Правительство Республики Казахстан ПОСТАНОВЛЯЕТ:
внести на рассмотрение Мажилиса Парламента Республики Казахстан проект Закона Республики Казахстан «О судебно-экспертной деятельности в Республике Казахстан».
Проект
ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
О судебно-экспертной деятельности в Республике Казахстан
Настоящий Закон регулирует общественные отношения по осуществлению судебно-экспертной деятельности в Республике Казахстан, а также определяет правовое положение (статус), материальное обеспечение и социальную защиту судебных экспертов органов судебной экспертизы.
Глава 1. Общие положения
Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем
Законе
В настоящем Законе используются следующие основные понятия:
1) судебно-экспертная деятельность — деятельность органов судебной экспертизы и судебных экспертов по организации и производству судебной экспертизы и их научно-методическому обеспечению;
2) орган судебной экспертизы - государственное юридическое лицо, осуществляющее судебно-экспертную деятельность в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан;
3) аккредитация органа судебной экспертизы - процедура официального признания органом по аккредитации компетентности органа судебной экспертизы (или его отдельных структурных подразделений) в сфере судебно-экспертной деятельности, осуществляемая в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан;
4) судебная экспертиза - исследование материалов уголовного, гражданского дела или дела об административном правонарушении, проводимое на основе специальных научных знаний, в целях установления фактических данных, имеющих значение для его разрешения;
5) предмет судебной экспертизы - фактические данные, имеющие значение для разрешения уголовного, гражданского дела либо дела об административном правонарушении, устанавливаемые-путем производства судебной экспертизы;
6) заключение эксперта — письменный документ, оформленный в соответствии с требованиями законодательства Республики Казахстан, отражающий ход и результаты судебно-экспертного исследования;
7) судебный эксперт — не заинтересованное в исходе дела лицо, обладающее специальными научными знаниями, соответствующее требованиям настоящего Закона;
8) специальные научные знания - система знаний и практических навыков в области конкретной науки, техники, искусства или ремесла, приобретаемые путем специальной подготовки и (или) профессионального опыта и реализованные в методиках судебно-экспертных исследований, либо общенаучных и специальных методах познания;
9) квалификация судебного эксперта - комплекс знаний, умений и навыков, приобретенных лицом, имеющим профессиональное образование, путем целенаправленной подготовки в целях исследования объектов экспертизы определенного вида;
10) аттестация судебных экспертов — периодически осуществляемая процедура по определению уровня профессиональной и квалификационной подготовки, деловых качеств, установлению квалификационных категорий (разрядов) судебных экспертов;
11) метод судебно-экспертного исследования - система логических и (или) инструментальных операций (способов, приемов), применяемых при изучении объектов судебной экспертизы для установления фактических данных, относящихся к предмету судебной экспертизы;
12) методика судебно-экспертного исследования - система методов, применяемых при изучении объектов судебной экспертизы для установления фактических данных, относящихся к предмету судебной экспертизы;
13) валидация (оценка пригодности) методов и методик - документированное подтверждение, проводимое путем исследования и предоставления объективных доказательств выполнения требований, предназначенных для конкретного использования или применения;
14) объекты судебной экспертизы - вещественные доказательства, документы, тело человека, состояние психики человека, трупы, животные, образцы, а также относящиеся к предмету судебной экспертизы сведения, содержащиеся в материалах дела, по которому производится судебная экспертиза;
15) образцы для сравнительного исследования - объекты материального мира, отображающие свойства и особенности живого человека, трупа, животного, предмета, документа, вещества, материала, а также технологии, информационные массивы, системы, пробы, необходимые для проведения судебно-экспертного исследования и дачи заключения эксперта;
16) повреждение (уничтожение) объекта исследования (его части) — изменение свойств и состояния объекта исследования в результате применения физических, химических, биологических методов при проведении исследований;
17) медицинский стационар - медицинская организация, а равно отделение медицинской организации, оказывающие медицинскую помощь в стационарных условиях;
18) психиатрический стационар - психиатрическая медицинская организация, а равно психиатрическое отделение медицинской организации, оказывающие психиатрическую помощь в стационарных условиях;
19) лицензия на занятие судебно-экспертной деятельностью — разрешение, выдаваемое физическому лицу Министерством юстиции Республики Казахстан на занятие судебно-экспертной деятельностью.
Статья 2. Правовая основа судебно-экспертной деятельности
1. Правовую основу судебно-экспертной деятельности составляют Конституция Республики Казахстан, Уголовно-процессуальный и Гражданский процессуальный кодексы Республики Казахстан, Кодекс Республики Казахстан об административных правонарушениях, настоящий Закон и иные нормативные правовые акты Республики Казахстан.
2. Если международным договором, ратифицированным Республикой Казахстан, установлены иные правила, чем те, которые содержатся в настоящем Законе, то применяются правила международного договора.
Статья 3. Задача судебно-экспертной деятельности
Задачей судебно-экспертной деятельности является оказание содействия органу (лицу), ведущему уголовный процесс, следственному судье, суду, органу (должностному лицу), уполномоченному рассматривать дела об административных правонарушениях, прокурору, нотариусу в установлении фактических данных, подлежащих доказыванию по конкретному делу, посредством разрешения вопросов, требующих специальных научных знаний.
Статья 4. Содержание судебно-экспертной деятельности
Содержание судебно-экспертной деятельности включает:
1) производство судебной экспертизы по уголовным, гражданским делам, делам об административных правонарушениях в соответствии с перечнем видов и специальностей судебно-экспертных исследований, утвержденным Министерством юстиции Республики Казахстан;
2) организацию научных исследований в области судебной экспертизы, научно-методического и информационного обеспечения. судебной экспертизы;
3) подбор, специальную профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации судебных экспертов;
4) международное сотрудничество в области судебной экспертизы.
Статья 5. Принципы судебно-экспертной деятельности
Судебно-экспертная деятельность основывается на принципах:
1) законности;
2) соблюдения прав, свобод и законных интересов человека и гражданина, прав и законных интересов юридического лица;
3) независимости судебного эксперта;
4) объективности, научной обоснованности, всесторонности и полноты судебно-экспертных исследований;
5) допустимости использования необходимых научно-технических средств и методов при проведении судебно-экспертных исследований;
6) соблюдения профессиональной этики судебного эксперта.
Статья 6. Соблюдение законности при осуществлении
судебно-экспертной деятельности
Судебно-экспертная деятельность осуществляется при условии точного исполнения требований Конституции Республики Казахстан и иных нормативных правовых актов, составляющих правовую основу этой деятельности.
Статья 7. Соблюдение прав, свобод и законных интересов
человека и гражданина, прав и законных
интересов юридического лица при осуществлении
судебно-экспертной деятельности
1. Судебно-экспертная деятельность осуществляется при соблюдении прав, свобод и законных интересов человека и гражданина, прав и законных интересов юридического лица в соответствии с Конституцией, законами Республики Казахстан, общепризнанными принципами и нормами международного права.
2. Судебно-экспертные исследования, требующие временного ограничения прав и свобод лица, проводятся только на основаниях и в порядке, установленных законом.
3. Лицо, полагающее, что действия (бездействие) органа судебной экспертизы или судебного эксперта привели к ограничению прав, свобод и законных интересов человека и гражданина либо прав и законных интересов юридического лица, вправе обжаловать указанные действия (бездействие) в порядке, установленном законодательными актами Республики Казахстан.
Статья 8. Независимость судебного эксперта
1. При производстве судебной экспертизы судебный эксперт независим от органа (лица), назначившего судебную экспертизу, руководителя органа судебной экспертизы и других лиц, заинтересованных в исходе дела.
2. Судебный эксперт выносит заключение, основываясь на результатах проведенных исследований, в соответствии со своими специальными знаниями.
3. Судебный эксперт самостоятелен в выборе средств и методов исследования, при этом выбранные им средства и методы не должны противоречить законам Республики Казахстан.
4. Неправомерное воздействие на судебного эксперта и воспрепятствование его законной деятельности недопустимы и влекут ответственность, установленную законом.
Статья 9. Объективность, научная обоснованность,
всесторонность и полнота судебно-экспертных
исследований
1. Судебный эксперт проводит исследования объективно, всесторонне и в полном объеме на строго научной и (или) практической основе в пределах соответствующей экспертной специальности.
