Правительство Республики Казахстан ПОСТАНОВЛЯЕТ:
внести на рассмотрение Мажилиса Парламента Республики Казахстан проект Закона Республики Казахстан "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам развития земельных отношений".
Премьер-Министр Республики Казахстан |
А. Мамин |
проект |
ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам развития земельных отношений
Статья 1. Внести изменения и дополнения в следующие законодательные акты Республики Казахстан:
1. В Земельный кодекс Республики Казахстан от 20 июня 2003 года:
1) по всему тексту слова "торгов (конкурсов, аукционов)", "торги (конкурсы, аукционы)", "торгах (конкурсах, аукционах)", "торги (конкурс, аукцион)" заменить словами "торгов (аукционов)", "торги (аукционы)", "торгах (аукционах)", "торги (аукционы)";
2) в статье 12:
подпункт 13-1) исключить;
дополнить подпунктом 19-1) следующего содержания:
"19-1) территориальное подразделение ведомства центрального уполномоченного органа – территориальные подразделения по управлению земельными ресурсами областей, городов республиканского значения, столицы ведомства центрального уполномоченного органа, осуществляющие государственный контроль за использованием и охраной земель (далее – территориальное подразделение);";
3) в статье 14:
заголовок изложить в следующей редакции:
"Статья 14. Компетенция центрального уполномоченного органа, ведомства центрального уполномоченного органа и территориальных подразделений";
в пункте 1:
подпункты 3) и 14) исключить;
дополнить подпунктами 4-1), 4-2), 4-3), 4-4), 4-5), 4-6), 4-7), 4-8), 4-9), 4-10), 4-11), 4-12), 4-13), 4-14), 4-15) и 4-16) следующего содержания:
"4-1) разработка и утверждение правил выполнения землеустроительных работ по составлению проектов по образованию и изменению границ административно-территориальных единиц, установлению и изменению их границ;
4-2) разработка и утверждение правил выполнения землеустроительных работ по разработке землеустроительного проекта;
4-3) разработка и утверждение правил выполнения проектов внутрихозяйственного землеустройства;
4-4) разработка и утверждение методики по проведению крупномасштабных (1:1000 - 1:100 000) геоботанических изысканий природных кормовых угодий Республики Казахстан;
4-5) разработка и утверждение методики по проведению крупномасштабных почвенных изысканий земель Республики Казахстан;
4-6) разработка и утверждение методики по проведению почвенно-эрозионных изысканий в районах проявления ветровой эрозии почв и составлению противоэрозионных мероприятий для собственников земельных участков и землепользователей;
4-7) разработка и утверждение методики классификации земель Республики Казахстан по категориям и классам пригодности для использования в изыскательских работах;
4-8) разработка и утверждение методики по ведению мониторинга земель Республики Казахстан;
4-9) разработка и утверждение инструкции по созданию электронных земельно-кадастровых карт;
4-10) ведение базы данных автоматизированной информационной системы государственного земельного кадастра;
4-11) разработка и утверждение методики по фотограмметрическим работам при создании цифровых сельскохозяйственных карт;
4-12) разработка и утверждение методики и условных знаков по дешифрированию аэрофотоснимков для составления цифровых сельскохозяйственных карт в масштабах 1:10 000, 1:25 000 и 1:50 000 для целей землеустройства, государственного учета земель и земельного кадастра;
4-13) разработка и утверждение методики по проведению почвенных изысканий и созданию почвенных карт;
4-14) разработка и утверждение методики проведения бонитировки почв;
4-15) разработка и утверждение методики по проведению геоботанических обследований и созданию геоботанических карт;
4-16) разработка и утверждение правил переоформления договора временного землепользования (аренды) при смене землепользователя при отчуждении и передаче права землепользования;";
подпункт 12) изложить в следующий редакции:
"12) организация государственного контроля за использованием и охраной земель;";
дополнить пунктами 3 и 4 следующего содержания:
"3. Ведомство центрального уполномоченного органа осуществляет свою деятельность в пределах компетенции, установленной центральным уполномоченным органом.
4. К компетенции территориального подразделения относятся:
1) осуществление государственного контроля за использованием и охраной земель;
2) осуществление государственного контроля за правильностью ведения государственного земельного кадастра и мониторинга земель;
3) выдача обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений требований земельного законодательства Республики Казахстан или указаний;
4) направление предписания и уведомления в Государственную корпорацию на установление и прекращение обременения права на земельный участок в соответствии с частью третьей пункта 2 статьи 94 настоящего Кодекса;
5) рассмотрение дел об административных правонарушениях в области земельного законодательства;
6) подготовка и предъявление исков в суд по вопросам, указанным в подпункте 4) пункта 1 статьи 148 настоящего Кодекса;
7) выявление и изъятие в государственную собственность земель, неиспользуемых либо используемых с нарушением законодательства Республики Казахстан;
8) приостановление строительства, разработки месторождений полезных ископаемых, эксплуатации объектов, геологоразведочных и других работ, если они осуществляются с нарушением земельного законодательства, установленного режима использования земель, а также если эти работы ведутся по проектам, не прошедшим экспертизу или получившим отрицательное заключение;
9) представление информации в центральный уполномоченный орган о лицах, у которых принудительно изъяты земельные участки на основании вступившего в законную силу решения суда в соответствии со статьями 92 и 93 настоящего Кодекса.";
4) пункт 4 статьи 14-1 исключить;
5) подпункты 2-1), 2-2) и 8-3) статьи 17 исключить;
6) подпункты 2-2), 2-3) и 8-3) статьи 18 исключить;
7) подпункты 4-1), 6) и 7) статьи 19 исключить;
8) в статье 24:
пункт 1 изложить в следующей редакции:
"1. Земельные участки сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной собственности, могут предоставляться гражданам и юридическим лицам Республики Казахстан без иностранного участия на праве землепользования в порядке и на условиях, установленных настоящим Кодексом.
