Сноска. Указ Президента РК от 10 февраля 2000 года N 334 утратил силу указом Президента РК от 21 марта 2007 года N 299 .
В соответствии со статьей 12 Закона Республики Казахстан Z931500_ "Об обороне и Вооруженных Силах Республики Казахстан" постановляю:
1. Утвердить Военную доктрину Республики Казахстан (прилагается).
2. Правительству Республики Казахстан принять меры по реализации Военной доктрины Республики Казахстан.
3. Признать утратившим силу постановление Президента Республики Казахстан от 11 февраля 1993 г. N 1094 "Об утверждении Военной доктрины Республики Казахстан".
4. Настоящий Указ вступает в силу со дня подписания.
Президент
Республики Казахстан
Военная доктрина Республики Казахстан
Введение
Военная доктрина Республики Казахстан (далее - Военная доктрина) представляет собой систему основополагающих взглядов на обеспечение военной безопасности государства, предотвращение войн и вооруженных конфликтов (далее - военных конфликтов), военное строительство, а также на применение Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований в целях защиты национальных интересов и выполнения международных обязательств Республики Казахстан.
Настоящая Военная доктрина разработана на основе и в развитие Военной доктрины Республики Казахстан 1993 года, которая была ориентирована на формирование системы обеспечения военной безопасности на этапе становления суверенного государства и трансформации биполярного мира в многополярный. Эта задача в основном выполнена.
Сегодня существует ряд внутренних и внешних предпосылок к принятию новой Военной доктрины.
Претерпевает качественные изменения геополитическое окружение Казахстана. Возникают новые угрозы безопасности страны. В частности, существенным фактором дестабилизации в регионе стало распространение экстремизма, эскалация военных конфликтов, появление в непосредственной близости от наших границ новых ядерных государств.
Эти и другие новые угрозы безопасности страны требуют адекватной оценки и принятия соответствующих мер.
Кроме того, в настоящее время качественные изменения претерпевают средства вооруженной борьбы и характер современных военных конфликтов. В связи с этим Республика Казахстан должна адаптировать свои Вооруженные Силы к изменившимся реалиям.
Необходимость принятия новой Военной доктрины также обусловлена тем, что на очередном этапе строительства демократического и правового государства формируются новые национальные интересы во всех сферах общественной жизни, в том числе и в военной области.
Настоящая Военная доктрина конкретизирует основные положения Стратегии национальной безопасности Республики Казахстан на 1999-2005 годы в военной сфере и направлена на обеспечение военной безопасности Республики Казахстан в пределах государственных границ, организацию обороны страны в случае агрессии, а также согласование усилий с государствами-союзниками по обеспечению коллективной военной безопасности.
Военная доктрина Республики Казахстан рассчитана на среднесрочный период, имеет сугубо оборонительный характер, опирается на комплексную оценку состояния военно-политической обстановки в мире и регионе, экономические реалии и ресурсные возможности государства.
Структура Военной доктрины включает три взаимосвязанные части: военно-политические основы, военные основы защиты и обороны страны и основы военно-экономического обеспечения военной безопасности Республики Казахстан.
Правовую базу Военной доктрины составляют Конституция Республики Казахстан, законодательные и иные нормативные правовые акты Республики Казахстан, а также международные договора в области обеспечения военной безопасности, участником которых является Республика Казахстан.
Положения Военной доктрины как составной части Стратегии национальной безопасности Республики Казахстан на 1999-2005 годы являются обязательными к исполнению для всех должностных лиц, государственных органов и организаций, на которых законодательством Республики Казахстан возложены задачи обеспечения военного строительства, обороны и безопасности страны.
1. Военно-политические основы
Военной доктрины Республики Казахстан
Политика Республики Казахстан в области обеспечения
военной безопасности
1.1. Современная геополитическая обстановка характеризуется принципиальными изменениями, произошедшими в мировом сообществе с окончанием блокового противостояния и становлением новой системы международных отношений.
Снижена угроза развязывания мировой войны и применения как ядерного, так и других видов оружия массового поражения. Последовательно развивается тенденция формирования многополярного мира. Достигнуты серьезные сдвиги в области контроля за вооружениями, укрепления стабильности и безопасности в мире.
В то же время глобальные изменения, происходящие в мире, несут в себе некоторые сложные и противоречивые тенденции: с одной стороны, - мировое сообщество предпринимает конкретные меры по расширению сотрудничества и мирного решения спорных вопросов, ограничению гонки вооружений и распространения ядерного оружия; с другой, - происходит возникновение новых рисков и угроз безопасности, среди которых наибольшую опасность представляет повышение вероятности возникновения различного рода военных конфликтов, распространения экстремизма, международного терроризма, организованной преступности, незаконного оборота оружия и наркотиков.
В этих условиях политика Республики Казахстан в области обеспечения военной безопасности основывается на следующих взглядах:
- любой военный конфликт недопустим как средство разрешения межгосударственных и внутренних противоречий;
- Республика Казахстан обладает правом на вооруженную защиту, индивидуальную и коллективную оборону в случае агрессии против нее и ее союзников.
