Сноска. Утратил силу приказом Министра финансов РК от 04.08.2010 № 395 (вводится в действие с 01.01.2013).
Приказываю:
1. Утвердить прилагаемые изменения и дополнения в приказ Департамента казначейства Министерства финансов Республики Казахстан от 27 января 1998 года N 30 V980489_ "Об утверждении Инструкции по бухгалтерскому учету в государственных учреждениях".
2. Настоящий приказ вступает в силу со дня его государственной регистрации в Министерстве юстиции Республики Казахстан.
Председатель
Согласовано Утверждено
Первый вице-Министр финансов приказ Комитета казначейства
Республики Казахстан Министерства финансов
от 16 мая 2001 года Республики Казахстан
от 18 мая 2001 года N 260
Изменения и дополнения
в приказ Департамента казначейства
Министерства финансов Республики Казахстан
от 27 января 1998 года N 30
"Об утверждении Инструкции по бухгалтерскому учету в
государственных учреждениях"
Внести в приказ Департамента казначейства Министерства финансов Республики Казахстан от 27 января 1998 года N 30 V980489_ "Об утверждении Инструкции по бухгалтерскому учету в государственных учреждениях" следующие изменения и дополнения:
1. Пункт 4 дополнить абзацем следующего содержания:
"Ведение бухгалтерского учета исполнения смет расходов по журнально-ордерной форме может быть разрешено в отдельных случаях, в соответствии с порядком его ведения, утвержденным администратором республиканских бюджетных программ по согласованию с Министерством финансов Республики Казахстан.".
2. Дополнить пунктом 16-1 следующего содержания:
"16-1. При освобождении главного бухгалтера от занимаемой должности (увольнении, назначении на другую должность, перемещении) производится сдача дел главному бухгалтеру, назначенному на должность в соответствии с законодательством, а при отсутствии последнего - работнику, назначенному приказом руководителя государственного учреждения.
Прием и сдача дел главным бухгалтером, сдающим дела (далее - сдающим), и работником, принимающим дела (далее - принимающим), производятся на основании приказа руководителя государственного учреждения. В приказе указывается срок приема-сдачи дел бухгалтерской службы, но не более двух недель; порядок оплаты труда сдающего и принимающего. В приказе также указывается, кому предоставлено на период приема-сдачи дел право подписи на документах, при этом должно быть оговорено, что до оформления права подписи лица, принимающего дела, документы подписывает сдающий дела под контролем принимающего.
В процессе сдачи дел определяется состояние бухгалтерского учета в данном государственном учреждении и достоверность отчетных данных, при этом составляется соответствующий Акт приема-сдачи дел (далее - Акт), разграничивающий ответственность принимающего и сдающего дела.
Передача дел бухгалтерской службы производится на основе последнего представленного баланса. В Акте должно быть указано, на какую дату осуществлена передача дел.
В начале приема и сдачи дел проверяется состояние кассы на момент приема-сдачи дел (обеспечены ли надлежащие условия для хранения денежной наличности, состояние записей в кассовой книге, состояние по другим ценностям, хранящимся в кассе, и соответствие их бухгалтерским записям, наличие чековых книжек, номера неиспользованных чеков). Акт проверки кассы подписывается лицом, как сдающим, так и принимающим дела бухгалтерской службы, а также кассиром, либо лицом, отвечающим за ведение кассовых операций.
При приеме и сдаче дел проверяется состояние денежного учета, учета расчетных операций, расчетных статей баланса (реальность дебиторской и кредиторской задолженности, наличие нереальной для взыскания задолженности, с указанием виновных в этом лиц, наличие актов сверки взаимных расчетов, наличие не перечисленных своевременно в бюджет сумм), а также составление отчетности (соблюдение отчетной дисциплины, качество представляемой отчетности) государственного учреждения.
Кроме того, в Акте отражается:
состояние организации учета в бухгалтерской службе (штат, его укомплектованность, распределение обязанностей, должностные инструкции, наличие инструктивных материалов по бухгалтерскому учету и отчетности, обеспеченность бухгалтерскими книгами, бланками учета и отчетности), формирование учетной системы;
состояние первичной документации учета, бухгалтерской отчетности;
мероприятия, необходимые для организации учета и финансового контроля;
правильность оформления и хранения документов, состояние архива.
Составленный по завершении проверки состояния учета и отчетности государственного учреждения Акт подписывается принимающим и сдающим дела, и утверждается руководителем государственного учреждения. В случае несогласия принимающего с какими-либо положениями Акта, он вправе при его подписании указать соответствующие мотивированные оговорки. Акт составляется в двух экземплярах, один из которых остается у лица, сдающего дела. После подписания Акта главный бухгалтер, сдающий дела, освобождается от руководства бухгалтерской службой.".
3. В абзаце третьем пункта 18 слово "индивидуальной" исключить.
