Правительство Республики Казахстан ПОСТАНОВЛЯЕТ:
внести на рассмотрение Мажилиса Парламента Республики Казахстан проект Закона Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам перехода Республики Казахстан к «зеленой экономике».
Премьер-Министр
Pecпублики Казахстан К. Масимов
Проект
ЗАКОН
РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные
акты Республики Казахстан по вопросам перехода
Республики Казахстан к «зеленой экономике»
Статья 1. Внести изменения и дополнения в следующие законодательные акты Республики Казахстан:
1. В Земельный кодекс Республики Казахстан от 20 июня 2003 года (Ведомости Парламента Республики Казахстан, 2003 г., № 13, ст. 99; 2005 г., № 9, ст. 26; 2006 г., № 1, ст. 5; № 3, ст. 22; № 11, ст. 55; № 12, ст. 79, 83; № 16, ст. 97; 2007 г., № 1, ст. 4; № 2, ст. 18; № 14, ст. 105; № 15, ст. 106, 109; № 16, ст. 129; № 17, ст. 139; № 18, ст. 143; № 20, ст. 152; № 24, ст. 180; 2008 г., № 6-7, ст. 27; № 15-16, ст. 64; № 21, ст. 95; № 23, ст. 114; 2009 г., № 2-3, ст. 18; № 13-14, ст. 62; № 15-16, ст. 76; № 17, ст. 79; № 18, ст. 84, 86; 2010 г., № 5, ст. 23; № 24, ст. 146; 2011 г., № 1, ст. 2; № 5, ст. 43; № 6, ст. 49, 50; № 11, ст. 102; № 12, ст. 111; № 13, ст. 114; № 15, ст. 120; 2012 г., № 1, ст. 5; № 2, ст. 9, 11; № 3, ст. 27; № 4, ст. 32; № 5, ст. 35; № 8, ст. 64; № 11, ст. 80; № 14, ст. 95; № 15, ст. 97; № 21-22, ст. 124; 2013 г., № 1, ст. 3; № 9, ст. 51; № 14, ст. 72, 75; № 15, ст. 77, 79, 81; 2014 г., № 2, ст. 10; № 8, ст. 44; № 11, ст. 63, 64; № 12, ст. 82; № 14, ст. 84; № 19-I, 19-II, ст. 96; Закон Республики Казахстан от 3 ноября 2014 года «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам противодействия экстремизму и терроризму», опубликованный в газетах «Егемен Қазақстан» и «Казахстанская правда» 6 ноября 2014 г.; Закон Республики Казахстан от 7 ноября 2014 года «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам дальнейшего совершенствования системы государственного управления», опубликованный в газетах «Егемен Қазақстан» и «Казахстанская правда» 8 ноября 2014 г.; Закон Республики Казахстан от 29 декабря 2014 года «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам кардинального улучшения условий для предпринимательской деятельности в Республике Казахстан», опубликованный в газетах «Егемен Қазақстан» и «Казахстанская правда» 30 декабря 2014 г.; Закон Республики Казахстан от 29 декабря 2014 года «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам недропользования», опубликованный в газетах «Егемен Қазақстан» и «Казахстанская правда» 31 декабря 2014 г.):
1) статью 43 дополнить пунктом 1-2 следующего содержания:
«1-2. Предоставление земельных участков, расположенных в пределах 500 метров от береговой линии водного объекта, осуществляется после определения границ водоохранных зон, полос и установления режима их хозяйственного использования, за исключением земель особо охраняемых природных территорий и государственного лесного фонда.
Порядок определения береговой линии определяется правилами установления водоохранных зон и полос, утвержденными уполномоченным органом в области использования охраны водного фонда, водоснабжения, водоотведения.».
2. В Водный кодекс Республики Казахстан от 9 июля 2003 года, (Ведомости Парламента Республики Казахстан, 2003 г., № 17, ст. 141; 2004 г., № 23, ст. 142; 2006 г., № 1, ст. 5; № 3, ст. 22; № 15, ст. 95; 2007 г., № 1, ст. 4; № 2, ст. 18; № 19, ст. 147; № 24, ст. 180; 2008 г., № 6-7, ст. 27; № 23, ст. 114; № 24, ст. 129; 2009 г., № 2-3, ст. 15; № 15-16, ст. 76; № 18, ст. 84; 2010 г., № 1-2, ст. 5; № 5, ст. 23; № 24, ст. 146; 2011 г., № 1, ст. 2, 7; № 5, ст. 43; № 6, ст. 50; № 11, ст. 102; № 16, ст. 129; 2012 г., № 3, ст. 27; № 14, ст. 92; № 15, ст. 97; № 21-22, ст. 124; 2013 г., № 9, ст. 51; № 14, ст. 72, 75; № 15, ст. 79, 82; № 16, ст. 83; 2014 г., № 1, ст. 4; № 2, ст. 10; № 7, ст. 37; № 10, ст. 52; № 19-I, 19-II, ст. 96; Закон Республики Казахстан от 7 ноября 2014 года «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам дальнейшего совершенствования системы государственного управления», опубликованный в газетах «Егемен Қазақстан» и «Казахстанская правда» 8 ноября 2014 г.; Закон Республики Казахстан от 29 декабря 2014 года «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам кардинального улучшения условий для предпринимательской деятельности в Республике Казахстан», опубликованный в газетах «Егемен Қазақстан» и «Казахстанская правда» 30 декабря 2014 г.):
1) в статье 1:
подпункт 28) изложить в следующей редакции:
«28) водоохранная зона - территория, примыкающая к водным объектам, на которой устанавливается специальный режим хозяйственной деятельности для предотвращения загрязнения, засорения и истощения вод;»;
дополнить подпунктами 55-1), 55-2) и 55-3) следующего содержания:
«55-1) стандарты качества воды — количественный показатель предельной гидрохимической, микробиологической, физической характеристики воды, который должен быть соблюден для достижения целевых показателей состояния поверхностных водных объектов;
55-2) удельная норма водопотребления или водоотведения - установленное количество потребляемой или отводимой сточной воды на единицу продукции;
55-3) укрупненная норма водопотребления или водоотведения - количество потребляемой или отводимой сточной воды на единицу продукции в различных отраслях экономики.»;
2) пункты 3 и 4 статьи 56 изложить в следующей редакции:
«3. Уполномоченный орган разрабатывает и утверждает по согласованию с уполномоченным органом в области охраны окружающей среды для бассейна поверхностного водного объекта стандарты качества воды на основе единой системы классификации качества водных объектов, утвержденной уполномоченным органом.
4. Местные исполнительные органы областей (города республиканского значения, столицы) в области охраны окружающей среды разрабатывают целевые показатели состояния поверхностных водных объектов и мероприятия по их достижению на основе методики, утвержденной уполномоченным органом совместно с уполномоченным органом в области охраны окружающей среды.»;
3) статью 69 изложить в следующей редакции:
«Статья 69. Первичное и вторичное водопользование
1. Первичным водопользованием является водопользование физических и юридических лиц, осуществляющих забор воды непосредственно из водных объектов для удовлетворения собственных нужд и (или) поставки ее для вторичных водопользователей.
2. Вторичным водопользованием является водопользование физических и юридических лиц, получающих воду на основании договора с первичным водопользователем или другими физическими или юридическими лицами.
3. В договоре на вторичное водопользование указываются цель водопользования и основные условия ее использования с учетом объемов, указанных в разрешении на специальное водопользование.
В договоре на вторичное водопользование должны содержаться требования к вторичному водопользователю по осуществлению платы за пользование водными ресурсами и (или) сброс сточных вод первичному водопользователю.»;
4) подпункты 7) и 13) статьи 72 изложить в следующей редакции:
«7) выполнять в установленные сроки в полном объеме условия водопользования, определенные разрешением на специальное водопользование или договором на вторичное водопользование, а также предписания контролирующих органов;
13) не допускать использования подземных вод питьевого качества для целей, не связанных с питьевым и хозяйственно-бытовым водоснабжением, без положительного решения местного исполнительного органа области (города республиканского значения, столицы) по согласованию с уполномоченным органом, уполномоченным органом в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения, уполномоченным органом по изучению и использованию недр;»;
5) статью 82 изложить в следующей редакции:
«Статья 82. Лимиты водопользования
1. Лимиты водопользования по бассейнам рек и областей устанавливаются на десятилетний период на основе бассейновых схем и утверждаются уполномоченным органом.