2. Заключение эксперта должно основываться на положениях, дающих возможность проверить обоснованность и достоверность сделанных выводов, на базе общепринятых научных и практических данных.
Статья 10. Допустимость использования необходимых
научно-технических средств, методов и методик
при проведении судебно-экспертных исследований
1. Применение при производстве судебно-экспертных исследований научно-технических средств и методик допускается, если они отвечают принципам законности, научной состоятельности, эффективны, безопасны и включены в Государственный реестр методик судебно-экспертных исследований Республики Казахстан.
2. Допускается применение общеизвестных, широко используемых в практике методов, методических материалов судебной экспертизы, не требующих валидации и не включенных в Государственный реестр методик судебно-экспертных исследований Республики Казахстан, научное обоснование которого приводится в тексте заключения эксперта.
Глава 2. Государственное регулирование в сфере
судебно-экспертной деятельности.
Статья 11. Компетенция Министерства юстиции Республики
Казахстан
К компетенции Министерства юстиции Республики Казахстан относятся:
1) реализация государственной политики в области судебно- экспертной деятельности;
2) осуществление государственного контроля в области судебно-экспертной деятельности;
3) разработка и утверждение перечня видов судебных экспертиз;
4) разработка и утверждение правил обращения с объектами судебной экспертизы;
5) разработка и утверждение правил разработки, апробирования и внедрения методик судебно-экспертных исследований;
6) разработка и утверждение регламента по проведению оценки пригодности (валидации) методов и методик в судебно-экспертной деятельности;
7) разработка и утверждение правил формирования, ведения и использования Государственного реестра методик судебно-экспертных исследований Республики Казахстан;
8) ведение Государственного реестра методик судебно-экспертных исследований Республики Казахстан;
9) разработка и утверждение стандартов и требований к специально оснащенным помещениям для производства судебной экспертизы;
10) разработка и утверждение правил организации и производства судебных экспертиз и исследований, оформления результатов судебной экспертизы, исследований и сообщения о невозможности дать заключение;
11) разработка и утверждение общих критериев определения категорий сложности судебных экспертиз, порядка исчисления сроков производства судебных экспертиз в зависимости от категории их сложности, а также оснований и порядка приостановления и продления срока производства судебной экспертизы;
12) разработка и утверждение правил организации производства комплексных экспертиз, порученных разным государственным органам;
13) разработка и утверждение нормативов нагрузки судебных экспертов органов судебной экспертизы;
14) разработка и утверждение правил первоначальной профессиональной подготовки судебных экспертов;
15) разработка и утверждение правил приема квалификационных экзаменов для присвоения квалификации судебного эксперта;
16) осуществление приема квалификационных экзаменов на право производства судебных экспертиз определенного вида судебной экспертизы;
17) разработка и утверждение правил аттестации судебных экспертов;
18) разработка и утверждение правил формирования, ведения и использования Государственного реестра судебных экспертов Республики Казахстан;
19) ведение Государственного реестра судебных экспертов Республики Казахстан;
20) разработка и утверждение положения об аттестации и состава комиссии по проведению аттестации судебных экспертов;
21) Проведение аттестации судебных экспертов;
22) разработка и утверждение порядка и условий лицензирования судебно-экспертной деятельности;
23) разработка и утверждение положения о комиссии по лицензированию и ее состава;
24) осуществление лицензирования и разрешительного контроля за судебно-экспертной деятельностью;
25) разработка и утверждение правил и порядка присвоения квалификационных категорий судебно-медицинских и судебно-наркологических экспертов;
26) разработка и утверждение правил возмещения расходов, связанных с производством судебной экспертизы;
27) разработка и утверждение кодекса профессиональной этики судебного эксперта.
Министерство юстиции Республики Казахстан выполняет иные функции, возложенные на него Конституцией Республики Казахстан, настоящим Законом, иными законами Республики Казахстан, актами Президента и Правительства Республики Казахстан.
Статья 12. Компетенция уполномоченного органа в области
здравоохранения
К компетенции уполномоченного органа в области здравоохранения относятся:
1) разработка и утверждение порядка и условий лицензирования судебно-психиатрической экспертной деятельности;
2) разработка и утверждение стандартов и требований к специально оснащенным помещениям для производства судебно-психиатрической экспертизы;
3) разработка и утверждение правил присвоения квалификационных категорий судебно-психиатрических экспертов;
4) разработка и утверждение перечня видов судебных экспертиз в области здравоохранения;
5) разработка и утверждение нормативов нагрузки судебно-психиатрических экспертов;
6) разработка и утверждение правил специальной профессиональной подготовки судебно-психиатрических экспертов;
7) разработка и утверждение правил приема квалификационных экзаменов для присвоения квалификации судебно-психиатрических экспертов;
8) осуществление приема квалификационных экзаменов на право производства судебно-психиатрических экспертиз;
9) разработка и утверждение положения об аттестации и состава комиссии по проведению аттестации судебных экспертов;
10) проведение аттестации судебно-психиатрических экспертов;
11) разработка и утверждение правил деятельности и состава комиссии по лицензированию деятельности судебно-психиатрических экспертов;
12) осуществление лицензирования и разрешительного контроля за судебно-психиатрической экспертной деятельностью;
13) разработка и утверждение правил организации и производства судебно-психиатрической экспертизы, оформления результатов судебной экспертизы, в том числе комиссионной, комплексной, дополнительной и повторной экспертиз, структуры и содержания сообщения о невозможности дать заключение;
14) разработка и утверждение общих критериев определения порядка исчисления сроков производства судебно-психиатрической экспертизы в зависимости от категории ее сложности, а также оснований и порядка приостановления и продления срока производства судебной экспертизы;
15) разработка и утверждение правил разработки, апробирования и внедрения методик судебно-психиатрических экспертных исследований.
Статья 13. Органы судебной экспертизы
1. К органам судебной экспертизы относятся:
1) органы судебной экспертизы Министерства юстиции Республики Казахстан, в полномочия которых входит, в том числе проведение судебно- медицинской и судебно-наркологической экспертиз;
2) специализированные психиатрические организации уполномоченного органа в области здравоохранения и местных органов государственного управления здравоохранения.
2. Компетентность органов судебной экспертизы (подразделений) подтверждается аккредитацией в сфере судебно-экспертной деятельности, осуществляемой в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан.
Глава 3. Судебный эксперт. Лицензирование
судебно-экспертной деятельности
Статья 14. Судебный эксперт
1. Судебный эксперт должен обладать специальными научными знаниями.
2. Производство судебной экспертизы может быть поручено:
1) сотрудникам органов судебной экспертизы;
2) физическим лицам, осуществляющим судебно-экспертную деятельность на основании лицензии;
3) в разовом порядке иным лицам в случаях, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи.
3. Производство экспертизы в разовом порядке может быть поручено в случаях:
1) назначения судебной экспертизы, не предусмотренной перечнем видов судебных экспертиз, установленным Министерством юстиции Республики Казахстан или уполномоченным органом в области здравоохранения;
2) удовлетворения отвода всем судебным экспертам соответствующей специальности, являющимся сотрудниками органов судебной экспертизы, а также осуществляющим судебно-экспертную деятельность на основании лицензии, либо мотивированного отстранения от производства судебной экспертизы органа судебной экспертизы в целом;
3) привлечения судебного эксперта иностранного государства в соответствии со статьей 58 настоящего Закона.
4. Судебный эксперт может быть допрошен только по данному им заключению и лично проведенным исследованиям, а также в случаях, предусмотренных процессуальным законодательством Республики Казахстан.
5. Судебным экспертом не может являться лицо, признанное в судебном порядке ограниченно дееспособным или недееспособным либо имеющее непогашенную или неснятую судимость.
В течение трех лет со дня соответствующего юридического факта судебным экспертом не может быть лицо:
1) судимость которого погашена или снята в установленном законом порядке;
2) освобожденное от уголовной ответственности по основаниям, предусмотренным пунктами 3, 4, 9 и 12 части первой статьи 35 Уголовно-процессуального кодекса Республики Казахстан за совершение тяжких или особо тяжких преступлений;
3) уволенное по отрицательным мотивам с государственной службы, из правоохранительных органов, судов, органов судебной экспертизы;
4) лишенное лицензии на занятие судебно-экспертной деятельностью.