1.2. В обеспечении военной безопасности Республика Казахстан исходит из следующих основных принципов:
- уважение суверенитета, нерушимости государственных границ, территориальной целостности других государств и невмешательство в их внутренние дела;
- поддержание дружественных отношений со всеми странами на основе взаимовыгодного сотрудничества и взаимопонимания;
- обеспечение безопасности Республики Казахстан без ущерба для безопасности других стран и всеобщей безопасности;
- укрепление мер доверия и открытости в военной области в регионе;
- мирное урегулирование международных споров;
- применение Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований в соответствии с международным правом и национальным законодательством;
- соблюдение международных обязательств и содействие достижению целей договоров, участником которых является Республика Казахстан;
- участие в создании эффективной глобальной и региональной систем безопасности, направленных на предотвращение военных конфликтов, поддержание и восстановление мира;
- соответствие строительства Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований республики политическому курсу "Стратегии развития Казахстана до 2030 года";
- всемерное содействие укреплению международных режимов нераспространения оружия массового поражения;
- соблюдение международных норм торговли вооружением, военной техникой, технологиями военного и двойного назначения и международных договоров в этой области.
1.3. Республика Казахстан обеспечивает военную безопасность всей совокупностью имеющихся в ее распоряжении сил, средств и ресурсов, опираясь на эффективную военную организацию государства. В то же время Республика Казахстан отдает предпочтение политико-дипломатическим и другим невоенным средствам предотвращения, локализации и нейтрализации угроз военной безопасности страны.
Вооруженная защита страны осуществляется Вооруженными Силами, другими войсками и воинскими формированиями Республики Казахстан.
Оборона страны в случае агрессии предполагает вооруженную защиту Республики Казахстан, мобилизацию всего военного и экономического потенциала государства, осуществление гражданской и территориальной обороны, совместные действия с вооруженными силами государств-союзников.
1.4. Республика Казахстан в деле предотвращения военных конфликтов, укрепления международной безопасности и стабильности сотрудничает:
- в Содружестве Независимых Государств - в рамках Договора о коллективной безопасности, а также на двусторонней и многосторонней основе;
- на региональном уровне - с государствами Центрально-азиатского региона, со странами-участницами Совещания по взаимодействию и мерам доверия в Азии, а также в рамках "Шанхайской пятерки";
- в глобальном масштабе - со всеми государствами-членами Организации Объединенных Наций на основе норм международного права.
Основные угрозы военной безопасности Республики Казахстан
1.5. Основными угрозами военной безопасности Республики Казахстан в среднесрочном периоде являются:
внешними:
- существующие и потенциальные очаги военных конфликтов в непосредственной близости от границ республики;
- возможное проникновение на территорию республики банд-формирований, экстремистов, международных террористов;
- вероятность ослабления региональной стабильности в результате чрезмерного количественного и качественного наращивания военной мощи некоторыми странами;
- опасность распространения оружия массового поражения, средств его доставки и новейших военных технологий в Азиатском регионе и возможность их попадания в руки террористических групп;
внутренними:
- снижение уровня боевой готовности и способности Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований к быстрому, адекватному ответу на возникновение военных угроз;
- недостаточная развитость военно-промышленного потенциала страны, зависимость в вопросах технического оснащения Вооруженных Сил, организации ремонта вооружения и военной техники от других государств;
- нападения незаконных вооруженных формирований, террористических групп и банд-формирований на государственные или военные объекты;
- незаконное распространение оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и других средств;
- создание вооруженных формирований для осуществления диверсий и террористических актов на территории Республики Казахстан;
- распространение внутри государства экстремизма и сепаратизма.
Обеспечение военной безопасности Республики Казахстан
1.6. Обеспечение военной безопасности Республики Казахстан является важнейшим направлением деятельности государства.
Главная цель обеспечения военной безопасности - защита территории, суверенитета, экономики, государственных институтов, граждан страны от военных угроз, предотвращение агрессии или развязывания военных конфликтов, создание благоприятных условий для устойчивого развития Республики Казахстан.
1.7. Основные задачи обеспечения военной безопасности Республики Казахстан:
в мирное время:
- совершенствование механизма формирования и реализации единой государственной политики в области обеспечения военной безопасности;
- поддержание оборонного потенциала на уровне, адекватном наиболее вероятным военным угрозам и соответствующем экономическим возможностям страны;
- всестороннее обеспечение и качественное совершенствование Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований с целью повышения их готовности к согласованным действиям по предотвращению и пресечению внешних и внутренних угроз;
- выявление и пресечение попыток провокаций и посягательства на суверенитет, территориальную целостность и другие жизненно важные интересы Республики Казахстан;
- всесторонняя подготовка государственных органов, организаций, населения страны к решению задач по обеспечению военной безопасности, к участию в гражданской и территориальной обороне;
- обеспечение мобилизационной готовности экономики;
- развитие и совершенствование военной инфраструктуры;
- осуществление комплекса государственных мер по повышению престижа военной службы, обеспечению социальной защищенности военнослужащих и членов их семей, а также лиц, уволенных с военной службы;
- воспитание казахстанского патриотизма и формирование морально-психологической готовности граждан страны к выполнению мероприятий по обеспечению военной безопасности и защите Республики Казахстан;
- организация государственного контроля за подготовкой Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований к выполнению задач, а также проведением мероприятий по обеспечению военной безопасности;
в угрожаемый период и с началом военного конфликта:
- своевременное вскрытие готовящегося вооруженного нападения или угрожающего развития ситуации и принятие мер по их локализации;
- своевременное объявление состояния войны, введение чрезвычайного или военного положения в стране или отдельных ее районах, проведение стратегического развертывания Вооруженных Сил;
- координация деятельности государственных органов на организацию отражения и пресечения агрессии (вооруженного конфликта);
- незамедлительное введение в действие нормативных правовых актов военного времени, принятие и реализация решений на подготовку и ведение военных действий;
- обеспечение в максимально короткие сроки выполнения мероприятий по переводу экономики страны, транспорта и коммуникаций на работу в условиях военного времени;
- организация и осуществление мероприятий гражданской и территориальной обороны;
- непосредственный отпор внешней агрессии или локализация вооруженного конфликта всей совокупностью имеющихся в распоряжении государства сил, средств и ресурсов.