4. В пункте 32:
в Плане счетов бухгалтерского учета исполнения сметы расходов для
государственных учреждений:
1) в разделе V "Денежные средства":
по счету 09 "Открытые лимиты по бюджету":
субсчет 094 "Лимиты по соглашению о погашении взаимных
задолженностей" исключить;
название субсчета 099 "Открытые лимиты на расходы по проектам за счет
внешних займов" дополнить словами "и грантов";
по счету 11 "Специальные и валютные счета":
название субсчета 110 "Текущий счет для спонсорской и
благотворительной помощи" дополнить словами "и для зачисления страховой
выплаты";
название субсчета 113 "Специальный счет по внешним займам" дополнить
словами "и грантам";
счет 13 "Прочие денежные средства" дополнить субсчетом 130
"Аккредитивы";
2) в разделе VI "Внутриведомственные расчеты по финансированию":
по счету 14 "Внутриведомственные расчеты по финансированию" субсчет 145 "Расчеты по финансированию из бюджета на расходы государственного учреждения и другие мероприятия по взаимозачету" исключить;
3) в разделе VII "Расчеты":
по счету 15 "Расчеты с поставщиками, подрядчиками и заказчиками за выполненные работы и оказанные услуги":
название субсчета 151 "Расчеты по обязательствам за счет внешних займов" дополнить словами "и грантов";
дополнить субсчетом 154 "Расчеты с кредиторами сверх утвержденной сметы";
по счету 17 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами":
название субсчета 176 "Расчеты по средствам, полученным на расходы за счет спонсорской и благотворительной помощи" дополнить словами " , страховой выплаты";
название субсчета 178 "Расчеты с прочими дебиторами и кредиторами" дополнить словами "в пределах утвержденной сметы";
по счету 19 "Расчеты по пенсионному и социальному обеспечению" дополнить субсчетом "199 "Расчеты по внутреннему кредитованию";
4) в разделе VIII "Расходы":
по счету 20 "Расходы по бюджету":
название субсчета 200 "Расходы по бюджету на содержание государственного учреждения и другие мероприятия" дополнить словами "в пределах утвержденной сметы";
название субсчета 204 "Расходы по проектам, финансируемым за счет внешних займов" дополнить словами "и грантов";
дополнить субсчетом 208 "Расходы на содержание государственного
учреждения и другие мероприятия сверх утвержденной сметы";
по счету 21 "Прочие расходы" название субсчета 213 изложить в
следующей редакции:
"Расходы за счет средств от спонсорской и благотворительной помощи,
за счет страховой выплаты и прочих средств";
5) в разделе IX "Финансирование":
по счету 23 "Финансирование":
субсчет 235 "Финансирование из бюджета на расходы государственного
учреждения и другие мероприятия по взаимозачету" исключить;
название субсчета 239 "Финансирование проектов из средств внешних
займов" дополнить словами "и грантов";
6) в разделе X "Фонды и средства целевого назначения":
по счету 24 "Фонды и средства целевого назначения":
дополнить субсчетом 247 "Внутреннее кредитование";
название субсчета 249 "Внешние займы" дополнить словами "и гранты".
5. В пункте 33:
1) в подпункте а) слово "труда" исключить;
2) подпункт б) изложить в следующей редакции:
"б) предметы стоимостью до 40-кратного расчетного показателя за единицу по цене приобретения, независимо от срока их эксплуатации.
Исключение составляют предметы (средства труда), которые независимо от их стоимости относятся к активам по сроку эксплуатации, натурально-вещественному составу, в зависимости от целей использования и выполняемых функций, к ним относятся предметы производственно- хозяйственного назначения, библиотечные фонды, музейные ценности (кроме экспонатов, которые учитываются в установленном порядке), экспонаты животного мира, сценическо-постановочные средства, документация по типовому проектированию и другие.".
6. В пункте 38:
1) подпункт 2) после слов "рабочие машины и оборудование" дополнить словами "включая лифты грузовые и пассажирские,";
2) подпункт 9):
после слова "телевизоры," дополнить словами "магнитофоны, видеокамеры, аппараты сотовой связи, пейджеры,";
после слова "пылесосы," дополнить словами "кондиционеры, микроволновые печи".
7. Подпункт 4) пункта 40 после слова "тележки" дополнить словами ", инвалидные коляски".
8. В пункте 41:
1) подпункт 2) дополнить словами "боевые и газовые пистолеты;";
2) подпункт 3) изложить в следующей редакции:
"3) хозяйственный инвентарь - офисные принадлежности (стенка, гарнитуры, комплекты мебели, тумбы, уголок отдыха), переносные барьеры, вешалки, гардеробы, шкафы разные, диваны, столы, стулья, кресла, книжные полки, шкафы и ящики несгораемые, сейфы, пишущие машины, гектографы, шапирографы и другие ручные множительные и нумеровальные аппараты, телефонные аппараты, вентиляторы, переносные юрты, палатки (кроме кислородных), кровати (кроме кроватей со специальным оборудованием), ковры, портьеры, жалюзи, решетки на окна и другой хозяйственный инвентарь, а также предметы противопожарного назначения - гидропульты, стендеры, лестницы ручные и тому подобное (кроме насосов пожарных на автомобильном ходу и механических пожарных лестниц, учитываемых по субсчету 013 "Машины и оборудование").";
3) дополнить подпунктом 4) следующего содержания:
"4) прочий производственный и хозяйственный инвентарь - картины в рамах, зеркала, скульптуры (бюсты) бронзовые, мраморные вазы, светильники (люстры, бра), государственные символы, стенды наглядной агитации".
9. Пункт 61 дополнить абзацем следующего содержания:
"Сумма износа за весь период эксплуатации объекта исчисляется на основании имеющихся в инвентарных карточках данных о балансовой стоимости объекта, времени нахождения его в государственном учреждении (по количеству календарных лет), не считая года передачи.".
10. В пункте 115:
по счету 09 "Открытые лимиты по бюджету":
1) субсчет 094 "Лимиты по соглашению о погашении взаимных задолженностей" исключить;
2) название субсчета 099 "Открытые лимиты на расходы по проектам за счет внешних займов" дополнить словами "и грантов";
3) в абзаце одиннадцатом цифры "094" исключить.
11. Пункт 119 исключить.
