Правительство Республики Казахстан ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Одобрить прилагаемый проект Грантового соглашения между Правительством Республики Казахстан и Организацией экономического сотрудничества и развития по проекту «Последующий обзор политики в области высшего образования».
2. Уполномочить Министра образования и науки Республики Казахстан Саринжипова Аслана Бакеновича подписать от имени Правительства Республики Казахстан Грантовое соглашение между Правительством Республики Казахстан и Организацией экономического сотрудничества и развития по проекту «Последующий обзор политики в области высшего образования», разрешив вносить в него изменения и дополнения, не имеющие принципиального характера.
3. Настоящее постановление вводится в действие со дня его подписания.
Премьер-Министр
Республики Казахстан К. Масимов
Одобрен
постановлением Правительства
Республики Казахстан
от 27 апреля 2015 года № 338
Проект
Грантовое соглашение между Правительством Республики Казахстан
и Организацией экономического сотрудничества и развития по
проекту «Последующий обзор политики в области
высшего образования»
Организация экономического сотрудничества и развития и Правительство Республики Казахстан, здесь и далее по отдельности именуемые «Сторона» или вместе именуемые «Стороны»,
согласились о нижеследующем:
Статья 1. Предмет Договора
1. Организация экономического сотрудничества и развития (далее – ОЭСР) осуществляет проект «Последующий обзор политики в области высшего образования» (далее – проект).
2. Правительство Республики Казахстан соглашается финансировать работу, которую ОЭСР выполняет в рамках проекта.
3. Длительность проекта составляет 18 месяцев со дня подписания настоящего Соглашения.
Статья 2. Бюджет и механизмы финансирования
1. Правительство Республики Казахстан обязуется предоставить ОЭСР взнос в сумме 250 000 (двести пятьдесят тысяч) евро в счет покрытия расходов на реализацию проекта.
2. Взнос будет выплачен в два этапа после подписания настоящего Соглашения и получения соответствующего счета от ОЭСР. Первый транш оплаты в размере 232 000 (двести тридцать две тысячи) евро будет внесен в 2015 году, второй транш в размере 18 000 (восемнадцать тысяч) евро в 2016 году.
3. ОЭСР будет администрировать этот взнос в соответствии с финансовыми положениями и другими соответствующими правилами, политиками и процедурами ОЭСР, которые в настоящий момент предусматривают оплату возмещения административных затрат в размере 6.3 %1 от общей суммы взноса. Расходы будут отражены на счетах ОЭСР согласно общепринятым принципам бухгалтерского учета и он может проверяться во время аудита в соответствии со стандартными правилами аудита ОЭСР.
__________________
1Данная сумма может изменяться
Статья 3. Описание работ и отчетности
1. ОЭСР осуществляет проект согласно прилагаемому техническому заданию к проекту.
2. В течение трех месяцев после завершения первого года проекта ОЭСР представит Правительству Республики Казахстан отчет о ходе проекта в повествовательной форме.
3. В течение шести месяцев после завершения проекта ОЭСР представит Правительству Республики Казахстан заключительный отчет в повествовательной форме.
4. В течение трех месяцев после завершения первого года проекта ОЭСР представит Правительству Республики Казахстан годовой отчет о расходах.
5. В течение шести месяцев после завершения проекта ОЭСР представит Правительству Республики Казахстан заключительный отчет о расходах.
6. Правительство Республики Казахстан соглашается, что требования к финансовой отчетности соблюдены в отчете о затратах в соответствии со стандартным форматом отчетности ОЭСР.
Статья 4. Обмен информацией
Стороны предоставляют друг другу помощь и информацию, необходимую для осуществления проекта.
Любой обмен информацией между Сторонами адресуется:
Для Правительства Республики Казахстан: Акерке Абылайхан, Министерство образования и науки Республики Казахстан, 010000 Казахстан, Астана, Левый берег, административное здание «Дом Министерств», тел.: +7 (7172) 74 15 56, факс: + 7 (7172) 74 23 90, эл. адрес: Akerke.Abylaikhan@edu.gov.kz.
Для ОЭСР: Эмма Форбс, Директорат по образованию и навыкам ОЭСР, 75775, Франция, Париж Cedex 16, 2, rue Andrе-Pascal, эл. адрес: emma.forbes@oecd.org.
