Конституционный Совет Республики Казахстан в составе председательствующего-члена Совета Котова А.К. и членов Совета Абишева Х.А., Балтабаева К.Ж., Бычковой С.Ф., Омарханова К.А. с участием:
представителя субъекта обращения - вице-Министра юстиции Республики Баймаганбетова С.Н.,
заведующего отделом по вопросам судебной системы Государственно-правового управления Администрации Президента Республики Казахстан Пакирдинова М.А.,
судьи Верховного Суда Республики Баишева Ж.Н.,
заместителя Генерального Прокурора Республики Даулбаева А.К.,
вице-Министра труда и социальной защиты населения Республики Абдыкаликовой Г.Н.
рассмотрел в открытом заседании обращение Премьер-Министра Республики Казахстан об официальном толковании пункта 1
статьи 79
Конституции Республики Казахстан.
Изучив материалы конституционного производства, заслушав докладчика - члена Конституционного Совета Омарханова К.А., представителя субъекта обращения и участников заседания, Конституционный Совет Республики Казахстан
установил:
В Конституционный Совет Республики поступило обращение Премьер-Министра Республики об официальном толковании пункта 1 статьи 79 Конституции Республики Казахстан, в котором содержится просьба предусмотреть ответы на вопросы:
1) следует ли из формулировки, содержащейся в пункте 1 статьи 79 Конституции "суды состоят из постоянных судей", что судьи Республики Казахстан назначаются (избираются) пожизненно?
2) следует ли понимать, что предусмотренное пунктом 1 статьи 79 Конституции положение, согласно которому "полномочия судьи могут быть прекращены или приостановлены исключительно по основаниям, установленным законом", допускает применение к судьям норм действующего законодательства об увольнении в связи с достижением пенсионного возраста?
При толковании норм пункта 1 статьи 79 Конституции Республики Казахстан применительно к поставленным в обращении вопросам Конституционный Совет Республики Казахстан исходит из следующего.
1. В соответствии с пунктом 1 статьи 75 Конституции Республики "правосудие в Республике Казахстан осуществляется только судом". В постановлении Конституционного Совета от 15 февраля 2002 года N 1 по этому поводу сказано, что "только суды как органы, представляющие судебную ветвь государственной власти, осуществляют правосудие". Специфика осуществления правосудия как профессиональной деятельности судьи, выполняющего публично-правовые задачи судебной власти, предопределяет его особый правовой статус, который устанавливается и гарантируется Основным Законом (статьи 77, 79, 80, 82) .
Статус судьи призван обеспечивать независимое и беспристрастное исполнение возложенных на него Конституцией и законами полномочий для действительной защиты прав и свобод каждого ( статьи 76 и 77, пункт 2 статьи 13 Конституции). Поэтому Основной Закон устанавливает особые правила (требования) регламентации статуса судьи, обусловленные задачами, принципами и особенностями судебной деятельности, целью обеспечения поддержания высокого уровня осуществления правосудия.
Так, Конституцией установлен один из основополагающих признаков правового положения судьи - его постоянство ("суды состоят из постоянных судей", пункт 1 статьи 79 ), который обеспечивает независимость при отправлении им правосудия и предполагает осуществление судьей своих полномочий на постоянной основе со времени назначения (избрания) на должность до времени их прекращения. При этом гарантией правовой стабильности положения судьи является особый порядок наделения судей полномочиями, предусмотренный статьей 82 Конституции, а также их приостановление или прекращение не иначе как по основаниям, установленным законом (пункт 1 статьи 79 Конституции). Аналогичные правовые позиции содержатся в действующем постановлении Конституционного Совета от 6 марта 1997 года N 3.
Основной Закон не содержит положений о пожизненной принадлежности судье его статуса. Не вытекают из норм Конституции и право судьи занимать свою должность и осуществлять свои полномочия пожизненно, а также обязанность государства предоставить ему для этого конституционно-правовые гарантии.
2. Конституция устанавливает особые требования к кандидатам на должность судьи (пункт 3 статьи 79 ), к порядку наделения судей полномочиями ( статья 82 ) и пребыванию их в должности ( статья 77 , пункты 2 и 4 статьи 79 ). При этом нормы Основного Закона не предусматривают специальный перечень оснований прекращения полномочий судьи.
