о исполнение Закона Республики Казахстан от 5 января 2001 года N 136-II "О государственном контроле при применении трансфертных цен" приказываю:
1. Утвердить прилагаемую Инструкцию о порядке осуществления государственного контроля при применении трансфертных цен в международных деловых операциях.
2. Ответственными исполнителями за осуществление государственного контроля посредством проведения мониторинга сделок, по которым могут быть применены трансфертные цены, определить Департамент электронного мониторинга (Мукаи Е.Б.) и Таможенный комитет МГД РК (Нукенов М.О.).
3. Департаменту электронного мониторинга (Мукаи Е.Б.) обеспечить государственную регистрацию настоящего приказа.
4. Контроль за исполнением данного приказа возложить на Вице-Министра Нурпеисова К.А.
5. Настоящий приказ вступает в силу со дня государственной регистрации и вводится в действие с 1 января 2001 года.
Министр
Согласована Утверждена
Министр финансов приказом Министра
Республики Казахстан государственных доходов
15 мая 2001 г. Республики Казахстан
от 14 мая 2001 года N 590
Инструкция о порядке осуществления государственного контроля при
применении трансфертных цен в международных деловых операциях
1. Настоящая Инструкция разработана в соответствии с Законом Республики Казахстан от 5 января 2001 года "О государственном контроле при применении трансфертных цен" (далее - Закон).
2. Понятия, используемые в настоящей Инструкции, означают следующее:
1) отчетный месяц - месяц осуществления международных деловых операций;
2) отчетный квартал - квартал осуществления международных деловых операций.
3. Государственный контроль при применении трансфертных цен осуществляется по следующим сделкам:
1) между взаимозависимыми или взаимосвязанными сторонами;
2) по товарообменным (бартерным) операциям;
3) при исполнении обязательств по сделкам, осуществляемым путем зачета встречного однородного требования (включая зачет при уступке требования);
4) при совершении сделок с лицами, зарегистрированными (проживающими) или имеющими банковские счета в иностранных государствах, законодательство которых не предусматривает раскрытие и предоставление информации при осуществлении финансовых операций, либо по месту регистрации (проживания) которых применяется льготный режим налогообложения, включая оффшорные зоны;
5) при совершении сделок с юридическими лицами, имеющими льготы по налогам или для которых установлена ставка, отличная от ставки, установленной налоговым законодательством;
6) при совершении сделок с юридическими лицами, имеющими убыток по данным налоговых деклараций за два последних налоговых периода, предшествующих году совершения сделки.
По международным деловым операциям, не подпадающим под действие подпунктов 1)-6) настоящего пункта, государственный контроль осуществляется в случае установления факта отклонения цены сделки более чем на 10 процентов в ту или иную сторону от рыночной цены товара (работы, услуги).
По сделкам, осуществляемым на территории Республики Казахстан и подпадающим под действие подпунктов 5) и 6) настоящего пункта, государственный контроль осуществляется в случае их взаимосвязи с международными деловыми операциями.
4. Государственный контроль при применении трансфертных цен (далее - государственный контроль) осуществляют органы налоговой службы и таможенные органы Республики Казахстан.
5. Для осуществления государственного контроля органы налоговой службы и таможенные органы проводят мониторинг сделок, по которым могут быть применены трансфертные цены.
Перечень товаров (работ, услуг), сделки по которым подлежат мониторингу, утверждается приказом Министра государственных доходов Республики Казахстан.
2. Разграничение компетенции уполномоченных
органов по государственному контролю
6. Министерство государственных доходов Республики Казахстан и его территориальные налоговые органы осуществляют следующие меры контроля:
1) проведение мониторинга сделок, указанных в пункте 3 настоящей Инструкции;
2) ведение информационной базы по рыночным ценам на товары (работы, услуги);
3) проведение проверок по вопросам отклонения цен на товары (работы, услуги);
4) доначисление и взыскание сумм налогов и других обязательных платежей, штрафов и пени в связи с корректировкой объектов налогообложения;
5) передача в Таможенный комитет Министерства государственных доходов Республики Казахстан сведений по установленным фактам применения трансфертного ценообразования для проведения таможенными органами доначисления и взыскания сумм таможенных платежей с доходов, заниженных при применении трансфертных цен.