12. Пункт 120-1 изложить в следующей редакции:
"120-1. На субсчете 096 "Открытые лимиты за счет других бюджетов" учитывается движение лимитов, открытых государственным учреждениям, содержащимся за счет республиканского бюджета, при получении ими лимитов из местного бюджета, и наоборот, при выделении лимитов из республиканского бюджета на определенные цели государственным учреждениям, содержащимся за счет местных бюджетов, в том числе движение официальных трансфертов (субвенций).
При получении лимитов за счет других бюджетов производится запись по дебету субсчета 096 и кредиту субсчета 232 "Финансирование за счет других бюджетов".
При получении официальных трансфертов (субвенций) из республиканского бюджета по казначейскому разрешению N 1 производится запись по дебету субсчета 096 и кредиту субсчета 232 "Финансирование за счет других бюджетов". Полученные официальные трансферты (субвенции) перечисляются на доходный счет местного бюджета, при этом производится запись по дебету субсчета 202 "Расходы за счет других бюджетов" и кредиту субсчета 096. Списание произведенных расходов в конце года осуществляется записью по дебету субсчета 232 и кредиту субсчета 202.".
13. В пункте 120-3:
1) название субсчета 099 "Открытые лимиты на расходы по проектам за счет внешних займов" дополнить словами "и грантов";
2) название субсчета 239 "Финансирование проектов из средств внешних займов" дополнить словами "и грантов".
14. В пункте 129:
1) название субсчета 110 "Текущий счет для спонсорской и благотворительной помощи" дополнить словами "и для зачисления страховой выплаты";
2) название субсчета 113 "Специальный счет по внешним займам" дополнить словами "и грантам".
15. Пункт 130 изложить в следующей редакции:
"130. На субсчете 110 "Текущий счет для спонсорской и благотворительной помощи и для зачисления страховой выплаты" учитывается поступление и расходование средств, получаемых государственными учреждениями в соответствии с действующим законодательством от юридических и физических лиц в виде спонсорской и благотворительной помощи, а также в виде страховой выплаты, осуществляемой страховщиком в случае повреждения или уничтожения имущества государственного учреждения в результате дорожно-транспортного происшествия.
Средства, поступившие на текущий счет для зачисления страховой выплаты, расходуются на восстановление поврежденного имущества, ремонт отдельных узлов, деталей, предметов поврежденного имущества, а также на приобретение нового имущества при полной гибели имущества.
На суммы, поступившие на текущий счет для спонсорской и благотворительной помощи, на текущий счет для зачисления страховой выплаты, дебетуется субсчет 110 и кредитуется субсчет 176 "Расчеты по средствам, полученным на расходы за счет спонсорской и благотворительной помощи, страховой выплаты".
При перечислении средств с текущего счета для спонсорской и благотворительной помощи поставщикам за приобретаемые материальные ценности производится запись по дебету субсчета 178 "Расчеты с прочими дебиторами и кредиторами" и по кредиту субсчета 110. Оприходование приобретенных материальных ценностей отражается по дебету соответствующих субсчетов счетов 01, 04, 06, 07 и по кредиту субсчета 178. Одновременно при приобретении активов, малоценных и быстроизнашивающихся предметов производится запись по дебету субсчета 213 и соответственно по кредиту субсчетов 250, 260. На суммы израсходованных материалов, денежных средств и других расходов производятся записи по дебету субсчета 213 и кредиту соответствующих субсчетов счетов "Материальные запасы", "Денежные средства", "Расчеты".
На израсходованные суммы за счет страховой выплаты дебетуется субсчет 213 "Расходы за счет средств от спонсорской и благотворительной помощи, за счет страховой выплаты и прочих средств" и кредитуется субсчет 110.
Аналитический учет по субсчету 110 по отдельным видам спонсорской и благотворительной помощи и по суммам страховой выплаты ведется на карточках форма 292-а (в книге форма 292).".
16. В пункте 132:
1) абзац второй изложить в следующей редакции:
"Депозитный счет открывается в территориальных органах казначейства: администратору республиканских бюджетных программ на основании разрешения Комитета казначейства Министерства финансов Республики Казахстан; государственным учреждениям, финансируемым из республиканского бюджета, - на основании разрешения территориального органа казначейства; государственным учреждениям, финансируемым из местных бюджетов, - на основании разрешения местных финансовых органов.";
2) в абзаце третьем после числа "174" дополнить словами "Расчеты по депозитным суммам";
3) дополнить абзацем пятым следующего содержания:
"На субсчете 112 ведется учет поступления кредитных ресурсов по государственному образовательному кредиту и государственному студенческому кредиту на депозитный счет государственного учреждения "Финансовый центр" Министерства образования и науки Республики Казахстан (далее - Финансовый центр) на основании платежных поручений Министерства образования и науки Республики Казахстан и Агентства по здравоохранению Республики Казахстан, при этом производится запись по дебету субсчета 112 и по кредиту субсчета 174. Финансовый центр перечисляет средства по государственному образовательному кредиту и государственному студенческому кредиту юридическим лицам, осуществляющим подготовку специалистов с высшим образованием, в соответствии с заключенным трехсторонним кредитным соглашением (между Заемщиком, Высшим учебным заведением и Финансовым центром) и производит запись по дебету субсчета 199 "Расчеты по внутреннему кредитованию" и по кредиту субсчета 112. Средства, поступающие на депозитный счет Финансового центра в счет погашения кредитов при наступлении срока возврата или в случае возврата неосвоенных кредитных ресурсов, отражаются в бухгалтерском учете записью по дебету субсчета 112 и по кредиту субсчета 199.".