2. На основании лимитов, устанавливаемых в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, региональными органами уполномоченного органа устанавливаются лимиты водопользования в разрезе областей, районов и первичных водопользователей с учетом прогноза водности текущего года, экологического и санитарно-эпидемиологического состояния водных объектов, а также темпов и направлений социально-экономического развития регионов.
Ежегодное формирование потребностей в воде осуществляется по заявкам первичных водопользователей, основанным на расчетах по обоснованию объемов водопотребления и водоотведения вторичных водопользователей. Объемы поставок воды для вторичных водопользователей определяются договорами с учетом установленных лимитов.
3. В целях оперативного регулирования водопользованием в маловодные годы региональный орган уполномоченного органа принимает меры по ограничению либо приостановлению забора воды из водного объекта путем направления официального уведомления первичным водопользователям. Приоритетными после питьевого водоснабжения и природоохранных попусков являются промышленные предприятия, рассчитанные на гарантированное обеспечение в маловодные годы, орошаемое земледелие, рассчитанное на гарантированное обеспечение в среднемаловодные годы, и лиманное орошение, рассчитанное на гарантированное обеспечение в средний по водности год.
После принятия оперативных мер регулирования лимит водопользования подлежит корректировке.»;
6) в статье 86:
пункт 1 изложить в следующей редакции:
«1. Требования по сокращению объемов забора и использования воды достигаются путем пересмотра нормативов расхода воды на различные технологические процессы и норм водопотребления и водоотведения во всех отраслях экономики.»;
пункт 3 дополнить частями следующего содержания:
«Уполномоченный орган не реже одного раза в пять лет разрабатывает и утверждает укрупненные нормы водопотребления и водоотведения для отраслей экономики. Укрупненные нормы водопотребления и водоотведения учитываются при разработке схем комплексного использования и охране водных ресурсов, проектировании и реконструкции объектов промышленности, энергетики и сельского хозяйства, а также разработке прогнозов использования и охраны водных ресурсов в составе схем развития и размещения производительных сил и отраслей экономики.
Водопользователи не реже одного раза в пять лет по согласованию с уполномоченным органом разрабатывают удельные нормы водопотребления и водоотведения, необходимые для производства единицы продукции в рамках укрупненных норм водопотребления и водоотведения, на основе методики, утвержденной уполномоченным органом.
Удельные нормы водопотребления и водоотведения учитываются при расчетах по обоснованию объемов водопотребления и водоотведения.»;
7) пункт 6 статьи 90 изложить в следующей редакции:
«6. На территории, где отсутствуют поверхностные водные объекты, но имеются достаточные запасы подземных вод питьевого качества, местные исполнительные органы областей (города республиканского значения, столицы) по согласованию с уполномоченным органом, уполномоченным органом в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения, уполномоченным органом по изучению и использованию недр при соответствующем обосновании выдают положительное заключение на использование этих вод для целей, не связанных с питьевым и хозяйственно-бытовым водоснабжением.»;
8) пункт 1 статьи 92 изложить в следующей редакции:
«1. При нецентрализованном питьевом и хозяйственно-бытовом водоснабжении населения физические и юридические лица вправе забирать воду непосредственно из поверхностных и подземных водных объектов при наличии положительного заключения уполномоченного органа в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения в целом на эти водные объекты с обязательной регистрацией водопользования местными исполнительными органами областей (города республиканского значения, столицы) в порядке, установленном уполномоченным органом.
Физические лица, осуществляющие нецентрализованное питьевое и хозяйственно-бытовое водоснабжение для собственных нужд, осуществляют регистрацию водопользования в добровольном порядке.
Нецентрализованное питьевое и хозяйственно-бытовое водоснабжение населения не требует получения разрешения на специальное водопользование при заборе воды из водных объектов в объеме до пятидесяти кубических метров в сутки.";
9) пункт 2 статьи 116 изложить в следующей редакции:
«2. Водоохранные зоны, полосы и режим их хозяйственного использования устанавливаются местными исполнительными органами областей (города республиканского значения, столицы) на основании утвержденной проектной документации, согласованной с уполномоченным органом, уполномоченным органом в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения, уполномоченным государственным органом в области охраны окружающей среды, территориальным органом по управлению земельными ресурсами, а в селеопасных районах — дополнительно и уполномоченным органом в сфере гражданской защиты.
Проектная документация разрабатывается на основании технических указаний по проектированию водоохранных зон и полос поверхностных водных объектов, утвержденных уполномоченным органом.».
3. В Экологический кодекс Республики Казахстан от 9 января 2007 года (Ведомости Парламента Республики Казахстан, 2007 г., № 1, ст. 1; № 20, ст. 152; 2008 г., № 21, ст. 97; № 23, ст. 114; 2009 г., № 11-12, ст. 55; № 18, ст. 84; № 23, ст. 100; 2010 г., № 1-2, ст. 5; № 5, ст. 23; № 24, ст. 146; 2011 г., № 1, ст. 2, 3, 7; № 5, ст. 43; № 11, ст. 102; № 12, ст. 111; № 16, ст. 129; № 21, ст. 161; 2012 г., № 3, ст. 27; № 8, ст. 64; № 14, ст. 92, 95; № 15, ст. 97; № 21-22, ст. 124; 2013 г., № 9, ст. 51; № 12, ст. 57; № 14, ст. 72, 75; 2014 г., № 1, ст. 4; № 2, ст. 10; № 7, ст. 37; № 10, ст. 52; № 12, ст. 82; № 14, ст. 84; № 19-I, 19-II, ст. 96; Закон Республики Казахстан от 7 ноября 2014 года «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам дальнейшего совершенствования системы государственного управления», опубликованный в газетах «Егемен Қазақстан» и «Казахстанская правда» 8 ноября 2014 г.; Закон Республики Казахстан от 29 декабря 2014 года «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам кардинального улучшения условий для предпринимательской деятельности в Республике Казахстан», опубликованный в газетах «Егемен Қазақстан» и «Казахстанская правда» 30 декабря 2014 г., Закон Республики Казахстан от 29 декабря 2014 года «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам недропользования», опубликованный в газетах «Егемен Қазақстан» и «Казахстанская правда» 31 декабря 2014 г.):
1) в статье 1:
подпункты 39) и 40) изложить в следующей редакции:
«39) оператор установки - юридическое или физическое лицо, в собственности или законном пользовании которого на территории Республики Казахстан находится установка, функционирование которой предусматривает выбросы парниковых газов;
40) паспорт установки - документ, содержащий сведения о географическом месте расположения установки, осуществляющей выбросы парниковых газов, видах деятельности, характеристиках используемой технологии и иные сведения, установленные формой паспорта установки;»;
дополнить подпунктами 15-1), 61-1), 65-1), 65-2) и 65-3) следующего содержания:
«15-1) раздельный сбор коммунальных отходов - процесс, при котором коммунальные отходы собираются раздельно в зависимости от типа и состава отходов для обеспечения последующей утилизации, переработки и удаления";
61-1) оператор расширенных обязательств производителя - организация, осуществляющая организацию сбора, вывоза, утилизации, переработки продукции и их отходов, на которые распространяются расширенные обязательства производителя;
65-1) погашение квот на выбросы парниковых газов - изъятие из обращения (списание) углеродных единиц за период действия соответствующего Национального плана распределения квот на выбросы парниковых газов, осуществляемое в Государственном реестре углеродных единиц";
65-2) базовый уровень выбросов парниковых газов - средняя величина объемов выбросов парниковых газов за определенные Национальным планом распределения квот на выбросы парниковых газов предшествующие годы;
65-3) план мониторинга выбросов парниковых газов - обязательный для исполнения документ, разрабатываемый оператором установки на период действия соответствующего Национального плана распределения квот на выбросы парниковых газов или срок реализации проектов и программ по сокращению выбросов и увеличению поглощения парниковых газов.»;
2) статью 5 дополнить подпунктом 11-1) следующего содержания:
«11-1) приоритетность использования отходов производства и потребления в качестве вторичных ресурсов;»;
3) подпункт 9) статьи 16 дополнить абзацем пятым следующего содержания:
«порядок распределения квот на выбросы парниковых газов и формирования резервов установленного количества и Национального плана распределения квот на выбросы парниковых газов;»;
4) в статье 17:
подпункт 28-5) изложить в следующей редакции:
«28-5) разрабатывает порядок распределения квот на выбросы парниковых газов и формирования резервов установленного количества и Национального плана распределения квот на выбросы парниковых газов;»;
дополнить подпунктом 28-10) следующего содержания:
«28-10) разрабатывает порядок валидации и верификации в сфере регулирования и поглощения парниковых газов;»;