Статья 15. Требования, предъявляемые к судебному эксперту
1. Лица, указанные в подпунктах 1) и 2) пункта 2 статьи 14, должны отвечать следующим требованиям:
1) обладать гражданством Республики Казахстан;
2) иметь высшее образование, обладать необходимым уровнем профессиональной подготовки и соответствовать квалификационным требованиям, установленным для конкретного рода (вида) судебной экспертизы;
3) иметь квалификацию судебного эксперта, подтверждаемую квалификационным свидетельством на право производства определенного вида судебной экспертизы;
4) быть аттестованным и внесенным в Государственный реестр судебных экспертов Республики Казахстан.
2. Лица, претендующие на получение квалификационного свидетельства на право производства определенного вида судебной экспертизы, должны пройти первоначальную профессиональную подготовку.
Статья 16. Присвоение квалификации судебного эксперта
1. Присвоение квалификации судебного эксперта осуществляется путем сдачи им квалификационного экзамена с выдачей квалификационного свидетельства судебного эксперта на право производства определенного вида судебной экспертизы.
2. Прием квалификационного экзамена и выдача квалификационного свидетельства судебного эксперта на право производства определенного вида судебной экспертизы осуществляются квалификационными комиссиями Министерства юстиции Республики Казахстан или уполномоченного органа в области здравоохранения.
3. Порядок приема квалификационного экзамена для присвоения квалификации судебного эксперта и состав квалификационной комиссии определяются Министерством юстиции Республики Казахстан или уполномоченным органом в области здравоохранения.
Статья 17. Аттестация судебного эксперта
1. Судебные эксперты, являющиеся сотрудниками органов судебной экспертизы, а также физические лица, осуществляющие судебно-экспертную деятельность на основании лицензии на занятие судебно-экспертной деятельностью, в целях подтверждения их профессионального уровня один раз в пять лет проходят аттестацию, проводимую аттестационными комиссиями Министерства юстиции Республики Казахстан или уполномоченного органа в области здравоохранения. Первая аттестация проводится через пять лет после присвоения квалификации судебному эксперту, последующие аттестации должны быть проведены не позднее трех месяцев до дня наступления указанного срока.
При процессуальных, методических и организационных нарушениях, повлекших за собой производство повторных экспертиз, вынесение частных постановлений (определений) органа, ведущего уголовный процесс, следственного судьи, суда, органа (должностного лица), в производстве которого находится дело об административном правонарушении, прокурора, а также наличии отрицательных рецензий на заключения эксперта проводится его внеочередная аттестация.
2. Правила деятельности и состав аттестационных комиссий, а также порядок проведения аттестации судебного эксперта, в том числе внеочередной, определяются Министерством юстиции Республики Казахстан или уполномоченным органом в области здравоохранения.
Статья 18. Порядок и условия выдачи, отказа в выдаче
лицензии на занятие судебно-экспертной
деятельностью
1. Лицензия на занятие судебно-экспертной деятельностью выдается физическим лицам.
2. Порядок и условия выдачи, отказа в выдаче лицензии на занятие судебно-экспертной деятельностью устанавливаются законодательством Республики Казахстан о разрешениях и уведомлениях.
3. Контроль за деятельностью лиц, осуществляющих судебно-экспертную деятельность на основании лицензии, осуществляет Министерство юстиции Республики Казахстан или уполномоченный орган в области здравоохранения.
Контроль осуществляется в форме проверки и иных формах контроля, установленных Законом Республики Казахстан «О разрешениях и уведомлениях».
Статья 19. Приостановление, возобновление, прекращение
действия и лишение лицензии на занятие
судебно-экспертной деятельностью
1. Порядок, основания и условия приостановления, возобновления, прекращения действия и лишения лицензии на занятие судебно-экспертной деятельностью устанавливаются законами Республики Казахстан.
2. Помимо общих оснований, предусмотренных законодательством Республики Казахстан о разрешениях и уведомлениях, действие лицензии на занятие судебно-экспертной деятельностью физического лица приостанавливается на период:
1) нахождения его на государственной службе;
2) исполнения им полномочий депутата Парламента Республики Казахстан, депутата маслихата, осуществляющего свою деятельность на освобожденной основе, оплачиваемую за счет бюджетных средств;
3) работы в должности судебного эксперта в органах судебной экспертизы;
4) прохождения срочной воинской службы;
5) с момента утверждения прокурором обвинительного акта в отношении судебного эксперта по уголовному делу;
6) несообщения лицом в течение месяца в Министерство юстиции Республики Казахстан сведений об изменении им фамилии, имени, отчества;
7) непрохождения лицом очередной аттестации в установленные законом сроки.
При устранении причин, послуживших основанием для приостановления лицензии, действие лицензии возобновляется.
3. Помимо общих оснований, предусмотренных законодательством Республики Казахстан о разрешениях и уведомлениях, прекращение действия лицензии на занятие судебно-экспертной деятельностью физического лица осуществляется Министерством юстиции Республики Казахстан или уполномоченным органом в области здравоохранения в случаях:
1) утраты лицом гражданства Республики Казахстан;
2) смерти лица;
3) признания лица по вступлению в законную силу решения суда недееспособным или ограниченно дееспособным, умершим либо безвестно отсутствующим;
4) освобождения лица от уголовной ответственности по основаниям, предусмотренным пунктами 3, 4, 9 и 12 части первой статьи 35 Уголовно-процессуального кодекса Республики Казахстан за совершение тяжких или особо тяжких преступлений;
5) вступления в законную силу обвинительного приговора суда в отношении лица.
4. Помимо общих оснований, предусмотренных законодательством Республики Казахстан об административных правонарушениях, о разрешениях и уведомлениях, лишение лицензии на занятие судебно-экспертной деятельностью физического лица осуществляется в судебном порядке по иску Министерства юстиции Республики Казахстан или уполномоченного органа в области здравоохранения в случаях:
1) неоднократного нарушения лицом законодательства Республики Казахстан при осуществлении судебно-экспертной деятельности;
2) невозможности исполнения лицом обязанностей судебного эксперта вследствие недостаточного уровня профессиональной подготовки, подтвержденного результатами аттестации;
3) уклонения лица от прохождения аттестации.
Лишение лицензии на занятие судебно-экспертной деятельностью влечет прекращение ее действия.
5. Действие лицензии приостанавливается, возобновляется и прекращается лицензиаром на основании материалов, представленных комиссией по лицензированию судебно-экспертной деятельности Министерства юстиции Республики Казахстан или уполномоченного органа в области здравоохранения, за исключением случаев, указанных в пункте 4 настоящей статьи.
О принятом решении в течение трех рабочих дней уведомляется физическое лицо, действие лицензии которого приостановлено, возобновлено или прекращено, и в течение пяти рабочих дней соответствующие сведения вносятся в Государственный реестр судебных экспертов Республики Казахстан.
Статья 20. Государственный реестр судебных экспертов
Республики Казахстан
1. Сведения о судебных экспертах, являющихся сотрудниками органов судебной экспертизы, а также физических лицах, обладающих лицензией на занятие судебно-экспертной деятельностью, вносятся в Государственный реестр судебных экспертов Республики Казахстан, правила формирования и использования которого устанавливаются Министерством юстиции Республики Казахстан.
2. Орган, ведущий уголовный процесс, следственный судья, суд, орган (должностное лицо), в производстве которого находится дело об административном правонарушении, прокурор, нотариус поручают производство судебной экспертизы судебному эксперту, сведения о котором внесены в Государственный реестр судебных экспертов Республики Казахстан, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 3 статьи 14 настоящего Закона.
Глава 4. Палата судебных экспертов Республики Казахстан
Статья 21. Палата судебных экспертов Республики Казахстан
1. Палата судебных экспертов Республики Казахстан является некоммерческой профессиональной самофинансируемой организацией, создаваемой для защиты прав и законных интересов членов палаты, а также координации их деятельности.
2. Членами Палаты судебных экспертов могут быть физические лица, осуществляющие судебно-экспертную деятельность на основании лицензии.