17. Пункт 132.1 изложить в следующей редакции:
"132-1. Финансовые операции по поступлению и расходованию средств по внешним займам (заемным средствам) и грантам учитываются на субсчете 113 "Специальный счет по внешним займам и грантам". Специальный счет открывается в рекомендованном Национальным Банком Республики Казахстан банке второго уровня.
При поступлении средств на специальный счет по внешним займам и грантам производится запись в дебет субсчета 113 и в кредит субсчета 249 "Внешние займы и гранты".
Учет операций по движению средств внешних займов и грантов ведется в накопительной ведомости форма 381 (мемориальный ордер 2). Записи производятся на основании выписок из лицевых счетов и приложенных к ним документов.
Аналитический учет по субсчету 113 ведется по кодам бюджетной классификации расходов на карточках форма 294-а.".
18. В пункте 136:
1) абзац второй изложить в следующей редакции:
"Порядок ведения кассовых операций и определения лимита наличных денег в кассах государственных учреждений определен Правилами ведения кассовых операций в государственных учреждениях, утвержденных приказом Министерства финансов Республики Казахстан от 25 апреля 2000 года N 195, с учетом внесенных в них изменений и дополнений.";
2) в абзаце седьмом слово "индивидуальной" исключить.
19. Пункт 137 дополнить абзацем третьим следующего содержания:
"130 "Аккредитивы".
20. Дополнить пунктом 137-1 следующего содержания:
"137-1. На субсчете 130 "Аккредитивы" учитываются суммы аккредитивов, открытых в соответствии с обязательствами государственных учреждений, возникающими перед поставщиками по оплате за поставку товаров. В договоре должно быть оговорено, что расчеты будут производиться посредством открытия аккредитива.
Аккредитив - форма документарных расчетов, предусматривающая обязательство банка, принятое им по заявлению и в соответствии с инструкциями клиента или по собственному усмотрению, произвести платеж указанному бенефициару (юридическому или физическому лицу, в пользу которого открывается аккредитив).
Аккредитив может открываться как за счет бюджетных средств, так и за счет средств, полученных от реализации платных услуг, средств текущего счета для спонсорской и благотворительной помощи, а также средств на валютном счете.
Порядок открытия и исполнения аккредитива установлен V001150_ Правилами проведения операций с документарными аккредитивами банками Республики Казахстан, утвержденными постановлением Правления Национального Банка Республики Казахстан от 25 апреля 2000 года N 178.
Платежи, осуществляемые в целях исполнения аккредитива, производятся только в безналичном порядке.
При открытии аккредитива дебетуется субсчет 130 и кредитуются соответствующие субсчета счетов 09, 10, 11.
На суммы использованного аккредитива производится запись по кредиту субсчета 130 и дебету соответствующих субсчетов счетов материальных ценностей 01, 04, 06, 07.
Неиспользованные суммы аккредитива зачисляются на соответствующие бюджетные или текущие счета 09, 10, 11.
Аналитический учет по субсчету 130 ведется по каждому открытому аккредитиву на карточках форма 292-а (в книге форма 292).".
21. В пункте 140 субсчет 145 "Расчеты по финансированию из бюджета на расходы государственного учреждения и другие мероприятия по взаимозачету" исключить.
22. В пункте 145 цифру ", 145" исключить.
23. Пункт 146 исключить.
24. Пункт 147 изложить в следующей редакции:
"147. В этом разделе учитываются расчеты с поставщиками и подрядчиками за товары, выполненные работы и оказанные услуги, расчеты с бюджетом по взносам социального налога и другим платежам, с подотчетными лицами, рабочими и служащими, стипендиатами, депонентами, с родителями за содержание детей в школах-интернатах и других детских учреждениях, прочими дебиторами и кредиторами, расчеты по обязательным пенсионным взносам в накопительные пенсионные фонды, и другие виды расчетов.
В соответствии с Законом Республики Казахстан от 19 января 2001 года Z010142_ "О некоммерческих организациях" гражданско-правовые сделки, заключаемые государственными учреждениями, подлежат регистрации в порядке, определяемом Правительством Республики Казахстан.
Государственные учреждения, заключающие гражданско-правовые договоры на приобретение товаров (работ и услуг) за счет средств государственного бюджета, регистрируют их в территориальных органах Комитета казначейства Министерства финансов Республики Казахстан (далее - территориальных органах казначейства).
Договоры, заключаемые государственными учреждениями за счет средств государственного бюджета, но не прошедшие регистрацию в территориальных органах казначейства, не обеспечиваются бюджетными ассигнованиями и считаются несовершенными.
Товары (работы, услуги), приобретенные государственным учреждением в долг, сверх объема сметных назначений или выделенных лимитов, не подлежат оплате за счет бюджетных денег.
За приобретения товаров (работ, услуг) сверх утвержденной сметы ответственность несут должностные лица государственных учреждений в порядке, установленном законодательством.
Предъявленные к оплате документы (счета, акты выполненных работ) на стоимость приобретенных сверх утвержденной сметы товаров (работ, услуг) и приобретенные товары должны быть возвращены поставщику, а в случае невозможности возврата товаров (работ, услуг) задолженность поставщику отражается в бухгалтерском учете государственного учреждения.".
25. Пункт 148 изложить в следующей редакции:
"148. По результатам инвентаризации расчетов с дебиторами и кредиторами списанию подлежит следующая нереальная для взыскания:
1) дебиторская задолженность:
во взыскании которой судом отказано, в том числе по причине истечения срока исковой давности;
не удовлетворенная при ликвидации должника в связи с недостатком его имущества, а также не заявленная кредитором до утверждения ликвидационного баланса;
2) кредиторская задолженность:
в случае ликвидации кредитора;
во взыскании с государственного учреждения которой судом отказано, в
том числе по причине истечения срока исковой давности.
