Правительство Республики Казахстан ПОСТАНОВЛЯЕТ:
внести на рассмотрение Мажилиса Парламента Республики Казахстан проект Закона Республики Казахстан "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам расширения самостоятельности и ответственности районных, городских и сельских уровней власти".
Премьер-Министр Республики Казахстан |
А. Мамин |
Проект |
ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам расширения самостоятельности и ответственности районных, городских и сельских уровней власти
Статья 1. Внести изменения и дополнения в следующие законодательные акты Республики Казахстан:
1. В Бюджетный кодекс Республики Казахстан от 4 декабря 2008 года (Ведомости Парламента Республики Казахстан, 2008 г., № 21, ст. 93; 2009 г., № 23, ст. 112; № 24, ст. 129; 2010 г., № 5, ст. 23; № 7, ст. 29, 32; № 15, ст. 71; № 24, ст. 146, 149, 150; 2011 г., № 2, ст. 21, 25; № 4, ст. 37; № 6, ст. 50; № 7, ст. 54; № 11, ст. 102; № 13, ст. 115; № 15, ст. 125; № 16, ст. 129; № 20, ст. 151; № 24, ст. 196; 2012 г., № 1, ст. 5; № 2, ст. 16; № 3, ст. 21; № 4, ст. 30, 32; № 5, ст. 36, 41; № 8, ст. 64; № 13, ст. 91; № 14, ст. 94; № 18-19, ст. 119; № 23-24, ст. 125; 2013 г., № 2, ст. 13; № 5-6, ст. 30; № 8, ст. 50; № 9, ст. 51; № 10-11, ст. 56; № 13, ст. 63; № 14, ст. 72; № 15, ст. 81, 82; № 16, ст. 83; № 20, ст. 113; № 21-22, ст. 114; 2014 г., № 1, ст. 6; № 2, ст. 10, 12; № 4-5, ст. 24; № 7, ст. 37; № 8, ст. 44; № 11, ст. 63, 69; № 12, ст. 82; № 14, ст. 84, 86; № 16, ст. 90; № 19-1, 19-II, ст. 96; № 21, ст. 122; № 22, ст. 128, 131; № 23, ст. 143; 2015 г., № 2, ст. 3; № 11, ст. 57; № 14, ст. 72; № 15, ст. 78; № 19-I, ст. 100; № 19-II, ст. 106; № 20-IV, ст. 113; № 20-VII, ст. 117; № 21-I, ст. 121, 124; № 21-II, ст. 130, 132; № 22-I, ст. 140, 143; № 22-II, ст. 144; № 22-V, ст. 156; № 22-VI, ст. 159; № 23-II, ст. 172; 2016 г., № 7-II, ст. 53; № 8-I, ст. 62; № 12, ст. 87; № 22, ст. 116; № 23, ст. 119; № 24, ст. 126; 2017 г., № 4, ст. 7; № 6, ст. 11; № 9, ст. 18; № 10, ст. 23; № 13, ст. 45; № 14, ст. 51; № 15, ст. 55; № 20, ст. 96; № 22-III, ст. 109; № 23-III, ст. 111; № 23-V, ст. 113; № 24, ст. 115; 2018 г., № 1, ст. 2; № 7-8, ст. 22; № 9, ст. 31; № 10, ст. 32; № 12, ст. 39; № 14, ст. 42; № 15, ст. 47, 50; № 16, ст. 55; № 19, ст. 62; № 22, ст. 82, 83; № 24, ст. 93; 2019 г., № 1, ст. 4; № 5-6, ст. 27; № 7, ст. 37, 39; № 8, ст. 45; № 15-16, ст. 67; № 19-20, ст. 86:
1) в статье 19:
дополнить пунктом 4-1 следующего содержания:
"4-1. Резерв аппарата акима города районного значения, села, поселка, сельского округа включает:
1) чрезвычайный резерв;
2) резерв на неотложные затраты.";
часть вторую пункта 5 изложить в следующей редакции:
"Общий объем резерва местного исполнительного органа не должен превышать два процента, за исключением резерва аппарата акима города районного значения, села, сельского округа, который не должен превышать десяти процентов от объема поступлений соответствующего бюджета без учета трансфертов и займов.";
2) в статье 45:
пункт 4 дополнить частью третьей следующего содержания:
"Не допускается изменение объемов трансфертов общего характера между районным (города областного значения) бюджетом и бюджетами городов районного значения, сел, поселков, сельских округов в течение текущего финансового года.";
пункт 9 дополнить частью третьей следующего содержания:
"Прогнозные объемы доходов и затрат бюджетов городов районного значения, сел, поселков, сельских округов рассчитываются местным уполномоченным органом по государственному планированию района (города областного значения) в порядке, определяемом местным исполнительным органом района (города областного значения).";
пункт 9-1 дополнить частью третьей следующего содержания:
"Прогноз доходов бюджетов городов районного значения, сел, поселков, сельских округов для установления объемов трансфертов общего характера на плановый период определяется ежегодно на скользящей основе местным уполномоченным органом по государственному планированию района (города областного значения).";
3) в статье 52:
в пункте 1:
подпункт 5) изложить в следующей редакции:
"5) единый земельный налог по земельным участкам, находящимся на территории города областного значения;";
подпункт 9) изложить в следующей редакции:
