Правительство Республики Казахстан ПОСТАНОВЛЯЕТ:
внести на рассмотрение Мажилиса Парламента Республики Казахстан проект Закона Республики Казахстан "О стандартизации".
Премьер-Министр Республики Казахстан |
Б. Сагинтаев |
Проект |
ЗАКОН
РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН О стандартизации
Настоящий Закон регулирует общественные отношения, возникающие между государственными органами, физическими и юридическими лицами в сфере стандартизации, определяет ее цели, принципы и систему функционирования.
Глава 1. Общие положения Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Законе
В настоящем Законе используются следующие основные понятия:
1) военный национальный стандарт – документ по стандартизации на товары (продукцию), работы и услуги, который в целях определенного и специального использования устанавливает правила, общие принципы и характеристики к объектам военного и двойного назначения, в том числе содержащий сведения, относимые к государственным секретам и ограниченного распространения;
2) жизненный цикл продукции – процессы проектирования, производства, эксплуатации или потребления, хранения, транспортировки, реализации, уничтожения и утилизации продукции;
3) изготовитель – физическое или юридическое лицо, производящее товар для реализации;
4) каталожный лист продукции – документ, содержащий единый набор реквизитов, позволяющий получить сведения о конкретной продукции: ее наименовании, изготовителе, документе по стандартизации, в соответствии с требованиями которого ее изготавливают, а также об основных потребительских характеристиках этой продукции;
5) международный стандарт – документ по стандартизации, принятый международной организацией по стандартизации, доступный широкому кругу пользователей;
6) межгосударственный стандарт – региональный стандарт, принятый региональной организацией по стандартизации – Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации Содружества Независимых Государств;
7) уполномоченный орган – центральный исполнительный орган, осуществляющий руководство в сфере стандартизации;
8) международная организация по стандартизации – организация по стандартизации, членство в которой открыто для любой страны;
9) национальный орган по стандартизации – государственное юридическое лицо, определяемое Правительством Республики Казахстан;
10) классификаторы технико-экономической информации – документы по стандартизации, представляющие собой систематизированные своды кодов и наименований классификационных групп объектов технико-экономической информации, к которым относятся национальные классификаторы технико-экономической информации, классификаторы технико-экономической информации международных организаций по стандартизации и классификаторы технико-экономической информации региональных организаций по стандартизации;
11) национальная система стандартизации – совокупность субъектов и их отношений в процессе осуществления деятельности в сфере стандартизации, а также документов по стандартизации и нормативных технических документов, являющихся объектами общедоступного государственного информационного ресурса;
12) неправительственный стандарт – документ по стандартизации, принятый некоммерческой организацией Республики Казахстан, доступный широкому кругу пользователей;
13) документ по стандартизации – документ, устанавливающий нормы, правила, характеристики, принципы, касающиеся различных видов деятельности по стандартизации или ее результатов;
14) национальный стандарт – документ по стандартизации, утвержденный уполномоченным органом, доступный широкому кругу пользователей;
15) объекты стандартизации – продукция, работы, услуги и связанные с ними процессы, подлежащие или подвергшиеся стандартизации;
16) основополагающий национальный стандарт – документ по стандартизации, имеющий широкую область применения или содержащий общие положения для определенной области стандартизации;
17) официальное издание – печатное либо электронное издание текста документа по стандартизации (за исключением военных национальных стандартов, стандартов саморегулируемых организаций, неправительственных стандартов, стандартов консорциумов, стандартов организаций) с нанесенным национальным знаком стандартизации, публикуемое единым государственным фондом нормативных технических документов;
18) распространение – предоставление либо реализация официальных изданий и их копий на основании соответствующих запросов физических и юридических лиц в порядке, определяемом настоящим Законом;
19) предварительный национальный стандарт – документ по стандартизации, принятый национальным органом по стандартизации, используемый для временного применения, предназначенный для накопления
необходимого опыта в процессе его применения и доступный широкому кругу пользователей;
20) продукция – результат деятельности, представленный в материально-вещественной форме и предназначенный для дальнейшего использования в хозяйственных и иных целях;
21) процесс – совокупность взаимосвязанных и последовательных действий (работ) по достижению какого-либо заданного результата, включая процессы жизненного цикла продукции;
22) проектный технический комитет по стандартизации – технический комитет по стандартизации, создаваемый Национальным органом по стандартизации на временной основе для решения целевых задач по организации и проведению работ по стандартизации;
23) региональный стандарт – документ по стандартизации, принятый региональной организацией по стандартизации;
24) региональная организация по стандартизации – организация по стандартизации, участие в деятельности которой открыто для одного региона: географического или экономического;
25) рекомендации по стандартизации – документ по стандартизации, утверждаемый уполномоченным органом и содержащий информацию организационного и методического характера, касающуюся проведения работ по стандартизации и (или) обеспечению единства измерений и подтверждению соответствия;
26) стандарт организации – документ по стандартизации, утвержденный организацией самостоятельно;
27) стандартизация – деятельность, направленная на обеспечение безопасности и качества объектов стандартизации и достижение оптимальной степени упорядочения требований к объектам стандартизации посредством установления положений для всеобщего, многократного использования в отношении реально существующих и потенциальных задач;
28) актуализация документов по стандартизации – процесс поддержания документов по стандартизации в актуальном состоянии путем внесения в их экземпляры принятых в установленном порядке изменений, дополнений, поправок и (или) информации о сроках их действия, ограничении, замене или отмене;
29) стандарт консорциума – документ по стандартизации, принятый консорциумом;
30) ссылочный документ по стандартизации – национальный стандарт (за исключением предварительных национальных стандартов) или национальный классификатор технико-экономической информации, на который дана ссылка в нормативном правовом акте;
31) система каталогизации продукции – организационно-техническая информационная система о характеристиках продукции и ее изготовителях;
32) субъекты национальной системы стандартизации – совокупность физических и юридических лиц, а также государственных органов, осуществляющих деятельность в сфере стандартизации;
33) технический комитет по стандартизации – консультативно-совещательный орган, создаваемый в отраслях экономики на добровольной основе для осуществления деятельности в сфере стандартизации и участия в создании национальной системы стандартизации по закрепленным объектам стандартизации или направлениям деятельности;
