Правительство Республики Казахстан ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Внести в постановление Правительства Республики Казахстан от 19 августа 2016 года № 467 "Об утверждении Национального плана реагирования на ядерные и радиационные аварии" следующие изменения:
преамбулу изложить в следующей редакции:
"В соответствии с подпунктом 7) статьи 5 Закона Республики Казахстан "Об использовании атомной энергии" Правительство Республики Казахстан ПОСТАНОВЛЯЕТ:";
Национальный план реагирования на ядерные и радиационные аварии, утвержденный указанным постановлением, изложить в новой редакции согласно приложению к настоящему постановлению.
2. Настоящее постановление вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.
Премьер-Министр Республики Казахстан |
А. Смаилов |
Приложение к постановлению Правительства Республики Казахстан от 29 июня 2022 года № 450 |
|
Утвержден постановлением Правительства Республики Казахстан от 19 августа 2016 года № 467 |
Национальный план реагирования на ядерные и радиационные аварии
Глава 1. Общие положения
1. Настоящий Национальный план реагирования на ядерные и радиационные аварии (далее – План) разработан в соответствии с подпунктом 7) статьи 5 Закона Республики Казахстан "Об использовании атомной энергии".
2. Настоящий План распространяется на центральные и местные исполнительные органы Республики Казахстан, а также физические и юридические лица, осуществляющие деятельность в области использования атомной энергии.
3. В настоящем Плане используются следующие понятия:
1) аварийная ситуация – внештатная ситуация или внештатное событие, которые включают в себя ядерные и радиационные аварийные ситуации и требуют принятия оперативных мер для смягчения опасности или неблагоприятных последствий для здоровья человека и безопасности или качества жизни, собственности или окружающей среды;
2) угроза возникновения аварии – состояние, при котором создается опасность для жизни и здоровья людей, их имущества и окружающей среды;
3) территория площадки – территория, прилегающая к эксплуатирующей организации в пределах периметра границы, ограждению либо указателю;
4) эксплуатирующая организация – юридическое лицо, осуществляющее деятельность по обращению с объектами использования атомной энергии;
5) радиоактивные вещества – любые материалы природного или техногенного происхождения в любом агрегатном состоянии, содержащие радионуклиды;
6) незаконный оборот радиоактивных веществ – любое несанкционированное перемещение, передача или торговля радиоактивными веществами, включая ядерные материалы;
7) ядерные материалы – материалы, содержащие или способные воспроизвести делящиеся (расщепляющиеся) радионуклиды;
8) ядерная и радиационная авария – авария, связанная с ядерной и радиационной установкой или деятельностью, вследствие которой происходит выброс радиоактивных веществ и возникает радиационное облучение;
9) ядерная и радиационная аварийная ситуация – аварийная ситуация, в которой имеется реальная или воспринимаемая опасность вследствие энергии, выделяющейся в результате ядерной цепной реакции или распада продуктов цепной реакции, или радиационного облучения;
10) фактор воздействия ядерной и радиационной аварии – ионизирующее излучение при выбросе ядерных материалов и радиоактивных веществ, а также радиоактивном загрязнении территории площадки в результате ядерной и радиационной аварии.
Иные понятия, применяемые в Плане, соответствуют понятиям, используемым в законодательстве Республики Казахстан о гражданской защите и использовании атомной энергии.
4. К основным источникам ядерных и радиационных аварий относятся:
1) повреждение активной зоны реактора с выбросом радионуклидов;
2) выбросы радионуклидов в результате отказа оборудования, пожара или взрыва на реакторе или на предприятиях топливного цикла;
3) радиоактивное загрязнение окружающей среды;
4) потеря или хищение радиоактивных веществ, ядерных материалов или оборудования, содержащего радиоактивные вещества;
5) отказ в работе оборудования или неправильная эксплуатация, которые приводят к облучению персонала и (или) населения;
6) аварии при транспортировке ядерных материалов и радиоактивных веществ.
