В соответствии с Указом Президента Республики Казахстан от 4 марта 1997 г. N 3377 U973377_ "Об очередных мерах по реформированию системы государственных органов Республики Казахстан" Правительство Республики Казахстан постановляет:
1. Утвердить прилагаемое Положение о Министерстве энергетики и природных ресурсов Республики Казахстан.
2. Министерству энергетики и природных ресурсов Республики Казахстан в срок до 5 мая обеспечить прием и передачу документации, связанной с деятельностью упраздненных министерств.
Премьер-Министр
Республики Казахстан
Утверждено
постановлением Правительства
Республики Казахстан
от 23 апреля 1997 г. N 645
Положение
О Министерстве энергетики и природных
ресурсов Республики Казахстан
(Минэнерго и природных ресурсов)
I. Общие положения
1. Министерство энергетики и природных ресурсов Республики Казахстан (далее - Министерство) является центральным исполнительным органом Республики Казахстан.
Министерство осуществляет государственное управление электроэнергетикой, нефтяной, газовой, горнорудной и атомной промышленностью, охраной и использованием недр, а также в пределах, предусмотренных законодательством, - межотраслевую координацию.
2. Министерство осуществляет свою деятельность в соответствии с Конституцией Республики Казахстан, законами, актами Президента и Правительства Республики Казахстан, иными нормативными правовыми актами, а также настоящим Положением.
3. Финансирование расходов на содержание аппарата Министерства осуществляется за счет ассигнований, предусмотренных в республиканском бюджете на содержание центральных исполнительных органов.
4. Структура и штатная численность Министерства определяются Правительством Республики Казахстан.
5. Министерство является юридическим лицом, имеет счета в банке, печать с изображением Государственного герба Республики Казахстан и своим наименованием на казахском и русском языках.
II. Основные задачи, функции и права
Министерства
6. Основными задачами Министерства в сфере его деятельности являются:
разработка и реализация основных направлений государственных программ развития электроэнергетики, нефтяной, газовой, горнорудной и атомной промышленности, а также геологического изучения, рационального и комплексного использования минеральных ресурсов и охраны недр;
проведение экономических реформ с целью создания необходимых условий для эффективного функционирования электроэнергетики, нефтяной, газовой, горнорудной и атомной промышленности, геологического изучения и использования недр Республики Казахстан;
определение основных параметров стратегического развития и размещения объектов регулируемых отраслей;
координация деятельности предприятий и организаций независимо от форм собственности, осуществляющих деятельность в регулируемых отраслях;
разработка топливно-энергетического баланса и обеспечение его реализации;
формирование единого государственного фонда недр и геологической информации, а также государственная регистрация и хранение контрактов на недропользование;
управление государственным фондом недр и охрана недр;
установление кондиций и утверждение запасов полезных ископаемых, мониторинг недр и недропользователей;
регулирование проведения операций по недропользованию в целях защиты интересов Республики Казахстан и ее природных ресурсов на основе ежегодно утверждаемых Правительством инвестиционных программ геологического изучения и освоения недр Республики Казахстан по всем видам полезных ископаемых, кроме общераспространенных;
осуществление единой государственной политики по контролю за состоянием разработки и эффективного использования потенциала месторождений всех без исключения полезных ископаемых;
осуществление методического руководства по приведению правовой и нормативной базы для функционирования регулируемых отраслей в соответствие с международной практикой и требованиями рыночной экономики;
мониторинг за деятельностью предприятий и изучение конъюнктуры рынка;
организация кадровой политики в регулируемых отраслях, подготовка и переподготовка кадров;
иные задачи, возложенные на Министерство.
7. Министерство в соответствии с возложенными на него задачами:
обеспечивает благоприятные социально-экономические и правовые условия для реализации государственной политики в области разгосударствления, реструктуризации, приватизации и ограничения монополистической деятельности;
осуществляет взаимодействие с министерствами, государственными комитетами, ведомствами, местными исполнительными органами и общественными организациями республики по вопросам функционирования и развития регулируемых отраслей;
участвует в разработке предложений и осуществляет мероприятия по оздоровлению экономики;
оказывает поддержку предпринимательству, малому и среднему бизнесу;
обеспечивает рациональное и экономное использование топливно-энергетических ресурсов, создание регулируемого рынка электрической и тепловой энергии;
осуществляет функции лицензиара по видам деятельности, отнесенным к его компетенции Правительством в соответствии с законодательством Республики Казахстан;
осуществляет функции государственного заказчика на проведение геологических исследований для государственных нужд, включая научно-исследовательские, опытно-конструкторские работы, и контрольные функции при их реализации;
осуществляет функции компетентного органа Правительства Республики Казахстан по вопросам лицензирования, по заключению и исполнению контрактов с недропользователями в Республике Казахстан по всем видам полезных ископаемых, за исключением общераспространенных;
является уполномоченным органом Правительства по регистрации и хранению контрактов на недропользование;
организует разработку и реализацию государственной политики в области энергосбережения, использования возобновляемых и нетрадиционных источников энергии;
участвует в проведении политики по охране окружающей природной среды и снижению техногенного воздействия, обеспечению надежности и безопасности эксплуатации оборудования и установок;
организует проведение научных исследований и разработок по функционированию и развитию регулируемых отраслей, экспертизы инвестиционных проектов, в том числе разработанных другими ведомствами, консультационными фирмами, а также сбора, обработки и использования информации, исследований по статистике;
представляет интересы республики в международных организациях, в пределах своей компетенции участвует в подготовке проектов международных договоров и соглашений;
организует взаимодействие и сотрудничество с международными организациями;
в установленном порядке вносит предложения по привлечению и использованию иностранных кредитов и инвестиций;
участвует в проведении государственной политики в области экспорта и импорта продукции, регулировании ввоза и вывоза ее с применением действующего механизма квот и лицензий, договорных отношений и контрактов;
анализирует и обобщает практику применения законодательства в сфере своей деятельности, разрабатывает предложения по его совершенствованию, участвует в подготовке проектов законодательных и иных нормативных актов, вносит их на рассмотрение Правительства;
осуществляет разработку механизмов защиты интересов казахстанских производителей материалов, оборудования, услуг на рынке Казахстана;
участвует в организации социально-экономического партнерства между трудовыми коллективами и собственниками предприятий;
осуществляет иные функции, возложенные на Министерство законодательством, Президентом и Правительством Республики Казахстан.