Руководство обеспечением военной безопасности
1.8. Руководство обеспечением военной безопасности страны осуществляется Президентом Республики Казахстан, Правительством Республики Казахстан и другими государственными органами на основе Конституции и в соответствии с законодательством Республики Казахстан.
Деятельность государственных органов по руководству обеспечением военной безопасности включает комплекс мероприятий, направленных на поддержание Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований в состоянии боевой и мобилизационной готовности, их всестороннее обеспечение, на подготовку экономики, территории и населения к защите и обороне страны.
1.9. Руководство обеспечением военной безопасности включает:
- разработку структуры, определение необходимой численности Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований, поддержание требуемого уровня боевой и мобилизационной готовности войск;
- обеспечение охраны и защиты государственной границы Республики Казахстан, подготовку и осуществление мероприятий гражданской и территориальной обороны;
- реализацию военно-технической политики, программ развития вооружения и военной техники, военной науки;
- осуществление мероприятий мобилизационной подготовки экономики, государственных органов, организаций к функционированию в военное время;
- подготовку населения и инфраструктуры страны к обороне;
- создание запасов материальных средств в государственном и мобилизационном резервах;
- подготовку граждан Республики Казахстан к военной службе, накопление мобилизационных людских ресурсов на военное время;
- координацию деятельности государственных органов в военное время;
- осуществление мероприятий по охране окружающей среды в связи с военной деятельностью мирного времени;
- государственное инспектирование Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований.
1.10. Деятельность по обеспечению военной безопасности Республики Казахстан возглавляет Президент Республики Казахстан Верховный Главнокомандующий Вооруженными Силами Республики Казахстан.
1.11. Совет Безопасности Республики Казахстан является консультативно-совещательным органом по вопросам обороны и безопасности, осуществляющим подготовку решений Президента Республики Казахстан в области обеспечения безопасности граждан, общества и государства.
1.12. Правительство Республики Казахстан несет ответственность за разработку основных направлений политики государства в области обеспечения его обороноспособности и военной безопасности, организацию деятельности подведомственных ему органов исполнительной власти по обеспечению военной безопасности; мобилизационную подготовку экономики страны, оснащение Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований вооружением, военной и специальной техникой, их финансовое и материальное обеспечение, оперативное оборудование территории страны в интересах обороны; организацию гражданской и территориальной обороны.
1.13. Другие государственные органы, местные представительные и исполнительные органы в пределах прав, обязанностей и полномочий, определенных законодательством Республики Казахстан, организуют и несут всю полноту ответственности за выполнение возложенных на них задач по обеспечению военной безопасности.
1.14. Руководство Вооруженными Силами в мирное время осуществляется Министерством обороны Республики Казахстан через Генеральный штаб Вооруженных Сил Республики Казахстан.
1.15. Министерство обороны Республики Казахстан решает задачи, связанные с обороной страны, разработкой концепций строительства и развития Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований, проводит единую военно-техническую политику в государстве, разрабатывает государственную программу развития вооружения и военной техники, предложения по государственному оборонному заказу и ассигнованиям на нужды обороны, осуществляет материально-техническое обеспечение Вооруженных Сил и организует взаимодействие с государственными органами по вопросам обороны страны.
1.16. Генеральный штаб Вооруженных Сил Республики Казахстан, являясь главным органом управления Вооруженными Силами государства в мирное и военное время, координирует разработку планов строительства и развития Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований, их оперативной, боевой и мобилизационной подготовки, организует и осуществляет оперативно-стратегическое планирование применения и взаимодействия Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований, а также разрабатывает план оперативного оборудования территории страны в интересах обороны.
1.17. Непосредственное руководство и управление другими войсками и воинскими формированиями осуществляют соответствующие командующие (начальники) в соответствии с законодательством Республики Казахстан.
1.18. Руководство обеспечением военной безопасности государства в угрожаемый период и в военное время, порядок создания и функционирования органов государственного и военного управления военного времени регламентируются соответствующими нормативными правовыми актами Республики Казахстан.
2. Военные основы вооруженной защиты и обороны
Республики Казахстан
Характер, основные черты современных военных конфликтов
2.1. Республика Казахстан учитывает, что в результате усилий мирового сообщества удалось снизить угрозу развязывания крупномасштабных войн, однако не сложились гарантии полного исключения военных конфликтов как средства разрешения политических и иных разногласий и противоречий.
Характер современных военных конфликтов определяется их военно-политическими целями, применяемыми видами оружия, масштабами.