5. Уровень реагирования:
1) объектовый уровень – эксплуатирующие организации, осуществляющие противоаварийное планирование и реагирование на ядерные и радиационные аварии на территории площадки;
2) территориальный уровень – местные исполнительные органы, осуществляющие противоаварийное планирование и реагирование на ядерные и радиационные аварии на соответствующей территории;
3) республиканский уровень – Правительство Республики Казахстан и центральные исполнительные органы, осуществляющие противоаварийное планирование и реагирование на ядерные и радиационные аварии на республиканском уровне.
6. Целями реагирования при ядерной и радиационной аварии являются:
1) оценка характера и размеров ядерной и радиационной аварии;
2) предотвращение развития ядерной и радиационной аварии и ослабление ее последствий на месте ее возникновения;
3) предотвращение случаев возникновения детерминированных эффектов облучения у персонала и населения;
4) спасение людей и оказание первой медицинской помощи;
5) предотвращение случаев развития стохастических эффектов облучения у населения;
6) предотвращение случаев вредных нерадиационных эффектов у населения;
7) защита окружающей среды и материального имущества;
8) подготовка и возобновление нормальной социальной и экономической деятельности;
9) принятие защитных или послеаварийных мер при достижении уровня предотвращаемой дозы.
Глава 2. Права и обязанности центральных и местных исполнительных органов Республики Казахстан, а также физических и юридических лиц в случае ядерной или радиационной аварии
7. Уполномоченный орган в сфере гражданской защиты:
1) руководит силами гражданской защиты при организации и проведении мероприятий гражданской защиты;
2) выделяет и использует материальные средства оперативного резерва;
3) осуществляет проведение аварийно-спасательных и неотложных работ;
4) при ликвидации чрезвычайной ситуации мобилизует материально-технические ресурсы организаций в соответствии с законодательством Республики Казахстан о гражданской защите;
5) по ходатайству местных исполнительных органов принимает решение о выпуске материальных ценностей из государственного материального резерва для принятия мер по предупреждению или ликвидации чрезвычайной ситуации природного и техногенного характера и ее последствий;
6) вносит предложения в Правительство Республики Казахстан об использовании средств из резерва Правительства Республики Казахстан для предупреждения, ликвидации чрезвычайной ситуации и ее последствий;
7) осуществляет подготовку предложений Президенту Республики Казахстан о введении на территории Республики Казахстан или в ее отдельных местностях чрезвычайного положения при ядерной и радиационной аварии;
8) обеспечивает готовность сил и средств органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям к действиям при возникновении чрезвычайных ситуаций;
9) совместно с местными исполнительными органами организует эвакуационные мероприятия, выполнение первоочередных мероприятий по жизнеобеспечению пострадавшего населения;
10) проводит совместно с заинтересованными государственными органами мониторинг складывающейся обстановки;
11) осуществляет руководство и межотраслевую координацию республиканских служб гражданской защиты в соответствии с Законом Республики Казахстан "О гражданской защите";
12) проводит совместно с заинтересованными государственными органами республиканские учения по предупреждению и ликвидации ядерных и радиационных аварий;
13) осуществляет подготовку предложений Премьер-Министру Республики Казахстан об объявлении чрезвычайной ситуации техногенного характера.
8. Уполномоченный орган в области использования атомной энергии:
1) дает рекомендации по обеспечению ядерной и радиационной безопасности персонала, лиц, занимающихся ликвидацией последствий ядерной и радиационной аварии;
2) осуществляет обмен оперативными сообщениями о ядерной и радиационной аварии с международными организациями и надзорными органами трансграничных государств;
3) организует в необходимых случаях независимую научно-техническую экспертизу документов по противоаварийному планированию и реагированию на радиационную и ядерную аварии с привлечением международных экспертных организаций;
4) проводит в случае возникновения аварийной ситуации наблюдение, анализ и оценку состояния объектов использования атомной энергии Республики Казахстан.
