Правительство Республики Казахстан ПОСТАНОВЛЯЕТ:
внести на рассмотрение Мажилиса Парламента Республики Казахстан проект Закона Республики Казахстан "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам туристской деятельности".
Премьер-Министр Республики Казахстан |
А. Мамин |
Проект |
ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам туристской деятельности
Статья 1. Внести изменения и дополнения в следующие законодательные акты Республики Казахстан:
1. В Бюджетный кодекс Республики Казахстан от 4 декабря 2008 года (Ведомости Парламента Республики Казахстан, 2008 г., № 21, ст. 93; 2009 г., № 23, ст. 112; № 24, ст. 129; 2010 г., № 5, ст. 23; № 7, ст. 29, 32; № 15, ст. 71; № 24, ст. 146, 149, 150; 2011 г., № 2, ст. 21, 25; № 4, ст. 37; № 6, ст. 50; № 7, ст. 54; № 11, ст. 102; № 13, ст. 115; № 15, ст. 125; № 16, ст. 129; № 20, ст. 151; № 24, ст. 196; 2012 г., № 1, ст. 5; № 2, ст. 16; № 3, ст. 21; № 4, ст. 30, 32; № 5, ст. 36, 41; № 8, ст. 64; № 13, ст. 91; № 14, ст. 94; № 18-19, ст. 119; № 23-24, ст. 125; 2013 г., № 2, ст. 13; № 5-6, ст. 30; № 8, ст. 50; № 9, ст. 51; № 10-11, ст. 56; № 13, ст. 63; № 14, ст. 72; № 15, ст. 81, 82; № 16, ст. 83; № 20, ст. 113; № 21-22, ст. 114; 2014 г., № 1, ст. 6; № 2, ст. 10, 12; № 4-5, ст. 24; № 7, ст. 37; № 8, ст. 44; № 11, ст. 63, 69; № 12, ст. 82; № 14, ст. 84, 86; № 16, ст. 90; № 19-I, 19-II, ст. 96; № 21, ст. 122; № 22, ст. 128, 131; № 23, ст. 143; 2015 г., № 2, ст. 3; № 11, ст. 57; № 14, ст. 72; № 15, ст. 78; № 19-I, ст. 100; № 19-II, ст. 106; № 20-IV, ст. 113; № 20-VII, ст. 117; № 21-I, ст. 121, 124; № 21-II, ст. 130, 132; № 22-I, ст. 140, 143; № 22-II, ст. 144; № 22-V, ст. 156; № 22-VI, ст. 159; № 23-II, ст. 172; 2016 г., № 7-II, ст. 53; № 8-I, ст.62; № 12, ст. 87; № 22, ст. 116; № 23, ст. 119; № 24, ст. 126; 2017 г., № 4, ст. 7; № 6, ст. 11; № 9, ст. 18; № 10, ст. 23):
1) пункт 5 статьи 11 изложить в следующей редакции:
"5. Неналоговыми поступлениями являются обязательные, невозвратные платежи в бюджет, установленные настоящим Кодексом и другими законодательными актами Республики Казахстан, кроме предусмотренных Кодексом Республики Казахстан "О налогах и других обязательных платежах в бюджет" (Налоговый кодекс), таможенным законодательством Евразийского экономического союза и (или) Республики Казахстан, не относящиеся к поступлениям от продажи основного капитала, связанные гранты, туристские взносы, а также деньги, передаваемые в бюджет на безвозмездной основе, кроме трансфертов.";
2) часть первую пункта 1 статьи 41 изложить в следующей редакции:
"1. Государственным заданием является заказ юридическим лицам с участием государства в уставном капитале, организациям, входящим в группу Фонда национального благосостояния, Национальной палате предпринимателей Республики Казахстан и ее организациям, определяемым Правительством Республики Казахстан, Национальному олимпийскому комитету Республики Казахстан, автономному кластерному фонду, международному технологическому парку "Астана Хаб", международному центру зеленых технологий и инвестиционных проектов, автономным организациям образования и их организациям, определяемый Правительством Республики Казахстан, на оказание отдельных государственных услуг, реализацию бюджетных инвестиционных проектов и выполнение других задач, направленных на обеспечение социально-экономической стабильности и (или) социально-культурного развития государства.";
3) пункт 2 статьи 49 дополнить подпунктом 4-2) следующего содержания:
"4-2) туристский взнос;".
2. В Экологический кодекс Республики Казахстан от 9 января 2007 года (Ведомости Парламента Республики Казахстан, 2007 г., № 1, ст. 1; № 20, ст. 152; 2008 г., № 21, ст. 97; № 23, ст. 114; 2009 г., № 11-12, ст. 55; № 18, ст. 84; № 23, ст. 100; 2010 г., № 1-2, ст. 5; № 5, ст. 23; № 24, ст. 146; 2011 г., № 1, ст. 2, 3, 7; № 5, ст. 43; № 11, ст. 102; № 12, ст. 111; № 16, ст. 129; № 21, ст. 161; 2012 г., № 3, ст. 27; № 8, ст. 64; № 14, ст. 92, 95; № 15, ст. 97; № 21-22, ст. 124; 2013 г., № 9, ст. 51; № 12, ст. 57; № 14, ст. 72, 75; 2014 г., № 1, ст. 4; № 2, ст. 10; № 7, ст. 37; № 10, ст. 52; № 12, ст. 82; № 14, ст. 84; № 19-I, 19-II, ст. 96; № 21, ст. 122; № 23, ст. 143; № 24, ст. 145; 2015 г., № 8, ст. 42; № 11, ст. 57; № 20-IV, ст. 113; № 20-VII, ст. 115; № 22-I, ст. 141; № 22-II, ст. 144; № 22-V, ст. 156; 2016 г., № 1, ст. 2; № 6, ст. 45; № 7-II, ст. 56, 57; № 8-II, ст. 71, 72; № 24, ст. 124):
1) статью 1 дополнить подпунктом 59-5) следующего содержания:
"59-5) сервисный оператор зеленых технологий - Международный центр зеленых технологий и инвестиционных проектов, определенное Правительством Республики Казахстан юридическое лицо, оказывающее комплексные услуги по организации трансфера и адаптации зеленых технологий, содействию привлечения экологических и зеленых инвестиций, в том числе за счет грантов и (или) инвестиций национальных институтов развития, местных бюджетов и иных источников других организаций, не запрещенных законодательством Республики Казахстан;";
2) статью 16 дополнить подпунктами 4-3) и 4-4) следующего содержания:
"4-3) определяет сервисного оператора зеленых технологий;
4-4) определяет порядок признания технологий в качестве зеленых технологий;";
3) главу 10 дополнить статьей 104-1 следующего содержания:
"Статья 104-1. Зеленые технологии и зеленые инвестиции
1. Зеленые технологии - это экологически безопасные технологии производства, созданные на основе современных достижений науки, учитывающие экологические, экономические, социальные аспекты устойчивого развития, которые охватывают следующие сферы и направлены на:
1) производство нетоксичных продуктов по замкнутому циклу: производство - утилизация - новое производство;
2) максимальное сокращение отходов за счет инноваций в технологиях и в структуре потребления;
3) замену невозобновляемых природных ресурсов на альтернативные возобновляемые источники сырья и энергии;
4) внедрение биотехнологий в земледелие, животноводство и переработку сельхозпродукции, производство сельхозбиопрепаратов;
5) производство энергии из возобновляемых источников энергии (солнечная энергия, энергия ветра, гидро, геотермальная энергия, биомасса, водород), снижение вредных выбросов в атмосферу, повышение эффективности использования топлива, а также энергоэффективности зданий и бытовых приборов;
6) выведение устойчивых зеленых насаждений, имеющих высокий поглотительный эффект парниковых газов из окружающей среды, направленный на смягчение последствий изменения климата;
7) производство строительных материалов, не содержащих токсичных и канцерогенных веществ, с использованием отходов производства и потребления.
2. Сервисный оператор зеленых технологий привлекает специалистов, консультантов и экспертов государственных органов и их подведомственных организаций, иных организаций, в том числе иностранных, для определения технологий в качестве зеленых технологий в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан.