34) технический эксперт по стандартизации – физическое лицо, участвующее в деятельности в сфере стандартизации, обладающее специальными знаниями в отношении объекта стандартизации и соответствующее характеристикам, установленным настоящим Законом;
35) апелляционная комиссия – коллегиальный орган, образуемый уполномоченным органом для досудебного урегулирования споров в сфере национальной системы стандартизации;
36) услуга – деятельность, направленная на удовлетворение потребностей физических и (или) юридических лиц, результаты которой не имеют материального выражения;
37) деятельность в сфере стандартизации – планирование, разработка, утверждение, регистрация, учет, опубликование, применение, мониторинг и актуализация документов по стандартизации;
38) субъекты стандартизации иностранных государств – государственные органы, физические либо юридические лица, уполномоченные представлять интересы своих стран в сфере стандартизации;
39) реестр национальной системы стандартизации – система учета национальных, предварительных национальных стандартов, национальных классификаторов технико-экономической информации, рекомендаций по стандартизации, технических комитетов по стандартизации, проектных технических комитетов по стандартизации, осуществляемая в электронной форме;
40) базовая организация технического комитета по стандартизации – организация, на базе которой создан и функционирует технический комитет по стандартизации;
41) взаимосвязанные стандарты – национальные стандарты, обеспечивающие выполнение требований, установленных техническими регламентами;
42) гармонизация – деятельность по созданию условий для внедрения и использования в национальных интересах международных и региональных стандартов, отражающих новейшие достижения в науке и технике и определяющих современные требования к уровню качества и конкурентоспособности объектов стандартизации;
43) единый государственный фонд нормативных технических документов – общедоступный государственный информационный ресурс, содержащий нормативные технические документы, документы по стандартизации (за исключением военных национальных стандартов, стандартов саморегулируемых организаций, стандартов консорциумов, стандартов организаций), а также сведения о них, за исключением сведений, составляющих государственные секреты и иную охраняемую законом тайну, формируемые в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан в области стандартизации;
44) депозитарий классификаторов технико-экономической информации (далее - депозитарий) – специализированный фонд, представляющий собой совокупность классификаторов технико-экономической информации, имеющих межведомственный характер, обеспечивающий их формирование, учет, хранение, поддержание в актуализированном состоянии, информационное и нормативное обеспечение в интересах пользователей депозитария;
45) стандарт иностранного государства – стандарт, принятый национальным органом по стандартизации иностранного государства либо организацией иностранного государства;
46) иностранная организация по стандартизации – организация по стандартизации, признанная на национальном уровне осуществлять деятельность в области стандартизации.
47) национальный знак стандартизации – знак, используемый для маркирования документов, разрабатываемых и применяемых в национальной системе стандартизации;
48) информационный указатель стандартов – периодически издаваемый указатель, который содержит информацию о принятых документах по стандартизации, изменениях и поправках к ним, а также сроки их введения в действие и дополнительную информацию.
Статья 2. Законодательство Республики Казахстан в области стандартизации
1. Законодательство Республики Казахстан в области стандартизации основывается на Конституции Республики Казахстан и состоит из настоящего Закона и иных нормативных правовых актов Республики Казахстан.
2. Если международным договором, ратифицированным Республикой Казахстан, установлены иные правила, чем те, которые содержатся в настоящем Законе, то применяются правила международного договора.
Статья 3. Сфера регулирования настоящего Закона
Настоящий Закон регулирует отношения в сфере стандартизации и распространяется на все государственные органы, физические и юридические лица.
Статья 4. Цели стандартизации
Целями стандартизации являются:
1) повышение конкурентоспособности отечественной продукции и (или) связанных с ней процессов;
2) экономия природных и энергетических ресурсов;
3) обеспечение национальной безопасности и социально-экономического развития государства;
4) повышение безопасности и качества отечественной продукции, оказания услуг, выполнения работ и (или) связанных с ними процессов;
5) устранение технических барьеров в торговле для создания условий интеграции в международную систему стандартизации;
6) предупреждение действий, вводящих в заблуждение потребителей относительно безопасности и качества продукции, работ и услуг и (или) связанных с ними процессов;
7) поддержка эффективного внедрения инноваций и развития высокотехнологичных производств, а также содействие трансферту технологий и наилучших лабораторных практик;
8) создание условий для улучшения безопасности и качества жизни населения республики.
Статья 5. Принципы стандартизации
Стандартизация в Республике Казахстан основывается на принципах:
1) добровольности:
выбора с целью применения документов по стандартизации, если иное не установлено законодательством Республики Казахстан,
участия в работах по стандартизации всех заинтересованных сторон;
выбора из взаимосвязанных стандартов;
2) единства и целостности национальной системы стандартизации;
3) обеспечения системности и комплексности стандартизации;
4) применения единой терминологии, правил установления требований к объектам стандартизации;
5) разработки и утверждения национальных стандартов на основе участия всех заинтересованных сторон;
6) открытости информации о документах по стандартизации, порядке их разработки, утверждения и опубликования для пользователей и иных заинтересованных лиц, за исключением документов по стандартизации, составляющих государственные секреты или иную охраняемую законом тайну, и стандартов, являющихся объектом авторского права;
7) использования достижений науки и техники и стандартов международных или региональных организаций при разработке стандартов;
8) динамичности и опережающего развития стандартизации.
Статья 6. Регулирование в сфере стандартизации продукции (процессов, услуг) военного и двойного назначения
Порядок разработки, согласования, принятия, учета, изменения и отмены военных национальных стандартов, используемых для нужд Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований Республики Казахстан, определяется уполномоченным органом в области обороны Республики Казахстан.
Глава 2. Национальная система стандартизации Статья 7. Структура национальной системы стандартизации
Структуру национальной системы стандартизации составляют:
1) Правительство Республики Казахстан;
2) уполномоченный орган;
3) государственные органы в пределах своей компетенции;
4) национальный орган по стандартизации;
5) технические комитеты по стандартизации;
6) технические эксперты по стандартизации;
7) физические и (или) юридические лица.
Статья 8. Компетенция Правительства Республики Казахстан в области стандартизации
К компетенции Правительства Республики Казахстан в области стандартизации относятся:
1) разработка основных направлений единой государственной политики в сфере стандартизации;
2) определение национального органа по стандартизации;
3) выполнение иных полномочий, возложенных на него Конституцией, законами Республики Казахстан и актами Президента Республики Казахстан.