Не допускается предоставление земельных участков сельскохозяйственного назначения в частную собственность в качестве государственных натурных грантов для ведения сельскохозяйственного производства.
Иностранцы, лица без гражданства, иностранные юридические лица, юридические лица Республики Казахстан с иностранным участием, международные организации, научные центры с международным участием, а также кандасы не могут обладать земельными участками сельскохозяйственного назначения на праве частной собственности или землепользования.
При вхождении в состав участников (акционеров, членов) юридического лица Республики Казахстан иностранца или лица без гражданства, иностранного юридического лица, юридического лица Республики Казахстан с иностранным участием право частной собственности или землепользования, а также право временного землепользования на земельные участки сельскохозяйственного назначения подлежат отчуждению согласно нормам статьи 66 настоящего Кодекса.
При прекращении гражданства Республики Казахстан у лица, являющегося участником (акционером, членом) юридического лица Республики Казахстан, право частной собственности или землепользования, а также право временного землепользования на земельные участки сельскохозяйственного назначения подлежат отчуждению согласно нормам статьи 66 настоящего Кодекса.
Не допускается предоставление земельных участков сельскохозяйственного назначения в частную собственность и на праве землепользования гражданам Республики Казахстан, состоящим в браке (супружестве) с иностранцами или лицами без гражданства.
При заключении брака (супружества) гражданами Республики Казахстан с иностранцами или лицами без гражданства право частной собственности или землепользования на земельные участки сельскохозяйственного назначения подлежат отчуждению согласно нормам статьи 66 настоящего Кодекса.";
дополнить пунктом 7 следующего содержания:
"7. Ограничения, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи, распространяются на случай предоставления земельных участков для целей лесоразведения.";
9) пункт 3 статьи 26 изложить в следующей редакции:
"3. Не предоставляются в раздельную собственность и землепользование граждан и негосударственных юридических лиц земельные участки, занятые:
сенокосными угодьями, используемыми и предназначенными для нужд населения, в том числе находящимися в пределах границы городов областного и районного значения, поселков, сельских населенных пунктов;
дорогами общего пользования, в том числе дорогами межхозяйственного и межселенного значения, а также предназначенными для доступа на земельные участки общего пользования;
обводнительными сооружениями совместного пользования (обводнительные каналы, сбросы, колодцы, пункты водопоя) двух или более собственников земельных участков или землепользователей.
Пастбищные угодья, расположенные на территориях, указанных в Плане по управлению пастбищами и их использованию, не предоставляются в частную собственность и временное землепользование, используются только для нужд населения для выпаса сельскохозяйственных животных личного подворья.";
10) часть шестую пункта 1 статьи 33 дополнить подпунктом 5) следующего содержания:
"5) при отчуждении и передаче права землепользования на землях сельскохозяйственного назначения, за исключением передачи во вторичное землепользование (субаренду).
Отчуждение и передача права землепользования осуществляются по истечении пятилетнего срока аренды при условии уведомления уполномоченного органа области, города республиканского значения, столицы, района, города областного значения по месту нахождения земельного участка, если иное не установлено настоящим Кодексом.
Уведомление направляется землепользователем, совершившим отчуждение и/или передачу права землепользования на землях сельскохозяйственного назначения, в течение трех рабочих дней после совершения сделки в письменной форме с указанием номера и даты договора сделки.
При отчуждении и передаче права землепользования договор временного землепользования (аренды) переоформляется на нового землепользователя уполномоченным органом области, города республиканского значения, столицы, района, города областного значения на основании гражданско-правовых сделок на срок до истечения срока первоначальной аренды в порядке, установленном центральным уполномоченным органом.
Право временного землепользования на земельный участок при смене землепользователя возникает с момента регистрации договора временного землепользования (аренды) в порядке, установленном законодательством о государственной регистрации прав на недвижимое имущество.
В указанных случаях ответственным по договору временного землепользования (аренды) земельного участка перед арендодателем становится землепользователь, который приобрел указанное право временного землепользования на земельный участок.
При этом общий суммарный размер земельных участков сельскохозяйственного назначения, которые могут находиться на праве временного землепользования у гражданина Республики Казахстан для ведения крестьянского или фермерского хозяйства, негосударственного юридического лица Республики Казахстан без иностранного участия для ведения сельскохозяйственного производства, не должен превышать предельные размеры, установленные в соответствии с пунктом 4 статьи 50 настоящего Кодекса.
В случае превышения указанных размеров право временного землепользования подлежит переоформлению или отчуждению согласно нормам статьи 66 настоящего Кодекса.";
11) в статье 37:
пункт 5 дополнить подпунктами 6) и 7) следущего содержания:
"6) для целей лесоразведения гражданам Республики Казахстан и негосударственным юридическим лицам Республики Казахстан без иностранного участия на срок до сорока девяти лет;
7) в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и законодательными актами Республики Казахстан.";
12) в статье 43:
пункт 1-1 дополнить частью четвертой следующего содержания:
"Местные исполнительные органы обязаны размещать информацию по свободным земельным участкам и планируемым торгам (аукционам) на интернет-ресурсе (включая специализированные геоинформационные порталы) и специальных информационных стендах в местах, доступных для населения, с периодичностью обновления данных ежеквартально.";
пункт 2 изложить в следующей редакции:
"2. Предоставление земельных участков в собственность или землепользование осуществляется местными исполнительными органами областей, городов республиканского значения, столицы, районов, городов областного значения, акимами городов районного значения, поселков, сел, сельских округов в пределах их компетенции, установленной настоящим Кодексом.