2.2. Основные черты современных военных конфликтов:
- всевозрастающий пространственный размах, мобильность, использование неконтактных и нетрадиционных форм и способов военных действий, опережающее дальнее огневое поражение и электронное подавление, снижение различий между фронтом и тылом;
- участие в войне иррегулярных, а иногда и незаконных вооруженных формирований;
- применение современных высокоэффективных систем вооружения и военной техники;
- широкое использование непрямых стратегических действий (политического и психологического давления, экономических санкций, информационной борьбы, блокады транспортных коммуникаций, демонстрации силы и т.д.);
- дезорганизация системы государственного и военного управления;
- вывод из строя систем управления войсками и оружием;
- преимущественное поражение предприятий энергетики, опасных производств, коммуникаций, объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения.
2.3. Военные конфликты (далее - Конфликты) могут различаться по масштабу, интенсивности, продолжительности и другим признакам.
Прогнозируется три типа возможных военных конфликтов, в которые потенциально может быть вовлечена Республика Казахстан:
Конфликт высокой интенсивности - военный конфликт с участием мощных в военном и экономическом отношении государств (коалиций государств).
В конфликте с участием ядерных государств будет постоянно сохраняться угроза применения ядерного оружия. Трансформация его в ядерную войну, даже с нанесением ограниченных ядерных ударов, может вызвать большие человеческие жертвы, крупные разрушения экономических и культурных центров, заражение огромной территории, что приведет к экологическим бедствиям в большинстве стран региона.
Конфликт средней интенсивности - военный конфликт между странами, не имеющими мощного экономического и военного потенциала.
Военные действия в конфликте средней интенсивности характеризуются применением ограниченных сил и средств противоборствующими сторонами, очаговыми боевыми действиями с активным использованием высокоточного оружия, средств радиоэлектронной борьбы и других современных видов вооружения и военной техники, ведением военных действий в границах конфликтующих государств и поражением на всей их территории войск, объектов тыла, экономики и коммуникаций.
Конфликт низкой интенсивности - вооруженный конфликт, возникший вследствие попыток разрешить различного рода противоречия с помощью средств вооруженной борьбы, не переходя в состояние войны. Как правило, такие конфликты возникают в результате приграничных вооруженных столкновений, проникновения извне вооруженных формирований и групп, возникновения незаконных вооруженных формирований внутри страны, деятельности террористических организаций.
Конфликт низкой интенсивности характеризуется применением разнородных сил и средств противоборствующими сторонами (ограниченные контингенты войск, иррегулярные и другие формирования), ведением диверсионных и террористических действий, готовностью широко использовать современные виды вооружения и военной техники.
Такие конфликты носят, как правило, быстротечный, ограниченный характер.
В современных условиях возникновение конфликтов такого характера наиболее вероятно.
Основы применения Вооруженных Сил, других войск и воинских
формирований для обеспечения военной безопасности государства
2.4. Вооруженные Силы, другие войска и воинские формирования Республики Казахстан должны быть в постоянной, боевой готовности к выполнению задач по локализации военных угроз.
2.5. Конфликт низкой интенсивности против Республики Казахстан может быть развязан с целью внутриполитической дестабилизации, дезорганизации деятельности государственных органов, создания очагов напряженности, провоцирования межэтнических, религиозных разногласий, принуждения государства к политическим уступкам, распространения экстремистских идей.
Цель Республики Казахстан при возникновении конфликта низкой интенсивности - не допустить перерастания очага напряженности в широкомасштабные военные действия, разрешение конфликта с минимальным ущербом для государства.
Вооруженные Силы, другие войска и воинские формирования Республики Казахстан в конфликтах низкой интенсивности будут применяться, как правило, для локализации очага напряженности и прекращения военных действий на возможно более ранней стадии с целью создания условий для их урегулирования мирными средствами.
Для выполнения этих задач привлекаются соединения и части Вооруженных Сил постоянной боевой готовности. По мере необходимости они могут усиливаться другими войсками и воинскими формированиями Республики Казахстан. В этих случаях руководство группировкой войск осуществляется единым (общевойсковым) командованием.
Приграничный конфликт, как правило, разрешается силами и средствами Пограничной службы Комитета национальной безопасности во взаимодействии с соединениями и частями Вооруженных Сил Республики Казахстан.
Нельзя исключать вероятность возникновения внутреннего вооруженного конфликта, инспирированного внешними силами как повод для вмешательства во внутренние дела Республики Казахстан. Применение Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований Республики Казахстан для локализации и ликвидации такого конфликта осуществляется в строгом соответствии с Конституцией Республики Казахстан в целях нормализации обстановки, восстановления законности и правопорядка, обеспечения общественной безопасности, оказания населению необходимой помощи и создания условий для разрешения конфликта мирными средствами.
2.6. Конфликт средней интенсивности против Республики Казахстан может быть развязан с целью подрыва экономического и оборонного потенциала, захвата или установления контроля над определенными территориями, или принуждения государства к значительным политическим, территориальным, экономическим и другим уступкам.
Такой конфликт может представлять опасность для государства, нанесет значительный ущерб его экономическому и военному потенциалу.
Целью Республики Казахстан в конфликте средней интенсивности будет решительное пресечение агрессии, в том числе совместно с вооруженными силами государств-союзников, локализация района военных действий и принятие мер по мирному урегулированию существующих противоречий.