При наличии оснований для списания дебиторской и кредиторской
задолженности составляется Справка к акту инвентаризации расчетов с
дебиторами и кредиторами, которая должна содержать следующие сведения:
наименование дебитора, кредитора, подробный юридический адрес, РНН
(регистрационный номер налогоплательщика). В случае, если адрес и
местонахождение должника неизвестны, указываются меры, принятые по его
розыску;
сумма задолженности;
на каком балансовом счете числится задолженность, по каким
обязательствам;
дата образования задолженности;
документы, подтверждающие задолженность;
должностные лица, виновные в возникновении задолженности или
несвоевременном взыскании задолженности;
обоснование о невозможности возмещения суммы ущерба за счет виновного
в регрессном порядке;
подробное обоснование признания долга (дебиторской задолженности) нереальным для взыскания (конкретные меры, принятые по взысканию долга, в том числе осуществление претензионно-исковой работы, информация по выданным исполнительным документам; дата, номер решения ликвидационной комиссии или решения суда об утверждении ликвидационного баланса в случае признания банкротства должника. При отказе государственному учреждению в иске указать основания отказа, принятые меры по обжалованию решения суда в вышестоящие судебные инстанции);
причины (основания) для принятия решения о списании кредиторской задолженности.
Руководитель государственного учреждения на основании Акта инвентаризации расчетов, Справки к акту инвентаризации расчетов с дебиторами и кредиторами, а также Протокола инвентаризационной комиссии принимает решение о списании дебиторской и кредиторской задолженности с сообщением об этом в десятидневный срок администратору бюджетных программ.
Суммы нереальной для взыскания дебиторской задолженности списываются по решению руководителя государственного учреждения и относятся на уменьшение финансирования, при этом дебетуются субсчета 140, 230 и кредитуются соответствующие субсчета расчетов.
Суммы кредиторской задолженности, по которой руководителем государственного учреждения принято решение о списании ее (при наличии на это объективных условий), списываются и относятся на увеличение субсчетов 140, 230. В бухгалтерском учете эта операция отражается по дебету соответствующих субсчетов расчетов и по кредиту субсчетов 140, 230.
За несвоевременность принятия мер по взысканию задолженности с должников, за необоснованность и неправомерность списания задолженности руководитель государственного учреждения и другие лица, на которые возложены обязанности организации работы по взысканию задолженности с должников (предъявление исков, обжалование решений судов, получение исполнительных документов, направление исполнительных листов судебным исполнителям или в банки второго уровня и другие), несут дисциплинарную и/или иную ответственность в соответствии с действующим законодательством.".
26. В пункте 149:
1) название субсчета 151 "Расчеты по обязательствам за счет внешних займов" дополнить словами "и грантов";
2) дополнить субсчетом 154 "Расчеты с кредиторами сверх утвержденной сметы".
27. В пункте 150.1:
после слов "займов", "займам" дополнить соответственно словами "и грантов", "и грантам".
28. Дополнить пунктом 153 следующего содержания:
"На субсчете 154 "Расчеты с кредиторами сверх утвержденной сметы" учитываются приобретения товаров (работ, услуг) сверх утвержденной сметы расходов государственного учреждения. Если поставщиком предъявлены документы за полученные товары (работы, услуги) государственным учреждением сверх утвержденной сметы расходов, однако возврат товаров (работ, услуг) поставщику невозможен, то производится запись в кредит субсчета 154 "Расчеты с кредиторами сверх утвержденной сметы" и дебет соответствующих субсчетов. Задолженность по приобретенным сверх утвержденной сметы товарам (работам, услугам) прошлых лет, возникшая у государственного учреждения до 1 января 2001 года, должна быть перенесена на субсчет 154.
Должностные лица, допустившие принятие обязательств сверх
утвержденной сметы, несут ответственность в порядке, установленном
законодательством.
Учет расчетов с кредиторами сверх утвержденной сметы расходов ведется
в книге форма 292 (на карточках форма 292-а).".
29. В пункте 160:
1) название субсчета 176 "Расчеты по средствам, полученным на расходы
за счет спонсорской и благотворительной помощи" дополнить словами
", страховой выплаты";
2) название субсчета 178 "Расчеты с прочими дебиторами и кредиторами"
словами "в пределах утвержденной сметы".
30. В абзаце шестом пункта 165:
после цифры "10" дополнить цифрой "11";
слова "кредитуется субсчет 173" заменить словами "кредитуются
субсчета 238, 400".
31. В пункте 171:
1) абзац пятый исключить;
2) в абзаце седьмом исключить слова "кредиторской и";
3) дополнить абзацем одиннадцатым следующего содержания:
"На субсчете 173 учитываются расчеты Финансового центра Министерства образования и науки Республики Казахстан с бюджетом по средствам, поступающим на депозитный счет в счет погашения государственных образовательных и государственных студенческих кредитов или в случае возврата неосвоенных кредитных средств, которые Финансовый центр обязан в течение трех дней перечислить в доход республиканского бюджета. На суммы, подлежащие зачислению в доход республиканского бюджета, производится запись по дебету субсчета 247 "Внутреннее кредитование" и по кредиту субсчета 173, перечисление средств отражается записью по дебету субсчета 173 и по кредиту субсчета 112.".