подпункт 29) дополнить абзацами тридцать вторым, тридцать третьим, тридцать четвертым, тридцать пятым, тридцать шестым, тридцать седьмым и тридцать восьмым следующего содержания:
«перечень продукции, на которую распространяются расширенные обязательства производителя;
порядок реализации расширенных обязательств производителя;
методику расчета тарифа на сбор, вывоз, переработку, утилизацию и захоронение коммунальных отходов;
форму плана мониторинга;
формы валидационного заключения по плану мониторинга и паспорту установки;
форму верификационного заключения по отчету об инвентаризации парниковых газов;
методику распределения квот из резерва объема квот Национального плана выбросов парниковых газов;»;
абзац третий подпункта 30) исключить;
подпункт 36-4) исключить;
5) статью 19-1 изложить в следующей редакции:
«Статья 19-1. Компетенция местных представительных органов
районов, городов областного значения, города
республиканского значения, столицы в области
коммунального хозяйства
Местные представительные органы районов, городов областного значения, города республиканского значения, столицы в области коммунального хозяйства:
1) утверждают нормы образования и накопления коммунальных отходов;
2) утверждают тарифы на сбор, вывоз, переработку, утилизацию и захоронение коммунальных отходов;
3) осуществляют в соответствии с законодательством Республики Казахстан иные полномочия по обеспечению прав и законных интересов граждан.»;
6) статью 20-1 изложить в следующей редакции:
«Статья 20-1. Компетенция местных исполнительных органов
районов, городов областного значения, города
республиканского значения, столицы в области
коммунального хозяйства
Местные исполнительные органы районов, городов областного значения, города республиканского значения, столицы в области коммунального хозяйства:
1) разрабатывают и представляют на утверждение местным представительным органам районов, городов областного значения нормы образования и накопления коммунальных отходов;
2) разрабатывают и представляют на утверждение местным представительным органам районов, городов областного значения тарифы на сбор, вывоз, переработку, утилизацию и захоронение коммунальных отходов, рассчитанные в соответствии с методикой, разрабатываемой и утверждаемой уполномоченным органом в области охраны окружающей среды;
2-1) реализуют государственную политику в области обращения с коммунальными отходами;
3) осуществляют в интересах местного государственного управления иные полномочия, возлагаемые на местные исполнительные органы законодательством Республики Казахстан.»;
7) подпункты 1) и 3) статьи 94-1 изложить в следующей редакции:
«1) распределение квот на выбросы парниковых газов операторам установок»;
«3) администрирование операторов установок.»;
8) статью 94-2 изложить в следующей редакции:
«Статья 94-2. Квоты на выбросы парниковых газов
1. Запрещается эксплуатация установки без получения квот на выбросы парниковых газов оператором установки, выбросы которой превышают эквивалент двадцати тысяч тонн двуокиси углерода в год в следующих регулируемых сферах деятельности: нефтегазовой, энергетической, горно-металлургической, химической, обрабатывающей (производство цемента, извести, гипса и кирпича).
2. Проверка соблюдения требований пункта 1 настоящей статьи осуществляется только в отношении установок, включенных в Национальный план распределения квот на выбросы парниковых газов.
3. Квота на выбросы парниковых газов вводится в обращение путем ее зачисления на счет оператора установки в Государственном реестре углеродных единиц в соответствии с объемами, указанными в Национальном плане распределения квот на выбросы парниковых газов, в течение десяти рабочих дней со дня вступления в силу соответствующего Национального плана распределения квот на выбросы парниковых газов.
4. После зачисления квоты на выбросы парниковых газов оператор установки представляет до первого апреля первого года действия Национального плана распределения квот на выбросы парниковых газов в уполномоченный орган в области охраны окружающей среды валидированные план мониторинга и паспорт установки.
В случае непредставления плана мониторинга и паспорта установки в установленный настоящим пунктом срок, счет оператора установки подлежит блокированию до представления требуемых документов.
5. Оператор установки до первого апреля года, следующего за отчетным, обязан представить верифицированный отчет об инвентаризации парниковых газов за отчетный год в уполномоченный орган в области охраны окружающей среды или заполнить электронную форму отчетности в системе Государственного кадастра источников выбросов и поглощений парниковых газов.
6. Оператору установки запрещается превышать квоту на выбросы парниковых газов, установленную в соответствующем Национальном плане распределения квот на выбросы парниковых газов.
7. Оператор установки вправе продать или купить единицы квот, за исключением квот, выданных в соответствии с пунктом 1 статьи 94-4 настоящего Кодекса.
8. Квоты на выбросы парниковых газов, выданные на период действия Национального плана распределения квот на выбросы парниковых газов, подлежат погашению в соответствии с правилами выдачи и изменения квот на выбросы парниковых газов.»;
9) статью 94-3 исключить;
10) статьи 94-4, 94-5, 94-6, 94-7 изложить в следующей редакции:
«Статья 94-4. Изменение квот на выбросы парниковых газов
1. Оператор установки обращается в уполномоченный орган в области охраны окружающей среды для получения дополнительного объема квот на выбросы парниковых газов в случаях увеличения мощности установки, перехода на другой вид топлива или введения нового (-ых) стационарного (-ых) источника (-ов) выбросов парниковых газов от периода действия установленного базового уровня до окончания срока действия Национального плана распределения квот на выбросы парниковых газов.
2. В случае смены оператора установки, его наименования либо организационно-правовой формы, уполномоченный орган в области охраны окружающей среды в течение десяти рабочих дней со дня обращения заявителя на основе подтверждающих документов вносит соответствующие изменения в Государственный реестр углеродных единиц.
Обязательства по выбросам парниковых газов переходят к новому оператору установки.
3. В случае ликвидации юридического лица, неиспользованный объем квот на выбросы парниковых газов переходит в резерв объема квот Национального плана распределения квот на выбросы парниковых газов.
4. Порядок изменения квот на выбросы парниковых газов определяется правилами выдачи и изменения квот на выбросы парниковых газов.
Статья 94-5. Национальный план распределения квот на выбросы
парниковых газов
1. Национальный план распределения квот на выбросы парниковых газов обеспечивает соблюдение целевых показателей по выбросам парниковых газов.
Национальный план распределения квот на выбросы парниковых газов разрабатывается в соответствии с правилами распределения квот на выбросы парниковых газов и правилами формирования резерва установленного количества и резерва Национального плана распределения квот на выбросы парниковых газов и утверждается на соответствующий период.
2. В Национальном плане распределения квот на выбросы парниковых газов устанавливаются общий объем квот на выбросы парниковых газов по регулируемым сферам деятельности и перечень операторов установок с распределенными для них объемами квот на выбросы парниковых газов.
3. Национальный план распределения квот на выбросы парниковых газов содержит резерв квот, предназначенный для:
1) поддержания баланса внутреннего углеродного рынка;
2) распределения квот на выбросы парниковых газов для новых установок;
3) выдачи дополнительных единиц квоты в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 94-4 настоящего Кодекса;
4) распределения квот на выбросы парниковых газов для субъектов администрирования, выбросы которых в период действия Национального плана распределения квот на выбросы парниковых газов превышают эквивалент двадцати тысяч тонн двуокиси углерода в год;
5) продажи квот на условиях аукциона.
4. Порядок включения и исключения операторов установок из Национального плана распределения квот на выбросы парниковых газов, а также распределения и продажи квот из резерва квот осуществляется в соответствии с правилами распределения квот на выбросы парниковых газов, правилами формирования резерва установленного количества и резерва Национального плана распределения квот на выбросы парниковых газов.
5. Управление резервом объема квот осуществляет уполномоченный орган в области охраны окружающей среды.
Средства от продажи квот парниковых газов из резерва поступают в доход государственного бюджета.
Статья 94-6. Субъекты администрирования операторов установок
1. Субъектами администрирования операторов установок (далее - субъекты администрирования) являются юридические или физические лица, эксплуатирующие установку, объем выбросов парниковых газов которой составляет от десяти до двадцати тысяч тонн эквивалента двуокиси углерода в год, в следующих регулируемых сферах деятельности: нефтегазовой, энергетической, горно-металлургической, химической, обрабатывающей (производство цемента, извести, гипса и кирпича).
2. На субъектов администрирования не распространяется действие норм статей 94-2, 94-4 и 94-11 настоящего Кодекса в части процедур, осуществляемых субъектами распределения квот на выбросы парниковых газов, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 4 настоящей статьи.