"9) плата за пользование земельными участками по земельным участкам, находящимся на территории города областного значения;";
подпункты 2) и 3) пункта 3 изложить в следующей редакции:
"2) поступления от продажи земельных участков, находящихся на территории города областного значения, за исключением поступлений от продажи земельных участков сельскохозяйственного назначения;
3) плата за продажу права аренды земельных участков, находящихся на территории города областного значения;";
4) в статье 52-1:
пункт 1:
дополнить подпунктом 3-1) следующего содержания:
"3-1) единый земельный налог по земельным участкам, находящимся на территории города районного значения, села, поселка, сельского округа;";
дополнить подпунктом 4-1) следующего содержания:
"4-1) плата за пользование земельными участками по земельным участкам, находящимся на территории города районного значения, села, поселка, сельского округа;";
пункт 3 изложить в следующей редакции:
"3. Поступлениями в бюджеты города районного значения, села, поселка, сельского округа от продажи основного капитала являются:
1) деньги от продажи государственного имущества, закрепленного за государственными учреждениями, финансируемыми из бюджета города районного значения, села, поселка, сельского округа;
2) поступления от продажи земельных участков, за исключением поступлений от продажи земельных участков сельскохозяйственного назначения и находящихся на территории города областного значения;
3) плата за продажу права аренды земельных участков по земельным участкам, находящимся на территории города районного значения, села, поселка, сельского округа;";
5) пункт 1 статьи 56-1 дополнить подпунктом 20) следующего содержания:
"20) обеспечение безопасности дорожного движения в населенных пунктах.";
6) в пункте 2 статьи 75:
часть третью изложить в следующей редакции:
"Бюджеты городов районного значения, сел, поселков, сельских округов утверждаются маслихатом района (города областного значения) до конца финансового года со дня подписания решения маслихата района (города областного значения) об утверждении районного (города областного значения) бюджета.";
дополнить частью четвертой следующего содержания:
"Допускается утверждение бюджетов городов районного значения, сел, поселков, сельских округов отдельными решениями маслихата района (города областного значения).";
7) статью 111 дополнить пунктом 3-1 следующего содержания:
"3-1. Корректировка бюджета города районного значения, села, поселка, сельского округа осуществляется после обязательного рассмотрения и согласования проекта бюджета собранием местного сообщества в случае перераспределения средств в объеме не более двадцати процентов от объема расходов бюджетной программы на текущий финансовый год по утвержденному (уточненному) бюджету, за исключением бюджетных программ (подпрограмм), финансируемых за счет целевых трансфертов из районного (города областного значения) бюджета, между бюджетными программами при неосвоении бюджетных средств и (или) неэффективном исполнении бюджетных программ в течение текущего финансового года по итогам бюджетного мониторинга без изменения структуры расходов бюджета.";
8) пункт 2 статьи 130 изложить в следующей редакции:
"2. При рассмотрении годового отчета маслихатом заслушивается:
1) доклад акима либо лица его замещающего об исполнении областного бюджета, бюджетов города республиканского значения, столицы и реализации основных направлений налогово-бюджетной политики региона, принятых в прогнозе социально-экономического развития на соответствующий период;
2) доклад председателя ревизионной комиссии области, города республиканского значения, столицы об исполнении областного бюджета, бюджетов города республиканского значения, столицы;
3) доклад акима либо лица его замещающего о реализации программы развития области, города республиканского значения, столицы.";
9) пункт 2 статьи 132 изложить в следующей редакции:
"2. При рассмотрении годового отчета маслихатом заслушивается:
1) доклад акима либо лица его замещающего об исполнении районного (города областного значения) бюджета;
2) доклад председателя или уполномоченного председателем члена ревизионной комиссии области об исполнении районного (города областного значения) бюджета;
3) доклад акима либо лица его замещающего о реализации программы развития района (города областного значения).".