32. Пункт 172 дополнить абзацем четвертым следующего содержания:
"На субсчете 174 учитываются расчеты по средствам, поступившим на депозитный счет Финансового центра Министерства образования и науки Республики Казахстан и используемым по назначению для предоставления государственных образовательных кредитов и государственных студенческих кредитов. При поступлении средств на депозитный счет производится запись по дебету субсчета 112 и по кредиту субсчета 174. При перечислении Финансовым центром средств по государственному образовательному кредиту и государственному студенческому кредиту юридическим лицам, осуществляющим подготовку специалистов с высшим образованием, производится запись по дебету субсчета 174 и по кредиту субсчета 247 "Внутреннее кредитование".
33. Пункт 173 изложить в следующей редакции:
"173. На субсчете 176 "Расчеты по средствам, полученным на расходы за счет спонсорской и благотворительной помощи, страховой выплаты" учитываются расчеты по средствам, поступившим в виде спонсорской и благотворительной помощи, а также в виде сумм страховой выплаты и используемым строго по целевому назначению.
Суммы, поступившие на текущий счет для спонсорской и благотворительной помощи, на текущий счет для страховой выплаты, для расходования по целевому назначению, записываются в кредит субсчета 176 и дебет субсчета 110.
По окончании финансового года общая сумма произведенных за год расходов списывается с кредита субсчета 213 в дебет субсчета 176.
Аналитический учет расчетов по отдельным видам спонсорской и благотворительной помощи и по суммам страховой выплаты ведется на карточках форма 292-а (в книге форма 292).".
34. Абзац второй пункта 174 дополнить предложениями вторым и третьим следующего содержания:
"На суммы выданной депоненту заработной платы дебетуется субсчет 177 и кредитуется субсчет 120. Сумма депонентской задолженности, по которой истек срок исковой давности, подлежащая взносу в соответствующий бюджет учитывается по дебету субсчета 177 и по кредиту субсчета 173.".
35. В пункте 175:
1) в абзаце первом после слов "кредиторами" дополнить словами "в пределах утвержденной сметы расходов";
2) в абзаце втором после слова "кредиторами" и слова "расходов" дополнить словами "в пределах утвержденной сметы расходов";
3) в абзаце третьем после слова "кредиторами" дополнить словами "в пределах утвержденной сметы расходов".
36. В абзаце пятом пункта 179 последнее предложение исключить.
37. Пункт 191 дополнить субсчетом "199 "Расчеты по внутреннему кредитованию".
38. В пункте 191-3:
1) дополнить абзацами вторым, третьим и четвертым следующего содержания:
"по социальным выплатам и социальной помощи,
по возмещению ущерба, причиненного рабочим и служащим увечьем, либо иным повреждением здоровья, связанным с исполнением ими трудовых обязанностей, в соответствии с законодательством,
по компенсациям репатриантам (оралманам) в виде единовременных пособий и возмещения расходов при самостоятельном их переселении и провоза имущества на основании актов инвентаризации, составленных в установленном нормативными правовыми актами порядке, а также реестров начисления единовременных пособий и сумм возмещения расходов при самостоятельном переселении и провоза имущества репатриантам (оралманам),";
2) дополнить абзацем седьмым следующего содержания:
"по другим трансфертам физическим лицам.";
3) абзац седьмой изложить в следующей редакции:
"Аналитический учет начисления и выплаты денежной компенсации военнослужащим на оплату расходов по содержанию жилища и коммунальных услуг ведется в карточках форма 292-а или в книге форма 292 по каждому получателю компенсации. Синтетический учет денежной компенсации военнослужащим на содержание жилища и оплату коммунальных услуг ведется в мемориальном ордере N 5 "Свод расчетных ведомостей по заработной плате и стипендиям" по форме N 405.".
39. Дополнить пунктом 192-1 следующего содержания:
"192-1. На субсчете 199 "Расчеты по внутреннему кредитованию" государственные учреждения учитывают расчеты по обязательствам внутреннего кредитования на возвратной основе.
Суммы средств, выделенных администраторам бюджетных программ на внутреннее кредитование из республиканского или местных бюджетов, отражаются соответственно по дебету данного субсчета и по кредиту субсчета 090, 100. Одновременно делается запись по дебету субсчета 200 и по кредиту субсчета 247.
Возврат средств по внутреннему кредитованию отражается записью по дебету субсчета 247 и по кредиту субсчета 199.
На субсчете 199 учитываются расчеты Финансового центра Министерства образования и науки Республики Казахстан по предоставлению заемщикам государственного образовательного кредита и государственного студенческого кредита, а также по их возврату. Перечисление Финансовым центром средств по государственному образовательному кредиту и государственному студенческому кредиту юридическим лицам, осуществляющим подготовку специалистов с высшим образованием, отражается в бухгалтерском учете записью по дебету субсчета 199 и по кредиту субсчета 112, одновременно производится запись по дебету субсчета 174 и по кредиту субсчета 247. Средства, поступающие на депозитный счет Финансового центра в счет погашения кредитов при наступлении срока возврата или в случае возврата неосвоенных кредитных ресурсов, отражаются записью по дебету субсчета 112 и по кредиту субсчета 199.
Аналитический учет по субсчету 199 ведется на карточках по форме 292-а (в книге форма 292).".
40. В пункте 195:
1) название субсчета 200 "Расходы по бюджету на содержание государственного учреждения и другие мероприятия" дополнить словами "в пределах утвержденной сметы расходов";
2) название субсчета 204 "Расходы по проектам, финансируемым за счет внешних займов" дополнить словами "и грантов";
3) дополнить субсчетом 208 "Расходы на содержание государственного учреждения и другие мероприятия сверх утвержденной сметы расходов".