Участие в конфликте средней интенсивности может потребовать введения на всей территории Республики Казахстан или в отдельных ее областях военного положения и объявления частичной или общей мобилизации, использования всего или значительной части оборонного и военно-экономического потенциала государства.
Военные действия в конфликте средней интенсивности по мере расширения их масштабов и количества участвующих государств, дополнительного привлечения значительных группировок войск (сил) могут по своему характеру и содержанию приближаться к военным действиям, свойственным конфликту высокой интенсивности.
Цели и задачи Республики Казахстан в конфликте средней интенсивности будут достигаться последовательным проведением операций и боевых действий Вооруженными Силами, другими войсками и воинскими формированиями Республики Казахстан, в отдельных случаях и иррегулярными формированиями, а в случае необходимости - коалиционными группировками войск (сил) государств-союзников.
Республика Казахстан и ее Вооруженные Силы должны быть готовы к ведению военных действий в конфликте средней интенсивности, не допустить внезапного нападения, целенаправленно использовать угрожаемый период для подготовки к отражению агрессии, создания условий для осуществления стратегического развертывания Вооруженных Сил и коалиционных группировок войск (сил) государств-союзников, своевременного перевода экономического комплекса страны с мирного положения на военное, прикрытия государственной границы, усиления защиты важных государственных и военных объектов, широкого применения сил и средств психологической борьбы, противодействия информационно-психологическому воздействию противника на население и личный состав войск.
2.7. Конфликт высокой интенсивности против Республики Казахстан может быть развязан с радикальными военно-политическими целями: смена политической власти в стране, дезорганизация системы государственного и военного управления, отторжение значительной части территории, полное уничтожение оборонного потенциала государства.
Участие в конфликте высокой интенсивности потребует от Республики Казахстан полной мобилизации всех людских и материальных ресурсов. Такой конфликт приведет к разрушительным последствиям для экономического и военного потенциала страны.
Целью Республики Казахстан является активный поиск и создание эффективной системы политико-правовых, организационно-технических и иных международных гарантий предотвращения развязывания против нее конфликта высокой интенсивности.
В среднесрочной перспективе возникновение такого конфликта с вовлечением в него Республики Казахстан маловероятно, благодаря проведению выверенной внешней политики по созданию дружественных отношений с соседними государствами и ввиду отсутствия угрозы прямой военной агрессии против Республики Казахстан.
Цель, состав и задачи Вооруженных Сил, других войск
и воинских формирований Республики Казахстан
2.8. Главная цель Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований заключается в защите страны от внешней агрессии и других военных угроз, а также выполнение задач, вытекающих из международных обязательств Республики Казахстан.
2.9. Вооруженные Силы Республики Казахстан в мирное время включают: органы военного управления, виды Вооруженных Сил, специальные войска, тыл, военно-учебные заведения, военно-научные учреждения.
В военное время в состав Вооруженных Сил входят: Внутренние войска Министерства внутренних дел, Пограничная служба и другие войска Комитета национальной безопасности, Республиканская гвардия, органы управления и формирования гражданской и территориальной обороны.
2.10. На Вооруженные Силы Республики Казахстан в мирное время возлагается выполнение следующих основных задач:
- поддержание боевого потенциала, боевой и мобилизационной готовности и подготовки органов управления и войск в штатах мирного времени на уровне, обеспечивающем локализацию и пресечение конфликтов низкой интенсивности, любого противоправного вооруженного насилия на государственной границе или в пределах территории Республики Казахстан;
- охрана воздушного пространства, а также прикрытие важных в оперативно-стратегическом отношении участков государственной границы;
- охрана важных военных объектов;
- демонстрация готовности к решительным действиям по стабилизации обстановки в любом районе страны;
- обеспечение готовности к стратегическому развертыванию Вооруженных Сил в случае возникновения угрозы конфликта средней или высокой интенсивности;
- участие в миротворческих и иных операциях в соответствии с международными обязательствами Республики Казахстан.
Решение этих задач Вооруженными Силами осуществляется в тесном взаимодействии с другими войсками и воинскими формированиями Республики Казахстан. При этом на Пограничную службу Комитета национальной безопасности Республики Казахстан возлагается охрана и защита государственной границы на суше, море, озерах и иных водоемах, а также, участие в борьбе с терроризмом, контрабандой оружия и наркотиков, на Внутренние войска Министерства внутренних дел - охрана важных государственных объектов и пресечение особо опасных правонарушений, диверсий и террористических актов, борьба с незаконными вооруженными формированиями.
2.11. В целях предупреждения и пресечения возможных внутренних конфликтов и иных действий с использованием средств вооруженной борьбы на территории Республики Казахстан, угрожающих ее жизненно важным интересам, на Внутренние войска Министерства внутренних дел Республики Казахстан возлагаются следующие задачи:
- обеспечение охраны общественного порядка и поддержание правового режима чрезвычайного положения в районе конфликта;
- локализация и блокирование района конфликта;
- пресечение вооруженных столкновений и разъединение противоборствующих сторон;
- проведение мероприятий по разоружению и ликвидации незаконных вооруженных формирований и изъятию оружия у населения в районе конфликта;
- усиление охраны общественного порядка и безопасности в районах, примыкающих к району конфликта, а также решение других задач, предусмотренных законодательством Республики Казахстан.