2. В Закон Республики Казахстан от 8 декабря 1993 года "Об административно-территориальном устройстве Республики Казахстан" (Ведомости Верховного Совета Республики Казахстан, 1993 г., № 23-24, ст. 507; 1995 г., № 23, ст. 146; Ведомости Парламента Республики Казахстан, 2004 г., № 10, ст. 56; № 23, ст. 142; 2006 г., № 18, ст. 111; 2009 г., № 2-3, ст. 9; № 8, ст. 44; 2011 г., № 11, ст. 102; 2013 г., № 2, ст. 11; № 14, ст. 72; 2016 г., № 6, ст. 45; 2017 г., № 14, ст. 51; 2018 г., № 24, ст. 93):
1) статьи 2 и 3 изложить в следующей редакции:
"Статья 2. Категории административно-территориальных единиц
1. Для осуществления государственного управления на началах оптимального сочетания республиканских и местных интересов территория Республики Казахстан подразделяется на две основные категории - регионы и населенные пункты.
2. Регион - это часть территории республики, включающая несколько населенных пунктов, образуемая и управляемая в интересах республики.
Регионами являются область, район и сельский округ как основные звенья республиканского административно-территориального устройства:
1) область состоит из городов областного значения и районов;
2) районом в области является регион, состоящий из городов районного значения, сел, поселков, сельских округов с общей численностью населения не более 300 тысяч человек;
3) сельским округом является регион, который включает в себя два и более населенных пунктов с общей численностью населения не менее 500 человек.
3. Населенный пункт - это часть компактно заселенной территории республики, сложившаяся в результате хозяйственной и иной общественной деятельности граждан, с численностью не менее 50 человек, учтенная и зарегистрированная в установленном законом порядке и управляемая местными представительными и исполнительными органами.
Крестьянские и иные поселения с численностью населения менее 50 человек включаются в состав ближайшего населенного пункта.
4. Населенные пункты, находящиеся на территории Республики Казахстан, подразделяются на городские и сельские:
1) к городским населенным пунктам относятся города республиканского, областного и районного значения, а также поселки, находящиеся на территории их административной подчиненности;
2) к сельским населенным пунктам относятся все остальные населенные пункты независимо от их административной подчиненности.
5. Населенные пункты имеют составные части.
Составными частями населенных пунктов являются микрорайоны, районы в городе, площади, проспекты, бульвары, улицы, переулки, парки, скверы, мосты и другие части.
Районом в городе является район в городе областного значения, городе республиканского значения, столице. Районы в городе создаются в городах с численностью населения свыше 400 тысяч человек. Численность населения района в городе должна составлять не менее 200 тысяч человек.
Статья 3. Категории городов и других населенных пунктов
Города и другие населенные пункты подразделяются на:
1) города республиканского значения, к которым относятся населенные пункты, имеющие особое государственное значение или имеющие численность населения более одного миллиона человек;
2) города областного значения, к которым относятся населенные пункты, являющиеся крупными экономическими и культурными центрами, имеющие развитую производственную и социальную инфраструктуру и численность более 50 тысяч человек;
3) города районного значения, к которым относятся населенные пункты, на территории которых имеются промышленные предприятия, коммунальное хозяйство, государственный жилищный фонд, развитая сеть учебных и культурно-просветительных, лечебных и торговых объектов, с численностью населения не менее 10 тысяч человек;
4) поселки, к которым относятся населенные пункты с численностью не менее 3 тысяч человек.
К поселкам также приравниваются населенные пункты, расположенные в местности, имеющей лечебное значение, с населением не менее 2 тысяч человек, из которых число приезжающих ежегодно для лечения и отдыха составляет не менее половины. К ним относятся также дачные поселки, являющиеся местами летнего отдыха горожан, в которых не менее 25 процентов взрослого населения постоянно занимается сельским хозяйством;
5) село - населенный пункт с численностью населения не менее 50 человек.";
2) статью 9 дополнить подпунктом 4-1) следующего содержания:
"4-1) принимает решение о лишении статуса города районного значения;";
3) статью 10 дополнить подпунктом 2-1) следующего содержания:
"2-1) вносит Президенту Республики Казахстан представление о лишении статуса города районного значения;";
4) в статье 11:
дополнить подпунктом 3-1) следующего содержания:
"3-1) вносят в Правительство Республики Казахстан предложения о лишении статуса города районного значения;";
подпункт 4) изложить в следующей редакции:
"4) с учетом мнения населения соответствующей территории на основании заключения областной ономастической комиссии по представлению местных представительных и исполнительных органов районов, городов областного значения решают вопросы по наименованию, переименованию сел, поселков, сельских округов, а также уточнению и изменению транскрипции их наименований;";
5) дополнить статьей 14-2 следующего содержания:
"Статья 14-2. Порядок изменения категории административно-территориальных единиц Республики Казахстан
1. Изменение статуса города осуществляется в случае несоответствия в течение пяти лет требованиям, установленным статьей 3 настоящего Закона.