3. Для внедрения и реализации проектов зеленых технологий привлекаются зеленые инвестиции, в том числе за счет грантов и (или) инвестиций национальных институтов развития, местных бюджетов и иных источников других организаций, не запрещенных законодательством Республики Казахстан.".
3. В Предпринимательский кодекс Республики Казахстан от 29 октября 2015 года (Ведомости Парламента Республики Казахстан, 2015 г., № 20-II, 20-III, ст. 112; 2016 г., № 1, ст. 4; № 6, ст. 45; № 7-II, ст. 55; № 8-I, ст. 62, 65; № 8-II, ст. 72; № 12, ст. 87; № 23, ст. 118; № 24, ст. 124, 126; 2017 г., № 9, ст. 21):
1) в статье 41:
заголовок изложить в следующей редакции:
"Статья 41. Понятие и формы крестьянского или фермерского хозяйства или фермерского охотничьего хозяйства";
пункт 1 изложить в следующей редакции:
"1. Крестьянским или фермерским хозяйством или фермерским охотничьим хозяйством признаются трудовое объединение лиц, в котором осуществление индивидуального предпринимательства неразрывно связано с использованием земель сельскохозяйственного назначения для производства сельскохозяйственной продукции, переработкой и сбытом этой продукции, а также охотничье хозяйство, специализирующееся на искусственном разведении диких животных, находящихся в частной собственности, на землях лесного фонда и землях запаса.";
пункт 1 дополнить абзацем следующего содержания:
"Фермерское охотничье хозяйство - это охотничье хозяйство, специализирующееся на искусственном разведении животных, находящихся в частной собственности, в охотничьих целях.";
абзац первый пункта 2 изложить в следующей редакции:
"2. Крестьянское или фермерское хозяйство или фермерское охотничье хозяйство могут выступать в формах:";
2) в статье 42:
заголовок изложить в следующей редакции:
"Статья 42. Глава и члены крестьянского или фермерского хозяйства или фермерского охотничьего хозяйства";
пункт 1 изложить в следующей редакции:
"1. Главой крестьянского или фермерского хозяйства или фермерского охотничьего хозяйства могут быть дееспособный гражданин Республики Казахстан, оралман, достигший восемнадцати лет.";
пункт 2 изложить в следующей редакции:
"2. Членами крестьянского или фермерского хозяйства являются супруги, близкие родственники (родители (родитель), дети, усыновители (удочерители), усыновленные (удочеренные), полнородные и неполнородные братья и сестры, дедушки, бабушки, внуки) и другие лица, совместно ведущие общее хозяйство.";
3) статью 43 изложить в следующей редакции:
"Статья 43. Права и обязанности главы и членов крестьянского или фермерского хозяйства или фермерского охотничьего хозяйства
1. Глава крестьянского или фермерского хозяйства или фермерского охотничьего хозяйства вправе:
1) представлять интересы крестьянского или фермерского хозяйства или фермерского охотничьего хозяйства в отношениях с физическими и юридическими лицами;
2) осуществлять гражданско-правовые сделки, не запрещенные законами Республики Казахстан;
3) уполномочить кого-либо из членов хозяйства исполнять свои функции и случав длительного отсутствия;
4) определять основные направления деятельности крестьянского или фермерского хозяйства или фермерского охотничьего хозяйства;
5) утверждать внутренние правила, процедуры их принятия и другие документы, регулирующие внутреннюю деятельность крестьянского или фермерского хозяйства или фермерского охотничьего хозяйства;
6) выносить на рассмотрение общего собрания членов крестьянского или фермерского хозяйства или фермерского охотничьего хозяйства вопрос об участии крестьянского или фермерского хозяйства или фермерского охотничьего хозяйства в создании и деятельности юридических лиц;
7) осуществлять иные права, предусмотренные настоящим Кодексом и законами Республики Казахстан.
2. Глава крестьянского или фермерского хозяйства или фермерского охотничьего хозяйства обязан:
1) организовывать ведение учета и отчетности крестьянского или фермерского хозяйства или фермерского охотничьего хозяйства;
2) выполнять в пределах своей компетенции решения общего собрания членов крестьянского или фермерского хозяйства или фермерского охотничьего хозяйства, не противоречащие законодательству Республики Казахстан;
3) создавать условия труда для членов крестьянского или фермерского хозяйства или фермерского охотничьего хозяйства;
4) при принятии наемных работников заключать трудовые договоры, издавать акты работодателя в соответствии с трудовым законодательством Республики Казахстан;
5) осуществлять иные обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом и законами Республики Казахстан.
3. Члены крестьянского или фермерского хозяйства или фермерского охотничьего хозяйства вправе:
1) добровольно выходить из крестьянского или фермерского хозяйства или фермерского охотничьего хозяйства в порядке, определяемом общим собранием членов крестьянского или фермерского хозяйства или фермерского охотничьего хозяйства;
2) получать информацию о деятельности крестьянского или фермерского хозяйства или фермерского охотничьего хозяйства, в том числе знакомиться с данными бухгалтерского учета, финансовой отчетности и другой документацией этого хозяйства;
3) обращаться к общему собранию членов крестьянского или фермерского хозяйства или фермерского охотничьего хозяйства и (или) в государственные органы с жалобами на неправомерные действия (бездействие) главы и других членов;
4) обжаловать в судебном порядке решения главы и общего собрания членов крестьянского или фермерского хозяйства или фермерского охотничьего хозяйства в случае нарушения их прав и законных интересов;
5) осуществлять иные права, предусмотренные настоящим Кодексом и законами Республики Казахстан.
4. Члены крестьянского или фермерского хозяйства или фермерского охотничьего хозяйства обязаны:
1) выполнять решения общего собрания членов крестьянского или фермерского хозяйства или фермерского охотничьего хозяйства;
2) соблюдать требования внутренних документов крестьянского или фермерского хозяйства или фермерского охотничьего хозяйства;
3) в случае смены главы крестьянского или фермерского хозяйства или фермерского охотничьего хозяйства общим заявлением извещать об этом органы, зарегистрировавшие хозяйство;
4) осуществлять иные обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом и законами Республики Казахстан.";
4) в статье 44:
заголовок изложить в следующей редакции:
"Статья 44. Особенности создания крестьянского или фермерского хозяйства или фермерского охотничьего хозяйства";
пункт 1 изложить в следующей редакции:
"1. Крестьянское или фермерское хозяйство или фермерское охотничье хозяйство создаются на добровольных началах и считаются созданными с момента государственной регистрации права на земельный участок, а в случаях, установленных законами Республики Казахстан, после регистрации в качестве индивидуального предпринимателя.";
5) статью 45 изложить в следующей редакции:
"Статья 45. Крестьянское или фермерское хозяйство или фермерское охотничье хозяйство
1. Крестьянское или фермерское хозяйство или фермерское охотничье хозяйство являются равноправной производственной единицей сельского хозяйства в Республике Казахстан.
2. Крестьянское или фермерское хозяйство или фермерское охотничье хозяйство самостоятельно определяют направление своей деятельности, структуру и объемы производства, выращивают, перерабатывают и реализуют продукцию, а также решают другие вопросы, связанные с ведением хозяйства.
3. При осуществлении своей деятельности крестьянское или фермерское хозяйство или фермерское охотничье хозяйство вправе:
1) открывать банковские счета и распоряжаться своими деньгами;
2) получать кредиты под залог имущества, земельного участка и права землепользования в порядке и на условиях, установленных законодательством Республики Казахстан;
3) осуществлять страхование арендуемых и собственных средств производства, а также посевов (посадок) сельскохозяйственных культур, многолетних насаждений, произведенной продукции, сырья, материалов на случаи гибели или повреждения в соответствии с законодательством Республики Казахстан о страховании и страховой деятельности;
4) на добровольных началах объединяться в кооперативы, общества и другие объединения, участвовать в деятельности кооперативных, хозяйственных товариществ и других организаций, а также по своему усмотрению выйти из любой организации.";
6) статью 46 изложить в следующей редакции:
"Статья 46. Собственность крестьянского или фермерского хозяйства или фермерского охотничьего хозяйства
1. Имущество крестьянского хозяйства принадлежит его членам на праве совместной собственности, если договором между ними не установлено иное.