Для содействия Внутренним войскам Министерства внутренних дел Республики Казахстан в локализации и блокировании района конфликта, пресечении вооруженных столкновений и разъединении противоборствующих сторон, ликвидации незаконных вооруженных формирований, бандитских и террористических групп и организаций, а также для защиты важных государственных объектов могут привлекаться Вооруженные Силы, другие войска и воинские формирования Республики Казахстан в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан.
2.12. Вооруженные Силы, другие войска и воинские формирования Республики Казахстан могут применяться в операциях по установлению и поддержанию мира в соответствии с заключенными международными договорами и решениями Совета Безопасности ООН.
2.13. Вооруженные Силы, другие войска и воинские формирования Республики Казахстан могут привлекаться для оказания помощи населению при ликвидации последствий аварий, катастроф и стихийных бедствий в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан.
2.14. В случае агрессии против Республики Казахстан и ее союзников на Вооруженные Силы возлагаются следующие задачи:
- локализация и нейтрализация приграничных конфликтов;
- отражение ударов противника с сухопутных и воздушных направлений;
- локализация и пресечение конфликта низкой интенсивности самостоятельно, разгром группировок войск противника совместно с вооруженными силами государств-союзников в конфликтах средней и высокой интенсивности;
- прикрытие районов формирования резервов;
- борьба с силами, проводящими специальные операции, и иррегулярными формированиями;
- защита населения, объектов экономики, инфраструктуры от воздействия средств поражения противника;
- поддержание режима военного (чрезвычайного) положения.
В зависимости от масштаба военных действий, условий обстановки и соотношения сил задачи могут видоизменяться, но конечной задачей при любых обстоятельствах является изгнание агрессора с территории Республики Казахстан и восстановление положения, существовавшего до агрессии.
Основные направления строительства Вооруженных Сил,
других войск и воинских формирований Республики Казахстан
2.15. Главной целью военного строительства в Республике Казахстан является создание хорошо оснащенных, высокомобильных Вооруженных Сил, способных обеспечить защиту жизненно важных национальных интересов государства от существующих и потенциальных военных угроз.
2.16. Основные принципы строительства Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований Республики Казахстан:
- совершенствование эффективного гражданского контроля за деятельностью Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований в сочетании с принципом единоначалия и централизации управления войсками;
- соответствие организационной структуры, боевого состава и численности войск (сил) наиболее вероятным угрозам, возлагаемым на них задачам, а также экономическим возможностям государства;
- поддержание боевой и мобилизационной готовности на уровне, обеспечивающем военную безопасность государства;
- способность к адекватному наращиванию боевой мощи при возрастании военной угрозы, заблаговременная подготовка мобилизационного резерва;
- соблюдение общегражданских прав и свобод, обеспечение социальной защищенности военнослужащих в соответствии со спецификой военной службы;
- учет мирового опыта военного строительства.
2.17. Строительство и развитие Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований Республики Казахстан осуществляется в соответствии с государственными программами и планами.
2.18. Основными направлениями строительства и реформирования Вооруженных Сил являются:
- оптимизация структуры Вооруженных Сил, сокращение численности и ликвидация формирований, не влияющих на боеспособность Вооруженных Сил;
- приоритетное развитие мобильных войск, родов войск и специальных войск, определяющих боевую готовность;
- совершенствование системы управления, устранение дублирующих и неэффективных звеньев, переход к военно-территориальной структуре и созданию органов военно-административного управления;
- создание системы подготовки резерва Вооруженных Сил с учетом опыта передовых стран;
- развитие военной инфраструктуры, создание баз хранения вооружения и техники на важных стратегических направлениях;
- повышение эффективности оперативной, боевой и мобилизационной подготовки органов управления и войск;
- создание эффективной системы материально-технического обеспечения Вооруженных Сил;
- совершенствование системы военного образования и подготовки военных кадров, создание и развитие национальной военно-научной базы;
- поэтапный переход на контрактно-профессиональную систему комплектования Вооруженных Сил личным составом, введение альтернативной службы;
- повышение престижа военной службы, создание эффективной системы социальных гарантий военнослужащим и членам их семей, гражданскому персоналу;
- гуманизация военно-служебных отношений.
2.19. Строительство Вооруженных Сил Республики Казахстан будет осуществляться поэтапно в соответствии с целями и задачами обеспечения военной безопасности и учетом экономических возможностей государства.
На первом этапе - до 2002 года - усилия будут направлены на обеспечение способности Вооруженных Сил к решению задач по локализации и пресечению конфликтов низкой интенсивности в случае их возникновения.