2. Изменение статуса села осуществляется в случае несоответствия в течение трех лет требованиям, установленным статьей 3 настоящего Закона.
3. В случае несоответствия в течение трех лет требованиям статьи 2 настоящего Закона, сельский округ упраздняется, а его сельские населенные пункты присоединяются к близлежащим сельским округам.
4. Процедура изменения категории населенного пункта осуществляется в порядке, установленном настоящим Законом.";
6) в статье 16:
подпункт 2) изложить в следующей редакции:
"2) протоколы схода местного сообщества, касающиеся существа разрешаемого вопроса;";
подпункт 5) дополнить абзацем вторым следующего содержания:
"Не требуется предоставление акта научной экспертизы при упразднении сельских населенных пунктов, не соответствующих требованиям подпункта 5) статьи 3 настоящего Закона.".
3. В Закон Республики Казахстан от 1 июля 1998 года "Об особом статусе города Алматы" (Ведомости Парламента Республики Казахстан, 1998 г., № 14, ст. 200; № 22, ст. 308; № 24, ст. 443; 2001 г., № 13-14, ст. 173, 176; № 24, ст. 338; 2003 г., № 24, ст. 178; 2004 г., № 14, ст. 84; № 23, ст. 142; 2011 г., № 5, ст. 43; № 13, ст. 114; 2016 г., № 8-I, ст. 62; № 23, ст. 118; 2017 г., № 14, ст. 51; 2019 г., № 2, ст. 6):
статью 4 дополнить подпунктом 8-1) следующего содержания:
"8-1) предъявляет иски в суд о принудительном отчуждении земельных участков, не используемых по назначению на территории города Алматы, принудительном отчуждении земельного участка или недвижимого имущества в связи с отчуждением земельного участка для государственных нужд;".
4. В Закон Республики Казахстан от 23 января 2001 года "О местном государственном управлении и самоуправлении в Республике Казахстан" (Ведомости Парламента Республики Казахстан, 2001 г., № 3, ст. 17; № 9, ст. 86; № 24, ст. 338; 2002 г., № 10, ст. 103; 2004 г., № 10, ст. 56; № 17, ст. 97; № 23, ст. 142; № 24, ст. 144; 2005 г., № 7-8, ст. 23; 2006 г., № 1, ст. 5; № 13, ст. 86, 87; № 15, ст. 92, 95; № 16, ст. 99; № 18, ст. 113; № 23, ст. 141; 2007 г., № 1, ст. 4; № 2, ст. 14; № 10, ст. 69; № 12, ст. 88; № 17, ст. 139; № 20, ст. 152; 2008 г., № 21, ст. 97; № 23, ст. 114, 124; 2009 г., № 2-3, ст. 9; № 24, ст. 133; 2010 г., № 1-2, ст. 2; № 5, ст. 23; № 7, ст. 29, 32; № 24, ст. 146; 2011 г., № 1, ст. 3, 7; № 2, ст. 28; № 6, ст. 49; № 11, ст. 102; № 13, ст. 115; № 15, ст. 118; № 16, ст. 129; 2012 г., № 2, ст. 11; № 3, ст. 21; № 5, ст. 35; № 8, ст. 64; № 14, ст. 92; № 23-24, ст. 125; 2013 г., № 1, ст. 2, 3; № 8, ст. 50; № 9, ст. 51; № 14, ст. 72, 75; № 15, ст. 81; № 20, ст. 113; № 21-22, ст. 115; 2014 г., № 2, ст. 10; № 3, ст. 21; № 7, ст. 37; № 8, ст. 49; № 10, ст. 52; № 11, ст. 67; № 12, ст. 82; № 14, ст. 84, 86; № 19-I, 19-II, ст. 94, 96; № 21, ст. 118, 122; № 22, ст. 131; 2015 г., № 9, ст. 46; № 19-I, ст. 101; № 19-II, ст. 103; № 21-I, ст. 121, 124, 125; № 21-II, ст. 130, 132; № 22-I, ст. 140; № 22-V, ст. 154, 156, 158; 2016 г., № 6, ст. 45; № 7-I, ст. 47, 49; № 8-II, ст. 72; № 23, ст. 118; 2017 г., № 3, ст. 6; № 8, ст.16; № 13, ст. 45; № 15, ст. 55; № 16, ст. 56; 2018 г., № 12, ст. 39; № 16, ст. 56; № 21, ст. 72; № 22, ст. 83; № 24, ст. 93; 2019 г., № 1, ст. 4; № 7, ст. 37, 39; № 19-20, ст. 86; Закон Республики Казахстан от 26 ноября 2019 года "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам государственной службы и противодействия коррупции", опубликованный в газетах "Егемен Қазақстан" и "Казахстанская правда" 29 ноября 2019 года):
1) подпункт 14) статьи 1 исключить;
2) в статье 8:
пункт 1 изложить в следующей редакции:
"1. Маслихат осуществляет свои полномочия на сессиях, через постоянные комиссии и иные органы, депутатов и секретаря маслихата в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан.";
подпункт 1) пункта 3 изложить в следующей редакции:
"1) избирает и освобождает от должности секретаря маслихата и заслушивает его отчеты;";
3) пункт 2 статьи 10 изложить в следующей редакции:
