Сноска. Утратило силу постановлением акимата Жамбылской области от 30.01.2014 № 2.
В целях реализации Закона Республики Казахстан "О социальной и медико-педагогической коррекционной поддержке детей с ограниченными возможностями" акимат области ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Утвердить прилагаемое "Положение об отделении социальной помощи на дому по социальному обслуживанию детей с ограниченными возможностями".
2. Акимам г. Тараз и районов определить уполномоченным органом по социальной помощи на дому по социальному обслуживанию детей с ограниченными возможностями управления труда, занятости и социальной защиты населения и внести соответствующие изменения в их структуру штатной численности.
3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Акима области Байбекова М.Н.
Аким области С. Умбетов
Утверждено
постановлением акимата Жамбылской области
от 31 июля 2003г. № 112 "Об утверждении
Положения об отделении социальной помощи
на дому по социальному обслуживанию детей
с ограниченными возможностями
ПОЛОЖЕНИЕ
об отделении социальной помощи на дому по социальному обслуживанию детей с ограниченными возможностями
Настоящее Положение определяет общий порядок социального обслуживания на дому детей с ограниченными возможностями в соответствии с Законом Республики Казахстан "О социальной и медико-педагогической коррекционной поддержке детей с ограниченными возможностями".
1. Общие положения
1. Социальное обслуживание на дому предоставляется детям с ограниченными возможностями из числа инвалидов, нуждающимся в постороннем уходе по заключению психолого-медико-педагогической консультации (далее - ПМПК).
2. Создание отделений социальной помощи на дому
2. Для социального обслуживания в надомных условиях детей с ограниченными возможностями создаются отделения социальной помощи на дому (далее - отделения социальной помощи).
3. Отделения социальной помощи могут быть структурными подразделениями территориального центра социального обслуживания, или дома-интерната, или являются самостоятельными с подчинением районному, городскому управлению (отделу) труда, занятости и социальной защиты населения. При наличии нескольких отделений социальной помощи они создаются и работают по территориальному принципу.
4. Отделения социальной помощи создаются, реорганизуются, ликвидируются приказом территориального центра социального обслуживания или дома-интерната или районного, городского управления (отдела) труда, занятости и социальной защиты населения.
5. Отделения социальной помощи могут размещаться в помещениях территориальных центров, домов-интернатов или управлений (отделов) труда, занятости и социальной защиты населения или других, выделяемых акиматами помещениях, со всеми видами коммунального благоустройства, телефонами.
6. В своей деятельности отделения социальной помощи руководствуются приказами и инструктивными материалами Министерства труда и социальной защиты населения, областного управления труда, занятости и социальной защиты населения, а также настоящим Положением.
7. Оперативное руководство и контроль за работой отделений социальной помощи, оказание организационно-методической помощи осуществляет областное управление труда, занятости и социальной защиты населения, городские (районные), управления (отделы) труда, занятости и социальной защиты населения.
3. Основные задачи
8. Основными задачами отделений социальной помощи являются выявление и учет детей с ограниченными возможностями, нуждающихся в постороннем уходе и предоставление им необходимых социальных услуг, в том числе:
1) оказание помощи семьям, воспитывающим детей с ограниченными возможностями в решении проблем по воспитанию, уходу за детьми, организации их быта, досуга;
2) содействие в получении государственной социальной, медицинской, консультативной и иной помощи, предоставлении специальных социальных, социально-бытовых и других видов услуг, решении вопросов защиты прав и интересов детей с ограниченными возможностями, семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями;
3) оказание социальной помощи на дому детям с ограниченными возможностями, нуждающимся в постороннем уходе.