Статья 9. Компетенция уполномоченного органа Республики Казахстан в сфере стандартизации
К компетенции уполномоченного органа относятся:
1) разработка и реализация единой государственной политики в сфере стандартизации, представление в Правительство Республики Казахстан соответствующих предложений, по которым требуются решения Правительства Республики Казахстан;
2) обеспечение функционирования национальной системы стандартизации;
3) подача представления в Правительство Республики Казахстан для определения национального органа по стандартизации;
4) представление интересов Республики Казахстан в международных и региональных организациях по стандартизации;
5) определение порядка разработки национального плана стандартизации;
6) утверждение национального плана стандартизации;
7) утверждение национальных стандартов (за исключением военных национальных стандартов, предварительных национальных стандартов), национальных классификаторов технико-экономической информации, рекомендаций по стандартизации, а также изменений к ним;
8) определение порядка разработки, согласования, экспертизы, утверждения, регистрации, изменения, отмены и введения в действие национальных стандартов, предварительных национальных стандартов, национальных классификаторов технико-экономической информации, рекомендаций по стандартизации, за исключением военных национальных стандартов на товары (продукцию), работы и услуги военного и двойного назначения;
9) определение порядка формирования, ведения и сопровождения единого государственного фонда нормативных технических документов, а также порядка распространения копий нормативных технических документов, официальных изданий;
10) определение порядка создания и ведения депозитария классификаторов технико-экономической информации;
11) определение порядка применения ссылочных документов по стандартизации;
12) определение формы каталожного листа продукции;
13) определение порядка учета и применения международных, региональных стандартов и стандартов иностранных государств, стандартов организаций иностранных государств, классификаторов технико-экономической информации, правил, норм и рекомендаций иностранных государств;
14) определение порядка создания, работы и ликвидации технических комитетов по стандартизации;
15) утверждение положения об апелляционной комиссии, определение ее состава и порядка ее работы;
16) регистрация национальных стандартов, национальных классификаторов технико-экономической информации, предварительных национальных стандартов и рекомендаций по стандартизации;
17) регистрация каталожных листов продукции;
18) обеспечение функционирования системы каталогизации продукции;
19) осуществление межотраслевой координации деятельности государственных органов, физических и юридических лиц в области стандартизации;
20) организация анализа и разработки национальных стандартов (за исключением военных национальных стандартов, предварительных национальных стандартов);
21) определение порядка разработки, обеспечения консенсуса, утверждения, учета, регистрации, обозначения, изменения, отмены, актуализации, хранения, издания, распространения, соблюдения авторских прав разработчика и введения в действие неправительственных стандартов;
22) выполнение иных полномочий, возложенных на него Конституцией, законами Республики Казахстан, актами Президента Республики Казахстан и Правительства Республики Казахстан.
Статья 10. Компетенция государственных органов в области стандартизации
Государственные органы в пределах своей компетенции в области стандартизации осуществляют:
1) подготовку и внесение предложений о разработке, актуализации, унификации, гармонизации и отмене национальных, межгосударственных стандартов, национальных классификаторов технико-экономической информации, рекомендаций по стандартизации в уполномоченный орган в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан;
2) осуществление мониторинга в сфере стандартизации;
3) разработку национальных классификаторов технико-экономической информации по согласованию с уполномоченным органом;
4) рассмотрение проектов документов по стандартизации и национального плана стандартизации;
5) подготовку предложений по созданию технических комитетов по стандартизации;
6) участие в работе технических комитетов по стандартизации и проектных технических комитетов по стандартизации, международных организаций по стандартизации;
7) передачу нормативных технических документов в национальный орган по стандартизации с целью формирования единого государственного фонда нормативных технических документов по стандартизации согласно установленному порядку и их актуализации;
8) иные полномочия, предусмотренные настоящим Законом, иными законодательными актами Республики Казахстан, актами Президента Республики Казахстан и Правительства Республики Казахстан.
Статья 11. Национальный орган по стандартизации
1. Для осуществления своей деятельности национальный орган по стандартизации должен иметь:
1) соглашения с международными, региональными и иностранными организациями по стандартизации на распространение и применение документов по стандартизации;
2) опыт в разработке национальных и межгосударственных стандартов, экспертизе проектов документов по стандартизации;
3) опыт в проведении анализа и систематизации стандартов по отраслям.
2. Деятельность национального органа по стандартизации направлена на осуществление механизма согласованного взаимодействия участников работ по стандартизации с целью создания условий для развития конкурентоспособности отечественных товаров, работ и услуг и свободного их доступа на внутренний и внешний рынки, обеспечения национальной безопасности.
3. Национальный орган по стандартизации осуществляет реализацию государственной политики в области стандартизации, координацию работ по стандартизации.
4. Национальный орган по стандартизации в пределах своей компетенции осуществляет:
1) разработку основополагающих национальных стандартов и рекомендаций по стандартизации;
2) проведение и/или участие в научных исследованиях в области стандартизации;
3) анализ и систематизацию стандартов в разрезе приоритетных отраслей;
4) формирование национального плана стандартизации, а также внесение изменений и (или) дополнений;
5) экспертизу проектов документов по стандартизации, каталожных листов продукции;
6) формирование, ведение и сопровождение единого государственного фонда нормативных технических документов в порядке, определенном уполномоченным органом;
7) ведение реестра национальной системы стандартизации;
8) расширение и сопровождение информационной системы каталогизации продукции;
9) сотрудничество с международными, региональными организациями в сфере стандартизации, иностранными организациями по стандартизации, в том числе по информационному обмену, применению и распространению международных, региональных стандартов и национальных стандартов иностранных государств на территории Республики Казахстан;
10) участие в официальном издании, распространении и опубликовании нормативных технических документов и документов по стандартизации (за исключением военных национальных стандартов, стандартов саморегулируемых организаций, стандартов организаций, стандартов консорциумов), а также информационных указателей стандартов и каталогов;
11) создание, координацию деятельности и ликвидацию технических комитетов по стандартизации, проектных технических комитетов по стандартизации, актуализацию состава и объектов стандартизации;
12) принятие предварительных национальных стандартов;
13) участие в организации обучающих мероприятий в области стандартизации.
Статья 12. Технические комитеты по стандартизации
1. Технические комитеты по стандартизации создаются национальным органом по стандартизации в отраслях экономики на основе принципов добровольного участия субъектов национальной системы стандартизации.
В случае отсутствия технического комитета по стандартизации, национальным органом по стандартизации создается проектный технический комитет по стандартизации на временной основе в порядке, установленном уполномоченным органом.
2. Технические комитеты по стандартизации:
1) принимают участие в разработке и разрабатывают документы по стандартизации;
2) обеспечивают консенсус при разработке национальных стандартов;
3) организуют техническое обсуждение содержания проектов национальных стандартов в соответствии с закрепленной областью деятельности;
4) вносят предложения по формированию национального плана стандартизации;
5) направляют запросы в государственные органы, юридическим или физическим лицам по вопросам, входящим в их компетенцию, от имени базовой организации;
6) участвуют в научных исследованиях в области стандартизации;
7) участвуют в работе технических комитетов по стандартизации международных и региональных организаций по стандартизации;
8) осуществляют иные полномочия, предусмотренные законодательством Республики Казахстан.
3. В состав технического комитета по стандартизации включаются представители государственных органов, научных организаций, организаций в сфере образования, изготовителей, объединений юридических лиц в форме ассоциации (союза), общественных объединений, в том числе общественных объединений потребителей, технических экспертов по стандартизации, а также иных заинтересованных физических и юридических лиц в соответствующей отрасли (сфере).