Реализацию этой задачи предполагается осуществить за счет:
- приоритетного комплектования, материально-технического обеспечения и подготовки мобильных общевойсковых соединений и частей, способных выполнять задачи по пресечению и локализации конфликтов низкой интенсивности, а также участвовать в миротворческих операциях;
- реорганизации структуры органов военного управления, в том числе Министерства обороны и Генерального штаба, устранения дублирующих и неэффективных звеньев;
- сокращения численности и ликвидации структур и формирований, не влияющих на боевую готовность и боеспособность войск и выполнение задач обеспечения военной безопасности;
- перехода к военно-территориальной структуре и создания органов военно-административного управления, предназначенных в мирное время для осуществления руководства соединениями и частями Вооруженных Сил, а в военное время, кроме того, другими войсками и воинскими формированиями и организации территориальной обороны;
- завершения перехода к бригадной структуре общевойсковых соединений;
- внедрения системы тылового обеспечения войск по территориальному принципу;
- осуществления мер по замещению некоторых военных должностей гражданским персоналом в тыловых органах, медицинских учреждениях, местных органах военного управления, на военных кафедрах гражданских высших учебных заведений, в квартирно-эксплуатационных и других обслуживающих учреждениях и службах, где нет необходимости в профессиональных военных;
- принятие мер по рациональному размещению воинских частей, вооружения и военной техники на территории страны, в том числе за счет квоты, выделенной по Договору об обычных вооруженных силах в Европе.
На втором этапе - до конца 2005 года - главным является обеспечение способности Вооруженных Сил к решению задач в конфликте средней интенсивности самостоятельно или совместно с вооруженными силами государств-союзников.
Реализацию этой задачи предполагается осуществить за счет:
- приоритетного развития и технического переоснащения войск связи, разведки, радиоэлектронной борьбы, противовоздушной обороны, транспортной авиации;
- совершенствования системы комплектования Вооруженных Сил, увеличения удельного веса военнослужащих контрактной службы в Силах воздушной обороны, в соединениях и частях мобильных войск и на должностях, определяющих боевую готовность, в Силах общего назначения;
- восстановления системы мобилизационной подготовки резервов;
- восстановление запасов материальных средств, предназначенных для мобилизационного развертывания Вооруженных Сил;
- развития военной инфраструктуры путем создания баз хранения вооружения и техники, предназначенных для действий мобильных частей в случае возникновения кризисных ситуаций на важных стратегических направлениях;
- перехода к системе подготовки кадров для Вооруженных Сил на основе долгосрочной государственной программы;
- создания органов управления, складской базы и запасов материальных средств для формирований территориальной обороны;
- проведения комплекса мер по реализации Государственной программы развития вооружения и военной техники.
На третьем этапе - после 2005 года - основной задачей является осуществление комплекса мероприятий, направленных на увеличение количества высокомобильных воинских формирований в Вооруженных Силах, способных решать сложные задачи на важных стратегических направлениях.
Реализацию этой задачи предполагается осуществить за счет:
- повышения качественных параметров войск путем увеличения удельного веса полностью укомплектованных соединений и частей в составе видов Вооруженных Сил, родов войск и специальных войск;
- продолжения комплектования Вооруженных Сил по контракту в сочетании с сокращением срока службы по призыву, введением альтернативной службы и совершенствованием системы подготовки мобилизационных ресурсов;
- поэтапного технического переоснащения войск новыми образцами вооружения и военной техники;
- полноценного ресурсного обеспечения оперативной, боевой и мобилизационной подготовки войск.
3. Основы военно-экономического обеспечения военной
безопасности Республики Казахстан
Главная цель, принципы, задачи и направления
военно-экономического обеспечения военной безопасности
3.1. Главной целью военно-экономического обеспечения является выделение Вооруженным Силам, другим войскам и воинским формированиям финансовых, материально-технических и других ресурсов, их оснащение вооружением, военной и специальной техникой в количествах, необходимых для гарантированного обеспечения военной безопасности Республики Казахстан.
3.2. Основные принципы военно-экономического обеспечения:
- гарантированное программно-целевое финансирование Вооруженных Сил Республики Казахстан на основе зафиксированного в бюджетном законодательстве уровня расходов на оборону, составляющего не менее 1% валового внутреннего продукта страны и не подлежащего секвестированию;
- эффективное использование финансовых, материально-технических, интеллектуальных ресурсов при решении основных задач обеспечения военной безопасности.
3.3. Основные задачи военно-экономического обеспечения:
- удовлетворение потребностей Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований в финансовых средствах и материально-технических ресурсах;
- развитие материально-технической базы боевой и мобилизационной готовности Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований;
- совершенствование научно-технической и производственной базы для осуществления производства, ремонта и модернизации вооружения, военной и специальной техники;
- восстановление систем мобилизационной готовности экономики и мобилизационной подготовки населения страны;
- повышение уровня жизни, социального обеспечения, материально-бытовых условий жизнедеятельности, реализация установленных законодательством гарантий военнослужащих, членов их семей и лиц, уволенных с военной службы;
- осуществление взаимовыгодного международного военного и военно-технического сотрудничества.
3.4. Основные направления военно-экономического обеспечения:
- осуществление бюджетной политики, обеспечивающей гарантированное удовлетворение потребностей Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований в финансовых средствах и материально-технических ресурсах;
- совершенствование системы государственного управления разработкой, производством, ремонтом и закупками вооружения, военной, специальной техники и имущества для укрепления оборонного потенциала страны;
- государственная поддержка организаций различных форм собственности, производящих продукцию для Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований в целях повышения экономической заинтересованности этих организаций в выполнении государственного оборонного заказа;
- унификация, модернизация и обновление парка вооружения, военной техники и другого военного имущества за счет ассигнований из бюджетов, средств от реализации высвобождаемого и не используемого военного имущества и других источников, не запрещенных законодательством Республики Казахстан;
- структурная перестройка и совершенствование научно-технической, экспериментальной и производственной базы организаций, выпускающих продукцию и оказывающих услуги военного назначения;
- организация и проведение фундаментальных, поисковых и прикладных исследований, перспективных научно-технических и технологических разработок для создания новых видов вооружения и военной техники, продукции военного назначения;
- внедрение системы финансово-экономических регуляторов и механизмов, направленных на гарантированное обеспечение государственного оборонного заказа всеми видами ресурсов и услуг;
- использование международного военно-технического сотрудничества в целях повышения военно-экономического потенциала страны.