4. Основные направления деятельности отделений социальной помощи на дому
9. Отделения социальной помощи на дому в соответствии с настоящими правилами осуществляют следующие основные направления деятельности:
1) совместная работа с органами здравоохранения, образования, общественными организациями по своевременному выявлению детей с ограниченными возможностями, нуждающихся в предоставлении специальных социальных услуг и их учет;
2) обследование жилищно-бытовых условий семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями с целью установления потребности, определения конкретного вида и формы помощи, составление карты индивидуального обслуживания совместно со специалистами психолого-медико-педагогической консультации;
3) обслуживание социальными работниками на дому детей с ограниченными возможностями, нуждающихся в уходе;
4) оказание помощи семьям, воспитывающим детей с ограниченными возможностями в обучении ребенка двигательным и социальным навыкам, (одевание, умывание, умение пользоваться столовыми приборами, обращаться с деньгами, делать покупки и приготавливать пищу, пользоваться телефоном, транспортом и так далее);
5) оказание содействия семьям, воспитывающим детей с ограниченными возможностями в получении материальной, медицинской, юридической, психолого-педагогической, социально-бытовой и иной необходимой помощи;
6) выявление у детей с ограниченными возможностями и их родителей социальных трудностей, оказание помощи в их преодолении, привлечение в необходимых случаях с целью содействия в получении консультации специалистов юристов, психологов, педагогов и других;
7) организация досуга ребенка в зависимости от возраста и состояния здоровья (игры, чтение книг, их обсуждение, организация библиотечного обслуживания и другое);
8) обучение родителей ребенка практическим навыкам общего ухода за больным ребенком;
9) оказание психологической помощи ребенку и родителям;
10) консультации семьи и обучение приемам занятий с ребенком (общению, взаимодействию);
11) содействие в оформлении документов для установления опеки, попечительства, назначения пособий, определения в дома-интернаты или территориальные центры и других видов помощи;
12) организация медицинского обслуживания, в частности вызов врача на дом, сопровождение в поликлинику;
13) содействие в обеспечении протезно-ортопедическими изделиями, техническими и иными средствами, и других видов социальной помощи;
14) обучение ребенка навыкам самообслуживания, поведения дома и вне дома, самоконтроля и общения;
15) помощь в двигательном развитии;
16) оказание первой медицинской помощи в экстренных случаях;
17) работа с родителями в целях реализации реабилитационных мероприятий и адаптации ребенка в семье;
18) оказание консультативной помощи, в том числе по вопросам предоставления государственных социальных пособий, других видов пособий;
19) содействие в оформлении документов на оказание адресной социальной помощи;
20) установление и поддержание связи с комитетами Красного Полумесяца и Красного Креста, другими общественными организациями, благотворительными фондами с целью привлечения их к оказанию спонсорской помощи семьям, воспитывающим детей с ограниченными возможностями из числа малообеспеченных.
5. Права отделений социальной помощи на дому
10. Отделения социальной помощи имеют право:
1) устанавливать перечень и объем предоставляемых отделением социальной помощи услуг, определять нагрузку социальному работнику;
2) содействовать защите прав и интересов обслуживаемых граждан в представительных и исполнительных органах и других структурах;
3) выносить на рассмотрение органов труда, занятости и социальной защиты населения состояние работы по социальной поддержке детей с ограниченными возможностями;
4) обращаться с ходатайством к руководителям организаций, независимо от форм собственности, по вопросам оказания материальной помощи детям с ограниченными возможностями.
11. Социальные работники, в том числе заведующие отделениями, обеспечиваются проездными билетами для проезда на общественном транспорте общего пользования или денежной компенсацией в размере их стоимости за счет средств местного бюджета, предусмотренных на эти цели в расходах по содержанию отделения социальной помощи на дому.
6. Условия и порядок функционирования отделения социальной помощи
12. Отделения социальной помощи создаются при наличии на обслуживании 80 и более детей с ограниченными возможностями.
При необходимости в крупных городах и населенных пунктах несколько отделений могут объединяться в одно.
Там, где наличие детей с ограниченными возможностями, нуждающихся в социальном обслуживании, не позволяет создать отделение, должность социального работника по уходу за детьми с ограниченными возможностями может вводиться в штат отделения социальной помощи на дому, обслуживающего одиноких престарелых и инвалидов.
Социальная помощь детям с ограниченными возможностями может быть индивидуальной или групповой, то есть в отделениях дневного пребывания.
13. Число штатных единиц социальных работников устанавливается в зависимости от количества обслуживаемых детей, из расчета, что один социальный работник обслуживает 6 детей. В отдельных случаях, с учетом степени отклонений в развитии ребенка и двигательной активности, нагрузка на социального работника по уходу может быть 4-5 детей. Если в семье двое или более детей с ограниченными возможностями, нуждающихся в обслуживании, каждый ребенок учитывается как отдельное лицо.