4. Заявителями на создание технического комитета по стандартизации могут быть государственные органы, научные, образовательные организации, изготовители, объединения юридических лиц в форме ассоциации (союза), общественные объединения, в том числе общественные объединения потребителей, а также иные заинтересованные физические и юридические лица в соответствующей отрасли (сфере).
5. Порядок создания, работы и ликвидации технических комитетов по стандартизации устанавливается уполномоченным органом.
6. Информационно-аналитическое и организационное обеспечение деятельности технического комитета по стандартизации обеспечивается его базовой организацией.
Статья 13. Технические эксперты по стандартизации
1. Технические эксперты по стандартизации участвуют в деятельности в сфере стандартизации и могут представлять интересы организации.
2. К компетенции технических экспертов по стандартизации относятся:
1) участие в реализации государственной политики в сфере стандартизации;
2) участие в разработке и экспертизе нормативных правовых актов в области технического регулирования и стандартизации, документов по стандартизации;
3) участие в работе технических комитетов по стандартизации и проектных технических комитетов по стандартизации;
4) участие в научных исследованиях в области стандартизации;
5) участие в формировании национального плана стандартизации;
6) выполнение иных функций, установленных настоящим Законом и нормативными правовыми актами Республики Казахстан.
3. Организации определяют технических экспертов по стандартизации на основе одной из следующих характеристик:
1) наличие профессионального технического образования и обладание знаниями в отношении объекта стандартизации;
2) наличие опыта работы в сфере стандартизации.
Статья 14. Единый государственный фонд нормативных технических документов
1. Единый государственный фонд нормативных технических документов функционирует в соответствии с принципами настоящего Закона.
2. Государственные органы, в том числе их подведомственные организации, в пределах компетенции представляют один экземпляр утвержденного ими нормативного технического документа, а также сведения о принятии, внесении изменений, отмене каждого нормативного технического документа в национальный орган по стандартизации для формирования единой информационной системы.
3. Формирование, ведение и сопровождение единого государственного фонда нормативных технических документов осуществляются национальным органом по стандартизации и включают в себя следующее:
1) комплектование, хранение, актуализацию нормативных технических документов и документов по стандартизации (за исключением военных национальных стандартов, стандартов саморегулируемых организаций, стандартов организаций, стандартов консорциумов) единого государственного фонда нормативных технических документов;
2) представление копий нормативных технических документов, а также сведений о них, содержащихся в едином государственном фонде нормативных технических документов;
3) сопровождение и расширение информационных систем единого государственного фонда нормативных технических документов.
4. Распространение официальных изданий документов по стандартизации (за исключением военных национальных стандартов, неправительственных стандартов, стандартов саморегулируемых организаций, стандартов организаций, стандартов консорциумов) осуществляется через единый государственный фонд нормативных технических документов.
На безвозмездной основе распространяются официальные издания национальных стандартов, за исключением военных национальных стандартов, предварительных национальных стандартов, межгосударственных стандартов, принятых на территории Республики Казахстан в качестве национальных стандартов, и национальных стандартов, принятых на основе международных, региональных стандартов и стандартов иностранных государств.
Распространение копий официальных изданий документов по стандартизации (за исключением военных национальных стандартов, стандартов саморегулируемых организаций, стандартов организаций, стандартов консорциумов) иными юридическими и физическими лицами осуществляется при наличии соглашения с национальным органом по стандартизации.
5. Распространение документов по стандартизации и их копий осуществляется при условии соблюдения авторских прав.
6. Юридические и физические лица осуществляют учет распространенных копий документов по стандартизации и представляют информацию в национальный орган по стандартизации.
Статья 15. Физические и юридические лица
Физические и юридические лица имеют право в соответствующих сферах деятельности и с учетом своих хозяйственных и профессиональных потребностей организовывать и осуществлять работы по стандартизации, в частности:
1) участвовать в разработке нормативных правовых актов Республики Казахстан в сфере стандартизации;
2) участвовать в разработке, мониторинге, отмене и актуализации документов по стандартизации;
3) участвовать в экспертизе неправительственных стандартов, стандартов саморегулируемых организаций, стандартов консорциумов, стандартов организаций;
4) направлять запросы по вопросам, касающимся сферы стандартизации;
5) участвовать в деятельности технических и проектных технических комитетов по стандартизации;
6) разрабатывать и внедрять документы по стандартизации;
7) создавать соответствующие подразделения и службы по стандартизации;
8) заполнять каталожные листы продукции и осуществлять их экспертизу;
9) осуществлять процедуру постановки продукции на производство в пределах своей компетенции;
10) участвовать в научных исследованиях в области стандартизации;
11) осуществлять иные полномочия, предусмотренные настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами Республики Казахстан в сфере стандартизации.
Глава 3. Документы по стандартизации Статья 16. Виды документов по стандартизации
1. К документам по стандартизации относятся:
1) международные стандарты, классификаторы технико-экономической информации международных организаций по стандартизации;
2) региональные стандарты, классификаторы технико-экономической информации, правила и рекомендации по стандартизации региональных организаций по стандартизации;
3) национальные стандарты и национальные классификаторы технико-экономической информации Республики Казахстан;
4) предварительные национальные стандарты;
5) рекомендации по стандартизации Республики Казахстан;
6) неправительственные стандарты;
7) стандарты, классификаторы технико-экономической информации, правила, нормы и рекомендации по стандартизации иностранных государств;
8) стандарты организаций;
9) стандарты консорциумов;
10) стандарты саморегулируемых организаций.
2. Документы по стандартизации, применяемые на территории Республики Казахстан, не должны противоречить нормам настоящего Закона и законодательства Республики Казахстан.
Статья 17. Национальные стандарты Республики Казахстан
1. Национальные стандарты Республики Казахстан разрабатываются для целей стандартизации, предусмотренных настоящим Законом, и должны соответствовать требованиям законодательства Республики Казахстан.
2. Национальные стандарты Республики Казахстан подразделяются на:
1) основополагающие национальные стандарты, устанавливающие общие организационно-методические положения национальной системы стандартизации;
2) национальные стандарты на продукцию, процессы, услуги, методы контроля продукции, услуг, процессов;
3) военные национальные стандарты;
4) предварительные национальные стандарты на продукцию, процессы, услуги, методы контроля продукции, услуг, процессов.