Решение о предоставлении земельного участка принимается на основании положительного заключения земельной комиссии и землеустроительного проекта. В случае испрашивания земельных участков для нужд обороны и национальной безопасности, решение о предоставлении земельного участка принимается на основании положительного заключения земельной комиссии, землеустроительного проекта и положительного согласования государственных органов, указанных в части второй пункта 1 статьи 120 настоящего Кодекса, в течение семи рабочих дней со дня поступления последнего заключения.
При этом разработанный и утвержденный землеустроительный проект, проект решения местного исполнительного органа области, города республиканского значения, столицы о предоставлении права на земельный участок для нужд обороны и национальной безопасности должны быть направлены согласующим государственным органам в течение пяти рабочих дней со дня подготовки проекта вышеуказанного решения. Согласование проекта решения осуществляется в течение десяти рабочих дней со дня поступления проекта решения. К проекту решения прилагаются положительное заключение земельной комиссии и утвержденный землеустроительный проект.
Решение об отказе в предоставлении земельного участка принимается на основании отрицательного заключения земельной комиссии в течение трех рабочих дней с момента истечения срока обжалования протокольного решения земельной комиссии.
Отказ в предоставлении права на земельный участок, за исключением случаев изъятия земельных участков, в том числе для государственных нужд в соответствии со статьей 84 настоящего Кодекса, оформляется решением местного исполнительного органа области, города республиканского значения, столицы, района, города областного значения, акима города районного значения, поселка, села, сельского округа и должен быть мотивирован.
Состав земельной комиссии формируется местными исполнительными органами области, города республиканского значения, столицы, района, города областного значения и направляется на утверждение в соответствующий местный представительный орган. В состав земельной комиссии включаются:
1) депутаты местного представительного органа;
2) представители уполномоченного органа области, города республиканского значения, столицы, района, города областного значения, структурных подразделений соответствующих местных исполнительных органов, осуществляющих функции в сфере архитектуры и градостроительства, сельского хозяйства;
3) представители общественных советов, негосударственных организаций в области агропромышленного комплекса и иных отраслевых негосударственных организаций, а также органов местного самоуправления;
4) представители Национальной палаты предпринимателей Республики Казахстан.
В случае предоставления земельных участков в соответствии со статьей 43-1 настоящего Кодекса, в состав земельных комиссий, создаваемых на уровне района, города областного значения, также включаются:
1) аким города районного значения, поселка, села, сельского округа, на территории которых находится земельный участок;
2) представители местного населения соответствующего города районного значения, поселка, села, сельского округа, делегированные собранием местного сообщества.
В состав земельных комиссий, создаваемых на уровне областей, городов республиканского значения, столицы, также в обязательном порядке включаются представители соответствующих территориальных подразделений уполномоченных органов в области охраны окружающей среды, сельского и лесного хозяйства, использования и охраны водного фонда, водоснабжения, водоотведения.
По усмотрению местного исполнительного органа области, города республиканского значения, столицы, района, города областного значения в состав земельной комиссии могут быть включены и другие лица.
Земельная комиссия действует на постоянной основе. Количество членов земельной комиссии должно быть нечетным и составлять не менее девяти человек. При этом количество представителей общественных советов, негосударственных организаций в области агропромышленного комплекса и иных отраслевых негосударственных организаций, Национальной палаты предпринимателей Республики Казахстан, а также органов местного самоуправления должно составлять не менее пятидесяти процентов от общего количества членов земельной комиссии.
Состав земельной комиссии утверждается ежегодно по истечении последующих двенадцати календарных месяцев со сменой всего состава, за исключением председателя и лиц, указанных в подпунктах 2) и 4) части шестой, подпункте 1) части седьмой и части восьмой настоящего пункта.
Председателем земельной комиссии назначается заместитель акима, курирующий земельные вопросы.
Рабочим органом земельной комиссии является соответствующий уполномоченный орган области, города республиканского значения, столицы, района, города областного значения.
Секретарь земельной комиссии определяется из числа должностных лиц рабочего органа. Секретарь земельной комиссии не принимает участие в голосовании.
Заседание земельной комиссии считается правомочным, если на нем присутствовали не менее двух третей от общего количества ее состава. При этом количество присутствующих представителей общественных советов, негосударственных организаций в области агропромышленного комплекса и иных отраслевых негосударственных организаций, Национальной палаты предпринимателей Республики Казахстан, а также органов местного самоуправления должно составлять не менее пятидесяти процентов от общего количества присутствующих членов земельной комиссии. Члены земельной комиссии участвуют на ее заседании без права замены.
Решение земельной комиссии принимается открытым голосованием.
Результаты голосования определяются большинством голосов от общего количества членов земельной комиссии, присутствующих на заседании, и решение считается принятым, если за него проголосовало большинство членов земельной комиссии.
В случае несогласия с решением земельной комиссии, член земельной комиссии вправе выразить особое мнение, которое должно быть изложено в письменном виде и приложено к решению земельной комиссии.
Заседание земельной комиссии обязательно фиксируется с помощью средств аудио-, видеозаписи. Фиксирование заседания земельной комиссии средствами аудио-, видеозаписи осуществляет местный исполнительный орган области, города республиканского значения, столицы, района, города областного значения. Порядок технического применения средств аудио-, видеозаписи, обеспечивающих фиксирование хода заседания земельной комиссии, хранения аудио-, видеозаписи, а также доступа к аудио-, видеозаписи определяется центральным уполномоченным органом.