8. Министерство при осуществлении возложенных на него задач и выполнении обязанностей имеет право:
в пределах своей компетенции издавать приказы, инструкции, методические указания и другие нормативные акты, обязательные для исполнения всеми предприятиями, организациями и другими хозяйствующими субъектами, независимо от их ведомственной подчиненности и форм собственности, проверять их исполнение. В необходимых случаях издавать совместные акты с другими министерствами и ведомствами;
запрашивать и получать в установленном порядке от центральных и местных исполнительных органов, а также предприятий и организаций независимо от форм собственности, должностных лиц и граждан документы, заключения, справочные и иные материалы и информации;
осуществлять владение, пользование и управление имуществом, находящимся в государственной собственности в соответствии с полномочиями, делегированными ему Правительством Республики Казахстан в установленном порядке;
вести переговоры и заключать соглашения с предприятиями, учреждениями и организациями Республики Казахстан и других стран в пределах своей компетенции;
объявлять в установленном законодательством порядке от имени Правительства Республики Казахстан конкурс на объекты недропользования и устанавливать сроки проведения этих конкурсов по объектам недропользования;
подписывать от имени Правительства контракты на недропользование по всем видам полезных ископаемых, за исключением общераспространенных, только после экономической, экологической, правовой экспертизы;
подписывать по поручению Правительства международные договоры
Республики Казахстан;
проводить единую техническую политику в сфере лицензируемой
деятельности;
содействовать формированию и развитию рынка конкурентоспособных,
качественных и безопасных видов продукции, услуг;
осуществлять общее руководство деятельностью подведомственных
учреждений и организаций;
осуществлять контроль за реализацией программ энергосбережения
и общую координацию энергосберегающей политики в Республике
Казахстан;
вносить в Правительство предложения по вопросам создания,
реорганизации и ликвидации государственных предприятий и иных
организаций;
создавать территориальные управления по охране и использованию
недр;
осуществлять иные полномочия, предусмотренные законодательством.
III. Организация деятельности Министерства
9. Министерство и его территориальные органы образуют единую
систему Министерства.
10. Центральный аппарат Министерства состоит из департаментов и структур, обеспечивающих деятельность Министерства. Перечень департаментов, являющихся юридическими лицами, утверждается Правительством Республики Казахстан. При (в) Министерстве могут быть образованы комитеты (агентства).
11. Основные задачи Департамента в сфере его деятельности определяются Положением о Департаменте, утверждаемым Министром по представлению директора Департамента. Положения о департаментах, являющихся юридическими лицами, и о комитетах (агентствах) утверждаются Правительством Республики Казахстан.
12. Департамент возглавляет Директор, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Министром. Директор Департамента, являющегося юридическим лицом, назначается на должность и освобождается от должности Правительством Республики Казахстан по представлению Министра.
Директор Департамента имеет заместителя, который назначается на должность и освобождается от должности Министром по представлению Директора Департамента.
Структура Департамента утверждается Министром.
13. Директор Департамента организует и осуществляет руководство работой Департамента и несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Департамент задач и осуществление им своих функций.
14. Министерство возглавляет Министр.
Министр назначается на должность и освобождается от должности Президентом Республики Казахстан по представлению Премьер-Министра Республики Казахстан. Министр имеет одного заместителя - вице-Министра, назначаемого на должность и освобождаемого от должности Правительством Республики Казахстан по представлению Министра.
15. Министр организует и руководит работой Министерства и несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Министерство задач и осуществление им своих функций. В этих целях Министр:
определяет обязанности и круг полномочий своего заместителя,
директоров департаментов, других работников Министерства;
назначает на должность и освобождает от должности работников
Министерства;
представляет Министерство во всех органах и организациях в
соответствии с действующим законодательством;
утверждает положения о структурах, обеспечивающих деятельность
Министерства;
принимает решения по другим вопросам, отнесенным к его
компетенции.
16. В Министерстве образуется коллегия в составе Министра, его
заместителя и руководителей департаментов. В состав коллегии могут
входить и иные лица.
Численный состав коллегии утверждается Правительством
Республики Казахстан.
Персональный состав коллегии утверждается Министром.
17. По вопросам своей компетенции Министерство принимает
решения, обязательные для центральных и местных исполнительных
органов.
Решения, принимаемые Министерством, оформляются приказами
Министра.
18. Заместитель Министра замещает Министра во время его отсутствия, осуществляет иные обязанности, возложенные на него Министром.