3. В национальных стандартах Республики Казахстан могут устанавливаться:
1) классификация продукции, услуг;
2) показатели унификации, совместимости и взаимозаменяемости продукции;
3) термины и определения;
4) потребительские свойства и характеристики продукции, услуг, определяющие уровень их качества, включая показатели функционального назначения;
5) правила производства, переработки, приемки, упаковки, маркировки, транспортировки, хранения, реализации, утилизации и уничтожения продукции;
6) методы испытаний качества и безопасности продукции и услуг;
7) требования к сохранению и рациональному использованию всех видов ресурсов;
8) требования к организации производства, обеспечивающие внедрение систем менеджмента;
9) положения организационно-методического характера для определенной области деятельности, а также общетехнические нормы и правила.
4. Предварительные национальные стандарты разрабатываются в случаях, когда необходимо накопление опыта в процессе его применения в порядке, определенном уполномоченным органом. Предварительные национальные стандарты имеют ограниченный срок действия в течение трех лет.
Информация, полученная в процессе использования предварительного национального стандарта, и отзывы об этом документе служат базой для решения вопроса о целесообразности принятия его в качестве национального стандарта или его отмене.
Статья 18. Национальные классификаторы технико-экономической информации
1. Технико-экономическая информация, используемая в отраслях экономики и требующая учета, подлежит классификации и кодированию посредством утверждения классификаторов технико-экономической информации.
2. Разработка национальных классификаторов технико-экономической информации проводится в инициативном порядке либо в соответствии с национальным планом стандартизации в порядке, определяемом уполномоченным органом.
3. Государственные органы в пределах своей компетенции осуществляют разработку национальных классификаторов технико-экономической информации по согласованию с уполномоченным органом.
Статья 19. Стандарты саморегулируемых организаций и неправительственные стандарты
1. Стандарты саморегулируемых организаций разрабатываются для целей стандартизации, предусмотренных настоящим Законом.
Порядок разработки, согласования и принятия стандартов саморегулируемых организаций определяется в соответствии с законодательством в области саморегулирования.
2. Неправительственные стандарты разрабатываются для целей стандартизации, предусмотренных настоящим Законом, которые проходят публичное обсуждение и принимаются с учетом мнения всех заинтересованных сторон в порядке, установленном уполномоченным органом.
3. Требования, установленные в стандартах саморегулируемых организаций и неправительственных стандартах, не должны противоречить требованиям, установленным техническими регламентами.
4. Показатели качества, установленные в стандартах саморегулируемых организаций и неправительственных стандартах, должны быть не ниже установленных национальными стандартами.
5. Запрещается финансирование разработки стандартов саморегулируемых организаций и неправительственных стандартов за счет средств республиканского или местных бюджетов.
Статья 20. Стандарты организаций и стандарты консорциумов
1. Стандарты организаций, стандарты консорциумов разрабатываются на объекты стандартизации, в том числе составные части продукции, терминологию, систему приемки и контроля, технологическую оснастку, инструмент, а также управление деятельностью в организациях в рамках системы менеджмента, разработки и постановки продукции на производство, утверждаются организациями самостоятельно и не подлежат учету и регистрации в национальной системе стандартизации.
2. Стандарты организаций, стандарты консорциумов подразделяются на следующие виды:
1) технические условия, разрабатываемые изготовителем продукции;
2) стандарты организаций на услуги, предоставляемые организацией, их утвердившей;
3) стандарты организаций на процессы, проводимые в организации, их утвердившей.
3. Требования, установленные в стандартах организаций, стандартах консорциумов не должны противоречить требованиям, установленным техническими регламентами.
4. Показатели качества, установленные в стандартах организаций и стандартах консорциумов должны быть не ниже установленных национальными стандартами.
5. Стандарты организаций, стандарты консорциумов передаются в пользование только с разрешения организации – держателя подлинника соответствующего стандарта.
6. Порядок разработки, утверждения, учета, изменения, отмены, регистрации, обозначения, издания, применения стандартов организаций, стандартов консорциумов определяется организацией, консорциумом.
7. Запрещается финансирование разработки стандартов организаций, стандартов консорциумов за счет средств республиканского или местных бюджетов.
Статья 21. Рекомендации по стандартизации
1. Рекомендации по стандартизации содержат добровольные для применения организационно-методические положения, касающиеся проведения работ по стандартизации, а также проведения работ по обеспечению единства измерений и подтверждению соответствия, способствующие применению соответствующего национального стандарта, или положения, которые целесообразно предварительно проверить на практике до их установления в национальном стандарте (предварительном национальном стандарте).
2. Требования к разработке, согласованию, экспертизе, утверждению, регистрации, изменению, отмене и введению в действие устанавливаются уполномоченным органом.
Глава 4. Порядок разработки документов по стандартизации Статья 22. Планирование работ по стандартизации
1. Планирование работ по стандартизации осуществляется на каждые три года, с учетом стратегических целей и направлений развития национальной системы стандартизации.
Планирование работ по стандартизации должно отвечать основным направлениям социально-экономического развития Республики Казахстан, учитывать результаты научных исследований и требования, установленные нормативными правовыми актами Республики Казахстан.
Планирование работ по стандартизации осуществляется в форме национального плана стандартизации, формируемого и опубликовываемого национальным органом по стандартизации.
В период действия национального плана стандартизации допускается внесение в него изменений и дополнений по предложениям субъектов национальной системы стандартизации в порядке, определенном уполномоченным органом.
2. Национальный план стандартизации формируется на основе:
1) предложений государственных органов, Национальной палаты предпринимателей Республики Казахстан, аккредитованных объединений субъектов частного предпринимательства и других заинтересованных сторон;
2) планов работ технических комитетов по стандартизации;
3) формирования и развития перечней взаимосвязанных стандартов к техническим регламентам на основе предварительного анализа действующих документов по стандартизации и потребности в разработке национальных стандартов;
4) результатов мониторинга в сфере стандартизации;
5) иных источников, отвечающих основным направлениям социально-экономического развития Республики Казахстан.
3. Действие настоящей статьи не распространяется на планирование международных, региональных стандартов (за исключением межгосударственных стандартов), военных национальных стандартов, предварительных национальных стандартов, стандартов организаций, неправительственных стандартов, стандартов саморегулируемых организаций, стандартов консорциумов, а также документов по стандартизации иностранных государств.
4. Национальный план стандартизации включает в себя:
1) код по межгосударственному классификатору стандартов;
2) наименование проекта национального или межгосударственного стандарта, национального классификатора технико-экономической информации;
3) основание разработки;
4) основную нормативную базу;
5) сроки выполнения работ;
6) источник финансирования;
7) организацию-заявителя, предоставившую предложение-заявку;
8) код классификации продукции по видам экономической деятельности;
9) перечень организаций – потенциальных пользователей национального или межгосударственного стандарта, национального классификатора технико-экономической информации.
5. Порядок разработки национального плана стандартизации устанавливается уполномоченным органом.