Заключение земельной комиссии составляется в трех экземплярах в форме протокольного решения в течение двух рабочих дней с момента передачи соответствующим уполномоченным органом области, города республиканского значения, столицы, района, города областного значения в земельную комиссию предложения о возможности использования испрашиваемого земельного участка по заявленному целевому назначению в соответствии с территориальным зонированием или предоставления предварительного выбора земельного участка (при испрашивании земельного участка для строительства объектов, за исключением строительства объектов в черте населенного пункта).
Один экземпляр заключения земельной комиссии в течение одного рабочего дня с момента подписания вручается заявителю (его представителю) нарочно, направляется в форме заказного почтового отправления с уведомлением о вручении либо посредством электронного документа, подписанного электронной цифровой подписью, по адресу электронной почты заявителя.
На протокольное решение земельной комиссии в течение семи рабочих дней с даты его получения заявителем могут быть предоставлены возражения.
Подача возражения заявителем на протокольное решение земельной комиссии приостанавливает его исполнение до обжалования его в сроки, установленные законодательством.
На основании положительного заключения земельной комиссии заявителем изготавливается землеустроительный проект.
Срок действия положительного заключения земельной комиссии составляет один год со дня его принятия, за исключением земельных участков, предоставляемых в соответствии со статьей 43-1 настоящего Кодекса. Пропуск годичного срока является основанием для принятия местным исполнительным органом решения об отказе в предоставлении права на земельный участок.";
дополнить пунктом 2-1 следующего содержания:
"2-1. Рабочий орган земельной комиссии обязан размещать копии протокольных решений земельной комиссии на интернет-ресурсе соответствующего уполномоченного органа области, города республиканского значения, столицы, района, города областного значения ежемесячно.
Положения настоящего пункта распространяются на земельные участки, предоставляемые в порядке, предусмотренном настоящей статьей и статьями 43-1, 44, 44-1 и 45 настоящего Кодекса, а также на земельные участки, по которым состоялись торги (аукционы) согласно статье 48 настоящего Кодекса.";
пункт 6-1 изложить в следующей редакции:
"6-1. В случае отказа в предоставлении права на земельный участок, за исключением земельных участков для ведения крестьянского или фермерского хозяйства, сельскохозяйственного производства, по причине необходимости осуществления такого предоставления на торгах (аукционах) местным исполнительным органом области, города республиканского значения, столицы, района, города областного значения, акимом города районного значения, поселка, села, сельского округа торги (аукцион) по испрашиваемому земельному участку должны быть проведены не позднее девяноста календарных дней со дня принятия решения об отказе в предоставлении права на земельный участок.";
дополнить пунктом 7-1 следующего содержания:
"7-1. Проект решения местного исполнительного органа области, города республиканского значения, столицы, района, города областного значения, акима города районного значения, поселка, села, сельского округа о предоставлении права на земельный участок должен содержать:
наименование юридического или физического лица, которому предоставляется право на землю;
целевое назначение земельного участка;
категорию земель;
площадь земельного участка;
вид права на землю, обременения, сервитуты;
номер и дату протокольного решения земельной комиссии;
номер и дату утверждения землеустроительных проектов по формированию земельных участков;
вид надела земельного участка, предоставляемого для личного подсобного хозяйства;
выкупную цену земельного участка или права землепользования в случае предоставления участка за плату, сроки и условия заключения договоров купли-продажи земельного участка;
фамилию, имя, отчество (при его наличии) физического лица или наименование юридического лица, у которого производятся изъятие, принудительное отчуждение для государственных нужд земельных участков, с указанием их размеров;
сведения о делимости (неделимости) земельного участка;
при необходимости иные сведения, связанные с предоставлением земельного участка.";
пункт 11 изложить в следующей редакции:
"11. Правоустанавливающие и идентификационные документы на земельные участки, предоставленные гражданам и юридическим лицам до введения в действие настоящего Кодекса в соответствии с ранее действовавшим законодательством Республики Казахстан, сохраняют юридическую силу с учетом изменения прав на земельные участки, установленных земельным законодательством Республики Казахстан.
Замена таких документов на документы, удостоверяющие право собственности или право землепользования на земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом, осуществляется по желанию правообладателей.
При изменении административно-территориального устройства населенных пунктов по решению государственных органов (или при включении земельных участков в черту населенных пунктов в случае изменения границ (черты) замена идентификационных документов таких земельных участков осуществляется за счет бюджетных средств.
Замена таких документов осуществляется при возникновении случаев по переоформлению прав на земельный участок либо совершении гражданско-правовых сделок или в иных случаях.";
пункт 14 изложить в следующей редакции:
"14. Местные исполнительные органы обязаны размещать информацию со списками лиц, получивших земельный участок, с указанием основания предоставления земельного участка, целевого назначения, площади, места расположения, вида права, срока аренды, на специальных информационных стендах в местах, доступных для населения, а также путем опубликования на своем интернет-ресурсе и интернет-ресурсе соответствующего уполномоченного органа области, города республиканского значения, столицы, района, города областного значения ежемесячно, а в периодических печатных изданиях, распространяемых на территории соответствующей административно-территориальной единицы, – не реже одного раза в квартал.
Положения настоящего пункта распространяются на земельные участки, предоставленные в порядке, предусмотренном настоящей статьей и статьями 43-1, 44, 44-1 и 45 настоящего Кодекса, а также на земельные участки, выставляемые на торги (аукционы) согласно статье 48 настоящего Кодекса.