9. Государственный орган в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения проводит замеры за уровнями радиоактивного загрязнения среды обитания населения, отбор проб от источников водоснабжения, почвы и продуктов питания на территории населенных пунктов за пределами контролируемой зоны.
10. Уполномоченный орган, осуществляющий реализацию государственной политики в области транспорта, координацию и регулирование деятельности транспортного комплекса Республики Казахстан, а также использование воздушного пространства:
1) координирует все действия, связанные с обеспечением транспорта, необходимого для ликвидации последствий ядерной и радиационной аварии;
2) в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан о гражданской защите, привлекает транспортные средства, находящиеся в частной собственности;
3) обеспечивает транспортировку персонала и оборудования, материалов и технических ресурсов, необходимых для ликвидации последствий ядерной и радиационной аварии, проведения эвакуационных мероприятий;
4) обеспечивает готовность к приему прибывающих морским, наземным и воздушным путем международных сил и средств, привлекаемых к реагированию и ликвидации последствий ядерной и радиационной аварии;
5) обеспечивает выполнение входящими в состав подведомственными организациями в первоочередном порядке перевозок сил, средств и материально-технических ресурсов, необходимых для проведения работ по ликвидации ядерных и радиационных аварий, вывоза эвакуируемого (отселяемого) населения из зон аварийного реагирования, а также перевозок опасных грузов (радиоактивных отходов и предметов) на договорной основе с заказчиками перевозок;
6) проводит мероприятия по содержанию и ремонту автомобильных дорог, входящих в состав подведомственных организаций государственного дорожного хозяйства, для перевозки по ним сил и средств, необходимых для осуществления аварийно-спасательных работ и эвакуационных мероприятий.
11. Уполномоченный орган в области охраны окружающей среды обеспечивает проведение радиационного мониторинга окружающей среды в селитебных территориях.
12. Уполномоченный орган, осуществляющий государственную политику в области обороны:
1) по согласованию с уполномоченным органом, осуществляющим реализацию государственной политики в области транспорта, координацию и регулирование деятельности транспортного комплекса Республики Казахстан, а также использования воздушного пространства, обеспечивает безопасный коридор воздушным судам с оборудованием, персоналом и лицами по реагированию на ядерную и радиационную аварию;
2) по запросу уполномоченного органа в сфере гражданской защиты и местных исполнительных органов областей в соответствии с законодательством Республики Казахстан в области обороны предоставляет в распоряжение руководителя ликвидации последствий ядерной и радиационной аварии необходимые силы и средства Вооруженных Сил Республики Казахстан для участия в выполнении следующих задач:
доставка сил, средств и материальных ресурсов в районы проведения работ по ликвидации последствий ядерной и радиационной аварии;
проведение работ по специальной обработке (дезактивации) местности и объектов;
поддержание особого режима въезда в зону чрезвычайной ситуации и выезда с нее;
оказание медицинской и иной помощи пострадавшему населению;
3) обеспечивает мониторинг радиационной обстановки в районах дислокации соединений, воинских частей и учреждений Вооруженных Сил Республики Казахстан.
13. Пограничная служба Комитета национальной безопасности Республики Казахстан:
1) по запросу уполномоченного органа в сфере гражданской защиты обеспечивает пропуск на территорию Республики Казахстан зарубежных сил и средств, прибывающих для участия в ликвидации последствий ядерной и радиационной аварии;
2) обеспечивает внеочередной въезд в пункты пропуска через Государственную границу Республики Казахстан транспортных средств с гуманитарной помощью и сопровождающих их физических лиц;
3) оказывает содействие в пересечении Государственной границы Республики Казахстан аварийно-спасательным службам, направляемым для ликвидации последствий ядерной и радиационной аварии.
14. Уполномоченный орган в сфере таможенного дела обеспечивает таможенное декларирование товаров, необходимых для ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций техногенного характера, доставляемых в зону ядерной и радиационной аварии.