Статья 23. Разработка национальных стандартов
1. Разработка национальных стандартов осуществляется в соответствии с национальным планом стандартизации и (или) в инициативном порядке.
2. Национальные стандарты Республики Казахстан разрабатываются с учетом:
1) результатов научных исследований (испытаний) и измерений;
2) международных, региональных стандартов, предварительных национальных стандартов, стандартов организаций, неправительственных стандартов, стандартов саморегулируемых организаций, стандартов консорциумов и стандартов иностранных государств и иных документов, устанавливающих требования к объекту стандартизации;
3) приобретенного практического опыта применения новых видов продукции, работ, услуг и связанных с ними процессов.
Период разработки национальных стандартов, разрабатываемых на основе научных исследований и измерений, может быть более одного года.
3. Разработка национальных стандартов осуществляется техническими комитетами по стандартизации, заинтересованными отраслевыми ассоциациями, научными, образовательными организациями, производителями, общественными объединениями и другими заинтересованными юридическими и физическими лицами.
4. Уведомления о начале и завершении разработки национальных стандартов, а также проекты национальных стандартов размещаются на интернет-ресурсе национального органа по стандартизации.
Публичное обсуждение проектов национальных стандартов на интернет-ресурсе национального органа по стандартизации осуществляется в течение 60 календарных дней.
5. Обязательным условием утверждения национальных стандартов в порядке, установленном уполномоченным органом, является достижение консенсуса, за исключением национальных стандартов, затрагивающих вопросы безопасности.
Решение об утверждении национальных стандартов, затрагивающих вопросы безопасности, принимается уполномоченным органом по согласованию с отраслевым государственным органом.
6. В период публичного обсуждения проекты национальных стандартов проходят обязательное техническое обсуждение в профильном техническом комитете по стандартизации.
Достижением консенсуса считается решение в результате обсуждения определенного вопроса, принятое путем согласия с ним не менее двух третей от общего числа членов технических комитетов по стандартизации, за исключением воздержавшихся.
В случае отсутствия соответствующего технического комитета по стандартизации, национальный орган по стандартизации организовывает процедуру обязательного технического обсуждения проекта национального стандарта в соответствии с порядком, установленным уполномоченным органом.
7. Пункты 1, 3, 4, 5, 6 настоящей статьи не применяются при разработке военных национальных стандартов.
Статья 24. Разработка национальных классификаторов технико-экономической информации
1. Разработчиками национальных классификаторов технико-экономической информации являются государственные органы в соответствии с их компетенцией.
2. Уведомления о начале и завершении разработки национальных классификаторов технико-экономической информации, а также проекты национальных классификаторов технико-экономической информации размещаются на интернет-ресурсе национального органа по стандартизации.
Публичное обсуждение проектов национальных классификаторов технико-экономической информации на интернет-ресурсе национального органа по стандартизации осуществляется в течение 60 календарных дней.
3. Перед утверждением разработчик направляет проект национального классификатора технико-экономической информации на экспертизу в национальный орган по стандартизации.
4. Национальные классификаторы технико-экономической информации после утверждения и регистрации в реестре национальной системы стандартизации передаются уполномоченным органом в депозитарий для хранения.
Статья 25. Утверждение, внесение изменений и отмена национальных стандартов
1. Утверждение национального стандарта (за исключением предварительных национальных стандартов) осуществляет уполномоченный орган.
Перед утверждением национальный орган по стандартизации осуществляет экспертизу проекта национального стандарта в порядке, установленном уполномоченным органом.
2. Изменения в национальные стандарты разрабатываются при замене, дополнении или исключении отдельных требований, продлении, ограничении или восстановлении их действия, введении новых требований и гармонизации с международными стандартами, которые не влекут за собой нарушения требований взаимозаменяемости и совместимости новой продукции с продукцией, изготавливаемой по действующему национальному стандарту.
3. Процедуры внесения изменений в национальные стандарты устанавливаются уполномоченным органом.
4. Основаниями для отмены национальных стандартов являются:
1) прекращение выпуска продукции (выполнения работ, оказания услуг), изготавливаемой по данному национальному стандарту;
2) введение в действие нового национального стандарта;
3) противоречие требованиям вводимых в действие технических регламентов.
5. При отмене национального стандарта лица, инициирующие отмену национального стандарта, направляют в уполномоченный орган предложение в порядке, установленном уполномоченным органом.
6. Предварительные национальные стандарты принимаются национальным органом по стандартизации.
7. Изменения в предварительные национальные стандарты не вносятся.
8. Не позднее, чем за три месяца до истечения срока действия принятого предварительного национального стандарта национальный орган по стандартизации организует мониторинг и оценку его применения в целях его переработки в национальный стандарт.
9. Предложение о принятии предварительного национального стандарта в качестве национального стандарта, продлении предварительного национального стандарта или его отмене принимается национальным органом по стандартизации и направляется в уполномоченный орган.
10. Пункты 1, 2, 3, 5 настоящей статьи не распространяются на случаи утверждения, внесения изменений, отмены военных национальных стандартов.
Статья 26. Регистрация национальных, предварительных национальных стандартов, национальных классификаторов технико-экономической информации, рекомендаций по стандартизации, неправительственных стандартов
1. Национальные, предварительные национальные стандарты, национальные классификаторы технико-экономической информации, рекомендации по стандартизации, неправительственные стандарты подлежат обязательной регистрации.
Регистрация национальных стандартов, национальных классификаторов технико-экономической информации, предварительных национальных стандартов, рекомендаций по стандартизации осуществляется уполномоченным органом.
Порядок регистрации национальных, предварительных национальных стандартов, национальных классификаторов технико-экономической информации, рекомендаций по стандартизации устанавливается уполномоченным органом.
Регистрация неправительственных стандартов осуществляется некоммерческой организацией, утвердившей неправительственный стандарт, в порядке, установленном уполномоченным органом.
2. Информация по утвержденным документам по стандартизации, прошедшим регистрацию, публикуется на интернет-ресурсе национального органа по стандартизации.
Статья 27. Опубликование
Национальные, предварительные национальные стандарты, национальные классификаторы технико-экономической информации, рекомендации по стандартизации подлежат опубликованию.
Опубликование осуществляется национальным органом по стандартизации путем размещения текстов документов по стандартизации на интернет-ресурсе.
Глава 5. Применение документов по стандартизации Статья 28. Применение документов по стандартизации
1. Документы по стандартизации применяются в Республике Казахстан, если их требования не противоречат целям и принципам стандартизации, предусмотренным настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами Республики Казахстан в области стандартизации.
2. Документы по стандартизации применяются на добровольной основе вне зависимости от страны и места происхождения продукции, особенностей жизненного цикла продукции и объектов стандартизации, если иное не установлено законодательством Республики Казахстан.
