Правительство Республики Казахстан постановляет:
1. Утвердить прилагаемую Концепцию репатриации этнических казахов на историческую родину.
2. Агентству по миграции и демографии, центральным исполнительным органам, акимам областей, столицы, городов и районов при разработке мероприятий по репатриаций этнических казахов на историческую родину руководствоваться Концепцией репатриации этнических казахов на историческую родину.
Премьер-Министр
Республики Казахстан
Утверждена
постановлением Правительства
Республики Казахстан
от 16 сентября 1998 года N 900
Концепция репатриации этнических казахов
на историческую родину
Введение
Концепция разработана с целью реализации Закона Республики Казахстан "О миграции населения" и проведения в жизнь единой государственной политики в области миграции населения в соответствии с долгосрочной стратегией миграционной политики.
За пределами Республики Казахстан проживает около 4,1 млн. этнических казахов. На территории Республики Казахстан в настоящее время численность казахов составляет 8,13 млн. человек, вся численность казахов в мире составляет более 12,2 млн. человек. Таким образом, каждый третий казах живет за границей.
Наибольшая численность казахской диаспоры приходится на Узбекистан - до 1,5 млн. человек, Россию - 740 тыс. человек, Туркменистан - 70 тыс. человек. Из дальнего зарубежья наибольшая численность этнических казахов проживает в КНР - порядка 1,5 млн. человек, Монголии - 100 тыс. человек, Афганистане - 30 тыс. человек и Турции - 25 тыс. человек.
Все этнические казахи, проживающие за рубежом, имеют право вернуться на свою историческую родину.
По оценкам значительная часть казахской диаспоры, проживающей за рубежом, изъявляет желание вернуться на свою историческую родину, особенно это относится к казахской диаспоре, проживающей в Узбекистане, Туркменистане, КНР и Монголии.
Раздел 1. Цель репатриации и ожидаемые результаты
1. Репатриация казахов на свою историческую родину является одним из главных приоритетов миграционной политики Республики Казахстан.
2. Основной целью Концепции является создание реальных механизмов репатриации этнических казахов на историческую родину, в том числе их организованное переселение и создание условий для жизнедеятельности в местах поселения.
3. Главными задачами при репатриации казахов является действенная организация переселенческих мероприятий и их эффективное финансирование.
4. Как результат возврата этнических казахов на историческую родину рассматриваются увеличение численности и естественного прироста населения, оздоровление демографической ситуации в стране.
Раздел 2. Государственный миграционный фонд
1. Государственный миграционный фонд (далее - Фонд) предназначен для осуществления финансирования миграционных мероприятий. Его средства формируются за счет средств республиканского и местных бюджетов, добровольных отчислений организаций, в том числе иностранных, и пожертвований частных лиц.
2. Государственный миграционный Фонд будет иметь отдельную программу привлечения внебюджетных средств на мероприятия по адаптации этнических казахов на исторической родине. Агентство по миграции и демографии разработает новую нормативную правовую базу, предусматривающую рациональное использование бюджетных и внебюджетных средств, направляемых на обеспечение переселенческих мероприятий.
Раздел 3. Организация репатриации
1. Ежегодно Правительством утверждается план по организации репатриации. Он в обязательном порядке должен содержать позиции по странам. Характеристики семей репатриантов, схему организаций переселения и расселения репатриантов по регионам. Кроме того, составляется план мер по адаптации репатриантов.
2. В случае необходимости внесения изменений в утвержденный Правительством план по организации репатриации, необходимо руководствоваться принципами результативности и эффективности переселенческих мероприятий, за исключением репатриации казахов, связанной с чрезвычайными ситуациями.
3. Главный критерий оценки организации репатриации - это степень удовлетворенности репатриантов переселением на свою историческую родину и обеспечения необходимыми условиями жизнедеятельности.
Раздел 4. Работа с казахской диаспорой за рубежом
1. На постоянной основе проводится изучение миграционных настроений казахских диаспор за рубежом. Создается и постоянно обновляется банк данных о желающих вернуться на свою историческую родину. В него вносятся основные сведения о будущих репатриантах, а также их пожелания по регионам и видам расселения (компактно или отдельно от других репатриантов), работе, учебе и т.п.
2. Работа с казахской диаспорой осуществляется через дипломатические представительства Казахстана за рубежом, а также напрямую. Взаимодействие охватывает как работу с миграционными службами, так и непосредственно с казахскими диаспорами, когда речь идет о распространении рекламных брошюр о Казахстане и с информацией о новых возможностях при репатриации.
3. Этнические казахи за рубежом должны быть предельно точно информированы, что Республика Казахстан в случае переселения на историческую родину будет содействовать на начальном этапе их адаптации, в первую очередь по вживанию их в трудовые отношения, сложившиеся в стране в результате становления рыночных отношений.
Они должны знать, что в дальнейшем трудоспособные репатрианты будут на равных условиях с гражданами республики нести гражданскую правоспособность и социальная помощь нуждающимся репатриантам возможна на адресной основе на равных условиях с постоянными жителями.
Раздел 5. Подготовительная работа к репатриации
1. Репатриация лиц казахской национальности, которые не могут вернуться на родину без финансовой поддержки государства, осуществляется в соответствии с утверждаемой Президентом Республики Казахстан квотой иммиграции (репатриации).
2. Проводится анализ и предварительная оценка численности и социально-демографического состава репатриантов. Производится предварительный расчет прямых и косвенных затрат, связанных с репатриацией казахов, в соответствии с квотой иммиграции. Квота должна соответствовать объему выделяемых финансовых средств на миграционные мероприятия.