Данные, указанные в части первой настоящего пункта, по земельным участкам сельскохозяйственного назначения, предоставленным для ведения крестьянского или фермерского хозяйства, сельскохозяйственного производства, размещаются в открытом доступе на интернет-ресурсе автоматизированной информационной системы государственного земельного кадастра.";
13) в статье 43-1:
часть первую пункта 2 изложить в следующей редакции:
"2. Перечень земельных участков, выставляемых на конкурс по предоставлению права временного возмездного землепользования (аренды) для ведения крестьянского или фермерского хозяйства, сельскохозяйственного производства, формируется уполномоченным органом района, города областного значения с учетом ранее поступивших заявок на предоставление таких земельных участков и согласовывается с общественными советами, негосударственными организациями в области агропромышленного комплекса, Национальной палатой предпринимателей Республики Казахстан и органами местного самоуправления.";
дополнить пунктом 2-1 следующего содержания:
"2-1. Предельные размеры земельных участков, выставляемых на конкурс, определяются совместными решениями представительных и исполнительных органов районов, городов областного значения, акимов города районного значения, поселка, села, сельских округов в зависимости от особенностей местности.";
пункт 14 изложить в следующей редакции:
"14. Победитель конкурса по предоставлению права временного возмездного землепользования (аренды) для ведения крестьянского или фермерского хозяйства, сельскохозяйственного производства определяется земельной комиссией на основании сопоставления конкурсных предложений путем присвоения баллов с учетом соответствующих критериев.
Лица, проживающие в данном районе, городе, селе, поселке не менее 5 лет, пользуются преимущественным правом получения земельного участка путем присвоения дополнительных баллов к их конкурсным предложениям.
Земельная комиссия оценивает, сопоставляет конкурсные предложения и определяет выигравшую конкурсную заявку.";
14) пункт 6-1 статьи 44 изложить в следующей редакции:
"6-1. В случае отказа в предоставлении права на земельный участок по причине необходимости осуществления такого предоставления на торгах (аукционах), местным исполнительным органом области, города республиканского значения, столицы, района, города областного значения, акимом города районного значения, поселка, села, сельского округа торги (аукцион) по испрашиваемому земельному участку должны быть проведены не позднее девяноста календарных дней со дня принятия решения об отказе в предоставлении права на земельный участок.";
15) пункт 4-1 статьи 44-1 изложить в следующей редакции:
"4-1. В случае отказа в предоставлении права на земельный участок по причине необходимости осуществления такого предоставления на торгах (аукционах), местным исполнительным органом области, города республиканского значения, столицы, района, города областного значения, акимом города районного значения, поселка, села, сельского округа торги (аукцион) по испрашиваемому земельному участку должны быть проведены не позднее девяноста календарных дней со дня принятия решения об отказе в предоставлении права на земельный участок.";
16) пункт 3 статьи 45 изложить в следующей редакции:
"3. В случае отказа в предоставлении права на земельный участок по причине необходимости осуществления такого предоставления на торгах (аукционах), местным исполнительным органом области, города республиканского значения, столицы, района, города областного значения, акимом города районного значения, поселка, села, сельского округа торги (аукцион) по испрашиваемому земельному участку должны быть проведены не позднее девяноста календарных дней со дня принятия решения об отказе в предоставлении права на земельный участок.";
17) пункты 6 и 6-1 статьи 48 изложить в следующей редакции:
"6. Порядок организации и проведения торгов (аукционов) по продаже земельного участка или права аренды земельного участка с учетом особенностей, установленных статьей 48-1 настоящего Кодекса, в том числе в электронном виде, определяется центральным уполномоченным органом.
6-1. В случае отказа в предоставлении права на земельный участок по причине необходимости осуществления такого предоставления на торгах (аукционах), местным исполнительным органом области, города республиканского значения, столицы, района, города областного значения, акимом города районного значения, поселка, села, сельского округа торги (аукцион) по испрашиваемому земельному участку должны быть проведены не позднее девяноста календарных дней со дня принятия решения об отказе в предоставлении права на земельный участок.";
18) пункт 2 статьи 66 дополнить частью второй следующего содержания:
"Сделки, заключенные физическими и (или) юридическими лицами в нарушение требований настоящего Кодекса, недействительны.";
19) в статье 79:
дополнить пунктом 3-1 следующего содержания:
"3-1. Залог земельного участка, сформированного за счет условных земельных долей, допускается только с согласия обладателей таких долей. Такое согласование обеспечивается потенциальным залогодателем самостоятельно. В случае отсутствия такого согласования, передача в залог не допускается.";
пункт 5 изложить в следующей редакции:
"5. Для залога земельного участка или права землепользования физические и юридические лица представляют потенциальному залогодержателю:
правоустанавливающие и идентификационные документы на земельный участок;
письменное согласие участников общей совместной собственности или общего совместного землепользования, удостоверенное в нотариальном порядке;
письменное согласие обладателей условных земельных долей земельных участков, сформированных за счет условных земельных долей, удостоверенное в нотариальном порядке;
сведения правового кадастра о зарегистрированных правах (обременениях прав) на земельный участок.
При передаче в залог части земельного участка или права землепользования на него на общем плане земельного участка должна быть отражена та его часть, которая предусмотрена к передаче в залог.
При этом согласие собственника земельного участка, находящегося в государственной собственности, при залоге права землепользования не требуется, за исключением случая, предусмотренного частью третьей пункта 4 настоящей статьи.