3. Субъекты администрирования в срок до первого апреля года, следующего за отчетным, заполняют электронную форму отчета об инвентаризации парниковых газов в системе Государственного кадастра источников выбросов и поглощений парниковых газов или представляют отчет об инвентаризации парниковых газов в уполномоченный орган в области охраны окружающей среды. Отчеты об инвентаризации парниковых газов не подлежат верификации.
4. Порядок участия субъектов администрирования в реализации проектных механизмов в сфере регулирования выбросов и поглощений парниковых газов осуществляется в соответствии с правилами реализации проектных механизмов в сфере регулирования выбросов и поглощений парниковых газов.
5. Субъекты администрирования, эксплуатация установок которых в период действия Национального плана распределения квот на выбросы парниковых газов подпадает под требования пункта 1 статьи 94-2 настоящего Кодекса, подлежат квотированию в соответствии с правилами выдачи и изменения квот на выбросы парниковых газов.
6. Уполномоченный орган в области охраны окружающей среды осуществляет контроль количества выбросов парниковых газов субъектов администрирования посредством рассмотрения их ежегодных отчетов об инвентаризации парников.
Статья 94-7. Рыночный механизм сокращения выбросов и поглощения
парниковых газов
1. Рыночный механизм сокращения выбросов и поглощения парниковых газов включает в себя:
1) торговлю единицами квот на выбросы парниковых газов;
2) торговлю единицами поглощения парниковых газов, единицами сертифицированного сокращения выбросов, единицами сокращения выбросов, единицами внутреннего сокращения выбросов;
3) международную торговлю единицами установленного количества между странами, имеющими ограничения и (или) сокращения выбросов парниковых газов, и их юридическими лицами.
2. Субъектами рынка выбросов парниковых газов являются юридические лица, участвующие в сфере регулирования выбросов и поглощений парниковых газов, а также участники биржевой торговли в соответствии с законодательством Республики Казахстан.
3. Реализация единиц квот, единиц поглощения парниковых газов, единиц сертифицированного сокращения выбросов, единиц сокращения выбросов, единиц внутреннего сокращения выбросов производится на товарной бирже, определяемой в соответствии с правилами торговли квотами на выбросы парниковых газов и углеродными единицами.»;
11) статью 94-9 изложить в следующей редакции:
«Статья 94-9. Требования к торговле углеродными единицами
1. Углеродные единицы, участвующие в системе торговли квотами на выбросы парниковых газов, обращаются на внутреннем рынке в соответствии с правилами торговли квотами на выбросы парниковых газов и углеродными единицами.
2. Единицы сертифицированного сокращения и единицы сокращения выбросов могут использоваться для целей внутренней и международной торговли и обеспечиваться переходом из государственной системы учета установленного количества в систему учета других стран.
3. Углеродная единица является товаром.
4. Единицы квот в пределах действия соответствующего Национального плана распределения квот на выбросы парниковых газов могут переноситься с одного отчетного года на другой.
Неиспользованный объем единиц квот не переносится на следующий Национальный план распределения квот на выбросы парниковых газов и подлежит возврату в резерв Национального плана распределения квот на выбросы парниковых газов.»;
12) в статье 94-10:
заголовок изложить в следующей редакции:
«Статья 94-10. Внутренние проекты по сокращению и (или)
поглощению выбросов парниковых газов»;
в пункте 2 абзац первый изложить в следующей редакции:
«2. Внутренние проекты по сокращению и (или) поглощению выбросов парниковых газов могут реализовываться в следующих сферах экономики:»;
дополнить подпунктом 10) следующего содержания:
«10) энергосбережение и повышение энергоэффективности.»;
13) статью 94-11 изложить в следующей редакции:
«Статья 94-11. Процедура мониторинга выбросов парниковых газов
1. Оператор установки разрабатывает план мониторинга выбросов парниковых газов квотируемой установки на период действия соответствующего Национального плана распределения квот на выбросы парниковых газов.
2. План мониторинга выбросов парниковых газов подлежит валидации.
3. Оператор установки вправе разработать собственную методику расчета выбросов парниковых газов в случае отсутствия утвержденной методики, которая подлежит согласованию с уполномоченным органом в области охраны окружающей среды.»;
14) пункт 2 статьи 152 дополнить частью второй следующего содержания:
«Ведение Государственного кадастра отходов производства и потребления осуществляет подведомственная организация уполномоченного органа в области охраны окружающей среды.»;
15) пункт 2 статьи 154 изложить в следующей редакции:
«2. Документация, указанная в подпункте 3) пункта 1 настоящей статьи, представляется ежегодно по состоянию на 1 января до 1 марта года, следующего за отчетным, на электронном и бумажном носителях.»;
Документация, указанная в подпунктах 1), 2) и 4) пункта 1 настоящей статьи, представляется повторно в случае ее изменения.»;
16) статью 158-4 изложить в следующей редакции:
«Статья 158-4. Верификация и валидация
1. Для осуществления деятельности по верификации и валидации независимые организации должны соответствовать следующим требованиям:
1) являться юридическим лицом;
2) иметь международную признанную квалификацию, подтверждаемую документом об аккредитации в рамках Рамочной конвенции Организации Объединенных Наций об изменении климата /или/ документом об аккредитации на проведение верификации и валидации в странах Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) /или/ иметь не менее двух сотрудников с опытом работы в сфере валидации и верификации, подтверждаемым трудовыми договорами, заключенными с независимой организацией, и предшествующими договорами, подтверждающими не менее чем двухлетний опыт сотрудников.
Квалификация сотрудников подтверждается сертификатами о прохождении обучения по программам и тренингам в сфере валидации и верификации. Дальнейшее изменение квалификации сотрудников осуществляется на основании информации о соблюдении независимой организацией требований о прохождении обучения по программам повышения квалификации. Один и тот же специалист не может быть заявлен в качестве сотрудника двумя или несколькими независимыми организациями.
2. Порядок валидации и верификации в сфере регулирования и поглощения парниковых газов утверждается уполномоченным органом в области охраны окружающей среды.
3. Независимая организация несет ответственность за недостоверность данных об инвентаризации, верификации и валидации (детерминации), необходимость внесения изменений в данные об инвентаризации, верификации и валидации (детерминации) в случае основанных на законодательстве замечаний уполномоченного органа в сфере охраны окружающей среды.
4. Ежегодный отчет об инвентаризации парниковых газов, план мониторинга и паспорт установки составляются оператором установки по форме, утвержденной уполномоченным органом в области охраны окружающей среды.
Верификация и валидация осуществляются за счет средств оператора установки.
5. Верификация и валидация одного и того же проекта по сокращению выбросов и поглощению парниковых газов не могут проводиться одной и той же независимой организацией.
6. Верификация и валидация осуществляются в соответствии с национальными стандартами,, утвержденными уполномоченным органом в области технического регулирования, если иное не предусмотрено международными договорами.»;
17) статью 280 дополнить пунктами 3 и 4 следующего содержания:
«3. Стойкие органические загрязнители обязаны уничтожаться экологически безопасным способом.
Запрещается использование технологий для уничтожения отходов стойких органических загрязнителей и других хлорсодержащих отходов без комплексной очистки отходящих газов и с содержанием диоксинов и фуранов в отходящих газах свыше 0,1 нг/м3 (нанограмм на метр кубический).
4. В местах, связанных с производством и переработкой продовольствия или кормов, запрещается использование стойких органических загрязнителей.»;
18) пункт 4 статьи 283 дополнить частью второй следующего содержания:
«Такие субъекты, выполняющие операции по сбору, утилизации, переработке, хранению, размещению или удалению отходов, несут ответственность за безопасное обращение с отходами с момента их передачи собственником отходов.»;
19) дополнить статьями 283-1 и 283-2 следующего содержания:
«Статья 283-1. Расширенные обязательства производителя
1. Физические и юридические лица, осуществляющие производство и (или) ввоз товаров согласно перечню продукции, на которую распространяются расширенные обязательства производителя, обязаны обеспечивать сбор, обезвреживание и (или) использование отходов, образующихся после утраты потребительских свойств товаров и их упаковки, путем:
1) применения собственной системы сбора отходов товаров и отходов упаковки из отходов потребления, включающей находящиеся на праве собственности, хозяйственного ведения и (или) оперативного управления, аренды, безвозмездного пользования сеть стационарных и (или) передвижных приемных заготовительных пунктов и (или) специальные контейнеры для сбора и удаления отходов потребления, производственные линии (цехи, заводы) для их разделения по видам и самостоятельное или с привлечением иных лиц обезвреживание и (или) использование собранных отходов товаров и отходов упаковки (далее - собственная система сбора отходов);
2) заключения с оператором расширенных обязательств производителя договора об организации сбора, обезвреживания и (или) использования отходов товаров и отходов упаковки и внесения на текущий (расчетный) банковский счет оператора расширенных обязательств производителя платы за организацию сбора, обезвреживания и (или) использования отходов товаров и отходов упаковки. Размер и порядок исчисления суммы платы рассчитываются согласно методике утверждаемой уполномоченным органом в области охраны окружающей среды.