7. Таможенный комитет Министерства государственных доходов Республики Казахстан и его структурные подразделения осуществляют следующие меры контроля:
1) ведение электронной базы данных грузовых таможенных деклараций по товарам;
2) предоставление данных по товарам (работам, услугам) в Министерство государственных доходов Республики Казахстан;
3) участие совместно с налоговыми органами в документальных проверках по вопросам трансфертного ценообразования в пределах своей компетенции;
4) доначисление и взыскание сумм таможенных платежей с доходов, заниженных при применении трансфертных цен по данным налоговых органов, в соответствии с таможенным законодательством.
3. Порядок проведения мониторинга сделок
в международных деловых операциях
8. Мониторинг сделок - систематизированная форма внешнего наблюдения уполномоченными органами за ценами на товары (работы, услуги), применяемыми участниками международных деловых операций.
9. Мониторинг сделок проводится на основе данных таможенных органов и данных, предоставляемых участниками международных деловых операций в уполномоченные органы.
10. При определении рыночных цен на товары (работы, услуги) уполномоченные органы используют официальные источники информации по рыночным ценам, перечень которых устанавливается Правительством Республики Казахстан.
11. Таможенный комитет Министерства государственных доходов Республики Казахстан ежемесячно направляет в Министерство государственных доходов Республики Казахстан данные по экспортным сделкам по товарам на основе грузовых таможенных деклараций и паспортов сделок.
12. Таможенный комитет Министерства государственных доходов Республики Казахстан осуществляет регулярный обмен информацией с Государственным таможенным комитетом Российской Федерации и таможенными службами других стран по товарам (работам, услугам), определенным приказом Министра государственных доходов Республики Казахстан. Обмен информацией осуществляется в рамках действующих соглашений об информационном обмене с таможенными службами других стран.
4. Порядок предоставления сведений в Министерство
государственных доходов Республики Казахстан
13. Таможенный комитет Министерства государственных доходов Республики Казахстан:
ежемесячно к 25 числу месяца, следующего за отчетным, предоставляет в Министерство государственных доходов Республики Казахстан информацию по форме в соответствии с приложением 1 к настоящей Инструкции;
в рамках действующих соглашений об обмене информацией с таможенными службами других стран, по запросу Министерства государственных доходов Республики Казахстан и территориальных налоговых комитетов предоставляет необходимую информацию для проведения государственного контроля;
ведет сравнительный анализ на предмет расхождения между предоставленной таможенными службами зарубежных государств информацией по таможенной стоимости товаров, импортированных на их территорию из Республики Казахстан, и таможенной стоимостью товаров, экспортированных из Республики Казахстан, в разрезе соответствующих товарных групп, определенных настоящей Инструкцией. Информация в виде ежеквартального отчета должна предоставляться в Министерство государственных доходов Республики Казахстан к 25 числу месяца, следующего за отчетным кварталом.
14. Участники международных деловых операций имеют право заблаговременно предоставить в уполномоченные органы экономическое обоснование применяемой цены и документы, подтверждающие цену данной сделки, в целях определения рыночной цены, выбора метода определения цены и согласования условий, которые объективно могут повлиять на формирование цены товара (работы, услуги).
5. Корректировка дохода (расхода) в случаях
установления факта отклонения цены от рыночной цены
15. При установлении факта отклонения цены сделки от рыночной цены налоговые органы корректируют объекты обложения.
На основании корректировки объектов налогообложения производится начисление подоходного налога с юридических лиц, налога на добавленную стоимость, акциза (в случае сделок с подакцизными товарами), роялти и налога на сверхприбыль у недропользователей, таможенных платежей, рассчитанных таким образом, как если бы доходы или расходы от этих сделок и другие объекты налогообложения были бы определены исходя из рыночной цены, с применением штрафов и пени в соответствии с законодательством Республики Казахстан.
16. Расчет отклонения цены сделки от рыночной цены производится по следующей формуле:
Процент отклонения = (Pm - pk) * 100%/Рм,
где Pm - рыночная цена, pk - цена, применяемая при совершении сделки.
17. Корректировка дохода (расхода) производится на сумму разницы между фактическим доходом (расходом) участника международной деловой операции и расчетным доходом (расходом). Расчетный доход (расход) определяется путем перемножения физического объема сделки в натуральном выражении и рыночной цены за единицу товара (работы, услуги), определенной в сопоставимых экономических (коммерческих) условиях.