41. В пункте 196:
1) в абзаце первом после слова "мероприятия" дополнить словами "в пределах утвержденной сметы расходов";
2) дополнить абзацем четвертым следующего содержания:
"В случае выделения средств из республиканского или местных бюджетов на возвратной основе (по внутреннему кредитованию) администратор бюджетных программ производит запись по дебету субсчета 200 и по кредиту субсчета 247.".
42. В пункте 198.1:
1) абзац первый изложить в следующей редакции:
"На субсчете 204 "Расходы по проектам, финансируемым за счет внешних займов и грантов" учитываются расходы, произведенные в ходе реализации проектов за счет внешних займов, и расходы за счет грантов, полученных от международных финансовых организаций и иностранных государств.";
2) абзац шестой заменить абзацами следующего содержания:
"Расходы по проектам за счет внешних правительственных займов, осуществленные в ходе освоения займов в текущем финансовом году, списываются в конце года, при этом производится запись по дебету субсчета 249 "Внешние займы и гранты" и по кредиту субсчета 204.
Расходы за счет грантов списываются по окончании финансового года с кредита субсчета 204 в дебет субсчета 249.";
3) в абзаце седьмом после слова "займов" дополнить словами "и грантов".
43. Дополнить пунктом 199 следующего содержания:
"На субсчете 208 "Расходы на содержание государственного учреждения и другие мероприятия сверх утвержденной сметы расходов" учитываются фактические расходы государственного учреждения сверх утвержденной сметы расходов, в случае невозможности возврата поставщику товаров (работ, услуг), приобретенных в долг. Если у государственного учреждения имеются фактические расходы сверх утвержденной сметы, произведенные до 1 января 2001 года, то они должны быть перенесены с субсчета 200 на субсчет 208.
Аналитический учет фактических расходов ведется в книге форма 294.".
44. В пункте 200 название субсчета 213 "Расходы по прочим средствам" изложить в следующей редакции:
"213 "Расходы за счет средств от спонсорской и благотворительной помощи, за счет страховой выплаты и прочих средств".
45. Пункт 204 изложить в следующей редакции:
"204. На субсчете 213 "Расходы за счет средств от спонсорской и благотворительной помощи, за счет страховой выплаты и прочих средств" учитываются расходы за счет средств от спонсорской и благотворительной помощи, за счет страховой выплаты и прочих средств.
На суммы израсходованных материалов, денежных средств и других расходов производятся записи в дебет субсчета 213 и кредит соответствующих субсчетов счетов "Материальные запасы", "Денежные средства", "Расчеты". По окончании года субсчет 213 закрывается путем списания расходов, произведенных в течение года, в дебет субсчета 176.
Аналитический учет расходов ведется в разрезе отдельных организаций (заказчиков) и мероприятий на многографных карточках форма 283.".
46. В пункте 209:
1) субсчет 235 "Финансирование из бюджета на расходы государственного учреждения и другие мероприятия по взаимозачету" исключить;
2) название субсчета 239 "Финансирование проектов из средств внешних займов" дополнить словами "и грантов".
47. Пункт 211 исключить.
48. В пункте 213.1 после слов "внешних займов" дополнить словами "и грантов".
49. В пункте 214:
дополнить абзацем четвертым следующего содержания:
"247 "Внутреннее кредитование".
50. Дополнить пунктом 216-1 следующего содержания:
"216-1. На субсчете 247 "Внутреннее кредитование" учитываются кредиты, выданные за счет средств республиканского или местных бюджетов на возвратной основе (по внутреннему кредитованию).
По кредиту субсчета 247 отражается сумма задолженности по выданным кредитам (по внутреннему кредитованию).
На основании платежных документов, подтверждающих возврат кредита, производится погашение кредита, при этом дебетуется субсчет 247 и кредитуется субсчет 199.
На субсчете 247 Финансовый центр Министерства образования и науки Республики Казахстан учитывает средства по государственному образовательному кредиту и государственному студенческому кредиту, перечисленные юридическим лицам, осуществляющим подготовку специалистов с высшим образованием, которые отражаются записью по дебету субсчета 174 и по кредиту субсчета 247, а также погашение кредитов при наступлении срока возврата или в случае возврата неосвоенных кредитных средств в доход республиканского бюджета, при этом на суммы, подлежащие зачислению в доход республиканского бюджета, производится запись по дебету субсчета 247 и по кредиту субсчета 173.
Аналитический учет по субсчету 247 ведется на многографных карточках форма 283.".
51. Пункт 217-1 изложить в следующей редакции:
"217-1. На субсчете 249 "Внешние займы и гранты" учитываются суммы займов, полученных для финансирования проектов в соответствии с Соглашением о займах, и суммы грантов от международных финансовых организаций и иностранных государств.
Суммы полученных займов и грантов отражаются по кредиту субсчета 249 и по дебету субсчета 113 "Специальный счет по внешним займам и грантам".
Суммы расходов, произведенных в ходе освоения внешних
правительственных займов в текущем финансовом году, списываются в конце
года с кредита субсчета 204 в дебет субсчета 249.
Суммы израсходованных грантов по окончании финансового года
списываются с кредита субсчета 204 в дебет субсчета 249.
Аналитический учет по субсчету 249 по видам займов и банкам-донорам,
предоставившим их, и по грантам ведется на многографных карточках форма
283.".
52. В пункте 229:
1) в абзаце двенадцатом слова ", при этом кредитуются соответствующие
субсчета материалов и расчетов." исключить;
2) дополнить абзацем тринадцатым следующего содержания:
"При этом, кредитуются соответствующие субсчета материалов и
расчетов.".