3. Приоритет при принятии решений по переселению казахов в пределах квоты должны иметь репатрианты из государств с нестабильной политической обстановкой (Афганистан, Таджикистан) и экологически неблагополучных регионов (Каракалпакстан в составе Республики Узбекистан).
4. Компетентными органами будут предприниматься усилия по решению с государствами выезда репатриантов вопроса об установлении упрощенных процедур выхода репатриантов из гражданства государств выезда. Будут решаться процедурные вопросы, связанные с перегоном и транспортировкой скота: (порядок перегона, ветеринарный контроль...).
Будут проводиться переговоры с состоятельными представителями казахских диаспор за рубежом, которые могли бы оказать материальную и финансовую помощь сородичам при их переселении на историческую родину на благотворительной основе.
Раздел 6. Работа с репатриантами внутри страны
1. Вопрос приобретения гражданства
Республики Казахстан
1. Лица казахской национальности, переселившиеся для постоянного проживания на свою историческую родину, принимаются в гражданство Республики Казахстан, независимо от срока проживания на территории республики.
2. Транспортировка до места жительства и поселение репатриантов осуществляются, в основном, за счет средств Государственного миграционного Фонда. Местные исполнительные органы будут оказывать всемерное содействие быстрой адаптации репатриантов. На селе будут организовываться сходы для знакомства с новыми жителями аула (поселка), торжественные приемы репатриантов на земле предков. Кроме того, из числа добровольцев - местных жителей будут организовываться группы поддержки репатриантов. В рамках района будут создаваться советы репатриантов (оралманов).
2. Обеспечение жильем
1. Решения о предоставлении жилья репатриантам принимаются на основе банка данных о составе семей, желании поселиться в сельской или городской местности, компактно с другими репатриантами или отдельно от них.
2. Будет разработан порядок приобретения жилья для репатриантов (оралманов).
3. Репатриантам будут выдаваться средства для приобретения жилья, а также выделяться земельные участки для индивидуального строительства и организации хозяйств.
4. По желанию репатриантов возможно их компактное расселение (по принципу аулов) в заранее выбранных ими местах с учетом исторических корней, климатических условий, наличия родственников, свободного жилья, рабочих мест, социальной инфраструктуры и т.п.
5. Для строительства жилья при компактном расселении репатриантов могут привлекаться сами репатрианты, в основном, молодежь. При необходимости им будут выделяться ссуды для жилья.
6. Одним из направлений решения жилищной проблемы социально-защищаемых слоев населения, в том числе репатриантов, является развитие государственного (муниципального) жилищного фонда, предусмотренного Программой развития жилищного строительства и формирования рынка жилья в Казахстане.
3. Трудоустройство репатриантов
1. В ежегодно разрабатываемой Программе занятости населения будут предусматриваться мероприятия по обеспечению занятости населения и занятость репатриантов, включая их профессиональное обучение и самозанятость в малом бизнесе.
2. На репатриантов (оралманов), имеющих вид на жительство, распространяется законодательство Республики Казахстан, в том числе Закон "О занятости населения".
3. Средства Государственного фонда содействия занятости будут привлекаться для поддержки создания новых рабочих мест, а также организации общественных работ по ремонту незанятых жилых домов муниципальной собственности с целью расселения самих репатриантов.
4. Социальное обеспечение репатриантов
Социальное обеспечение, выплата пенсий и всех видов пособий, медицинское обслуживание репатриантов производится в соответствии с законодательством Республики Казахстан и международными договорами.
5. Специальное обучение репатриантов
Для обеспечения скорейшей интеграции репатриантов в казахстанское общество будут организованы специальные курсы адаптации репатриантов, предусматривающие изучение казахского и русского языков, а также законодательства Республики Казахстан.
6. Обеспечение доступности социальной сферы
Всем юношам и девушкам казахской национальности, являющимся гражданами других государств, предоставляется право поступления на учебу в профессионально-технические, средние специальные и высшие учебные заведения, аспирантуру и на стажировку наравне с гражданами Республики Казахстан. Они обеспечиваются стипендией и необходимыми материальными условиями за счет государства в порядке, установленном законодательством. Отбор будет производится непосредственно в местах проживания с учетом пожеланий самих поступающих.
2. На представителей зарубежной казахской диаспоры в период их пребывания на территории Казахстана распространяется установленный для граждан республики порядок оплаты за проживание в гостиницах, приобретения билетов на самолеты республиканских авиалиний и железнодорожный транспорт внутри республики. Они также обеспечиваются лечебно-профилактическим и санаторно-курортным лечением, другими видами платных услуг на общих основания с гражданами республики.
3. Ежегодно будет устанавливаться квота на сверхплановый прием обучающихся в учебных заведениях Казахстана за счет средств Государственного миграционного Фонда.
7. Другие вопросы, связанные с работой
с репатриантами внутри страны
1. Будет начата работа по поиску и привлечению сторонних источников финансирования, в основном, грандов, в целях создания научного труда по истории казахских диаспор за рубежом. При Агентстве по миграции и демографии будут созданы на общественных началах большой и малый советы по вопросам миграции и демографии. В целях изучения и регулирования миграционных и демографических процессов предполагается создание научно-исследовательского центра по вопросам миграции и демографии.
2. Вопросы, связанные с миграцией населения, в том числе с репатриацией, будут регулярно освещаться в средствах массовой информации.
(Специалисты: Мартина Н.А.,
Польский В.Ф.)