Пример 1. Товар А реализован на экспорт по цене 100 долл. США за единицу в количестве 100 единиц. В рассматриваемый период рыночная цена на идентичный (однородный) товар составила 150 долл. США. Отклонение цены от рыночной составляет ((150-100)/150)*100%=33,3%. Корректировка дохода производится на сумму 150*100-100*100=5 000 долл. США.
Пример 2. Средневзвешенные расходы по перевалке зерна в порту Новороссийск составили 5 долл. США за тонну зерна. В тот же период времени, расходы компании А по перевалке 18 000 тонн зерна в том же порту составили 144 тыс. долл. США или 8 долл. США за тонну зерна. Отклонение в расходах составляет ((8-5)/8)*100%=37,5%. Корректировка расходов у компании А производится на сумму (8-5)*18 000=54 000 долл. США.
18. Корректировка расходов на услуги (работы) не производится в случае, если участники международных деловых операций докажут правомерность расходов, связанных с международными деловыми операциями.
Пример. Компания А оплатила расходы по транспортировке 10 000 тонн зерна до рынка по маршруту 1, которые составили 30 долл. США за тонну. Расходы по страхованию данного груза компании А обошлись в 10000 долл. США или 1 долл. США за тонну зерна. Расходы компании Б по транспортировке такого же объема зерна до рынка, но по маршруту 2, составили 20 долл. США за тонну зерна, а страхование груза обошлось в 13000 долл. США или 1,3 долл. США за тонну. Поскольку суммарные расходы компании Б ниже суммарных расходов компании А на 9,7 долл. США за тонну (31-21,3=9,7), расходы компании Б по страхованию не корректируются.
19. При определении величины отклонения цены сделки от рыночной цены уполномоченные органы учитывают следующие условия:
1) количество (объем) поставляемых товаров (например, объем товарной партии), выполняемых работ, предоставляемых услуг;
2) качество поставляемых или приобретаемых товаров, наличие или отсутствие упаковки, удобной расфасовки;
3) сроки исполнения обязательств;
4) условия платежей, обычно применяемые в сделках данного вида, а также иные условия, которые могут оказывать влияние на цены;
5) применяемые при совершении сделок между невзаимозависимыми лицами обычные скидки с цены или надбавки к цене. В частности, учитываются скидки и надбавки, вызванные:
сезонными колебаниями потребительского спроса на товары (работы, услуги);
потерей товарами качества или иных потребительских свойств;
частичным улучшением или восстановлением утерянных качества и (или) иных потребительских свойств товаров;
истечением (приближением даты истечения) сроков годности или реализации товаров;
маркетинговой политикой при продвижении на рынке новых товаров (работ, услуг), не имеющих аналогов, а также при продвижении товаров (работ, услуг) на новые рынки;
реализацией опытных моделей и образцов товаров в целях ознакомления с ними потребителей.
Пример. Нефтяной компанией произведена поставка нефти на экспорт по трубопроводу в объеме 100 тыс. баррелей. От данной сделки компания получила 20 долл. США за баррель или валовой доход в размере 2 млн. долл. США. Согласно официальным источникам информации (например, "Reuters") рыночная цена нефти, поставляемой по данному трубопроводу, в этот период составила 25 долл./баррель. Следовательно, расчетный валовой доход компании должен был бы составить 2,5 млн. долл. США. Отклонение цены от рыночной цены составило 20%. Однако, дополнительные сведения, предоставленные компанией и компетентными органами, показали, что отклонение цены вызвано условием платежа, применяемым в данной сделке. Данная компания являлась участником системы Банка качества нефти данного трубопровода, где конечная цена нефти определяется с учетом плотности и серосодержания нефти, закаченной компанией в данный трубопровод. Данное обстоятельство принимается в расчет при определении уровня отклонения от рыночной цены.
6. Методы определения рыночной цены
20. Уполномоченные органы для определения рыночной цены могут использовать следующие методы:
1) метод сопоставимой неконтролируемой цены;
2) метод "затраты плюс";
3) метод цены последующей реализации.