Имущество фермерского хозяйства, организованного в форме простого товарищества на основе договора о совместной деятельности, принадлежит его членам на праве общей долевой собственности.
Имущество фермерского хозяйства, основанного на личном предпринимательстве, принадлежит ему на праве частной собственности.
2. В собственности членов крестьянского или фермерского хозяйства или фермерского охотничьего хозяйства могут находиться земельные участки, насаждения на земельном участке, в том числе насаждения частного лесного фонда, дикие животные, разведенные и содержащиеся в неволе и (или) полувольных условиях, хозяйственные и иные постройки, мелиоративные и другие сооружения, продуктивный и рабочий скот, птица, сельскохозяйственная и иная техника и оборудование, транспортные средства, инвентарь и другое имущество, переданные членами крестьянского или фермерского хозяйства или фермерского охотничьего хозяйства и (или) приобретенные для хозяйства на общие средства его членов.
3. Плоды, продукция и доходы, полученные в результате деятельности крестьянского или фермерского хозяйства или фермерского охотничьего хозяйства, являются общим совместным или общим долевым имуществом членов крестьянского или фермерского хозяйства или фермерского охотничьего хозяйства и используются по соглашению между ними.
4. Имущественные отношения членов крестьянского или фермерского хозяйства или фермерского охотничьего хозяйства регулируются соответствующими нормами гражданского и земельного законодательства Республики Казахстан.
5. Имущество и право на земельный участок крестьянского или фермерского хозяйства или фермерского охотничьего хозяйства наследуются в порядке, предусмотренном законами Республики Казахстан.";
7) статью 47 изложить в следующей редакции:
"Статья 47. Предоставление земельного участка для ведения крестьянского или фермерского хозяйства или фермерского охотничьего хозяйства
Условия, порядок предоставления и использования земельного участка для ведения крестьянского или фермерского хозяйства или фермерского охотничьего хозяйства устанавливаются Земельным кодексом Республики Казахстан.";
8) статью 48 изложить в следующей редакции:
"Статья 48. Условия деятельности крестьянского или фермерского хозяйство или фермерского охотничьего хозяйства
1. Крестьянское или фермерское хозяйство или фермерское охотничье хозяйство покрывают свои расходы за счет получаемого дохода.
2. Производственные, коммерческие и иные отношения крестьянского или фермерского хозяйства или фермерского охотничьего хозяйства осуществляются на договорной основе.
3. К выполнению работ в крестьянском или фермерском хозяйстве могут привлекаться граждане, работающие по трудовому договору.
4. Порядок заключения договора о найме в крестьянском или фермерском хозяйстве определяется трудовым законодательством Республики Казахстан.
5. Члены крестьянского или фермерского хозяйства или фермерского охотничьего хозяйства и граждане, работающие в хозяйстве по трудовому договору, пользуются всеми правами, предусмотренными законами Республики Казахстан.
6. Крестьянские и фермерские хозяйства или фермерские охотничьи хозяйства имеют право пользоваться системой социального и пенсионного обеспечения, социального страхования в соответствии с законодательством Республики Казахстан.";
9) статью 49 изложить в следующей редакции:
"Статья 49. Прекращение деятельности крестьянского или фермерского хозяйства или фермерского охотничьего хозяйства
1. Деятельность крестьянского или фермерского хозяйства или фермерского охотничьего хозяйства прекращается, если не остается ни одного члена хозяйства, наследника или другого лица, желающего продолжить деятельность хозяйства, а также в случаях банкротства и прекращения права частной собственности на земельный участок или права землепользования.
2. При прекращении деятельности крестьянского или фермерского хозяйства или фермерского охотничьего хозяйства раздел общего имущества между участниками совместной собственности, а также выдел доли одного из них могут быть осуществлены при условии предварительного определения доли каждого из участников в праве на общее имущество.
3. Имущество, находящееся в долевой собственности, может быть разделено между его участниками по соглашению между ними.
4. Условия и порядок раздела имущества, земельного участка и права землепользования при прекращении деятельности крестьянского или фермерского хозяйства или фермерского охотничьего хозяйства регулируются гражданским законодательством Республики Казахстан.";
10) пункт 1 статьи 92 дополнить подпунктом 8) следующего содержания:
"8) туристская деятельность.";
11) статью 281 изложить в следующей редакции:
"Статья 281. Цель государственной поддержки инвестиций
1. Целями государственной поддержки инвестиций являются создание благоприятного инвестиционного климата для развития экономики и стимулирование инвестиций в создание новых, расширение и обновление действующих объектов с применением современных технологий, повышение квалификации казахстанских кадров, а также охрана окружающей среды.
2. Государственная поддержка инвестиций заключается в предоставлении инвестиционных преференций.
Виды, условия и порядок предоставления инвестиционных преференций по соглашениям о переработке твердых полезных ископаемых определяются Кодексом Республики Казахстан "О недрах и недропользовании".";
12) статью 284 изложить в следующей редакции:
"Статья 284. Инвестиционный проект
Инвестиционный проект представляет собой комплекс мероприятий, предусматривающих инвестиции в создание новых, расширение и (или) обновление действующих объектов, включая объекты, созданные, расширенные и (или) обновленные в ходе реализации проекта государственно-частного партнерства, в том числе концессионного проекта.
Под инвестиционным приоритетным проектом понимается инвестиционный проект:
по созданию новых объектов, предусматривающий осуществление юридическим лицом инвестиций в строительство новых объектов, в размере не менее двухмиллионнократного размера месячного расчетного показателя, установленного законом о республиканском бюджете и действующего на дату подачи заявки на предоставление инвестиционных преференций;
по расширению и (или) обновлению действующих объектов, предусматривающий осуществление юридическим лицом инвестиций в размере не менее пятимиллионнократного размера месячного расчетного показателя, установленного законом о республиканском бюджете и действующего на дату подачи заявки на предоставление инвестиционных преференций в изменение основных средств, в том числе обновление (реновация, реконструкция, модернизация) действующих объектов;
по созданию на приоритетных туристских территориях объектов туристской деятельности, предусматривающий осуществление юридическим лицом инвестиций в размере не менее двухсоттысячакратного размера месячного расчетного показателя, установленного законом о республиканском бюджете и действующего на дату подачи заявки на предоставление инвестиционных преференций.
Инвестиционный приоритетный проект по созданию новых объектов или расширению и (или) обновлению действующих объектов осуществляется юридическим лицом по определенным приоритетным видам деятельности, перечень которых утверждается Правительством Республики Казахстан.
Под специальным инвестиционным проектом понимаются инвестиционный проект, реализованный и (или) реализуемый юридическим лицом Республики Казахстан, зарегистрированным в качестве участника специальной экономической зоны или владельца свободного склада в соответствии с таможенным законодательством Республики Казахстан, либо проект, реализованный юридическим лицом Республики Казахстан, заключившим соглашение о промышленной сборке моторных транспортных средств.";
13) пункт 1 статьи 292 дополнить подпунктом 8) следующего содержания:
"8) письмо уполномоченного органа в области туристской деятельности, подтверждающее реализацию инвестиционного приоритетного проекта на приоритетной туристской территории.".