2. Требования по расширенным обязательствам производителя не распространяются на:
1) производителей в части произведенных масел, полимерной, стеклянной, бумажной и (или) картонной упаковок при условии использования для их производства не менее тридцати процентов отработанных масел, отходов пластмасс, стекла, бумаги и картона соответственно;
2) производителей и поставщиков в части произведенных и (или) ввезенных товаров, реализованных за пределы Республики Казахстан;
3) производителей и поставщиков в части произведенных и (или) ввезенных полимерной, стеклянной, бумажной и (или) картонной упаковок, упаковки из комбинированных материалов, предназначенных для упаковки и (или) в которые упакованы товары, реализованные за пределы Республики Казахстан.
3. Физические и юридические лица, осуществляющие производство и (или) ввоз продукции, вправе создавать оператора расширенных обязательств производителя в форме некоммерческого юридического лица для сбора, вывоза, переработки и (или) утилизации продукции и их отходов.
Статья 283-2. Направления деятельности оператора расширенного
обязательства производителя
Оператор расширенных обязательств производителя вправе использовать средства, поступившие на текущий (расчетный) банковский счет оператора расширенных обязательств производителя от физических и юридических лиц, осуществляющих производство и (или) ввоз продукции в виде платы на:
1) компенсацию физическим и юридическим лицам расходов по раздельному сбору и переработке отходов товаров и отходов упаковки (за исключением отходов товаров и отходов упаковки, полученных из отходов производства и (или) переданных юридическим лицам или индивидуальным предпринимателям от юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, у которых данные отходы образовались в результате производственной деятельности) при условии передачи этих отходов для обезвреживания и (или) утилизации на территории Республики Казахстан;
2) организацию хранения и передачи для обезвреживания и (или) использования за пределами Республики Казахстан отходов товаров и отходов упаковки, для которых на территории Республики Казахстан отсутствуют объекты по обезвреживанию и (или) использованию;
3) организационно-техническое и информационное обеспечение системы сбора, переработки, обезвреживания и (или) утилизации отходов, финансирование рекламной деятельности, образовательной, маркетинговых исследований в сфере обращения с отходами и вторичными ресурсами;
4) финансирование экспериментальных, опытных, проектных, научно- исследовательских работ в сфере сбора, переработки, обезвреживания и (или) утилизации отходов;
5) выполнение государственных программ по обращению с отходами, внедрение новых технологий сбора и использования отходов в качестве вторичного сырья, строительство заводов (производств) по сортировке и (или) использованию коммунальных отходов и вторичных ресурсов; совершенствование материально-технической базы организаций, осуществляющих сбор и (или) использование вторичных ресурсов, сбор, сортировку и (или) использование коммунальных отходов;
6) финансирование деятельности, связанной с осуществлением оператором расширенных обязательств производителя своих функций.»;
20) статью 284 дополнить пунктом 7 следующего содержания:
«7. Бесхозяйные отходы производства и потребления, в том числе после обращения в государственную либо частную собственность в соответствии с положениями настоящей статьи, и перерабатываемые либо утилизируемые юридическими лицами, не признаются в качестве отходов производства и потребления.»;
21) в статье 288:
пункт 1 изложить в следующей редакции:
«1. Физические и юридические лица, в процессе хозяйственной деятельности которых образуются отходы, обязаны предусмотреть меры безопасного обращения с ними, соблюдать экологические и санитарно- эпидемиологические требования и выполнять мероприятия по их переработке, утилизации, обезвреживанию и безопасному удалению.»;
дополнить частью второй следующего содержания:
«Физические и юридические лица при обращении с отходами производства и потребления обязаны соблюдать последовательность, начиная с предупреждения, затем минимизация образования отходов, затем переработка для последующей утилизации и удаления.»;
22) пункты 5, 6, 7, 8 статьи 289 изложить в следующей редакции:
«5. Паспорт опасных отходов направляется в уполномоченный орган в области охраны окружающей среды в течение трех месяцев с момента образования отходов.
6. По мере поступления дополнительной информации, повышающей полноту и достоверность данных, включенных в обязательные разделы, паспорт опасных отходов подлежит обновлению, а также направлению в уполномоченный орган в области охраны окружающей среды.
7. Копии паспортов опасных отходов в обязательном порядке представляют физическому лицу или предприятию, транспортирующему данную партию или ее часть, а также каждому грузополучателю данной партии (части партии) отходов.
8. При обработке полученной партии отходов, включая смешение ее с другими материалами, грузополучатель обязан, в случае транспортировки за пределы своего предприятия, оформить новый паспорт опасных отходов на данную партию (часть партии), а также направить в уполномоченный орган в области охраны окружающей среды.»;
23) пункт 1 статьи 292 изложить в следующей редакции:
«1. Местные исполнительные органы отвечают за организацию рациональной и экологически безопасной системы сбора коммунальных отходов, предусматривающей раздельный сбор, временное хранение, регулярный вывоз, переработку, утилизацию и обезвреживание опасных компонентов коммунальных отходов, а также очистку территории населенного пункта.»;
24) пункт 1 статьи 295 изложить в следующей редакции:
«1. Для целей трансграничной перевозки отходов опасными считаются группы отходов в соответствии с Базельской конвенцией о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением.»;
25) статью 300 дополнить пунктом 3-1 следующего содержания:
«3-1. Запрещается захоронение твердых бытовых отходов без предварительной переработки.»;
26) статью 314-1 исключить.
4. В Кодекс Республики Казахстан об административных правонарушениях от 5 июля 2014 года (Ведомости Парламента Республики Казахстан, 2014 г., № 18-I, 18-II, ст. 92; Закон Республики Казахстан от 7 ноября 2014 года «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам дальнейшего совершенствования системы государственного управления», опубликованный в газетах «Егемен Қазақстан» и «Казахстанская правда» 8 ноября 2014 г.; Закон Республики от 29 декабря 2014 года «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам кардинального улучшения условий для предпринимательской деятельности в Республике Казахстан», опубликованный в газетах «Егемен Қазақстан» и Казахстанская правда» 30 декабря 2014 г., Закон Республики Казахстан от декабря 2014 года «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам недропользования», опубликованный в газетах «Егемен Қазақстан» и «Казахстанская правда» от 31 декабря 2014 г; Закон Республики Казахстан от 29 декабря 2014 года «О внесении изменений и дополнений в Кодекс Республики Казахстан об административных правонарушениях», опубликованный в газетах «Егемен Қазақстан» и «Казахстанская правда» 31 декабря 2014 г., Закон Республики Казахстан от 10 января 2015 года «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам Национальной гвардии, Вооруженных Сил и Службы государственной охраны Республики Казахстан», опубликованный в газетах «Егемен Қазақстан» и «Казахстанская правда» 14 января 2015 г; Закон Республики Казахстан от 14 января 2015 года «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам энергосбережения и повышения энергоэффективности», опубликованный в газетах «Егемен Қазақстан» и «Казахстанская правда» 17 января 2015 г.):
1) в статье 170:
пункт 3 изложить в следующей редакции:
«3. Нарушение порядка учета и (или) реализации товарного и (или) сжиженного нефтяного газа, установленного законодательством Республики Казахстан о газе и газоснабжении, за исключением случаев, предусмотренных частями десятой и одиннадцатой настоящей статьи, - влечет штраф на субъектов малого предпринимательства в размере семидесяти пяти, на субъектов среднего предпринимательства - в размере ста пятидесяти, на субъектов крупного предпринимательства - в размере семисот месячных расчетных показателей;»;
дополнить пунктами 10, 11, 12 следующего содержания:
«10. Незаконная реализация сжиженного нефтяного газа за пределы Республики Казахстан, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния, — влечет штраф на субъектов малого предпринимательства в размере двухсот, среднего предпринимательства в размере пятисот, на субъектов крупного предпринимательства — в размере тысячи месячных расчетных показателей с конфискацией доходов, полученных вследствие совершения административного правонарушения.