15. Уполномоченный орган в сфере внешнеполитической деятельности на основании письма уполномоченного органа в области использования атомной энергии оказывает содействие в оформлении визы Республики Казахстан иностранным специалистам (персоналу) по необходимости, прибывающим в Республику Казахстан с целью оказания помощи в ликвидации последствий ядерной и радиационной аварии.
16. Уполномоченный орган, осуществляющий руководство системой органов внутренних дел Республики Казахстан, а также межотраслевую координацию в сфере борьбы с преступностью, охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности:
1) участвует в оповещении и информировании населения об аварии и проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ;
2) участвует в мероприятиях по обеспечению оцепления зоны радиоактивного загрязнения;
3) организует безопасность доступа в зону радиоактивного загрязнения через установленные пункты пропуска;
4) обеспечивает общественный порядок на пунктах сбора временно отселяемого населения, регистрации, промежуточных пунктах отселения и местах расселения эвакуируемых, а также при инцидентах в командном пункте управления операциями, больницах и центре по информированию населения, оказывает при необходимости первую медицинскую помощь пострадавшим;
5) совместно с Вооруженными Силами Республики Казахстан обеспечивает безопасность и регулирование дорожного движения при проведении эвакуационных мероприятий, а также регулирование движения на маршрутах, переправах, загрязненной местности в целях первоочередного пропуска сил уполномоченного органа в сфере гражданской защиты;
6) сопровождает эвакуационные колонны;
7) проводит регистрацию и адресно-справочную работу в местах расселения эвакуируемого населения, учет эвакуируемого населения, потерь и пострадавших;
8) организует охраняемый периметр санитарно-защитной зоны и доступ на ее территорию через установленные пункты пропуска;
9) во взаимодействии с уполномоченным органом в сфере гражданской защиты, уполномоченным органом в области использования атомной энергии, уполномоченным органом в области охраны окружающей среды, государственным органом в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения, эксплуатирующими организациями обеспечивает сохранность улик и организует мероприятия по расследованию причин ядерной и радиационной аварии.
17. Уполномоченный орган в области средств массовой информации в пределах своей компетенции оказывает содействие в информировании населения о факте радиоактивного загрязнения, ходе ликвидации и правилах поведения населения.
18. Уполномоченный орган в области лесного хозяйства, охраны, воспроизводства и использования животного мира и особо охраняемых природных территорий:
1) осуществляет подготовку предложений об использовании лесных угодий в условиях радиоактивного загрязнения;
2) организовывает и обеспечивает охрану, защиту, воспроизводство лесов и лесоразведение, регулирует лесопользование на территории государственного лесного фонда, находящегося в его функциональном ведении в зонах возможного радиоактивного загрязнения.
19. Уполномоченный орган в области космической деятельности обеспечивает космический мониторинг с использованием средств дистанционного зондирования Земли из космоса загрязненных территорий в случае ядерной и радиационной аварии.