Ссылочные документы по стандартизации являются обязательными для применения, если имеются указания об этом в нормативных правовых актах Республики Казахстан.
Для выполнения требований технических регламентов и оценки соответствия требованиям технических регламентов на добровольной основе в части выбора применяются взаимосвязанные стандарты.
Неприменение взаимосвязанных стандартов не может рассматриваться как несоблюдение требований технических регламентов.
3. Применение физическими и юридическими лицами документов по стандартизации осуществляется с соблюдением авторских прав.
Международные, региональные стандарты и документы по стандартизации иностранных государств могут вводиться на территории Республики Казахстан в качестве национального стандарта в порядке, определенном уполномоченным органом.
Статья 29. Применение международных, региональных стандартов и документов по стандартизации иностранных государств
1. Международные и региональные стандарты и документы по стандартизации иностранных государств применяются на территории Республики Казахстан при разработке национальных стандартов и (или) проведении процедуры их учета.
2. Одними из необходимых условий для применения международных, региональных стандартов и документов по стандартизации иностранных государств при разработке национальных стандартов и национальных классификаторов технико-экономической информации и (или) проведении процедуры их учета являются:
1) членство Республики Казахстан в международных и региональных организациях по стандартизации, метрологии и аккредитации;
2) наличие международных договоров Республики Казахстан о сотрудничестве в области стандартизации;
3) наличие договора между национальным органом по стандартизации и международной или региональной организацией о сотрудничестве в области стандартизации;
4) наличие договора с держателем подлинников международных, региональных стандартов и документов по стандартизации иностранных государств, содержащего обязательство держателя подлинника по обеспечению пользователя всеми изменениями, принятыми к этим документам, а также подтверждения или отсутствия прав пользователя на передачу документов третьим лицам.
3. Процедура учета международных, региональных стандартов и документов по стандартизации иностранных государств осуществляется уполномоченным органом, если данные документы содержат обязательные требования к продукции, процессам.
Учет международных, региональных стандартов и документов по стандартизации иностранных государств осуществляется в случаях, когда:
1) требуется оперативное применение международных, региональных стандартов и документов по стандартизации иностранных государств в связи с внедрением новых технологий и продукции;
2) международные, региональные стандарты и документы по стандартизации иностранных государств имеют ограниченное использование на территории Республики Казахстан.
4. Порядок учета и применения международных, региональных стандартов и стандартов иностранных государств, стандартов организаций, классификаторов технико-экономической информации, правил, норм и рекомендаций иностранных государств по стандартизации, подтверждения соответствия и аккредитации на территории Республики Казахстан определяет уполномоченный орган.
5. Применение физическими и юридическими лицами Республики Казахстан стандартов международных и региональных организаций, членами которых Республика Казахстан не является, а также других документов по стандартизации иностранных государств осуществляется при условии наличия ссылок на указанные стандарты или документы по стандартизации иностранных государств в договорах или документах по стандартизации.
6. Международные, региональные, межгосударственные стандарты, а также документы по стандартизации иностранных государств, подлежащие применению на территории Республики Казахстан, не должны противоречить требованиям технических регламентов, действующих в Республике Казахстан, взаимосвязанных с ними стандартов, национальных стандартов и должны согласовываться с государственными органами по вопросам, входящим в их компетенцию, если данные документы содержат обязательные требования к продукции, процессам.
7. Применение международных, региональных стандартов и документов по стандартизации иностранных государств, являющихся объектами интеллектуальной собственности, осуществляется при условии соблюдения прав соответствующих физических и юридических лиц – держателей подлинников данных документов по стандартизации.
8. Требования пунктов 2, 3 и 4 настоящей статьи не распространяются на международные, региональные стандарты, стандарты иностранных государств и стандарты организаций иностранных государств в отношении товаров, работ и услуг, предназначенных для организации и проведения международной специализированной выставки на территории Республики Казахстан, а также применяемых при проектировании, строительстве, реконструкции, проведении технического перевооружения, расширения объектов, включенных в республиканскую карту индустриализации.
Статья 30. Мониторинг в сфере стандартизации
1. Мониторинг в сфере стандартизации ежегодно осуществляют:
1) технические комитеты по стандартизации по закрепленным объектам стандартизации;
2) национальный орган по стандартизации;
3) государственные органы в пределах компетенции.
2. В мониторинг в сфере стандартизации входят:
1) анализ научно-технического уровня национальных стандартов (за исключением военных национальных стандартов);
2) анализ на соответствие национальных стандартов (за исключением военных национальных стандартов) действующим техническим регламентам;
3) анализ на обеспеченность национальными стандартами (за исключением военных национальных стандартов) в различных областях экономики.
3. Результаты мониторинга, оформленные в виде предложений, направляются в национальный орган по стандартизации по итогам полугодия.
Национальный орган по стандартизации по результатам анализа поступивших предложений инициирует разработку национальных стандартов (за исключением военных национальных стандартов), пересмотр действующих национальных стандартов (за исключением военных национальных стандартов), отмену национальных стандартов (за исключением военных национальных стандартов) либо внесение в них изменений.
Глава 6. Система каталогизации продукции Статья 31. Система каталогизации продукции
1. Система каталогизации продукции функционирует в целях обеспечения всех заинтересованных физических и юридических лиц сведениями о характеристиках продукции, производимой в Республике Казахстан, и ее изготовителях.
Сведения о характеристиках продукции, производимой в Республике Казахстан, и ее изготовителях подлежат обязательной регистрации в едином реестре системы каталогизации продукции, формируемом уполномоченным органом.
2. Регистрации в системе каталогизации продукции не подлежат:
1) опытные образцы (опытные партии) продукции, установочные серии продукции;
2) продукция единичного производства, объекты авторских прав, сувениры, составные части продукции.
3. Изготовители продукции, подлежащей регистрации в системе каталогизации продукции, представляют сведения о произведенной (производимой) продукции и ее изготовителе в каталожном листе продукции на государственном и русском языках в уполномоченный орган на бумажных и электронных носителях.
4. Уполномоченный орган в срок до десяти рабочих дней со дня получения каталожного листа продукции:
проверяет правильность заполнения каталожного листа и достоверность указанных в нем сведений;
в случае отсутствия нарушений, проводит регистрацию и вносит сведения о производимой продукции в единый реестр системы каталогизации продукции и направляет на электронный адрес изготовителя, указанный в каталожном листе, заключение о внесении (включении) в систему каталогизации продукции с указанием присвоенного регистрационного номера;
в случае выявления факта представления неполных либо недостоверных сведений в каталожном листе, направляет письменный мотивированный отказ в регистрации.