Статья 5. Использование результатов проекта
1. Результаты проекта в любой форме остаются исключительной собственностью ОЭСР.
2. При соблюдении прав третьих сторон, а также правил и политик ОЭСР относительно классификации и исключения из классификации документов при необходимости ОЭСР передает Правительству Республики Казахстан неисключительное, безотзывное право на использование, копирование и распространение бумажных копий заключительного отчета по проекту для любых государственных некоммерческих целей. Правительство Республики Казахстан также может размещать на своем веб-сайте и распространять полнотекстовую версию заключительного отчета.
3. Правительство Республики Казахстан всегда должным образом признает авторское право ОЭСР, где это необходимо.
4. ОЭСР оставляет за собой право первой публикации заключительного отчета, независимо от языка и формы такой публикации.
5. Заключительный отчет будет включать в себя признание вклада Правительства Республики Казахстан в проект, и символ Правительства Республики Казахстан будет размещен на задней стороне обложки публикации или внутри публикации рядом с указанным выше признанием.
6. Любые данные или информация, являющиеся собственностью Правительства Республики Казахстан, предоставленные ОЭСР в ходе проекта, остаются собственностью Правительства Республики Казахстан. ОЭСР имеет право использовать и/или включать указанные данные и информацию с целью подготовки своего отчета и в других целях для успешной реализации проекта.
Статья 6. Разрешение споров
Любой спор, разногласие или претензия, возникающие из или в отношении толкования, применения или выполнения настоящего Соглашения, включая существование, действительность или расторжение, которые не могут быть разрешены путем переговоров, разрешаются окончательным арбитражным разбирательством, имеющим обязательную силу, в соответствии с факультативными правилами арбитражного суда для международных организаций и государств постоянной палаты третейского суда, действительных на дату заключения настоящего Соглашения. Количество судей – один. Судья выбирается путем договоренности между Сторонами. Если такая договоренность не достигнута в течение трех месяцев после требования арбитража, судья назначается в соответствии с указанными выше правилами по требованию одной из Сторон. Арбитражный суд проходит в Париже, Франция, все производство и подаваемые объяснения должны быть на английском языке.
Статья 7. Привилегии и иммунитеты
Ничто в настоящем Соглашении не должно трактоваться как отказ от иммунитетов и привилегий ОЭСР как международной организации.
Статья 8. Изменения и дополнения
В настоящее Соглашение по взаимному согласию Сторон могут вноситься изменения и дополнения, которые оформляются отдельными протоколами и являются его неотъемлемыми частями.
Статья 9. Вступление в силу
Настоящее Соглашение вступает в силу с даты подписания. Оно остается действительным до тех пор, пока обе Стороны не выполнят все обязательства, вытекающие из него.
Совершено в двух подлинных экземплярах на казахском, русском и английском языках. В случае расхождений между казахским, русским и английскими текстами, вариант на английском языке является единственной подлинной версией.
От Правительства Республики Казахстан Аслан Саринжипов Министр образования и науки Республики Казахстан Подпись ................... Дата ..................... |
От Организации экономического сотрудничества и развития Андреас Шлейхер Директор Подпись ................ Дата .................. Энтони Ротье Исполнительный директор Подпись ............... Дата .................. |
Приложение
к Соглашению по проекту
«Последующий обзор политики
в области высшего образования»
Техническое задание к проекту «Последующий обзор
политики в области высшего образования»
ОЭСР будет осуществлять обзор политики в области высшего образования (далее – обзор). Обзор предоставит возможность оценить систему высшего образования с учетом изменений, произошедших после первого обзора высшего образования ОЭСР в Казахстане в 2007 году, а также реформ, созданных на основе рекомендаций первого обзора ОЭСР и вошедших в Государственную программу развития образования на 2011-2020 годы (далее - ГПРО); оценить другие реформы высшего образования в рамках ГПРО в соответствии с национальным контекстом Казахстана, а также рассмотреть пути решения актуальных вопросов образовательной стратегии.
Обзор также будет основан на недавнем анализе ОЭСР среднего образования в Казахстане (2013 г.), обзоре ОЭСР навыков на уровне послешкольного образования в Казахстане (2014 г.), а также обзоре ОЭСР школьных ресурсов Казахстана (в прогрессе), которые обеспечат более широкий образовательный контекст.