11. Оптовая реализация сжиженного нефтяного газа между газосетевыми организациями - влечет штраф на субъектов малого предпринимательства в размере двухсот, среднего предпринимательства в размере пятисот, на субъектов крупного предпринимательства - в размере тысячи месячных расчетных показателей с конфискацией доходов, полученных вследствие совершения административного правонарушения.
12. Действие, предусмотренное частями десятой и одиннадцатой настоящей статьи, совершенное повторно, - влечет штраф на субъектов малого предпринимательства в размере пятисот, среднего предпринимательства в размере восьмисот, на субъектов крупного предпринимательства - в размере тысячи триста месячных расчетных показателей с конфискацией доходов, полученных вследствие совершения административного правонарушения, и приостановлением действия либо лишением свидетельства об аккредитации.»;
2) в пункте 1 статьи 684 слова «170 (частями седьмой и девятой)» заменить словами «170 (частями седьмой, девятой, десятой, одиннадцатой и двенадцатой)»;
3) подпункт 42) пункта 1 статьи 804 изложить в следующей редакции:
«42) уполномоченного органа в области нефти и газа (статьи 170 (части седьмая, девятая, десятая, одиннадцатая и двенадцатая), 171 (части вторая и третья (по превышению предельных цен оптовой реализации товарного или сжиженного нефтяного газа), 356 (часть четырнадцатая), 463;».
5. Закон Республики Казахстан от 23 января 2001 года «О местном государственном управлении и самоуправлении в Республике Казахстан» (Ведомости Парламента Республики Казахстан, 2001 г., № 3, ст. 17; № 9, ст. 86; № 24, ст. 338; 2002 г., № 10, ст. 103; 2004 г., № 10, ст. 56; № 17, ст. 97; № 23, ст. 142; № 24, ст. 144; 2005 г., № 7-8, ст. 23; 2006 г., № 1, ст. 5; № 13, ст. 86, 87; № 15, ст. 92, 95; № 16, ст. 99; № 18, ст. 113; № 23, ст. 141; 2007 г., № 1, ст. 4; № 2, ст. 14; № 10, ст. 69; № 12, ст. 88; № 17, ст. 139; № 20, ст. 152; 2008 г., № 21, ст. 97; № 23, ст. 114, 124; 2009 г., № 2-3, ст. 9; № 24, ст. 133; 2010 г., № 1-2, ст. 2; № 5, ст. 23; № 7, ст. 29, 32; № 24, ст. 146; 2011 г., № 1, ст. 3, 7; № 2, ст. 28; № 6, ст. 49; № 11, ст. 102; № 13, ст. 115; № 15, ст. 118; № 16, ст. 129; 2012 г., № 2, ст. 11; № 3, ст. 21; № 5, ст. 35; № 8, ст. 64; № 14, ст. 92; № 23-24, ст. 125; 2013 г.; № 1, ст. 2, 3; № 8, ст. 50; № 9, ст. 51; № 14, ст. 72, 75; № 15, ст. 81; № 20, ст. 113; № 21-22, ст. 115; 2014 г., № 2, ст. 10; № 3, ст. 21; № 7, ст. 37; № 8, ст. 49; № 10, ст. 52; № 11, ст. 67; № 12, ст. 82; № 14, ст. 84, 86; № 19-II, ст. 94; № 19-II, ст. 96; № 21, ст. 118; Закон Республики Казахстан от 7 ноября 2014 года «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам дальнейшего совершенствования системы государственного управления», опубликованный в газетах «Егемен Қазақстан» и «Казахстанская правда» 8 ноября 2014 г.; Закон Республики Казахстан от 28 ноября 2014 года «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам налогообложения», опубликованный в газетах «Егемен Қазақстан» и «Казахстанская правда» 3 декабря 2014 г.):
1) пункт 1 статьи 27 дополнить подпунктом 8-2) следующего содержания:
«8-2) организует осуществление раздельного сбора, переработку и утилизацию коммунальных отходов;»;
2) пункт 1 статьи 31 дополнить подпунктом 29) следующего содержания:
«29) организует осуществление раздельного сбора коммунальных отходов;».
6. В Закон Республики Казахстан от 8 июля 2005 года «О государственном регулировании развития агропромышленного комплекса и сельских территорий» (Ведомости Парламента Республики Казахстан, 2005 г., V- I з, ст. 52; 2007 г., № 5-6, ст. 42; № 18, ст. 145; 2008 г., № 23, ст. 124; 2009 г., V" 17, ст. 82; № 24, ст. 129; 2010 г., № 1-2, ст. 5; № 5, ст. 23; № 15, ст. 71;.’()| I г., № 1, ст. 2, 7; № 2, ст. 26; № 11, ст. 102; 2012 г., № 2, ст. 16; № 14, ст. 94; V" 15, ст. 97; 2013 г., № 9, ст. 51; № 14, ст. 72, 75; 2014 г., № 2, ст. 10; № 19-I, 19-II, ст. 96; Закон Республики Казахстан от 28 ноября 2014 года «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам налогообложения», опубликованный в газетах «Егемен Қазақстан» и «Казахстанская правда» 3 декабря 2014 г.; Закон Республики Казахстан от 29 декабря 2014 года «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам кардинального улучшения условий для предпринимательской деятельности в Республике Казахстан», опубликованный в газетах «Егемен Қазақстан» и Казахстанская правда» 30 декабря 2014 г.):
1) пункт 1 статьи 6 дополнить подпунктами 15-41) и 15-42) следующего содержания:
«15-41) разработка и утверждение правил и порядка государственного ведения мониторинга и оценки мелиоративного состояния орошаемых земель в Республике Казахстан и информационного банка данных;
15-42) разработка и утверждение норм материально-технического оснащения техникой и оборудованием, расчета эксплуатационных затрат, обеспечения хозяйственными товарами и канцелярскими принадлежностями, норм времени и загруженности работников гидрогеолого-мелиоративной службы для проведения мониторинга и оценки мелиоративного состояния орошаемых земель;».
7. В Закон Республики Казахстан от 21 июля 2007 года «О государственных закупках» (Ведомости Парламента Республики Казахстан, 2007 г., № 17, ст. 135; 2008 г., № 13-14, ст. 58; № 20, ст. 87; № 21, ст. 97; 24, ст. 128; 2009 г., № 2-3, ст. 21; № 9-10, ст. 47, 49; № 15-16, ст. 74; № 17, ст. 78, 82; № 24, ст. 129, 133; 2010 г., № 5, ст. 23; № 7, ст. 28, 29; № 15, ст. 71; № 17-18, ст. 108; № 24, ст. 146; 2011 г., № 2, ст. 26; № 4, ст. 37; № 6, ст. 49; № И, ст. 102; № 13, ст. 115; № 20, ст. 151; № 21, ст. 161, 171; 2012 г., № 2, ст. 11; № 3, ст. 22; № 6, ст. 43; № 8, ст. 64; № 12, ст. 83; № 13, ст. 91; № 14, ст. 92, 94; № 15, ст. 97; № 23-24, ст. 125; 2013 г., № 1, ст. 2; № 10-11, ст. 56; № 14, ст. 75; № 15, ст. 76; 2014 г., № 1, ст. 4, 6, 9; № 4-5, ст. 24; № 10, ст. 52; N" 14, ст. 84, 86; № 16, ст. 90; № 19-I, 19-II, ст. 9; Закон Республики Казахстан от 10 декабря 2014 года «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам официальной помощи развитию», опубликованный в газетах «Егемен Қазақстан» и «Казахстанская правда» 12 декабря 2014 г. Закон Республики Казахстан от 9 декабря 2014 года «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам кардинального улучшения условий для предпринимательской деятельности в Республике Казахстан», опубликованный в газетах «Егемен Қазақстан» и «Казахстанская правда» 30 декабря 2014 г.):
1) в статье 17:
подпункт 1) пункта 4 дополнить абзацем пятым следующего содержания:
«документа, прошедшего добровольную сертификацию на товар из вторичного сырья, полученного из отходов на территории Республики Казахстан;»;
дополнить пунктом 4-1 следующего содержания:
«4-1. Организатор государственных закупок или единый организатор государственных закупок обязаны предусмотреть в конкурсной документации приоритет на товар, изготовленный с применением вторичного сырья, полученного из отходов на территории Республики Казахстан, имеющий подтверждающий документ согласно пункту 4 настоящей статьи.».
