Конституционный Совет Республики Казахстан в составе председателя Кима Ю.А., членов Совета Бусурманова Ж.Д., Ихсанова У.К., Мамонова В.В., Темирбулатова С.Г., Шопина В.Д., с участием: представителя Премьер-Министра Республики Казахстан - Молдахметова Н.С., представителя Сената Парламента Республики Казахстан - депутата Мусиной Л.С., представителей Мажилиса Парламента Республики Казахстан - депутатов Веснина В.Н., Землянова В.Я., Копея М., Рамазанова А.М., приглашенных: Президента Республиканской палаты аудиторов - Кошкимбаева С.Х., эксперта Республиканской палаты аудиторов - Галиева Б.Х., эксперта Проекта Реформы Бухгалтерского Учета ЮСАИД - Энтони Джоффре, консультанта проекта - Продедович В., руководствуясь подпунктом 2) пункта 1 статьи 72 Конституции Республики Казахстан
K951000_
и подпункта 1) пункта 2 статьи 17 Указа Президента Республики Казахстан, имеющего силу конституционного закона, "О Конституционном Совете Республики Казахстан"
U952737
pассмотрел
,рассмотрел 16 ноября 1998 года в открытом заседании обращение Премьер-Министра Республики Казахстан Балгимбаева Н.У. о признании Закона Республики Казахстан "Об аудиторской деятельности", принятого Парламентом Республики Казахстан 2 октября 1998 года, не соответствующим Конституции Республики Казахстан.
Заслушав сообщения докладчиков - членов Конституционного Совета Темирбулатова С.Г. и Шопина В.Д., пояснения участников конституционного производства Молдахметова Н.С., Мусиной Л.С., Веснина В.Н., Землянова В.Я., Рамазанова А.М., приглашенных Кошкимбаева С.Х. и Э.Джоффре, и исследовав представленные материалы, Конституционный Совет
УСТАНОВИЛ:
19 октября 1998 года в Конституционный Совет поступило обращение Премьер-Министра Республики Казахстан Н.Балгимбаева о признании Закона Республики Казахстан "Об аудиторской деятельности", принятого Парламентом Республики Казахстан 2 октября 1998 года и представленного на подпись Президенту Республики Казахстан 9 октября 1998 года, не соответствующим Конституции Республики Казахстан.
В обращении Премьер-Министра для обоснования неконституционности отдельных норм принятого Закона приведены следующие доводы:
1. Закон "Об аудиторской деятельности", в части возложения функций по проведению аттестации на Палату аудиторов, противоречит пункту 2 статьи 5 Конституции Республики Казахстан, который гласит, что не допускается возложение на общественные объединения функций государственных органов.
2. Закон принят с нарушением процедуры, установленной пунктом 6 статьи 61 Конституции Республики Казахстан.
3. Подпунктом 6) пункта 1 и подпунктом 2) пункта 2 статьи 8 Закона устанавливается, что территориальные палаты и Республиканская Палата представляют интересы аудиторов и аудиторских организаций в государственных, общественных, иностранных и международных организациях, что противоречит статьям 12 и 39 Конституции Республики Казахстан, а также статье 23, поскольку ограничивает право граждан на свободу объединений.
4. Статьями 8,9,10,11 и 16 Закона делегируется Палате аудиторов - негосударственной организации, полномочия по разработке стандартов аудита, определению квалификационного уровня кандидатов в аудиторы, проведению аттестации и контролю за текущей деятельностью аудиторов.
Изучив и проанализировав содержание представленного Закона "Об аудиторской деятельности", материалы подготовленные по данному обращению, выслушав выступления участников конституционного производства, Конституционный Совет приходит к следующим выводам:
1. В соответствии с пунктом 1 статьи 9 Закона "Об аудиторской деятельности" аттестация кандидатов в аудиторы, как определение их квалификационного уровня Квалифицированной комиссией, осуществляется посредством экзаменов на основе квалификационных требований, утверждаемых уполномоченным органом. Аттестация кандидата на занятие предпринимательской деятельностью, а именно так названа аудиторская деятельность в пункте 1 статьи 2 анализируемого Закона, не может быть отнесена к функциям государственного органа, так как влияние государства на предпринимательскую деятельность ограничено государственной регистрацией предпринимателя и лицензированием его будущей деятельности (статьи 8,9,15,16 Закона Республики Казахстан "О защите и поддержке частного предпринимательства"
Z922500_
). Аттестация кандидата в аудиторы Квалификационной комиссией в соответствии с пунктом 1 статьи 9 Закона "Об аудиторской деятельности" является одним из условий для получения лицензии на занятие аудиторской деятельностью.
Статьями 15 и 16 Указа Президента Республики Казахстан, имеющего силу закона, "О лицензировании"
Z952200_
установлено, что для получения лицензии необходим документ,подтверждающий соответствие лицензиата квалификационному уровню, требованиям предъявляемым для данного вида деятельности. Названный Указ не предусматривает, что определение квалификационного уровня лицензиата относится к полномочиям органа выдающего лицензии (лицензиара). Нет такой нормы и в Конституции Республики.
Вышеизложенное не дает оснований утверждать, что проведение аттестации кандидатов в аудиторы Квалификационной комиссией, как негосударственной организацией, противоречит пункту 2 статьи 5 Конституции Республики Казахстан.