4. В Кодекс Республики Казахстан от 25 декабря 2017 года "О налогах и других обязательных платежах в бюджет" (Налоговый кодекс) (Ведомости Парламента Республики Казахстан, 2017 г., № 22-I, 22-II,ст. 107; 2018 г., № 10, ст. 32; № 11, ст. 37; № 13, ст. 41; № 14, ст. 42, 44; № 15, ст. 50; № 19, ст. 62; Закон Республики Казахстан от 8 января 2019 года "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам рекламы", опубликованный в газетах "Егемен Қазақстан" и "Казахстанская правда" 10 января 2019 года):
1) главу 49 оглавления дополнить заголовком статьи 436-1 следующего содержания:
"Статья 436-1. Порядок и условия компенсации суммы налога на добавленную стоимость физическим лицам - гражданам иностранных государств при вывозе товаров за пределы таможенной территории Евразийского экономического союза (за исключением вывоза товаров через территории государств - членов Евразийского экономического союза)";
2) статью 26 дополнить пунктом 25 следующего содержания:
"25. Оператор системы "такс фри" обязан представлять в органы государственных доходов сведения, содержащиеся в декларации "такс фри", относительно физических лиц - граждан иностранных государств, получивших компенсацию налога на добавленную стоимость, в порядке, сроки и по форме, которые установлены уполномоченным органом.";
3) статью 194 дополнить пунктом 9 следующего содержания:
"9. Субъект торговой деятельности в системе "такс фри" обязан вести раздельный налоговый учет оборотов по реализации товаров физическому лицу-гражданину иностранного государства, по которым осуществляется компенсация суммы налога на добавленную стоимость в системе "такс фри";
4) часть вторую пункта 1 статьи 257 изложить в следующей редакции:
"Вычету подлежит, в том числе доход работника в виде расходов работодателя, направленных в соответствии с законодательством Республики Казахстан на обучение, повышение квалификации или переподготовку работника по специальности, связанной с деятельностью работодателя. Компенсация затрат работников на туристские услуги, оказанные на территории Республики Казахстан, подлежит вычету, но не более 100 МРП.";
5) часть первую статьи 394 дополнить подпунктом 47) следующего содержания:
"47) услуг оператора системы "такс фри" по компенсации суммы налога на добавленную стоимость в соответствии со статьей 436-1 настоящего Кодекса.".
6) статью 404 дополнить пунктом 9 следующего содержания:
"9. Субъект торговой деятельности в системе "такс фри" при компенсации суммы налога на добавленную стоимость оператору системы "такс фри" в соответствии со статьей 436-1 настоящего Кодекса производит увеличение суммы налога на добавленную стоимость, относимого в зачет в размере суммы налога на добавленную стоимость, компенсированного оператором системы "такс фри" физическому лицу - гражданину иностранного государства на основании представленного оператором системы "такс фри" реестра и копий документов, подтверждающих факт такой компенсации.
Увеличение суммы налога на добавленную стоимость, относимого в зачет, производится в том налоговом периоде, в котором выплачена сумма налога на добавленную стоимость оператору системы "такс фри".";
7) главу 49 дополнить статьей 436-1 следующего содержания:
"Статья 436-1. Порядок и условия компенсации суммы налога на добавленную стоимость физическим лицам - гражданам иностранных государств при вывозе товаров за пределы таможенной территории Евразийского экономического союза (за исключением вывоза товаров через территории государств - членов Евразийского экономического союза)
1. В целях настоящего Кодекса используются следующие основные понятия:
1) система "такс фри" - совокупность правоотношений между субъектами, определенными настоящим Кодексом, обеспечивающих компенсацию суммы налога на добавленную стоимость физическим лицам - гражданам иностранных государств при вывозе товаров за пределы таможенной территории Евразийского экономического союза;
2) торговое место в системе "такс фри" - место, оснащенное оборудованием, предназначенным и используемым для выкладки, демонстрации товаров, обслуживания покупателей и проведения денежных расчетов с покупателями при продаже товаров, расположенное на территории стационарного торгового объекта, соответствующего критериям отбора согласно правилам, утвержденным Правительством Республики Казахстан;
3) субъект торговой деятельности в системе "такс фри" - субъект частного предпринимательства, являющийся арендатором торгового места в системе "такс фри";
4) оператор системы "такс фри" - организация, определенная Правительством Республики Казахстан, заключившая договор с собственником (собственниками) стационарного (стационарных) торгового (торговых) объекта (объектов), включенного (включенных) в перечень, утвержденный Правительством Республики Казахстан, обеспечивающая функционирование системы "такс фри".
2. Физическое лицо - гражданин иностранного государства при вывозе товаров, которые приобретены им у субъектов торговой деятельности в системе "такс фри" и при реализации которых был исчислен налог на добавленную стоимость, имеет право на компенсацию суммы налога на добавленную стоимость, уплаченной таким физическим лицом в составе цены товара в виде выплаты денежных средств в соответствии с правилами, утвержденными уполномоченным органом.
3. Компенсация суммы налога на добавленную стоимость производится оператором системы "такс фри" физическому лицу - гражданину иностранного государства при соблюдении одновременно следующих условий:
физическим лицом предъявлен паспорт, который выдан уполномоченным органом иностранного государства и по которому указанное лицо въехало на территорию Республики Казахстан;
такое иностранное государство не является государством - членом Евразийского экономического союза;
физическим лицом осуществлен вывоз приобретенных им товаров за пределы таможенной территории Евразийского экономического союза (за исключением вывоза товаров через территории государств - членов Евразийского экономического союза) через пункты пропуска через Государственную границу Республики Казахстан, перечень которых определяется Правительством Республики Казахстан.
Оператор осуществляет компенсацию суммы налога на добавленную стоимость физическому лицу - гражданину иностранного государства в наличной или безналичной форме следующим способом:
путем выдачи наличных денежных средств в пунктах "такс фри", расположенных на территории аэропортов, при предъявлении деклараций "такс фри" с отметкой органов таможенной службы, чека контрольно-кассовой машины, паспорта, проездного документа или электронного проездного документа;
путем перевода денежных средств на банковский счет (карту) при направлении деклараций "такс фри" с отметкой органов таможенной службы, чека контрольно-кассовой машины и копии паспорта по почте или через специальный ящик "такс фри".
4. В целях компенсации суммы налога на добавленную стоимость физическому лицу - гражданину иностранного государства ранее уплаченной таким лицом при приобретении товаров, субъекты торговой деятельности производят компенсацию суммы налога на добавленную стоимость оператору на основании составленного им реестра по физическим лицам-гражданам иностранного государства, получившим компенсацию налога на добавленную стоимость.
Сумма налога на добавленную стоимость, компенсируемая физическому лицу - гражданину иностранного государства, определяется как сумма налога на добавленную стоимость, исчисленная субъектом торговой деятельности в системе "такс фри", при реализации товаров такому физическому лицу, уменьшенная на стоимость услуги оператора системы "такс фри". Оборотом по реализации услуг оператора системы "такс фри" является стоимость услуг по компенсации суммы налога на добавленную стоимость, размер которой утверждается государственным центральным исполнительным органом, осуществляющим функции государственного управления в области туристической деятельности.
5. Субъект торговой деятельности при реализации товаров в течение одного календарного дня на сумму не менее 20 месячных расчетных показателей, установленных законом о республиканском бюджете и действующую на начало соответствующего финансового года, с учетом налога на добавленную стоимость, оформляет физическому лицу - гражданину иностранного государства чек контрольно-кассовой машины, электронную счет-фактуру и декларацию "такс фри". Декларация "такс фри" оформляется на основании одного или нескольких чеков контрольно-кассовой машины, выданных в течение одного календарного дня, адрес места использования которого соответствует адресу торгового места в системе "такс фри".
Декларация "такс фри" составляется в произвольной форме и содержит следующие сведения:
1) порядковый номер и дату составления декларации "такс фри";
2) порядковый номер и дату чека контрольно-кассовой машины, выданного субъектом торговой деятельности в системе "такс фри", физическому лицу-гражданину иностранного государства;
3) наименование, идентификационный номер, адрес субъекта торговой деятельности в системе "такс фри" или ее обособленного подразделения (в случае осуществления организацией розничной торговли деятельности через обособленное подразделение);
4) фамилию, имя, отчество (при его наличии) физического лица - гражданина иностранного государства, написанные буквами латинского алфавита (в соответствии с паспортными данными);
5) номер паспорта физического лица - гражданина иностранного государства;
6) наименование иностранного государства, уполномоченным органом которого выдан паспорт физическому лицу-гражданину иностранного государства, написанное буквами латинского алфавита (в соответствии с паспортными данными);
7) наименование реализованных товаров и единицу измерения;
8) количество (объем) реализованных товаров (по каждому наименованию товара);
9) сумму налога на добавленную стоимость, исчисленную субъектом торговой деятельности в системе "такс фри" по реализованным товарам;
10) стоимость реализованных товаров с учетом суммы налога на добавленную стоимость (по каждому наименованию товара);
11) штриховой код, позволяющий с применением считывающих устройств осуществлять идентификацию номера декларации "такс фри".