5. Изготовитель в срок до десяти рабочих дней со дня изменения сведений, содержащихся в каталожном листе, направляет в уполномоченный орган каталожный лист с указанием соответствующих изменений.
6. Уполномоченный орган исключает продукцию из системы каталогизации продукции в случаях:
1) ликвидации организации-изготовителя;
2) заявления организации-изготовителя о приостановке либо прекращении производства продукции;
3) выявления фактов представления недостоверных сведений, явившихся основанием для внесения (включения) продукции в систему каталогизации продукции.
В случае, указанном в подпункте 3) пункта 6 настоящей статьи, уполномоченный орган направляет на электронный адрес изготовителя, указанный в каталожном листе, уведомление об исключении продукции из системы каталогизации.
Глава 7. Информационное обеспечение Статья 32. Информационное обеспечение в сфере национальной системы стандартизации
1. Информационное обеспечение в сфере национальной системы стандартизации осуществляется посредством:
1) размещения сведений о документах по стандартизации;
2) распространения копий нормативных технических документов, официальных изданий в порядке, определяемом уполномоченным органом.
2. Печатные и электронные издания национальных стандартов и рекомендаций по стандартизации подлежат маркировке национальным знаком стандартизации.
Статья 33. Размещение сведений о документах по стандартизации
1. Размещение сведений о документах по стандартизации (за исключением военных национальных стандартов, стандартов саморегулируемых организаций, стандартов консорциумов, стандартов организаций) осуществляется посредством их обязательного опубликования на интернет-ресурсе национального органа по стандартизации, ежегодных и ежемесячных информационных указателях стандартов.
2. К сведениям о документе по стандартизации относятся:
1) наименование;
2) область применения;
3) дата и номер решения об утверждении, внесении изменений и отмене;
4) сведения о разработчике.
Статья 34. Национальный знак стандартизации
1. Национальным знаком стандартизации маркируются печатные и электронные издания национальных (за исключением военных национальных стандартов), межгосударственных стандартов и рекомендаций по стандартизации, а также информационные указатели стандартов и каталоги.
2. Изображение национального знака стандартизации, технические требования к нему и порядок маркировки устанавливаются национальным стандартом.
Глава 8. Международное и региональное сотрудничество в сфере стандартизации Статья 35. Международное и региональное сотрудничество в сфере стандартизации
1. Международное и региональное сотрудничество в сфере стандартизации осуществляется в соответствии с настоящим Законом и международными договорами Республики Казахстан.
2. Международное сотрудничество включает в себя сотрудничество субъектов национальной системы стандартизации с международными организациями по стандартизации и субъектами стандартизации иностранных государств.
3. Региональное сотрудничество включает в себя сотрудничество субъектов национальной системы стандартизации с региональными организациями по стандартизации.
4. Национальный орган по стандартизации координирует участие в разработке международных и региональных стандартов.
Глава 9. Заключительные и переходные положения Статья 36. Обжалование действий (бездействия), решений уполномоченного органа, национального органа по стандартизации, технических, проектных технических комитетов по стандартизации, технических экспертов по стандартизации
1. Субъекты национальной системы стандартизации вправе обжаловать действия (бездействие), решения уполномоченного органа, национального органа по стандартизации, технических, проектных технических комитетов по стандартизации, технических экспертов по стандартизации.
2. Обжалование осуществляется через апелляционную комиссию в течение двух месяцев со дня извещения субъекта национальной системы стандартизации о таких действиях (бездействии), решениях.
В случае пропуска срока обжалования, субъекты национальной системы стандартизации вправе подать заявление о восстановлении срока обжалования действий (бездействия), решений в апелляционную комиссию.
В случае отказа в восстановлении срока обжалования, субъект национальной системы стандартизации вправе обжаловать действия (бездействие), решения уполномоченного органа, национального органа по стандартизации, технических, проектных технических комитетов по стандартизации, технических экспертов по стандартизации в судебном порядке.
3. Обжалование действий (бездействия), решений уполномоченного органа, национального органа по стандартизации, технических, проектных технических комитетов по стандартизации, технических экспертов по стандартизации через апелляционную комиссию является обязательной процедурой досудебного урегулирования для данной категории дел.
4. В случае подачи заявления об обжаловании решений уполномоченного органа, национального органа по стандартизации, технических, проектных технических комитетов по стандартизации, технических экспертов по стандартизации в апелляционную комиссию, действие их решений приостанавливается до вынесения решения апелляционной комиссии. Решения апелляционной комиссии являются обязательными для исполнения субъектами национальной системы по стандартизации, за исключением случаев обжалования действий (бездействия), решений уполномоченного органа, национального органа по стандартизации, технических, проектных технических комитетов по стандартизации, технических экспертов по стандартизации в судебном порядке.
Общий срок рассмотрения апелляционной комиссией заявлений об обжаловании действий (бездействия), решений составляет пятнадцать рабочих дней.
Порядок подачи, рассмотрения заявлений, принятия решений, определения состава апелляционной комиссии определяется Положением об апелляционной комиссии, утверждаемым уполномоченным органом.
5. Состав апелляционной комиссии утверждается уполномоченным органом на основании предложений субъектов национальной системы стандартизации.
В состав апелляционной комиссии входят представители уполномоченного органа, национального органа по стандартизации, Национальной палаты предпринимателей и иные субъекты национальной системы стандартизации.
Количественный состав апелляционной комиссии определяется Положением об апелляционной комиссии, но должен составлять не менее пяти человек.
6. В случаях неудовлетворения решением апелляционной комиссии, неисполнения ее решения или непринятия ею решения в установленные сроки, субъекты национальной системы стандартизации вправе обжаловать действия (бездействие), решения уполномоченного органа, национального органа по стандартизации, технических, проектных технических комитетов по стандартизации, технических экспертов по стандартизации в судебном порядке в соответствии с законодательством Республики Казахстан.
Статья 37. Источники финансирования деятельности в сфере стандартизации
1. Финансирование деятельности в сфере стандартизации осуществляется в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан.
2. Финансирование деятельности в сфере стандартизации осуществляется за счет:
1) бюджетных средств;
2) средств организаций;
3) добровольных взносов физических и юридических лиц;
4) иных источников, не противоречащих законодательству Республики Казахстан.
Статья 38. Ответственность за нарушение законодательства Республики Казахстан в сфере стандартизации
Нарушение законодательства Республики Казахстан в сфере стандартизации влечет ответственность, установленную законами Республики Казахстан.
Статья 39. Переходные положения
Технические комитеты по стандартизации, созданные до введения настоящего Закона в действие, сохраняют свою деятельность.
Статья 40. Порядок введения в действие настоящего Закона
Настоящий Закон вводится в действие по истечении шести месяцев после дня его первого официального опубликования.
Президент Республики Казахстан |