"2. Очередная сессия маслихата созывается не реже четырех раз в год и ведется секретарем маслихата. Внеочередная сессия маслихата созывается и ведется секретарем маслихата по предложению не менее одной трети от числа депутатов, избранных в данный маслихат, а также акима. Внеочередная сессия созывается не позднее чем в пятидневный срок со дня принятия решения о проведении внеочередной сессии. На внеочередной сессии могут рассматриваться исключительно вопросы, послужившие основанием для ее созыва.";
4) в статье 11:
пункт 2 изложить в следующей редакции:
"2. Первую сессию маслихата открывает и до избрания секретаря маслихата ведет председатель соответствующей избирательной комиссии. В дальнейшем сессии маслихата ведет секретарь маслихата.";
пункты 6 и 7 изложить в следующей редакции:
"6. Сессии маслихата носят, как правило, открытый характер. Проведение закрытых сессий допускается по решению маслихата, принимаемому по предложению секретаря маслихата или одной трети от числа депутатов, присутствующих на сессии маслихата, если за это проголосовало большинство от общего числа присутствующих депутатов.
7. По приглашению секретаря маслихата руководители местных исполнительных органов, руководители и иные должностные лица организаций, расположенных на территории соответствующей административно-территориальной единицы, обязаны являться на сессию маслихата для представления информации по вопросам, относящимся к ведению маслихата.";
5) статью 12 дополнить пунктами 4, 5 и 6 следующего содержания:
"4. Заседания постоянных комиссий созываются по мере необходимости и считаются правомочными, если на них присутствует более половины от общего числа депутатов, входящих в их состав.
5. Постановление постоянной комиссии принимается большинством голосов от общего числа членов комиссии.
6. Постановление постоянной комиссии и протокол заседания подписывает ее председатель, а в случае проведения совместного заседания нескольких постоянных комиссий подписывают председатели соответствующих комиссий.";
6) подпункт 1) пункта 1 статьи 14 изложить в следующей редакции:
"1) вносить предложения в маслихат, секретарю маслихата по повестке дня сессии данного маслихата, а также по любым вопросам, рассматриваемым на сессии маслихата;";
7) статью 15 изложить в следующей редакции:
"Статья 15. Председатель постоянной комиссии маслихата
1. Председатель постоянной комиссии маслихата избирается из числа депутатов открытым голосованием большинством голосов от общего числа депутатов и освобождается от должности маслихатом на сессии маслихата.
Председатель постоянной комиссии пользуется правом решающего голоса в случае, если при голосовании на заседании комиссии голоса депутатов разделятся поровну.
Кандидатуры на должность председателя постоянной комиссии маслихата выдвигаются депутатами соответствующего маслихата на сессии маслихата.
2. Председатель постоянной комиссии:
1) организует подготовку заседания постоянной комиссии и вопросов, вносимых на ее рассмотрение, обеспечивает составление протокола и подписывает постановления, иные документы, принятые на заседании комиссии;
2) содействует депутатам маслихата в осуществлении ими своих полномочий, обеспечивает их необходимой информацией по вопросам деятельности комиссии;
3) контролирует рассмотрение запросов депутатов и депутатских обращений, поступивших в адрес постоянной комиссии;
4) обеспечивает опубликование постановлений соответствующей комиссии маслихата, определяет меры по контролю за их исполнением;
5) выполняет по решению маслихата иные функции.
3. Председатель постоянной комиссии маслихата области, города республиканского значения, столицы может являться должностным лицом, работающим на постоянной основе.
Количество председателей постоянных комиссий, работающих на постоянной основе, определяется маслихатом и не должно превышать двух единиц.
Председатель постоянной комиссии маслихата области, города республиканского значения, столицы избирается на срок полномочия маслихата и не может быть избран более двух раз подряд.