Задачи обзора
Обзор будет направлен на достижение четырех задач:
1) анализ текущего состояния системы высшего образования в Казахстане,с акцентом на ключевые области развития после обзора ОЭСР, проведенного в 2007 году, а также их взаимосвязь с более широкими целями развития Казахстана;
2) определение высокоприоритетных реформ в области стратегии высшего образования и оценка реформ, реализованных по рекомендациям ОЭСР и на I-этапе ГПРО, а также произошедших изменений с 2007 года в системе, предоставление рекомендаций;
3) содействие в определении направлений долгосрочного развития высшего образования, а также рекомендаций по гармонизации системы высшего образования Казахстана с практиками стран ОЭСР;
4) поддержка казахстанской стороны в распространении результатов обзора, включая проведение презентации обзора.
Этапы обзора
Обзор политики высшего образования будет включать следующие этапы:
1) подготовка к обзору. Казахстанское правительство назначает национального координатора обзора. Этот орган осуществляет координацию подготовки странового базового отчета, включающего описание системы высшего образования, соответствующие статистические и исследовательские данные, самооценку сильных и слабых сторон, а также синтез приоритетных направлений образовательной стратегии. Проект странового базового отчета представляется ОЭСР до предварительного визита;
2) предварительный визит. Предварительный визит проходит 2-3 дня и включает встречи с основными участниками со стороны государства и системы высшего образования для определения ключевых проблем, рассматриваемых в обзоре. Предварительный визит также включает встречи с национальным координатором для согласования программы визита в рамках полевых исследований и всех связанных с ними вопросов и требований;
3) полевые исследования. Визит в рамках полевых исследований продолжительностью до 10 рабочих дней включает проведение интервью с основными стейкхолдерами (государственные органы на центральном и местном уровнях, ректоры, профессорско-преподавательский состав, студенты, научные сотрудники, представители гражданского общества, бизнеса и социальных партнеров и др.). Экспертная группа посетит выбранные высшие учебные заведения в различных регионах. Список проводимых интервью и визитов подготавливается заранее национальным координатором по согласованию с ОЭСР. Возможно внесение изменений в соответствии с результатами интервью;
4) анализ, подготовка проекта и обзора. Экспертная группа подготавливает проект отчета, включающий независимый анализ текущих реформ в области образовательной стратегии и основных проблем системы высшего образования Казахстана по выбранным областям исследования, а также рекомендации на основе международного опыта для принятия политических решений. Обзор также будет основываться на анализе документации и соответствующей литературы. Экспертная группа отправляет проект обзора Правительству Казахстана для проверки фактов и замечаний до финализации Странового обзора. Ответственность по окончательной редакции обзора лежит на ОЭСР. Обзор будет представлен на английском языке;
5) распространение результатов обзора. Обзор будет опубликован ОЭСР. Для презентации финального обзора официальные лица ОЭСР и международные эксперты из экспертной группы приедут в Казахстан для проведения мероприятия по презентации результатов обзора. Другие возможности распространения могут быть обсуждены между Правительством Республики Казахстан и ОЭСР.
Предлагаемые области исследования
На основе предварительных обсуждений с Правительством следующие области могут рассматриваться как специальные направления образовательной стратегии в рамках обзора:
Доступ к высшему образованию. Расширение участия в высшем образовании, в частности, среди социально незащищенных групп населения является важным приоритетным направлением развития для Правительства, которое нацелено на расширение квалификационной базы и преодоление социальных и экономических диспропорций в Казахстане. Обзор будет включать оценку данного вопроса и предоставит рекомендации. Роль открытого и дистанционного образования будет одним из аспектов исследования в рамках обзора.
Качество и соответствие высшего образования потребностям рынка труда. Обзор будет проводить оценку и предоставит рекомендации касательно следующих вопросов: национальные и отраслевые квалификационные рамки, классификатор специальностей высшего и послевузовского образования; влияние расширения академической свободы на институциональное качество и соответствие рынку труда, а также степень участия работодателей (при разработке образовательных программ) и система мониторинга трудоустройства выпускников (в том числе содействие трудоустройству).