Перечень документов и сведений, указанных в частях первой и второй настоящего пункта, является исчерпывающим.";
20) подпункт 4-1) пункта 2 статьи 84 изложить в следующей редакции:
"4-1) удовлетворение нужд населения в пастбищных угодьях, расположенных на территориях, указанных в Плане по управлению пастбищами и их использованию, для выпаса сельскохозяйственных животных личного подворья в соответствии с пунктом 1 статьи 15 Закона Республики Казахстан "О пастбищах";";
21) пункт 3-1 статьи 92 изложить в следующей редакции:
"3-1. В периоды неиспользования земельного участка по назначению, предусмотренные в пунктах 2 и 3 настоящей статьи, не включается время, в течение которого:
на территории размещения земельного участка отсутствовала утвержденная в установленном порядке градостроительная документация (генеральные планы, проекты детальной планировки и застройки, проекты земельно-хозяйственного устройства территории), а также возможность подключения к инженерным сетям;
земельный участок не мог быть использован по назначению вследствие непреодолимой силы или иных обстоятельств, исключающих такое использование.
К иным обстоятельствам, исключающим использование земельного участка по целевому назначению, относятся изменение местными исполнительными органами утвержденных в установленном порядке генеральных планов, проектов детальной планировки и застройки, исключающее возможность использования земельного участка по целевому назначению, а также бездействие местных исполнительных и уполномоченных органов в рассмотрении заявок собственников и землепользователей на получение архитектурно-планировочных заданий и субъектов естественных монополий в рассмотрении заявок собственников и землепользователей на получение технических условий на подключение к инженерным сетям и иных согласительных процедур, предусмотренных при строительстве объектов (если такие бездействия доказаны в суде)";
22) пункты 1 и 2 статьи 96-1 изложить в следующей редакции:
"1. Формирование и ведение реестра лиц, у которых принудительно изъяты земельные участки, осуществляются центральным уполномоченным органом на основании информации, предоставляемой территориальным подразделением.
2. Территориальное подразделение в течение трех рабочих дней на основании вступившего в законную силу решения суда в соответствии со статьями 92 и 93 настоящего Кодекса направляет информацию в центральный уполномоченный орган, в которой указываются:
1) фамилия, имя, отчество (при его наличии) физического лица, а также данные документа, удостоверяющего личность, его индивидуальный идентификационный номер;
2) наименование юридического лица и его бизнес-идентификационный номер;
3) место нахождения, площадь и целевое назначение изъятого земельного участка;
4) вид и состав нарушения законодательства Республики Казахстан;
5) дата принятия решения суда и вступления его в законную силу.
Центральный уполномоченный орган в течение двух рабочих дней с момента получения информации заносит ее в реестр лиц, у которых принудительно изъяты земельные участки.";
23) пункт 3-2 статьи 97 изложить в следующей редакции:
"3-2. Не допускается изменение целевого назначения земель сельскохозяйственного назначения, предоставленных для ведения крестьянского или фермерского хозяйства, сельскохозяйственного производства, для целей индивидуального жилищного строительства и ведения личного подсобного хозяйства, садоводства и дачного строительства, за исключением случаев расширения земель населенных пунктов в соответствии с генеральными планами (или их заменяющей схемы развития и застройки населенных пунктов с численностью до пяти тысяч человек).";
24) пункт 2 статьи 102 изложить в следующей редакции:
"2. Земельный участок для ведения личного подсобного хозяйства состоит из приусадебного и полевого наделов.
Приусадебный надел предоставляется в границах (черте) сельских населенных пунктов и используется для производства сельскохозяйственной продукции, а также возведения жилого дома, хозяйственно-бытовых построек в соответствии с законодательством Республики Казахстан об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности.
Полевой надел предоставляется из земель сельских населенных пунктов в соответствии с проектом земельно-хозяйственного устройства территорий населенной части либо на территории, переданной в административное подчинение, и используется исключительно для производства сельскохозяйственной продукции.
Вид надела предоставляемого земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства, предусмотренный в части первой настоящего пункта, отражается в решениях местных исполнительных органов о предоставлении права на земельный участок и идентификационных документах.";
25) в статье 145:
пункт 1 изложить в следующей редакции:
"1. Государственный контроль за использованием и охраной земель осуществляют территориальные подразделения и иные государственные органы в пределах их компетенции.";
пункт 5 исключить;
пункт 6 изложить в следующей редакции:
"6. Решение государственных инспекторов по использованию и охране земель о наложении административного взыскания может быть обжаловано в соответствии с пунктом 3 статьи 148 настоящего Кодекса.";
26) в статье 146:
подпункт 4) пункта 1 исключить;
части вторую и пятую пункта 2 изложить в следующей редакции:
"Руководители территориальных подразделений являются главными государственными инспекторами по использованию и охране земель соответствующих административно-территориальных единиц.