6. Компенсация суммы налога на добавленную стоимость не производится при приобретении физическим лицом - гражданином иностранного государства товаров, признаваемых подакцизными в соответствии со статьей 462 настоящего Кодекса. Правительство Республики Казахстан вправе определить перечень иных товаров, при приобретении которых физическому лицу - гражданину иностранного государства на основании настоящей статьи не производится компенсация суммы налога на добавленную стоимость.
7. Физические лица - граждане иностранных государств, имеющие право на компенсацию суммы налога на добавленную стоимость, вправе обратиться за компенсацией суммы налога в течение одного года со дня приобретения товаров в торговых местах в системе "такс фри" при условии вывоза товаров в течение трех месяцев со дня их приобретения за пределы таможенной территории Евразийского экономического союза (за исключением вывоза товаров через территории государств - членов Евразийского экономического союза) через пункты пропуска через Государственную границу Республики Казахстан.".
5. В Закон Республики Казахстан от 13 июня 2001 года "О туристской деятельности в Республике Казахстан" (Ведомости Парламента Республики Казахстан, 2001 г., № 13-14, ст.175; 2002 г., № 4, ст.33; 2003 г., № 23, ст.168; 2004 г., № 23, ст. 142; 2006 г., № 3, ст.22; 2007 г., № 2, ст. 18; № 17, ст. 139; 2008 г., № 13-14, ст.57; 2009 г., № 18, ст.84; 2010 г., № 5, ст.23; 2011 г., № 1, ст.2; № 11, ст. 102; № 12, ст.111; 2012 г., № 15, ст.97; 2013 г., № 14, ст.75; 2014 г., № 1, ст.4; № 7, ст.37; № 10, ст.52; № 19-I, 19-II, ст.96; № 23, ст.143; 2015 г., № 20-IV, ст.113; № 22-I, ст.143; № 22-II, ст.144; 2016 г., № 23, ст.118; 2017 г., № 12, ст.34; 2018 г., № 10, ст.32; № 13, ст.41; № 19, ст.62; № 24, ст.93):
1) по всему тексту слова: "(экскурсовод)", "(экскурсоводы)",(экскурсоводов)", "(экскурсовода)", "(экскурсоводом)" исключить;
2) в статье 1:
подпункты 1), 1-1), 2-1), 2-2), 2-3), 3), 11), 15) и 30) исключить;
подпункты 2), 5), 9), 13), 17), 19) и 20) изложить в следующей редакции:
"2) гид (гид - переводчик) - профессионально подготовленное физическое лицо, осуществляющее деятельность в Республике Казахстан на основании свидетельства индивидуального предпринимателя или патента или трудового договора с туроператором, обладающее соответствующей квалификацией для оказания экскурсионно-информационных, организационных услуг туристам по ознакомлению с туристскими ресурсами в Республике Казахстан;
5) туризм - временное пребывание физических лиц в путешествии с целью осуществления одного или нескольких видов туризма, не связанных с оплачиваемой деятельностью или сменой постоянного места жительства;
9) туристская агентская деятельность (турагентская деятельность) - предпринимательская деятельность физических и юридических лиц по продвижению и реализации туристского продукта, сформированного туроператором Республики Казахстан на основании агентского договора без права добавления дополнительных услуг, а также деятельность по оказанию туристам услуг, не являющихся турпродуктом;
13) туристские услуги - услуги, необходимые для удовлетворения потребностей туриста, предоставляемые в период его путешествия и в связи с этим путешествием (размещение, перевозка, питание, экскурсии, услуги инструкторов туризма, гидов (гид - переводчик) и другие услуги, предусмотренные договором на туристское обслуживание, оказываемые в зависимости от целей поездки);
17) туристский маршрут - путь следования туриста для удовлетворения его потребностей, который разрабатывается туроператорами и включает в себя посещение туристических объектов с детальной регламентацией такого посещения (используемый транспорт, места остановки, объекты посещения, места ночлега, медицинская помощь в экстренных случаях);
19) туристская операторская деятельность в сфере внутреннего туризма (туроператорская деятельность в сфере внутреннего туризма) - предпринимательская деятельность физических и юридических лиц по формированию туристского продукта, его продвижению и реализации турагентам и туристам, постоянно проживающим на территории Республики Казахстан;
20) туристский продукт - комплекс всех необходимых туристских услуг, достаточных для удовлетворения потребностей туриста в ходе путешествия;";
дополнить подпунктами 19-1) и 19-2) следующего содержания:
"19-1) туристская операторская деятельность в сфере въездного туризма - предпринимательская деятельность физических и юридических лиц по формированию туристского продукта, его продвижению и реализации турагентам и туристам, не проживающим постоянно на территории Республики Казахстан;
19-2) туристская операторская деятельность в сфере выездного туризма - предпринимательская деятельность физических и юридических лиц, имеющих лицензию на данный вид деятельности, по формированию туристского продукта, его продвижению и реализации туристским агентам, а также продвижению и реализации туристского продукта, сформированного нерезидентом Республики Казахстан;";
дополнить подпунктами 31), 32), 33) и 34) следующего содержания:
"31) инфраструктура туризма - это совокупность предприятии учреждений, заведений, комплекс сооружений и сетей производственного социального и рекреационного назначения, предназначенный для функционирования сферы туризма и удовлетворения потребностей туриста;
32) туристский код - уникальный номер, присваиваемый туристу туроператором в сфере выездного туризма, гарантирующий обязательства туроператора в рамках организованного выездного туризма;
33) компенсация туристских услуг - возмещение работодателем затрат работника на туристские услуги, оказанные на территории Республики Казахстан;
34) карта туристификации - перечень объектов республиканского и регионального уровня приоритетных туристских территорий, утвержденных уполномоченным органом.";
3) статью 6 изложить в следующей редакции:
"Статья 6. Классификация туризма в Казахстане
1. В целях реализации стратегических планов развития туристской отрасли, а также формирования политики государственной поддержки отдельных направлений туристской деятельности туризм Казахстана классифицируется:
1) по видам туризма;
2) по отраслевому принципу;
3) по субъектному принципу;
4) по объектному принципу.
2. Виды туризма делятся на международный и внутренний туризм.
3. Международный туризм включает:
1) въездной туризм - путешествия в пределах Республики Казахстан лиц, не проживающих постоянно на ее территории;
2) выездной туризм - путешествие граждан Республики Казахстан и лиц, постоянно проживающих в Республике Казахстан, в другую страну.
4. Внутренний туризм - путешествие в пределах Республики Казахстан граждан Республики Казахстан и лиц, постоянно проживающих на ее территории.
5. По отраслевому принципу выделяются направления туризма, связанные с оказанием туристских услуг и удовлетворением туристских потребностей в ознакомлении с объектами и деятельностью в конкретной сфере. К таким направлениям туризма относятся:
социальный туризм - вид туризма, полностью или частично осуществляемый за счет средств работодателя и (или) иных третьих лиц, обеспечивающий доступность туристских услуг инвалидам, малообеспеченным слоям населения;
медицинский туризм - вид туризма, предполагающий получение медицинской помощи в плановом порядке или совмещение отдыха с получением специализированной медицинской помощи, высокотехнологичных медицинских услуг, санаторно-курортное лечение за пределами места проживания в целях, не связанных с трудовой деятельностью, в стране (месте) временного пребывания, за пределами места проживания;
сельский (аграрный) туризм - вид туризма, который предполагает временное пребывание туристов в сельской местности с целью отдыха и/или ознакомления с деятельностью субъектов сельского хозяйства;
охотничий туризм - вид путешествия, которое совершается с целью охоты на диких животных и птиц;
рыболовный туризм - вид путешествия, которое совершается с целью изъятия рыбы в рамках специального пользования животным миром;
экологический туризм - вид туризма, включающий путешествия в экологически чистые природные места с целью изучения природной среды, уникальных природных объектов и традиционных культур;
автотуризм - путешествия людей в страны или местности, отличные от их постоянного места проживания, в которых основным средством передвижения является частный или арендованный автомобиль.