Управление высшим образованием (включая развитие системы государственно-общественного управления вузами и корпоративный менеджмент в вузах). Обзор будет оценивать и предоставит рекомендации касательно следующих вопросов: совершенствование нормативно-правовой базы системы высшего образования (включая недавнюю актуализацию данной базы), система государственного и независимого контроля, стратегическое планирование на национальном и институциональном уровнях, деятельность коллегиальных органов управления в вузах (наблюдательные, попечительские и ученые советы), а также эффективность финансового менеджмента в университетах.
Финансирование. Обзор будет оценивать и предоставит рекомендации по следующим вопросам: структура финансирования и основные механизмы финансовой деятельности университетов (в некоторой степени рассмотрение путей улучшения механизмов государственного финансирования); а также диверсификация источников финансирования в университетах и эффективное распределение расходов вузов.
Интеграция образования, науки и инноваций. Обзор будет осуществлять оценку и предоставит рекомендации по следующим вопросам: оценка эффективности деятельности исследовательских университетов, развитие и расширение бизнес-инкубаторов, научных и технопарков, центров коммерциализации, а также развитие человеческого капитала для поддержки научной деятельности и потребностей экономики страны.
Интернационализация. Укрепление международного профиля высшего образования Казахстана было важным направлением рассмотрения в 2007 году, но в настоящее время значимость вопроса выросла. Обзор обеспечит анализ и рекомендации по широкому кругу вопросов, включая развитие преподавательской и студенческой мобильности, разработку учебных программ международного профиля, развитие совместных научно-исследовательских и двудипломных программ, а также глобального бенчмаркинга.
Сводная таблица
Таблица 1 представляет график проведения обзора, который будет продолжаться около 18 месяцев после подписания Грантового соглашения.
Таблица: График основных мероприятий
Этап |
Описание |
Предварительные сроки |
1 |
2 |
3 |
Начало проекта |
Подписание Грантового соглашения проекта |
Апрель 2015 года |
Предварительные мероприятия |
Назначение национального координатора с казахстанской стороны. |
От четырех до пяти месяцев после подписания Грантового соглашения |
Визит в рамках полевого исследования |
Визит в рамках полевого исследования осуществляется эспертной группой ОЭСР и внешними международными консультантами/экспертами по согласованию с Правительством Казахстана. Ожидается, что общий состав экспертной группы будет включать от пяти до шести аналитиков. |
От двух до трех месяцев после предварительного визита |
Проект и отчет обзора |
Дальнейший анализ на месте экспертной группой ОЭСР; подготовка проекта отчета; проверка фактических данных совместно с Правительством Казахстана; |
От шести до семи месяцев после визита в рамках полевых исследований |
Мероприятие по презентации обзора |
Проведение мероприятия по презентации обзора |
От двух до трех месяцев после финализации отчета |
Ожидаемые результаты
Результаты странового обзора ОЭСР позволят определить долгосрочный сценарий модернизации высшего образования. По результатам проведения обзора будут предложены основные подходы повышения конкурентоспособности высшего образования Казахстана (к примеру, согласно измерениям Глобального индекса конкурентоспособности и IMD); предоставлены рекомендации по дальнейшей реализации реформ в рамках II-этапа ГПРО (в том числе предложения по разработке модели институциональной системы взаимодействия вузов и рынка труда по подготовке кадров), а также выработаны механизмы внедрения запущенного эксперимента по расширению гибкости управления в выбранных вузах.
Результаты обзора будут использованы в ходе оценки реализации I-этапа ГПРО, а также для актуализации реализуемых реформ системы высшего образования Казахстана.
Бюджет
Общая стоимость работы составляет 250 000 евро, которая включает оплату работы сотрудников ОЭСР, возмещение расходов экспертов, компенсацию для консультантов, а также прочие расходы, такие как подготовка обзора и возмещение затрат ОЭСР. Данный бюджет не включает расходы по подготовке базового отчета или других расходов, которые могут появиться в рамках трех запланированных задач проекта (предварительный визит, основной визит, командировочные расходы при проведении мероприятия по презентации результатов обзора), такие как расходы по участию местных стейкхолдеров, на переводческие услуги или другие расходы, связанные с внутренними командировками, которые будут оплачены за счет Правительства Республики Казахстан.