20. Местный исполнительный орган:
1) привлекает территориальные подразделения центральных государственных органов, службы и формирования гражданской защиты, а также службы скорой медицинской помощи на все время реагирования для оказания помощи населению, персоналу и лицам, задействованным в ликвидации последствий аварии;
2) при местном уровне чрезвычайной ситуации осуществляет координацию деятельности по ликвидации последствий загрязнений в зоне аварии, а также оздоровлению окружающей среды на территории области;
3) осуществляет эвакуацию пострадавших;
4) участвует в мероприятиях по обеспечению защиты граждан и охраны окружающей среды от воздействия ионизирующего излучения;
5) участвует в ликвидации, ограничении и (или) снижении тяжести последствий ядерной и радиационной аварии;
6) информирует население через средства массовой информации, распространяемые на территории соответствующей административно-территориальной единицы, о радиационной обстановке в пределах соответствующей административно-территориальной единицы;
7) проводит оценку состояния радиационной обстановки;
8) обеспечивает развертывание передвижных пунктов питания;
9) организует осуществление дезактивации транспорта и санитарной обработки населения на базе имеющихся автомоечных станций и стационарных учреждений (бань, прачечных);
10) определяет места размещения отселяемого населения, организует его жизнеобеспечение, в том числе развертывание временных жилищ (палаток, передвижных и сборных домов);
11) обеспечивает в первоочередном порядке осуществление перевозок сил, средств и материально-технических ресурсов, необходимых для проведения работ по ликвидации ядерной и радиационной аварии, вывоза эвакуируемого населения из зон аварийного реагирования;
12) организует проведение герметизации помещений упрощенными методами и подручными средствами в целях предотвращения попадания в жилые помещения радиоактивных веществ;
13) организует работы по обеспечению соответствующего режима в зонах радиоактивного загрязнения (оборудование контрольно-пропускных пунктов, пунктов сбора и мест расселения временно эвакуируемого населения, всестороннее обеспечение временно эвакуируемого населения на маршрутах движения к местам расселения);
14) организует обеспечение продовольствием, горячим питанием и товарами первой необходимости сил ликвидации ядерной и радиационной аварии совместно с уполномоченным органом в сфере гражданской защиты.
21. Физические лица имеют право:
1) на радиационную безопасность в соответствии со статьей 19 Закона Республики Казахстан "О радиационной безопасности населения";
2) принимать участие в мероприятиях по предупреждению и ликвидации ядерных и радиационных аварий и их последствий в соответствии с подпунктом 3) пункта 1 статьи 18 Закона Республики Казахстан "О гражданской защите";
3) на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения ядерной и радиационной аварии в соответствии с подпунктом 6) пункта 1 статьи 18 Закона Республики Казахстан "О гражданской защите";
4) на возмещение вреда, причиненного их здоровью, и ущерба имуществу вследствие ядерной и радиационной аварии в соответствии с пунктом 1 статьи 21 Закона Республики Казахстан "О радиационной безопасности населения".
22. Физические лица обязаны соблюдать законодательство Республики Казахстан в области обеспечения радиационной безопасности и выполнять на территории эксплуатирующей организации требования должностных лиц этой организации в соответствии со статьей 22 Закона Республики Казахстан "О радиационной безопасности населения".
23. Эксплуатирующие организации имеют право:
1) вносить в государственные органы и органы местного самоуправления предложения по обеспечению гражданской защиты в соответствии с подпунктом 1) пункта 1 статьи 16 Закона Республики Казахстан "О гражданской защите";
2) проводить работы по установлению причин и обстоятельств аварий, инцидентов и пожаров, происшедших на их объектах, в соответствии с подпунктом 2) пункта 1 статьи 16 Закона Республики Казахстан "О гражданской защите";
3) получать информацию в области обеспечения радиационной безопасности через уполномоченные государственные органы и средства массовой информации в соответствии со статьей 20 Закона Республики Казахстан "О радиационной безопасности населения".