4. При отсутствии председателя одной из постоянных комиссий маслихата, работающего на постоянной основе, по решению секретаря маслихата его полномочия временно осуществляются председателем другой постоянной комиссии или депутатом маслихата.";
8) статью 18 исключить;
9) в статье 19:
подпункт 1) пункта 3 изложить в следующей редакции:
"1) организует подготовку сессии маслихата и вопросов, вносимых на ее рассмотрение, формирует повестку дня сессии, обеспечивает составление протокола, подписывает решения, иные документы, принятые или утвержденные на сессии маслихата;";
пункт 3 дополнить подпунктами 1-1) и 1-2) следующего содержания:
"1-1) принимает решение о созыве сессии маслихата;
1-2) ведет заседания сессии маслихата, обеспечивает соблюдение регламента маслихата;";
пункт 5 изложить в следующей редакции:
"5. При отсутствии секретаря маслихата области, города республиканского значения и столицы его полномочия временно осуществляются председателем одной из постоянных комиссий маслихата, работающим на постоянной основе.
При отсутствии секретаря маслихата района (города областного значения) его полномочия временно осуществляются председателем одной из постоянных комиссий маслихата или депутатом маслихата.";
дополнить пунктом 6 следующего содержания:
"6. Секретарь маслихата пользуется правом решающего голоса в случае, если при голосовании на сессии маслихата голоса депутатов разделяются поровну.";
10) в статье 21:
в пункте 1 :
подпункт 1) изложить в следующей редакции:
"1) избирать и быть избранным секретарем маслихата, председателем или членом постоянной комиссии, в иные органы маслихата;";
подпункт 9) изложить в следующей редакции:
"9) принимать участие на собраниях местного сообщества;";
дополнить подпунктами 10), 11), 12), 13), 14), 15), 16), 17) и 18) следующего содержания:
"10) оглашать на сессии маслихата обращения граждан, имеющие общественное значение;
11) выдвигать кандидатуры, в том числе и свою собственную, в состав образуемых постоянных и временных комиссий маслихатов;
12) высказывать свое мнение по кандидатурам должностных лиц, которые избираются или назначаются маслихатом;
13) участвовать в прениях, задавать вопросы докладчикам, а также председательствующему на сессии маслихата и заседании;
14) вносить предложения и замечания по повестке дня сессии и заседания комиссии, в состав которой он избран, а также по рассмотрению и существу обсуждаемых ими вопросов;
15) вносить в маслихат предложения о необходимости проверки исполнения законов и подзаконных актов Республики Казахстан государственными органами и общественными организациями, предприятиями, учреждениями и организациями, расположенными на территории соответствующей административно-территориальной единицы;
16) вносить поправки к проектам актов, принимаемых маслихатом;
17) ставить вопрос о доверии составу органов, образованных, избранных или утвержденных соответствующим маслихатом, а также должностным лицам, избранным или утвержденным маслихатом;
18) осуществлять иные действия, предусмотренные законодательством Республики Казахстан и регламентом маслихата.";
пункт 2 дополнить подпунктами 5) и 6) следующего содержания:
"5) защищать права и законные интересы избирателей, изучать общественное мнение, нужды и запросы граждан, общественных и иных организаций, сообщить о них маслихату и его органам, вносить предложения и принимать иные меры для их удовлетворения;
6) заблаговременно сообщать о невозможности прибыть на заседание секретарю маслихата либо председателю постоянной комиссии, членом которой он является.";
дополнить пунктом 2-1 следующего содержания:
"2-1. Отсутствие депутата без уважительных причин на заседаниях более трех раз влечет за собой применение к депутату установленных настоящим Законом мер взыскания.";
пункт 3 дополнить частями четвертой и пятой следующего содержания:
"Депутат маслихата вправе при выявлении нарушения прав граждан или иных нарушений законности потребовать прекращения нарушения, а в необходимых случаях обратиться в соответствующие органы и к должностным лицам с требованием пресечь нарушение.
Депутат имеет право на подготовку, переподготовку и повышение квалификации за счет средств соответствующего бюджета.";
11) в статье 21-1:
часть третью изложить в следующей редакции:
"Ответ на депутатский запрос должен быть подписан первым руководителем государственного органа, в адрес которого был направлен запрос, либо его заместителем.";
дополнить частью четвертой следующего содержания:
"Запросы, адресованные прокурору, не могут быть связаны с осуществлением уголовного преследования.";
12) статью 22 изложить в следующей редакции:
"Статья 22. Возмещение расходов, связанных с осуществлением депутатской деятельности
В период проведения сессий, заседаний постоянных комиссий и иных органов маслихата, на время осуществления депутатских полномочий и в период обучения, повышения квалификации или переподготовки депутатов маслихата, связанных с осуществлением депутатских полномочий, в порядке, установленном регламентом, депутат освобождается от выполнения служебных обязанностей с возмещением ему за счет средств местного бюджета средней заработной платы по месту основной работы, но в размере, не превышающем заработную плату руководителя аппарата акима соответствующей административно-территориальной единицы со стажем работы в указанной должности до одного года, и командировочных расходов на срок проведения сессий, заседаний постоянных комиссий и иных органов маслихата, на обучение, повышение квалификации или переподготовку с учетом времени в пути.";
13) подпункт 33-1) пункта 1 статьи 27 изложить в следующей редакции:
"33-1) разрабатывает и представляет на утверждение в маслихат правила содержания и защиты зеленых насаждений.