Иные должностные лица ведомства центрального уполномоченного органа, территориальных подразделений, непосредственно осуществляющие государственный контроль за использованием и охраной земель, являются государственными инспекторами по использованию и охране земель.";
27) в статье 147:
заголовок изложить в следующей редакции:
"Статья 147. Функции территориальных подразделений, осуществляющих государственный контроль за использованием и охраной земель";
пункты 1, 2-1 и 2-2 исключить;
пункт 2 изложить в следующей редакции:
"2. Территориальные подразделения проводят государственный контроль за использованием и охраной земель, а именно за:
1) законностью принятых решений местных исполнительных органов областей, городов республиканского значения, столицы и городов областного значения, районов, акимов городов районного значения, поселков, сел, сельских округов в области земельного законодательства Республики Казахстан;
2) законностью принятых решений уполномоченных органов областей, городов республиканского значения, столицы, районов, городов областного значения по обращениям физических и юридических лиц;
3) правильностью ведения государственного земельного кадастра и мониторинга земель;
4) своевременным размещением информации со списками лиц, получивших земельный участок в местных исполнительных органах областей, городов республиканского значения, столицы и городов областного значения, районов, акимов городов районного значения, поселков, сел, сельских округов;
5) своевременным проведением торгов (конкурсов, аукционов) в местных исполнительных органах областей, городов республиканского значения, столицы и городов областного значения, районов, акимами городов районного значения, поселков, сел, сельских округов;
6) соблюдением государственными органами, предприятиями, учреждениями, организациями и гражданами земельного законодательства Республики Казахстан, установленного режима использования земельных участков в соответствии с их целевым назначением;
7) недопущением самовольного занятия земельных участков;
8) соблюдением прав собственников земельных участков и землепользователей;
9) своевременным и правильным проведением собственниками земельных участков и землепользователями комплекса организационно-хозяйственных, агротехнических, лесомелиоративных и гидротехнических противоэрозионных мероприятий по восстановлению и сохранению плодородия почв;
10) своевременным представлением в государственные органы собственниками земельных участков и землепользователями сведений о наличии, состоянии и использовании земель;
11) проектированием, размещением и строительством жилых и производственных объектов, оказывающих влияние на состояние земель;
12) своевременным и качественным выполнением мероприятий по улучшению земель, предотвращению и ликвидации последствий эрозии почвы, засоления, заболачивания, подтопления, опустынивания, иссушения, переуплотнения, захламления, загрязнения и других процессов, вызывающих деградацию земель;
13) соблюдением установленных сроков рассмотрения заявлений (ходатайств) граждан о предоставлении им земельных участков;
14) сохранностью межевых знаков;
15) своевременным возвратом земель, предоставленных местными исполнительными органами во временное землепользование;
16) рекультивацией нарушенных земель;
17) снятием, сохранением и использованием плодородного слоя почвы при проведении работ, связанных с нарушением земель;
18) осуществлением проектов землеустройства и других проектов по использованию и охране земель;";
28) подпункты 2), 3), 4), 5) и 6) пункта 1 статьи 148 изложить в следующей редакции:
"2) составлять протоколы об административном правонарушении за нарушение земельного законодательства Республики Казахстан;
3) выносить постановления по делу об административном правонарушении за нарушение земельного законодательства Республики Казахстан;
4) подготавливать и предъявлять иски в суд по вопросам возмещения ущерба в результате нарушения земельного законодательства Республики Казахстан, принудительного изъятия земельных участков, не используемых по назначению либо используемых с нарушением законодательства Республики Казахстан об отмене неправомерных решений, связанных с предоставлением, изъятием, изменением целевого назначения, принудительным отчуждением для государственных нужд земельных участков, а также исполнения выданных должностными лицами органов, осуществляющих государственный контроль за использованием и охраной земель, предписаний об устранении нарушений требований земельного законодательства Республики Казахстан в случаях их неисполнения в срок, указанный в предписании, либо ненадлежащего исполнения лицами, которым выданы эти предписания, и взыскания штрафов с физических, должностных и юридических лиц;
5) беспрепятственно посещать организации, обследовать земельные участки, находящиеся в собственности и пользовании, а земельные участки, занятые военными, оборонными и другими специальными объектами, – с учетом установленного режима их посещения при предъявлении документов, предусмотренных пунктом 3 статьи 147 Предпринимательского кодекса Республики Казахстан;
6) давать собственникам земельных участков и землепользователям, а также должностным лицам местных исполнительных органов областей, городов республиканского значения, столицы и городов областного значения, районных (кроме районов в городах) исполнительных органов, акимам городов районного значения, поселков, сел, сельских округов и Государственной корпорации обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений требований земельного законодательства Республики Казахстан;".
2. В Лесной кодекс Республики Казахстан от 8 июля 2003 года:
1) подпункт 38) пункта 1 статьи 4 изложить в следующей редакции:
"38) лесовладельцы – государственные организации, которым участки государственного лесного фонда предоставлены на праве постоянного землепользования, а также граждане Республики Казахстан и негосударственные юридические лица Республики Казахстан без иностранного участия, в чьей собственности находятся участки частного лесного фонда в соответствии с настоящим Кодексом;";
2) пункт 4 статьи 6 изложить в следующей редакции:
"4. К частному лесному фонду относятся созданные за счет средств граждан Республики Казахстан и негосударственных юридических лиц Республики Казахстан без иностранного участия земли, предоставленные им в частную собственность или долгосрочное землепользование в соответствии с Земельным кодексом Республики Казахстан с целевым назначением для лесоразведения:
1) искусственными насаждениями;
2) насаждениями естественного происхождения, возникшими семенным и (или) вегетативным путем;
3) частными лесными питомниками;
4) плантационными насаждениями специального назначения;
5) агролесомелиоративными насаждениями;
6) защитными насаждениями на полосах отвода хозяйственных автомобильных дорог, находящихся в частной собственности.";
3) пункт 3 статьи 8 изложить в следующей редакции:
"3. К землям частного лесного фонда относятся земли, предоставленные гражданам Республики Казахстан и негосударственным юридическим лицам Республики Казахстан без иностранного участия в частную собственность или долгосрочное землепользование в соответствии с Земельным кодексом Республики Казахстан с целевым назначением для лесоразведения, занятые:
1) искусственными насаждениями;
2) насаждениями естественного происхождения, возникшими семенным и (или) вегетативным путем;
3) частными лесными питомниками;
4) плантационными насаждениями специального назначения;
5) агролесомелиоративными насаждениями;
6) защитными насаждениями на полосах отвода хозяйственных автомобильных дорог, находящихся в частной собственности.";
4) статью 23 изложить в следующей редакции:
"Статья 23. Возникновение права частного лесовладения
Право частного лесовладения возникает на землях граждан Республики Казахстан и негосударственных юридических лиц Республики Казахстан без иностранного участия, предоставленных им в частную собственность или долгосрочное землепользование в соответствии с Земельным кодексом Республики Казахстан.".
