Правительство Республики Казахстан постановляет:
Утвердить прилагаемое Положение о Комитете лесного и охотничьего хозяйства Министерства сельского хозяйства Республики Казахстан.
Первый заместитель
Премьер-Министра
Республики Казахстан
УТВЕРЖДЕНО
постановлением Правительства
Республики Казахстан
от 8 июля 1997 г. N 1072
П О Л О Ж Е Н И Е
о Комитете лесного и охотничьего хозяйства
Министерства сельского хозяйства Республики Казахстан
(Комлесохотхоз)
1. Общие положения
1. Комитет лесного и охотничьего хозяйства Министерства сельского хозяйства Республики Казахстан (далее - Комитет) является государственным органом Республики Казахстан, осуществляющим автономно в пределах компетенции министерства и предоставленных ему полномочий государственное управление лесным фондом, лесным и охотничьим хозяйством республики, находящимися в его ведении особо охраняемыми природными территориями.
Комитет является также органом государственного контроля за состоянием, воспроизводством, охраной, защитой и использованием лесов, охотничьей фауны в Республике Казахстан.
2. При осуществлении своих полномочий Комитет и его органы на местах руководствуются Конституцией Республики Казахстан, законами, актами Президента и Правительства Республики Казахстан, иными нормативными правовыми актами, международными договорами, а также настоящим Положением.
3. Комитет и находящиеся в его ведении организации (на правах областных органов) образуют единую систему государственного управления и контроля за лесами, лесными и охотничьими ресурсами республики, их охраной, защитой и воспроизводством, рациональным и неистощительным использованием в соответствии с законодательством Республики Казахстан.
4. Финансирование деятельности государственных организаций в системе Комитета по воспроизводству, охране, защите лесов, охотофауны, содержанию и развитию особо охраняемых природных территорий осуществляется централизованно за счет средств республиканского бюджета. Для финансирования отдельных мероприятий могут привлекаться также средства местных бюджетов, добровольные пожертвования юридических лиц, граждан (включая иностранных), отечественные и иностранные инвестиции.
Содержание аппарата Комитета и его органов на местах осуществляется за счет ассигнований, предусмотренных в республиканском бюджете на содержание Министерства сельского хозяйства Республики Казахстан.
5. Комитет в пределах своей компетенции взаимодействует с центральными и местными исполнительными органами, научными учреждениями Министерства науки - Академии наук Республики Казахстан, другими научными, общественными объединениями, средствами массовой информации.
Решения Комитета и его органов на местах, принятые в пределах их компетенции, обязательны для исполнения всеми лесо- и охотопользователями, независимо от их организационно-правовой формы, а также гражданами.
6. Комитет является юридическим лицом, имеет счета в банках, печать с изображением Государственного герба Республики Казахстан и своим наименованием на казахском и русском языках.
2. Задачи
7. Основными задачами Комитета в сфере его деятельности являются:
разработка и проведение единой научно-технической политики в вопросах ведения лесного и охотничьего хозяйства в республике, функционирования и развития особо охраняемых природных территорий, находящихся в его ведении;
государственное управление в области охраны, защиты, воспроизводства, рационального и неистощительного пользования лесными и охотничьими ресурсами;
организация и осуществление государственного контроля за состоянием, воспроизводством, охраной, защитой и использованием лесов и охотничьей фауны;
определение приоритетных направлений, разработка и реализация государственных и национальных программ по развитию лесного, охотничьего хозяйства и особо охраняемых природных территорий;
ведение государственного учета лесного фонда и охотничьих животных, осуществление контроля и прогнозирования состояния лесных экологических систем и охотничьей фауны, утверждение нормативов лесопользования;
охрана лесов от пожаров, незаконных порубок и других нарушений лесного законодательства и лесопользования, защита лесов от вредителей и болезней;
воспроизводство лесных ресурсов, повышение лесистости территории республики и ее отдельных регионов, защитное лесоразведение;
совершенствование экономических форм и методов управления лесным и охотничьим хозяйством, особо охраняемыми природными территориями;
развитие охотничьего хозяйства, охрана и воспроизводство охотничьей фауны, организация ее рационального использования;
развитие сети особо охраняемых природных территорий;
нормативно-методическое, научное и проектное обеспечение лесного и охотничьего хозяйства, особо охраняемых природных территорий;
развитие научно-технического сотрудничества и внешнеэкономических связей в области лесного и охотничьего хозяйства, особо охраняемых природных территорий.