6. По субъектному принципу выделяются направления туризма, связанные со статусом (возрастным, профессиональным и другое) самих туристов. К таким направлениям туризма относятся:
детско-юношеский туризм - вид туризма, осуществляемый для групп детей и юношества в виде походов, экспедиций, поездок, экскурсий;
религиозный туризм - вид туризма, предполагающий совершение паломничества и ритуалов в стране (месте) временного пребывания;
туризм самодеятельный - путешествия с использованием активных способов передвижения, организуемые туристами самостоятельно;
организованный туризм - вид туризма, организуемый туроператором с момента заключения договора на туристское обслуживание (в сфере въездного и внутреннего туризма) или турагентом с момента заключения договора на туристское обслуживание (в сфере выездного туризма), включающий услуги, достаточные для путешествия.
7. По объектному принципу выделяются направления туризма, связанные с посещением туристами конкретных объектов и событий:
событийный туризм - вид туризма, предполагающий посещение спортивных и зрелищных культурно-массовых мероприятий;
деловой туризм - вид туризма, совершаемый представителями компаний/организаций с деловыми (коммерческими) целями, либо организация корпоративных мероприятий;
пляжный туризм - вид туризма, предполагающий пребывание на пляже с целью отдыха и оздоровления;
шопинг-туризм - разновидность туризма, основными целями которого являются посещение торговых центров и/или покупка определенных товаров.";
4) в статье 11:
подпункты 20-4) и 20-5) изложить в следующей редакции:
"20-4) утверждает правила предоставления туристских услуг, услуг гида (гида - переводчика), инструктора туризма;
20-5) ведет государственные электронные реестры мест размещения туристов, турагентов, туроператоров в сфере въездного и внутреннего туризма, гидов (гидов - переводчиков) и инструкторов туризма, подавших уведомление о начале деятельности в соответствии с Законом Республики Казахстан "О разрешениях и уведомлениях;";
дополнить подпунктами 20-7), 20-8), 20-9), 20-10), 20-11), 20-12), 20-13), 20-14) следующего содержания:
"20-7) согласовывает правила осуществления туристской и рекреационной деятельности в государственных национальных природных парках;
20-8) разрабатывает порядок формирования, функционирования и управления приоритетными туристскими территориями;
20-09) разрабатывает и утверждает карту туристификации;
20-10) участвует в формировании государственного образовательного заказа на подготовку специалистов с высшим и послевузовским образованием, а также с техническим и профессиональным, послесредним образованием в организациях образования в области туризма, финансируемых из республиканского бюджета;
20-11) утверждает распределение и размещение государственного образовательного заказа на подготовку специалистов с высшим и послевузовским образованием, а также с техническим и профессиональным, послесредним образованием в организациях образования в области туризма, финансируемых из республиканского бюджета;
20-12) утверждает правила субсидирования авиаперелетов детей во время каникул;
20-13) утверждает правила компенсации туристских услуг;
20-14) координирует деятельность по строительству и совершенствованию инфраструктуры туризма.";
5) в пункте 1 статьи 12:
подпункт 13-1) изложить в следующей редакции:
"13-1) осуществляет лицензирование туроператорской деятельности в соответствии с законодательством Республики Казахстан о разрешениях и уведомлениях;";
дополнить подпунктами 13-5), 13-6) и 13-7) следующего содержания:
"13-5) создает инфраструктуру туризма на территории соответствующей административной территориальной единицы, принимает меры по строительству и развитию объектов туристской деятельности;
13-6) создает условия для субъектов туристской деятельности в развитии туризма;
13-7) финансирует туристские информационные центры за счет местного бюджета путем подписания прямого договора в рамках реализации совместной деятельности в сфере туризма.";
6) дополнить статьями 14-1, 14-2 и 14-3 следующего содержания:
"Статья 14-1. Приоритетные туристские территории
1. Приоритетная туристская территория - территория с особым потенциалом туристского развития, включенная в перечень объектов республиканского уровня карты туристификации.
2. Участниками приоритетной туристской территории являются резиденты и нерезиденты Республики Казахстан, физические и юридические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность в соответствии с законодательством Республики Казахстан.
3. Приоритетная туристская территория создается в целях: повышения конкурентоспособности территории на туристском рынке за счет синергетического эффекта;
повышения эффективности работы субъектов туристской деятельности, входящих в приоритетные туристские территории;
концентрации ресурсов (материальных, интеллектуальных) в наиболее перспективных точках развития туризма.
4. Управление приоритетной туристской территорией осуществляется управляющей компанией, определяемой Правительством Республики Казахстан и выполняющей следующие функции:
1) привлечение инвестиций;
2) маркетинговое продвижение;
3) осуществление развития инфраструктуры;
4) осуществление туристской и рекреационной деятельности в государственных национальных природных парках;
5) распределение земельных участков для строительства туристской инфраструктуры.
5. Порядок управления приоритетными туристскими территориями утверждается уполномоченным органом.
Статья 14-2. Государственная поддержка инвестиций Для юридических лиц Республики Казахстан, реализующих инвестиционный приоритетный проект на приоритетной туристской территории, предоставляются инвестиционные преференции в соответствии с Предпринимательским кодексом Республики Казахстан.
Статья 14-3. Полномочия организации, созданной решением Правительства Республики Казахстан в целях развития внутреннего и въездного туризма
1. Организация, созданная решением Правительства Республики Казахстан в целях развития внутреннего и въездного туризма, наделяется следующими полномочиями:
1) осуществляет организацию мероприятий, направленных на привлечение въездных и внутренних туристов, в рамках реализации государственной политики в области туристской деятельности, туризма и туристской индустрии;
2) осуществляет продвижение Казахстана и его туристских возможностей на международном и внутреннем туристских рынках, в том числе путем использования и развития национального туристского портала;
3) разрабатывает, управляет и продвигает национальный туристский бренд на международном и внутреннем туристских рынках;
4) разрабатывает, координирует и проводит мониторинг реализации маркетинговой стратегии в туристской отрасли;
5) участвует в создании и развитии туристских ресурсов в рамках реализации государственной политики в области туристской деятельности, туризма и туристской индустрии;
6) осуществляет инвестиции в уставные капиталы в размере, не превышающем пятидесяти процентов акций (долей участия в уставном капитале) субъектов туристской деятельности, а также путем участия в создании или деятельности иных юридических лиц в размере, не превышающем пятидесяти процентов акций (долей участия в уставном капитале), осуществляющих туристскую деятельность, направленную на создание или развитие туристских ресурсов на приоритетных туристских территориях, в рамках реализации государственной политики в области туристской деятельности, туризма и туристской индустрии;
7) проводит анализ туристского потенциала Республики Казахстан;
8) осуществляет управление объектами туристской деятельности на территории национальных парков в приоритетных туристских территориях.";
7) в статье 15:
заголовок изложить в следующей редакции:
"Статья 15. Общие условия осуществления туроператорской и турагентской деятельности";
абзацы второй и третий части первой пункта 2 изложить в следующей редакции:
"туроператорская деятельность в сфере выездного туризма является лицензируемым видом деятельности;
туроператорская деятельность в сфере въездного и внутреннего туризма, турагентская деятельность, деятельность гидов (гидов - переводчиков) и инструкторов туризма осуществляются в уведомительном порядке.";
8) в статье 15-3:
пункты 1, 2 и 4 изложить в следующей редакции:
"1. Уведомление о начале осуществления деятельности турагента, туроператора на въездном и внутреннем туризме, гида (гида-переводчика) или инструктора туризма подается в соответствии с Законом Республики Казахстан "О разрешениях и уведомлениях".