24. Эксплуатирующие организации:
1) создают и содержат резервы материальных и финансовых ресурсов для ликвидации последствий ядерной и радиационной аварии в соответствии с планами противоаварийных мероприятий;
2) проводят безотлагательные действия по ограничению и ликвидации последствий ядерной и радиационной аварии в соответствии с планами противоаварийных мероприятий;
3) принимают меры по защите персонала и населения от последствий ядерной и радиационной аварии;
4) проводят первоначальный радиационный мониторинг в случае ядерной и радиационной аварии;
5) создают системы наблюдения, оповещения, связи и поддержки их действий в случае ядерной и радиационной аварии;
6) проводят за счет собственных средств весь необходимый комплекс мероприятий по предупреждению ядерной и радиационной аварии и ликвидации их последствий;
7) уведомляют местные исполнительные органы соответствующей административно-территориальной единицы и центральные исполнительные органы Республики Казахстан о возникновении ядерной и радиационной аварии;
8) принимают меры по оказанию доврачебной медицинской помощи пострадавшим при ядерной и радиационной аварии;
9) принимают меры по локализации очага радиоактивного загрязнения и предотвращению распространения радиоактивных веществ в окружающую среду;
10) проводят анализ и подготавливают прогноз развития ядерной и радиационной аварии и изменений радиационной обстановки при ядерной и радиационной аварии;
11) принимают меры по оценке индивидуальных аварийных доз облучения персонала и по оценке (расчетным путем) уровней аварийного облучения населения;
12) разрабатывают и согласовывают с заинтересованными государственными органами документы по совместным действиям по противоаварийному реагированию на ядерную и радиационную аварию;
13) разрабатывают и утверждают план и график учебных противоаварийных мероприятий;
14) разрабатывают и утверждают планы противоаварийных мероприятий по ликвидации чрезвычайных ситуаций;
15) обеспечивают физическую защиту ядерных материалов и источников ионизирующего излучения выше уровня изъятия;
16) проводят работы по специальной обработке (дезактивации) местности и объектов;
17) руководители организаций оповещают работников организаций, аварийно-спасательные службы, дежурные диспетчерские службы и население, проживающее в зоне распространения чрезвычайной ситуации, путем задействования систем оповещения объектового уровня;
18) создают, укомплектовывают, оснащают и поддерживают в готовности специализированные объектовые формирования гражданской защиты.
Глава 3. Порядок действий и управления мероприятиями по готовности и реагированию на ядерные и радиационные аварии
25. План вводится в действие по решению уполномоченного органа в области использования атомной энергии:
1) в случаях выхода или угрозы выхода факторов воздействия ядерной и радиационной аварии за пределы территории площадки размещения аварийной ядерной, радиационной или электрофизической установки;
2) при трансграничных ядерных и радиационных авариях, произошедших на территории другого государства, воздействие или угроза воздействия которых распространяются на территорию Республики Казахстан.
26. Эксплуатирующие организации разрабатывают и утверждают планы противоаварийных мероприятий в соответствии с законодательством Республики Казахстан, в которых предусматривается порядок действий и мероприятий при инцидентах и ликвидации аварий и их последствий по минимизации возможного воздействия на персонал, население и окружающую среду в соответствии с категорией потенциальной радиационной опасности ядерной, радиационной или электрофизической установки.
В случае ядерной и радиационной аварии на территории площадки, эксплуатирующие организации немедленно приступают к ликвидации возникшей аварии согласно планам противоаварийных мероприятий. Эксплуатирующие организации используют имеющееся оборудование для реагирования и ликвидации последствий ядерной и радиационной аварии.
Реагирование на ядерные и радиационные аварии на территории площадки, не представляющие угрозы выхода факторов воздействия за территорию площадки, осуществляется эксплуатирующими организациями.
27. Представителями уполномоченного органа в сфере гражданской защиты, уполномоченного органа в области использования атомной энергии, уполномоченного органа в области охраны окружающей среды, государственного органа в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения вносятся руководителю штаба по ликвидации чрезвычайных ситуаций рекомендации по части радиационной безопасности лиц, участвующих в ликвидации последствий ядерной и радиационной аварии, и вопрос о допустимости применения методов ликвидации последствий аварии.
28. Действия по реагированию, затрагивающие трансграничные аспекты воздействия ядерной и радиационной аварии, согласовываются с уполномоченным органом в сфере гражданской защиты, уполномоченным органом по внешнеполитической деятельности и осуществляются в соответствии с международными договорами, ратифицированными Республикой Казахстан.
29. В случаях, когда ядерная и радиационная авария или меры реагирования на нее могут оказать отрицательное воздействие на окружающую среду других государств, этим государствам направляется уведомление на соответствующем уровне с соблюдением требований законодательства Республики Казахстан в области защиты государственных секретов.