3. Функции
8. Комитет в соответствии с возложенными на него задачами:
осуществляет прогнозирование и разрабатывает комплексные программы развития особо охраняемых природных территорий, лесного и охотничьего хозяйства Республики Казахстан;
разрабатывает и вносит в установленном порядке предложения об отнесении лесов к группам и категориям защитности и переводе их из одной группы или категории защитности в другую;
организует проведение государственного учета лесного фонда, ведение государственного лесного кадастра и мониторинга лесных экологических систем, осуществление лесо- и охотоустройства, разработку проектов организации и развития лесного и охотничьего хозяйства, особо охраняемых природных территорий;
утверждает по согласованию с государственными органами охраны окружающей среды и областными исполнительными органами расчетные лесосеки по рубкам главного пользования в лесах Республики Казахстан;
распределяет лесосечный фонд, а также утверждает в установленном порядке лимиты пользования побочными ресурсами леса, выдает разрешения на заготовку лесных ресурсов;
разрабатывает и осуществляет мероприятия по усилению водоохранных, поле- и почвозащитных, санитарных и других природоохранных функций лесов;
организует авиационную и наземную охрану лесов от пожаров, самовольных порубок и других действий, причиняющих ущерб лесу;
руководит государственной лесной охраной, осуществлением лесопатологического надзора и учета очагов вредителей и болезней, проведением профилактических и других мероприятий по защите леса от вредных насекомых и болезней;
обеспечивает организацию работ по воспроизводству лесных ресурсов, повышению продуктивности и качественного состава лесов, уходу за ними, созданию полезащитных лесных полос, облесению песков, эродированных земель и пастбищных угодий;
организует и развивает лесосеменное дело на селекционной основе и лесопитомническое хозяйство, обеспечивает организацию заготовок семян древесных и кустарниковых пород, выращивание посадочного материала;
организует работу территориальных органов лесного хозяйства по предоставлению в пользование лесных ресурсов, проведению лесных торгов, закреплению за лесопользователями лесных угодий, а также по освоению лесосечного фонда;
организует заготовку и переработку древесины, включая мелкотоварную от рубок ухода, и древесных отходов, заготовку и переработку второстепенных лесных материалов, пищевых продуктов леса, лекарственного и технического сырья, а также другие побочные лесные пользования, развитие подсобных сельских хозяйств;
осуществляет и организует работу территориальных органов и лесохозяйственных организаций по государственному контролю за соблюдением всеми лесопользователями лесного законодательства, установленного порядка и правил пользования лесами и землями лесного фонда, нормативно-технической документации по ведению лесного хозяйства, других норм и правил в области использования лесных ресурсов;
осуществляет анализ тенденций, прогнозирование и определение перспектив развития отрасли в целях выработки единой политики в области производства и реализации лесных и охотничьих ресурсов;
распределяет леса по лесотаксовым районам, а также подготавливает предложения по таксам на древесину, отпускаемую на корню;
в пределах своей компетенции разрабатывает проекты законов, нормативных правовых актов республики по вопросам ведения лесного и охотничьего хозяйства; лесо- и охотопользования, платежей за лесные пользования, включая арендные платежи за лесные и охотничьи ресурсы; исчисления размера ущерба, причиненного лесам и охотничьей фауне пожарами, промышленными выбросами и другими видами хозяйственной деятельности, нарушениями законодательства о лесах и животном мире, особо охраняемых природных территориях;
обеспечивает охрану, воспроизводство и рациональное использование охотничьих видов животных, а также развитие промысловой, спортивно-любительской охоты, включая организацию охоты для иностранных граждан;
подготавливает предложения по лимитам и квотам на пользование охотничьими ресурсами, осуществляет выдачу разрешений на право добычи охотничьих животных на территории республики в соответствии с утвержденными лимитами и квотами;
организует службу государственного учета и кадастра животных (отнесенных к объектам охоты, а также по насекомым-вредителям и полезным для леса), проводит работу по инвентаризации ресурсов охотничьей фауны, регулированию численности животных, наносящих ущерб охотничьему и лесному хозяйству, подготавливает предложения по закреплению охотничьих угодий за охотопользователями на территории республики, в установленном порядке заключает договоры с охотопользователями на закрепление охотничьих угодий, предоставление права охоты и контролирует их выполнение;
организует выдачу физическим лицам - охотопользователям охотничьих билетов на право охоты единого образца и ведет их учет;
обеспечивает функционирование государственных природных заповедников, государственных национальных природных парков, государственных заказников и других особо охраняемых природных территорий и объектов, находящихся в его ведении, подготавливает предложения о дальнейшем развитии их сети;
обеспечивает использование лесов в рекреационных и научно-исследовательских целях;
