным партнером принадлежащих ему голосующих акций (доли участия) компании государственно-частного партнерства в пользу третьих лиц допускаются только с согласия частного партнера.
Отчуждение, залог или иное обременение частным партнером принадлежащих ему голосующих акций (доли участия) компании государственно-частного партнерства в пользу третьих лиц допускаются только с согласия государственного партнера.
2. Условия и порядок прекращения участия в компании государственно-частного партнерства могут быть определены в договоре государственно-частного партнерства, а также ее уставе.
3. Договором государственно-частного партнерства может быть предусмотрена передача (возмездная или безвозмездная) частным
партнером государственному партнеру или государственным партнером частному партнеру права собственности на принадлежащие ему
голосующие акции (доли участия) компании государственно-частного партнерства.
4. Не допускаются без согласия государственного и частного партнеров:
1) увеличение уставного капитала компании государственно-частного партнерства или внесение изменений в ее устав, за исключением изменений, обязательное внесение которых предусмотрено законодательством Республики Казахстан;
2) выпуск компанией государственно-частного партнерства облигаций и иных ценных бумаг;
3) реорганизация и ликвидация компании государственно-частного партнерства;
4) совершение иных действий, в отношении которых договором государственно-частного партнерства или уставом компании государственно-частного партнерства предусмотрено получение согласия государственного партнера.
5. Порядок предоставления согласия в случаях, указанных в настоящей статье, должен быть определен договором государственно-частного партнерства или ее уставом.
Глава 7. Особенности правового регулирования отдельных видов
государственно-частного партнерства
Статья 50. Особенности правового регулирования концессии
1. Планирование и осуществление бюджетных инвестиций посредством софинансирования концессионных проектов осуществляются в соответствии с Бюджетным кодексом Республики Казахстан.
2. Проведение конкурсного отбора концессионных заявок, государственная поддержка концессионеров, регулирование отношений, возникающих в процессе заключения, исполнения и прекращения договоров концессии, осуществляются в соответствии с Законом Республики Казахстан «О концессиях».
3. Концессия с применением проектного финансирования регулируется и осуществляется с соблюдением требований, предусмотренных Законом Республики Казахстан «О проектном финансировании и секьюритизации».
Статья 51. Особенности правового регулирования
государственно-частного партнерства в
инновациях
1. Договор о государственно-частном партнерстве в инновациях направлен на достижение следующих задач:
1) разработка новой технологии, нового технологического процесса, нового технического регламента и их усовершенствование;
2) изготовление опытного образца, опытно конструкторской установки, проведение испытаний (включая опытно-промышленные испытания), исследований (включая лабораторные исследования);
3) организация мелкосерийного производства (опытно-промышленного производства) и реализация научно-технических проектов (включая создание старт-ап компаний).
2. Договор о государственно-частном партнерстве в инновациях должен в обязательном порядке предусматривать вопросы оценки (переоценки) исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности, связанные с проектов государственно-частного партнерства.
3. Конкурсная комиссия по выбору частного партнера, должностные лица государственных органов и другие заинтересованные лица рассматривают документы, представленные участниками конкурса по государственно-частному партнерству в инновациях с учетом обеспечения защиты коммерческой и иной охраняемой законом тайны.
Статья 52. Особенности правового регулирования
государственно-частного партнерства в сфере
недропользования
Отношения, связанные с реализацией проектов государственно-частного партнерства в сфере недропользования, регулируются настоящим Законом и Законом Республики Казахстан «О недрах и недропользовании».
Статья 53. Особенности правового регулирования
государственно-частного партнерства в
специальных экономических зонах
1. Государственно-частное партнерство в специальных экономических зонах реализуется на основе статьи 7 настоящего Закона и направлено на достижение следующих целей:
1) создание (реконструкция) и/или эксплуатация объектов инфраструктуры специальной экономической зоны;
2) привлечение участников специальной экономической зоны.
2. В качестве государственного партнера при реализации проекта государственно-частного партнерства на территории специальной экономической зоны выступает орган управления специальной экономической зоны.
При этом, орган управления специальной экономической зоны согласовывает свое решение об участии в проектах государственно-частного партнерства с уполномоченным органом, осуществляющим государственное регулирование в сфере создания, функционирования и упразднения специальных экономических зон, и органом, владеющим контрольным пакетом акций.
3. Орган управления специальной экономической зоны выступает организатором конкурса по выбору частного партнера.
4. Заключение договора государственно-частного партнерства является основанием для признания частного партнера участником специальной экономической зоны и осуществления им деятельности на территории специальной экономической зоны по строительству и эксплуатации объектов инфраструктуры.
Глава 8. Заключительные положения
Статья 54. Разрешение споров
1. Споры, связанные с договором государственно-частного
партнерства, разрешаются в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан и договором государственно-частного
партнерства.
Споры, связанные с исполнением и прекращением договора государственно-частного партнерства, разрешаются путем переговоров в соответствии с требованиями законодательства Республики Казахстан и согласованными в договоре государственно-частного партнерства процедурами разрешения споров.
2. Споры, связанные с порядком выбора частных партнеров, разрешаются в судах Республики Казахстан.
Статья 55. Налогообложение государственно-частного
партнерства
Налогообложение государственно-частного партнерства осуществляется в соответствии с положениями налогового законодательства Республики Казахстан.
Статья 56. Ответственность за нарушение законодательства
Республики Казахстан о государственно-частном
партнерстве
Нарушение законодательства Республики Казахстан о государственно-частном партнерстве влечет ответственность, установленную законами Республики Казахстан.
Статья 57. Заключительные положения
Настоящий Закон вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.
Президент
Республики Казахстан