Вместе с тем, анализ некоторых норм Основного Закона позволяет определить обстоятельства, при наступлении которых судья может быть освобожден от должности, поскольку его статус несовместим с иной деятельностью: избрание депутатом представительного государственного органа; занятие иной оплачиваемой должности, кроме преподавательской, научной или иной творческой деятельности; осуществление предпринимательской деятельности; вхождение в состав руководящего органа или наблюдательного совета коммерческой организации (пункт 4 статьи 79 ). Кроме того, из отдельных положений Конституции вытекают и другие основания, делающие невозможным дальнейшее пребывание судьи в должности: прекращение гражданства Республики Казахстан (пункт 3 статьи 79 ); смерть и признание судом умершим, поскольку утрачивается общая правосубъектность лица (пункт 1 статьи 13 ); нарушение требований пункта 2 статьи 23 Основного Закона.
Положения Конституции, из которых вытекают определенные основания прекращения полномочий судьи и освобождения его от должности, обладают высшей юридической силой и имеют прямое действие (пункт 2 статьи 4 Основного Закона). Однако вышеупомянутые основания не являются исчерпывающими. В пункте 1 статьи 79 Конституции указано, что "полномочия судьи могут быть прекращены... исключительно по основаниям, установленным законом". При этом следует иметь в виду, что прекращение полномочий судьи возможно по основаниям, предусмотренным не только конституционным законом, но и законом (пункты 2, 3 и 4 статьи 75 , пункты 1 и 2 статьи 77 , пункт 1 статьи 79 , пункт 5 статьи 82 Конституции).
В законе могут быть установлены, кроме тех, которые вытекают из конституционных норм, и иные основания прекращения полномочий судьи, включая освобождение его от занимаемой должности вследствие достижения пенсионного возраста, установленного законодательством Республики. Эта правовая позиция согласуется с положениями нормативного постановления Конституционного Совета от 6 марта 1997 года N 3, в котором сказано, что "... судьи Верховного Суда Республики Казахстан избираются Сенатом Парламента Республики Казахстан, а судьи местных судов назначаются Президентом Республики Казахстан на неопределенный срок, до достижения предельного возраста".
Установление предельного возраста для нахождения на должности судьи обусловлено спецификой его профессиональной деятельности, задачами и принципами функционирования судебной власти. Оно не может оцениваться как ограничение конституционного принципа независимости судьи, поскольку судья, освобожденный от должности по достижении пенсионного возраста, в дальнейшем не осуществляет полномочий по отправлению правосудия. Конституционный Совет не усматривает в этом дискриминации конституционных прав гражданина, так как статус судьи не является личной привилегией. Основания прекращения полномочий и освобождения от должности являются общими и равными для всех судей и регламентируются нормативными правовыми актами, обладающими юридической силой не ниже закона.
Таким образом, конституционное положение о постоянном характере статуса судьи не означает пожизненное пребывание его на занимаемой должности, что предполагает прекращение полномочий судьи не иначе как по основаниям, устанавливаемым в конституционных и иных законах.
На основании изложенного, руководствуясь подпунктом 4) пункта 1 статьи 72 Конституции Республики Казахстан, статьями 31- 33, 37 и подпунктом 2) пункта 1 статьи 41 Указа Президента Республики Казахстан, имеющего силу Конституционного закона, "О Конституционном Совете Республики Казахстан", Конституционный Совет Республики Казахстан применительно к поставленным в обращении вопросам
постановляет:
1. Норму пункта 1 статьи 79 Конституции Республики Казахстан в части "суды состоят из постоянных судей..." следует понимать так, что судьи являются профессиональными должностными лицами государства, наделенными полномочиями по осуществлению правосудия от его имени на неопределенный срок. Они несменяемы в течение всего времени пребывания на должности судьи до прекращения полномочий по основаниям и в порядке, предусматриваемым конституционным законом и иными законами.
2. Норма пункта 1 статьи 79 Конституции Республики Казахстан в части "полномочия судьи могут быть прекращены... исключительно по основаниям, установленным законом" означает, что основания прекращения полномочий судьи и освобождения его от должности, в том числе в связи с достижением предельного (пенсионного) возраста, определяются конституционным законом и иными законами.
3. В соответствии с пунктом 3 статьи 74 Конституции Республики Казахстан постановление вступает в силу со дня его принятия, обжалованию не подлежит, является общеобязательным на всей территории Республики и окончательным с учетом случая, предусмотренного пунктом 4 статьи 73 Конституции Республики Казахстан.