3. Членство в Палате судебных экспертов является обязательным.
4. Палата судебных экспертов Республики Казахстан является юридическим лицом и подлежит регистрации в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан.
Статья 22. Устав палаты судебных экспертов Республики
Казахстан
1. Устав Палаты судебных экспертов Республики Казахстан должен предусматривать:
1) наименование, цели и основные виды деятельности;
2) ее права и обязанности;
3) условия и порядок приобретения, приостановления и утраты членства;
4) права, обязанности и ответственность членов;
5) порядок формирования, функции и сроки полномочий руководящих органов;
6) источники образования имущества и порядок использования имущества и доходов;
7) порядок осуществления координации деятельности ее членов;
8) порядок внесения изменений и дополнений в устав;
9) порядок реорганизации и ликвидации палаты, судьбу имущества при ликвидации.
2. Устав Палаты судебных экспертов Республики Казахстан может содержать также и иные положения, не противоречащие законам Республики Казахстан.
Статья 23. Полномочия Палаты судебных экспертов
Республики Казахстан
1. Деятельность Палаты судебных экспертов Республики Казахстан определяется настоящим Законом, ее уставом.
2. Палата судебных экспертов Республики Казахстан:
1) оказывает содействие членам палаты в осуществлении профессиональной деятельности в области судебной экспертизы, направленное на развитие и совершенствование судебно-экспертной деятельности;
2) осуществляет координацию деятельности лиц, имеющих лицензию на занятие судебно-экспертной деятельностью;
3) представляет и защищает права и законные интересы членов палаты при осуществлении ими профессиональной деятельности в их отношениях с государственными и негосударственными организациями, в том числе иностранными и международными;
4) оказывает содействие в организации обучения и повышении квалификации членов палаты;
5) оказывает методическую помощь в специальной профессиональной подготовке лиц, претендующих на получение лицензии на осуществление судебно-экспертной деятельности, повышении их квалификации, а также прохождении аттестации;
6) разрабатывает методические материалы по вопросам судебной экспертизы;
7) вносит представление о приостановлении, прекращении действия и лишении лицензии на занятие судебно-экспертной деятельностью;.
8) рассматривает жалобы и заявления физических и юридических лиц на нарушение профессиональных обязанностей и этики членами палаты;
9) участвует в законопроектной деятельности Министерства юстиции Республики Казахстан по вопросам судебной экспертизы;
10) содействует развитию международного сотрудничества в сфере судебной экспертизы, установлению деловых связей с отечественными и зарубежными профессиональными объединениями в этой сфере;
11) осуществляет иную деятельность, не противоречащую законодательству Республики Казахстан и международным договорам.
3. Палата судебных экспертов Республики Казахстан при рассмотрении вопроса о законности совершения действий (бездействий) физическим лицом, осуществляющим судебно-экспертную деятельность на основании лицензии, вправе истребовать от него представления сведений о проведенных судебно-экспертных исследованиях, а в необходимых случаях - личных объяснений, в том числе по вопросам несоблюдения профессиональной этики.
Глава 5. Права и обязанности руководителя органа судебной
экспертизы и судебного эксперта
Статья 24. Права руководителя органа судебной экспертизы
1. Руководитель органа судебной экспертизы вправе:
1) возвратить органу (лицу), назначившему судебную экспертизу, без исполнения постановление, определение о назначении судебной экспертизы и представленные на исследование объекты с указанием соответствующих мотивов в случаях, если:
материалы, представленные для производства судебной экспертизы, не соответствуют требованиям закона;
в данном органе судебной экспертизы отсутствует судебный эксперт, обладающий необходимыми специальными научными знаниями;
материально-техническая база данного органа судебной экспертизы не позволяет производить необходимые судебно-экспертные исследования;
обстоятельства, явившиеся основанием для приостановления производства судебной экспертизы, в течение срока, установленного настоящим законом, не устранены;
2) для обеспечения полноты исследования самостоятельно принимать решение о проведении комиссионной, комплексной экспертизы по представленным в соответствии с постановлением, определением о назначении судебной экспертизы материалам, организовать ее производство;
3) ходатайствовать перед органом (лицом), назначившим судебную экспертизу, о привлечении судебного эксперта иностранного государства;
4) заявлять перед органом (лицом), назначившим судебную экспертизу, мотивированное ходатайство о продлении срока производства судебной экспертизы.
Руководитель органа судебной экспертизы имеет также иные права, предусмотренные законодательством.
2. Руководитель органа судебной экспертизы не вправе:
1) самостоятельно истребовать объекты, необходимые для производства судебной экспертизы;
2) без согласования с органом (лицом), назначившим, судебную экспертизу, привлекать к ее производству лиц, не являющихся сотрудниками данного органа судебной экспертизы;
3) давать судебному эксперту указания, предрешающие содержание выводов по конкретной судебной экспертизе.
Статья 25. Обязанности руководителя органа судебной
экспертизы
Руководитель органа судебной экспертизы обязан:
1) при получении постановления, определения о назначении судебной экспертизы и объектов исследования поручить производство конкретному судебному эксперту или комиссии судебных экспертов данного органа судебной экспертизы с учетом требований закона;
2) не нарушая принципа независимости судебного эксперта, обеспечить контроль за соблюдением срока производства судебной экспертизы, всесторонностью, полнотой и научной обоснованностью проводимых исследований, сохранностью объектов судебной экспертизы;
3) по окончании исследований выдать (направить) заключение судебного эксперта, объекты исследований и другие материалы, представленные на исследование, органу (лицу), назначившему судебную экспертизу;
4) не разглашать сведения, которые стали ему известны в связи с организацией производства судебной экспертизы;
5) обеспечить условия, необходимые для проведения исследований и сохранности представленных объектов и других материалов.
Статья 26. Права судебного эксперта
1. Судебный эксперт имеет право:
1) знакомиться с материалами дела, относящимися к предмету судебной экспертизы;
2) заявлять ходатайства в случаях:
необходимости представления ему объектов исследования, необходимых для дачи заключения;
необходимости получения разрешения на повреждение объекта исследования при проведении исследований и дачи заключения, в случае, если указанное разрешение не содержится в постановлении, определении о назначении судебной экспертизы;
необходимости включения в состав комиссии судебных экспертов лиц, не являющихся сотрудниками органа судебной экспертизы, если их специальные знания необходимы для дачи заключения;
3) участвовать в производстве процессуальных действий и судебном заседании с разрешения органа, ведущего уголовный процесс, следственного судьи, суда, органа (должностного лица), в производстве которого находится дело об административном правонарушении, и задавать участвующим в них лицам вопросы, относящиеся к предмету судебной экспертизы;
4) знакомиться с протоколом процессуального действия, в котором он участвовал, а также в соответствующей части с протоколом судебного заседания и делать подлежащие внесению в них замечания относительно полноты и правильности фиксации его действий и показаний;
5) по согласованию с органом, назначившим экспертизу, давать в пределах своей компетенции заключение по выявленным в ходе судебно- экспертного исследования обстоятельствам, имеющим значение для дела, выходящим за пределы вопросов, содержащихся в постановлении, определении о назначении судебной экспертизы;
6) представлять заключение и давать показания на родном языке или языке, которым владеет; пользоваться бесплатной помощью переводчика, заявлять ему отвод;
7) приносить жалобы на действия органа, ведущего уголовный процесс, суда, органа (должностного лица), в производстве которого находится дело об административном правонарушении, прокурора, нотариуса и иных лиц, участвующих в производстве по делу, ущемляющие его права при производстве судебной экспертизы;
8) получать возмещение расходов, понесенных при производстве судебной экспертизы, и вознаграждение за выполненную работу, если производство судебной экспертизы не входит в круг его должностных обязанностей.
Судебный эксперт имеет также иные права, предусмотренные законодательством Республики Казахстан.
2. Судебный эксперт не вправе:
1) вести переговоры с участниками процесса по вопросам, связанным с производством судебной экспертизы, без ведома органа, ведущего уголовный процесс, суда, органа (должностного лица), в производстве которого находится дело об административном правонарушении;
2) самостоятельно собирать материалы для исследования;
3) проводить исследования, могущие повлечь повреждение или уничтожение объектов, изменение их внешнего вида или основных свойств, если на это не было специального разрешения органа (лица), назначившего судебную экспертизу;
4) сообщать кому-либо о результатах судебной экспертизы, за исключением органа (лица), ее назначившего.