В обращении Премьер-Министра основания для аннулирования квалификационного свидетельства аудитора Квалификационной комиссией, установленные в подпунктах 3) и 4) пункта 1 статьи 11 Закона "Об аудиторской деятельности", связаны с наделением палаты аудиторов функциям по контролю за предпринимательской деятельностью аудиторов, что по мнению субъекта обращения противоречит пункту 2 статьи 5 Конституции Республики Казахстан. С таким утверждением Конституционный Совет не может согласиться, поскольку Закон "Об аудиторской деятельности" (статья 8) не предоставляет палатам аудиторов права контроля за предпринимательской деятельностью аудиторов. Согласно же Закона Республики Казахстан от 4 июля 1992 года "О защите и поддержке частного предпринимательства" (пункт 2 статьи 20) "Правом осуществления контроля и надзора пользуются лишь те государственные органы и должностные лица, которым это право специально предоставлено законом". Основания для аннулирования квалификационного свидетельства, установленные в подпунктах 3) и 4) пункта 1 статьи 11 Закона "Об аудиторской деятельности" могут быть установлены и представлены в Квалификационную комиссию и другими органами, в том числе судами.
2. Утверждение субъекта обращения о принятии Закона "Об аудиторской деятельности" с нарушением процедуры, установленной пунктом 6 статьи 61 Конституции Республики Казахстан, Конституционный Совет находит не обоснованным.
Ссылка в обращении на пункт 4 статьи 30 Конституции Республики Казахстан, закрепляющий за государством право устанавливать общеобязательные стандарты образования, не учитывает, что в нем сказано о стандартах образования для учебных заведений. Данная норма Конституции не регулирует отношения связанные с квалификацией аудитора, которым, согласно пункта 2 статьи 9 принятого Закона, могут стать лица, уже имеющие высшее образование и опыт работы в определенных сферах не менее пяти лет.
Кроме того, квалификация "аудитор" существует с момента введения в действие Закона Республики Казахстан "Об аудиторской деятельности", принятого 18 октября 1993 года. Разработана и действует "Единая программа квалификационных экзаменов на 1997 год".
Следовательно, принятый Закон не потребует расходования дополнительных бюджетных средств, поскольку не создается нового стандарта образования.
3. В обращении Премьер-Министра Республики утверждается, что представление территориальными и Республиканской палатами интересов аудиторов и аудиторских организаций в государственных, общественных, иностранных и международных организациях противоречит статьям 12 и 39 Конституции и ограничивает право граждан на свободу объединений, предусмотренное статьей 23 Конституции.
При обосновании этого довода в обращение включено положение, которое не закреплено в Законе "Об аудиторской деятельности", а именно, "что Республиканская и территориальные палаты представляют интересы аудиторов, независимо от членства аудиторов в упомянутых палатах".
Утверждение об ограничении права граждан на свободу объединений при представлении их интересов профессиональными организациями в других структурах является необоснованным и, видимо, возникло в результате использования в обращении положений, которых нет в тексте принятого Закона. Аудиторы, объединившиеся в палату, добровольно делегируют своему объединению право представлять их интересы в других структурах, при этом никакого ограничения прав на объединение других аудиторов (не входящих в палату) в Законе не усматривается.
4. В обращении Премьер-Министра указано, что статьями 8,9,10,11 и 16 принятого Закона делегируется Палате аудиторов - негосударственной организации, полномочия по разработке стандартов аудита, определению квалификационного уровня кандидатов в аудиторы, проведению аттестации и контролю за текущей деятельностью аудиторов. В данном случае, по мнению субъекта обращения, имеет место концептуальное противоречие статье 3 Конституции Республики Казахстан.
С указанным доводом также нельзя согласиться, поскольку определение квалификационного уровня кандидатов в аудиторы и их аттестация не отнесены Конституцией и действующими законами к функциям только государственных органов,а принятый закон не наделяет Палату аудиторов правом контроля за текущей деятельностью аудиторов.
По вопросу полномочий Палаты аудиторов по разработке стандартов аудита Конституционным Советом учитываются следующие обстоятельства.
В соответствии с пунктом 2 статьи 16 принятого Закона "стандарты аудита принимаются на конференции (собрании) Республиканской палаты аудиторов и утверждаются уполномоченным государственным органом". Данная норма и содержание всего Закона дают основания полагать, что государство и его органы непосредственно влияют на процесс утверждения стандартов аудита, при том, что их разработкой занимается непосредственно профессиональная организация. Во всей процедуре разработки, принятия и утверждения стандартов аудита решающей стадией является утверждение, которое принадлежит уполномоченному государственному органу.
Следовательно, принятый Закон не противоречит статье 3 Конституции Республики, так как не наделяет Палату аудиторов полномочиями, принадлежащими только государству и его органам.
Таким образом, достаточных оснований для признания Закона "Об аудиторской деятельности" неконституционным, не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь подпунктом 2) пункта 1 статьи 72 Конституции Республики, подпунктом 1) пункта 2 статьи 17 и статьей 37 Указа Президента Республики Казахстан, имеющего силу конституционного закона, "О Конституционном Совете Республики Казахстан", Конституционный Совет
ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Нормы принятого Парламентом Республики Казахстан 2 октября 1998 года Закона Республики Казахстан "Об аудиторской деятельности" - подпункт 6) пункта 1 и подпункт 2) пункта 2 статьи 8, пункт 1 статьи 9, статья 10, подпункты 3) и 4) пункта 1 статьи 11 и статья 16, конституционность которых оспаривает Премьер-Министр Республики, признать соответствующими Конституции Республики Казахстан.
2. В соответствии с пунктом 3 статьи 74 Конституции Республики Казахстан постановление является окончательным, обжалованию не подлежит и вступает в силу со дня его принятия с учетом случаев, предусмотренных пунктами 2 и 3 статьи 38 Указа Президента Республики Казахстан, имеющего силу конституционного закона, "О Конституционном Совете Республики Казахстан".
Председатель
Конституционного Совета
Республики Казахстан
(оператор: А.Турсынова
специалист: Р.Жантасова
18.11.1998 г.)