21. Метод сопоставимой неконтролируемой цены применяется при наличии на соответствующем рынке товаров (работ, услуг) сделок по идентичным (при их отсутствии - однородным) товарам (работам, услугам) и устанавливает рыночную цену, исходя из цен на идентичные (при их отсутствии - однородные) товары (работы, услуги), проданные при сопоставимых условиях покупателю, не связанному с продавцом. При применении данного метода за рыночную цену товара (работы, услуги) можно использовать цены на идентичные (однородные) товары (работы, услуги), опубликованные в официальных источниках информации, с учетом транспортных и прочих расходов, связанных с доставкой товара (работы, услуги) до пунктов, указанных в этих источниках. При этом, расчет можно проводить по формуле:
Pm = Pw - <|
где, Pm - рыночная цена, Pw - цена из официально признанных источников информации, <| - дифференциал, который представляет собой суммарную стоимость затрат на транспортировку и прочих расходов, связанных с доставкой товара до покупателя и реализацией.
Пример. Предприятие "А" осуществляет реализацию сырой нефти в Италию с базисом поставки ФОБ Новороссийск. Для определения рыночной цены берутся средние котировки Brent DTD за 5-7 дней от даты морского коносамента по публикациям официальных источников информации (например, Platt's Global Alert). За соответствующий период средний Brent DTD составил 27,75 долл.США/баррель. Если качество нефти соответствует Urals MED, составляющий, например, 27,0 долл. США/баррель, то необходимо учитывать дифференциал по качеству в 0,75 долл./баррель (27,75-27,0=0,75). Далее, из указанных источников определяется дифференциал по фрахту из Новороссийска до Италии за соответствующий период. Например, дифференциал по фрахту определен в 1,1 долл.США/баррель. Если комиссионные торгового агента (посредника) оцениваются в размере 0,10-0,15 долл.США/баррель, то полный дифференциал будет следующим:
<| = 0,75 + 1,1 + 0,15 = 2,0 долл./баррель,
тогда
Pm = 27,75 - 2,0 = 25,75 долл./баррель.
При реализации товара (работ, услуг), осуществляемого в страны, где невозможно установить рыночные цены (например, страны Содружества Независимых Государств), за рыночную цену берется цена по данным ввозных грузовых таможенных деклараций страны-импортера либо рассчитывается средневзвешенная цена реализации на идентичные (однородные) товары (работы, услуги) других участников международных деловых операций на эти рынки в сопоставимых экономических условиях.
Пример: Предприятие "А" отгружает продукцию в страну Х в количестве 100 штук по цене 10 долл.США./шт. Поставки на данный рынок совершили также предприятия "В" в количестве 200 шт. по цене 13 долл.США./шт. и "С" в количестве 100 шт. по цене 17 долл.США./шт. Расчет средневзвешенной цены производится следующим образом Pср = Еpq/Еq = (10*100+13*200+17*100) / (100+200+100)= 13,25 долл.США./шт. Доход компании "А" корректируется на 13,25*100 - 10*100 = 325 долл. США.
(Примечание РЦПИ: Е - сумма)
22. При невозможности определения соответствующих цен ввиду отсутствия на рынке сделок по идентичным (однородным) товарам (работам, услугам), а также ввиду отсутствия соответствующих источников информации, применяется метод цены последующей реализации или метод "затраты плюс". По методу "затраты плюс" цена определяется как сумма произведенных поставщиком затрат за передаваемую продукцию (услугу), затрат, связанных с ее реализацией, и наценки. Расходы должны быть подтверждены документально на основе объективных и количественно определяемых данных. Стоимость вывозимого товара определяется исходя из представленных участником сделки данных бухгалтерского учета, отражающих его затраты на производство и реализацию вывозимого товара (работы, услуги), и величины прибыли (наценки), обеспечивающей сложившуюся для данной сферы деятельности среднюю норму рентабельности.
Пример: Компания "А" реализовала 20,000 тонн сырья заводу "Б", находящемуся в Российской Федерации и связанному с компанией "А", по цене 50 долл. США за тонну. Данное сырье производится в Казахстане только компанией "А", а в России никем не производится. Однако, по имеющейся информации, валовая прибыль турецкой компании "С", производящей однородное сырье, составляет от 20 до 30 процентов в зависимости от рынка сбыта этой продукции. Учитывая рентабельность в размере 25 процентов и затраты компании "А" по производству и реализации данного сырья (45 долл. США за тонну), ее доход корректируется на сумму (45*1,25-50)*20,000=125,000 долл. США.