Статья 27. Обязанности судебного эксперта
Судебный эксперт обязан:
1) являться по вызову органа, ведущего уголовный процесс, суда, органа (должностного лица), в производстве которого находится дело об административном правонарушении;
2) провести всестороннее, полное и объективное исследование представленных ему объектов, дать обоснованное письменное заключение по поставленным перед ним вопросам;
3) в случаях, предусмотренных законом, отказаться от дачи заключения, составить мотивированное письменное сообщение о невозможности дать заключение и выдать (направить) его органу (лицу), назначившему судебную экспертизу;
4) давать показания по вопросам, связанным с проведенным исследованием и данным заключением;
5) обеспечивать сохранность представленных на исследование объектов на время проведения судебно-экспертных исследований;
6) не разглашать сведения об обстоятельствах дела и иные сведения, ставшие ему известными в связи с производством судебной экспертизы, в том числе сведения, составляющие государственную, коммерческую или иную охраняемую законом тайну;
7) представлять органу (лицу), назначившему судебную экспертизу, смету расходов и отчет о понесенных расходах при производстве судебной экспертизы.
Глава 6. Производство судебной экспертизы
Статья 28. Основания производства судебной экспертизы
1. Основанием производства судебной экспертизы являются постановление, определение о назначении судебной экспертизы органа, ведущего уголовный процесс, следственного судьи, суда, органа (должностного лица), в производстве которого находится дело об административном правонарушении, прокурора, нотариуса, вынесенные в порядке, установленном законами Республики Казахстан.
2. Орган (лицо), назначивший судебную экспертизу, представляет объекты исследований и материалы дела, необходимые для проведения судебно-экспертных исследований и дачи заключения судебного эксперта.
3. Особенности назначения судебной экспертизы живых лиц определяются главой 7 настоящего Закона.
4. Для подтверждения или исключения насильственной смерти на основании постановления органа, ведущего уголовный процесс, осуществляется судебно-медицинское исследование трупа человека.
Статья 29. Ограничения при организации и производстве
судебной экспертизы
1. Производство судебной экспертизы не может быть поручено органу судебной экспертизы, а начатое производство судебной экспертизы немедленно прекращается при наличии оснований, предусмотренных законом.
2. Судебный эксперт подлежит отводу от участия в производстве судебной экспертизы, а если она ему поручена, обязан немедленно прекратить ее производство при наличии оснований, предусмотренных законодательством Республики Казахстан.
3. В производстве судебной экспертизы в отношении живого лица и трупа не может участвовать врач, который до ее назначения оказывал указанному лицу медицинскую помощь или участвовал при проверке качества оказанных медицинских услуг.
Указанное ограничение действует также при производстве судебно- медицинской, судебно-наркологической и судебно-психиатрической экспертиз, осуществляемых без непосредственного обследования лица.
Статья 30. Сроки производства судебной экспертизы
1. Срок производства судебной экспертизы исчисляется со дня принятия органом судебной экспертизы, физическим лицом, осуществляющим судебно-экспертную деятельность на основании лицензии, либо не являющимся сотрудником органа судебной экспертизы, привлеченным в качестве судебного эксперта к производству постановления, определения о назначении судебной экспертизы и ее объектов.
2. Срок производства судебной экспертизы не должен превышать тридцать суток, кроме исключительных случаев, предусмотренных Министерством юстиции Республики Казахстан или уполномоченным органом в области здравоохранения.
Продление срока производства судебной экспертизы осуществляется органом (лицом), назначившим судебную экспертизу, по мотивированному ходатайству руководителя органа судебной экспертизы либо судебного эксперта (судебных экспертов), осуществляющего судебно-экспертную деятельность на основании лицензии.
Порядок продления срока пребывания лиц, подвергающихся судебной экспертизе в добровольном порядке и принудительно помещенных в медицинскую организацию, для производства судебной экспертизы, осуществляемого в соответствии с пунктами 2 и 3 статьи 43 настоящего Закона.
3. Общие критерии определения категорий сложности судебных экспертиз, порядок исчисления сроков производства судебных экспертиз в зависимости от категории их сложности устанавливаются Министерством юстиции Республики Казахстан или уполномоченным органом в области здравоохранения.
4. В случаях, предусмотренных подпунктом 2) пункта 1 статьи 26 настоящего Закона, руководителем органа судебной экспертизы либо судебным экспертом, не являющимся сотрудником органа судебной экспертизы, направляется мотивированное ходатайство в адрес органа (лица), назначившего судебную экспертизу.
Производство судебной экспертизы в указанном случае приостанавливается руководителем органа судебной экспертизы либо судебным экспертом, не являющимся сотрудником органа судебной экспертизы, до устранения обстоятельств, явившихся основанием для приостановления, но не более чем на десять суток.
Если обстоятельства, явившиеся основанием для приостановления производства судебной экспертизы, не устраняются, материалы, представленные для ее производства, направляются в адрес органа (лица), назначившего судебную экспертизу, без исполнения, либо судебная экспертиза проводится в объеме представленных материалов.
5. После проведения исследований и составления заключения эксперта либо сообщения о невозможности дать заключение в течение трех суток сообщается об окончании судебной экспертизы либо заключение эксперта (сообщение о невозможности дать заключение), объекты исследований и другие материалы выдаются (направляются) органу (лицу), назначившему судебную экспертизу.
Статья 31. Присутствие участников процесса при
производстве судебной экспертизы
1. Орган, ведущий уголовный процесс, суд, следственный судья, орган (должностное лицо), в производстве которого находится дело об административном правонарушении, прокурор, нотариус, защитник, представитель потерпевшего, адвокат вправе присутствовать при производстве судебной экспертизы, получать разъяснения судебного эксперта по поводу проводимых им действий. Факт присутствия указанных лиц при производстве судебной экспертизы отражается в заключении эксперта.
2. При производстве судебной экспертизы с разрешения органа, ведущего уголовный процесс, следственного судьи, суда, органа (должностного лица), в производстве которого находится дело об административном правонарушении, могут присутствовать участники процесса, защищающие свои или представляемые права и интересы. В этом случае участие органа, ведущего уголовный процесс, следственного судьи, суда, органа (должностного лица), в производстве которого находится дело об административном правонарушении, обязательно.
3. При удовлетворении органом, ведущим уголовный процесс, следственным судьей, судом, органом (должностным лицом), в производстве которого находится дело об административном правонарушении, соответствующего ходатайства лицо, его заявившее, извещается о месте и времени производства судебной экспертизы. Неявка извещенного лица не препятствует производству судебной экспертизы.
4. Участники процесса, присутствующие при производстве судебной экспертизы, не вправе вмешиваться в ход исследований, но могут давать объяснения, относящиеся к предмету судебной экспертизы.
5. В случае, если участник процесса, присутствующий при производстве судебной экспертизы, воспрепятствует деятельности судебного эксперта, последний вправе приостановить исследование и ходатайствовать перед органом, ведущим уголовный процесс, следственным судьей, судом, органом (должностным лицом), в производстве которого находится дело об административном правонарушении, об отмене разрешения указанному участнику процесса присутствовать при производстве судебной экспертизы.
6. При составлении судебным экспертом заключения, а также на стадии совещания судебных экспертов и формулирования выводов, если судебная экспертиза производится комиссией судебных экспертов, присутствие участников процесса не допускается.
7. Особенности присутствия участников процесса при судебной экспертизе живых лиц определяются статьей 47 настоящего Закона.
Статья 32. Объекты судебной экспертизы
1. Достоверность и допустимость объектов экспертного исследования гарантирует орган (лицо), назначивший экспертизу.
2. Объекты судебной экспертизы, если их габариты и свойства это позволяют, передаются судебному эксперту в упакованном и опечатанном виде. В остальных случаях орган (лицо), назначивший судебную экспертизу, должен обеспечить доставку судебного эксперта к местонахождению объектов исследования, беспрепятственный доступ к ним и условия, необходимые для проведения исследования.