30. При ядерной и радиационной аварии населению предоставляется беспрепятственный доступ к информации о риске возникновения опасных факторов чрезвычайных ситуаций, мерах необходимой безопасности, при этом обеспечивается защита жизни, здоровья и личного имущества граждан.
31. Возмещение вреда (ущерба), причиненного физическим и юридическим лицам, окружающей среде вследствие ядерной и радиационной аварии, осуществляется в соответствии с законодательством Республики Казахстан в области использования атомной энергии, гражданской защиты и международными договорами, ратифицированными Республикой Казахстан.
Глава 4. Координация действий организаций и государственных органов в случае ядерной или радиационной аварии и ликвидации ее последствий
32. В случае ядерной и радиационной аварии принимаются следующие меры:
1) эксплуатирующие организации принимают меры по защите персонала предприятия и населения, локализации аварии и ликвидации ее последствий;
2) местные исполнительные органы относят ядерную и радиационную аварию к объектовым и (или) территориальным, определяют масштабы распространения и зоны ядерной и радиационной аварии;
3) после получения информации о ядерной и радиационной аварии и определения ее масштабов местные исполнительные органы и эксплуатирующие организации незамедлительно вводят в действие планы противоаварийных мероприятий и осуществляют первоочередные действия по ликвидации последствий ядерной и радиационной аварии.
33. Локализация ядерной и радиационной аварии и ликвидация ее последствий осуществляются:
1) на объектовом уровне силами и средствами эксплуатирующих организаций;
2) на территориальном уровне силами и средствами местных исполнительных органов, территориальными подразделениями уполномоченного органа в сфере гражданской защиты и территориальными подразделениями центральных исполнительных органов Республики Казахстан;
3) на республиканском уровне силами и средствами центральных исполнительных органов Республики Казахстан.
34. Информация об угрозе возникновения или при возникновении ядерной и радиационной аварии передается:
1) от эксплуатирующих организаций – в местный исполнительный орган соответствующей административно-территориальной единицы, уполномоченный орган в области использования атомной энергии, уполномоченный орган в сфере гражданской защиты, территориальные органы центральных исполнительных органов Республики Казахстан;
2) от местного исполнительного органа соответствующей административно-территориальной единицы и территориальных органов центральных исполнительных органов Республики Казахстан – в центральный аппарат соответствующего ведомства;
3) от уполномоченного органа в сфере гражданской защиты – в Правительство Республики Казахстан.
35. Информация о ядерной и радиационной аварии передается по всем имеющимся каналам связи со следующими временными характеристиками:
1) экстренная информация об угрозе возникновения или возникновении ядерной и радиационной аварии, в том числе информирование населения через средства массовой информации, системы оповещения – незамедлительно;
2) уточненная информация о развитии обстановки и ходе работ по локализации и ликвидации последствий – в течение последующих 30 (тридцать) минут;
3) уточняющие данные – с периодичностью 2 (два) часа в течение проведения аварийно-спасательных работ;
4) справочная информация – не позднее 1 (один) часа с момента запроса справочной информации.