3.5. Порядок формирования государственного оборонного заказа, его военно-техническое, финансовое обеспечение и условия закупки продукции военного назначения устанавливаются Правительством Республики Казахстан.
Министерства, ведомства, другие государственные органы и организации всех форм собственности обязаны исполнять государственный оборонный заказ.
3.6. Основными направлениями мобилизационной подготовки экономики Республики Казахстан являются:
- разработка адаптированной к рыночным условиям нормативной правовой базы мобилизационной подготовки и перевода экономики с мирного на военное положение;
- подготовка системы управления экономикой к устойчивому функционированию в условиях военного времени;
- создание системы мобилизационной подготовки государственных органов и организаций, имеющих мобилизационные задания;
- осуществление государственных мер по восстановлению мобилизационных мощностей и объектов;
- создание системы экономической заинтересованности предприятий и организаций различных форм собственности в выполнении мобилизационных заданий;
- восстановление и сохранение запасов материальных средств в мобилизационном и государственном резервах;
- создание страхового фонда конструкторской и технологической документации для военного времени.
3.7. Ответственность за подготовку экономики к обеспечению военной безопасности страны возлагается на Правительство Республики Казахстан.
Международное военное и военно-техническое сотрудничество
Республики Казахстан
3.8. Международное военное и военно-техническое сотрудничество Республики Казахстан с зарубежными государствами осуществляется в целях сбалансированного решения задач по обеспечению военной безопасности Республики Казахстан и его союзников.
3.9. Всесторонне оценивая свой оборонный потенциал, существующие и потенциальные источники военных угроз, Республика Казахстан приоритетными направлениями в международном военном сотрудничестве считает:
- развитие взаимовыгодного сотрудничества в военной и военно-технической области в рамках Договора о коллективной безопасности государств-участников СНГ, с учетом его дальнейшего совершенствования и адаптации к современным условиям;
- расширение сотрудничества в военной области с НАТО в рамках программы "Партнерство во имя мира";
- укрепление двустороннего сотрудничества с Российской Федерацией, США, КНР, Турецкой Республикой, ФРГ и другими государствами;
- участие воинских формирований в международных операциях по поддержанию мира под эгидой ООН.
3.10. Для участия в миротворческих операциях контингент Вооруженных Сил Республики Казахстан может комплектоваться на основе Казахстанского миротворческого батальона ("Казбата").
3.11. Признавая общность военно-политических интересов и исходя из необходимости консолидации усилий по обеспечению коллективной военной безопасности, Республика Казахстан координирует свою деятельность с государствами-участниками Договора о коллективной безопасности в следующих областях:
- согласование направлений формирования военной политики и военной доктрины;
- совершенствование системы коллективной безопасности по региональному принципу;
- совместная охрана внешних границ СНГ;
- совершенствование Объединенной системы ПВО;
- совместная борьба с экстремизмом и терроризмом;
- дальнейшее развитие военно-технического сотрудничества;
- развитие военной инфраструктуры;
- подготовка военных кадров;
- развитие военной науки;
- защита прав военнослужащих.
3.12. Основными принципами государственной политики Республики Казахстан при осуществлении военно-технического сотрудничества с зарубежными государствами являются:
- централизованный характер деятельности в области военно-технического сотрудничества;
- соблюдение международных обязательств Республики Казахстан в области контроля над экспортом вооружений, продукции военного назначения, товаров и технологий двойного применения;
- военно-политическая и экономическая целесообразность при осуществлении военно-технического сотрудничества;
- укрепление отечественной оборонной промышленности через активизацию международного военно-технического сотрудничества;
- взаимное размещение заказов на предприятиях оборонной промышленности;
- взаимовыгодная, скоординированная политика реализации продукции оборонных предприятий на внешнем рынке.
Заключение
Военная доктрина Республики Казахстан определяет сугубо оборонительную направленность деятельности по обеспечению военной безопасности страны, подтверждает принципиальную приверженность Республики Казахстан политическим способам разрешения любых межгосударственных противоречий и конфликтов.
Военная доктрина как составная часть Стратегии национальной безопасности Республики Казахстан на 1999-2005 годы будет совершенствоваться по мере развития страны, изменения региональной ситуации и развития системы международной безопасности.
Взгляды и подходы к военному строительству, подготовке страны к обороне, использованию Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований, изложенные в Военной доктрине Республики Казахстан, будут конкретизироваться в законодательных актах и иных нормативных правовых документах по вопросам обеспечения военной безопасности.
Военная доктрина будет реализовываться скоординированной деятельностью всех органов государственного и военного управления, организаций, общественных объединений и граждан, направленной на обеспечение военной безопасности Республики Казахстан.
Республика Казахстан будет последовательно выполнять все основные положения Военной доктрины, строго и неукоснительно соблюдать Устав ООН, нормы и принципы международного права.