7. Порядок взаимоотношений и разбирательства между участниками
международных деловых операций и уполномоченными органами
23. Министерство государственных доходов Республики Казахстан по данным мониторинга сделок и сведений, предоставляемых Таможенным комитетом Министерства государственных доходов Республики Казахстан, определяет необходимость включения вопросов, связанных с применением трансфертных цен, в налоговую проверку о правильности исчисления налогов и других обязательных платежей в бюджет.
24. По результатам проверки информация, касающаяся отклонения применяемых цен от рыночных цен, передается в Министерство государственных доходов Республики Казахстан для дальнейшего принятия решения о корректировке налогооблагаемого дохода.
25. С началом процедуры разбирательства Министерством государственных доходов Республики Казахстан направляется официальное письмо участнику международной деловой операции, извещающее о наличии факта отклонения цены товара (работы, услуги) от рыночной цены. В случае необходимости также запрашиваются дополнительные документы (контракты и платежно-расчетные документы с третьими лицами, учредительные документы сторон, счета за посреднические, брокерские услуги, бухгалтерские документы, коносаменты и другие необходимые документы), имеющие отношение к рассматриваемой сделке, и указывается срок их представления.
26. В случае, если расходы и прочие условия сделки определены в стоимостном выражении, документально подтверждены и обоснованы, представленные факты по данной сделке учитываются при расчете отклонения и корректировки дохода. В противном случае, уполномоченные органы могут подвергнуть эти факты дополнительной проверке.
27. Информация, представленная участником международной деловой операции и являющаяся конфиденциальной или составляющая коммерческую тайну, используется должностными лицами уполномоченных органов исключительно в рамках Закона и не может передаваться третьим лицам, в том числе иным государственным органам, без разрешения самого участника международной деловой операции, кроме случаев, предусмотренных законодательством Республики Казахстан. За разглашение информации, составляющей коммерческую тайну или являющейся конфиденциальной, должностные лица несут ответственность в соответствии с законодательством Республики Казахстан.
28. В случае необоснованности, недостоверности или непредставления информации, производится корректировка дохода без учета дополнительных расходов по реализации и составляется акт о доначислении налогов, штрафов и пени в соответствии с Законом, и направляется уведомление о начисленных по акту суммах налогов и других обязательных платежей в соответствии с налоговым и таможенным законодательством.
29. Решение о доначислении сумм налогов и других обязательных платежей в государственный бюджет Республики Казахстан, возникших от корректировки налогооблагаемого дохода, принимается в течение одного месяца со дня получения всех требуемых документов от участника международной деловой операции и компетентных органов.
30. Взыскание начисленных сумм налогов и других обязательных платежей в бюджет, с применением штрафов и пени, разрешение споров и обжалование в суде производятся в соответствии с законодательством Республики Казахстан.
Приложение 1
к Инструкции о порядке осуществления
государственного контроля при применении
трансфертных цен в международных деловых
операциях, утвержденной приказом
МГД РК от 14 мая 2001 года N 590
___________________________________________________________________
Наиме- !Номер!Дата !Контракто-!Номер и !Наимено-!Наимено!Наимено!
нование!ГТД !выпуска!держатель !дата !вание !вание !вание !
тамож. ! !ГТД ! !контракта!отправи-!покупа-!полу- !
органа ! ! ! ! !теля !теля !чателя !
-------------------------------------------------------------------
1 ! 2 ! 3 ! 4 ! 5 ! 6 ! 7 ! 8 !
-------------------------------------------------------------------
Продолжение таблицы:
____________________________________________________________________
Условие !Пункт!Торгую!Страна!Описание !N и дата!Таможен!Вид !Код!
поставки !назна!щая !назна-!товара из!счета- !ный !транс!по !
(ИНКОТЕРМС)!чения!страна!чения !ГТД !фактуры,!режим !порта!ТН !
! ! ! ! !коноса- ! ! !ВЭД!
! ! ! ! !мента ! ! ! !
--------------------------------------------------------------------!
9 ! 10 ! 11 ! 12 ! 13 ! 14 ! 15 ! 16 ! 17!
--------------------------------------------------------------------
Продолжение таблицы:
_________________
Объем !Фактурная !
товара!стоимость,!
(нетто!$ !
кг) ! !
-----------------!
18 ! 19 !
-----------------