53. В приложении 2 "Корреспонденция субсчетов по основным
бухгалтерским операциям" к указанной инструкции:
1) в пункте 61.1 после слова "займам" дополнить словами "и грантам";
2) пункты 71 и 72 исключить;
3) дополнить пунктами 91-1, 91-2, 91-3 следующего содержания:
"91-1 Открытие аккредитива для расчетов с поставщиками", в графе по дебету - "130", в графе по кредиту - "090, 096, 100, 110, 111";
"91-2 Поступление материальных ценностей от поставщика в счет открытого аккредитива", в графе по дебету - "013-019, 040, 060-067, 069, 070", в графе по кредиту - "130".
Одновременно при оприходовании активов (основных средств) и малоценных и быстроизнашивающихся предметов производится вторая запись", в графе по дебету - "200, 211, 213", в графе по кредиту - "250, 260";
"91-3 Возврат неиспользованного остатка аккредитива", в графе по дебету - "090, 096,100, 110, 111", в графе по кредиту - "130";
4) в пункте 124 слова "сбора на социальное обеспечение" заменить словами "начисленного социального налога";
5) пункты 125 и 126 исключить;
6) пункт 127 изложить в следующей редакции:
"127 Выплата пособий по обязательному социальному обеспечению", в графе по дебету - "159", в графе по кредиту - "171";
7) пункт 129 исключить;
8) в пункте 130 после слова "детей" дополнить словами "в школах-интернатах и";
9) в пункте 138 слова "кредиторской и" исключить, в графе "по дебету" цифру "178" исключить;
10) дополнить пунктом 138-1 следующего содержания:
"138-1 Списание сумм кредиторской задолженности, по которым истек
срок исковой давности, в графе по дебету - "178", в графе "по кредиту" -
"140, 230";
11) дополнить пунктами 155-1 и 155-2 следующего содержания:
"155-1 Перечисление средств, выделенных по внутреннему кредитованию
на возвратной основе", в графе по дебету - "199", по кредиту - "090".
Одновременно производится вторая запись на сумму выделенных средств
по внутреннему кредитованию на возвратной основе", в графе по дебету -
"200", по кредиту - "247".
155-2 Возврат средств по внутреннему кредитованию", в графе по
дебету - "247", по кредиту - "199";
12) в пунктах 159.1 и 162.1 после слова "займов" дополнить словами "и
грантов";
13) в пункте 171.1 после слов "на возвратной основе" дополнить
словами "и грантов".
54. В приложении 3 к указанной инструкции форму 405 "Мемориальный
ордер 5" изложить в новой редакции согласно приложению 1.
________________________________________ Приложение N 1
Наименование государственного учреждения к приказу Комитета казначейства
(централизованной бухгалтерии) Министерства финансов
Республики Казахстан
за 18 мая 2001 г. N 260
Мемориальный ордер 5
за __________200___ г.
Свод расчетных ведомостей по заработной плате и стипендиям
Форма 405
-----------------------------------------------------
Дебет Кредит
субсчета субсчета Сумма
-----------------------------------------------------
Начислено заработной платы 200 180
" " " 211 180
Начислено стипендий 200 181
Начислено пособий по
временной нетрудоспособности,
по беременности и родам 171 180
Удержано с дохода каждого
физического лица начисленные
обязательные пенсионные
взносы 180 198
Удержано налогов 180 173
Суммы: депонированной
заработной платы, 180 177
..........................
..........................
Удержано за товары, проданные
в кредит 180 182
Удержано по безналичным
перечислениям на счета по
вкладам 180 183
Удержано по договорам
добровольного страхования 180 184
Удержано по безналичным
перечислениям суммы членских
профсоюзных взносов 180 185
Удержано по ссудам банка 180 186
Удержано по исполнительным
документам и прочим
удержаниям 180 187
..........................
..........................
..........................
Исчислено социального налога 200 159
" " " 211 159
...........................
...........................
Всего
---------------------------------------------------
Главный бухгалтер _________________ ______________________
(подпись) (расшифровка подписи)
Исполнитель _____________ ___________ _____________________
(должность) (подпись) (расшифровка подписи)
Оборотная сторона формы N 405
---------------------------------------------------------------------------
Учреждение, программа N Начислено
подпрограмма бюджет- ве-
ной классификации до- штатным работникам нештатным
Виды средств от реал. мос- (по отдельным видам) работникам
пл.услуг ти
Наименование об- по по
служиваемых государ- специ- специ-
ственных учреждений всего фике фике
---------------------------------------------------------------------------
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
---------------------------------------------------------------------------
Продолжение таблицы
---------------------------------------------
Начислено !Удержано !
---------------------------------------------
пособия по временной Итого аванс !
нетрудоспособности начислено за 1-ю !
половину !
дни сумма месяца !
---------------------------------------------
11 12 13 14 !
---------------------------------------------
Продолжение формы N 405
---------------------------------------------------------------------------
Удержано
---------------------------------------------------------------------------
обязательные подоход. по испол- за товары, по без-
пенсионные налог с нитель- куплен- наличным
взносы в физ.лиц, ным до- ные в перечисле-
накопитель- удерж.у кументам кредит ниям сумм
ные пенсион- источника членских
ные фонды выплаты профсоюз-
ных взносов
---------------------------------------------------------------------------
15 16 17 18 19 20 21 22 23
---------------------------------------------------------------------------
Продолжение таблицы
------------------------------------------------------------
Удержано Сумма к Исчислено !
выдаче социального !
выплаты всего налога !
в меж- удержано кредит !
расчет- !
ный !
период !
-------------------------------------------------------------
24 25 26 27 28 29 !
-------------------------------------------------------------
(Специалисты: Склярова И.В.,
Умбетова А.М.)