Акиматы областей разрабатывают и представляют в маслихат на утверждение правила содержания и защиты зеленых насаждений, разработанные на основании типовых правил содержания и защиты зеленых насаждений, утверждаемых уполномоченным органом по делам архитектуры, градостроительства и строительства;";
14) подпункт 4) пункта 1 статьи 33 изложить в следующей редакции:
"4) назначает на должность и освобождает от должности: заместителей акима района (города областного значения), предельное число которых определяется Правительством Республики Казахстан;
работников аппарата акима, а также руководителей исполнительных органов, финансируемых из районного (города областного значения) бюджета;";
15) пункт 1-3 статьи 35 дополнить подпунктом 16) следующего содержания:
"16) в пределах своей компетенции обеспечивает безопасность дорожного движения в населенных пунктах.";
16) статью 38-1 дополнить пунктом 4-1 следующего содержания:
"4-1. Аппарат акима образуется в селах, поселках, сельских округах с численностью населения не менее 500 человек.
Допускается образование аппарата акима в селах с численностью населения не менее 250 человек:
имеющих стратегическое значение и расположенных на расстоянии до 25 километров от государственной границы;
в случае отсутствия в радиусе 50 километров другого населенного пункта соответствующего района (города областного значения).";
17) в статье 39-3:
подпункт 2) пункта 2 изложить в следующей редакции:
"2) определение состава собрания местного сообщества сроком на четыре года в количестве до двадцати пяти человек;";
пункт 6 изложить в следующей редакции:
"6. Допускается проведение раздельных сходов местного сообщества жителей села, улицы, микрорайона, многоквартирного жилого дома.
Для проведения раздельного схода местного сообщества территория города районного значения, села, поселка, сельского округа подразделяется на участки (микрорайоны, улицы, многоквартирные жилые дома). На раздельных сходах местного сообщества жителей села, улицы, микрорайона, многоквартирного жилого дома избираются представители для участия в сходе местного сообщества в количестве не более трех человек.
Порядок проведения раздельных сходов местного сообщества и определения количества представителей жителей села, улицы, многоквартирного жилого дома для участия в сходе местного сообщества разрабатывается акимами городов районного значения, села, поселка, сельского округа и утверждается маслихатами районов (городов областного значения).
Типовой порядок проведения раздельных сходов местного сообщества утверждается Правительством Республики Казахстан.";
пункт 9 изложить в следующей редакции:
"9. Сход местного сообщества считается состоявшимся при участии не менее десяти процентов членов местного сообщества, проживающих на данной территории и имеющих право в нем участвовать.
Собрание местного сообщества считается состоявшимся при участии в нем не менее половины членов, делегированных сходом местного сообщества.".
5. В Закон Республики Казахстан от 21 июля 2007 года "О статусе столицы Республики Казахстан" (Ведомости Парламента Республики Казахстан, 2007 г., № 16, ст. 128; 2010 г., № 24, ст. 146; 2011 г., № 1, ст. 2; № 5, ст. 43; № 11, ст. 102; 2013 г., № 14, ст. 75; 2014 г., № 21, ст. 122; 2015 г., № 9, ст. 46; № 19-I, ст. 99; № 19-II, ст. 103; 2016 г., № 23, ст. 118; 2017 г., № 9, ст. 17; № 14, ст. 51; 2019 г., № 1, ст. 4; № 2, ст. 6; № 7, ст. 39):
1) статью 8 дополнить подпунктом 5) следующего содержания:
"5) утверждает правила содержания и защиты зеленых насаждений столицы.";
2) в статье 9:
подпункт 27) изложить в следующей редакции:
"27) осуществляет принудительное отчуждение земельных участков и (или) иного недвижимого имущества в связи с изъятием земельного участка для государственных нужд в порядке, установленном Земельным кодексом Республики Казахстан и Законом Республики Казахстан "О государственном имуществе";";
дополнить подпунктом 43) следующего содержания:
"43) разрабатывает правила содержания и защиты зеленых насаждений столицы.".