3. При проведении исследований вещественные доказательства и документы с разрешения органа (лица), назначившего судебную экспертизу, могут быть повреждены или использованы только в той мере, в какой это необходимо для проведения исследований и дачи заключения. Указанное разрешение должно содержаться в постановлении, определении о назначении судебной экспертизы или мотивированном постановлении, определении об удовлетворении ходатайства судебного эксперта либо частичном отказе в его удовлетворении.
4. Повреждение или уничтожение объектов исследования, произведенные с разрешения органа (лица), назначившего судебную экспертизу, не влекут за собой возмещения ущерба их собственнику органом судебной экспертизы или судебным экспертом.
5. Правила обращения с объектами судебной экспертизы устанавливаются Министерством юстиции Республики Казахстан или уполномоченным органом в области здравоохранения.
Статья 33. Образцы
1. Орган (лицо), назначивший судебную экспертизу, представляет образцы для сравнительного исследования, порядок получения которых установлен законодательством Республики Казахстан.
2. В случаях, когда получение образцов является частью экспертного исследования, оно может быть произведено судебным экспертом.
3. В процессе исследования судебным экспертом могут быть изготовлены экспериментальные образцы, о чем сообщается в заключении. Лицо, назначившее судебную экспертизу, вправе присутствовать при изготовлении таких образцов, что отражается в составляемом им протоколе.
После проведения исследования эксперт прилагает образцы к своему заключению в упакованном и опечатанном виде.
Статья 34. Единоличная и комиссионная судебная экспертиза
1. Производство экспертизы осуществляется судебным экспертом единолично либо комиссией судебных экспертов.
2. Комиссионная экспертиза назначается в случаях необходимости производства сложных судебно-экспертных исследований и проводится не менее чем двумя судебными экспертами одной специальности.
Для производства судебно-психиатрической экспертизы по вопросу о вменяемости лица назначается комиссия в составе не менее трех судебных экспертов.
3. Постановление, определение органа (лица), назначившего комиссионную судебную экспертизу, обязательны для руководителя судебно-экспертной организации.
4. Для координации деятельности судебных экспертов, входящих в состав комиссии, руководитель органом судебной экспертизы назначает эксперта-координатора.
Эксперт-координатор осуществляет разработку общего плана судебно-экспертных исследований, определяет сроки проведения отдельных исследований в пределах общего срока производства судебной экспертизы и контролирует их соблюдение, осуществляет связь с органом (лицом), назначившим судебную экспертизу, руководит совещанием судебных экспертов.
5. При производстве комиссионной судебной экспертизы каждый из судебных экспертов независимо и самостоятельно проводит исследования в полном объеме.
6. Члены экспертной комиссии совместно анализируют полученные результаты и, придя к общему мнению, подписывают заключение эксперта либо сообщение о невозможности дать заключение. В случае возникновения разногласий судебный эксперт, мнение которого расходится с выводами остальных членов комиссии, формулирует его в заключении отдельно.
Статья 35. Комплексная экспертиза
1. Комплексная экспертиза назначается в случае, когда для установления фактических данных, имеющих значение для дела, необходимы исследования на основе разных отраслей знаний, и проводится судебными экспертами различных специальностей в пределах их компетенции.
Если эксперт обладает достаточными знаниями, необходимыми для комплексного исследования, он вправе провести экспертизу единолично.
2. Организация производства комплексной экспертизы, порученной органу судебной экспертизы, возлагается на его руководителя.
3. Производство комплексной судебной экспертизы осуществляется с учетом требований пункта 4 статьи 35 настоящего Закона.
При производстве комплексной судебной экспертизы каждый из судебных экспертов проводит исследования в пределах своих специальных знаний.
В заключении комплексной судебной экспертизы должно быть указано, какие исследования, в каком объеме провел каждый судебный эксперт и к каким выводам он пришел. Каждый судебный эксперт подписывает заключение в части, отражающей проведенное им исследование.
4. На основе результатов исследований, проведенных каждым из судебных экспертов, ими формулируется общий вывод (выводы) об обстоятельстве, для установления которого была назначена судебная экспертиза. Общий вывод (выводы) формулируют и подписывают только эксперты, компетентные в оценке полученных результатов. Если основанием окончательного вывода комиссии или части ее являются факты, установленные одним из судебных экспертов (отдельными судебными экспертами), то об этом должно быть указано в заключении.
5. В случае разногласий между судебными экспертами, результаты исследований оформляются в соответствии с пунктом 6 статьи 35 настоящего Закона.
6. Особенности организации производства комплексной судебной экспертизы, порученной разным органам судебной экспертизы, устанавливаются Министерством юстиции Республики Казахстан или уполномоченным органом в области здравоохранения.
Статья 36. Дополнительная и повторная судебная экспертиза
1. Дополнительная судебная экспертиза назначается при недостаточной ясности или полноте заключения судебного эксперта, а также возникновении необходимости решения дополнительных вопросов, связанных с предыдущим исследованием.
Производство дополнительной судебной экспертизы может быть поручено тому же или иному судебному эксперту.
При поручении производства дополнительной экспертизы судебному эксперту должно быть представлено заключение предыдущей судебной экспертизы.
2. Повторная судебная экспертиза назначается для исследования тех же объектов и решения тех же вопросов в случаях, когда предыдущее заключение судебного эксперта недостаточно обоснованно или его выводы вызывают сомнения либо были существенно нарушены процессуальные нормы при назначении и производстве судебной экспертизы.
В постановлении, определении о назначении повторной судебной экспертизы должны быть приведены обоснованные мотивы несогласия с результатами предыдущей судебной экспертизы.
Производство повторной судебной экспертизы поручается комиссии судебных экспертов. Судебные эксперты, проводившие предыдущую судебную экспертизу, могут присутствовать при производстве повторной судебной экспертизы и давать комиссии пояснения, однако в экспертном исследовании и составлении заключения они не участвуют.
При поручении производства повторной судебной экспертизы судебному эксперту должны быть представлены заключения предыдущих судебных экспертиз.
3. В случае разногласий между судебными экспертами при производстве повторной судебной экспертизы, результаты исследований оформляются в соответствии с пунктом 6 статьи 34 настоящего Закона.
4. Если вторая или последующая по счету экспертиза назначается по нескольким основаниям, одно из которых относится к дополнительной экспертизе, а другие - к повторной, такая экспертиза производится по правилам производства повторной.
Статья 37. Заключение эксперта
1. По результатам исследований судебный эксперт (эксперты) от своего имени составляет письменное заключение эксперта и удостоверяет его своей подписью и личной печатью. В случае производства судебной экспертизы в органе судебной экспертизы, подпись судебного эксперта (экспертов) заверяется печатью указанного органа.
2. Материалы, иллюстрирующие заключение эксперта (фототаблицы, схемы, графики, таблицы и другие материалы), удостоверенные в порядке, предусмотренном пунктом 1 настоящей статьи, прилагаются к заключению и являются его составной частью. К заключению должны быть приложены оставшиеся после исследования объекты, в том числе образцы.
Статья 38. Содержание заключения эксперта
1. В заключении эксперта должны быть указаны: дата его оформления, сроки и место производства судебной экспертизы; основания производства судебной экспертизы; сведения об органе (лице), назначившем судебную экспертизу; объекты исследования; вопросы, поставленные на разрешение судебного эксперта (экспертов); сведения о судебно-экспертном учреждении и (или) судебном эксперте (судебных экспертах), которым поручено производство судебной экспертизы (фамилия, имя, отчество (при его наличии), образование, экспертная специальность, стаж работы по специальности, ученая степень и ученое звание, занимаемая должность); отметка, удостоверенная подписью судебного эксперта (экспертов), о том, что он предупрежден об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения; сведения об участниках процесса, присутствовавших при производстве судебной экспертизы, и данных ими пояснениях; содержание и результаты исследований с указанием использованных методик и (или) методов; оценка результатов проведенных исследований, обоснование и формулировка выводов по поставленным перед судебным экспертом (экспертами) вопросам.
2. Заключение должно содержать обоснование невозможности ответить на все или некоторые из поставленных перед судебным экспертом (экспертами) вопросов, если обстоятельства, указанные в статье 39 настоящего Закона, выявлены в ходе судебно-экспертного исследования.