3. В Предпринимательский кодекс Республики Казахстан от 29 октября 2015 года:
пункт 8-1 статьи 282 изложить в следующей редакции:
"8-1. Уполномоченный орган по инвестициям разрабатывает и утверждает порядок определения проекта инвестиционным для предоставления земельных участков из государственной собственности.
Порядок, предусмотренный частью первой настоящего пункта, должен, помимо прочего, предусматривать процедуру согласования предоставления земельного участка с соответствующим региональным координационным советом.".
4. В Закон Республики Казахстан от 18 января 2012 года "О телерадиовещании":
1) пункт 2 статьи 5 изложить в следующей редакции:
"2. Государственный контроль за соблюдением законодательства Республики Казахстан о телерадиовещании осуществляется уполномоченным органом, уполномоченным органом в области технического сопровождения телерадиовещания и местными исполнительными органами областей, городов республиканского значения и столицы, района (города областного значения).";
2) пункты 1 и 2 статьи 5-1 изложить в следующей редакции:
"1. Профилактический контроль без посещения субъекта (объекта) контроля проводится уполномоченным органом и уполномоченным органом в области технического сопровождения телерадиовещания, а также местными исполнительными органами областей, городов республиканского значения и столицы, района (города областного значения) путем сопоставления сведений, полученных из различных источников информации, по их деятельности.
2. Субъектами контроля являются теле-, радиокомпании, операторы телерадиовещания и распространители индивидуальных спутниковых и эфирных приемных устройств.";
3) подпункт 3) пункта 1 статьи 7 изложить в следующей редакции:
"3) осуществляет государственный контроль за соблюдением законодательства Республики Казахстан о телерадиовещании, за исключением случаев, предусмотренных подпунктами 3) и 5) пункта 2 статьи 7 и пункта 1-1 статьи 8 настоящего Закона;";
4) статью 8 дополнить пунктом 1-1 следующего содержания:
"1-1. Местные исполнительные органы областей, городов республиканского значения и столицы, района (города областного значения) осуществляют государственный контроль за соблюдением требования по запрету распространения карт условного доступа к услугам операторов телерадиовещания и оборудования, предназначенного для индивидуального приема теле-, радиосигнала операторов телерадиовещания, не имеющих лицензию в сфере телерадиовещания и не обладающих собственными спутниковыми системами вещания на территории Республики Казахстан.";
5) дополнить статьей 38-1 следующего содержания:
"Статья 38-1. Телерадиовещание с использованием сетей телекоммуникаций (интернет-телерадиовещание)
1. Телерадиовещание в сети телекоммуникаций представляет собой систему распространения теле-, радиоканалов с использованием средств телекоммуникаций и линий связи, обеспечивающих передачу сообщений телекоммуникаций.
2. Распространение теле-, радиоканалов в сетях телекоммуникаций осуществляется на основании лицензии для занятия деятельностью по распространению теле-, радиоканалов.".
5. В Закон Республики Казахстан от 2 ноября 2015 года "О внесении изменений и дополнений в Земельный кодекс Республики Казахстан":
в статье 1:
подпункт 3) исключить;
абзацы четвертый и пятый подпункта 5) исключить;
подпункт 6) исключить.
6. В Закон Республики Казахстан от 30 июня 2016 года "О приостановлении действия отдельных норм Земельного кодекса Республики Казахстан и введения в действие Закона Республики Казахстан от 2 ноября 2015 года "О внесении изменений и дополнений в Земельный кодекс Республики Казахстан":
1) в статье 1:
заголовок изложить в следующей редакции:
"Статья 1. Приостановить до 31 декабря 2026 года в Земельном кодексе Республики Казахстан от 20 июня 2003 года действие:";
2) статью 2 изложить в следующей редакции:
"Статья 2. Приостановить до 31 декабря 2026 года введение в действие Закона Республики Казахстан от 2 ноября 2015 года "О внесении изменений и дополнений в Земельный кодекс Республики Казахстан".".
7. В Закон Республики Казахстан от 20 февраля 2017 года "О пастбищах":
1) часть первую пункта 2 статьи 13 дополнить подпунктом 7-1) следующего содержания:
"7-1) карту с обозначением внешних границ и площадей пастбищ, необходимых для удовлетворения нужд населения для выпаса сельскохозяйственных животных личного подворья, в зависимости от местных условий и особенностей;";
2) статью 14 дополнить пунктом 1-1 следующего содержания:
"1-1. Пастбища, расположенные на территориях, указанных в Плане по управлению пастбищами и их использованию, не предоставляются в частную собственность и временное землепользование, используются только для нужд населения и выпаса сельскохозяйственных животных личного подворья.";
3) пункт 1 статьи 15 изложить в следующей редакции:
"1. Пастбища, расположенные на территориях, указанных в Плане по управлению пастбищами и их использованию, предоставляются для удовлетворения нужд местного населения по содержанию маточного (дойного) поголовья сельскохозяйственных животных.".
Статья 2. Настоящий Закон вводится в действие с 1 декабря 2021 года.
Президент Республики Казахстан |