8. В Закон Республики Казахстан от 4 июля 2009 года «О поддержке использования возобновляемых источников энергии» (Ведомости Парламента Республики Казахстан, 2009 г., № 13-14, ст. 61; 2011 г., № 11, ст. 102; № 12, ст. 111; 2012 г., № 14, ст. 92; 2013 г., № 9, ст. 51; № 14, ст. 75; № 15, ст. 79; 2014 г., № 1, ст. 4; № 19-I, 19-II, ст. 96; Закон Республики Казахстан от 29 декабря 2014 года «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам кардинального улучшения условий для предпринимательской деятельности в Республике Казахстан», опубликованный в газетах «Егемен Қазақстан» и «Казахстанская правда» 30 декабря 2014 г.):
1) в статье 1:
дополнить подпунктами 1-1), 5-1), 9-1) следующего содержания:
«1-1) целевые показатели развития сектора возобновляемых источников энергии - показатели доли вырабатываемого объема электрической энергии объектами по использованию возобновляемых источников энергии в общем энергопотреблении и суммарной установленной мощности объектов по использованию возобновляемых источников энергии, в том числе по видам, на 2017, 2020, 2025 и 2030 годы»;
«5-1) договор о подключении объектов по использованию возобновляемых источников энергии - письменное соглашение, заключаемое между энергопередающей организацией и энергопроизводящей организацией, использующей возобновляющие источники энергии, либо намеревающейся использовать возобновляемые источники энергии, о подключении к электрическим и (или) тепловым сетям энергопередающей организации объектов по использованию возобновляемых источников энергии, созданных (реконструированных) либо находящихся в процессе создания (реконструкции) в соответствии с положениями статьи 10 настоящего Закона»;
«9-1) резервный фонд — фонд, формируемый расчетно-финансовым центром по поддержке возобновляемых источников энергии, денежные средства которого хранятся на специальном банковском счете и используются только на покрытие кассовых разрывов и задолженности расчетно-финансового и перед энергопроизводящими организациями, использующими возобновляемые источники энергии, возникающие вследствие неоплаты или задержки оплаты со стороны условных потребителей за поставленную им электроэнергию, произведенную объектами по использованию возобновляемых источников энергии.»;
подпункты 2), 12), 13) изложить в следующей редакции:
«2) условные потребители электрической энергии от возобновляемых источников энергии (далее - условные потребители) - энергопроизводящие организации, использующие уголь, газ, серосодержащее сырье, нефтепродукты ядерное топливо;
субъекты рынка электрической энергии, приобретающие электрическую энергию из-за пределов Республики Казахстан;
гидроэлектростанции с установками, расположенными в одном гидроузле, суммарной мощностью свыше тридцати пяти мегаватт, за исключением вновь введенных в эксплуатацию»;
«12) индивидуальный потребитель электрической и (или) тепловой энергии (далее - индивидуальный потребитель) - физическое или юридическое ищи, потребляющее электрическую и (или) тепловую энергию от объекта по использованию возобновляемых источников энергии, работающего в автономном режиме в неэлектрифицированных населенных пунктах и (или) исцелениях, где централизованное электроснабжение экономически и целесообразно;
13) нетто-потребитель электрической энергии (далее - нетто-потребитель) - физическое и (или) юридическое лицо, обеспечивающее полностью или частично собственное потребление электрической энергии от принадлежащего ему на праве собственности объекта по использованию возобновляемых источников энергии, подключенного к распределительной электрической сети и оборудованного системами раздельного учета объемов потребления электрической энергии из сети и объемов поставки в нее, общей установленной мощностью до 20 кВт (для физических лиц) и 100 кВт (для юридических лиц), включая комбинированные установки возобновляемых источников энергии, использующие различные источники возобновляемых источников энергии;»;
2) абзац третий пункта 3-1 статьи 2 изложить в следующей редакции:
"гидроэлектростанции с установками, расположенными в одном гидроузле, суммарной мощностью свыше тридцати пяти мегаватт, и (или) водохранилищами, обеспечивающими более чем суточный срок регулирования, за исключением вновь введенных в эксплуатацию.»;
5) подпункт 1) пункта 2 статьи 3 изложить в следующей редакции:
«1) утверждение и реализацию прогнозного плана размещения объектов но использованию возобновляемых источников энергии с учетом целевых показателей развития сектора возобновляемых источников энергии;»;
4) подпункт 5) статьи 6 изложить в следующей редакции:
«5) утверждает прогнозный план размещения объектов по использованию возобновляемых источников энергии с учетом целевых показателей внедрения объектов возобновляемых источников энергии;»;
дополнить подпунктами 5-1), 5-2), 9-2) следующего содержания:
«5-1) утверждает правила включения проектов по использованию возобновляемых источников энергии в прогнозный план размещения объектов по использованию возобновляемых источников энергии;
5-2) утверждает целевые показатели развития сектора возобновляемых источников энергии;»;
«9-2) разрабатывает и утверждает правила формирования резервного фонда;»;
подпункт 10-4) исключить;
5) в статье 7:
подпункт 3-1) изложить в следующей редакции:
«3-1) резервируют и предоставляют земельные участки для строительства объектов по использованию возобновляемых источников энергии в соответствии с земельным законодательством Республики Казахстан и прогнозным планом размещения объектов по использованию возобновляемых источников энергии;»;
дополнить подпунктом 3-2) следующего содержания:
«3-2) предоставляют адресную помощь индивидуальным потребителям;»;
6) в статье 7-1:
пункт 6 дополнить подпунктами 5), 6) следующего содержания:
«5) оснащать солнечные электростанции устройствами накопления энергии, которые должны работать в режиме накопления энергии в периоды пика генерации, и в режиме выдачи мощности - в периоды снижения или отсутствия генерации на электроустановках, использующих возобновляемые источники энергии;
6) осуществлять внутрисуточное регулирование выработки электрической энергии в соответствии с распоряжениями системного оператора при осуществлении централизованного оперативно—диспетчерского управления Единой электроэнергетической системой Республики Казахстан. Данная норма относится к гидроэлектростанциям, оснащенным водохранилищами.»;
дополнить пунктом 8 следующего содержания:
«8. Все энергопроизводящие организации, использующие возобновляемые источники энергии, обязаны иметь автоматизированную систему коммерческого учета на своем объекте по использованию возобновляемых источников энергии. Автоматизированная система коммерческого учета должна иметь возможность дистанционной передачи данных в региональные диспетчерские центры в целях автоматизации коммерческого учета электроэнергии, произведенной объектами по использованию возобновляемых источников энергии, отпущенной в сети.»;
7) пункт 3 статьи 8-1 изложить в следующей редакции:
«3. С целью достижения целевых показателей, предусмотренных документами Системы государственного планирования Республики Казахстан, Правительство Республики Казахстан вправе ежегодно корректировать уровни ранее утвержденных фиксированных тарифов. Акт Правительства Республики о корректировке утвержденных фиксированных тарифов вводится в действие не ранее чем через два года после его первого официального опубликования в периодических печатных изданиях, распространяемых на всей территории Республики Казахстан, на казахском и русском языках.
Для стимулирования внедрения объектов по использованию возобновляемых источников энергии малой мощности, а также обеспечения электричеством местностей с менее благоприятными природными, климатическими, техническими или иными условиями для развития возобновляемых источников энергии фиксированные тарифы дифференцируются по установленной мощности объектов по использованию возобновляемых источников энергии.
Действие настоящего пункта не распространяется на действующие договоры купли-продажи расчетно-финансового центра с энергопроизводящими организациями, использующими возобновляемые источники энергии.»;
8) в статье 9:
часть первую пункта 3 изложить в следующей редакции:
«3. В случае, если сумма денег, полученная расчетно-финансовым центром от продажи электрической энергии от возобновляемых источников энергии в соответствии с подпунктом 2) пункта 3 статьи 7-1 настоящего Закона, окажется меньше или превысит величину, необходимую для возмещения затрат на поддержку использования возобновляемых источников энергии в текущем квартале, расчетно-финансовый центр производит перерасчет и перераспределяет затраты между условными потребителями электрической энергии на следующий квартал.»;
дополнить пунктом 4-1 следующего содержания:
«4-1. Затраты условного потребителя на покупку у расчетно-финансового п.-игра электрической энергии произведенной объектами по использованию ни (обновляемых источников энергии, учитываются при определении величины предельного тарифа (цены) на электрическую энергию.»;
дополнить пунктом 8-1 следующего содержания:
«8-1. Энергопроизводящая организация, использующая возобновляемые источники энергии, имеет право приобретать у энергоснабжающей организации в течение любого расчетного периода электроэнергию в объеме собственных нужд в случаях ремонта, аварийного выбытия мощностей, при условии, что и точка (все точки) подключения данной энергопроизводящей организации к распределительной или магистральной электрической сети оборудована шлемами раздельного учета объемов потребления электрической энергии из сети и объемов поставки в нее.