6. В Закон Республики Казахстан от 17 апреля 2014 года "О дорожном движении" (Ведомости Парламента Республики Казахстан, 2014 г., № 8, ст. 43; № 16, ст. 90; № 19-I, 19-II, ст. 96; № 21, ст. 122; № 22, ст. 131; № 23, ст. 143; 2015 г., № 9, ст. 46; № 16, ст. 79; № 19-I, ст. 101; № 20-IV, ст. 113; № 22-II, ст. 144; 2016 г., № 6, ст. 45; 2017 г., № 11, ст. 29; № 14, ст. 49; № 23-III, ст. 111; 2018 г., № 10, ст. 32; № 13, ст. 41; № 19, ст. 62; № 24, ст. 94; 2019 г., № 8, ст. 45; Закон Республики Казахстан от 25 ноября 2019 года "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам оказания государственных услуг", опубликованный в газетах "Егемен Қазақстан" и "Казахстанская правда" 27 ноября 2019 года):
в статье 17:
заголовок изложить в следующей редакции:
"Статья 17. Компетенция областных, городов республиканского значения, столицы и районных (городов областного значения) представительных и исполнительных органов и акимов районного значения, сел, поселков, сельских округов";
подпункт 2) пункта 1 изложить в следующей редакции:
"2) рассматривают отчеты руководителей областных, городов республиканского значения, столицы и районных (городов областного значения) исполнительных органов и акимов городов районного значения, сел, поселков, сельских округов по вопросам обеспечения безопасности дорожного движения;";
дополнить пунктом 3 следующего содержания:
"3. Акимы городов районного значения, села, поселка, сельского округа в пределах своей компетенции обеспечивают безопасность дорожного движения на соответствующей территории.".
7. В Закон Республики Казахстан от 4 декабря 2015 года "О государственных закупках" (Ведомости Парламента Республики Казахстан, 2015 г., № 23-II, ст. 171; 2016 г., № 7-II, ст. 55; № 8-II, ст. 72; № 24, ст. 126; 2017 г., № 4, ст. 7; № 9, ст. 18; № 14, ст. 51; № 23-III, ст. 111; № 24, ст. 115; 2018 г., № 10, ст. 32; № 11, ст. 37; № 13, ст. 41; № 22, ст. 82; 2019 г., № 5-6, ст. 27; № 8, ст. 45; Закон Республики Казахстан от 3 июля 2019 года "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам регулирования и развития финансового рынка, микрофинансовой деятельности и налогообложения", опубликованный в газетах "Егемен Қазақстан" и "Казахстанская правда" 5 июля 2019 года):
подпункт 42) пункта 3 статьи 39 изложить в следующей редакции:
"42) приобретения однородных товаров, если годовой объем таких однородных товаров в стоимостном выражении не превышает стократного размера месячного расчетного показателя, работ и услуг, если годовой объем таких однородных работ и услуг в стоимостном выражении не превышает пятисоткратного размера месячного расчетного показателя, а для аппаратов акимов городов районного значения, сел, поселков, сельских округов приобретение однородных товаров, работ и услуг, если их годовой объем в стоимостном выражении не превышает трехтысячекратного размера месячного расчетного показателя, установленного на соответствующий финансовый год законом о республиканском бюджете;".
8. В Закон Республики Казахстан от 6 апреля 2016 года "О правовых актах" (Ведомости Парламента Республики Казахстан, 2016 г., № 7-I, ст. 46; 2017 г., № 14, ст. 51; № 16, ст. 56; 2018 г., № 10, ст. 32; № 14, ст. 44; № 16, ст. 53, 55; № 19, ст. 62; 2019 г., № 2, ст. 6; № 15-16, ст. 67):
пункт 2 статьи 44 дополнить подпунктом 6) следующего содержания:
"6) нормативные правовые решения маслихатов об утверждении или уточнении бюджетов городов районного значения, сел, поселков, сельских округов.".
9. В Закон Республики Казахстан от 26 декабря 2018 года "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам государственных закупок и закупок субъектов квазигосударственного сектора" (Ведомости Парламента Республики Казахстан, 2018 г., № 22, ст. 82):
абзац первый статьи 5 изложить в следующей редакции:
"Статья 5. Приостановить до 1 января 2025 года действие подпункта 42) пункта 3 статьи 39 Закона Республики Казахстан "О государственных закупках", установив, что в период приостановления данный подпункт действует в следующей редакции:".
Статья 2. Настоящий Закон вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования, за исключением абзацев двенадцатого, тринадцатого, четырнадцатого подпункта 7) пункта 4 статьи 1, которые вводятся в действие с 1 января 2022 года.
Президент Республики Казахстан |