2. К уведомлению турагенты, туроператоры на въездном и внутреннем туризме, гиды (гиды-переводчики) и инструкторы туризма прилагают сведения по форме, утвержденной уполномоченным органом.";
"4. Гиды (гиды-переводчики) и инструкторы туризма к уведомлению прилагают сертификат о прохождении подготовки в сфере туризма.";
9) статью 27-1 дополнить частью второй следующего содержания:
"Система гарантирования прав граждан Республики Казахстан в сфере выездного туризма не распространяется на правоотношения граждан Республики Казахстан с турагентами, туроператорами, осуществляющими деятельность в сфере выездного туризма, туроператорами-фрахтователями, администратором системы гарантирования прав граждан Республики Казахстан в сфере выездного туризма и уполномоченным органом, связанные с деловым туризмом.";
10) статью 27-2 дополнить пунктами 6 и 7 следующего содержания:
"6. Администратор системы гарантирования прав граждан Республики Казахстан в сфере выездного туризма осуществляет:
внедрение механизма присвоения туристского кода гражданам Республики Казахстан в рамках выездного туризма;
прием дифференцированной суммы гарантирования, определенной Правительством Республики Казахстан.
7. Администратор системы гарантирования прав граждан Республики Казахстан в сфере выездного туризма обязан:
осуществить в соответствии с Правилами, установленными Правительством Республики Казахстан для системы гарантирования, возврат внесенной банковской гарантии, а также перечисленных средств за реализованные турпродукты, участником системы гарантирования прав граждан Республики Казахстан в сфере выездного туризма при условии отсутствия фактов вывоза граждан Республики Казахстан по вине данного участника в случае завершения им деятельности в сфере выездного туризма;
осуществить возврат внесенной банковской гарантии участником системы гарантирования прав граждан Республики Казахстан в сфере выездного туризма данному участнику при достижении предельной суммы банковской гарантии;
обеспечить применение метода зачета перечислений на следующий календарный год для участников системы гарантирования прав граждан Республики Казахстан в сфере выездного туризма, через три года с момента вхождения данного участника в систему, за исключением суммы комиссии, отведенной на деятельность администратора системы.";
11) пункт 3 статьи 27-3 изложить в следующей редакции:
"3. Местный исполнительный орган области, города республиканского значения, столицы в случае выявления оказания гражданам Республики Казахстан туристских услуг в сфере выездного туризма туроператором или туроператором-фрахтователем, не исполняющим обязательства, предусмотренные настоящей статьей, или исполняющим их ненадлежащим образом, обязан в течение трех рабочих дней со дня выявления такого обстоятельства осуществить приостановление лицензии в соответствии с законодательством Республики Казахстан о разрешениях и уведомлениях.";
12) статью 28-1 изложить в следующей редакции:
"Статья 28-1. Государственный контроль в области туристской деятельности
1. Государственный контроль за соблюдением законодательства Республики Казахстан о туристской деятельности осуществляется в форме проверки и профилактического контроля с посещением субъекта (объекта) контроля в соответствии с Предпринимательским кодексом Республики Казахстан.
2. Профилактический контроль без посещения субъекта (объекта) контроля осуществляется в соответствии с Предпринимательским кодексом Республики Казахстан и настоящим Законом.
3. Профилактический контроль без посещения субъекта (объекта) контроля проводится в отношении субъектов туристской деятельности.
4. Целями профилактического контроля без посещения субъекта (объекта) контроля являются своевременное пресечение и недопущение нарушений, предоставление субъекту контроля права самостоятельного устранения нарушений, выявленных по результатам профилактического контроля без посещения субъекта (объекта) контроля, и снижение административной нагрузки на субъект контроля.
Профилактический контроль без посещения осуществляется уполномоченным органом в форме анализа информации.
Источниками информации для анализа являются:
официальная статистическая информация;
информация государственных органов;
информация организации по формированию и ведению базы данных;
информация Национального оператора туристской отрасли;
информация администратора системы гарантирования прав граждан Республики Казахстан в сфере выездного туризма;
информация, поступающая от субъектов туристской деятельности.
В случае выявления нарушений по результатам профилактического контроля без посещения субъекта (объекта) контроля в действиях (бездействии) субъекта контроля, уполномоченным органом оформляется и направляется рекомендация в срок не позднее пяти рабочих дней со дня выявления нарушений.
Рекомендация должна быть вручена субъекту контроля лично под роспись или иным способом, подтверждающим факты отправки и получения.
Рекомендация, направленная одним из нижеперечисленных способов, считается врученной в следующих случаях:
1) нарочно - с даты отметки в рекомендации о получении;
2) почтой - заказным письмом;
3) электронным способом - с даты отправки уполномоченным органом на электронный адрес субъекта контроля, указанный в письме при запросе уполномоченным органом.
5. Рекомендация об устранении нарушений, выявленных по результатам профилактического контроля без посещения субъекта (объекта) контроля, должна быть исполнена в течение десяти рабочих дней со дня, следующего за днем ее вручения.
6. Субъект контроля в случае несогласия с нарушениями, указанными в рекомендации, вправе направить в уполномоченный орган, направивший рекомендацию, возражение в течение пяти рабочих дней со дня, следующего за днем ее вручения.
7. Неисполнение в установленный срок рекомендации об устранении нарушений, выявленных по результатам профилактического контроля без посещения субъекта (объекта) контроля, влечет назначение профилактического контроля с посещением субъекта (объекта) контроля путем включения в полугодовой список проведения профилактического контроля с посещением субъекта (объекта) контроля.
8. Профилактический контроль без посещения в отношении субъектов (объектов) контроля проводится не чаще одного раза в год.";
13) дополнить статьей 28-2 следующего содержания:
"Статья 28-2. Туристский взнос
1. Туристский взнос - платеж, взимаемый с иностранных туристов за каждые сутки пребывания в местах размещения, за исключением хостелов, гостевых домов, арендного жилья в городах, определенных уполномоченным органом.
2. Операторы туристского взноса - места размещения, за исключением хостелов, гостевых домов, арендного жилья (далее - оператор).
Операторы обязаны осуществлять взимание и перечисление туристского взноса в бюджет.
Размер и порядок уплаты туристского взноса утверждаются Правительством Республики Казахстан.".
6. В Закон Республики Казахстан от 7 июля 2006 года "Об особо охраняемых природных территориях" (Ведомости Парламента Республики Казахстан, 2006 г., № 16, ст.96; 2007 г., № 1, ст.4; 2008 г., № 21, ст.95; № 23, ст.114; 2009 г., № 18, ст.84; 2010 г., № 1-2, ст.5; № 5, ст.23; 2011 г., № 1, ст.2; № 5, ст.43; № 11, ст.102; № 13, ст.114; 2012 г., № 3, ст.27; № 15, ст.97; 2013 г., № 9, ст.51; № 14, ст.75; 2014 г., № 19-I, 19-II, ст.96; 2015 г., № 23-II, ст.172; 2017 г., № 3, ст.6; № 12, ст.34; № 23-V, ст.113):
1) статью 6-1 дополнить подпунктом 3-1) следующего содержания:
"3-1) уполномоченный орган в области туристской деятельности;";
2) подпункт 14-1) статьи 8 изложить в следующей редакции:
"14-1) разработка правил осуществления туристской и рекреационной деятельности в государственных национальных природных парках по согласованию с уполномоченным органом в сфере туристской деятельности;";
3) дополнить статьей 8-1 следующего содержания "Компетенция уполномоченного органа в области развития туризма":
"Статья 8-1. Компетенция уполномоченного органа в области туристской деятельности.
1. К компетенции уполномоченного органа в области туристской деятельности относятся:
1) реализация государственной политики в области развития экологического туризма на территории государственных национальных природных парков;
2) участие в разработке генеральных планов развития инфраструктуры государственных национальных парков;
3) проведение конкурсов на закрепление участков государственных национальных природных парков в приоритетных туристских территориях для краткосрочного или долгосрочного пользования в туристических и рекреационных целях;
4) координация деятельности организации, созданной решением Правительства Республики Казахстан, осуществляющей управление объектами туристской деятельности на территории национальных парков в приоритетных туристских территориях;
5) привлечение инвестиций в развитие инфраструктуры туризма и рекреации;
6) обеспечение санитарного состояния участков национальных парков, переданных в краткосрочное или долгосрочное пользование.".