Статья 39. Сообщение о невозможности дать заключение
эксперта
1. Если судебный эксперт (эксперты) до проведения исследования убеждается, что поставленные перед ним вопросы выходят за пределы его специальных знаний или представленные ему материалы непригодны или недостаточны для дачи заключения и не могут быть восполнены либо состояние науки и экспертной практики не позволяет ответить на поставленные вопросы, он составляет мотивированное сообщение о невозможности дать заключение и удостоверяет его своей подписью и личной печатью. В случае производства судебной экспертизы в органе судебной экспертизы, подпись судебного эксперта (экспертов) заверяется печатью указанного органа.
2. В сообщении о невозможности дать заключение должны быть указаны: дата его оформления, сроки и место производства судебной экспертизы; основание производства судебной экспертизы; сведения об органе (лице), назначившем судебную экспертизу; объекты исследования; вопросы, поставленные на разрешение судебного эксперта (экспертов); сведения о судебно-экспертном учреждении и (или) судебном эксперте (экспертах), которым поручено производство судебной экспертизы (фамилия, имя, отчество (при его наличии), образование, экспертная специальность, стаж работы по специальности, ученая степень и ученое звание, занимаемая должность); отметка, удостоверенная подписью судебного эксперта (экспертов), о том, что он предупрежден об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения; вопросы, поставленные на разрешение судебного эксперта (экспертов); обоснование невозможности ответить на поставленные перед судебным экспертом (экспертами) вопросы.
3. Структура и содержание сообщения о невозможности дать заключение определяются Министерством юстиции Республики Казахстан или уполномоченным органом в области здравоохранения.
4. Если по одним вопросам, указанным в постановлении, определении о назначении судебной экспертизы, судебный эксперт дает заключение, а по другим имеются основания для составления сообщения о невозможности дать заключение, им составляется единый документ - заключение эксперта.
Глава 7. Особенности производства судебной экспертизы
живых лиц
Статья 40. Место производства судебной экспертизы живых
лиц
1. Судебная экспертиза живых лиц может производиться в медицинской организации или другом месте, где имеются условия, необходимые для проведения судебно-экспертных исследований и обеспечения прав и законных интересов этих лиц.
2. В случае возникновения при производстве судебной экспертизы необходимости стационарного обследования лица, оно может быть помещено в медицинскую организацию в порядке, предусмотренном статьей 42 настоящего Закона.
3. Транспортировка лиц, в отношении которых назначена судебная экспертиза, к месту ее производства и после проведения судебно-экспертных исследований обеспечивается органом (лицом), назначившим судебную экспертизу.
Статья 41. Добровольность и принудительность при
производстве судебной экспертизы живых лиц
1. Судебная экспертиза живых лиц может производиться в добровольном или принудительном порядке.
2. В случае, если судебная экспертиза производится в добровольном порядке, в судебно-экспертное учреждение должно быть представлено письменное согласие лица подвергнуться судебно-экспертным исследованиям.
3. Если лицо, в отношении которого назначена судебная экспертиза, не достигло совершеннолетия или признано судом недееспособным, письменное согласие на производство судебной экспертизы в отношении этого лица дается его законным представителем или органом опеки и попечительства.
4. Производство судебной экспертизы живых лиц в принудительном порядке допускается только в случаях, прямо предусмотренных законами Республики Казахстан.
Статья 42. Основания и порядок помещения лица в
медицинскую организацию для производства
судебной экспертизы
1. Если производство судебной экспертизы в отношении лица предполагает проведение судебно-экспертных исследований в условиях стационара, оно помещается в соответствующую медицинскую организацию на основании постановления, определения о назначении судебной экспертизы.
2. Принудительное помещение лица, не содержащегося под стражей, в медицинскую организацию для производства судебно-медицинской, судебно-психиатрической экспертизы допускается только по решению суда.
3. В случаях, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи, орган (лицо), назначивший судебную экспертизу, обязан в течение двадцати четырех часов уведомить о местонахождении лица, принудительно помещенного в медицинскую организацию для производства судебной экспертизы, кого-либо из совершеннолетних членов его семьи, других родственников или близких лиц, а при отсутствии таковых - орган внутренних дел по месту жительства указанного лица.
Статья 43. Сроки пребывания лица в медицинской
организации при производстве судебной
экспертизы
1. Лицо может быть помещено в медицинскую организацию для производства судебно-медицинской или судебно-психиатрической экспертизы на срок до тридцати суток, кроме исключительных случаев, предусмотренных законами Республики Казахстан.
2. Продление указанного срока для лица, подвергающегося судебной экспертизе в добровольном порядке, осуществляется с его согласия органом (лицом), назначившим судебную экспертизу, по мотивированному ходатайству руководителя судебно-экспертного учреждения либо судебного эксперта (судебных экспертов), не являющегося сотрудником судебно-экспертного учреждения.
3. Продление срока пребывания в медицинской организации для лиц, принудительно в нее помещенных для производства судебной экспертизы, осуществляется в порядке, установленном законами Республики Казахстан.
4. Нарушение срока пребывания в медицинской организации лица, принудительно помещенного в нее для производства судебной экспертизы, а также порядка продления этого срока может быть обжаловано указанным лицом, его защитником, законным представителем или иными представителями, допущенными к участию в деле, в порядке, предусмотренном законами Республики Казахстан.
Статья 44. Гарантии прав и законных интересов лиц, в
отношении которых производится судебная
экспертиза
1. При производстве судебной экспертизы живых лиц запрещаются:
1) лишение или стеснение их прав, гарантированных законом (в том числе путем обмана, применения насилия, угроз и иных незаконных мер), в целях получения сведений по делу;
2) использование указанных лиц в качестве субъектов клинических исследований медицинских технологий, фармакологических и лекарственных средств;
3) применение методов исследования, предусматривающих хирургическое вмешательство.
2. Лицо, в отношении которого производится судебная экспертиза, должно быть информировано органом (лицом), назначившим судебную экспертизу, в доступной для него форме об используемых методах судебно-экспертных исследований, включая альтернативные, о возможных болевых ощущениях и побочных явлениях. Указанная информация представляется также заявившему соответствующее ходатайство законному представителю лица, в отношении которого производится судебная экспертиза.
3. Медицинская помощь лицу, в отношении которого производится судебная экспертиза, может оказываться только по основаниям и в порядке, предусмотренным законом.
4. Лицу, помещенному в медицинскую организацию, предоставляется возможность подачи жалоб и ходатайств. Жалобы и ходатайства, поданные в порядке, предусмотренном законом, в течение двадцати четырех часов направляются адресату и не подлежат цензуре.
5. Судебная экспертиза, производимая в отношении лица в добровольном порядке, может быть прекращена на любой ее стадии по инициативе указанного лица.
Статья 45. Условия производства судебной экспертизы в
психиатрических стационарах в отношении лиц,
не содержащихся под стражей
1. Судебно-психиатрическая экспертиза в отношении лиц, не содержащихся под стражей, производится в психиатрических стационарах.
2. В период производства в психиатрических стационарах судебно-психиатрической экспертизы лиц, не содержащихся под стражей, на них распространяется действие норм законодательства Республики Казахстан.
3. Указанные лица пользуются правами пациентов психиатрических стационаров, установленными законодательством Республики Казахстан в области здравоохранения.
Статья 46. Условия производства судебной экспертизы в
психиатрических стационарах в отношении лиц,
содержащихся под стражей
1. Судебно-психиатрическая экспертиза в отношении лиц, содержащихся под стражей, производится в психиатрических стационарах, специально предназначенных для помещения в них указанных лиц.
2. В период производства в психиатрических стационарах судебно-психиатрической экспертизы лиц, содержащихся под стражей, на них распространяется действие норм законодательства Республики Казахстан.
3. Указанные лица пользуются правами пациентов психиатрических стационаров с предусмотренными для них особенностями, установленными законодательством Республики Казахстан в области здравоохранения.
Статья 47. Присутствие участников процесса при
производстве судебной экспертизы живых лиц
1. Присутствие участников процесса при производстве судебной экспертизы живых лиц определяется законодательством Республики Казахстан, а также статьей 31 настоящего Закона, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи.