При численности обслуживаемых более 160 человек отделению социальной помощи положен автомобиль, который выделяется за счет средств местного бюджета (или разрешается аренда автотранспорта), вводится должность водителя.
Должность бухгалтера вводится при наличии 3-х и более отделений социальной помощи.
14. График работы, число обслуживаемых, кратность посещения и объем предоставляемых услуг социальным работником устанавливаются заведующим отделением социальной помощи по согласованию с руководством территориального центра, дома-интерната или городским (районным) управлением, (отделом) труда, занятости и социальной защиты населения.
Посещение социальным работником одного обслуживаемого должно осуществляться 2-3 раза в неделю.
7. Порядок приема на надомное обслуживание
15. На надомное обслуживание принимаются дети с ограниченными возможностями, нуждающиеся по заключению ПМПК в постороннем уходе.
16. Прием на надомное обслуживание детей с ограниченными возможностями производится по решению директора территориального центра или дома-интерната или начальника городского (районного) управления (отдела) труда, занятости и социальной защиты населения или его заместителя, курирующего вопросы социальной защиты населения.
Основанием для приема на надомное обслуживание являются следующие документы: заявление, заключение ПМПК о необходимости постороннего ухода, медицинская карта, справка отдела медико-социальной экспертизы (МСЭ) (об инвалидности), акт обследования материально-бытовых условий по прилагаемым формам.
17. Противопоказанием к принятию на надомное обслуживание являются:
инфекционные, венерические, карантинные заболевания, бактерионосительство, активные формы туберкулеза, иные тяжелые заболевания, требующие лечения в специализированных организациях здравоохранения.
18. Снятие с обслуживания производится по личному заявлению родителей или в случае определения ребенка в дом-интернат и по другим причинам.
8. Руководство отделением социальной помощи на дому
19. Отделение социальной помощи возглавляет заведующий, который назначается приказом директора территориального центра или дома-интерната, или городского (районного) управления (отдела) труда, занятости и социальной защиты населения.
20. Заведующий осуществляет свою работу в соответствии с должностными обязанностями, определяемыми в соответствии "Квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и других служащих служб социального обеспечения и занятости", утверждаемым Центральным уполномоченным органом по труду и социальной защиты населения.
21. Заведующий отделением несет персональную ответственность за факты хищения и порчи вверенного ему имущества отделения социальной помощи на дому.
22. Отделения социальной помощи работают в тесном контакте с организациями образования и здравоохранения, другими организациями.
9. Порядок организации социальной помощи
23. Обслуживание детей с ограниченными возможностями проводится по индивидуальной программе, которая разрабатывается с участием специалистов психолого-медико-педагогической консультации. В зависимости от состояния здоровья ребенка, двигательной активности определяется объем услуг, предоставляемых отделением социальной помощи и нагрузка на социального работника.
24. Услуги, оказываемые социальными работниками детям с ограниченными возможностями, предоставляются бесплатно на основании договора, заключаемого между отделением социальной помощи на дому и родителями ребенка с ограниченными возможностями.
Договор составляется в 2-х экземплярах, один из которых выдается родителям, второй остается в отделении социальной помощи на дому.
25. Социальные работники, в том числе принимаемые на работу, проходят медицинский осмотр с предоставлением данных флюорографического обследования, заключения дерматолога и терапевта. Периодичность медосмотров устанавливается органами здравоохранения.
26. Социальные работники по уходу выполняют свою работу в соответствии с должностными обязанностями, определяемыми «Квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и других служащих служб социального обеспечения и занятости», утверждаемым Центральным уполномоченным органом по труду и социальной защиты населения.
27. Организация социального обслуживания регламентируется планом работы, графиками и расписаниями.
10. Финансирование отделений социальной помощи
28. Финансирование отделений социальной помощи осуществляется за счет средств местных бюджетов и иных источников, не запрещенных законодательством Республики Казахстан.
Расходование денежных средств осуществляется строго в соответствии с утвержденной сметой.