36. При обнаружении радиоактивных веществ, которые имеют внешние признаки, включающие предупредительные надписи о радиационной опасности, маркировку и специальные знаки, местные исполнительные органы проводят следующие мероприятия:
1) принятие мер по ограничению доступа посторонних лиц к месту обнаружения радиоактивных веществ;
2) немедленное оповещение и прибытие на место обнаружения радиоактивных веществ представителей уполномоченного органа в сфере гражданской защиты, уполномоченного органа в области использования атомной энергии, уполномоченного органа в области охраны окружающей среды, государственного органа в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Представители уполномоченного органа в сфере гражданской защиты, уполномоченного органа в области использования атомной энергии, уполномоченного органа в области охраны окружающей среды, государственного органа в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения проводят первичные действия по проверке реального превышения уровней излучения, определению границ контролируемой зоны, на которой вводятся специальные правила по радиационному контролю и допуску в нее людей, и подтверждению необходимости реагирования. Представители уполномоченного органа, осуществляющего руководство системой органов внутренних дел Республики Казахстан, а также межотраслевую координацию в сфере борьбы с преступностью, охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности, осуществляют действия по недопущению людей в контролируемую зону, а также необходимые оперативно-следственные действия с целью выявления возможных признаков противоправной деятельности и лиц, которые могли ее осуществить;
3) при подтверждении наличия повышенного уровня на соответствующей территории под председательством акима или заместителя акима соответствующей административно-территориальной единицы с включением представителей территориальных подразделений уполномоченного органа в сфере гражданской защиты, государственного органа в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения, уполномоченного органа в области использования атомной энергии, уполномоченного органа в области охраны окружающей среды, органов национальной безопасности и уполномоченного органа, осуществляющего руководство системой органов внутренних дел Республики Казахстан, а также межотраслевую координацию в сфере борьбы с преступностью, охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности, формируется рабочая группа по первичному реагированию и расследованию места происшествия;
4) после создания рабочей группы в составе представителей вышеуказанных уполномоченных органов осуществляются меры оперативного реагирования, включая радиологическое обследование местности, радиоактивных веществ, представителями государственного органа в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в ходе которого проводятся измерения мощности экспозиционной дозы гамма-излучения, проверяются наличие радиоактивного альфа и бета загрязнения, а также уровень нейтронного излучения;
5) по результатам первичного обследования представителями территориальных подразделений уполномоченного органа в сфере гражданской защиты, уполномоченного органа в области использования атомной энергии, уполномоченного органа в области охраны окружающей среды, государственного органа в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения готовятся выводы об основных параметрах радиационной обстановки на месте обнаружения радиоактивных веществ, которые включают тип, характеристики радиоактивных веществ, их местонахождение, возможные пути формирования дозовых нагрузок на персонал и население, а также рекомендации (в случае необходимости) по немедленной транспортировке радиоактивных веществ в безопасное для населения и окружающей среды хранилище;
6) организация, имеющая государственную лицензию на транспортировку радиоактивных веществ, осуществляет документальное оформление и транспортировку изъятых радиоактивных веществ в соответствии с требованиями действующего законодательства;
7) после того, как изъятые радиоактивные вещества перевезены с места их обнаружения, рабочей группой принимается решение о необходимости проведения аварийно-восстановительных работ на месте обнаружения радиоактивных веществ, готовятся выводы и предложения о возможных радиологических последствиях, о чем информируется Правительство Республики Казахстан.
37. В целях недопущения уничтожения вещественных и иных доказательств возможной противоправной деятельности все действия представителей территориальных подразделений уполномоченного органа в сфере гражданской защиты, уполномоченного органа в области использования атомной энергии, уполномоченного органа в области охраны окружающей среды, государственного органа в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения в обязательном порядке согласовываются с представителями уполномоченного органа, осуществляющего руководство системой органов внутренних дел Республики Казахстан, а также межотраслевую координацию в сфере борьбы с преступностью, охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности, осуществляющих необходимые следственно-оперативные действия.
38. По окончании доследственной проверки по факту незаконного оборота радиоактивных веществ решается вопрос о возбуждении уголовного дела в соответствии с законодательством Республики Казахстан.
39. Уполномоченный орган в области использования атомной энергии направляет официальное сообщение о выявлении незаконного оборота радиоактивных веществ в международную базу данных по незаконному обороту Международного агентства по атомной энергии.
40. После проведения всех процедур по исследованию и расследованию случая незаконного оборота при установлении радиоактивных веществ соответствующей категории в установленном порядке проводятся процедуры постановки радиоактивных веществ на учет в соответствии с Соглашением между Республикой Казахстан и Международным агентством по атомной энергии о применении гарантий в связи с Договором о нераспространении ядерного оружия от 26 июля 1994 года.
______________________________