организует проектно-изыскательские работы для обеспечения проектно-сметной документацией предприятий отрасли по всему комплексу проводимых в них мероприятий;
определяет приоритетные направления и важнейшие научно-технические проблемы в области лесного и охотничьего хозяйства, функционирования особо охраняемых природных территорий, организует по ним проведение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и проектных работ, а также внедрение достижений науки, техники и передового опыта;
организует и координирует работу в отрасли по разработке стандартов и метрологическому обеспечению лесного и охотничьего хозяйства, особо охраняемых природных территорий;
финансирует в установленном порядке территориальные органы лесного и охотничьего хозяйства и подведомственные организации;
организует работу по пропаганде знаний о лесе, воспитанию населения республики в духе бережного отношения к растительному и животному миру;
осуществляет и координирует работу в отрасли в пределах своей компетенции по вопросам внешнеэкономического сотрудничества;
проводит работу по развитию и совершенствованию материально-технической базы лесного и охотничьего хозяйства, особо охраняемых природных территорий за счет государственных и иных источников, формируемых в соответствии с действующим законодательством;
разрабатывает и осуществляет меры по обеспечению отрасли квалифицированными кадрами, повышению их квалификации;
осуществляет методическое и организационное руководство работой по созданию безопасных условий и улучшению охраны труда в отрасли.
4. Права
9. Комитет имеет право в пределах своей компетенции:
давать обязательные для исполнения указания;
запрашивать и получать в установленном порядке необходимые отчетные данные от органов статистики и соответствующих министерств, государственных комитетов и ведомств, местных исполнительных органов, юридических лиц, независимо от их подчиненности и форм собственности, должностных лиц и граждан для осуществления возложенных на Комитет функций;
в установленном порядке проводить работу по привлечению нарушителей законодательства о лесах и животном мире, особо охраняемых природных территориях к ответственности, предъявлять к ним исковые требования о взыскании в доход государства средств в возмещение ущерба, причиненного государству нарушением природоохранного законодательства Республики Казахстан;
ограничивать, приостанавливать или запрещать строительство, реконструкцию, ввод в эксплуатацию объектов и иную хозяйственную деятельность в случаях нарушения требований законодательства о лесах и животном мире, особо охраняемых природных территориях;
осуществлять лицензирование в случаях и порядке, установленных законодательством;
давать заключения по запросам специально уполномоченных органов о выдаче лицензий на экспорт и импорт лесных, прочих дикорастущих растительных и охотничьих ресурсов;
утверждать в установленном порядке расчетные оптовые цены на законченные объекты, готовую продукцию и услуги в лесном хозяйстве, используемые для исчисления размера ущерба за нарушения лесного законодательства, а также готовить предложения об установлении (изменении) размеров штрафных санкций за лесонарушения и нарушения законодательства о животном мире;
вносить в установленном порядке предложения об уточнении нормативов возмещения потерь лесохозяйственного производства при изъятии лесных угодий для нелесохозяйственных нужд на основании данных государственной статистики об индексации цен;
привлекать организации, ученых и специалистов для разработки программ, проектов в области лесного, охотничьего хозяйства, функционирования и развития особо охраняемых природных территорий;
создавать группы и комиссии по разработке нормативных актов, рассмотрению иных проблем, созывать и проводить конференции, совещания, семинары по вопросам своей деятельности;
участвовать в разработке совместных международных программ в области лесного и охотничьего хозяйства, развития особо охраняемых природных территорий, заключать в пределах своей компетенции в установленном порядке договоры, соглашения с аналогичными органами зарубежных стран, международными организациями;
вносить в установленном порядке предложения по созданию, реорганизации и ликвидации территориальных органов, организаций лесного и охотничьего хозяйства, особо охраняемых природных территорий, совершенствованию структуры управления и государственного контроля в этих сферах деятельности;
выступать уполномоченным органом по отношению к государственным организациям отрасли, утверждать их уставы и положения, осуществлять в отношении них функции субъекта права государственной собственности;
представлять в пределах своей компетенции на международном уровне интересы Республики Казахстан по вопросам лесного, охотничьего хозяйства и особо охраняемых природных территорий;
выступать государственным заказчиком научно-исследовательских, опытно-конструкторских, проектно-изыскательских и производственных работ по вопросам лесного, охотничьего хозяйства и особо охраняемых природных территорий, финансируемых из республиканского бюджета;
в пределах своей компетенции осуществлять владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в государственной собственности;
вести переписку с министерствами, иными исполнительными органами, организациями и вносить предложения в центральные исполнительные органы по вопросам, входящим в его компетенцию.