2. Производство судебно-психиатрической экспертизы осуществляется в условиях конфиденциальности.
3. При проведении судебно-экспертных исследований лица, сопровождающихся его обнажением, могут присутствовать только лица того же пола. Данное ограничение не распространяется на врачей и других медицинских работников, участвующих в проведении указанных исследований.
Глава 8. Обеспечение судебно-экспертной деятельности
Статья 48. Финансирование судебно-экспертной деятельности
1. Финансирование судебно-экспертной деятельности органов судебной экспертизы осуществляется за счет бюджетных средств или иных средств, предусмотренных законодательством Республики Казахстан.
2. Размер и порядок возмещения расходов, связанных с производством судебной экспертизы, осуществляются в соответствии с законодательством Республики Казахстан.
Статья 49. Стандарты и требования
материально-технического обеспечения
производства судебной экспертизы
Судебный эксперт осуществляет свою деятельность в специально оснащенных помещениях, соответствующих стандартам и требованиям, установленным Министерством юстиции Республики Казахстан или уполномоченным органом в области здравоохранения.
Статья 50. Научно-методическое обеспечение
судебно-экспертной деятельности
1. Научно-методическое обеспечение судебно-экспертной деятельности, а также профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации судебных экспертов возлагаются на органы судебной экспертизы Министерства юстиции Республики Казахстан или уполномоченные органы в области здравоохранения при участии Палаты судебных экспертов Республики Казахстан.
2. Разработка, апробирование, внедрение и валидация методик судебно-экспертных исследований осуществляются в порядке, установленном Министерством юстиции Республики Казахстан.
Статья 51. Государственный реестр методик
судебно-экспертных исследований Республики
Казахстан
1. Целью формирования Государственного реестра методик судебно-экспертных исследований Республики Казахстан являются систематизация и учет методик судебно-экспертных исследований для обеспечения органов, ведущих уголовный процесс, судов, органов (должностных лиц), в производстве которых находятся дела об административных правонарушениях, иных участников процесса, а также судебных экспертов сведениями о методиках.
2. Сведения о методиках судебно-экспертных исследований, отвечающих требованиям настоящего Закона, вносятся в Государственный реестр методик судебно-экспертных исследований Республики Казахстан, правила формирования и использования которого устанавливаются Министерством юстиции Республики Казахстан.
3. Порядок формирования, ведения и использования Государственного реестра методик судебно-экспертных исследований Республики Казахстан определяется Министерством юстиции Республики Казахстан.
Статья 52. Валидация методов и методик судебно-экспертных
исследований
1. Методики и методы судебно-экспертного исследования должны пройти валидацию в соответствии с регламентом по проведению оценки пригодности (валидации) методов и методик в судебно-экспертной деятельности.
2. Валидации подлежат нестандартные и вновь разработанные или усовершенствованные методы.
3. Регламент по проведению оценки пригодности (валидации) методов и методик в судебно-экспертной деятельности определяет общий объем валидационных исследований для каждого типа методов и методик, общую организацию, процедуры валидации, статистическую обработку полученных результатов и общие требования к отчету о валидации, критерии признания положительным или отрицательным вывода о валидации количественных, качественных, идентификационных и диагностических судебно-экспертных методик.
4. Валидация проводится с применением одного из следующих приемов: использование контрольных, стандартных образцов; сравнение с результатами, полученными с помощью других методик; межлабораторное сличение (межлабораторное профессиональное тестирование); систематическое оценивание факторов, влияющих на результат.
Статья 53. Информационное обеспечение деятельности
органов судебной экспертизы
1. Руководитель органа судебной экспертизы вправе ходатайствовать перед органом, ведущим уголовный процесс, судом, органом (должностным лицом), в производстве которого находится дело об административном правонарушении, о получении по окончании производства по делу предметов, являвшихся вещественными доказательствами и образцами, для использования в практической, научной и учебно-методической деятельности.
Статья 54. Кадровое обеспечение судебно-экспертной
деятельности
1. Лица, не являющиеся сотрудниками органов судебной экспертизы, претендующие на получение государственной лицензии на осуществление судебно-экспертной деятельности проходят специальную профессиональную подготовку по соответствующей экспертной специальности в судебно-экспертных, учебных и иных организациях.
2. Обеспечение органов судебной экспертизы квалифицированными специалистами может осуществляться из числа лиц, зачисленных в кадровый резерв органа судебной экспертизы.
3. Для обеспечения надлежащего профессионального уровня судебные эксперты органов судебной экспертизы и физические лица, осуществляющие судебно-экспертную деятельность на основании лицензии, один раз в пять лет должны пройти повышение квалификации в порядке, установленном Министерством юстиции Республики Казахстан и уполномоченным органом в области здравоохранения.
Глава 9. Социальное, материальное обеспечение судебных
экспертов органов судебной экспертизы
Статья 55. Оплата труда и иное обеспечение судебных
экспертов органов судебной экспертизы
1. Оплата труда судебных экспертов органов судебной экспертизы определяется в порядке, установленном законодательством в Республике Казахстан.
2. Судебным экспертам органов судебной экспертизы предоставляется ежегодный отпуск продолжительностью, установленной законодательством Республики Казахстан.
3. Сотрудники органов судебной экспертизы, занятые на тяжелых (особо тяжелых) физических работах, работах с вредными (особо вредными) и опасными (особо опасными) условиями труда, проходят периодический медицинский осмотр и обследование в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан.
Глава 10. Международное сотрудничество в области
судебно-экспертной деятельности
Статья 56. Международное сотрудничество в области
судебно-экспертной деятельности
Органы судебной экспертизы вправе в соответствии с законом устанавливать международные связи с органами и службами иностранных государств, осуществляющими судебно-экспертную деятельность, с целью осуществления совместных научных исследований, обмена научной и методической информацией, проведения специальной профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации судебных экспертов.
Статья 57. Проведение судебной экспертизы по поручению
компетентного органа иностранного государства
Судебная экспертиза может проводиться по поручению компетентного органа иностранного государства, с которым Республика Казахстан имеет международный договор. В этих случаях применяется законодательство Республики Казахстан, если иное не предусмотрено международным договором.
Оплата стоимости судебной экспертизы осуществляется по договоренности между заказчиком и исполнителем судебной экспертизы.
Статья 58. Проведение судебной экспертизы с привлечением
судебных экспертов иностранного государства
Орган (лицо), назначивший судебную экспертизу, вправе привлекать в качестве судебного эксперта специалиста иностранного государства в области судебной экспертизы в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан, по собственной инициативе либо ходатайству руководителя органа судебной экспертизы.
Проведение судебной экспертизы с участием судебных экспертов иностранных государств осуществляется в порядке, установленном процессуальным законодательством страны исполнителя судебной экспертизы, а также настоящим Законом.
Плата иностранным специалистам за участие в судебной экспертизе и возмещение других расходов, связанных с ее проведением, осуществляются по договоренности сторон.
Статья 59. Ответственность за нарушение законодательства
Республики Казахстан о судебно-экспертной
деятельности
Нарушение законодательства Республики Казахстан о судебно-экспертной деятельности влечет ответственность, установленную законами Республики Казахстан.
Глава 11. Заключительные и переходные положения
Статья 60. Переходные положения
1. Установить, что с 1 июля 2016 года:
1) статья 12 настоящего Закона прекращает свое действие;
2) пункт 1 статьи 13 настоящего Закона будет действовать в следующей редакции:
«1. К органам судебной экспертизы относятся органы судебной экспертизы Министерства юстиции Республики Казахстан, в полномочия которых входит проведение судебной экспертизы, в том числе судебно-медицинской, судебно-наркологической и судебно-психиатрической экспертиз».
Статья 61. Порядок введения в действие настоящего Закона
1. Настоящий Закон вводится в действие по истечении десяти календарных дней после его первого официального опубликования.
2. Признать утратившим силу Закон Республики Казахстан от 20 января 2010 года «О судебно-экспертной деятельности в Республике Казахстан» (Ведомости Парламента Республики Казахстан, 2010 г., № 1-2, ст. 3; 2013 г., № 13, ст. 64; 2014 г., 10, ст. 52; № 14, ст. 84).
Президент
Республики Казахстан