Покупка такой электроэнергии для собственных нужд осуществляется в соответствии с действующими правилами организации и функционирования оптового рынка электрической энергии Республики Казахстан и по действующим тарифам энергоснабжающих организаций.»;
пункт 9 изложить в следующей редакции:
«9. Нетто-потребитель оплачивает обслуживающей его энергоснабжающей организации по ее действующему тарифу потребленный им за расчетный период из электрической сети объем электрической энергии за вычетом объема, поставленного нетто-потребителем в электрическую сеть за тот же период.
В случае превышения объема электрической энергии, поставленной нетто-потребителем за расчетный период в электрическую сеть, над объемом электрической энергии, потребленной им за тот же период из сети, обслуживающая нетто-потребителя энергоснабжающая организация оплачивает нетто-потребителю по действующему тарифу организации на продажу поставленную нетто-потребителем электрическую энергию.
Заявку на продажу излишков электроэнергии нетто-потребитель подает энергоснабжающей организации до начала календарного расчетного года. В свою очередь, энергоснабжающая организация учитывает затраты на покупку излишков электроэнергии от нетто-потребителя в своем тарифе на следующий календарный расчетный год.
Покупка-продажа электроэнергии от нетто-потребителей энергоснабжающей организацией осуществляется в соответствии с Правилами купли-продажи электроэнергии от нетто-потребителей, разработанными и утвержденными уполномоченным органом.»;
пункт 11 изложить в следующей редакции:
«11. Индивидуальный потребитель, получивший адресную помощь, не вправе осуществлять продажу электрической и (или) тепловой энергии, выработанной на этой установке, другим потребителям.»;
9) в статье 10:
дополнить пунктом 1-1 следующего содержания:
«1-1. «Энергопроизводящая организация, планирующая создание (расширение, реконструкцию) новых или существующих объектов по использованию возобновляемых источников энергии, обязана не позднее трех месяцев с даты утверждения уполномоченным органом разработанной в соответствии с электросетевыми правилами схемы выдачи мощности электростанции заключить с энергопередающей организацией договор о подключении объектов по использованию возобновляемых источников энергии, содержащий, помимо прочих условий, обязательство энергопередающей организации самостоятельно или с привлечением третьих лиц осуществить подключение объекта по использованию возобновляемых источников энергии к сетям в определенной договором точке подключения, осуществить действия по фактическому подключению объекта в точке подключения (физическому соединению объектов, подготовленных сторонами договора о подключении в соответствии с графиком подключения), обеспечить выплату компенсаций и неустойки (пени) в случаях несвоевременного подключения объекта по использованию возобновляемых источников энергии к сетям и (или) перебоев и прерываний подключения в результате действий энергопередающей компании.»;
пункт 5 изложить в следующей редакции:
«5. Расширение и реконструкция существующих электрических и п юных сетей энергопередающих организаций, необходимые для подключения объектов по использованию возобновляемых источников энергии, за исключением расширения и реконструкции электрической подстанции, к которой непосредственно подключается объект по использованию возобновляемых источников энергии, осуществляются энергопередающей организацией с включением соответствующих затрат в тарифы организации в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан о естественных монополиях и регулируемых рынках.».
9. Закон Республики Казахстан от 24 июня 2010 года «О недрах и недропользовании» (Ведомости Парламента Республики Казахстан, 2010 г., № 12, ст. 60; 2011 г., № 1, ст. 2; № 11, ст. 102; № 12, ст. 111; 2012 г., № 2, ст. 11, 14, № 3, ст. 21; № 4, ст. 30; № 6, ст. 46; № 8, ст. 64; № 11, ст. 80; № 15, ст. 97, № 23-24, ст. 125; 2013 г., № 9, ст. 51; № 14, ст. 75; № 15, ст. 81; 2014 г., № 4-5, ст. 24; № 7, ст. 37; № 10, ст. 52; № 19-I, 19-II, ст. 96; Закон Республики Казахстан от 7 ноября 2014 года «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам дальнейшего совершенствования системы государственного управления», опубликованный в газетах «Егемен Қазақстан» и «Казахстанская правда» ноября 2014 г., Закон Республики Казахстан от 29 декабря 2014 года О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам недропользования», опубликованный в газетах «Казахстанская правда» и «Егемен Қазақстан» от 31 декабря 2014 года):
1) в статье 1:
подпункт 88) изложить в следующей редакции:
«88) природный газ - углеводороды, которые находятся в газообразной фазе при нормальных атмосферных температуре и давлении, включая жирный газ, сухой газ, попутный газ, остающиеся после экстракции или сепарации жидких углеводородов от жирного газа, и неуглеводородный газ, добытый вместе с жидкими или газообразными углеводородами, метан угольных пластов, сланцевый газ и газ плотных пород;»;
дополнить подпунктом 54-2) следующего содержания:
«54-2) метан угольных пластов — многокомпонентная смесь углеводородов с преобладающим содержанием метана, находящаяся в газообразном состоянии являющаяся продуктом добычи и\или переработки газа, и опекаемого в процессе дегазации угольных бассейнов, и отвечающая по качественному и количественному содержанию компонентов требованиям технических регламентов и национальных стандартов.».
10. В Закон Республики Казахстан от 9 января 2012 года «О газе и газоснабжении» (Ведомости Парламента Республики Казахстан, 2012 г., № 2, ст. 8; № 11, ст. 80; № 14, ст. 92; № 15, ст. 97; 2013 г., № 15, ст. 82; 2014 г., N 1. ст. 4; № 7, ст. 37; № 10, ст. 52; № 19-I, 19-II, ст. 96, Закон Республики Казахстан от 29 декабря 2014 года «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам кардинального улучшения условий для предпринимательской деятельности в Республике Казахстан», опубликованный в газетах «Казахстанская правда» и «Егемен Қазақстан» 30 декабря 2014 г.):
1) подпункт 42) статьи 1 изложить в следующей редакции:
«42) сырой газ - добытый неочищенный природный, попутный, сланцевый газ, метан угольных пластов, а также углеводородный газ иного происхождения.»;
2) подпункт 4) пункта 2 статьи 26 изложить в следующей редакции:
«4) собственники сжиженного нефтяного газа, приобретенного по договору у лиц, указанных в подпунктах 1), 2) и 3) настоящего пункта, на законных основаниях вне плана поставок сжиженного нефтяного газ, предназначенного для внутреннего рынка Республики Казахстан.»;
3) в статье 27:
подпункт 4) пункта 1 изложить в следующей редакции:
«4) газосетевые организации в случае реализации сжиженного нефтяного газа владельцам газонаполнительных пунктов и (или) автогазозаправочных станций.»;
пункт 2 изложить в следующей редакции:
«2. Лицу, которое приобрело сжиженный нефтяной газ у лиц, указанных в пункте 1 настоящей статьи, запрещается осуществлять его оптовую реализацию, за исключением случаев оптовой реализации газосетевыми организациями владельцам газонаполнительных пунктов и (или) автогазозаправочных станций.»;
дополнить пунктами 9 и 10 следующего содержания:
«9. Реализацию сжиженного нефтяного газа за пределы Республики Казахстан осуществляют исключительно:
1) производители сжиженного нефтяного газа;
2) собственники сжиженного нефтяного газа, произведенного в процессе переработки принадлежащего им на праве собственности или иных законных основаниях углеводородного сырья;
3) собственники сжиженного нефтяного газа, произведенного за пределами территории Республики Казахстан и ввезенного для потребления на территорию Республики Казахстан;
4) собственники сжиженного нефтяного газа, приобретенного по договору у лиц, указанных в подпунктах 1), 2) и 3) настоящего пункта, на законных основаниях вне плана поставок сжиженного нефтяного газа, предназначенного для внутреннего рынка Республики Казахстан.
Иные лица не вправе осуществлять реализацию объемов сжиженного нефтяного газа за пределы Республики Казахстан.
10. Запрещается оптовая реализация сжиженного нефтяного газа между газосетевыми организациями.».
Статья 2. Настоящий Закон вводится в действие по истечении шестидесяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.
Президент
Республики Казахстан