7. В Закон Республики Казахстан от 9 июля 2004 года "Об охране, воспроизводстве и использовании животного мира" (Ведомости Парламента Республики Казахстан, 2004 г., № 18, ст.107; 2006 г., № 3, ст.22; 2007 г., № 1, ст.4; 2008 г., № 23, ст.114; 2009 г., № 18, ст.84; 2010 г., № 1-2, ст. 5; № 5, ст.23; 2011 г., № 1, ст.2, 7; № 11,ст.102;№ 12, ст.111; № 21, ст.161; 2012 г., № 3, ст.27; № 15, ст.97; 2013 г., № 9, ст.51; № 12, ст.57; № 14, ст.75; 2014 г., № 10, ст.52; № 19-I, 19-II, ст.96; № 23, ст.143; 2015 г., № 20-IV, ст.113; 2016 г., № 6, ст.45; 2017 г., № 12, ст.34):
1) статью 1 дополнить подпунктом 81) следующего содержания:
"81) трофейная охота - выборочное добывание особо выдающихся экземпляров диких животных с уникальными признаками, как размеры и вид рогов и зубов, размеры и окрас оперения и шерстного покрова, а также вышедших из активного репродуктивного возраста особей редких и исчезающих видов с целью получения трофея.";
2) статью 9 дополнить подпунктом 77-9) следующего содержания:
"77-9) принимает решение о переносе срока запрета на лов рыбы до пятнадцати календарных дней в ту или иную сторону в зависимости от гидрометеорологических условий без изменения общей продолжительности запрета по рекомендациям ихтиологических служб и/или научных организаций в области охраны, воспроизводства и использования животного мира;";
3) пункт 3 статьи 15 дополнить подпунктом 5) следующего содержания:
"5) трофейной охоты.";
4) в статье 32:
пункт 2 дополнить подпунктом 3) следующего содержания:
"3) трофейная охота.";
дополнить пунктом 6 следующего содержания:
"6. Трофейная охота - выборочное добывание особо выдающихся экземпляров диких животных с уникальными признаками как размеры и вид рогов и зубов, размеры и окрас оперения и шерстного покрова, а так же вышедших из активного репродуктивного возраста особей редких и исчезающих видов с целью получения трофея.";
5) в статье 38:
подпункт 3) пункта 5 изложить в следующей редакции:
"3) с ловчими хищными птицами, включая временно ввезенных в целях проведения охоты, без их регистрации в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан;";
подпункт 27) исключить;
6) подпункт 2) статьи 50 изложить в следующей редакции:
"2) условия содержания, разведения в неволе и полувольных условиях редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных и видов животных, подпадающих под действие Конвенции о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения".
8. В Закон Республики Казахстан от 22 июля 2011 года "О миграции населения" (Ведомости Парламента Республики Казахстан, 2011 г., № 16, ст.127; 2012 г., № 5, ст.41; № 8, ст.64; № 15, ст.97; 2013 г., № 9, ст.51, № 21-22, ст.114; № 23-24, ст.116; 2014 г., № 11, ст.64; № 16, ст.90; № 21, ст.118; № 23, ст.143; 2015 г., № 19-II, ст.102; № 20-IV, ст.113; № 22-I, ст.143; № 22-V, ст. 154, 158; № 22-VI, ст.159; 2016 г., № 7-I, ст.49; № 23, ст.118; № 24, ст.131; 2017 г., № 16, ст.56; № 22-III, ст. 109; 2018 г., № 7-8, ст.22; № 9, ст.27; № 15, ст.50):
1) подпункт 3) статьи 1 изложить в следующей редакции:
"3) разрешение на въезд и выезд (далее - виза /электронная виза) - отметка уполномоченных государственных органов Республики Казахстан в паспорте мигранта или заменяющем его документе либо отметка в информационной системе, которая дает право на въезд на территорию Республики Казахстан, проезд по ее территории, пребывание на ней и выезд из территории Республики Казахстан на время в целях и на условиях, установленных в визе/электронной визе;";
2) часть вторую пункта 4 статьи 6 изложить в следующей редакции:
"Регистрация иммигрантов осуществляется органами внутренних дел на основании информации принимающих лиц, а также Комитета национально безопасности Республики Казахстан, поступающей из пунктов пропуска через Государственную границу Республики Казахстан. Принимающие лица обязаны проинформировать органы внутренних дел о пребывающих у них иммигрантах в течение суток с момента их прибытия.";
3) в статье 9:
подпункт 2) изложить в следующей редакции:
"2) по согласованию с Комитетом национальной безопасности Республики Казахстан определяют порядок регистрации паспортов иммигрантов, представления принимающими лицами информации с пребывающих у них иммигрантах, передвижения иммигрантов, въезда иммигрантов в отдельные местности (территории), закрытые для посещения иностранцами, а также транзитного проезда иностранцев и лиц без гражданства по территории Республики Казахстан;";
подпункты 2-1) и 9) исключить;
4) часть третью статьи 48 изложить в следующей редакции:
"Не рассматриваются заявления принимающих лиц о приглашении в Республику Казахстан иностранцев, если в течение двенадцати последовательных календарных месяцев до подачи такого заявления принимающие лица были неоднократно привлечены к ответственности за непринятие мер по своевременной регистрации иммигрантов, оформлению документов на право их пребывания в Республике Казахстан и обеспечению выезда из Республики Казахстан по истечении определенного срока пребывания.";
5) подпункт 9-1) статьи 49 изложить в следующей редакции:
"9-1) без объяснения причин при наличии сведений у органов национальной безопасности об их причастности к экстремизму или террористической деятельности.".
9. В Закон Республики Казахстан от 19 июня 1995 года "О правовом положении иностранцев" (Ведомости Верховного Совета Республики Казахстан, 1995 г., № 9-10, ст. 68; Ведомости Парламента Республики Казахстан, 1997 г., № 12, ст. 184; 2001 г., № 8, ст. 50, 54; № 21-22, ст. 285; 2006 г., № 5-6, ст. 31; 2007 г., № 3, ст. 23; № 20, ст. 152; 2009 г., № 17, ст. 82; № 24, ст. 122).
часть четвертую статьи 22 изложить в следующей редакции:
"Не рассматриваются заявления принимающих лиц о приглашении в Республику Казахстан иностранцев, если в течение двенадцати последовательных календарных месяцев до подачи такого заявления принимающие лица были неоднократно привлечены к ответственности за непринятие мер по своевременной регистрации иммигрантов, оформлению документом на право их пребывания в Республике Казахстан и обеспечению выезда из Республики Казахстан по истечении определенного срока пребывания.".
абзац пятый статьи 22 исключить.
10. В Закон Республики Казахстан от 16 мая 2014 года "О разрешениях и уведомлениях" (Ведомости Парламента Республики Казахстан, 2014 г., № 9, ст. 51; № 19-I, 19-II, ст. 96; № 23, ст. 143; 2015 г., № 2, ст. 3; 8, ст. 45; № 9, ст. 46; № 11, ст. 57; № 16, ст. 79; № 19-II, ст. 103; № 20-IV, ст.113; 21-I, ст. 128; № 21-III, ст. 135; № 22-II, ст. 144, 145; № 22-V, ст. 156, 158; № 22-VI, ст. 159; № 23-I, ст. 169; 2016 г., № 1, ст. 2, 4; № 6, ст. 45; № 7-I, ст. 50; № 7-II, ст. 53; № 8-I, ст. 62; № 8-II, ст. 68; № 12, ст. 87; 2017 г., № 1-2, ст. 3; № 4, ст. 7):
1) в приложении 1:
пункт 87 изложить в следующей редакции:
"
87. | Лицензия на туристскую операторскую деятельность (туроператорская деятельность) в сфере выездного туризма |
Неотчуждаемая; |
";
2) в приложении 3:
пункт 32 изложить в следующей редакции:
"32. Уведомление о начале или прекращении турагентской деятельности, туроператорской деятельности в сфере въездного и внутреннего туризма.";
пункт 33 изложить в следующей редакции:
"33. Уведомление о начале или прекращении деятельности гида (гида - переводчика), инструктора туризма.".
Статья 2. Настоящий Закон вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования, за исключением:
1) подпункта 13) пункта 5 статьи 1, который вводится в действие с 1 января 2021 года;
2) пункта 4 статьи 1, который вводится в действие с 1 января 2020 года.
Президент Республики Казахстан |