5. Организация деятельности
10. Комитет и его организации составляют единую систему Комитета лесного и охотничьего хозяйства.
11. Комитет возглавляет Председатель, который назначается и освобождается от должности Правительством Республики Казахстан по представлению Министра сельского хозяйства Республики Казахстан. Председатель Комитета также является Главным государственным лесным инспектором Республики Казахстан по должности;
Председатель Комитета имеет заместителя, который назначается и освобождается от должности Министром сельского хозяйства Республики Казахстан по представлению Председателя Комитета.
Руководитель ведущего структурного подразделения Комитета, занимающийся вопросами лесного хозяйства, является Главным лесничим Республики Казахстан по должности.
12. Председатель Комитета организует и осуществляет руководство работой Комитета и несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Комитет задач и осуществление им своих функций.
13. В этих целях Председатель Комитета:
определяет обязанности и степень ответственности своего заместителя и руководителей структурных подразделений Комитета;
назначает и освобождает от должности работников Комитета, первых руководителей государственных природных заповедников, производственного объединения "Охотзоопром" и других организаций республиканского подчинения, лесных и лесоохотничьих хозяйств, заместителей руководителей, главных лесничих, главных инженеров, главных охотоведов и главных бухгалтеров подведомственных организаций республиканского подчинения, а также, по согласованию с Министром сельского хозяйства Республики Казахстан, - генеральных директоров областных лесохозяйственных объединений и государственных национальных природных парков;
налагает дисциплинарные взыскания;
в пределах своей компетенции издает приказы и дает указания;
утверждает штатное расписание аппарата Комитета в пределах установленных численности и фонда оплаты труда, а также структуру, положения и уставы находящихся в ведении Комитета территориальных органов и организаций республиканского подчинения;
подписывает контракты по найму с руководителями подведомственных Комитету территориальных органов и организаций республиканского подчинения;
в Пределах своей компетенции представляет Комитет в государственных органах и организациях в соответствии с действующим законодательством;
принимает решения по другим вопросам, отнесенным к его компетенции.
14. Для рассмотрения предложений по основным направлениям науки и техники, определения научно обоснованной единой технической политики в лесном, охотничьем хозяйстве и функционировании особо охраняемых природных территорий, разработки рекомендаций по использованию в производстве новейших достижений отечественной и зарубежной науки, техники и передового опыта в Комитете лесного и охотничьего хозяйства создается научно-технический совет.
Положение о научно-техническом совете и его состав утверждаются Председателем Комитета.
15. Работники Государственной лесной охраны системы Комитета обеспечиваются форменным обмундированием со знаками различия и служебным удостоверением единого образца.
Описание форменной одежды, нормы ее выдачи и табель должностных категорий работников, имеющих право на ношение указанного обмундирования, утверждаются Правительством Республики Казахстан.
16. В установленном порядке работники Государственной лесной охраны обеспечиваются служебно-штатным оружием.
17. Реорганизация и ликвидация Комитета производится в соответствии с действующим законодательством Республики Казахстан.